Научная статья на тему 'Тактики стратегии волеизъявления, выраженные междометными высказываниями'

Тактики стратегии волеизъявления, выраженные междометными высказываниями Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
317
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДОМЕТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ / ТАКТИКА ПРИКАЗА / ТАКТИКА ЗАПРЕТА / ТАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ТАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ / INTERJECTION UTTERANCES / VOLITIONAL STRATEGY / ORDER TACTIC / PROHIBITION TACTIC / WARNING TACTIC / ATTENTION TACTIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шалунова Мария Юрьевна

Статья посвящена анализу стратегии волеизъявления и ее тактикам, осуществляемых междометными высказываниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REALIZING VOLITIONAL STRATEGIES BY INTERJECTIONAL UTTERANCES

The aim of the given article is to analyze the tactics verbalized by interjectional utterances in towards effectuation of volitional strategies

Текст научной работы на тему «Тактики стратегии волеизъявления, выраженные междометными высказываниями»

17. Swales, J. Research Genres: Exploration and Applications [Text] / J. Swales. - Cambridge : Cambridge University Press, 2004. - 314 p.

18. Voller, P. Does a teacher have a role in autonomous language learning? [Text] / P. Voller // In autonomy and Independence in Language Learning, P. Benson and P. Voller (Eds.). - London : Longman, 1997. - P. 98-113.

19. Waters, M. Study Tasks in English [Text] / M. Wa-

ters, A. Waters. - Cambridge : Cambridge University Press, 1995. - 214 p.

20. Wenden, A. Incorporating learner training in the classroom [Text] / A. Wenden, J. Rubin (Eds.) // Learner Strategies in Language Learning. - Englewood Cliffs, NJ : Prentice Hall, 1987. - P. 259-168.

УДК 81367.628 ББК 81

М.Ю. Шалунова

ТАКТИКИ СТРАТЕГИИ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫЕ МЕЖДОМЕТНЫМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ

Статья посвящена анализу стратегии волеизъявления и ее тактикам, осуществляемых междометными высказываниями.

Ключевые слова: междометные высказывания; стратегия волеизъявления; тактика приказа; тактика запрета; тактика предупреждения; тактика привлечения внимания

M.Yu. Shalunova

ON REALIZING VOLITIONAL STRATEGIES BY INTERJECTIONAL UTTERANCES

The aim of the given article is to analyze the tactics verbalized by interjectional utterances in towards effectuation of volitional strategies

Key words: interjection utterances; volitional strategy; order tactic; prohibition tactic; warning tactic; attention tactic

Язык - сложный инструмент, используя который говорящий стремится воздействовать на восприятие своего собеседника, изменить и структурировать его картину мира. Для достижения своей цели субъект речевого взаимодействия прибегает к разнообразным средствам и приемам, которые, как правило, варьируются в зависимости от ситуации, от личностных особенностей партнеров, их коммуникативного опыта и которые, обладают разной степенью эффективности. Речь идет о так называемых речевых тактиках - действиях, «которые способствуют реализации стратегии» [Иссерс, 2008, с. 110].

Согласно ЛЭС, основной функцией, которую осуществляют в речи междометные высказывания, является функция выражения «эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность» [ЛЭС, 1990, с. 290]. Из определения следует, что прибегая к использованию междометных высказываний, субъект речевого взаимодействия способен не только сообщить собеседнику о своем

эмоциональном состоянии, но также побудить его к осуществлению либо к прекращению тех или иных действий в соответствии со своей волей или своими желаниями.

Наблюдение за реальными процессами речевого общения позволили нам выделить следующие стратегии, реализуемые говорящим с помощью междометных высказываний: стратегию оценочно-

эмоционального воздействия и стратегию волеизъявления.

Ведущей стратегией, осуществляемой говорящим с помощью междометных высказываний, является стратегия оценочноэмоционального воздействия. Данная стратегия реализуется, как правило, с

помощью эмоциональных междометий. В качестве вторичной стратегии выступает стратегия волеизъявления, осуществляемая императивными (от лат. imperativus

- повелительный) междометными

высказываниями.

Целью данной статьи является анализ тактик, которые реализуют междометные

высказывания в рамках стратегии волеизъявления.

Большой Толковый словарь русского языка определяет волеизъявление как «проявление собственной воли, желания» [БТСРЯ, 1998, с. 146].

Из определения следует, что специфика стратегии волеизъявления заключается в воздействии на партнера по коммуникации, в побуждении его к действиям в соответствии с желаниями и волей адресанта. Данная тактика реализуется в ряде тактик, к которым относятся: 1) тактика запрета, 2) тактика приказа, 3) тактика предостережения, 4) тактика привлечения внимания. Рассмотрим данные тактики более подробно.

Тактика запрета. Цель данной тактики

- запретить адресату совершить какое-либо действие, которое может быть неугодным говорящему или которое может навредить, с его точки зрения, собеседнику. Рассмотрим следующий пример:

(1) - Как ты смеешь драться? Ты не смеешь бить женщину. Она больная, а ты ее еще толкаешь! Позови смотрителя! - кричали арестантки.

- Цыц/ - крикнул на них солдат.

- Что цыц! Нечего. Всех не прибьешь. Позови смотрителя.

Солдат плюнул и вышел [Лесков, 1956, с. 16].

Молодой солдат пытается отобрать у арестантки умершего ребенка. Получив сопротивление, парень ударяет Анастасию, чем вызывает недовольство других арестанток. При помощи междометного выказывания Цыц солдат реализует тактику запрета: требует замолчать.

Анализ материала показывает, что позиции участников данной коммуникативной тактики несимметричны. Как правило, человек, который запрещает что-либо, ставит себя в более сильную позицию по отношению к своему собеседнику, косвенно осуществляя власть над ним.

Тактика предупреждения. Под

предупреждением понимается

предупреждающее замечание, уведомление, взыскание [РТС, 1994, с. 502]. Говорящий, прибегая к данной тактике, стремится заранее известить своего собеседника о чем-либо. Например, уберечь от опасности, неприятного

разговора или ситуации и т. д. Рассмотрим следующий пример:

(2) - Это отбило у Тома охоту продолжать разговор. Вдруг он схватил товарища за руку:

- Тсс!

- Что там такое, Том? [Марк Твен, 2007, с. 59]

В приведенном примере (2) Том, услышав какой-то звук, предупреждает товарища об опасности, используя междометное высказывание Тсс. Мотивом применения данной тактики служит стремление Тома закончить данный разговор, чтобы остаться незамеченными и не попасть в неприятную ситуацию.

Заметим, что для осуществления тактики приказа, говорящий использует не только императивные междометия, но и эмоциональные. Например:

(3) «Я вот считаю, что в два года ребенку спокойно можно донести, что мама сердита, просто поменяв интонацию. Вот Аришке годик, и я не ее мама, но она меня прекрасно понимает! Если она лезет к розетке, а я говорю: Ариша, ай!» строго испуганным голосом, то она сразу понимает, что туда лезть не стоит...» [Форум родителей, 2009].

Тактика приказа. В Толковом словаре русского языка слово приказ определяется как «официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению» [РТС, 1994]. В Советском Энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Приказ - в вооруженных силах письменное или устное распоряжение начальника подчиненными, являющееся для них законом» [СЭС, 1987, с. 1059].

Судя по толкованиям, в основе данного речевого акта лежит желание говорящего добиться от адресата определенных действий, в соответствии со своими желаниями.

При этом хотелось бы отметить, что позиции участников приказа являются несимметричными: адресант ставит себя

в более сильную позицию и обладает полномочиями требовать от адресата исполнения определенных действий. Адресант, в свою очередь, находится в более слабой позиции и поэтому, как правило, не име-

ет права ослушаться. Рассмотрим данную тактику на следующих примерах:

(4) - Ну так мы будем .... Беседовать, или типа того? - спросил Фрэнк, хотя он не был уверен, стоит ли вообще утруждаться и что-то говорить.

- Шшш! - мистер Уэй тут же заткнул его, немного поморщившись, и по его лицу было заметно, что он чем-то недоволен [Акимов, 2009].

Пример (4) иллюстрирует тактику приказа. С помощью междометного высказывания Шшш мужчина добивается от молодого человека тишины. Фрэнк, обладая определенным коммуникативным опытом, правильно интерпретировал данное высказывание и больше не произнес ни слова.

(5) - Cate?

- Shuhs! -1 said, kissing his nose. - Don t you want to [Carmenica Diaz, 2004].

В приведенном примере коммуникативная ситуация происходит между двумя влюбленными. Девушка, используя междометное высказывание Shuhs, также осуществляет тактику приказа. Героиня приказывает своему собеседнику не задавать лишних вопросов и довериться ей.

Тактика привлечения внимания. Специфика данной тактики заключается в сообщении партнеру по коммуникации о своем эмоциональном и физическом состоянии. Прибегая к данной тактике говорящий желает указать партнеру по коммуникации: со мной что-то произошло и мне необходима твоя помощь, обрати на меня внимание.

Как показывает эмпирический материал, говорящий осуществляет данную тактику, когда испытывает такие эмоции, как радость, печаль, тревогу, досаду и т. п. или физическую боль. Рассмотрим следующие примеры:

(6) Г.И. - Костенька, что случилось? Расскажи мне все. Я же твоя мама. Расскажи мне.

К. - Эх. Да ничего. Просто .... Эх.

Г.И. - Что?

Н.П. - Ну, что ты не врубаешься что ли? Ничего... Просто.... Эх .... Он женат! [Воронины, серия 16].

В данном примере мы можем наблюдать тактику привлечения внимания. Константин, испытывая чувство досады, привлекает внимание матери (Галины Ивановны),

используя междометное высказывание Эх. Галина Ивановна сразу поняла, что ее сын чем-то обеспокоен. Отложив все дела, она начинает расспрашивать о причинах его душевного терзания.

(7) - Ой-ой-ой-ой-ой/

- Винни, Винни?

- Помогите/ Спасите/

- Винни, что с тобой? [Винни Пух, 1971].

Медвежонка Пуха атаковали пчелы за

то, что он воровал у них мед. Используя междометное высказывание Ой-ой-ой-ой, Винни привлекает внимание своего друга, который понимает, что с Пухом что-то случилось, и ему нужна помощь.

(8) G. - We wanted to exchange our cash for

diamonds, and the fence showed up with diamonds.....God!

B. - Booth/

B. - Not until she’s finished, you understand? What happened? [Bones 8, episode 20].

В данном примере (8) реализована тактика привлечения внимания. Агент ФБР допрашивает девушку, которая получила тяжелую травму во вовремя ограбления. С помощью междометного высказывания God она сообщает, что ей очень больно, привлекая тем самым внимание доктора Бреннан. Бреннан понимает, что девушка испытывает страшные муки, и просит агента ФБР прекратить допрос.

Материал показывает, что тактика привлечения внимания осуществляется, как правило, группой эмоциональных междометий. Говорящий осуществляет выбор единицы для реализации данной тактики на подсознательном уровне, спонтанно. Однако заметим, что в некоторых случаях говорящий осознанно выбирает то или иное междометное высказывании. Например:

(9) - А/ Ай/ Ой/ Черт/ Ай, рука болит-то как/

- Что случилось? Укололся, когда крестиком вышивал? [Воронины, серия 108].

Костя с перебинтованной рукой смотрит футбольный матч со своими друзьями. Накануне он, заигрывая с Верой, упал с кровати и сильно ушиб руку. Желая привлечь внимание друзей, чтобы похвастаться его «первым секс-ранением», он использует междометные высказывания А, Ай, Ой, Черт, Ай. Константин добивается своей цели: друзья

прекращают смотреть футбольный матч и вступают с ним в разговор.

Если говорить о позициях, которые занимают адресат и адресант, реализующие тактики запрета, приказа, предостережения и тактики привлечения внимания, то они, как правило, неравнозначны. Человек, который реализует данные речевые акты, находится в более «сильной позиции» по отношению к своему собеседнику. В случае запрета и приказа говорящий является для адресанта «авторитетом». Адрест, находясь в более слабой позиции, как правило, не имеет право ослушаться своего собеседника.

Итак, в результате анализа материала с позиции дискурсивно-стратегического подхода нами было установлено, что междометия, как и другие единицы, способны выполнять в речи прагматическую нагрузку, осуществлять ряд стратегий и тактик. Любой носитель языка, обладая определенным коммуникативным опытом, интуитивно понимает, для реализации какой стратегии и тактики ему необходимо выбрать то или иное междометное высказывание. С помощью них говорящий не только выражает свои эмоции, т. е. реализует оценочно-эмоциональную стратегию, но и побуждает собеседника к осуществлению той или иной деятельности, т. е. выполняет стратегию волеизъявления, осуществляемую такими тактиками, как: тактикой запрета, тактикой приказа, тактикой предупреждения, тактикой привлечения внимания.

Библиографический список

1. Акимов, М. Несовершеннолетний [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа : http://vk.com/ notes111480085?oífset=40 (дата обращения : 25.05.2012).

2. БТСРЯ - Большой Толковый словарь Русского языка [Текст] / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2000. - 1536 с.

3. Винни Пух [Видеозапись] / реж. Ф. Хитрук; Союзмультфильм, 1971.

4. Воронины [Видеозапись] / реж. А. Жигалкин; в ролях Г. Дронов, Е. Волкова, С. Дужников [и др.]; ГудСториМедиа, Леан - М. : СТС, 2009.

5. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - 5-е изд. -М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 288 с.

6. Лесков, Н.С. Собрание сочинений [Текст] : в XI т. - М. : Гос. изд-во худ. лит., 1956. - Режим доступа: http://az.lib.rU/l/leskow_n_s/text_0022-1.shtml (дата обращения : 10.09.2011).

7. ЛЭС - Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - М., 2002. - 709 с.

8. Лопатин, В.В. Русский толковый словарь [Текст] / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Рус. Яз., 1994, - 832 с.

9. Сериал «Кости» [Видеозапись] / реж. Харт Хэнсон; в ролях Эмили Дешанель, Дэвид Бореаназ, Микаэла Конлин, Эрик Миллеган; Fox, 2012.

10. СЭС - Советский Энциклопедический словарь [Текст] / науч.-ред. совет: А.М. Прохоров (пред.), - М. : Советская Энциклопедия, 1981, - 1600 с.

11. Твен Марк Приключения Тома Сойера [Текст] / Твен Марк. - М. : Самовар, 2007. - 207 с.

12. Форум родителей Шлепали ли Вы своего ребенка за провинность? [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kid.ru/forum/txt/index.php/ t34740-200.html (дата обращения : 11.12.2011).

13. Carmenica Diaz, Catherine Lawrence [Electronic resource]. - URL : http://www.storysite.org/story/cathe-rinelawrence~15.html (дата обращения : 05.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.