д) на выбор.
Задание 8. Подготовьтесь к устному публичному выступлению (2-3 минуты), используя 10 различных риторических фигур и тропов, 2-3 интересных и показательных факта на одну из предложенных тем (см. ниже).
1) «Глаза» и «уши» рекламы.
2) Зачем нужны отметки в вузе?
3) Речь в защиту русского языка.
4) У природы нет плохой погоды.
5) «Спасибо тому, благодаря чему мы несмотря ни на что».
6) Твои путеводители по книге.
7) Ода улыбке.
8) Каков активный отдых?
9) Как прожить в России без денег?
10) Бизнесмены: что это за люди?
11) Легко ли быть спортсменом?
12) «Я помню чудное мгновенье...».
13) «Разговор - это здание, которое строят совместными усилиями» (А. Моруа).
14) Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать» (Л. Толстой).
15) «Пустячные законы порождают великие преступления» (Овидий).
16) «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество» (К. Гельвеций).
17) «Государство не виновато, если правитель плох» (Еврипид).
18) «Почти всегда скромность прямо пропорциональна талантливости» (Г. Плеханов).
19) «Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия».
Подобного рода задание способствует отработке и совершенствованию навыков, связанных с поиском актуальной и интересной для потенциальных слушателей информации и словесным украшением создаваемого высказывания с учетом тематики выступления, его цели и задач, особенностей аудитории.
В результате выполнения данных заданий, особенно реализуемых устно, целесообразно организовывать коллективное обсуждение, включающее конструктивную критику, что также будет способствовать совершенствованию ораторских умений. Кроме того, полезен публичный самоанализ, чему способствует просмотр видеозаписи своего выступления: студент видит себя «со стороны» и может объективно оценить достоинства и недостатки.
Также отметим, что в рамках подготовки будущих ораторов хорошо себя зарекомендовали задания на отработку устно-речевых средств выразительности:
• Произношение сложных сочетаний звуков (птка/птки/птке/птку; ктпа/ктпи/ктпе/ктпу и др.) и скороговорок, способствующих четкости дикции (Расчувствовавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в Константинополе. Девочка упала с подвыподвертом и опрокинула пакет из-под попкорна).
• Произношение фраз с различным логическим ударением и интонационным рисунком.
Например: Произнесите фразы, придавая им прямой и противоположный смысл при помощи интонации:
Рад вас видеть. Спасибо за комплимент. Спасибо за работу. Очень вам признателен. Я в восторге. С удовольствием. Спасибо, мне было приятно ваше внимание. Мне это очень нравится. Приятно было с вами поговорить.
• Задания по работе с пантомимикой (передайте информацию только мимикой и жестами, проанализируйте пантомимику оратора, оцените ее уместность, определите содержание речи по пантомимике (без звука), и сравните, просмотрев фрагмент со звуком, насколько точно удалось это сделать).
Подобные задания акцентируют внимание студентов не только на содержательной стороне ораторской речи, но и на невербальных её компонентах, что способствует формированию у будущих специалистов целостного представления об искусстве публичного выступления и его значимых составляющих.
Выводы. Таким образом, выстроенная система работы по формированию и совершенствованию ораторских умений с применением различных типов заданий может успешно использоваться в рамках обучения студентов разных направлений и профилей подготовки с учетом их специфики.
Литература:
1. Русский язык и деловое общение: учебное пособие: текст. электрон. изд. / Л.В. Гордеева, И.В. Журавлева, Т.Ю. Зотова, А.П. Суркова; под общ. ред. Т.Ю. Зотовой, А.П. Сурковой; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Кузбас. гум.-пед. ин-т Кемеров. гос. ун-та. - Электрон. текст. дан. - Новокузнецк: КГПИ КемГУ, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук Зотова Татьяна Юрьевна
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Суркова Анастасия Павловна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПЕДАГОГА
Аннотация. В данной статье представлен практический опыт обучения студентов (будущих педагогов) и развития их профессиональных коммуникативных умений. По мнению авторов, конструктивный характер педагогического взаимодействия обусловлен выбором уместных речевых средств, которые применяет учитель в ситуациях профессиональной практики. В связи с этим авторы рассматривают понятие «педагогическое воздействие» и характеризуют такие его разновидности, как монологическое и диалогическое. В рамках монологического воздействия педагога акцентируют внимание на императивной и манипулятивной стратегиях. В качестве наиболее оптимального отмечается воздействие диалогическое (взаимодействие). В работе особое внимание уделено специфике типичных тактик речевого
воздействия. Отдельно рассматриваются тактики, характерные для ситуаций педагогического спора и комических жанров речи учителя. В статье детально анализируются конструктивные и деструктивные тактики воздействия с их примерами. Профессионализм современного педагога предполагает, по мнению авторов, четкое видение границы между названными тактиками, понимание того факта, что деструктивные приемы воздействия зачастую провоцируют недопонимание и конфликтность между учителем и учениками, мешают реализации целей и задач урока. В свою очередь, в статье отмечается, что конструктивные тактики педагогического воздействия способствуют развитию доброжелательных взаимоотношений в классе. Кроме того, они помогают не допускать напряженности и конфликтов и облегчают достижение педагогических задач. Статья содержит конкретные образцы аналитических, аналитико-конструктивных и творческих заданий с их анализом и примерами выполнения.
Ключевые слова: педагогическое воздействие, конструктивные и деструктивные тактики воздействия учителя, профессиональная коммуникация педагога, коммуникативные умения учителя, виды коммуникативных заданий.
Annotation. This article presents the practical experience of teaching students (future teachers) and developing their professional communication skills. According to the authors, the constructive nature of pedagogical interaction is due to the choice of appropriate speech means that the teacher uses in situations of professional practice. In this regard, the authors consider the concept of "pedagogical influence" and characterize such varieties of it as monologue and dialogic. As part of the monologic impact of the teacher, attention is focused on imperative and manipulative strategies. Dialogic influence (interaction) is noted as the most optimal. In the work, special attention is paid to the specifics of typical tactics of speech influence. Tactics typical for situations of pedagogical dispute and comic genres of the teacher's speech are considered separately. The article analyzes in detail the constructive and destructive tactics of influence with their examples. The professionalism of a modern teacher implies, according to the authors, a clear vision of the boundaries between these tactics, an understanding of the fact that destructive methods of influence often provoke misunderstanding and conflict between the teacher and students, hinder the implementation of the goals and objectives of the lesson. In turn, the article notes that constructive tactics of pedagogical influence contribute to the development of friendly relationships in the classroom. In addition, they help to prevent tension and conflict and facilitate the achievement of pedagogical tasks. The article contains specific samples of analytical, analytical-constructive and creative tasks with their analysis and examples of implementation.
Key words: pedagogical influence, constructive and de-constructive tactics of the teacher's influence, professional communication of the teacher, communicative skills of the teacher, types of communicative tasks.
Введение. Конструктивный характер педагогического общения обусловлен выбором оптимальных речевых средств, которые применяет учитель в ситуациях профессионального взаимодействия. В связи с этим особое значение приобретает формирование у будущих педагогов представления о конструктивных и деструктивных речевых тактиках воздействия на учащихся.
Успешность и профессионализм современного педагога предполагают, что он видит четкие границы между названными тактиками, осознает, что деструктивные приемы воздействия зачастую провоцируют недопонимание и конфликтность между учителем и учениками, мешают реализации целей и задач урока. В свою очередь, конструктивные тактики педагогического воздействия способствуют развитию доброжелательных взаимоотношений в классе, помогают не допускать напряженности и конфликтов и облегчают достижение педагогических задач. Несмотря на то, что «репертуар» педагогически целесообразных жанров речи, включающих разнообразные тактики воздействия, достаточно широк, владение ими, безусловно, входит в профессиональную коммуникативную компетентность и должно быть сформировано у студентов педагогического вуза. В рамках данной статьи планируется рассмотреть ряд заданий, которые связаны с анализом и использованием уместных тактик педагогического воздействия в практической работе по формированию коммуникативных умений будущих педагогов.
Изложение основного материала статьи. В ходе изучения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Коммуникативная культура педагога», «Педагогическая риторика», реализующих коммуникативную компетенцию, у студентов не только совершенствуется правильная речь, соответствующая нормам литературного языка, но и формируются профессиональные умения, связанные с анализом речевых ситуаций и созданием профессионально значимых высказываний, которые будут помогать успешному решению педагогических задач.
Кратко рассмотрим ключевые для данной статьи понятия. Сфера профессионального общения учителя предполагает умение правильно осуществлять педагогическое воздействие, под которым понимается ряд коммуникативных действий с целью изменить поведение учащихся, их убеждения и т.д.
Педагогическое воздействие (как и любое другое) может быть монологическим либо диалогическим (развивающим), по мнению некоторых исследователей. Особенность монологического воздействия связана с тем, что его субъект (например, учитель) считает себя основным «источником истины», а собеседника (ученика или класс) воспринимает в качестве объекта приложения своих усилий, чьи эмоции, чувства, мнения не важны. Диалогический же тип воздействия рассматривает коммуникантов как равноправных субъектов, учитывающих мнения собеседника несмотря на иерархию социальных ролей. Монологический тип воздействия, в свою очередь, включает императивные и манипулятивные стратегии. Отметим, что под речевой стратегией мы, вслед за О.С. Иссерс, понимаем «основной план общения», т.е. речевые действия, которые нацелены на решение общей коммуникативной задачи говорящего [2, С. 109].
В случае, когда педагог использует императивную стратегию воздействия, он прямо формулирует учащимся желаемый результат без рассмотрения их мнения и возможности иных вариантов поведения. К примеру: «Вы не можете после звонка встать и уйти! Я решаю, когда урок закончен! Сидите и ждите, когда я вас отпущу!» В педагогическом общении (как и любом другом) императивное воздействие не всегда уместно, поскольку ученики в нем видят неуважение к своей личности, зачастую воспринимают подобную категоричность как нежелание учителя их понять, как некий «деспотизм», что закономерно может вызывать протесты и желание поступить наперекор мнению педагога.
Другой вариант педагогического воздействия - манипулятивная стратегия - предполагает, что педагог старается организовать влияние на учащихся в скрытой форме, чтобы добиться необходимого результата, а не стремится прямо формулировать свою цель. Приведем пример: «В кабинете около доски много мусора. Учитель, обращаясь к одному из учеников: «Саша, ты мой лучший помощник...» (переводит взгляд с ученика на беспорядок). Ученик берет веник и подметает пол».
Исследователи считают, что более эффективной стратегией педагогического воздействия является диалогическая (развивающая), которая противопоставлена монологической. Зачастую диалогическое воздействие заменяют термином «взаимодействие», подчеркивая равноправие коммуникантов. При диалогическом воздействии (взаимодействии) коммуниканты прислушиваются к мнению друг друга, стараются понять эмоции собеседника, договариваются, а не конфликтуют. Например: «Ученики оказались не готовы к самостоятельной работе, извинившись и объяснив это репетицией школьного мероприятия. Учитель: «Я понимаю, это важно. Но важна и работа над темой. Договоримся, что выучите материал к следующему уроку». Ребята соглашаются».
Мы уже упоминали ранее, что воздействие может осуществляться прямо либо в скрытой форме в зависимости от выбора соответствующей тактики речевого воздействия. Речевой тактикой называют действия, которые способствуют реализации общей стратегии. На данном основании исследователи (О.С. Иссерс, Е.В. Клюев и др.) по способу выражения речевого намерения выделяют прямые и косвенные тактики. Прямые тактики воздействия предполагают, что «говорящий сообщает слушателю просто и непосредственно то, что имеет в виду» [4, С. 149]. Косвенная же тактика «предлагает... некую загадку - большей или меньшей трудности, разгадав которую, слушатель получит представление о содержании сообщения и причину, по которой сообщение строится непрямо» [4, С. 159]. Достоинствами косвенных тактик можно назвать то, что собеседник имеет свободу выбора ответных действий, а недостатком считается то, что главная идея адресанта не всегда бывает понята однозначно, как при прямом воздействии. В связи с этим некоторые учителя, как правило, опасаются использовать косвенное воздействие, боясь быть неверно или неточно понятыми. Приведем пример неудачного использования косвенной тактики: «Во время урока в 6 классе учитель, посмотрев на приоткрытое окно, замечает, обращаясь к сидящему рядом ученику: «Мне кажется, что у нас стало холодновато!», что является косвенно выраженной просьбой закрыть окно. «Да, - соглашается ученик, не предпринимая никаких действий, - точно, прохладно!».
По характеру воздействия на собеседника речевые тактики можно отнести к конструктивным либо деструктивным. Учитель, который использует в своей коммуникативной профессиональной деятельности конструктивные тактики, может снижать уровень конфликтности учебной ситуации, мягко выражать несогласие и воздействовать на учеников, тем самым демонстрируя культуру речевого взаимодействия, которая в дальнейшем может быть воспринята обучающимися в качестве модели поведения в аналогичных условиях. Деструктивные тактики, напротив, способствуют усилению конфликтогенного характера общения и нарушают процесс успешного педагогического взаимодействия. По нашим наблюдениям, типичными речевыми жанрами, в которых находит отражение применение разного рода тактик, являются педагогический спор и жанры комического воздействия учителя, в особенности такой частотный спонтанный жанр, как шутка.
Рассмотрим речевые тактики, которые частотны в ситуациях педагогического спора, под которым мы понимаем профессионально значимое публичное устное высказывание аргументативного типа, в рамках которого происходит взаимодействие учителя и учеников.
Так, к конструктивным по характеру воздействия на учеников речевым тактикам, которые применяются в педагогическом споре, на наш взгляд, можно отнести: оценочное похвальное высказывание («Молодец, что заметила это несоответствие!..»); обращение к третейскому суду («Ребята, давайте рассудим, кто из ваших одноклассников прав в данной ситуации...»); компромиссное решение («Давай договоримся следующим образом: я не буду ставить тебе плохую отметку, но на следующем уроке ты получишь дополнительную карточку с заданиями»); проявление огорчения поступком, высказыванием ученика («Я расстроена из-за твоего поступка.»; «Я не думала, что ты способен на такое отношение...»); частичное согласие («Хорошо. Но в следующий раз на мою помощь не рассчитывай.») и др. речевые тактики.
Как деструктивные речевые тактики, негативно влияющие на процесс спора и на общение в целом, мы определяем: тактику авторитета («Напоминаю, что учитель здесь я!»); припоминание ошибок ученика («А сам-то сколько ошибок сделал в работе!»); ответную агрессию («Лучше за собой следи!»); заявление в категоричной форме («Я сказала «три», значит «три»!»); возмущение или недовольство в раздраженной форме («Еще чего!»); издевку, насмешку («Ну ты прямо гений непризнанный!»; «Если ты настолько сообразительная.»); грубый по форме выражения приказ («Заткнулись все!»; «Сел на место!») и другие тактики отрицательного воздействия.
Рассмотрим варианты заданий, которые можно использовать в ходе изучения ситуаций педагогического спора и типичных для него речевых тактик.
В ходе занятия по изучению особенностей педагогического спора преподавателю целесообразно обратить внимание студентов на такую важную характеристику спора, как результативность. Основными критериями определения результативности педагогического спора являются вербально и невербально выраженное согласие учеников, одобрение и поддержка всего класса и др. Кроме того, споры должны анализироваться с позиции конструктивности / деструктивности.
Для сопоставительного анализа можно использовать описание следующей ситуации: «В класс пришел работать новый учитель математики. Через несколько занятий один из учеников заявляет ему: «Я не думаю, что вы сможете нас чему-то научить!..».
Вариант 1: Учитель довольно резко реагирует: «Кто ты такой, чтобы об этом судить?! Загляни в свои тетради -двойка на двойке! Если я здесь стою перед вами, то это значит, что я подтвердил свои знания, получив диплом! А вот ты не можешь похвастаться успехами по моему предмету!».
Вариант 2: Учитель обращается с вопросом к классу: «Ребята, вы все считаете, что я ничему вас не могу научить или это субъективное мнение Виктора? Мне кажется, еще рано об этом судить, мы только начали совместный путь... Кроме того, в таком деле, как ученье, необходимы усилия двух сторон: мои и ваши...».
Анализируя предложенные варианты, студенты, как правило, указывают, что в первом случае учитель создает высказывание явно деструктивного характера, что разрушает межличностные отношения в классе, оказывает стрессовое воздействие на учеников, формирует негативное отношение как к учителю, так и к учебному предмету в целом. Во втором примере поведение педагога характеризуется как конструктивное, поскольку он стремится избежать конфликта в профессионально неприятной ситуации, обращаясь за поддержкой ко всему классу, приводя объективный аргумент о начале занятий и предлагая школьникам тоже приложить усилия для того, чтобы разобраться в изучаемом предмете. Таким образом, студенты отмечают влияние характера протекания спора на педагогический процесс, и в результате коллективного обсуждения выявляют отличительные особенности конструктивного и деструктивного споров, их значимые последствия для дальнейшего педагогического взаимодействия.
Следующая группа заданий направлена на рассмотрение языковых особенностей педагогического спора (речевых тактик) [1].
Одно из заданий предполагает следующее: разыграть по ролям фрагменты из предыдущего задания и ответить на вопрос, какие речевые средства моделируют деструктивный/конструктивный характер ведения педагогического спора. Выполняя задание, студенты могут отметить, что в первом случае учитель спонтанно реализовал такие деструктивные элементы, как «ответная агрессия», «насмешка», «припоминание ошибок». Кроме вербальной агрессии, в этой ситуации учитель также мог использовать резкую тональность общения, оскорбительную интонацию и угрожающие жесты и мимику. Подобное поведение учителя формирует негативную установку не только к нему самому, но и к учебному предмету, ухудшает качество совместной деятельности, психологически травмирует детей. Во втором примере, по мнению студентов, учитель, не отвечая на агрессивное высказывание учащегося, снимает конфликтность ситуации с помощью таких конструктивных элементов речевого воздействия, как «обращение к третейскому суду», «мягкое возражение» и «вовлечение в совместную деятельность». Кроме того, педагог может использовать паралингвистические и невербальные средства воздействия: спокойный тон, прямой взгляд, умеренную жестикуляцию. Таким образом можно подвести студентов
к понятию речевой тактики - комплекса приемов, способствующих реализации поставленной цели.
Следующее задание предполагает работу по выявлению речевых тактик в педагогическом споре и определению их характера на основе анализа различных учебно-речевых ситуаций. Используя разноцветные маркеры, студенты могут выделять конструктивные и деструктивные речевые тактики, применяемые учителем в процессе спора. Подобная работа позволит формировать умения анализировать коммуникативное поведение учителя на наличие определенных речевых средств, влияющих на характер спора, а также различать их как конструктивные и деструктивные элементы педагогического спора. Продолжением этого задания может стать составление сводной таблицы «Конструктивные и деструктивные речевые тактики в педагогическом споре с учениками», в которой могут найти отражение и наиболее типичные примеры подобных тактик, взятые из раздаточного материала или приведенные студентами из собственной речевой практики.
Таким образом, данное задание позволит сделать вывод, что характер протекания педагогического спора и его результат во многом зависят от речевых действий учителя, от выбранных им речевых тактик воздействия/взаимодействия.
В ходе выполнения задания педагог также может обратить внимание студентов на то, что в процессе спора учитель использует не только прямые, но и косвенные тактики воздействия. Для этого возможно рассмотреть речевые тактики учителя, например, во фрагментах 1-3 и определить их характер и особенности употребления [1].
1. Классный руководитель, вступаясь за девочку, которую мальчики не хотели брать в команду для участия в викторине, аргументируя это тем, что «ей бы только перед зеркалом крутиться!», процитировала строки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей... ».
2. Ученик, не желая признать свою неправоту, резко высказывается в адрес учителя, на что тот задумчиво замечает: «Ах, Моська, знать, она сильна, раз лает на слона... ».
3. Урок русского языка. Учитель, не проверив домашнее задание, продолжает вести урок.
Один из учеников: А почему вы не проверили домашнее задание?
Учитель: Олег, сегодня я не буду проверять домашнее задание...
Ученик: Вот так всегда, когда я не готов, вы спрашиваете, а когда готов - нет!
Учитель: Олег, не думала, что ты способен на такой подвиг! Ну раз уж случилось чудо, я тебя обязательно спрошу!
Анализируя характер предложенных ситуаций педагогического спора, студенты должны отметить его конструктивность/деструктивность и тот факт, что в приведенных примерах используются такие косвенные речевые тактики воздействия, как «намек» (на основе цитат - в первом и втором фрагментах) и «шутка» (в третьем примере). Обращение к тактикам косвенного воздействия в данных ситуациях может быть вполне оправданно, так как во время спора из-за повышенной эмоциональности его участников прямые тактики не всегда результативны, а иногда даже приводят к противодействию со стороны учащихся, поэтому в некоторых случаях будет уместным использование косвенных тактик, способствующих мягкому воздействию учителя на своих учеников (как в первом примере). Вместе с тем их неуместное использование может привести к обратному эффекту. Так, во втором фрагменте неуместный намек в реальности имел деструктивные последствия: мальчика стали называть Моськой, что вызывало у него раздражение, и он переставал работать на уроке. В третьей ситуации шутка учителя может иметь разные последствия: с одной стороны, чувство юмора учителя может нейтрализовать негативные эмоции из-за непроверенного задания), а с другой стороны, шутка может быть неверно понята учеником и вызвать обиду. В результате анализа фрагментов студенты должны прийти к выводу о том, что применение косвенных речевых тактик способствует повышению эффективности общения, помогает избежать назидательности и конфликтных ситуаций.
Далее рассмотрим задания, связанные с характеристикой стратегий и тактик, которые используются в процессе комического воздействия учителя. Отметим, что речевые стратегии учителя при использовании комического воздействия должны способствовать оптимизации педагогического процесса.
Комическое воздействие предполагает применение одной или нескольких речевых тактик, которые будут способствовать реализации базовой стратегии. Обратим внимание на то, что тактики комического воздействия следует применять с осторожностью, так как они могут быть восприняты неоднозначно, поскольку восприятие юмора во многом зависит от условий общения (характера ученика, интонационного оформления и других факторов). В ходе анализа работ исследователей (О.С. Иссерс, А.Н. Лука, И.П. Тарасовой, С.Ю. Теминой, А.С. Чернышева и др.), а также наблюдения за профессиональным общением педагогов, мы выделили ряд возможных тактик воздействия при помощи юмора: комическое развенчание (Учитель слышит, как ученики 6 класса восхищаются одиннадцатиклассником, который запугивает других ребят, пытается отнять у них деньги на обед и т.д.: «Он такой крутой, сильный! Он известная личность!» «Ну да, -говорит педагог, - известная в отделе по делам несовершеннолетних!»); парадокс (неординарные действия) (Ученики с целью проверить реакцию молодого учителя-практиканта неожиданно начинают издавать монотонное гудение во время урока. Учитель: «Надо же, ребята, сейчас зима, а к нам на урок уже прилетели шмели и пчелы! Не переживайте, я думаю, они не кусаются (с улыбкой)! Переходим к выполнению упражнения»); гиперболизация («К следующему уроку проверю ваши диктанты. Надеюсь, трех литров валерьянки мне для этого хватит...»); «несерьезная» серьезность («Ну не знаю, можно ли тебя похвалить за такую отметку? Всего-навсего 5 получил!»); тактика переключения внимания («Ученики во время урока начали громко ссориться. Учитель: «Саша и Маша, вы такие нервные потому что проголодались? Посмотрите на часы, уже скоро большая перемена и вы пойдете в столовую»); комические угроза, требование, замечание («Это что за безобразие?! Почему за диктант ни одной плохой отметки? Если так дальше пойдет, так вы всем классом ЕГЭ на 100 баллов напишете? Ух, молодцы!»); тактика комического намека («Учитель говорит опоздавшему на 20 минут ученику: «Петя, ничего, что мы начали урок без тебя?»).
В процессе занятий студентам можно предложить для анализа ситуации педагогического общения с целью выявления стратегий и тактик комического воздействия, например: На практике в старшем звене уроки ведет студентка. Школьники решают устроить ей «проверку». В самом начале урока они начинают ее отвлекать: «Ирина Петровна, скажите, а какая у вас в вузе стипендия?» Студентка отвечает: «Стипендия у меня в рублях, Иван! Не отвлекайся от проверки домашнего задания». Ученики смеются и одобрительно переглядываются.
В приведенной ситуации главная стратегическая цель студентки - продолжить вести урок, оказав на учеников воспитательное воздействие. С этой целью применяется тактика неординарной, неожиданной реакции на слова школьников. Это помогает педагогу «перехватить» инициативу в общении, комически воздействовать на учащихся, чтобы они осознали, что несмотря на недостаток опыта, учитель уверен в себе и им не удастся «сбить его с толку» и сорвать урок. Комический намек, который применяет молодой педагог, расположил к ней класс. Ученики положительно оценили то, что на них воздействуют не с помощью замечаний или нотаций, а посредством юмора, таким образом, контакт с классом состоялся, а все проблемы при проведении урока были устранены.
Выводы. Подводя итоги, отметим, что все перечисленные разновидности заданий регулярно используются на
вузовских занятиях и помогают, на наш взгляд, эффективно развивать коммуникативно-речевые умения будущих педагогов успешно применять в профессиональной деятельности речевые стратегии и тактики. Разумеется, перечень речевых тактик, актуальных для успешного педагогического воздействия, далеко не полный и может регулярно пополняться новыми на основе анализа практического опыта педагогов.
Литература:
1. Зотова, Т.Ю. Методика обучения педагогическому спору в системе профессиональной подготовки учителя / Т.Ю. Зотова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 1. - С. 126-130.
2. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. - Омск, 1999. - 285 с.
3. Клюев, Е.В. Риторика: учеб. пособие для вузов / Е.В. Клюев. - Москва: Приор-издат, 2005. - 270 с.
4. Суркова, А.П. Основные стратегии и тактики комического воздействия педагога на школьников в учебно-речевой ситуации / А.П. Суркова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 05 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 290-295.
Педагогика
УДК 796/799
кандидат педагогических наук, доцент Иванов Сергей Меркурьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Борисова Ксения Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Федоров Игорь Григорьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (г. Москва)
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье рассматривается проблема значения физической подготовки военнослужащих для их полноценной профессиональной деятельности в позитивном смысле этого слова. О стимулизации и о подъеме мотивации к физическим упражнениям и спорту. Также способности проявить самостоятельность и инициативу. О многогранном процессе, в котором используются различные средства, формы и методы. Кроме этого, об изменении образа жизни за период обучения в вузе. Ещё рассказывается о том, что физическому обучению и воспитанию присущи общие и частные закономерности педагогической деятельности, и конечно же специфические черты. И то, что педагогический процесс совершенствования физических способностей военнослужащих связан с непосредственным воздействием на биологическую природу человека. Конечно же изучается в статье актуальность физической подготовки, которая обусловлена различными факторами. В ней также раскрывается понимание механизма взаимосвязей между физической подготовленностью и результатами учебно-боевой деятельности. В статье рассказывается ещё и о направлении физической подготовки в военно-учебном заведении. И что она, (физическая подготовка), должна способствовать пропаганде здорового образа жизни, воспитанию духовности и нравственности, морально-волевых и психических качеств. Ещё сравниваются между собой с целью выявить различия между тренированным и не тренированным организмами военнослужащих. Разбирается учебно-боевая деятельность военнослужащих при выполнении физических упражнений. Изучаются высокая и недостаточная физическая готовность. Формируются специфичные для них функциональные системы.
Ключевые слова: физическая подготовка и воспитание, занятия по физической культуре, мотив, интерес, показатели образа жизни, период обучения.
Annotation. In article the problem of value of physical training of the military personnel for their full professional activity in positive sense of this word is considered. About a stimulization and about rise in motivation to physical exercises and sport. Also abilities to show independence and an initiative. About many-sided process in which various means, forms and methods are used. Besides, about change of a way of life during training in higher education institution. It is still told that the general and private regularities of pedagogical activity, and of course peculiar features are inherent in physical training and education. And the fact that pedagogical process of improvement of physical abilities of the military personnel is connected with direct impact on biological human nature. Of course the relevance of physical training which is caused by various factors is studied in article. In it the understanding of the mechanism of interrelations between physical fitness and results of educational and fighting activity also reveals. In article it is told also about the direction of physical training in military school. And that it, (physical training), has to promote promotion of a healthy lifestyle, education of spirituality and morality, moral and strong-willed and mental qualities. Are still compared among themselves to the purpose to reveal distinctions between trained and not trained by organisms of the military personnel. Educational and fighting activity of the military personnel when performing physical exercises understands. Are studied high and insufficient physical readiness. Functional systems, specific to them, are formed.
Key words: physical training and education, physical education lessons, motive, interest, lifestyle indicators, training period.
Введение. Физическая подготовка - это важная и необходимая составляющая общевоинского развития профессионализма и военно-специальной подготовки военнослужащих, неотделимая часть военно - образовательного процесса, значение которого выражается ввиде гармоничного сочетания морально-волевых и физических сил, а также возрождения, преобразования и сформированности главных жизненных ценностей Г1, С. 921. Физическая подготовка в военно-учебных заведениях и в воинских формированиях ориентирована на улучшение и повышения качества двигательных способностей военнослужащих, практическое освоение упражнений, приемов и действий учебной программы, овладение ими теоретическими знаниями, привитие организаторско - методических умений и навыков в руководстве процессом физической подготовленности военнослужащих [4, С. 731. В образовательных учреждениях армии и флота России физическая подготовка должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни, воспитанию у будущих офицеров этических и нравственных ценностей, морально-
волевых и психических качеств, привития желания к регулярным занятиям физическими упражнениями, в том числе и самостоятельно. В образовательной системе военнослужащих физическая подготовка и спорт - являются
обязательными и важными составляющими обучения и воспитания. Они неотделимо связанны с другими изучаемыми в