Научная статья на тему 'Тактика взаимодействия следователя и эксперта (специалиста) при производстве следственного осмотра разрушений'

Тактика взаимодействия следователя и эксперта (специалиста) при производстве следственного осмотра разрушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
631
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР ЗДАНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ЭКСПЕРТОВ / INVESTIGATIVE INSPECTION OF BUILDINGS / THE INTERACTION OF INVESTIGATORS AND EXPERTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздеев Иван Александрович

Рассмотрены организационно-тактические основы взаимодействия следователя и группы экспертов различных направлений при производстве следственного осмотра зданий, разрушенных взрывом. Эффективное расследование таких преступлений позволит существенно сократить материальный ущерб, причиняемый экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactics of interaction of investigators and experts (specialist) in investigative inspection of destruction

The article deals with the organizational and tactical grounds for cooperation of investigator and a group of specialists experts in different related fields during the examination the buildings destroyed by criminal explosion. Effective investigation of such crimes will contribute to minimize the damages caused to economics of Russia.

Текст научной работы на тему «Тактика взаимодействия следователя и эксперта (специалиста) при производстве следственного осмотра разрушений»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.9 И.А. Поздеев

ТАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА (СПЕЦИАЛИСТА)

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА РАЗРУШЕНИЙ

Рассмотрены организационно-тактические основы взаимодействия следователя и группы экспертов различных направлений при производстве следственного осмотра зданий, разрушенных взрывом. Эффективное расследование таких преступлений позволит существенно сократить материальный ущерб, причиняемый экономике России.

Ключевые слова: следственный осмотр зданий, взаимодействие следователя и экспертов.

Анализ правоохранительной практики последних десятилетий наглядно свидетельствует о том, что в структуре преступлений, к сожалению, присутствует, хотя и небольшая по количеству, но весьма весомая по причиняемому ею ущербу экономике РФ группа преступлений, связанная с разрушением зданий и сооружений, вызванных взрывами различной природы. Это могут быть как взрывы бытового характера, так и криминальные взрывы, являющиеся либо следствием передела сфер влияния организованными преступными формированиями, либо террористическими актами. Именно в силу наличия человеческих жертв и крупного материального ущерба эти преступления имеют большой общественный резонанс.

К их числу относятся: взрыв 31 августа 1999 г. в Москве в торговом комплексе «Охотный ряд», где один человек погиб и сорок получили ранения; взрыв 4 сентября 1999 г. в Буйнакске, где были разрушены два подъезда жилого дома, погибли 64 человека, 146 ранены и др. В результате серии террористических актов только в период 4 - 16 сентября 1999 г. 307 человек погибли, 1700 получили ранения различной степени тяжести, был причинен материальный ущерб на сумму более 800 млн. рублей.

Вместе с тем анализ практики раскрытия подобных преступлений свидетельствует о том, что тактика производства отдельных следственных действий по этой категории дел требует серьезного совершенствования. Это положение целиком относится к тактике производства первоначального следственного осмотра по данной категории дел, продиктованной его спецификой. Специфика определяется тем, что объект такого осмотра - развалины жилых зданий и производственных сооружений, поврежденные части строений - носит масштабный по площади характер, трудоемок, требует больших затрат сил, средств и времени. Кроме того, осмотр зачастую сопровождается мероприятиями по тушению пожаров, спасению пострадавших и оказанию им первой помощи, расчисткой завалов и восстановительными работами, которые производятся подразделениями различных ведомств параллельно. Эти особенности не могут не влиять на организацию и тактику производства следственного осмотра, серьезно осложняя его.

Кроме того, анализ практики однозначно свидетельствует и о том, что для эффективного его производства необходимо использование специальных познаний специалистов и экспертов в различных отраслях и областях знания. Следственных групп, участвующих в осмотре, ввиду дефицита времени и большого объема работы должно быть несколько.

Так, анализ протоколов осмотра места происшествия свидетельствует, что без привлечения специалиста в области взрывотехники не всегда возможно целенаправленно проводить поиск следов взрыва, остатков взрывного устройства (ВУ) и начать активный розыск преступников. Это связано с незнанием экспертами-криминалистами тактики проведения осмотра по делам о криминальных взрывах и вызванных ими обрушениях строений и отсутствием практического опыта работы по расследованию дел данной категории. Многими авторами справедливо отмечается, что оптимальным является привлечение к осмотру специалистов взрывотехнической лаборатории экспертнокриминалистических подразделений МВД России [1. С. 29].

Присутствие специалиста-взрывотехника определяется и тем обстоятельством, что эффективность изъятия следов некоторых взрывчатых веществ (ВВ) (летучих или газообразных) с течением

времени значительно уменьшается. В первую очередь это относится к водорастворимым ВВ и их компонентам. Большое скопление людей в ряде случаев также уничтожает следы преступления, и специалистам, прибывшим на место с опозданием, очень сложно не только отыскать их, но и отобрать образцы для сравнительного исследования. С помощью специалиста-взрывотехника следователь выясняет: наличие (отсутствие) на месте взрыва невзорвавшихся ВУ, в том числе замаскированных; устанавливает признаки взрыва, его эпицентр; какое ВВ было применено, его особенности и принцип действия.

Участие других специалистов зависит от вида и характера происшествия. Если на месте взрыва имеются погибшие, то необходимо участие в осмотре трупов судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - иного врача. Судебно-медицинский эксперт поможет следователю зафиксировать данные о факте наступления смерти, телесных повреждениях, причиненных ВУ. В тех случаях, когда взрыв сопровождается пожаром, на место происшествия вызывается сотрудник испытательно-пожарной лаборатории либо эксперт в области пожарно-технической экспертизы. Специалисты в области пожарной безопасности выполняют главную задачу - исследование места пожара. Они изучают особенности, связанные с пожаром, возникшим после взрыва. При необходимости приглашаются также специалисты, знающие специфику работы и назначение объекта, где произошел взрыв (инженер по эксплуатации оборудования, газовому хозяйству, электрик и т. п.).

Специалист - криминалист поможет следователю обнаружить следы и собрать вещественные доказательства. В отдельных случаях помощь в осмотре может оказать и специалист в области специальной техники, хорошо владеющий поисковыми средствами, фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратурой, иными техническими средствами. Сказанное свидетельствует и о том, что в осмотре такого рода обязательно участие специалиста в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Его суждения и мнение уже на первоначальном этапе, еще до назначения судебно-строительной экспертизы помогут решить вопросы о знаниях и компетенции преступников в области строительства: место расположения ВУ и закладки ВВ, его необходимая и достаточная мощность для полного обрушения здания и т. п.

Таким образом, мы проиллюстрировали тот факт, что работа группы специалистов и экспертов в своей основе имеет серьезный организационно-тактический аспект, обеспечивать который для их эффективной работы должен следователь, возглавляющий одну либо несколько оперативноследственных групп. Инициатором создания этих групп также выступает следователь. Уже на данном этапе исследования можно говорить если не о системе организационно-тактических рекомендаций по взаимодействию, то об отдельных их группах. К ним можно отнести рекомендации о минимизации времени прибытия на место происшествия группы в полном составе и с соответствующими специалистами. По уяснении обстановки их необходимо проинструктировать, при необходимости разбив на группы и установив очередность осмотра объекта этими группами, решающими в рамках общей задачи осмотра свои узкоспециальные задачи. При такой организации работы специалисты не будут мешать друг другу, а очередность гарантирует от уничтожения объектов, содержащих доказательственную информацию и необходимых специалисту одного профиля, другим специалистом. При поступлении первых результатов в процессе осмотра необходим их первоначальный анализ и, по необходимости, внесение корректив в ход осмотра.

Все сказанное позволяет признать, что практика раскрытия подобных преступлений испытывает острый дефицит тактических рекомендаций, несущих в себе и организационно-тактические составляющие. Уже на данном этапе проводящихся исследований можно констатировать, что отдельные приемы подобного характера можно рекомендовать практическим работникам, хотя до создания системы рекомендаций еще далеко. К подобным рекомендациям можно отнести следующие:

- по прибытию на место происшествия следователю необходимо установить личный контакт со старшими групп иных ведомств, задействованных в ликвидации последствий взрыва и координировать работу СОГ с действиями иных ведомств. Например, сразу фиксировать места вывоза и накопления обломков и строительного мусора, что связано с возможной необходимостью в будущем производства и их осмотра, а возможно и изъятием образцов для сравнительного исследования;

- проведя обзорный этап места происшествия, предварительные консультации со специалистами, следователь должен принять решение о целесообразности создания дополнительных СОГ, их

Тактика взаимодействия следователя и эксперта.

численности и составе. Это решение может быть принято следователем и на более поздних этапах осмотра;

- по укомплектованию подобных групп необходимо провести их инструктаж и выделить фронт работ, предварительно поставив ясную задачу;

- принять меры к укомплектованию групп специалистами соответствующего направления в кратчайшие сроки. При этом координация работы СОГ предполагает такую организацию работы, чтобы действия специалиста одного направления не сводили на нет возможность использования специальных познаний другого специалиста;

- организовать работу групп таким образом, чтобы в процессе осмотра значимая информация незамедлительно поступала к следователю и на основе ее постоянного анализа корректировать работу групп. Анализ поступающей информации объективно должен сопровождаться консультациями со специалистом, в данной ситуации они должны носить перманентный характер;

- если уже в процессе осмотра выясняется необходимость изъятия проектной, строительной и другой документации, следователю необходимо определиться с местом ее концентрации и дать отдельное поручение оперативным подразделениям о ее изъятии. При этом следователь в случае необходимости должен проконсультироваться с экспертом или специалистом о том, какая именно документация и в каком объеме подлежит изъятию, имея в виду потребности будущих экспертиз. Если возникает необходимость, то при изъятии документации либо обыске, проводящемся в тех же целях целесообразно присутствие специалиста, который уже в процессе производства этого следственного действия может проконсультировать следователя о качестве и достаточности (либо недостаточности) изъятой документации.

Зачастую сразу же после первоначального, поверхностного анализа материалов следственного осмотра и иных материалов, полученных в ходе производства комплекса первоначальных следственных действий и оперативных мероприятий, выясняется необходимость производства повторного или дополнительного осмотра, в частности, тех же обломков конструкций и строительного мусора, перемещенных с места происшествия.

Конечно, некоторые из этих рекомендаций не могут быть выполнены следователем в полном объеме самостоятельно, но, тем не менее, они должны быть учтены при разработке комплексных планов взаимодействия различных ведомств для подобных ситуаций и требуют своего дальнейшего изучения и совершенствования.

Проблема существенно осложняется и тем обстоятельством, что, как было показано выше, следователю приходится в подобных ситуациях строить очень сложнокооперированную систему взаимодействия, по крайней мере, в трех плоскостях:

- кооперировать деятельность нескольких СОГ между собою;

- кооперировать и координировать деятельность представителей различных правоохранительных ведомств, как входящих в эти группы, так и функционирующих автономно;

- кооперировать и координировать деятельность с представителями различных служб и ведомств, задействованных в ликвидации последствий масштабных разрушений.

Даже эти, самые общие рекомендации позволят более эффективно использовать знания и опыт специалистов как в ходе производства осмотра, так и в процессе подготовки назначения различных экспертиз.

* * *

1. Дильдин Ю.М., Мартынов В.В., Семенов А.Ю. Место взрыва как объект криминалистического исследования // Теория и практика криминалистических экспертиз и исследований: сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.

Поступила в редакцию 02.03.10

I.A. Pozdeev, postgraduate

Tactics of interaction of investigators and experts (specialist) in investigative inspection of destruction

The article deals with the organizational and tactical grounds for cooperation of investigator and a group of specialists experts in different related fields during the examination the buildings destroyed by criminal explosion. Effective investigation of such crimes will contribute to minimize the damages caused to economics of Russia.

Keywords: investigative inspection of buildings, the interaction of investigators and experts.

Поздеев Иван Александрович, соискатель

167000, Россия, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 9

E-mail: ns@rkomi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.