УДК 343.9 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10035
ТАКТИКА ОСМОТРА И ВЫЕМКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПО СЕТЯМ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ
Надежда Анатольевна АРХИПОВА, старший преподаватель кафедры криминалистики Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук E-mail: akula_1983 @mail.ru
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам тактики осмотра и выемки электронных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи. Автором проводится анализ наиболее эффективных тактических приемов подготовки, проведения, фиксации хода и результатов данного следственного действия.
Ключевые слова: тактика следственного действия, тактический прием, осмотр и выемка, электронное сообщение.
Annotation. The article is devoted to topical issues of inspection and seizure tactics of electronic messages transmitted over telecommunication networks. The author analyzes the most effective tactical methods of preparation, holding, fixing the course and the results of this investigative action.
Keywords: investigative tactics, tactical reception, inspection and seizure, electronic communication.
Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 375-Ф31 в Уголовно-процессуальный кодекс внесены изменения, согласно которым содержание электронных сообщений или иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, подлежат осмотру и выемке следователем после получения судебного решения. Введением данной нормы законодатель конкретно определил способ получения содержания электронных сообщений. Для органов, осуществляющих предварительное расследование, появился дополнительный источник получения доказательств.
Согласно ч. 7 ст. 185 УПК РФ «при наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных, передаваемых по сетям электросвязи со-
общениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка».
Анализ понятия «электронные сообщения или иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи» позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом случае речь идет не только об электронных сообщениях как носителях информации, переданных или полученных пользователями по информационно-телекоммуникационной сети, но и о других сообщениях, которые пользователь мобильного абонентского устройства отсылает: SMS-, EMS-, MMS-сообщения, при помощи приложений для мобильных операционных систем (мессен-джеры), сообщения, пересылаемые посредством электронной почты, и др.
Согласно Федеральному закону от 7 июля 2003 г. № 1262 и постановлению Правительства
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
от 9 декабря 2014 г. № 13423 оператор связи — это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии».
Кроме того, Федеральным законом «Об информации информационных технологиях и о защите информации» введена новая категория — «организатор распространения информации в сети Интернет», под которым понимается «лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет, например, «Вкон-такте», «Однокассники» и т.д.
Согласно Федеральному закону от 6 июля 2016 № 374-Ф34, которым были внесены изменения в федеральные законы5, на организаторов распространения информации в сети Интернет и операторов связи возлагаются обязанности хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи, а также текстовые сообщения пользователей сети Интернет, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети Интернет до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.
Таким образом, анализ специальной литературы позволил прийти к выводу, что при реализации рассматриваемой нами нормы источником получения электронных или иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, для следователей могут быть организаторы распространения информации в сети Интернет и операторы связи.
Однако внесенные в ст. 185 УПК РФ положения об осмотре и выемке электронных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, создают сложности для органов предварительного расследования в их реализации. Так, для проведения осмотра и выемки электронных сообщений должна учитываться форма и содержание следственного действия «наложение ареста на почтово-телеграфные отношения, их осмотр и выемка».
В связи с этим практически сразу обозначились проблемы, связанные с проведением данного следственного действия, при выборе так-
тики его производства. Тактика следственного действия включает определенные этапы:
а) подготовку к проведению следственного действия (подготовительный этап);
б) проведение следственного действия (рабочий этап);
в) фиксацию хода и результатов следственного действия (заключительный этап);
г) оценку полученных результатов проведенного следственного действия.
При этом нельзя забывать, что именно содержание следственной ситуации определяет дальнейшие перспективы предварительного расследования и выбор тактики производства любого следственного действия6.
Рассмотрим содержание тактических приемов на каждом этапе осмотра и выемки электронных и иных сообщений, предаваемых по сетям электросвязи.
В ходе подготовки к производству осмотра и выемки электронных сообщений следователь изучает материалы уголовного дела с целью определения фактических оснований для проведения этого следственного действия, которыми являются обстоятельства, указывающие на наличие достаточных данных о том, что в содержание таких электронных сообщений могут быть включены сведения, представляющие интерес для уголовного дела.
Фактические основания могут содержаться в протоколах следственных действий (допросов потерпевших, свидетелей, подозреваемых, специалистов, осмотра предметов и документов), заключениях экспертов и иных материалах уголовного дела. Анализ материалов уголовного дела целесообразно проводить в тесном взаимодействии с оперативными работниками органов дознания. В рамках такой совместной деятельности оперативными сотрудниками могут быть выяснены сведения о лице, чьи электронные сообщения предполагается осмотреть и изъять, вид электронных сообщений, объем изымаемых сообщений, адрес расположения операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет. Для получения информации о факте направления и пересылке данных сообщений следователь вправе провести следственное действие, регламентированное ст. 186.1 УПК РФ.
При подготовке к данному следственному действию следователю приходится взаимодействовать с руководителем следственного органа, с согласия которого возбуждается перед судом ходатайство об осмотре и выемке электронных
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
сообщений или иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, о чем выносится постановление. В ходатайстве следователю необходимо отразить обстоятельства, дающие основание для производства данного следственного действия, фамилию, имя отчество лица, чьи электронные сообщения будут подлежать осмотру и выемке, вид электронного сообщения, наименование операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет и их юридические адреса.
Подписанное руководителем следственного органа постановление совместно с копиями материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость проведения данного следственного действия, направляется в суд. По результатам рассмотрения представленных материалов судья выносит постановление, разрешающее проведение данного следственного действия или отказывающее в его проведении.
Рабочая стадия осмотра и выемки начинается с непосредственного прибытия следователя по адресу расположения организатора распространения информации в сети Интернет либо оператора сотовой связи, где предъявляет постановление о производстве рассматриваемого следственного действия представителям службы безопасности данной организации. Они оказывают содействие следователю в обнаружении интересующих следствие электронных сообщений; применение соответствующих тактических приемов может активизировать работу данных лиц.
В протоколе следственного действия описываются отобранные электронные сообщения (вид сообщения, время получения, содержание и т.д.).
Проведенный анализ содержания ч. 7 ст. 185 УПК РФ позволяет сделать вывод, что после осмотра электронных сообщений следует проводить их выемку. Проведение выемки как самостоятельного следственного действия предполагает соблюдение требований УПК РФ. В соответствии со ст. 183 УПК РФ при производстве выемки изъятие электронных носителей информации должно производиться с участием специалиста. С учетом специфики проведения данного следственного действия специалистом может выступать работник организации, занимающийся распространением информации в сети Интернет, или оператор связи, который поможет произвести копирование на материальный носитель.
В ходе осмотра и выемки электронных сообщений на следователя возлагается обязанность предупредить участников следственного дей-
ствия о неразглашении выявленных в ходе выемки обстоятельств частной жизни лица, чьи электронные сообщения изымаются, информации о его личной и семейной тайнах, а также сведений о частной жизни других лиц. По результатам осмотра и выемки электронных сообщений необходимо произвести протоколирование данного следственного действия в соответствии со ст. 185 УПК РФ.
В научной литературе высказывается мнение о том, что осмотр и выемка электронных сообщений — это два самостоятельных следственных действия, проведение которых предполагает составление двух соответствующих протоколов.
По нашему мнению, проведение осмотра электронных сообщений — это необходимое действие, которое позволяет следователю определиться с объемом тех электронных сообщений, которые имеют значение для уголовного дела. Однако на изучение содержания всех сообщений может потребоваться продолжительное время, привлечение соответствующих специалистов и иных участников, поэтому данное следственное действие будет осуществлено недостаточно эффективно. В то же время проведение выемки предполагает предварительный осмотр изымаемых предметов, документов, сведений и их описание в протоколе данного следственного действия.
Таким образом, мы считаем допустимым проведение выемки электронных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, оформив результаты данного следственного действия одним протоколом.
Подробный осмотр изъятых сообщений можно будет произвести позже в соответствии с ч. 3 ст. 177 УПК РФ. Данная норма позволяет следователю производить осмотр предметов и документов, обнаруженных в ходе следственного действия, не только в месте производства следственного действия, но и по месту производства предварительного расследования.
Таким образом, у следователя будет возможность более подробно ознакомиться с изъятыми электронными и иными сообщениями с целью получения сведений о переписке абонентов, в которых указываются особенности способа совершения преступления, есть информация о причастности конкретных лиц и другие сведения о событии преступления.
В процессе реализации данной казалось бы несложной процедуры могут возникнуть трудности ввиду отсутствия должного взаимодействия правоохранительных органов с операторами свя-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018
зи и организаторами распространения информации в сети Интернет при получении рассматриваемой информации. Кроме того, в ст. 185 УПК РФ указывается на то, что следователю требуется непосредственно прибыть в учреждение связи для проведения осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений, на которые был наложен арест. Для осмотра и выемки электронных сообщений следователю также необходимо прибыть в интересующие организации. Однако организаторы распространения информации в сети Интернет могут находиться в других регионах или за пределами Российской Федерации.
По нашему мнению, в этих ситуациях возможно в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ направить поручение о проведении данного следственного действия вместе с судебным решением оперативным подразделениям с целью проведения данного следственного действия. Однако в электронных сообщениях могут содержаться сведения, относящиеся к личной, семейной и иной охраняемой законом тайне, в том числе и к интимной стороне жизни. В связи с этим важно не допустить распространения сведений, полученных в ходе следственного действия, а также внесения каких-либо изменений в их содержание. Поэтому следователю важно устанавливать взаимодействие с оперативными работникам, добиваясь безусловного и полного выполнения органом дознания письменных поручений и требований следователя при производстве данного следственного действия.
В связи с проведенным анализом можно сказать, что введение в ст. 185 УПК РФ части 7 определило порядок получения содержания электронных и иных сообщений, предаваемых по сетям электросвязи. У следователей появился новый источник доказательственной информации. Однако при наличии обозначенных в статье пробелов в законодательстве вряд ли удастся реализовать весь потенциал данной нормы и не допустить нарушений конституционных прав и свобод граждан.
1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: Федеральный закон от 06.07.2016 г. № 375-Ф3 // URL: http://www.consultant.ru
2 О связи: Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126 // URL: http://www.consultant.ru
3 О порядке оказания услуг телефонной связи: Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342 // URL: http://www.consultant.ru.
4 О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности...
5 О связи: Федеральный закон...
6 Лебедев Н.Ю. Взаимосвязь и влияние поведения лица, в производстве которого находится уголовное дело, на конфликт уголовного судопроизводства //3акон и право. 2014. № 8. С. 83—86.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018