ченных для обеспечения теоретического обучения специалистов ВМФ, может быть решена только с обязательным привлечением ВМУЗ (по договору с головным исполнителем) к проектным работам по дидактическому и информационному обеспечению разработки УТС. Привлечение ВМУЗ к проектным работам должно быть отражено в соответствующих государственных стандартах.
Литература
1. Захаров В.Л., Ильин В.А., Кушнарев А.Г. Оперативно-тактическая система ВУНЦ ВМФ. Какой ей быть? // Оборонный заказ. 2010. № 28.
2. Дорот В., Новиков Ф. Толковый словарь современной компьютерной лексики. СПб: БХВ-Петербург, 2002.
3. Татаринов А.А. Анализ и оценка технического уровня существующих УТС и других технических средств обучения в ВМФ РФ: сб. стат. 20 межвуз. НТК ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2009.
4. Довженко В.Н., Рисунков В.Б., Стручков А.М., Туровский О.М. Использование современных информационных технологий в системе подготовки кадров для ВМФ // Морской сборник. 2009. № 12.
5. Печников А.Н., Ветров Ю.А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. СПб: БГТУ «Военмех», 2003. С. 12-13.
6. Римашевский А.А., Ильин В.А., Праводелов А.С. Компьютерные системы обучения и тренажа для военно-морских институтов // Морской сборник. 2006. № 5.
References
1. Zakharov V.L., Ilin V.A., Kushnarev A.G., Oboronny zakaz [Defense order], 2010, no. 28-29.
2. Dorot V., Novikov F., Tolkovy slovar sovremennoy kompyuternoy leksiki [Modern computer lexis dictionary], SPb, BKhV-Peterburg, 2002.
3. Tatarinov A.A., Sbornik statey 20 mezhvuz. nauch.-tekh-nich. konf. VMIRE im. A.S. Popova [Proc. of XX interacademic conf. VMIRE n.a. A.S. Popova], 2009.
4. Dovzhenko V.N., Risunkov V.B., Struchkov A.M., Turovsky O.M., Morskoy sbornik [Russian Navy], 2009, no. 12.
5. Pechnikov A.N., Vetrov Y.A., Proektirovanie i primenenie kompyuternykh tekhnology obucheniya [Engineering and application of computer training technologies], SPb, BSTU, 2003, pp. 12-13.
6. Rimashevsky A.A., Ilin V.A., Pravodelov A.S., Morskoy sbornik [Russian Navy], 2006, no. 5.
УДК 007:681.136
ТАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МОРСКОЙ АВИАЦИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
С.Т. Сикорский, к.в.н., доцент, с.н.с. (НИИ «Центрпрограммсистем» (филиал в г. Санкт-Петербурге), Октябрьская наб., 6б, г. Санкт-Петербург, 193091, Россия,
котапйот. 99@mail.ru)
Подготовка летных экипажей на авиационных тренажерах является важнейшим фактором в обеспечении безопасной эксплуатации самолетов и вертолетов и в эффективном выполнении поставленных перед ними задач. В военной авиации авиационные тренажеры особенно ценны, так как они позволяют практически без ограничений имитировать реальную боевую обстановку, которую очень трудно сымитировать в мирное время в ходе учений. В статье рассматриваются общие теоретические вопросы обоснования и разработки тактических тренажеров авиационных комплексов морской авиации ВМФ. Эти тренажеры предназначены для тактической подготовки летных экипажей и применения авиационных комплексов самостоятельно и во взаимодействии с другими силами в единой информационно-моделирующей среде. Рассмотрены возможные структурные схемы построения тактических тренажеров для однотипных и разнотипных авиационных комплексов.
Ключевые слова: авиационный тренажер, тактический тренажер, комплексный тренажер экипажа.
AIRCRAFT SYSTEM TACTICAL SIMULATOR OF NAVY NAVAL AVIATION Sikorsky S.T., Ph.D., associate professor, senior researcher (St. Petersburg Branch of the R&D Institute «Centrprogrammsystem», Quay Oktyabrskaya, 6b, St. Petersburg, 193091, Russia, komandor.99@mail.ru) Abstract. Flight crew training on flight simulators is essential in ensuring the safe operation of aircraft and helicopters, and in the effective implementation of their tasks. Aviation simulators in military are particularly valuable because they allow simulate real combat situation virtually with no limits. It is very difficult to simulate in peace during the exercise. The paper describes general theoretical questions and development issues regarding aircraft system tactical simulator of naval aviation. These simulators are designed for flight crew tactical training and the application of aircraft systems independently and in coordination with other forces in a united information-modeling environment. The possible structural schemes of tactical simulators construction for similar and different types of aircraft systems. Keywords: flight simulators, tactical trainer, integrated simulator crew.
Авиационные тренажеры получили большое распространение в военной авиации по двум причинам. Во-первых, авиационный тренажер позволяет сделать подготовку пилотов абсолютно безопасной, поскольку реальный полет всегда связан с
повышенным риском. Кроме этого, тренажер делает безопасной отработку нештатных ситуаций, которая в реальном полете либо крайне опасна, либо вообще запрещена руководящими документами. Во-вторых, авиационный тренажер дает воз-
можность сэкономить значительные финансовые средства на летной подготовке экипажей, поскольку стоимость эксплуатации реального самолета (вертолета) кратно превосходит стоимость эксплуатации тренажера. Авиационные тренажеры позволяют практически без ограничений имитировать реальную боевую обстановку, которую крайне затруднительно сымитировать в мирное время в ходе учений.
Авиационный тренажер - это имитатор полета, предназначенный для наземной подготовки летных экипажей. В авиационном тренажере имитируются динамика полета и работа самолетных систем и двигателей с помощью специальных моделей, реализованных в ПО вычислительного комплекса тренажера.
Современное состояние авиационных тренажеров морской авиации (МА) ВМФ показывает, что из девяти комплексных тренажеров экипажей (КТЭ) в строю только два КТС-10-31 самолета Су-33.
КТЭ является тренажером самого высокого уровня. Это - имитационная система, воспроизводящая интерьер кабины, все виды информации, поступающей к пилотам, условия полета, характеристики движения и факторы, воздействующие на летательный аппарат (ЛА). Они могут создаваться как на динамических, так и на статических платформах. На КТЭ устанавливаются системы визуализации двух типов - проекционные и коллимационные. В них изображение проецируется с помощью проекторов на сферических или цилиндрических экранах.
Применение КТЭ позволяет обеспечить
- первоначальное обучение экипажа;
- переучивание с другого типа ЛА;
- периодическую тренировку;
- повышение квалификации действующих членов экипажа;
- ежегодную проверку квалификации;
- восстановление квалификации после перерыва в летной работе;
- решение задач, предусмотренных курсом подготовки летного состава на данном типе ЛА;
- имитацию особых случаев в полете и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в реальном полете;
- уменьшение эксплуатации ЛА для подготовки летчиков при одновременном поддержании летной натренированности экипажей;
- снижение времени подготовки летного состава до соответствующего уровня.
К сожалению, создание КТЭ требует больших финансовых вложений, сложного ПО, специального оборудования для создания динамических платформ и систем визуализации. Как правило, они создаются для конкретного типа ЛА, исключительно в варианте одиночной подготовки пилотов, максимум - экипажа одного самолета, да и то
не в полном составе. При этом до 90 % задач, отрабатываемых на тренировках, сориентированы на технику пилотирования и особые случаи в полете.
Однако все чаще встает вопрос о создании в интересах авиации и флота тренажеров, способных обеспечивать подготовку экипажей ЛА к действиям в составе однородных и разнородных авиационных групп и группировок флота.
Все это вызывает необходимость не просто иметь отдельные тренажеры для подготовки пилотов (экипажей), а создавать и принимать в эксплуатацию универсальную учебно-тренировочную систему, одной из составных частей которой являются тактические тренажеры (ТТ) авиационных комплексов (АК) МА. Эти тренажеры предназначены для тактической подготовки экипажей самолетов (вертолетов), отрядов, авиаэскадрилий к ведению боевых действий тактического уровня -одиночными самолетами (вертолетами), тактическими группами (пара, звено, эскадрилья), самостоятельно и во взаимодействии с разнородными группировками сил (РГС) флота. ТТ АК не предназначены для приобретения навыков техники пилотирования, поэтому не оборудуются сложными системами визуализации. На ТТ АК отрабатываются построение и выдерживание боевых порядков, выход на цель (в заданный район), тактические приемы поиска и слежения, боевое применение средств поиска и поражения, средств разведки, средств радиоэлектронной борьбы, преодоление сил и средств противовоздушной обороны, использование бортовых систем управления самолетом (вертолетом) на различных этапах полета, взаимодействие между подразделениями (группами, экипажами) морской авиации и управление ими в полете, взаимодействие с РГС флота при ведении боевых действий тактического и оперативно-тактического уровня. Развитие и удешевление компьютерной техники и прогресс в области создания технологий виртуальной реальности, систем искусственного интеллекта и т.п. позволяют имитировать боевые действия с высочайшей детальностью в реальном времени.
Согласно классификации, приведенной в ГОСТ РВ 29.05.005-95, ТТ АК МА можно определить как комплексный тренажер управления тактическими силами, статический, построенный на базе вычислительной техники общего назначения без моделирования (имитации) акселерационных ощущений у обучаемых [1].
Технически такие тренажеры должны иметь в своем составе пост руководства обучением (ПРО) с рабочим местом руководителя обучением и необходимым количеством рабочих мест помощников руководителя обучением в зависимости от моделируемого АК и АРМ обучаемых (АРМО). Кроме того, в составе каждого тренажера необходимо иметь вычислительно-моделирующий комплекс, системные блоки, мониторы для имитации при-
борной доски, пультов и внекабинной обстановки, джойстики, имитирующие рукоятки управления самолетом и двигателем, педали и т.д., средства документирования и средства отображения информации коллективного пользования [2].
АРМО членов экипажа ЛА должны создаваться на персональных компьютерах, объединенных в локальную сеть. РМО должны обеспечивать предоставление обучаемому информации об обстановке и необходимые средства управления в соответствии с его функциональными обязанностями, то есть информационные модели РМО должны быть в основном адекватны соответствующим реальным рабочим местам.
Структурная схема ТТ АК МА (вариант) представлена на рисунке 1 .
Количество рабочих АРМО создается в зависимости от типа АК МА. Для выполнения групповых действий ТТ АК МА может иметь в своем составе АК одного рода морской авиации на базе однотипных ЛА или одного рода морской авиации на базе разнотипных ЛА, например, ТТ авиационного противолодочного комплекса на базе противолодочного вертолета или самолета или ТТ авиационных противолодочных комплексов противолодочных самолетов и вертолетов. Варианты ТТ однородных АК на базе однотипных и разнотипных ЛА приведены на рисунке 2 (ТТ вертолетного авиаци-
ПОСТ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОБУЧЕНИЕМ
^ Ш
Модуль АК МА
АРМ командира
* 4
АРМ штурмана
АРМ штурмана-оператора
ее
Рис. 1
онного противолодочного комплекса (АПЛК) и ТТ авиационных противолодочных комплексов самолета и вертолетов).
ПОСТ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОБУЧЕНИЕМ
• 1Э№ ®
Модуль АПЛК вертолета
АРМ командира
* 4
АРМ штурмана
№
АРМ штурмана-оператора
* I
-у.
Модуль АПЛК самолета 1-го типа
АРМ штурмана
АРМ штурмана-оператора
та
АРМ оператора РГС
АРМ оператора РГС
Модуль АПЛК самолета 2-го типа
АРМ штурмана
АРМ штурмана-оператора
«*у «
АРМ оператора СПИУ
135]
Рис. 2
Для отработки совместных действий авиации и сил флота ТТ АК МА могут комплексироваться для совместной работы в единой информационно-моделирующей среде с ТТ командных пунктов полков, ТТ надводных кораблей и подводных лодок. ТТ АК МА могут работать совместно с КТЭ.
Основными преимуществами ТТ АК перед КТЭ являются их более низкая стоимость, возможность реализации отработки всех задач, решаемых морской авиацией, подготовка экипажей в составе тактических групп различного состава (пара, отряд, эскадрилья) и тактических групп разнородного состава сил авиации и флота, для размещения ТТ АК не требуются большие, специально подготовленные помещения. Как уже было отмечено, КТЭ обеспечивают подготовку экипажа только в объеме их функциональных обязанностей по летной эксплуатации ЛА конкретного типа, ТТ АК более универсальны, так как на один и тот же модуль можно загрузить программный продукт любого АК.
Итак, каждый авиационный тренажер, без сомнения, имеет свои преимущества и недостатки, поэтому комплексное использование всех видов тренажеров позволит наиболее эффективно орга-
низовать подготовку летных экипажей к ведению боевых действий, повысить квалификацию и поддержание навыков для безаварийной эксплуатации АК МА.
Литература
1. Ильин В.А., Гаврилов Ю.Е. Основные принципы построения морских тактических тренажеров: сб. докл. науч.-практич. конф. ВСОК ВМФ. СПб, 2003.
2. Воробьев А.В. Построение моделей проектирования авиационных комплексов на основе выбора основных признаков // Авиакосмическое приборостроение. 2005. .№ 9. С. 18-23.
3. Петров В.М., Воробьев А.В. Теоретические основы создания и применения тренажеров для подготовки экипажей боевых авиационных комплексов армейской авиации. Монино: Изд-во ВВА им. Ю.А. Гагарина, 2000. 59 с.
References
1. Ilin V.A., Gavrilov Yu.E., Sbornik dokl. nauch.-praktich. konf. VSOK VMF [Proc. of Higher Spec. Officer Classes of the Naval], St. Petersburg, Military and Training Research Center of the Navy, 2003.
2. Vorobyov A.V., Aviakosmicheskoe priborostroenie [Aerospace Instrument-Making], 2005, no. 9, pp. 18-23.
3. Petrov V.M., Vorobyov A.V., Teoreticheskie osnovy sozdaniya i primeneniya trenazhorov dlya podgotovki ekipazhey boevykh aviatsionnykh kompleksov armeyskoy aviatsii [Theoretical foundations of simulators developing and using for combat aircraft systems crew training], Gagarin Air Force Acad., Monino, 2000, 59 p.
УДК 519.876.5; 621.396.96
ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ВЫБОРА ВАРИАНТОВ ПОСТРОЕНИЯ НАЗЕМНЫХ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ СТАНЦИЙ
Р.В. Допира, д.т.н., зав. отделением (НИИ «Центрпрограммсистем», просп. 50 лет Октября, 3а, г. Тверь, Россия, rvdopira@Yandex.ru);
В.П. Бердышев, д.т.н., профессор; М.А. Смолкин, соискатель (Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова,
ул. Жигарева, 50, г. Тверь, 1 70022, Россия); В.А. Копылов, начальник Военного учебного центра (Сибирский федеральный университет, просп. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Россия)
Предложен новый показатель технико-экономического анализа и выбора вариантов построения наземных радиолокационных станций (РЛС) на основе свертки показателей тактико-технических (энергетических) и эксплуатационно-технических характеристик.
Показана сложность проведения технико-экономического анализа вариантов построения перспективных наземных РЛС обнаружения воздушных объектов и модернизации существующего парка РЛС, связанная с необходимостью учета большого количества разнородных показателей, по которым производится оценка. Отмечается, что при решении многокритериальных многопараметрических задач и свертке частных показателей в обобщенный показатель присутствует значительная доля субъективизма, привносимая группой экспертов. Использование процедур последовательного перебора параметров РЛС при оценке требует значительных затрат времени и часто приводит к неоднозначному результату. Для ускорения процесса перебора вариантов и облегчения выбора предпочтительного варианта разработан показатель, позволяющий устранить неопределенность в задаче выбора окончательного решения.
Предложенный новый показатель технико-экономического анализа и выбора вариантов построения наземных РЛС основан на количественной оценке потенциальных возможностей РЛС, которые реализованы в зоне обнаружения, формируемой с учетом энергетических характеристик РЛС (дальность обнаружения, точность определения координат, помехозащищенность), а также на учете эксплуатационно-технических характеристик, определяющих возможности по реализации боевых возможностей РЛС. К ним относятся характеристики надежности (безотказность,