2. Белкин P.C. Собирание, исследование и оценка доказательств. Сущность и методы. - М., 1966.
3. Шляхов А.Р. Судебная экспертиза. Организация и проведение. - М., 1969.
4. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. - Волгоград, 1979.
5. Комаринец Б.М. Судебно-баллистическая экспертиза огнестрельного оружия: автореф. дисс. ... д-раюрид. наук. - М., 1975.
6. Эйсман A.A. Система методов исследования, применяемых в криминалистике // Материалы Минской конференции: сб. статей. - Минск, 1973.
7. Кондаков Н.И. Логический словарь. - М., 1971.
8. Орлов В.Н. Роль научного описания в историческом исследовании // Философские науки. - 1966. - №1.
9. Кириченко В.В. Описание и объяснение в криминалистике и доказывании: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1982.
10. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. - М., 2007.
11. Материалы уголовного дела №2006119239 // Архив Промышленного районного суда. - Самара, 2006.
12. Дулов A.B. Основы психологического анализа на предварительном следствии. - М., 1973.
13. Шейфер С. А. Следственные действия. - М., 1981.
14. Арсеньев В.Д. О соотношении гносеологических и юридических аспектов в судебном доказывании по уголовным делам // Актуальные проблемы доказывания в советском уголовном процессе: сб. статей. - М., 1981.
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПОСТАВКИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЙ
© Уварова И.А.*
Поволжский юридический институт (филиал) Российской правовой
академии Министерства юстиции Российской Федерации, г. Саратов
Статья посвящена тактическим особенностям проведения контролируемой поставки наркотических средств. В статье раскрывается понятие «контролируемой поставки», определяются основания для ее проведения, изучаются задачи, которые необходимо решить в ходе выпол -нения контролируемой поставки.
В настоящее время одной из наиболее острых проблем современного общества и государства, вызывающей серьезную тревогу, является рас-
* Доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук.
пространение наркомании, которая становится производной для совершения других тяжких и особо тяжких преступлений, способствует вовлечению в преступную деятельность широкого круга граждан, особенно молодежи, в большинстве своем носит латентный характер, что значительно затрудняет процесс расследования и раскрытия преступлений в данной сфере. Общий рост количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предполагает необходимость применения превентивных мер, направленных на противодействие данному виду преступности и выработке эффективных мер, способствующих предупреждению наркопреступности.
Сложность выявления и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств обусловлена и применением преступниками все более изощренных средств и методов противодействия правоохранительным органам. Выявить и раскрыть такие преступления только традиционными методами трудно, а порой и невозможно, поэтому в данной ситуации возрастает роль оперативно-розыскной деятельности, которая является одним из важнейших, неотъемлемых компонентов успешной работы по решению задач, возложенных на правоохранительные органы.
Результативность данной работы зависит от качества проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Достаточно эффективным оперативно-розыскным мероприятием по выявлению и расследованию наркопреступлений является контролируемая поставка [1, с. 71]. Контролируемую поставку можно определить как способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств. В наиболее общем виде контролируемая поставка представляет собой специальную операцию, при которой с санкции и под надзором компетентных органов допускается ввоз или транзит через территорию одного или нескольких государств незаконной партии наркотических средств с целью:
- пресечения их незаконного перемещения через государственные границы;
- разоблачение деятельности организованных преступных групп, в которые очень часто вовлекаются несовершеннолетние лица;
- выявления и перекрытия путей поступления наркотиков;
- обнаружения новых способов сокрытия наркотиков;
- получение иных сведений, которые могут быть использованы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков [2, с. 21-22].
Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих опера-
тивно-розыскную деятельность, допускаются перемещение в пределах Российской Федерации, ввоз (вывоз) или транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования. Подобное определение дается ивч.1 ст. 435 Таможенного кодекса РФ.
В Конвенциях ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г. (ст. 11), «Против транснациональной организованной преступности» 2000 г. (ст. 2) и др., контролируемые поставки отнесены к специальным методам расследования, а не к оперативно-розыскным мероприятиям.
Применительно к выявлению наркотических средств С.А. Вырлеев и C.B. Воронцова пишут, что контролируемая поставка «... это специальная оперативно-розыскная операция, которая является одним из ключевых методов борьбы оперативных подразделений правоохранительных органов с наркопреступлениями и позволяет выявлять лиц, осуществляющих международные и межрегиональные поставки наркотиков, а также максимально полно документировать их преступную деятельность». Названный метод требует тесного сотрудничества правоохранительных органов, а также тщательного планирования деятельности и точного исполнения планов [3, с. 41].
В соответствии со ст. 49 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [4] в целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение контролируемой поставки.
Предметом контролируемой поставки могут быть любые объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него. К предметам и веществам, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, в нашем случае относятся наркотические, средства, психотропные вещества, прекурсоры или оборудование, предназначенное для их получения, переработки, изготовления.
Основания для проведения контролируемой поставки, как и любого другого оперативно-розыскного мероприятия, определены в ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [5].
С помощью контролируемой поставки могут быть решены задачи, которые затруднительно либо невозможно решить в ходе других оперативно-розыскных мероприятий, в частности:
- выявление и разоблачение заказчиков и организаторов сбыта наркотических средств;
- выявление источников приобретения и мест незаконного изготовления наркотических средств;
- перекрытие каналов нелегального оборота наркотических средств ;
- выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, способствующих незаконному обороту наркотических средств;
- документирование преступных действий всех участников преступных сообществ.
Организуя взаимодействие на международном и межведомственном уровнях в целях борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств, оперативные подразделения правоохранительных органов активно используют контролируемую поставку с целью пресечения противоправной деятельности преступных сообществ и отдельных лиц.
Проанализировав мнения различных авторов и обобщив практику работы правоохранительных органов, можно выделить следующие основания для классификации контролируемых поставок.
В зависимости от места нахождения отправителей и получателей контролируемые поставки принято подразделять на внутренние, внешние и транзитные [6, с. 131-132]. Внутренние контролируемые поставки предполагают контролируемое перемещение наркотиков или оборудования вне зависимости от способов транспортировки в пределах одного государства. Необходимость их проведения обусловлена возможностью выявления межрегиональных связей наркодельцов, каналов распространения наркотических средств по территории Российской Федерации.
Внешняя контролируемая поставка представляет собой контролируемое перемещение наркотиков или оборудования за пределы государственной границы Российской Федерации, как правило, на территорию соседних государств. Если же контролируемое перемещение объектов контролируемой поставки осуществляется, например, с территории России за территории соседних государств, то поставка будет транзитной по отношению к такому государству, через территорию которого осуществляется перемещение наркотиков. Такие поставки также называются международными и требуют совместных усилий правоохранительных органов нескольких государств.
Классификация контролируемых поставок по способам перемещения «товара» обусловлена особенностями его перевозки, количеством перемещаемого «груза» и особенностями его доставки получателю. Так называемый «грузовой» способ поставки предполагает собой перемещение наркотиков различными видами транспорта: железнодорожным, морским, речным, авиационным, автомобильным и имеет возможность перевозки достаточно большого количества «партий» наркотиков, по сравнению, например, с поставкой в личных вещах.
Перевозка наркотических средств и психотропных веществ в полостях тела человека называется внутриполостным способом перевозки. Внутренние сокрытие является одним из самых распространенных видов сокрытия наркотиков в силу трудности их обнаружения, и используется, как правило, для транспортировки дорогостоящих наркотиков (героин, кокаин) [7, с. 112].
Контролируемые поставки, проводимые в почтовых отправлениях имеют свои особенности, которые заключаются в ограничении конституционного права граждан на тайну почтовых отправлений, в связи с чем требуют получения судебного разрешения для наличия возможности проведения их вскрытия, осмотра, фиксации и изъятия образцов для сравнительного исследования.
Возможен и ряд других способов перемещения наркотических средств и психотропных веществ, с использованием различных методов их сокрытия: путем использования животных, растворения в жидкостях и др.
Классификация контролируемых поставок на обычные и «подменные» обусловлена тактическими особенностями проведения данного оперативно-розыскного мероприятия. Обычная контролируемая поставка не предполагает полное или частичное изъятие перемещаемого наркотика, требует более тщательной подготовки ее проведения, создает риск потери контроля за «товаром». «Подменная» контролируемая поставка предполагает полное или частичное изъятие перемещаемого наркотика, его замену на муляж, что в свою очередь открывает более широкие возможности для наблюдения за курьерами, снижает настороженность курьеров или контрабандистов и риск утраты контроля над операцией.
Контролируемая поставка представляет собой сложное и в тактическом, и в организационном плане мероприятие, поэтому для его проведения в обязательном порядке составляются целевые комплексные планы, утверждаемые руководителем оперативных подразделений и согласованные с руководителями органов и подразделений, привлеченных к проведению данных мероприятий.
Перед началом проведения контролируемой поставки наркотических средств, психотропных веществ или оборудования выносится постановление о ее проведении, с которым должны быть ознакомлены все лица, участвующие в проведении оперативно-розыскного мероприятия.
Конечные результаты контролируемой поставки оформляются в зависимости от реализации данного мероприятия и достигнутых целей.
Подводя итоги рассмотрения контролируемой поставки, как одного из наиболее целесообразных оперативно-розыскных мероприятий при выявлении и расследовании наркопреступлений, отметим, что данное мероприятие представляет собой сложное и в тактическом, и в организационном плане мероприятие, проведение которого позволяет эффективно бороться с наркопреступностью, выявлять и раскрывать преступления, документирование которых традиционными методами невозможно.
Список литературы:
1. Зейналов Т.А. Вопросы выявления преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств // Проблемы борьбы с преступ-
лениями в сфере незаконного оборота наркотических средств: межвуз. сб. науч. ст. под ред. Е.П. Фирсова. - Саратов, 1998. - С. 72-73.
2. Маслова А.Н., Тихоненко C.B. Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков // Закон и право. - 2001. - № 11. -С. 21-24.
3. Вырлеев С.А., Воронцова C.B. Организация контролируемой поставки наркотических средств. - М.: Московский университет МВД России, 2004. - 97 с.
4. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998. № 3-Ф3 (ред. от 17.07.2009).
5. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995. № 144-ФЗ (ред. от 22.12.2008).
6. Калюжный А.Н., Флоря Д.Ф. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: учебное пособие. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 256 с.
7. Куприянов A.A. Борьба с контрабандой кокаина в России: дисс. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2004. - 201 с.