Научная статья на тему 'Тактические особенности получения объяснений при производстве предварительной проверки по преступлениям о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего'

Тактические особенности получения объяснений при производстве предварительной проверки по преступлениям о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ / OBTAINING EXPLANATIONS / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗАЯВЛЕНИЯ ИЛИ СООБЩЕНИЯ О СОВЕРШЕННОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ / PRELIMINARY VERIFICATION STATEMENTS OR MESSAGES ABOUT THE CRIME / НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / TACTICAL FEATURES / DERELICTION OF DUTY ON EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смык Екатерина Ивановна

Рассматриваются тактические особенности получения объяснений у различной категории лиц на этапе до-следственной проверки заявления или сообщения о преступлении, связанном с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смык Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactical receipt of explanation in the manufacture of screening for crimes about unfulfilled obligation to education of minors

In the scientific article the author examines the tactical features of explanations of the various categories of persons at the stage of preliminary verification statements or reports of crime involving dereliction of duties on education of minors.

Текст научной работы на тему «Тактические особенности получения объяснений при производстве предварительной проверки по преступлениям о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.985.2 ББК 67.52

© Е.И. Смык, 2018

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЪЯСНЕНИЙ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ О НЕИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Екатерина Ивановна Смык, адъюнкт кафедры криминалистики

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ekaterina.smyk.91@mail.ru

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент В.Н. Чулахов

Аннотация. Рассматриваются тактические особенности получения объяснений у различной категории лиц на этапе до-следственной проверки заявления или сообщения о преступлении, связанном с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Ключевые слова: получение объяснений, предварительная проверка заявления или сообщения о совершенном преступлении, неисполнение обязанностей по воспитанию, несовершеннолетний, тактические особенности.

TACTICAL RECEIPT OF EXPLANATION IN THE MANUFACTURE OF SCREENING FOR CRIMES ABOUT UNFULFILLED OBLIGATION TO EDUCATION OF MINORS

Smyk I. Ekaterina, the postgraduate student of the department of criminalistics

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ekaterina.smyk.91@mail.ru

Scientific adviser: doctor of legal sciences, associate professor V.N. Chulakhov

Annotation. In the scientific article the author examines the tactical features of explanations of the various categories of persons at the stage of preliminary verification statements or reports of crime involving dereliction of duties on education of minors.

Keywords: obtaining explanations, preliminary verification statements or messages about the crime, dereliction of duty on education, minor, tactical features.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Смык Е.И. Тактические особенности получения объяснений при производстве предварительной проверки по преступлениям о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):198-201.

Этап доследственной (предварительной) проверки заявления или сообщения о совершенном преступлении занимает ключевое место на стадии возбуждения уголовного дела, поскольку лицу, производящему проверку, зачастую удается собрать важнейшие сведения о совершенном преступлении, которые не всегда возможно получить при производстве следственных действий на этапе предварительного расследования. Расследование уголовных дел о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего не является исключением.

Особое место на этапе доследственной проверки заявления или сообщения о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего отводится грамотному и своевременному получению объяснений от лиц, осведомленных об обстоятельствах совершенного преступления исследуемого вида. Считаем целесообразным рассмотреть криминалистический аспект истребования таких объяснений.

Как указывает Л.А. Савина, получение объяснений — «это универсальное средство получения первичной информации, его производство предусмотрено не только уголовно-процессуальным законодательством, но и ведомственными нормативно-правовыми актами [5, с. 121]».

Сам процесс получения объяснений лиц является важнейшим средством проведения предварительной проверки, поскольку на данном этапе без производства опросов лиц, невозможно получить криминалистически значимую информацию, необходимую для возбуждения уголовного дела [2, с. 67].

Следует отметить, что получение объяснений на этапе доследственной проверки, как и допрос на стадии расследования уголовного дела, является формой процессуального общения, так как оно отнесено к процессуальным проверочным действиям. Однако, в отличие от такого следственного действия, как допрос, получение объяснений фактически не имеет

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

правового регулирования и характеризуется отсутствием государственного принуждения.

Анализ судебно-следственной практики1 показывает, что процесс истребования объяснений у лиц, ставших очевидцами неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, обладает определенными тактическими особенностями, которые целесообразно дифференцировать на две группы в зависимости от участников, у которых необходимо получить объяснение.

♦ Тактические особенности получения объяснений у лиц, наблюдавших преступные действия, совершаемые в отношении несовершеннолетнего потерпевшего, либо обладающих данной информацией от иных лиц (один из родителей несовершеннолетнего потерпевшего, в полной и достаточной мере заботящийся о воспитании своего ребенка, в отличие от другого родителя; братья или сестры несовершеннолетнего потерпевшего; родственники ребенка; соседи; друзья и знакомые несовершеннолетнего и др.).

1) к получению объяснений необходимо тщательно готовиться. Для этого следует тщательно изучить и проанализировать имеющиеся материалы, сделать нужные выписки. Во время подготовки необходимо определить круг обстоятельств (вопросов), подлежащих выяснению. Необходимо получить хотя бы минимум данных о личности того, у кого предполагается получить объяснение (родитель, родственник, знакомый и т.д.);

2) определяя предмет беседы, необходимо исходить из того, что фактические данные, которые предполагается выяснить, в дальнейшем могут послужить основанием для принятия решения о возбуждении уголовного дела по поступившему сообщению о преступлении. Поэтому, фактические данные, которые следует выяснить у лиц-очевидцев совершенного преступления должны быть достаточными и указывать либо на наличие признаков состава совершенного преступления, либо на отсутствие таковых;

3) прежде чем приступить к получению объяснений об известных фактах совершенного преступления, лицу необходимо разъяснить причину его вызова для дачи объяснений, огласить те обстоятельства, которые интересуют опрашивающего, разъяснить опрашиваемому лицу право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ), разъяснить право давать объяснение на родном языке и т.д.;

4) предложить лицу право самому рассказать об известных обстоятельствах совершенного преступления исследуемого вида, после чего задать уточняющие вопросы;

5) объяснение записывается дословно от имени лица, его дающего, на специальном бланке;

6) после завершения процесса взятия объяснения у лица, последнему предоставляется право ознакомиться с содержанием даваемых им пояснений и отраженных на специальном бланке как путем личного прочтения, так и путем оглашения этих объяснений лицом, осуществляющим опрос;

7) бланк объяснения, после отраженных в нем пояснений лица об известных ему обстоятельствах совершенного преступления, должен иметь отметку «С моих слов записано правильно, замечаний, дополнений не имею» либо отметку «Объяснение написано собственноручно». Данные отметки записываются лично лицом, которое давало объяснения. После чего ставится подпись этого лица. Кроме этого, каждая страница объяснения должна быть подписана лицом, давшим эти объяснения, а последняя страница бланка объяснения должна содержать подпись лица, его взявшего;

8) полученные пояснения лица должны быть сопоставлены с теми объяснениями, которые получены ранее в рамках предварительной проверки сообщения о совершенном преступлении на предмет достоверности и соответствия обстоятельствам преступного события;

9) если в процессе истребования объяснений лица, которому известны какие-либо обстоятельства неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, предъявлялись какие-либо материалы, это необходимо отразить в объяснениях лиц.

♦ Тактические особенности получения объяснений у лиц, не являющихся очевидцами произошедшего, но могущих объяснить обстоятельства, способствующие совершению преступления (воспитатели детских дошкольных учреждений, педагоги учебных заведений, участковые врачи лечебного учреждения и др.).

1) необходимо изучить личность того, у кого планируется истребовать объяснение;

2) определить круг вопросов, подлежащих выяснению, при этом особое внимание следует обратить на вопросы, касающиеся характеристики семьи, в ко-

1 Изучено 151 архивное уголовное дело, возбужденное по ст. 156 УК РФ.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

торой имел место факт совершения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (характеристика родителей, взаимоотношения между ребенком и родителями и т.д.);

3) прежде чем приступить к получению объяснения, лицу необходимо разъяснить причину его вызова для дачи объяснений, огласить те обстоятельства, которые интересуют опрашивающего, разъяснить опрашиваемому лицу право не свидетельствовать против себя самого и своих близких (ст. 51 Конституции РФ), право давать показания на родном языке и т.д.;

4) предложить лицу право самому рассказать об известных ему обстоятельствах совершенного неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. При необходимости задать уточняющие вопросы. Особое внимание следует уделить выяснению обстоятельств следующего характера:

♦ состав семьи и ее характеристика;

♦ характеристика родителей (имеют ли постоянный источник дохода, злоупотребляют ли спиртными напитками или наркотическими и психотропными веществами и т.д.);

♦ как относятся к ребенку;

♦ в каких условиях проживает семья;

♦ бывали они по месту жительства семьи потерпевшего, в связи с чем; что собой представляет жилище, в котором проживает семья несовершеннолетнего; соблюдаются ли в нем санитарные нормы;

♦ соответствует ли физическое состояние потерпевшего его возрасту; не страдает ли он дистрофией или другими заболеваниями, связанными с истощением организма или иными болезнями; чем они вызваны;

♦ обнаруживали ли они на лице, теле потерпевшего телесные повреждения, какие именно; чем они могли быть причинены; сообщалось ли об этом в какие-либо другие учреждения; в какие именно; не обращали ли они внимание на отношение родителей к потерпевшему; если да, в чем оно проявлялось и т.д.;

5) предоставить лицу, у которого истребовалось объяснение, право ознакомиться с содержанием даваемых им пояснений, отраженных на специальном бланке как путем личного прочтения, так и путем оглашения этих пояснений лицом, осуществляющим опрос. После чего предоставить бланк объяснений с содержащимися в нем пояснениями лицу, у которого это объяснение истребовалось для осуществления за-

писи: «С моих слов записано правильно, замечаний, дополнений не имею» и подписи этого лица.

♦ Тактические особенности получения объяснений от несовершеннолетних лиц (потерпевших, свидетелей).

1) получение объяснений от несовершеннолетних лиц должно осуществляться в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Так как уголовно-процессуальный закон не содержит отдельной уголовно-процессуальной нормы, регламентирующей порядок получения объяснений у несовершеннолетних, полагаем получать пояснения об известных им обстоятельствах совершенного преступления в соответствии со ст.ст. 191, 280, 425 УПК РФ, т.е. если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет, либо достиг такого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, необходимо обязательное участие педагога или психолога. Также при получении объяснений у лиц, не достигших возраста 18 лет, может присутствовать законных представитель несовершеннолетнего (один из родителей — если неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего совершено педагогом, воспитателем и т.д. Если преступление рассматриваемого вида совершено родителем, то в качестве законного представителя несовершеннолетнего может выступать сотрудник органа опеки и попечительства);

2) важно правильно выбрать лицо, которое будет выступать в качестве законного представителя несовершеннолетнего. Если законным представителем является родитель, то предпочтение при выборе необходимо отдать матери, поскольку именно с ней у детей складываются доверительные отношения. Если в качестве законного представителя выступает сотрудник органа опеки и попечительства необходимо чтобы он был знаком с несовершеннолетним;

3) перед непосредственно самой беседой, относящейся к предмету получения объяснения, необходимо установить психологический контакт как с самим законным представителем, так и с несовершеннолетним. Будет правильным поговорить изначально на отвлеченную тему как с законным представителем несовершеннолетнего, так и с самим ребенком. Это позволит впоследствии вызвать доверие у несовершеннолетнего и поможет последнему говорить откровенно, не скрывая подробностей;

4) перед тем, как получать объяснение лица, которое является несовершеннолетним и которому из-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вестны сведения о совершенном неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, опрашивающему лицу необходимо проконсультироваться со специалистом (педагогом, психологом) на предмет допустимости сформулированных вопросов с точки зрения педагогики и психологии, для того, чтобы, задавая данные вопросы ребенку, не навредить его психическому развитию;

5) необходимо получить сведения об этом ребенке, ознакомиться с ними и в соответствии с этим выстроить свою определенную линию ведения разговора (беседы). Для этого необходимо проконсультироваться с инспектором по делам несовершеннолетних, узнать о характере семьи, о несовершеннолетнем, его родителях и т.д.;

6) вопросы, подлежащие выяснению у ребенка, ставшего очевидцем или жертвой неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, должны быть продуманы и сформулированы так, чтобы несовершеннолетний понял суть вопроса, а также вопросы не должны создавать ситуации возникновения психологического дискомфорта у ребенка.

Подытоживая вышеизложенное, особое внимание обратим на то, что объяснения «целесообразно получать не по всей совокупности фактов, являющихся преступными, а лишь по отдельным или по одному. Подобная линия поведения объясняется нецелесообразностью информирования лица, дающего объяснение, об объеме осведомленности лица, получающего объяснение, учитывая, что для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо иметь достаточные данные по какому-либо преступному эпизоду» [6, с.80].

Следует отметить, что объяснения лиц, осведомленных об обстоятельствах неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, должны быть проверены на стадии предварительного расследования путем производства допросов этих же лиц.

Таким образом, получение объяснений лиц, обладающих криминалистически значимой информацией о совершенном неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, отличается своей спецификой, которая обусловливает возникновение и реализацию определенных тактических особенностей.

Литература

1. Борбат А.В. Неисполнение обязанности по воспитанию детей как элемент антиобщественного

образа жизни // Российский следователь. 2014. № 22. С. 35—38.

2. Козлова Е.Л., Холопова Е.Н. Методика расследования неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2016.

3. Куемжиева С.А. Правовые и криминалистические проблемы первоначального этапа расследования преступлений против семьи: Дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2002.

4. Махова И.В. К вопросу о способах совершения половых преступлений против малолетних потерпевших // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3. С. 152—155.

5. Савина Л.А. Тактика получения объяснений при производстве доследственной проверки // Раскрытие и расследование преступлений: наука, практика, опыт: Сб. науч. ст. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016.

6. Степанов В.В. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях. Саратов, 1972.

7. Сумин А.А. Новые проблемы рассмотрения сообщений о преступлениях // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 54—56.

References

1. Borbat A.V. Neispolnenie obyazannosti po vospi-taniyu detey kak element antiobshchestvennogo obraza zhizni // Rossiyskiy sledovatel'. 2014. № 22. S. 35—38.

2. Kozlova E.L., Kholopova E.N. Metodika rassle-dovaniya neispolneniya obyazannostey po vospitaniyu ne-sovershennoletnego: Monogr. M.: Yurlitinform, 2016.

3. Kuemzhieva S.A. Pravovye i kriminalisticheskie problemy pervonachal'nogo etapa rassledovaniya pre-stupleniy protiv sem'i: Diss. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2002.

4. Makhova I.V. K voprosu o sposobakh sovershe-niya polovykh prestupleniy protiv maloletnikh poterpevs-hikh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2011. № 3. S. 152—155.

5. Savina L.A. Taktika polucheniya ob"yasneniy pri proizvodstve dosledstvennoy proverki // Raskrytie i ras-sledovanie prestupleniy: nauka, praktika, opyt: Sb. nauch. st. Vyp.1. Tula: Izd-vo TulGU, 2016.

6. Stepanov V.V. Predvaritel'naya proverka pervic-hnykh materialov o prestupleniyakh. Saratov, 1972.

7. Sumin A.A. Novye problemy rassmotreniya so-obshcheniy o prestupleniyakh // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 7. S. 54—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.