Лакомская Марта Юрьевна
Тактические операции группы «поиск» (операции обеспечения розыска отсутствующих элементов криминалистической структуры
вида преступления)
В статье рассматривается актуальная криминалистическая проблема использования тактических операций в процессе расследования преступлений, в частности, тактических операций группы «поиск», предназначение которых заключается в решении сложной следственной задачи, основанной на розыске отдельных важных элементов криминалистической структуры вида преступления, необходимых для фиксации в материалах уголовного дела в качестве данных, объективно отражающих особенности совершенного противоправного деяния.
Ключевые слова: тактические операции, проблемные ситуации расследования, следственные версии.
Tactical operations of group «search» (operations of ensuring search of the absent elements of criminalistics structure of type of crime)
This article is devoted to one of the topical forensic problems - the use of tactical operations in the investigation of crimes, in particular, tactical operations of the group «search», which are intended to solve a complex investigative problem based on the search for certain important elements of the forensic structure of the type of crime necessary for fixing in the materials of the criminal case as data objectively reflecting the characteristics of the committed illegal act.
Key words: tactical operation, the problematic situation of the investigation, the investigative version.
Тактические операции, основанные на розыскной деятельности следователя, представляют собой довольно большую группу криминалистических средств, назначение которых заключается в поиске отсутствующих элементов криминалистической структуры того или иного вида (групп) преступлений (поиск скрывшегося с места происшествия водителя с автомобилем или похищенного автомобиля, вещественных доказательств кражи, трупа, лица, заподозренного в совершении преступления и т.д.) с целью воссоздания полной и объективной картины расследуемого события преступления.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство регламентирует розыскные возможности следователя на всех стадиях досудебного производства, соответствующие этому процессу следственные и процессуальные действия. В п. 38 ст. 5 УПК РФ дано определение розыскных мер, обозначены субъекты, способные к данному виду процессуальной деятельности и управомоченные ее осуществлять, а также объект розыскной деятельности. Тол -кование этого объекта с правовой точки зрения
очевидно узкой. Следователь как субъект розыскной деятельности процессуально обязан разыскивать вещественные доказательства, связанные с преступлением и преступником.
Системное решение обозначенной задачи могут обеспечить тактические операции группы «поиск». Необходимо обратить внимание на то, что тактические операции данной группы обладают характерной особенностью - достаточно высокой степенью неопределенности места нахождения искомого объекта. В связи с этим можно выделить несколько систем поиска: по устанавливаемым связям; на основании корреляционных зависимостей объектов; в соответствии с пространственными характеристиками территорий; последовательного исследования ситуаций и фактов. Реализация той или иной системы поиска на практике может быть связана с различной методологией и использованием криминалистических и иных средств, что соответствует определенной задаче. Например, может быть необходимо получение данных математических расчетов скорости движения объекта - для определения места его возможного нахождения в конкретный пе-
71
риод времени, выявление и расчет корреляционных зависимостей между процессами - для определения направления поиска связей и т.д.
Операции рассматриваемой группы могут проводиться в одном или одновременно в нескольких местах, одним актом или поэтапно. Системно и структурно они могут быть представлены на основании задачи поиска, кроме того, они могут быть классифицированы. Однако изложенное относится к вопросам разработки тактических операций, содержание которых связывают с конкретными методиками расследования преступлений.
Как уже было отмечено, тактические операции группы «поиск» связаны с высокой степенью неопределенности относительно разыскиваемого объекта, что обусловливает проблемный характер ситуации расследования. В соответствии с тем, что наиболее актуальным является розыск преступника, рассмотрим на этом примере возможности тактической операции в разрешении соответствующей проблемной ситуации расследования.
Поиск скрывшегося преступника - тактическая операция, которая включает действия, направленные на сбор и анализ информации о скрывшемся и его связях, а также сведений о его действиях после начала розыска. Данная операция связана с большой аналитической работой следователя и значительным объемом следственных и розыскных процессуальных действий, взаимодействием с оперативно-розыскными службами.
Приведем пример из судебно-следственной практики и рассмотрим его в части формирования проблемной ситуации расследования, следственной версии как средства разрешения проблемной ситуации и одного из элементов тактической операции, использованных следователем для проверки следственной версии [1].
Хасанов А.Х. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 и ч. 1 ст. 105 УК РФ, т.е. в незаконном изготовлении и хранении нарезного огнестрельного оружия, а также умышленном убийстве гражданина Алиева С.С. Из обстоятельств дела известно, что Хасанов А.Х., имея намерение совершить убийство предпринимателя Алиева С.С., прибыл к нему домой на велосипеде. Ожидая последнего, он спрятался в гараже дома Алиева С.С., а когда тот возвратился домой, выстрелил в него два раза. В результате полученных телесных повреждений Алиев С.С. скончался на месте, а Хасанов А.Х. скрылся с места преступления. Принятыми оперативно-след-
ственными мероприятиями Хасанов А.Х. по прошествии непродолжительного времени был разыскан и задержан в г. Москве.
Проблемная ситуация расследования розыска скрывшегося преступника, ее динамическая структура рассматривается нами как часть более общего процесса, блок, входящий в систему логико-психологического механизма построения розыскной следственной версии. Эта проблемная ситуация расследования характеризуется следующим содержанием:
1. Формирование проблемной ситуации расследования, связанной с розыском подозреваемого в совершении преступления лица, основано на процессуальной деятельности следователя по поиску и обнаружению информации относительно характера расследуемого события, анализу полученных данных и их от-носимости к разыскиваемому лицу.
Основное назначение этого этапа формирования проблемной ситуации расследования определяется необходимостью получения определенной совокупности криминалистически значимой информации, которая непосредственно или косвенно указывает на конкретного человека как лицо, совершившее преступление.
В рамках первоначального этапа расследования преступления после возбуждения уголовного дела и проведения следственно-оперативных мероприятий было установлено, что убийство Алиева С.С. является спланированным и тщательно подготовленным. Об этом объективно свидетельствовала собранная криминалистически значимая информация: преступник прибыл на место преступления на велосипеде практически перед приездом домой потерпевшего, совершив убийство, на этом же велосипеде скрылся. До совершения преступления и непосредственно после его окончания он неоднократно, что следует из показаний свидетелей, разговаривал по мобильному телефону. Свидетели дали приблизительное описание подозреваемого и его велосипеда. Данные осмотра места преступления отражали информацию об оружии, использованном преступником.
2. Указанная совокупность криминалистически значимой информации должна иметь предметную связь с событием преступления и лицом, заподозренным в его совершении, и не вызывать сомнений («избыточная» информация) в том, что именно это лицо является субъектом преступления в смысле уголовно-правовой характеристики деяния.
Вместе с тем, требования криминалистической полноты, объективности и всесторонности
72
расследования обязывают следователя дифференцировать совокупность криминалистически значимой информации, относимой к этому элементу криминалистической структуры преступления, на ответы, являющиеся очевидными для проблемной ситуации, и вопросы, требующие разрешения на основе следственной деятельности.
Характер проблемной ситуации расследования - убийства Алиева С.С. - с очевидностью свидетельствовал о том, что совершено умышленное убийство, вероятней всего по заказу, орудием убийства является нарезное огнестрельное оружие калибра 7.65 мм, подозреваемый прибыл к месту преступления на велосипеде практически в момент приезда жертвы домой, совершил убийство и скрылся, до совершения преступления и после него разговаривал несколько раз по мобильному телефону.
Этап расследования преступления, связанный с обнаружением подозреваемого, требовал разрешения следующих вопросов формирующейся проблемной ситуации: розыск по горячим следам подозреваемого и велосипеда по известным признакам, указанным свидетелями; обход с целью опроса всех граждан, проживающих вблизи дома Алиева С.С., и граждан, которые могли в момент совершения преступления находиться около места его совершения; установление предположительного мотива убийства Алиева С.С.; биллинг мобильных телефонов операторов сотовой связи за определенный период времени, привязанный к определенной местности, т.е. месту совершения преступления.
3. Эти вопросы могут быть отчасти распределены по блокам относительно обстоятельств, подлежащих установлению (ст. 73 УПК РФ). Для проблемной ситуации они будут определением части искомого, т.е. криминалистически значимой информации, обнаружение которой, вероятно, сможет отчасти разрешить проблемную ситуацию. Определяя характеристику этого элемента динамической структуры проблемной ситуации расследования, мы делали некоторые оговорки, обращая внимание на факт, что «вопросы, требующие своего разрешения на основе следственной деятельности», лишь в определенной степени отражают «части искомого, т.е. криминалистически значимую информацию, обнаружение которой, вероятно, сможет отчасти разрешить проблемную ситуацию». Причина в том, что поиск преступника следователем лишь отчасти связан с данными, которые требуются к установлению в порядке ст. 73 УПК РФ, остальные следствен-
ные действия связаны с процессуальной и организационно-управленческой деятельностью, и они также могут содержать вопросы (искомое), а ответы на них могут «продвигать» разрешение проблемной ситуации.
В связи с тем, что убийство Алиева С.С. было совершено в условиях неочевидности, проблемная ситуация расследования, ее формирование и разрешение, в большей степени должны быть нацелены не столько на создание блоков, связанных с обстоятельствами, подлежащими доказыванию (ст. 73 УПК РФ), и их пополнение криминалистически значимой информацией, сколько на следственно-оперативные и организационно-управленческие мероприятия, отражающие вопросы собирания информации о мотиве преступления и его исполнителе, т.е. подозреваемом в его совершении лице. Разрешение этих вопросов и пополнение за счет этой информации содержания проблемной ситуации способствуют планированию расследования и формированию на этой основе перспективных следственных и оперативно-розыскных версий.
4. Определение содержания проблемной ситуации представляет собой процесс, основанный на конкретизации искомых данных, о содержании которых в настоящее время у следователя нет достаточной информации, а также сведений о ее носителях. Следователь, нацеливая себя на обнаружение искомого, упорядочивает известную информацию и определяет проблемную ситуацию.
Фактически в известных обстоятельствах постановка проблемы в ситуации расследования убийства Алиева С.С. была обозначена как «отыскание мотива преступления» и «розыск подозреваемого по известной криминалистически значимой информации, по носителям, установление которых предполагалось определить следственным и оперативным путем».
Формирование проблемной ситуации обеспечивает возможность перехода к построению следственной версии, проверка которой способствует установлению искомого, криминалистически значимой информации, значение которой может способствовать разрешению проблемной ситуации расследования, т.е. установлению местонахождения разыскиваемого преступника и его задержанию по подозрению в совершении преступления.
Трудно разграничить проблемную ситуацию расследования и розыскную следственную версию как криминалистическое средство ее разрешения. Следственная деятельность плавно перетекает из одного состояния в другое, по-
73
этому динамическую структуру следственной версии необходимо развивать последовательно за проблемной ситуацией расследования.
5. Следственная версия основывается на фактических данных, фактической базе. По сути, это известная криминалистически значимая информация, которая группируется вокруг обстоятельств, требующих установления. Одна и та же фактическая база может способствовать формированию нескольких розыскных версий, проверка которых возможна как одновременно на основе одних и тех же криминалистических и процессуальных средств, так и поэтапно, с временными интервалами.
На основании данных проблемной ситуации расследования следователем были выдвинуты две следственные версии и обозначены приоритеты их разрешения: 1) мотивом совершения убийства Алиева С.С. является его успешная предпринимательская деятельность (обоснованием подобного предположения послужила информация проблемной ситуации расследования о том, что в последние недели Алиеву С.С. угрожали как непосредственно, так и по телефону, а также факт попытки поджога офиса его компании незадолго до убийства); 2) исполнителем преступления мог быть Хасанов А.Х., на которого указывали собранные следствием данные, местонахождение которого после преступления неизвестно, в связи с чем он объявлен в розыск.
6. Практика расследования преступлений свидетельствует о том, что одних данных, сформировавших проблемную ситуацию и обоснованных в качестве фактической базы следственной версии, не всегда достаточно. Это обстоятельство требует уточнения проблемной ситуации через механизм построения следственной версии на основе использования данных, лежащих за пределами расследуемого события.
7. Фактически речь идет о поиске и формировании теоретической базы розыскной версии, данных, извлеченных следователем из других источников с последующей адаптацией к конкретным условиям проблемной ситуации.
Практика расследования заказных убийств достаточно хорошо изучена и описана в теории криминалистики, в отдельных методиках расследования преступления. В связи с этим для формирования и отработки следственных розыскных версий по установлению местонахождения подозреваемого в совершении преступления исполнителя убийства в соответствующих источниках имеется достаточно информации.
8. Динамическая структура формирования следственной версии завершается формулированием и получением версионного умозаключения из образованных ранее логических посылок вероятностного вывода.
Тактические операции реконструкции -важный элемент в системе средств проверки следственной версии для целей разрешения проблемной ситуации. В соответствии с определенной структурой указанной тактической операции ее основной целью является розыск заподозренного в совершении преступления лица, установление его местонахождения и задержание по подозрению в совершении преступления.
В систему задач реализации указанной цели могут входить:
первый этап: а) собирание и систематизация данных, связанных с обстоятельствами совершенного преступления и совершившим его лицом; б) организация розыска на основе взаимодействия с оперативными службами заподозренного в совершении преступления по горячим следам; в) задержание заподозренного в совершении преступления лица (с рекогносцировкой на месте, с использованием фактора внезапности или без специальной подготовки);
второй этап (если розыск по горячим следам не дал планируемого результата): а) соотнесение данных первоначального этапа розыска с данными материалов уголовного дела, связанных с личностью разыскиваемого, его связями, возможностями и т.д.; б) планирование следственной деятельности по розыску, в том числе с использованием возможностей оперативных служб и оперативно-розыскных мероприятий как средств розыска; в) следственная и организационно-управленческая деятельность по установлению местонахождения скрывшегося преступника; г) установление местонахождения скрывшегося преступника, планирование его задержания (с рекогносцировкой на месте, с использованием фактора внезапности или без специальной подготовки).
Реализация в процессе расследования убийства Алиева С.С. как первого, так и второго этапов (розыск по горячим следам не дал положительных результатов) тактической операции по установлению местонахождения исполнителя убийства Хасанова А.Х. дала положительные результаты. Последний был обнаружен и задержан в г. Москве, в ходе обыска у него было обнаружено нарезное оружие калибра 7.65 мм, идентифицированное как орудие убийства Алиева С.С., а также другое огнестрельное оружие и взрывчатые вещества.
74
Данная тактическая операция является весьма распространенной в деятельности правоохранительных органов, однако решение этой тактической операцией планируемых задач на основе использования методики разрешения
1. Приговор Железнодорожного районного суда г. Ростов н/Д. Уголовное дело № 1-62/2016 г.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Лакомская Марта Юрьевна, адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
M.Yu. Lakomskaya, Adjunct of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики : материалы VI Всерос. на-уч.-практ. конф., 16 марта 2018 г / редкол.: А. С. Данильян, И. М. Алексеев, А. В. Рудин, И. Р. Ульянова, Д. Н. Лозовский. -Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2018. -270 с.
Сборник содержит материалы VI Всероссийской научно-практической конференции курсантов, слушателей, студентов и адъюнктов «Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики», посвященной исследованию современных проблем в области уголовного процесса и криминалистики, состоявшейся в Краснодарском университете МВД России 16 марта 2018 года.
Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России, студентов, аспирантов и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
проблемной ситуации расследования посредством исследования розыскной следственной версии представляется нам наиболее оптимальным способом достижения поставленной цели.
1. The verdict of the Railway district court of Rostov-on-Don. Criminal case № 1-62/2016.
75