Научная статья на тему 'Таксономия теоретических подходов к маркетинг- микс'

Таксономия теоретических подходов к маркетинг- микс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1169
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ-МИКС / СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Е.А., Симонян Т.В.

Данная статья посвящена изучению теоретических подходов к понятию маркетинг-микс. Автор рассматривает эволюцию рассматриваемого понятия, останавливаясь на наиболее существенных этапах становления маркетинг-микса как инструмента стимулирования сбыта. В статье подчеркивается актуальность современного понимания стратегического характера данного маркетингового инструмента. Кроме того, в статье выделяются современные тенденции оказывающие влияние на формирование актуального представления о маркенинг-миксе как инструмента стимулирования сбыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таксономия теоретических подходов к маркетинг- микс»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070

Таблица 3

Экономический эффект от проведенных мероприятий, тыс. руб.

№ Показатель Значение

6. Снижение расходов за счет обновления грузового автомобильного парка 955, 8

7. Доход от сдачи в аренду склада 4 393,0

8. Итого 5 348,8

Таким образом, в результате проведения комплекса мероприятий по оптимизации расходов организации ООО «Уфимский торговый дом» (обновление автопарка, сдача в аренду свободного склада), удается снизить затраты и увеличить доход на общую сумму более 5 348,8 тыс. руб. в год. Список использованной литературы:

1. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014.- 254с.

2. Гришина О.В. Управленческий учет: Затраты по обычным видам деятельности // Аудиторские ведомости. 2013. №8. С.45.

3. Пласкова Н.С. Финансовые критерии оценки результативности бизнеса// Финансы. 2016. №6. С.61-63

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М.:ИНФРА-М, 2014. 196с.

5. Шуремов Е.С. Анализ затрат // Экономика и жизнь. 2014. № 7.С.15.

© Зиннатуллин Д.Р., Яруллин Р.Р., 2017

УДК 33

Е.А.Иванова

студентка 1 курса магистратуры Донской Государственный Технический Университет

Т.В. Симонян

д.э.н., профессор кафедры «Маркетинг и инженерная экономика» Донской Государственный Технический Университет

ТАКСОНОМИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К МАРКЕТИНГ- МИКС

Аннотация

Данная статья посвящена изучению теоретических подходов к понятию маркетинг-микс. Автор рассматривает эволюцию рассматриваемого понятия, останавливаясь на наиболее существенных этапах становления маркетинг-микса как инструмента стимулирования сбыта. В статье подчеркивается актуальность современного понимания стратегического характера данного маркетингового инструмента. Кроме того, в статье выделяются современные тенденции оказывающие влияние на формирование актуального представления о маркенинг-миксе как инструмента стимулирования сбыта.

Ключевые слова

Маркетинг-микс, стимулирование сбыта, интернет-маркетинг, комплекс маркетинга

Для систематизации подходов к понятию «маркетинг-микс» необходимо, прежде всего, определить, как понимает этот термин современная наука. По мнению Ф. Котлера: «Маркетинг-микс - это одна из ключевых концепций современной теории и практики маркетинга»1.

1Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб.: Питер, 1998

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

Изначально термин «маркетинг-микс» появился в работах американского маркетолога Н.Бордена в 1953 году, т.е. через 100 лет после появления маркетинга как такового2. Следовательно, можно воспринимать маркетинг-микс в качестве нового уровня развития маркетинговой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей целевой аудитории, но, конечно, с целью стимулирования сбыта продукции продавцов.

Н. Борден представлял «маркетинг-микс» в качестве набора инструментов, которые позволяют достичь желаемого маркетингового результата3. Следующим исследователем этого понятия был Дж. Маккарти, который является автором основополагающей концепции маркетинга «4P: продукт, место, продвижение, цена»4. Он в свою очередь в 1965 году определил исследуемое понятие так. Маркетинг-микс представляет собой комплекс мер и средств, позволяющих предприятию положительно действовать на спрос предлагаемых товаров и услуг5.

Следующей вехой в развитии исследуемого понятия стал 1981 год. Именно тогда американские маркетологи Б.БумсиДж.Битнер предложили дополнить концепцию 4p еще тремя позициями: люди, процессы и физическое окружение. Параллельно с этим Ф. Попкорн предложила добавить другие 3p: закон, целевая аудитория и процесс6. Ф. Попкорн трактовала понятие «процесс» несколько иначе, чем Б.БумсиДж.Битнер поэтому ее концепция была абсолютно оригинальна и развивалась также успешно. Обе эти концепции вывели маркетинг-микс на новые рубежи. Кроме того, вариант Ф. Попкорн включал в себя множество факторов макроокружения организации, что существенно расширяло возможности этого инструмента маркетинговой деятельности.

Затем на основе комплекса маркетинга стали появляться модели, которые существенно дополнили его и расширили возможности применения маркетинг-микса. Это «4А» Я. Шетома, «4С» Р. Лотерборна и «4D»T. Гэда, и даже модель М. Портера «5 сил» также основана на изначальной концепции маркетинг-микса7.

На сегодняшний момент наиболее общеупотребительным определением исследуемого понятия является следующее.Под маркетинг-миксом понимается совокупность маркетинговых инструментов и/или параметров, используя которые специалисты-маркетологи пытаются максимально лучшим образом удовлетворить потребности покупателей8. Сейчас многие маркетологи считают, что понятия маркетинг-микс и комплекс маркетинга, под которым, в свою очередь, можно понимать набор переменных, приводящихк успеху маркетинговые действия, это синонимы. В целом мы поддерживаем такое понимание исследуемого понятия. Даже те маркетологи, которые не совсем согласны с таким отождествлением полагают, что комплекс маркетинга является основным компонентом маркетинг-микса.

Рассмотрим основные подходы к понятию «маркетинг-микс» в хронологическом порядке. Появление в 60 годы XX века понятия комплекс маркетинга несколько повысило значимость этого инструмента маркетинговой деятельности и, в целом, маркетинг-микс стал представлять собой методику, следуя которой предприятие могло значительно повысить свои продажи.

Затем в конце XX века это понятие снова претерпело определенное преобразование, что позволило ему повыситься до тактического уровня управления. При этом некоторые авторы стали трактовать это понятие

2Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.В. Акканиной - М.: Юрайт, 2016

3Карасева В.В. Комплекс маркетинга в интеренет-бизнесе // Мркетинг. - 2008. - № 2

"Калужский М.Л.Практический маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012.

5Калиева О. М., Марченко В. Н., Дергунова М. И., Говорова М. С., Столярова Н. В. Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

6Bitner, M., Booms В., and M. Stanfield Tetrault. 1990. The service encounter: Diagnosing favorable and unfavorable incidents. Journal of Marketing

7Lauterborn, В.: New Marketing Litany: FourP's Passe: C-Words Take Over. Advertising Age,61(41)(1990):26.

8Калиева О. М., Марченко В. Н., Дергунова М. И., Говорова М. С., Столярова Н. В. Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

следующим образом. Маркетинг-микс - это набор тактических решений, определяющих конкретные маркетинговые шаги предприятия на рынке сбыта9.

Начало XXI века ознаменовано ужесточением конкурентной борьбы, глобализацией и, что особенно важно для исследуемого предмета, появлением клиентоориетнированных концепций управления. Все это повлияло на развитие взгляда на маркетинг-микс. В этот период комплекс маркетинга перешел на стратегический уровень. Все больше авторов склонялись к следующей трактовке данного термина. Маркетинг-микс представляет собой стратегию, которая формирует спрос на конкретный продукт по установленной цене в конкретном месте при помощи определенных инструментов продвижения10.

За этот период произошло два значимых события, которые имели большое влияние на формирование современного похода к пониманию сущности маркетинг-микса: появление интернет-маркетинга и внедрение процессного подхода к управлению.

Интернет-маркетинг представляет собой комплекс мер, которые способствуют продвижению и продажам на рынке товаров, услуг, торговой марки при помощи сервисов глобальной сети «Интернет»11. Сразу после появления термина интернет-маркетинг, множество специалистов-аналитиков заговорили о том, что глобальная сеть достигла массового потребительского рынка и маркетинг-микс сольется с интернет-маркетингом в единое понятие. Однако, даже на сегодняшний день маркетинг-микс все-таки более широкий инструмент, рассчитанный значительный спектр методов стимуляции сбыта. при этом влияние феномена интернет-марткетинга на маркетинг-микс неоспоримо и имеет вполне ощутимые тенденции.

Основываясь на мнении исследователя Э. Константинидеса, можно сделать вывод, что концепция «4P-mix» представляет собой надежный инструмент для физического аспекта управления маркетинговой деятельностью, но использование этого концептуально приема в виртуальном пространстве не оправдано. Это обуславливается наличием ряда ограничений, присущих традиционному маркетинг-миксу, например отсутствие в он-лайн среде стратегических элементов, отражающих традиционную методику. При этом не вызывает сомнений, что для успешной реализации стратегического маркетинга в рамках электронной коммерции необходима максимальная интеграция виртуальной и физической сред, маркетингового плана и организационных процессов.

Для преодоления этих ограничений и для дальнейшего развития и актуализации концепции маркетинг-микс Эю Константинидес предложил модель «4S», описывающую элементы маркетинговой стратегии предприятия в виртуальной среде, поддерживаемой глобальной сетью, а именно: масштаб, сайт, синергия, система12.

Наряду с этим внедрение процессной модели управления и переход множества предприятий на управление бизнес-процессами создали новую среду для развития понятия маркетинг-микс.

Таким образом, маркетинг-микс - это, прежде всего, определенный план конкретных действий, в котором нельзя изменить последовательность операций или тем более убрать. Любой компонент комплекса маркетинга предполагает согласованные и продуманные действия по стимулированию сбыта. При этом это понятие уже давно тесно связано с термином «медиа-микс». Это, прежде всего комплекс средств продвижения товара в информационной среде. Он включает прямую рекламу в СМИ (радио, телевидение и т.п.), элементы событийного маркетинга, всевозможные промоакции и рекламу в сети «Интернет». Оптимальное сочетание этих двух концепций, поднимающих идеютрадиционного маркетинга на новый уровень, позволяют организациям эффективно воздействовать на целевую аудиторию, стимулируя продажи своего товара.

9Калиева О. М., Марченко В. Н., Дергунова М. И., Говорова М. С., Столярова Н. В. Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

10Калиева О. М., Марченко В. Н., Дергунова М. И., Говорова М. С., Столярова Н. В. Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

11Карасева В.В. Комплекс маркетинга в интеренет-бизнесе // Мркетинг. - 2008. - № 2

12Constantinides, E.: The 4S Web-Marketing Mix Model. Electronic Commerce Research and Applications, 1 (2002)57-76.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

Список использованной литературы:

1. Калиева О. М., Марченко В. Н., Дергунова М. И., Говорова М. С., Столярова Н. В. Современные подходы к маркетинговым исследованиям: цели, задачи и основные понятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.

2. Калужский М.Л. Практический маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012.

3. Карасева В.В. Комплекс маркетинга в интеренет-бизнесе // Мркетинг. - 2008. - № 2

4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб.: Питер, 1998

5. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.В. Акканиной - М.: Юрайт, 2016

6. Bitner, M., Booms В., and M. Stanfield Tetrault. 1990. The service encounter: Diagnosing favorable and unfavorable incidents. Journal of Marketing

7. Constantinides, E.: The 4S Web-Marketing Mix Model. Electronic Commerce Research and Applications, 1 (2002)57-76

8. Lauterborn, В.: New Marketing Litany: FourP's Passe: C-Words Take Over. Advertising Age,61(41)(1990):26.

© Иванова Е.А., Симонян Т.В., 2017

УДК 336.37

А. И. Кашфутдинова, студентка, Р. Р. Яруллин, д.э.н., профессор ИНЭФБ БашГУ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ «ТАРГИН КРС» Г. УФА

Деятельность любой коммерческой организации ориентирована на получение определенных результатов, сохранение и наращивание капитала. Это обстоятельство обуславливает необходимость прогнозирования финансовых результатов деятельности организации - конечных экономических итогов хозяйственной деятельности субъекта, выражающихся в форме прибыли (дохода) или убытка. В качестве последнего выступает ООО «Таргин КРС», являющийся дочерней компанией АО «Таргин». Основной вид деятельности: предоставление услуг, связанных с добычей нефти, газа и капитальный ремонт скважин, проведение ремонтно-изоляционных работ, устранение аварий и т. д.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов, важным инструментом решения обозначенной проблемы, с помощью которого выявляют причины изменения показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли.

В ходе финансово - экономического анализа установлено, что:

- в составе активов компании наибольшее влияние на валюту баланса оказали оборотные активы как наиболее мобильная часть имущества;

- в составе источников формирования имущества наблюдается увеличение заемных средств;

- в анализируемом периоде отмечается снижение финансовых результатов (опережающий рост себестоимости продаж над выручкой вследствие чего организация несет значительные убытки).

Результаты проведенного факторного анализа прибыли от реализации продукции показывают, что сверхплановая прибыль в отчетном периоде была получена, прежде всего, за счет повышения цен. Позитивное влияние оказали рост количества реализованной продукции, структурные сдвиги и снижение коммерческих расходов соответственно. Вместе с тем рост себестоимости продукции уменьшил возможную прибыль от реализации продукции. Получение убытка связано и с тем, что темп роста себестоимости превысил темп роста выручки, возросли прочие расходы, связанные со списанием дебиторской задолженности, а также с увеличением сумм расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, и доначислением налога на прибыль за прошлые годы.

В дальнейшем для повышения рентабельности организации необходимо тщательно продумать все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.