Научная статья на тему 'ТАКСОНОМИЯ БЛУМА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ТАКСОНОМИЯ БЛУМА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2286
618
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСОНОМИЯ БЛУМА / КОГНИТИВНЫЙ / АФФЕКТИВНЫЙ / ПСИХОМОТОРНЫЙ / КАТЕГОРИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ / BLOOM''S TAXONOMY / COGNITIVE / AFF ECTIVE / PSYCHOMOTOR / CATEGORY / PHYSICAL SKILLS / CREATIVE PARADIGM / MULTI-LEVEL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Гульфариза Серикбаевна

Рассматривается таксономия учебных целей, разработанная группой ученых под руководством Б. Блума в качестве инструмента интеллектуального развития обучающихся. Представлена ее структура, раскрыты основные уровни. Показано, что построение педагогического процесса на основе этой таксономии позволяет преподавателю развивать собственную профессионально-педагогическую мотивацию и фокусироваться на трех ключевых областях деятельности по интеллектуальному развитию студентов. При этом включение обучающихся в совместную деятельность по постановке и реализации учебных целей различного уровня не только обеспечивает развитие их интеллекта, но и способствует осмыслению преподавателями собственного интеллектуального опыта и становлению у них профессионального образа мира.The article deals with the taxonomy of educational goals, developed by a group of scientists under the guidance of Bloom as a tool of intellectual development of students. Its structure is presented, the main levels are revealed. It is shown that the construction of the pedagogical process on the basis of this taxonomy allows the teacher to develop their own professional and pedagogical motivation and focus on three key areas of intellectual development of students. At the same time, the inclusion of students in joint activities for setting and implementing educational goals at various levels not only ensures the development of their intelligence, but also contributes to the understanding of teachers' own intellectual experience and the formation of their professional image of the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАКСОНОМИЯ БЛУМА КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.01.P.14 Г. С. Султанова,

Алтайский государственный университет

УДК 378

Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов

Алтайский государственный университет

Реформы современного периода в сфере образования ориентированы на процесс формирования созидательных способностей и качеств личности. Главным в этом процессе выступает интеллектуальное развитие обучаемых. Общие требования к интеллектуальной подготовке выпускника вуза предполагают овладение им в ходе учебных занятий комплексом общеинтеллектуальных компетенций, формирование которых возможно в процессе последовательного обучения мыслительным навыкам.

Очевидно, что правильно организованная образовательная деятельность начинается с постановки целей. Направленность на конкретную цель мобилизует интеллектуальные силы студентов, направляет их мыслительную деятельность, придавая ей определенный смысл, что существенно расширяет возможности интеллектуально развивающего обучения [1, с. 640]. Четко установленная цель занятия позволяет педагогу определять степень продвижения студентов к намеченному резуль-

тату, предполагающему формирование опыта интеллектуально развивающей деятельности, и обеспечить своевременную коррекцию. Следовательно, конкретно поставленные цели обучения и обращение внимания на освоение навыков мышления являются основными составляющими интеллектуально развивающего обучения [2, с. 223].

На сегодняшний день в профессиональном образовании Республики Казахстан активно используется теория целей обучения, созданная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Б. Блума - таксономия Блума.

Понятие «таксономия» было предложено швейцарским ботаником О. Декандолем, разрабатывавшим классификацию растений. Таксономия (от греч. тсф; - расположение, строй, порядок и v6цoс -закон) - теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, обычно имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д.) [3, с. 1889]. Таксономия Блума, ориентированная на образование, выстраивается в логике следующих принципов. • Принцип практической направленности: таксономия должна отражать теорию це-леполагания, а также быть эффективным инструментом для педагога-практика;

© Султанова Г. С., 2019

ГУЛЬФАРИЗА СЕРИКБАЕВНА СУЛТАНОВА

магистр, старший преподаватель Жетысуского государственного университета им. Ильяса Жинсугурова (Республика Казахстан), аспирантка Алтайского государственного университета. Сфера научных интересов: экономическое образование, компетенции, личностно- профессиональные качества специалиста, образовательные технологии. Автор 37 опубликованных научных работ. Электронная почта forisk@mail.ru

Рассматривается таксономия учебных целей, разработанная группой ученых под руководством Б. Блума в качестве инструмента интеллектуального развития обучающихся. Представлена ее структура, раскрыты основные уровни. Показано, что построение педагогического процесса на основе этой таксономии позволяет преподавателю развивать собственную профессионально-педагогическую мотивацию и фокусироваться на трех ключевых областях деятельности по интеллектуальному развитию студентов. При этом включение обучающихся в совместную деятельность по постановке и реализации учебных целей различного уровня не только обеспечивает развитие их интеллекта, но и способствует осмыслению преподавателями собственного интеллектуального опыта и становлению у них профессионального образа мира.

Ключевые слова: таксономия Блума, когнитивный, аффективный, психомоторный, категория, физические навыки, созидательная парадигма, разноуровневые задания.

The article deals with the taxonomy of educational goals, developed by a group of scientists under the guidance of Bloom as a tool of intellectual development of students. Its structure is presented, the main levels are revealed. It is shown that the construction of the pedagogical process on the basis of this taxonomy allows the teacher to develop their own professional and pedagogical motivation and focus on three key areas of intellectual development of students. At the same time, the inclusion of students in joint activities for setting and implementing educational goals at various levels not only ensures the development of their intelligence, but also contributes to the understanding of teachers ' own intellectual experience and the formation of their professional image of the world.

Key words: Bloom's taxonomy, cognitive, affective, psychomotor, category, physical skills, creative paradigm, multi-level tasks.

• принцип объективности: иерархия целей не означает иерархии их ценностей;

• психологический принцип: таксономия должна базироваться на современных достижениях психологической науки;

• логический принцип: таксономия должна быть логически завершенной и обладать внутренней стройностью.

С учетом данных принципов и была разработана таксономия учебных целей. При этом цели разделены на три области: когнитивную (требования к освоению содержания), аффективную (отношение к изучаемому) и психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности).

Когнитивная (познавательная) область по Блуму: выстраивание целей идет от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными иде-

ями, методами, процедурами (способами действия), включая создание нового.

К познавательной сфере относится большинство целей образования, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике педагога.

Аффективная (эмоционально-ценностная) область по Кратволю: в этой области акцент ставится на целях формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса, готовности реагировать до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления.

К ней относятся такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная область по Дейву: содержание целей в данной области связано с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), ма-

нипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации.

К этой области относятся навыки письма, речевые навыки, а также цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, производственного обучения.

Эти области можно соответственно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю». Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере.

Рассмотрим более конкретно содержание и уровни целевых установок в каждой предполагаемой образовательной области.

1. Когнитивная область имеет следующие шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Уровень знания предполагает разработку учебных целей, направленных на запоминание, распознавание и воспроизведение базовых элементов учебной информации в предметной области. К целям этого уровня можно отнести формирование знаний трех категорий: специфические знания (например, даты, факты, числа, термины, названия); процедурные знания (например, критерии, направления, категории, классы); абстрактные знания (например, принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры).

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о разных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий.

Уровень понимания включает в себя учебные цели трех категорий: перевод (например, умение перевести задачу с практического языка на язык экономики); интерпретация (например, умение объяснить полученное экономическое решение на практическом языке); экстраполяция (например, умение перенести полученные знания на схожую ситуацию). В качестве показателя понимания может высту-

Бенджамин Блум (1913-1999)

пать интерпретация материала студентом (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов).

Уровень применения предполагает сформированность прикладных умений обучающихся по использованию знаний в практических ситуациях. Он может быть также представлен соответствующими подуровнями: применение понятий; применение методов, алгоритмов; применение теорий. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Уровень анализа содержит учебные цели по следующим категориям: анализ элементов (расчленение, разделение целого на части); анализ отношений (установление связей между элементами); анализ принципов (систематизация элементов). Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким ин-

теллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Уровень синтеза включает учебные цели по формированию умений «составления целого из отдельных частей» и представлен несколькими категориями. Среди них: синтез идеи (поиск идеи решения проблемы); синтез процедуры (разработка плана, последовательности операций по решению задачи); синтез структуры (построение функции, множества, группы). Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий и совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предлагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Уровень оценки, предполагающий сформированность диагностических умений и развитость критического мышления, содержит: оценку с опорой на внутренние знания и убеждения (аргументированность, логика, конструктивность); оценку с опорой на внешние критерии (стандарты, правила, нормы). Эта категория обозначает умение оценивать (утверждения, художественные произведения, исследовательские данные) для конкретной цели. Суждения обучающегося должны основываться на четких критериях. Критерии могут определяться самим обучающимся или педагогом. Данная категория предполагает достижение учебных результатов по трем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

2. Содержание аффективной (эмоционально-ценностной) области связано с тем, что на

эмоциональном уровне студент при изучении учебного материала должен стремиться к его восприятию и отклику и ожидать пользы от знания и понимания.

Б. Блум провел исследования по аффективной сфере. Эта область охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: от базисного желания получать информацию до интеграции верований, идей и взглядов. Для описания эмоционального компонента действий Д. Крат-воль предложил пять основных категорий.

Восприятие: готовность получать информацию. Например, человек признает необходимость отдачи в учебной или профессиональной деятельности, внимательно слушает других, проявляет восприимчивость к социальным проблемам и др.

Реагирование: активное участие индивидуумов в собственном обучении. Например, студент проявляет интерес к учебной дисциплине, готов сделать презентацию, участвует в обсуждениях в группе, добровольно помогает другим.

Ценностные ориентации: от простого приятия ценностной ориентации до приверженности ей. Например, студент высоко ценит роль науки в повседневной жизни, проявляет заботу о благополучии других, проявляет уважение к индивидуальным и культурным различиям, то есть проявляет толерантность.

Организация ценностных ориен-таций: процесс, через который проходят индивидуумы при соединении различных ценностных ориен-таций, разрешении противоречий между ними и усвоении этих ориентаций. Например, студент принимает на себя ответственность за свое поведение, принимает стандарты профессиональной этики, приспосабливается к системе ценностей и др.

Распространение ценностной ориентации или комплекса ценностных установок на деятель-

ность: студент обладает некоторой системой ценностей с точки зрения своих убеждений, идей и взглядов, которые устойчиво и предсказуемо определяют его поведение. Он демонстрирует уверенность при самостоятельной работе, приверженность профессиональной этике, проявляет личную, социальную и психологическую адаптируемость, ведет здоровый образ жизни.

3. Психомоторная область в основном охватывает физические навыки, включающие в себя координацию мозговой и мышечной деятельности, и широко используется в таких областях, как естественные науки, медико-санитарные дисциплины, искусство, музыка, инженерные науки и физическое воспитание.

Б. Блум и его исследовательская группа не завершили работу по психомоторной сфере из-за недостатка опыта в развитии этих навыков. Тем не менее ряд авторов предложили различные варианты третьей части таксономии для описания развития навыков и координации. Рассмотрим пятиуровневую иерархию Р. Х. Дейва. В ее состав входят следующие уровни.

Имитация: наблюдение и копирование действий, поведения других.

Манипуляция или управление: умение выполнять определенные действия, следуя инструкциям и применяя навыки. Приобретение физического навыка методом проб и ошибок. По мере накопления практического опыта такой подход приводит к более эффективному исполнению навыка.

Точность: студент способен выполнить задание с меньшим количеством ошибок и становится более точным без обращения к исходному руководству. Навык освоен, и о владении им свидетельствует четкое и точное исполнение. Приобретенные реакции становятся более привычными, и движения могут выполняться с определенной уверенностью и сноровкой.

Сочленение или план действия: способность координировать ряд действий путем комбинирования навыков. Шаблоны могут меняться в соответствии с конкретными требованиями или с учетом особенностей решения проблемы.

Натурализация: студент демонстрирует высокий уровень исполнения автоматически, то есть без раздумий. Навыки комбинируются, интегрируются и применяются устойчиво и без усилий. Студент может изменять движения в ответ на меняющиеся условия задачи или на конкретные требования и выходить на творчество.

Многолетнее использование таксономии Б. Блума как иерархической системы образовательных целей, охватывающей три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную, свидетельствует о ее эффективности. Поэтому его идея находит развитие в современных дидактических разработках.

Последователи Б. Блума Л. Андерсон и Д. Красвол вновь обратились к таксономии, чтобы изучить ее с позиций новой парадигмы образования XXI века, и предложили свой обновленный в духе концепции интеллектуализации образования вариант измерительной шкалы. Изменения, внесенные в новый вариант, включают уточнения в терминологии, структуре и расстановке акцентов. Исследователи расширили трактовку категории «знание» (knowledge), описав четыре типа знаний (декларативное, концептуальное, процессуальное и ме-такогнитивное), которые следует использовать в осмысленном обучении. В ключе переориентации на мыслительные процессы ими реинтерпретирована и переименована категория «понимание» (comprehension). Ее новое название (understand), более точно отражая внутренние ощущения и природу мышления, передает оттенки личностной значимости и

смысл творчества. Перемещение в иерархическом порядке категорий «синтез» (в обновленной версии - create) и «оценка» наглядно показывает, что творческое мышление (уровень create) считается более сложной формой интеллектуальной деятельности, чем критическое мышление (уровень evaluation). Умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, предполагает деятельность творческого характера с созданием новых схем и структур. «Можно уметь критически мыслить (обосновывать свою позицию; выносить суждения и т. п.), не обладая креативными способностями, но деятельность творческого характера (принимать или отклонять идеи, создавать новые идеи) часто требует критического мышления» [4, с. 116].

Версия Л. Андерсона и Д. Крас-вола в большей мере ориентирована на созидательную парадигму, в рамках которой интеллектуальное развитие рассматривается как изменение модели мышления учащихся, то есть как переход от дуалистического мышления, для которого свойственны абсолютизация знания и категоричность суждений, на уровень критического мышления. Хотя таксономия Л. Андерсона и Д. Красвола не единственно возможный способ классификации уровней мышления, но, обладая четкой структурой, она облегчает трудоемкий процесс организации интеллектуально развивающего обучения, начиная с начального этапа освоения приемов мыслительной деятельности, переходя к интеллектуальным операциям более высокого уровня и к последующему овладению навыками высокоорганизованного мышления. Когнитивные цели обновленной таксономии носят универсальный характер и применимы для всех специальностей и направлений подготовки.

В качестве примера в виде таблицы дано структурное содер-

Структура практического занятия «Виды поведения: подавление, манипуляция и сотрудничество» с использованием разноуровневых заданий

по таксономии Б. Блума

Задания Взаимодействие в учебном процессе

Уровни познания по таксономии Блума Разноуровневые задания Действия педагога Действия студентов

Знание Объясните, какие ассоциации у вас вызывают слова «подавление, манипуляция, деловое общение». Перечислите функции межличностного общения По методу ассоциограмм произвожу разбор ключевых слов совместно со студентами Воспроизводят ассоциации, демонстрируют знания, дают краткую информацию

Понимание Объясните, что мы знаем о стиле взаимодействия; об основных типах межличностного общения; что мы хотим узнать? Предлагаю студентам таблицу Донны Огл «Знаю. Хочу узнать. Узнал» 3 - что мы знаем; Х - что мы хотим узнать; У - что мы узнали и что нам осталось узнать Заполняют таблицу или же листы бумаги, работая с текстом лекции по темам «Теория стратегии взаимодействия по К. Томасу»

Применение Опираясь на теорию стратегии взаимодействия по К. Томасу, решите проблемные ситуации (приводятся примеры) Предлагаю студентам анализ проблемных ситуаций, связанных с типами межличностного общения Решают проблемные ситуации, демонстрируют знания и применение теории на практике

Анализ Заполните таблицу V - я это знаю; + - это для меня абсолютно новое; - это противоречит тому, что я знал; ? - я хочу знать об этом больше Предлагаю студентам заполнить таблицу по методу ИНСЕРТ (INSERT) Ф. Вогана, Э. Эстеса -самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления Во время чтения материала делают на полях пометки: V - уже знал; + - новое; - думал иначе; ? - не понял, есть вопросы

Синтез Проанализируйте типы межличностного общения (подавление, манипуляция и сотрудничество) Беседа на тему: 1. «Ваш индивидуальный стиль поведения как личности в различных ситуациях» Беседа на тему: 2. «Ваш стиль поведения как личности в различных ситуациях»

Оценка Обсудите: Белая шляпа: только факты. Конкретизируются, подбираются новые данные. Желтая шляпа: положительные стороны оценки данного события, поиск доказательств и аргументов. Черная шляпа: критическое отношение к событию, явлению. Найти аргументы против. Красная шляпа: эмоциональное восприятие познания новой информации. Зеленая шляпа: творчество, альтернативы, новые возможности и идеи. Синяя шляпа: мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Используя прием «Шесть шляп мышления» (Э. Боно), организую групповую или индивидуальную работу с учетом позиции одной из «шляп» Происходит обсуждение полученной информации

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

создать, придумать дизайн, разработать, составить план

проанализировать, проворить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

Использование

применить, проиллюстрировать, решить

описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому

составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

жание практического занятия со студентами по теме «Виды поведения: подавление, манипуляция и сотрудничество» (дисциплина «Теория межличностных коммуникаций») с использованием разноуровневых заданий по таксономии Б. Блума [5, с. 58].

Построение педагогического процесса на основе таксономии Б. Блума позволяет преподавателю развивать собственную профессионально-педагогическую мотивацию и фокусироваться на всех трех областях деятельности по интеллектуальному развитию студентов. При этом включение обучающихся в совместную деятельность по постановке и реализации учебных целей различного уровня способствует осмыслению собственного интеллектуального опыта и становлению профессионального образа мира преподавателя [6, с. 285].

Таким образом, таксономия Б. Блума помогает в разрешении затруднений, препятствующих включению в образовательный процесс метода аутентичных ин-

теллектуально развивающих заданий. Классификация образовательных целей является инструментом, позволяющим в ходе совместной деятельности преподавателя и обучающихся формулировать развивающие задачи, составлять проблемные задания для студентов, подобирать методы оценки и самооценки, адекватные поставленным целям, во взаимодействии «преподаватель

Пирамида Блума

- студент» проводить рефлексию по результатам обучения. Расширенная иерархическая шкала при соединении параметров категории знания и когнитивных процессов позволяет наметить более широкий диапазон возможных целей, из формулировки которых однозначно явствует, какие интеллектуальные умения и навыки могут развивать и демонстрировать студенты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2016. 640 с.

2. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.

3. Улумбеков Э. Г Большой энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 2263 с.

4. Anderson J. W, Krathwhol D. R., Airasia P. W. A Taxanomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. New York: Person Education, 2003. 336 p.

5. Султанова Г. С, Фроловская М.Н. Становление профессиональной компетентности будущего экономиста на основе понимания // Преподаватель XXI века. 2016. № 1 С. 58-63.

6. Фроловская М. Н. Педагогика понимания в высшей школе. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. 285 с.

LITERATURA

1. Klarin M. V. Innovacionny'e modeli obucheniya: Issledovanie mirovogo opy'ta. M.: Luch, 2016. 640 s.

2. Klarin M. V. Innovacii v obuchenii: metafory' i modeli: Analiz zarubezhnogo opy'ta. M.: Nauka, 1997. 223 s.

3. UlumbekovE'. G. Bol'shoj e'nciklopedicheskij slovar' medicinskix terminov. M.: GE'OTAR-Media, 2012. 2263 s.

4. Anderson J. W, Krathwhol D. R., Airasia P. W. A Taxanomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education. New York: Person Education, 2003. 336 p.

5. Sultanova G.S., Frolovskaya M.N. Stanovlenie professional'noj kompetentnosti budushhego e'konomista na osnove ponimaniya // Prepodavatel' XXI veka. 2016. № 1 S. 58-63.

6. Frolovskaya M. N. Pedagogika ponimaniya v vy'sshej shkole. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. un-ta, 2013. 285 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.