Научная статья на тему 'Такие разные,разные лица. . . (учителя Псковской мужской гимназии начала XX В. )'

Такие разные,разные лица. . . (учителя Псковской мужской гимназии начала XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Такие разные,разные лица. . . (учителя Псковской мужской гимназии начала XX В. )»

М. Т. Маркова

ТАКИЕ РАЗНЫЕ,

(Учителя Псковской мужской

В Псковской мужской гимназии - старейшем учебном заведении го рода - в начале XX в. находились на службе около 30 преподавателей. За последние предреволюционные годы сменилось и несколько директо ров, каковыми были И. Д. Громов,

Н. А. Кусов и др., но наиболее подроб ные сведения имеются о двух: действительном статском советнике М. М. Янко (1905-1910 гг.) и сменившем его А. Г. Готлибе, возглавлявшем гимназию до 1918 г.1

Михаил Матвеевич Янко был переведен в Псков 27 июня 1905 г. с должности директора 5-й мужской гимназии Петербурга, не порвав при этом и связей со столицей: там он бывал часто, главным образом по причине болезни его 32-летней дочери. На каждую поездку требо валось разрешение попечителя учебного округа графа А. Мусина-Пушкина, который 21 мая 1908 г. , в свою очередь, посетил Псков, побывав и в гимназии. Перед этим попечителю, остановившемуся в гостинице “Лондон”, была доставлена “Историческая справка о 50-летии Псковской мужской гимназии”.2 Инспектировали гимназию и другие “чиновники от образования”. Так, например, весьма критич ными были выводы, сделанные 17 февраля 1909 г. инспектором Н . Знойко, по докладу которого Мусин-Пушкин направил специальную “Записку” министру народного просвещения. Отмечались низкая успе ваемость (по этому показателю Псковская гимназия занимала одно из последних мест в округе), случаи дерзкого поведения отдельных гимназистов на уроках, недостойного поведения за пределами гимназии (выпивки гимназиста Овсянникова, курение в театре Федорова), отказов выполнять задания по некоторым предметам, сокращение количества гимназистов в пансионе с 43 до 17 и др. Припомнили и то, что в 1905-1907 гг. Маркова Маргарита Тимофеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и музееведения Псковского госпедуни-верситета им. С. М. Кирова

РАЗНЫЕ ЛИЦА...

гимназии начала XX в.)

группа гимназистов за участие в “беспорядках” была арестована и после суда выслана в Тобольскую и Якутскую губернии на срок от 3 до 5 лет, но тем не менее все они получили аттестаты об окончании гимназии.3 В результате М. М. Янко был оставлен в должности еще на один только год, и 5 августа 1910 г. его перевели на долж ность директора 2-й Кишиневской мужской гимназии.3 В результате произошел своего рода обмен директорами: работавший директором 2-й Киши невской гимназии Артур Генрихович Готлиб был направлен вместо Янко в Псков.4

А. Г. Г отлиб перешел в российское подданство из австрийского в возрасте 29 лет в 1895 г. , окончил с дипломом I степени историко-филологическое отделение Новороссийского университета, служил в гим назиях Одессы, Петербурга и Кишинева, имел в Бессарабской губернии дом с виноградниками. В Псковской гимназии в его лице появился не только новый директор, но и преподаватель латинского языка и истории.5 Значительным событием стало строительство нового здания для младших классов, осуществившееся по проекту архитектора Л. М. Харламова подрядчиками из Петербурга - купцами Н. Г ур-вичем и М. Гурвичем и под тех ническим надзором псковского архитектора Э. А. Гермейера. Завершилось строительство в 1911 г.”6

На этом планы директора по укреплению учебно-материальной базы гимназии не остановились. В 1913 г. он обратился к попечителю учеб ного округа С. М. Прутчен-ко с просьбой о содействии в сооружении пристройки к новому зданию на углу улиц Успенской и Георгиевской, а также двух флигелей для квартир. В пристройке предполагалось раз местить не только учебные классы, но и кабинеты естественных и гума нитарных дисциплин с накопленным большим количеством наглядных посо бий. Здание должно было сооружаться по проекту ар хитектора А . А. Подчекаева, но лишь в марте 1915 г.

были разработаны смета и план двухэтажного здания, которые реализовать не удалось.7 Задумал А. Г. Г отлиб построить и школьную дачу, для чего было выбрано место в Коры-тове. Здесь у владельца завода А. Штейна и купца Туpay был приобретен участок земли, дом предполагалось соорудить из мате риалов разобранных старых флигелей, рядом оборудовать спортивную площадку, сама же дача предназначалась в качестве базы экскурсий и отдыха в каникулярное время “недостаточных учеников”. Но и этот проект из-за отсутствия средств не осуществился.8

В соответствии с учебными планами Министерства народного просве щения в гимназии расширялась программа обучения. Так, в 1-2 классах вводился элементарный курс истории, а разработавший его

программу С. И. Ладинский считал необходимым изучать историю “через исторические личности”, основными методами - “рассказ, драматизацию описываемых событий и наглядность”, а главной целью - воспитание любви к Родине, которая “проявляется в жертвенности”. В старших классах вводился курс законоведения, преподавание которого осуществ лял выпускник Киевского университета юрист В. П. Ольшевский. С 1913 г. был введен и новый курс “ История церкви”.9 По инициативе директора ежегодно в летнее время группы гимназистов совершали увлекательные экскурсии по городам России и в европейские страны, в свою очередь гимназия принимала учащихся из других городов.

Существенным образом изменила жизнь гимназии начавшаяся Первая мировая война. Гимназисты стали изучать курс “военное дело”, вклю чавший занятия военным строем, гимнастикой, лыжами, коньками, футболом и фехтованием. Вести этот предмет начал штабс-капитан 96-го Омского пехотного полка Еханин, а после ухода его на фронт -подпол ковник В. Стекура-Сердюков, затем подполковник К. В. Копьев. В бывшей квартире директора разместился лазарет на 32 койки, в преподаватель скую среду влились молодые силы - историк П. С. Вознесенский, матема тики Н. Остолопов и С. Лавров, впервые стали преподавать женщины - Э. В. Луйг и И. К. Иогансон.10 Молодой преподаватель гимназии А. А. Кукс в январе 1916 г. принял

участие в работе Всероссийского съезда экспериментальной педагогики, где с докладами выступали академики М. Ковалевский, И . Павлов, В. Бехтерев и др. Как отмечал в отчете А. А. Кукс, особый интерес и дискуссию вызвал доклад И. П. Павлова “Рефлекс цели”, где ученый сравнивал европейский и российский типы людей. Для европейца, считал академик, главным стимулом развития личности является “преодоление препятствия”, а русский с генетически подавленным “рефлексом цели” будет надеяться на “чудо или позволение властей”. Съезд принял решение о введении в университетах курсов логики и психологии, откры тии кафедр педагогики, создании в столице и других городах экспериментальных лабораторий.11

Для выпускников гимназии 1917 г. Артемий Готалов (так стал называть себя с 1914 г. А. Г. Готлиб) организовал кружок старшеклассников для изучения “права, политики и экономики” с темами “Власть и формы правления”, “Абсолютизм”, “Либерализм”, “Новейшая теория избирательного права”. Занятия в кружке вели А. Кукс, С. Лав ров, Д . Ляпунов, А. Готалов.12

Очень трудными были революционные годы. Была прекращена оплата труда преподавателей, и Готалов создал “Общество потребителей”. Ставшие членами его преподаватели учебных заведении Пскова вносили по 1 руб. членских взносов и по 5 руб. паевых, на собранные средства открыли столовую, услугами которой пользовались за небольшую плату до 70 человек. В период германской оккупации Пскова в 1918 г. приш лось заняться аукционной продажей имущества и оборудования гимназии - музыкальных инструментов, мебели, оборудования столовой и др.13 С восстановлением в городе Советской власти гимназия в своем преж нем виде прекратила существование, на ее базе была организована 1-я Советская трудовая школа II ступени. В январе 1919 г. газета “Псковский набат” опубликовала кандидатский список преподавателей, изъявивших желание сотрудничать с новой властью.14

Сохранившиеся формулярные списки преподавателей позволяют пред ставить состав тех, кто обучал гимназистов в предреволюционный период.15 Вот их имена.

Дмитрий Михайлович Ляпунов родился 11 декабря 1871 г. в семье дворян Тульской губернии, окончил Тульское уездное училище и физико-математический факультет Московского университета (1894 г.), с 1895 г. работал в Псковской духовной семинарии, а затем в мужской гимназии. Был женат на Людмиле Васильевне Краснопольской, имел сына Всеволода (1902 г.), награжден орденами Св.Анны и Св.Станислава.

В семье дворян родился в 1861 г. и Владимир Марьянович Клембровский, окончивший Царскосельскую Николаевскую гимназию и Император ский историко-филологический институт по отделению древних языков. Сразу же после окончания института в 1886 г. начал преподавать в Псковской мужской гимназии, был женат на Нине Александровне Козлов ской.

Из семьи дворян Костромской губернии происходил Дмитрий Михайло вич Овсов (род. в 1862 г.), владевший в родовом имении 422 дес. зем ли. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, с 1887 г. преподавал в Пскове русский и церковнославянский языки. У них с супругой Марией Иосифовной Ильиной было 6 детей. В 1911 г. Д. М. Овсов был переведен в Мало-вишерское реальное училище.

Александр Константинович Островский был сын протоиерея (род. в 1883 г.), в

1910 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета по отделению географии, с 1912 г. преподавал в Псковской мужской гимназии, по наследству имел на Успен ской улице собственный дом.

Рудольф Карлович Гутман, лютеранского вероисповедания, родился 28 июня 1868 г. в семье купца, окончил в 1892 г. со степенью канди дата славянской филологии и языкознания историко-филологический факультет Де-рптского университета, в том же году начал преподавать в Псковской мужской гимназии французский язык. В 1894 г. он сдал экзамены по сравнительной грамматике индоевропейских языков, санскриту, французскому и славянским языкам, 28 января 1901 г. защитил диссертацию на степень магистра сравнительного языковедения в Киевском университете, в 1914 г. получил чин надворного советника, был награжден орденами Св.Анны

и Св.Станислава. У них с супругой Валерией Борисовной Дрюмпель были сын Г анс и дочь Грете. В период германской оккупации Пскова в 1918 г. Р. Гутман входил в состав Совета управления Псковского округа, отвечая за церковный и школьный отделы, что предрешило эмиграцию семьи в Г ерманию.

В семье унтер-офицера родился в 1857 г. Константин Семенович Шварсалон, окончивший в 1880 г. историко -филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы служил в частной гимназии Св.Елены и княгини Оболенской, несколько раз “для усовер шенствования в науках” направлялся заграницу, затем служил в Одессе и Миргороде, а в 1912-1914 гг. преподавал в Псковской гимназии. Первая супруга, от брака с которой он имел троих детей, скончалась, и К. С. Шварсалон женился во второй раз на дочери генерал-майора Марии Дмитриевне Рудневой. Во втором браке родились сын и дочь. Семья снимала квартиру в доме Токаревой на Успенской улице. Констан тин Семенович серьезно болел, перенес операцию и поэтому ушел в отставку с назначением хорошей пенсии и с сохранением мундира, а также оставив о себе в гимназии хорошую память. “ Ясно излагает свои мысли, оживляет преподавание чтением рефератов, сочинений на различ ные исторические темы, - отмечал в 1914 г. директор А. В. Готалов. На каникулах с гимназистами совершил поездку в Италию с образова тельной целью. Опытный педагог, отличный знаток своего дела”.

Феодосий Васильевич Архивов (род. в 1874 г. ) происходил из семьи мещан, в 1908 г. окончил с дипломом I степени и правом преподавания физики и географии в средних учебных заведениях математи ческое отделение Петербургского университета. Вначале он работал в частной гимназии в Гатчине, затем в гимназии им. М. В. Ломоносова в Архангельске, а в 1912-1917 г г. служил в Псковской гимназии. При увольнении 1 сентября 1917 г. директор А. В. Готалов дал ему характеристику: “Свои обязанности выполнял добросовестно, имел корректные отношения с товарищами и с учащимися”.

Сыном сельского учителя Лифляндской губернии был Карл Иванович Иогансон (род. в 1801 г.), окончил в Дерпте гимназию, там же

поступил в университет, но его не закончил. В дальнейшем преподавал в прогимназии в Серпухове и выдержал экзамены на право преподавания латинского языка в гимназии в Московском университете. В 1879-1883 гг. преподавал в гимназии, но по болезни был переведен на должность вос питателя, затем инспектора. В 1895 г. получил чин статского совет ника, был награжден орденами Св.Анны и Св.Станислава. Был дважды женат, одна из дочерей от второго брака Ирина в 1914 г. начала служ бу в Псковской гимназии в качестве вольнонаемной.

Александр Иванович Коржавин родился в 1878 г. в семье священни ка, в 1901 г. окончил Петербургскую духовную академию, стал канди датом богословия, служил в Туле и Елабуге, а с 1906 г. преподавал в Псковской гимназии древние языки. От брака с Лидией Ивановной Сенявиной имел троих детей.

Михаил Иванович Овчинников (род. в 1876 г. ) происходил из семьи мешан, в 1906 г. окончил по отделению естественных паук Петербург ский университет и сразу же начал преподавать географию и природо ведение в Псковской гимназии. От брака с дочерью действительного статского советника Екатериной Евгеньевной Груздевой имел троих детей.

В семье священника родился в 1867 г. Александр Михайлович Порфиридов, учился в духовном училище в Петербурге, затем вольнослушате лем в Академии художеств, где получил в 1896 г. звание неклассного художника с правом преподавать рисование в средних учебных заведе ниях. Начал службу в школах при Императорском женском патриотическом обществе, в 1901-1915 г г. преподавал в Псковской гимназии, откуда был переведен в Спасское реальное училище.

Более низкое происхождение имел Сергей Васильевич Мирошников, родившийся в 1863 г. в семье придворного лакея, но сумевший окончить по отделению древних языков Петербургский университет. В 1899 г. был назначен инспектором Псковской гимназии, а в 1900 г. переведен в столицу для преподавания в Ларинской гимназии.

В семье крестьянина родился в 1864 г. Павел Андреевич Рощин, окончивший в 1883 г. с золотой медалью Костромскую гимназию, а через четыре года - Петербургский университет по отделению древних языков. В 1887-

1911 гг. он прошел в Псковской гимназии путь вольнонаемного, воспитателя, классного наставника, библиотекаря, преподавателя, инспектора, после чего был переведен на должность директора Маловишерского реального училища. Его многочисленное семейство (шесть де тей) проживало в казенной квартире при гимназии, а сыновья здесь же бесплатно учились.

Из крестьян происходил и Александр Онисимович Фаддеев (Собакин-Фадде-ев), окончивший в 1881 г. историко-филологический институт в Петербурге и с 1883 г. трудившийся в Псковской гимназии преподава телем словесности, пройдя ступени получения чинов: коллежского

асессора, надворного советника, коллежского советника. Был награжден орденами Св.Анны 3-й и 2-й ст., Св.Станислава 3-й и 2-й ст., в 1908 г. за 25-летнюю службу ему была назначена пенсия в 700 руб. сверх ставки, а в 1911 г. - дополнительно прибавка в четверть ставки. Семья проживала в собственном доме на Губернаторской улице, сыновья Сергей и Николай бесплатно обучались в гимназии.

Григорий Ефимович Бекаревич родился в 1867 г. в семье священника, окончил Нежинский историко-филологический институт им. князя Безбородко, служил в Могилеве, Пярну, Ревеле, Риге, а с 1904 г. - в Пскове, где преподавал латинский язык, избирался секретарем педсовета, после революции 1 января 1919 г. был назначен “школьным работником 2-й школы 1-й ступени”.

Таким образом, в начале XX в. в Псковской мужской гимназии тру дился весьма сильный и квалифицированный состав преподавателей, как правило, с университетским образованием, позволившим давать воспитанникам глубокие и прочные знания.

Примечания

1. ГАПО, ф. 8, оп. 1, д. 43, 57, 58, 143.

2. Там же, д. 27, л. 1; д. 57, лл. 24-26, 31.

3. Там же, д. 57, лл. 66-68.

4. Правительственный вестник. 1910. 5 августа.

5. ГАПО, ф. 8, оп. 1, д. 40, лл. 155-156.

6. Там же, д. 70, лл. 10-14.

7. Там же, д. 97, л. 8; д. 70, л. 114.

8. Там же, д. 98, лл. 2, 12, 34.

9. Там же, д. 47, лл. 4-5, 8; д. 58, лл. 2-9; д. 96, л. 32.

10. Там же, д. 102, лл. 9, 12.

11. Там же, д. 126, лл. 1-5.

12. Там же, д. 131, лл. 63-65.

13. Там же, лл. 39, 43; д. 143, лл. 27, 34.

14. Псковский набат. 1919. 4 января; ГАНИПО, ф. 9, оп. 1, д. 34, л. 3.

15. ГАПО, ф. 8, оп. 1, д. 42 (Формулярные списки преподавателей Псковской гимназии 1910-1919 гг.). В кандидатском списке 1919 г. указаны лишь имена Г. Бекаревича, А. Коржавина, С. Лаврова, Д. Ляпунова, М. Овчинникова, А. Фаддеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.