Научная статья на тему 'Таинственный корабль в море Росса (конец 1934 - начало 1935 года)'

Таинственный корабль в море Росса (конец 1934 - начало 1935 года) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТАРКТИДА / АНТАРКТИКА / ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ ГОД (МПГ 2) / КИТОБОЙНАЯ ФЛОТИЛИЯ "АЛЕУТ" / КИТОБОЙНАЯ ФЛОТИЛИЯ"СЛАВА" / ОЛСЕН / ЭЛСУОРТ / МОРЕ РОССА / ОСТРОВ ДРИГАЛЬСКОГО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ ГОД (МГГ) / НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ МИР / НАУЧНАЯ СТАНЦИЯ МОЛОДЁЖНАЯ / СОВЕТСКИЙ ИНТЕРЕС В АНТАРКТИДЕ / ANTARCTICA / ANTARCTIC / SECOND INTERNATIONAL POLAR YEAR (IPY 2) / WHALING FLOTILLA "ALEUT" / WHALING FLOTILLA "SLAVA" / MAGNUS LAURITZ OLSEN / LINCOLN ELLSWORTH / ROSS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ган Ирина Львовна

Считается, что СССР опыта работы в Антарктике не имел вплоть до 1946 г., когда китобойная флотилия «Слава» с научной группой на борту отправилась в далёкое плавание. Однако встреча частной американской экспедиции Элсуорта у берегов Антарктиды в конце декабря 1934 начале 1935 г. с неизвестным (предположительно советским) кораблём может изменить это мнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYSTERIOUS VESSEL IN THE ROSS SEA (END OF 1934 - BEGINNING OF 1935)

The widely accepted belief is that the USSR did not have experience of working in the Antarctic until 1946, when the whaling flotilla «Slava» set sail to the Southern Ocean. However, the meeting of Lincoln Ellsworth’s private American expedition with an unidentified (presumably Soviet) ship in Antarctica, at the end of December 1934 early 1935 raises questions as to whether this belief should be reconsidered.

Текст научной работы на тему «Таинственный корабль в море Росса (конец 1934 - начало 1935 года)»

ИСТОРИЯ НАУКИ

УДК 910.4

DOI 10.29003/m675.0514-7468.2019_41_3/320-327

ТАИНСТВЕННЫЙ КОРАБЛЬ В МОРЕ РОССА (КОНЕЦ 1934 - НАЧАЛО 1935 ГОДА)

И.Л. Ган1

Считается, что СССР опыта работы в Антарктике не имел вплоть до 1946 г., когда китобойная флотилия «Слава» с научной группой на борту отправилась в далёкое плавание. Однако встреча частной американской экспедиции Эл-суорта у берегов Антарктиды в конце декабря 1934 - начале 1935 г. с неизвестным (предположительно советским) кораблём может изменить это мнение.

Ключевые слова: Антарктида, Антарктика, второй Международный полярный год (МПГ 2), китобойная флотилия «Алеут», китобойная флотилия «Слава», Олсен, Элсуорт, море Росса, остров Дригальского, Международный геофизический год (МГГ), научная станция Мир, научная станция Молодёжная, советский интерес в Антарктиде.

Ссылка для цитирования: Ган И.Л. Таинственный корабль в море Росса (конец 1934 - начало 1935 года) // Жизнь Земли. 2019. Т. 41, №3. С. 320-327. DOI 10.29003/m675.0514-7468.2019_41_3/320-327.

Поступила 11 апреля 2019 / Принята к публикации 3 июля 2019

MYSTERIOUS VESSEL IN THE ROSS SEA (END OF 1934 - BEGINNING OF 1935)

Irina Gan, PhD

Institute for Marine and Antarctic Studies,University of Tasmania, Australia

The widely accepted belief is that the USSR did not have experience of working in the Antarctic until 1946, when the whaling flotilla «Slava» set sail to the Southern Ocean. However, the meeting of Lincoln Ellsworth's private American expedition with an unidentified (presumably Soviet) ship in Antarctica, at the end of December 1934 - early 1935 raises questions as to whether this belief should be remnsidered.

Keywords: Antarctica, Antarctic, Second International Polar Year (IPY2), whaling flotilla "Aleut", whaling flotilla "Slava", Magnus Lauritz Olsen, Lincoln Ellsworth, Ross

1 Ган Ирина Львовна - канд.наук, исследователь Института морских и антарктических исследований, Тасманийский Университет, Австралия; irinagan@mail.com.

320 Жизнь Земли 41 (3) 2019 320-327

Sea, Drygalski Island, the International Geophysical Year (IGY), Mir research station, Molodyozhnaya research station, Soviet Antarctic interest.

Советские планы отправки экспедиции в Антарктику во время второго Международного полярного года. План проведения исследований в Антарктике во время второго Международного полярного года (МПГ 2) в 1932-33 гг. обсуждался в мае 1929 г. на одном из заседаний в главной физической обсерватории в Ленинграде. Тогда учёные высказали мнение, что в целях разрешения проблемы атмосферной циркуляции и других вопросов географии и геофизики, необходимо организовать усилиями разных стран не менее трёх станций на побережье антарктического материка и станцию внутри материка. При этом предполагалось, что одна из таких станций должна была быть открыта Советским Союзом на острове Петра Первого [3].

Для экспедиционных работ в Антарктике предполагалось использовать китобойную флотилию Акционерного Камчатского общества (АКО) «Алеут», состоящую из головного корабля «Алеут» (бывшего американского сухогруза «Глен Ридж») и трёх китобойцев норвежской постройки. Корабль «Алеут» был приобретён АКО в г. Балтиморе и переоборудован в китобазу на Ленинградском адмиралтейском заводе. На китобазе была оборудована лаборатория для работы научной группы.

Планами экспедиции предусматривалось подойти к берегам Антарктиды, произвести воздушную съёмку берега и провести комплексные океанографические и гляциологические исследования. Участвовать в экспедиции должны были первый директор Всесоюзного Арктического Института (ВАИ) профессор Р.Л. Самойлович, океанограф А.Ф. Лактионов и геолог М.М. Ермолаев. Планировалось с помощью бортового самолёта произвести разведку побережья на восток, начиная от Земли Эндерби, с попутной аэрофотосъёмкой. По широкой программе предполагалось вести океанографические работы.

Историк Белов, опираясь на найденный в бумагах Самойловича проект первой советской экспедиции в Антарктику в 1930-е гг., пишет, что «особое место в проекте отводилось гляциологическим исследованиям, которые имеют большое значение для навигации и представляют громадный научный интерес. Главной задачей являлось определение границы распространения айсбергов, северной границы плавучего льда, мощности материкового ледяного щита Антарктиды. В течение всего рейса рассчитывали выполнять метеорологические и аэрологические наблюдения. Были предусмотрены геологические и геоморфологические исследования с целью поисков топлива каменного угля для судов китобойного промысла» [2, с. 66].

Самойлович писал в проекте экспедиции, что «было бы совершенно непростительно и преступно не использовать предполагаемого рейса советских судов в антарктические воды для всестороннего и по возможности тщательного изучения Антарктики» [там же]. Предполагалось пройти до восточной половины моря Росса, где работала американская экспедиция Берда. Там имелись наибольшие возможности сделать новые географические открытия, а это «придаёт экспедиции большое политическое значение» [там же].

К сожалению, экспедиции не суждено было сбыться. Лактионов объясняет причину несостоявшегося плавания невозможностью захода «Алеута» для пополнения запасов топлива в один из иностранных портов [3]. Белов уточняет, что именно власти Южно-Африканского Союза отказали в бункеровке советского корабля [2].

Несмотря на то, что «Алеут» не пошёл в Антарктику, у берегов Антарктиды, как свидетельствует следующая глава, появляется другой корабль с научной лабораторией на борту и планами, совпадающими с планами, которые ранее строили сотрудники ВАИ.

Неизвестный корабль в море Росса (Ross Sea) в конце 1934 - начале 1935 гг. О нахождении неизвестного корабля у берегов Антарктиды в море Росса в конце 1934 - начале 1935 гг. мы узнаём из книги М.Л. Олсена «Saga of the white horizon» (Сказание о белом горизонте) [7]. Этому событию Олсен посвящает главу 13 «Второе Рождество в Антарктиде». Олсен называет корабль «русским кораблём» (Russian vessel) и «таинственным кораблём» (mystery ship). Я решила осторожно назвать его «неизвестным кораблём», так как Олсен не даёт названия корабля и не приводит имён членов экипажа. Просмотрев копии бортового журнала «Wyatt Earp», на котором Олсен был в Антарктике (они некоторое время хранились в библиотеке Австралийского Антарктического Отдела в Кингстоне, Тасмания, Австралия), я не обнаружила записей о встрече с неизвестным кораблём. Похоже, что книга Олсена остаётся по сей день единственным свидетельством.

Несколько слов об авторе книги. Магнус Лауритц Олсен родился в октябре 1913 г. В июне 1933 г. в возрасте девятнадцати лет он закончил старейшую норвежскую военно-морскую школу на базе Karljohansvern в Хортоне (Восточная Норвегия) по специальности морской лётчик. По рекомендации Ричарда Бёрда (Richard Byrd) отбыл в распоряжение частной антарктической экспедиции американского бизнесмена и полярного исследователя Линкольна Элсуорта (Lincoln Ellsworth). На корабле экспедиции «Wyatt Earp»2 в должности второго пилота Олсен отправился курсом на Кейптаун и далее в Антарктику в августе 1933 г. Всего на корабле было семнадцать человек (рис. 1).

Рис. 1. На фотографии 1933 г. в центре в сером костюме Элсуорт, слева от него Олсен [6]. Fig. 1. Lincoln Ellsworth in the gray suit in the middle, Magnus Lauritz Olsen leftward (photograph 1933) [6].

Во время второй Антарктической экспедиции Элсуорта в декабре 1934 г. «Wyatt Earp» прошёл мыс Адэр (Cape Adare), шельфовый ледник Дригальского (Drygalski Ice Tongue) и оказался в заливе Бей-Оф-Уэйлс (Bay of Whales) (рис. 2).

По мере продвижения, прослушивая радио, экипаж «Wyatt Earp» услышал слабые сигналы Морзе и решил, что они идут от одного из китобойных судов, находящихся

2 Норвежский рыболовецкий корабль водоизмещением 400 т, построенный в 1919 г.

Рис. 2. «Wyatt Earp» в Бей-Оф-Уэйлс во время второго Антарктического плавания экспедиции Элсуорта [8].

Fig. 2. "Wyatt Earp" in the Bay of Islands during the second Antarctic navigation of the Ellsworth expedition [8].

поблизости. Когда сигналы стали отчётливее, Олсен вместе с радистом попытался понять смысл передаваемых сообщений, но они оказались на непонятном языке. На следующее утро, в день западного Рождества 25 декабря 1934 г., Олсен решил проверить, не работает ли вновь эта станция. Оказалось, что она стала ближе, и морзянка звучала громче! Однако ни с мостика, ни с других более высоких точек никакого корабля не было видно. Настоящая тайна! Три человека из экипажа (один американец и два норвежца), прихватив с собой кофе и бутерброды, отправились прокатиться на лыжах, чтобы разгадать эту тайну.

Лыжники с «Wyatt Earp» остановились как вкопанные, увидев свежие и строго параллельные следы лыж! По этим следам они поняли, что лыжи были европейские, а лыжники - настоящие мастера, которым было известно использование меховых шкурок на лыжах, чтобы не скользить при подъёме на крутые склоны [7]. Приводим в качестве примера фотографию лыж, подбитых мехом, из Соловецкого Морского музея (рис. 3).

Через некоторое время они увидели дымок, а вскоре и корабль с двумя мачтами. Стало ясно, что от него и передавалась морзянка. Раньше корабль разглядеть было невозможно из-за изогнутого ледяного барьера (curved ice barrier). Олсен с товарищами направились к кораблю и вскоре встретили пятерых лыжников в белых комбинезонах. На английском

они не говорили, но некоторые могли хорошо изъясняться на шведском языке (very good Swedish) и сообщили, что они русские.

Американцы не подозревали о нахождении другого корабля поблизости от них, тогда как русские

Рис. 3. Лыжи, подбитые камусом (мехом с голени оленя), д. Кеба, Архангельская обл., Соловецкий Морской музей.

Fig. 3. Skis skins. Skis padded with kamus (fur from the deer shank), Solovetsky Maritime Museum, Keba village, Arkhangelsk Oblast, Russia.

SetMUii-

2019, том 41, № 3

знали об экспедиции Элсуорта и были готовы к встрече. Пригласив к себе на корабль, русские радушно встретили гостей, угостили их водкой и накормили роскошным обедом. Индейка была главным блюдом. Были также поданы свежие яблоки, апельсины и молоко, закупленные в Пунта Аренас, Чили.

Русские рассказали, что они пришли с моря Беллинсгаузена и планируют посетить остров Дригальского, бухту Посадовского и осуществить высадку на берег. В планах у них также было открытие небольшой научной станции (a small experimental station) в районе Земли Принцессы Елизаветы (Princess Elizabeth Land) и Земли Вильгельма II (Wilhelm II Land)3. Погостив на корабле, американцы в полночь покинули гостеприимных хозяев и на лыжах добрались до своего корабля без проблем, поскольку было ещё светло.

По выражению Олсена, русский корабль водоизмещением 2 500 тонн был «колоссальным» и «был схож с Британским экспедиционным кораблем «Дискавери II», который также находился в Антарктике в то время» [7, с. 90].

Из разговоров с экипажем Олсен понял, что корабль построен в Мурманске для работы в полярных широтах (for service in polar waters) и ранее использовался в качестве рыболовецкого сторожевого корабля (fishery patrol boat). Корабль был сделан из стали и имел дубовую обшивку, удобные и просторные каюты, кинозал, пианино и большую столовую. В экипаже было около сорока человек, многие из которых имели большой опыт работы в полярных районах. Это был государственный экспедиционный корабль, имеющий лабораторию (a government expeditionary research ship, fully equipped with a laboratory), а также специальные сетки для взятия проб планктона и мощные микроскопы [7, с. 91].

Олсен отмечает, что у русских был миниатюрный мотобур для измерения толщины льда, тогда как на американском корабле было два ручных бура, которые могли бурить на глубину не более десяти футов (три метра). Русские измерили толщину льда, и оказалось, что рядом с короблем она была равна сорока футам (двенадцать метров), а в нескольких метрах от корабля у барьера - шестьдесят футов (восемнадцать метров). Олсен с восхищением отзывался о санях с небольшими лопатками по бокам, которые были на русском корабле. Они напомнили Олсену пароходы с бортовыми гребными колесами, ходившие по реке Миссисипи, виденные им в фильмах. Двигались сани со скоростью двадцать миль в час, что составляет примерно 32 км/час [7].

На следующее утро русские были приглашены на борт «Wyatt Earp». Они с нетерпением ждали встречу с кораблём, о котором писали все газеты того времени. Русские прибывали небольшими партиями, чтобы не создавать толпу на маленьком корабле (обеденный зал «Wyatt Earp» мог вместить всего шесть человек). Олсен пишет, что русские не могли понять, как такой хрупкий и маленький кораблик может выдерживать антарктические условия, и как можно было жить на корабле в такой стеснённой обстановке.

Русские, узнав, что «Wyatt Earp» пойдёт в места, откуда они прибыли, посоветовали наиболее подходящее место для взлёта самолёта Элсуорта «Полярная Звезда». Поговорить с русскими было очень интересно, они охотно высказывали своё мнение по вопросам изучения Антарктики. По их мнению, тайна Земли скрыта под замороженной Антарктидой, и та страна, которая первой откроет эти тайны, будет править миром. Однако, если начнётся война, то антарктическая тема отойдет на последний план.

3 Координаты Земель Принцессы Елизаветы и Вильгельма II: широта: 65°45'00» S 65.750°, долгота: 92°30'00.0» E 92.500°.

Олсен был единственным, кто мог вести разговор с капитаном, знавшим шведский язык. Капитан поинтересовался, читал ли Олсен Жюль Верна. После положительного ответа разговор пошёл о романе «От Земли до Луны». Капитан высказал мнение, что задолго до нового тысячелетия (long before the year 2000) человек долетит до Луны, и что исследования за пределами земной атмосферы будут вестись широко уже в скором времени! Также он был убеждён, что настанет день, когда, глядя в «деревянную коробку» (a wooden box), можно будет видеть космические корабли с людьми на борту. Из разговоров с экипажем и капитаном Олсен предположил, что задачей русских учёных было исследование возможности создания станции в Антарктиде для изучения космоса4.

В первый день нового года (1 января 1935 г.) члены экипажа «Wyatt Earp» вновь посетили неизвестный корабль. Русские приехали за ними на санях. Стол ломился от яств, в том числе икры, сёмги, водки и прочих деликатесов - настоящее широкое русское гостеприимство!

Олсен пишет, что языковый барьер представлял не только трудности, но и был причиной смеха! Ему лично приходилось туго, так как он был единственным переводчиком в этой весёлой кампании.

После роскошной трапезы состоялся удивительный концерт, включавший хоровую, классическую фортепианную музыку, игру на балалайке и казачьи танцы. Также был показан документальный фильм о Сталинграде5. С восхищением смотрели иностранные гости на достопримечательности города Сталина6. Покидать радушных хозяев совсем не хотелось, и гости с радостью остались ещё, когда им был предложен чай с лимоном. После чаепития каждый на прощание получил подарок. Олсену вручили меховую шапку-ушанку, а его товарищам - рукавицы, высокие сапоги и другие сувениры. Договорившись держать связь по радио, гости на санях были доставлены на свой корабль.

Олсен тепло вспоминает встречу и пишет, что не было чувства конкуренции. Наоборот, они ощущали себя на встречах не американцами, русскими или норвежцами в отдельности, а настоящими антарктическими товарищами.

В последнем сообщении с неизвестного корабля 3 января 1935 г. сообщалось, что они попали в снегопад, и с запада дул очень сильный ветер (snow patches and strong westerly gale). Больше известий не было.

Итак, что мы знаем о таинственном корабле, находившемся в море Росса в конце 1934 - начале 1935 гг. и его экипаже? Известно, что корабль заходил в Пунта Аре-нас для пополнения запасов продовольствия и бункеровки. На его борту имелась лаборатория для проведения научных экспериментов и анализов и современная на тот момент техника, в том числе мотобур и быстроходные сани. Члены экипажа говорили на русском языке. Экипаж корабля был образован, начитан и отличался от-

4 Важность изучения космоса из Антарктиды подчеркивал в 1957 г. адмирал Берд, приветствуя симпозиум по Международному геофизическому году, а в 1961 г. об этом говорил Михаил Сомов в своей речи на королевском приёме в Лондоне по поводу вручения ему Золотой медали Британского королевского географического общества. Исследования космоса в Антарктиде, а также адаптации человека на удаленных и/или высокогорных станциях велись с начала 1970-х гг. рядом стран, включая США и СССР.

5 Фильм «Город имени Сталина» (https://www.youtube.com/watch?v=M3wVI1J5lC0), выпущенный в 1936 г., даёт возможность представить Сталинград того времени. Были и более ранние документальные съёмки, которые показали на корабле (https://www.youtube.com/watch?v=M3wVI1J5lC0).

6 См. фотографии 1930-х гг. в «Сталинградском фотоальбоме» из фондов Нью Йоркской библиотеки (https://stalin-style.livejournal.com/28780.html) и др. довоенные фотографии Сталинграда (https://varlamov. ru/2767627.html).

^^SetMUii-

2019, том 41, № 3

Рис. 4. Станция Мир [1]. Fig. 4. Mir research station on the map [1].

Рис. 5. Станция Молодёжная [1]. Fig. 5. Location of the Molodezhnaya research

station [1].

личной спортивной подготовкой («лыжники мирового уровня, настоящие мастера»).

Олсеен считал, что встреченные им русские люди были настоящими первопроходцами исследований Антарктики, и что они проложили путь своим соотечественникам, которые будут изучать южные полярные районы в последующие годы. По мнению Олсена, без таких первопроходцев, как капитан Кук, Берд и эти русские, не мог быть успешным Международный геофизический год (МГГ).

Остаётся много вопросов: какого ведомства был корабль, вернулся ли он на Родину, какова была судьба членов экипажа после экспедиции? Судя по белой одежде лыжников, это были военные и, стало быть, корабль был военного ведомства?

В 1956 г. к берегам Антарктиды отправилась экспедиция Академии Наук СССР. Пришла она, по выражению члена комитета по проведению МГГ Авсюка, «точно на то место, которое намечали - острову Дригальского» [5]. Именно туда, по свидетельству Олсена, стремился неизвестный корабль в 1935 г.

В 1960 г. в течение двух с половиной месяцев на острове Дригальского работала выносная станция Мир, её координаты 65°45' ю. ш., 92°26' в. д. (рис. 4) [4].

На Земле Эндерби, куда также планировал дойти неизвестный корабль, с 1963 по 1999 г. работала станция Молодёжная (координаты 67°40'с. ш., 45°51'в. д.) (рис. 5).

Заключение. Планы китобойной экспедиции «Алеут» в Антарктику в начале 1930-х гг., о которых мы знаем из рукописи Лактионова [3] и статьи Белова [2], так и остались неосуществлёнными. В советских/российских источниках несостоявшееся плавание объясняется невозможностью бункеровки в одном из портов южного полушария.

Другая экспедиция, о встрече с которой пишет в своей книге Олсен, состоялась. Запасы продовольствия и топлива были ею пополнены в Чили, Пунта Аренас. Корабль проследовал из Кейптауна до моря Беллинсгаузена и далее до моря Росса, проводя научные наблюдения по маршруту своего плавания. Что удивительно, именно до восточной половины моря Росса во время МПГ 2 планировала дойти советская экспедиция на «Алеуте», если бы она состоялась.

Из книги Олсена мы знаем, что в планах русских, которых он встретил в Антарктике, было не только дойти до Земли Принцессы Елизаветы и Земли Вилгельма II, но и создать там научную станцию. Однако дошёл ли до этих мест корабль и когда вернулся на Родину, если вернулся, нам неизвестно.

Военный корабль или гражданский видел в море Росса Олсен в конце 1934 - начале 1935 гг., в этом случае не важно. Важно то, что если это был действительно советский корабль, проводивший по мере своего следования в Южном океане научные наблюдения, то сегодняшнее утверждение, что до 1946 г. СССР не проводил исследований в Антарктике, неверно.

Благодарность. Искренне благодарю заместителя директора Соловецкого Морского музея Светлану Рапенкову за предоставленную фотографию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас Антарктики / Гл. ред. Е.И. Толстиков. T. I. Москва - Ленинград: Главное управление геодезии и картографии, 1966. 225 с.

2. Белов М.И. Проект первой советской экспедиции в Антарктику // Информационный бюллетень Советской Антарктической экспедиции. 1966. № 58. C. 64-77.

3. Лактионов А.Ф. История исследования Антарктики, 1930-1958. Рукопись. 1965. Санкт Петербург, Россия. Центральный Гос. архив научно-технической документации ЦГАНТД Санкт Петербург. Фонд 369, опись 2-1, дело 457.

4. Нудельман А.В. Советские экспедиции в Антарктику, 1959-1961. Москва: Издательство Академии Наук, 1961. 150 с.

5. Стенограмма совещания у начальника Главсевморпути Бурханова 10 апреля 1956. Информация прибывших из Антарктики товарищей Авсюка, Шумского и Маркова. Росс. гос. архив экономики (РГАЭ), дело 9570, опись 2, ед. хр. 2583.

6. Antarctica. An encyclopedia from Abbott Ice Shelf to Zooplankton. Auckland: Firefly books, 2002. 208 p.

7. Olsen M. Saga of the White Horizon. Lymington: Nautical Publishing Company Limited, 1972. 199 p.

8. Sale R. To the ends of the earth. The history of polar exploration. London: Harper Collins Publishers, 2002, 224 p.

REFERENCES

1. Tolstikov E. (ed.). Atlas of Antarctica. 1. 225 p. (Moscow - Leningrad: Glavnoe upravleniye geodezii i kartografii, 1966) (in Russian).

2. Belov M.I. Project ofthe first Soviet expedition to the Antarctic. Inf. Bul. SovetskoiAntarcticheskoi Expeditsii. 58, 64-77 (1966) (in Russian).

3. Laktionov A. F. History of Antarctic Research, 1930-1958. Manuscript. 1965. St. Petersburg, Russia. Central State Archives of scientific and technical documentation, File 369, op 2-1, 457 (in Russian).

4. Nudelman А.У. Soviet expeditions to Antarctica, 1959-1961. 150 p. (Moscow: Izdatelstvo Akademii Nauk SSSR, 1961) (in Russian).

5. Transcript of meeting with Bourhanov, Head of the Main Directorate of the Northern Sea Route of the USSR, 10 April 1956. Information provided by Avsyuk, Shumski and Markov who have recently returned from Antarctica. RGAE, File 9570, op 2 ed. hr. 2583 (in Russian).

6. Antarctica. An encyclopedia from Abbott Ice Shelf to Zooplankton. 208 p. (Auckland: Firefly books, 2002).

7. Olsen M. Saga ofthe White Horizon. 199 p. (Lymington: Nautical Publishing Company Limited, 1972).

8. Sale R. To the ends ofthe earth. The history of polar exploration. 224 p. (London: Harper Collins Publishers, 2002).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.