ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХУ1 (№ 36, 2017)_
© Фомичева Е.А.
ИВ РАН
ТАИЛАНД: КУЛЬТУРА и ПОЛИТИКА
Примерно с середины XIX века в Таиланде шло строительство современного государства, создания тайской нации и формирования тайской национальной идентичности. Власть осуществляла реформы государственных учреждений, военного дела, образования, использовала разные инструменты, чтобы направить этот процесс в нужном направлении. На отдельных этапах принимались меры по внедрению элементов западной культуры, достижений современной науки и техники, в другие периоды преобладала охранительная тенденция. При этом в поле зрения власти всегда находились культура, искусство, традиции быта как необходимые условия консолидации тайского единства.
Принято считать, что таиландцы - гомогенный народ. Однако традиционное сиамское общество формировалось, впрочем, как и другие государства средневековья, путем захвата новых земель, присоединения соседних этносов, существовавших в сиамском государстве в условиях достаточно большой автономии со своими языковыми, бытовыми и культурными особенностями. В стране проживают помимо тайцев китайцы, лао, моны, кхмеры, вьетнамцы, малайцы-мусульмане, представители горных племен (шаны, карены, лису, лаху и др.) Культурно-этническое разнообразие нужно было объединить в единый народ. Этому служила государственная идеология триединства: нация-король-религия.
Становление современного государства изначально было связано с вхождением Сиама/Таиланда в мировую систему международных экономических и политических отношений. Для большинства стран азиатского региона этот процесс осуществлялся через их превращение в колонию западных стран. В Восточной Азии лишь Япония и Сиам избежали этой участи, но отнюдь не случайно, а благодаря сочетанию естественных обстоятельств, географических факторов, и, в значительной
степени, - политике королей, стоявших во главе этих государств.
Инициаторами и проводниками реформ в Сиаме были короли Монгкут (1851-1868) и Чулалонгкорн (1868-1910), которые в условиях натиска колониальных держав - Великобритании и Франции, обратились к опыту Запада, чтобы перенять у них достижения, полезные для тайского государства, которые способствовали бы его вхождению в число современных государств и сохранению национального суверенитета. По сути дела, реформы, затронувшие многие сферы жизни страны, означали внедрение новой, адекватной времени, модели государства в феодальное восточное общество. В данной статье наше внимание будет сосредоточено на культурной политике государства как важном элементе национального строительства.
Видимые свидетельства культурного заимствования у Запада королями-реформаторами очевидны в гражданской архитектуре Бангкока периода Правления короля Чулалонгкорна (Рамы V). Образцом творчества иностранных авторов является Большой тронный зал - Пхра Тхинанг Чакри Маха Прасат на территории Большого королевского дворца, который был построен в 1876 - 1882 гг. английскими архитекторами Дж. Кла-ничем и Г. Розе с участием тайцев, скорректировавших проект в духе тайских традиций. В результате дворцовое здание сочетает элементы итальянского ренессанса и тайских архитектурных форм. Здание, где размещен Тронный зал Ананда Самак-хом, построено в 1908-1915 гг. итальянскими архитекторами Марио Таманьо и Аннибалом Риготти в том же сочетании ре-нессансных и классических форм. В конце Х1Х - начале ХХ вв. иностранцы активно привлекались государством к строительству зданий министерств. Так сложился особый стиль династии Чакри или Бангкокского периода (Раттанакосин), в котором причудливо переплелись местные и западные мотивы. В повседневной жизни общества были отменены многие средневековые обычаи, связанные с почитанием королевских особ1.
Включение элементов европеизации в повседневную жизнь тайцев продолжалось и при короле Вачиравуде (1910 -1925 гг.). Были введены фамилии, внедрялись европейский костюм и прически. Эти реформы имели определенный успех в
городе и значительно слабее затронули деревню. Этот был период, когда власть осознанно насаждала элементы западной культуры в стране. Но одновременно, будучи патриотами своей страны, сиамские короли обращали большое внимание на сохранение древних традиций.
После буржуазной революции 1932 г., когда была установлена парламентская монархия, знать была отстранена от управления государством2, престиж королевской власти упал, вместе с ними ушли многие средневековые культурные традиции, связанные с личностью короля.
Пришедший в 1938 г. к власти военный диктатор Плэк Пхибунсонгкрам стремился вытеснить из народного сознания и из повседневной практики образ монарха и заменить его своим культом, вплоть до того, что изымались изображения королевских особ и повсюду внедрялся образ самого диктатора, обязательный к вывешиванию в служебных помещениях и частных магазинах. В кинотеатрах по окончании сеанса на экране возникал портрет диктатора, которому публика должна была поклониться. Символ колеса (чакры) заменялся символом года, когда родился Плэк Пхибунсонгкрам, - петуха, а цвет дня его рождения - зеленый - становится официальным . Пхибун провозглашает политику тайского национализма под лозунгом «Таиланд для тайцев», лелея планы создания Великой тайской нации путем присоединения земель соседних государств. Издаются специальные Законы о культуре, в которых гражданам предписывается наряду со знанием гимна и проявлением уважения к национальному флагу, носить европейскую одежду. Одновременно правительство поощряет патриотическое воспитание, финансирует создание исторических фильмов и спектаклей. В 1943 г. создан Совет по культуре, в 1953 г. - Министерство культуры. Таким образом, в государстве постепенно формируется взвешенный подход к национальной культуре - ее всемерное поощрение и развитие при определенном допущении иностранных заимствований.
По окончании Второй мировой войны, когда на несколько десятилетий у власти оказались военные правительства, менявшие друг друга в результате военных переворотов, перед ними встал вопрос, что делает эту власть законной. Таким
незыблемым элементом политической системы страны при постоянной смене военных клик вновь становится институт монархии.
Тесный союз с США, который был основой военных режимов, участие тайских вооруженных сил во вьетнамской войне способствуют бурному проникновению в страну американской поп-культуры, которая разрушает традиционные нравственные ценности и исторически сложившиеся устои общества. Элиты стремятся укрепить свою власть на основе возрождения и консервации тайской традиции, в этом они получают поддержку тайской интеллигенции, озабоченной сохранением национальной идентичности на основе национальной культуры и истории.
Яркий представитель авторитарных правителей фельдмаршал Сарит Тханарат установил хорошие личные отношения с молодым королем Пумипхоном Адульядетом4, и активно поддерживал возрождение поклонения монарху. Король Пуми-пхон Адульядет своей деятельностью снискал себе любовь и уважение подданных и внес большой вклад в восстановление статуса монархии в королевстве как стержневого элемента преемственности государственности и национальной культуры, цементирующих тайскую нацию.
Возрождение культа монарха оказалось успешным, поскольку столетние культурные традиции народом не были забыты. На протяжении всего долгого срока правления Рамы 1Х, умершего в октябре 2016 г., проводилась политика почитания короля как нравственного идеала для подданных и отца нации. Так, перед любой демонстрацией фильмов и спектаклей обязательно появлялся портрет короля и исполнялся королевский гимн, при звуках которого все встают. Повсеместно в офисах и домах тайцев висели портреты королевской семьи. День рождения короля праздновался как национальный праздник, желтый цвет - цвет дня его рождения, был знаком верности коро-
лю5.
Параллельно воскрешались многие традиции и обычаи, связанные с древней монархической символикой: праздник первой борозды, гонки королевских лодок, лой кратонг. Большую поддержку получал традиционный театр6. Король Ра-
ма IX, и королева Сирикит лично поощряли искусство, народные промыслы. Через специально созданные королевские фонды они содействовали развитию традиционных ремесел, особенно в сельской местности: производство ручного тайского шелка, плетение из ротанга, изделия из серебра и многое другое. Причем с экономической точки зрения эти занятия рассматривались как дополнительный источник доходов в крестьянском хозяйстве.
После 1958 г. авторитарные режимы стали активно проводить политику модернизации экономики, для реализации которой в 1961 г. был разработан первый 5-летний план экономического развития, однако он не содержал культурной программы. Министерство культуры было упразднено. Но уже в 1979 г. Департамент культуры в Министерстве образования был повышен в статусе. В 1981-1986 гг. делаются попытки выработать культурную политику государства. В дальнейшем пятилетние планы экономического развития содержали специальные разделы по культурной политике7.
На уровне законодателей культуре уделяется серьезное внимание, ее значение для государства и народа закреплено в основном законе страны. Статья ЬХ1У Конституции 2521 года8 гласит: «Государство поощряет и сохраняет национальную культуру». А в Конституции 1997 г. прямо записано, что тайский гражданин обязан защищать тайскую культуру. В развитие конституционных положений в 1981 г. была обнародована Программа по сохранению и развитию культуры в стране. Программа настолько интересна и поучительна, что мы достаточно подробно приведем ее основные цели:
- Оказывать всестороннюю поддержку тайской культуре и сохранять ее через образование, проведение научных исследований и ее развитие с тем, чтобы она стала действенной опорой для личности при решении жизненных проблем, для прогресса в социальной, культурной и политической областях, в целях упрочения национального суверенитета.
- Распространять тайскую культуру среди народа Таиланда, добиваясь, чтобы люди понимали ее, применяли в жизни нравственные ценности своей культуры и действовали в соответствии с ними. Знание и понимание тайской культуры будет
способствовать сохранению национального единства, обеспечению безопасности и созданию взаимопониманию между соотечественниками, а также со всеми народами мира.
- Поощрять традиционные местные культуры отдельных этносов с тем, чтобы одновременно с этим гармонизировать культурное разнообразие в мирное единство.
- Поддерживать и продвигать культурный обмен на региональном и международном уровне с тем, чтобы добиться международного понимания, и выборочно включать элементы зарубежных культур в контекст тайской культуры.
- Поддерживать и развивать координацию и сотрудничество между государственными учреждениями и частным сектором, действующими в сфере культуры для мобилизации всех необходимых средств и ресурсов9.
В седьмом пятилетнем плане экономического развития на 1992-1996 гг. были определены принципы культурной политики, направления ее реализации, государственные учреждения и общественные организации, призванные выполнять их, источники финансирования и правовая основа деятельности в этом направлении10. В плане были сформулированы 14 конкретных задач в сфере культуры, среди которых такие как: утверждение ценности семьи, изучение народной мудрости, поощрение понимания культурного наследия как личного достояния человека и др.11..
В начале ХХ1 в. страна переживает резкие и значительные изменения, характеризующиеся ростом социально-экономического неравенства, вторжением норм потребительского общества, разложением традиционной морали. В этих условиях одну из важных своих задач государство видит в воспитании молодежи, в том, чтобы способствовать становлению молодых людей как граждан своей страны. Озабоченность будущим страны оправдана развитием негативных тенденций в молодежной среде. Согласно одному из исследований, проведенных в 2005 г., 65% опрошенных молодых людей ни разу за месяц не посетили буддийский храм. При этом молодежь предпочитает проводить свое время в гигантских торговых пассажах, слоняясь от витрины к витрине. Потребление алкоголя в
молодежной среде с 1991 по 2005 г. возросло в 5 раз. Наблюдается рост преступности среди подростков и юношества12.
Государство последовательно проводит патриотическое воспитание в школах, университетах. Для этого предусмотрено участие молодежи в массовых церемониях, вырабатывается уважительное отношение к истории страны и традициям предков. Устанавливаются памятники национальным героям, по телевидению идут длинные сериалы по мотивам легенд и классической литературы. Создаются художественные фильмы из жизни средневекового тайского государства, воспевающих подвиги предков. В 2001 г. вышел фильм «Легенда о Си Сурь-ятхай», посвященный подвигу легендарной героини тайцев. Он был снят режиссером, имеющим происхождение из королевской семьи, при финансовой поддержке королевы Сирикит. Среди других исторических фильмов «Король Наресуан», «Банг Рачанг», «Сема - воин Аюттхаи», «Кхун Пэн - Легенда о полководце» и др.
В печати ведется дискуссия на тему «Что значит быть тайцем». Таиландская исследовательница Ладда Тхангсупачай определяет «тайскость» как следование нравственности, сформированной Буддийским учением, которая ведет человека от дикости к мудрости13.
Ряд исследователей и политиков подходят к культуре и искусству с точки зрения их практического использования для привлечения прибыли в доход государства и частных бизнесменов. Так в программе правительства Таксина Чиннавата (2001-2006 гг.) в разделе о культуре содержится такое положение: «Сохранять культурные и исторические объекты для целей просвещения, а также как источника заработка для людей. Поддерживать туристическую индустрию для популяризации тайской культуры достойным и творческим образом»14.
В современную эпоху остро встает вопрос о том, как сочетать интернационализацию в технической и культурной сфере, унификацию повседневной жизни и сохранение национального самосознания. Культурная неопределенность разрушает историческую память, разрывает сознание индивида. В этих условиях продуманная политика государства в сфере культуры, как широко трактуемого понятия, основанная на глубоком понима-
нии происходящих в мире процессов и ценности национальной культуры не менее важны для общества, для страны и народа, чем планы экономического развития. Эта проблема осознается таиландской общественностью, представители которой прямо ставят вопрос о том, сможет ли Таиланд выжить под натиском глобалистских тенденций15.
1 Например, было отменено правило для подданных падать ниц при проезде царских особ по улицам города, поскольку видеть его лицо было запрещено под страхом смертной казни.
В 1935 г. король Прачатипок отрекся от престола, ему наследует 10-летний Ананда Махидон (1925-1946)
3.Тайцы верят в мистические предзнаменования, амулеты, предсказания, почитают животных, символизирующих каждый год двенадцатилетнего цикла, что является для них не забавой, а серьезным пророчеством судьбы.
4 Пумипхон Адульядет - Рама IX, годы жизни 1927-2016 гг., царствовал с 1946 по 2016 гг.
5 По тайским поверьям, каждому дню недели соответствует определенный цвет: воскресенье - красный, понедельник - желтый, вторник - розовый, среда - зеленый, четверг - оранжевый, пятница - синий, голубой, суббота - черный, фиолетовый.
6 В Таиланде сохранилось несколько видов традиционного театра, основанного на эпосе «Рамакиан»: театр масок - кхон, классическое танцевальное представление лакон, народный вариант классического театра ликей, классическое представление южных провинций страны манора, кукольный и теневой театры .
7 www.deacadmia.edu. Michael Connors. Cultural policy as general will and social-order protectionism: Thailand's conservative double movement.
о
В Таиланде за ХХ в. сменилось более десятка конституций, но главные положения сохраняются. Конституция 2521 года соответствует 1978 год григорианского календаря. Буддийский календарь ведет свое летосчисление с момента ухода Гаутамы Будды в нирвану, исчисляется по лунному календарю и принят не только в Таиланде, но также в Лаосе, Камбодже, Мьянме, Шри- Ланке наряду с общепринятым григорианским.
9 www.cd.org. Cultural Policy in Thailand. The Institute for Cultural Democracy, Seattle, 1998.
10 Amara Raksasataya. A Cultural Policy for Thailand's National Development. Indira Ghandi National Centre for the Arts , New Delhi, 1997.
11 Cultural policy in Thailand. 2006 -
http: //www. wwcd. org/policy/link/Thailand.htm
12 Michael Connors. Cultural policy as general will and social-order protectionism: Thailand's conservative double movement (prepublication copy) p. 35
13 Ladda Tangsupachai as cited by Michael Connors. Cultural policy as general will and social-order protectionism: Thailand's conservative double movement (prepublication copy), Revision, p.5
14 Policy of the Government of Thailand/ By Thaksin Shinawatra (E.H. Prime Minister) -http://wwwthaigov.go 02.26.2001
15. www.trf.or.th