Рогожина Н.Г.
ИМЭМО РАН
ТАИЛАНД: ИСПЫТАНИЕ СТИХИЕН
В 2011 г. весь мир потрясло известие о постигшем Таиланд наводнении, самом крупном за последние 50 лет, унесшим жизнь 675 человек. По степени причиненного ущерба Мировой банк ставит это стихийное бедствие на четвертое место в мире после землетрясения и цунами в 2011 г. в Японии, землетрясения в Корее в 1995 г. и урагана Катрина в 2005 г. в США.
В результате самых обильных за последние полвека дождей 28 из 76 провинций Таиланда оказались в зоне наводнения, от которого, пострадало более 3 млн. человек. Экономический ущерб разрушения объектов недвижимости, расположенных в зоне затопления (примерно 2,8 млн. жилых домов), оценивается в миллиарды батов. Это привело к снижению цен на рынке недвижимости1.
Убытки для сельскохозяйственного производства составляют 72 млрд. батов и оцениваются в потери 22% урожая высокосортного риса, по экспорту которого Таиланд занимает ведущее место в мире. В результате затопления 15% сельскохозяйственных площадей (14,4 млн. кв. м полей) погибло 7 млн. т риса, что привело к росту потребительских цен на эту продук-
Сокращение притока туристов в течение трех месяцев на 10—30% (примерно 1 млн. чел.) означает снижение ВНП на 0.20.6%.
Наибольший удар пришелся на промышленность - ее убытки оцениваются примерно в 32 млрд. долл., что сказалось на состоянии не только внутреннего, но регионального и мирового рынков. Среди затопленных 10 тыс. фабрик, расположенных в семи промышленных зонах (в результате чего более 600 тыс. человек лишились работы) оказались ведущие мировые компании, занятые производством компьютеров и автомобилей2. Стало очевидно, насколько эти сектора мировой экономики зависят от компонентов, произведенных в Таиланде. Встро-енность Таиланда в глобальную экономику привела к перебоям
в мировой системе поставок3. Такие корпорации как Apple, Honda, Toyota и Western Digital вынуждены были прекратить производство с последствиями для многих стран мира, вплоть до Англии и Бразилии.
Таиланд является вторым по величине в мире крупнейшим производителем электроприводов для жестких дисков, имея 25% доли на этом мировом рынке4. Закрытие в результате наводнения ряда предприятий привело к тому, что цены на жесткие диски возросли в мире на 20%5. Например, компания Western Digital производит 60% жестких дисков в Таиланде. Только на одно предприятие Bang Ра, принадлежащее этой компании, приходится 25% мирового производства компонентов жестких дисках. Восстановление их производства займет почти год6. Затраты, понесенные компанией Western Digital в результате наводнения, исчисляются в 225-275 млн. долл. Sony вынуждена была отложить запуск своих новых камер в результате понесенного урона, который по ее оценкам, составят 1.2 млрд. долл.7.
В ряду стран, пострадавших в наибольшей мере от наводнения в Таиланде, оказалась Япония, чьи компании, такие как Toyota, Honda, Hitachi и Canon имеют свои подразделения в этой стране. По имеющимся прогнозам, доходы компании
В Таиланде, который превратился в центр производства японских автомобилей в 1980 -1990-х гг., в результате наводнения пострадало 79% их выпуска. Роль Таиланда в цепочке производства автомобилей в мире (страна занимает пятую строчку в мире по производству автомобилей и легких грузовиков, а также является ведущим мировым центром по выпуску компонентов для этой продукции) можно оценить хотя бы по тому, что в результате наводнения Toyota вынуждена была замедлить свою деятельность на предприятиях в Индонезии, Японии, Малайзии, Северной Америке, Пакистане, на Филиппинах, Южной Африке и во Вьетнаме. Honda, которая больше всего понесла убытки от наводнения в Таиланде, также сверну-
Насколько велики потери таиландской экономики трудно определить, поскольку имеющиеся оценки экономического
ущерба разнятся между собой. Так, по данным Федерации таиландской промышленности, он оценивается в 185 млрд. батов: 95 млрд. батов составляют потери промышленности, 25 млрд. батов - сельского хозяйства и в 65 млрд. батов оценивается разрушение жилых построек.
По более полной оценке МБРР на 1 декабря 2011 г. (с учетом снижения стоимости активов и ущерба для недвижимости) экономические потери Таиланда в результате наводнения составляют 1,425 трлн. батов (45.7 млрд. долл., из которых 1,007 трлн. батов (32 млрд. долл.) приходится на промышленность, 95 млрд. батов (более 3 млрд. долл.) на туристический сектор, 40 млрд. батов (1.3 млрд. долл.) - на сельскохозяйственный сектор. Разрушение жилых построек обошлось Таиланду в 84 млрд. батов (2.7 млрд. долл.)8. Эти оценки сопоставимы с теми, которые дала премьер-министр страны Иинглак Чиннават - 1.3 трлн. батов (42.2 млрд. долл.)9. По более поздним оценкам ущерб составил 1.4 трлн. батов (14% ВНП)10.
Предварительные прогнозы указывали на то, что последствием наводнение станет снижение ВНП на 1,1% Однако, если судить по заявлению Банка Таиланда, сделанного в феврале 2012 г., реальный рост ВНП составил всего 1% вместо ожидаемого 4,1%, что вызвано ущербом, понесенным экономикой страны в результате наводнения. С учетом снижения темпов экономического роста, по мнению министра финансов Таиланда, для восстановления экономики потребуется до двух лет -более, чем ожидалось ранее11.
Насколько Таиланд оказался готов к натиску стихии, учитывая то, что наводнения в стране, имеющей 25 речных бассейнов, происходят ежегодно? То, что вода может затопить Бангкок, не было неожиданностью, поскольку еще в 2010 г. был сделан прогноз, согласно которому столица Таиланда указывалась в числе 9-ти азиатских городов, которые подвергнутся наводнению в течение ближайших 10 лет12. Директор ведущего таиландского исследовательского института Environmental Park предупреждал о том, что, если не будут предприняты превентивные меры, то большие массивы Бангкока и его пригородов будут затоплены с угрозой для 700 тыс. человек в размере 150 млрд. батов. Однако, несмотря на то, что Международный Банк
развития и реконструкции представил отчет о проведенном исследовании бывшему губернатору Бангкока Апираку Косайо-тину, никаких действий предпринято не было.
Крупные наводнения в Бангкоке происходили в 1942, 1978,1980, 1983, 1995, 1996, 2002 и 2006 годах, в ответ на которые в столице были осуществлены меры по созданию системы противодействия им - сооружены дамбы вокруг города и построены дренажные системы. К 2014 г. предусматривается осуществление дополнительных мер защиты города от наводнения.
В числе факторов риска для столицы Таиланда называли: 5% рост дождевых осадков, оседание грунта со скоростью 4 см в год в результате переэксплуатации грунтовых вод13, поднятие уровня моря на 1.3 см в год (при том, что Бангкок возвышается только на 1 метр над уровнем моря и в течение ближайших 50 лет может оказаться под водой), увеличение притока воды с севера и ошибки городского планирования, сопровождавшиеся сокращением на 50% заболоченных и зеленых территорий в городе в течение последних 30 лет. Сегодня к этим факторам риска дополняются те, которые связаны с климатическими изменениями, преумножающими возможные экономические затраты от наводнения. Так, по прогнозам, в 2050 г., когда ВНП Бангкока возрастет в 6 раз по сравнению с нынешним уровнем, убытки составят от 1.5 млрд. долл. до 7 млрд. долл.
Однако, несмотря на очевидную угрозу наводнений у правительства Таиланда до сих отсутствует разработанный план борьбы с ними. Это и продемонстрировала ситуация, сложившаяся осенью 2011 г., когда власти попытались спасти столицу за счет затопления других районов, что вызвало недовольство в обществе. Местное население разрушало дамбы, плотины и шлюзы, протестуя тем самым против принесения своих домов в
Первоначально правительство действовало неэффективно, хотя и были предприняты меры по организации борьбы с наводнением. В августе 2011 г. в рамках министерства внутренних дел был учрежден Центр по чрезвычайным действиям по борьбе с наводнениями, штормами и селями (Emergency Operation Center for Flood, Storm and Landslide) для координации
предпринимаемых мер. Однако он не смог выполнить возложенные на него обязательства. Поэтому в аэропорту Don Mueang был создан Центр по осуществлению действий по борьбе с наводнениями - Flood Relief Operations Center (FROC) с ориентацией на оказание помощи пострадавшим. И тем не менее указания поступали от различных министерств, между которыми назревал межведомственный конфликт и отсутствовала координации действий. В числе ошибок правительства часто называли отсутствие централизованной информации о складывающейся ситуации14. Правительство мобилизовало армию для распределения помощи пострадавшим людям, однако она оказалась не готовой к выполнению этих действий, пытаясь избежать конфликта с местным населением, недовольного действиями властей.
Некомпетентность руководства страны стала причиной критики деятельности недавно избранного премьер-министра страны Иинглак Чиннават, что поставило под угрозу политическую стабильность в стране. Правительство подверглось нападкам за недооценку масштабов стихийного бедствия, предоставляя противоречивую информацию и не предупреждая населения о нависшей угрозе, за медлительность в действиях и не способность координировать спасательные работы. Однако прозвучавший призыв к отставке правительства был отвергнут Демократической партией. Ее лидер Абхисит заявил о том, что вопрос об ответственности должен быть отложен до улучшения ситуации в стране. Дело в том, что, потерпев сокрушительное поражение на выборах в июле 2011 г., эта партия была не готова к новому витку парламентской борьбы.
Объектом недовольства населения стали и политические разногласия между Центром операций по содействию в борьбе с наводнениями (Flood Relief Operations Center) и Администрацией метрополии Бангкок, которых обвиняли в политических кознях и отсутствии желания сотрудничать. Сукхмбханд Пари-батра, член оппозиционной Демократической партии и глава Бангкока, использовал наводнение в качестве предлога для мобилизации общественного мнения в свою пользу. Его обращение к народу было кратким: «верьте мне и только мне»15, что отражало его стремление поставить под свой контроль все дей-
ствия по спасению Бангкока, вопреки положению закона о чрезвычайной ситуации, объявленной в стране, согласно которому монопольное право решения всех вопросов принадлежит премьер-министру страны.В декабре 2011 г. правительство страны выделило 20.1 млрд. батов на осуществление экстренных мер в рамках обещанных 120 млрд. батов на восстановление страны после наводнения и стимулирования экономического развития. С учетом вложений местных бюджетов эта сумма должна возрасти до 130 млрд. батов16.
Однако, учитывая риски роста наводнений в стране в условиях изменения климата, от правительства страны потребуются новые вложения в проекты управления водными ресурсами. По оценкам МБРР прибыльность от таких инвестиций со-
17
ставит от 8.5 до 11.5 % . Перед Таиландом также стоит задача проведения институциональной реформы управления водным хозяйством - в настоящий момент существует 8 организаций, каждая решающая свои задачи и обладающая неравными полномочиями в отсутствии координации действий между ними. Назрела и необходимость в пересмотре планирования Бангкока. Чтобы предотвратить угрозу затопления столицы, эксперты предлагают соорудить защитные стены, стоимостью 100 млрд. батов (3 млрд. долл.).
Министр науки и технологий Плодпрасоп Сурейвади уверен в том, что в следующем году страну ждет новое наводнение, а поэтому необходимо прокладывать каналы и дренажные системы, строить дороги и разбивать поля с учетом этого стихийного бедствия. Однако при реализации этих проектов возникает одна сложность; владельцы земли не хотят отдавать свою собственность под проекты смягчения риска наводнений.
Правительство учредило Комитет стратегического формулирования по реконструкции и перспективному развитию и Комитет стратегического формулирования по управлению водными ресурсами, которые призваны решить проблемы, возникшие у Таиланда в связи с постигшим его стихийным бедствием. Одна из актуальных задач, стоящих сегодня перед Таиландом, зависящим от иностранного капитала и интегрированного в мировую экономику, состоит в том, чтобы вернуть доверие инвесторов в свою способность управлять кризисами в бу-
дущем. Восстановление экономики во многом зависит от иностранной помощи, и правительство пытается всеми возможными способами убедить мир в том, что Таиланд остается экономически крепким государством и станет в будущем еще экономически сильнее. Согласно данным, приведенным в последнем отчете МБРР Делать Бизнес», по привлекательности инвестиционного климата Таиланд стоит на 17-ом месте в списке из 183 стран18.
По мнению экспертов, правительству Таиланда необходимо разработать долгосрочный план по снижению рисков будущих наводнений в промышленных зонах и в Бангкоке. Предложенная руководством страны стратегия выхода из кризиса, связанного с наводнением, предполагает осуществление действий в трех направлениях: предоставление компенсации пострадавшим и оказание помощи населению и компаниям в целях восстановления условий жизни и хозяйственной деятельности; создание эффективной системы управления водными ресурсами в целях борьбы с наводнениями; повышение инвестиционной привлекательности Таиланда19.
План восстановления экономики Таиланда, рассчитанный на три года, предполагает выделение государственных инвестиции в размере 300 млрд. батов20. Однако, по оценкам экспертов, восстановление государственного и частного секторов и снижение рисков будущих наводнений потребует вложений в размере 798 млрд. батов в течение ближайших 6-36 месяцев. По прогнозам МБРР, который предложил Таиланду заем в размере
30 млрд. батов (1 млрд. долл.), Таиланду необходимо инвести-
21
ровать в экономику 25.2 млрд. долл. в течение двух лет . Эти вложения дадут рост ВНП на 0.2% в 2012 и на 0.9% в 2013 г.22.
Очевидно то, что Таиланду потребуется выработать долгосрочную стратегию по борьбе с экологическими бедствиями, а не просто по осуществлению мер по преодолению последствий ежегодных наводнений. Вопрос, в том, насколько хватит у руководства страны политической воли для решения этой проблемы. Сегодня Таиланд справился с последствиями наводнений, но способен ли он выйти из кризиса в следующий раз?
1 VikramNehru/ Thai floods a wake up call. // Diplomat, November 26,
2011/. http://camegieendowment.org/2011/ll/26/thai-floods-wake-up-
call/7u75
2 Ibid.
3http://hdff.org/2011/12/09/follow-up-flood-analysis-%E2%80%93-
ovember-2011
4 Thailand flood disaster: how it's affecting companies, employees http://www.theverge.eom/2011/ll/5/2540403/thailand-flood-disaster
5 Ibid
6 The New York Times. 06.11.2011/
7 Thailand flood disaster: how it's affecting companies, employees http://www.theverge.eom/2011/ll/5/2540403/thailand-flood-disast
8 http://go.worldbank.org/lFYZRPKI60
9http://online.wsj.com/article/SB1000142405297020370750457700756
3875506588.html
11 Antonoj Rappa.Thailand’s Floods:Political and Security Impact. Rayaratnam School of International Studies No. 161/2011 dated 8 November 2011 http://news.mail.ru/incident/7217384
12 Bangkok - One of Nine Asian Cities to Be Flooded Within a Decade. //The Pattaya Daily News.
17.12.2010/http://www.pattayadailynews.com/en/2010/12/17/
bangkok-one-of-nine-asian-cities-to-be-flooded-within-a-decade
13 Оседание города происходило особенно быстрыми темпами в 1970-х годах, пока правительство не предприняло меры по контролю над выкачиванием грунтовых вод. С тех пор скорость оседания грунта сократилась до 1,3 см в год. По словам главы таиландского национального центра предупреждения катастроф, Бангкок превратится в новую Атлантиду к 2100 году
14 guardian.co.uk21 October 2011.
15 http://en.wikipedia.org/wiki/2011_Thailand_floods 16http://online.wsj.com/article/SB100014240529702037075045770075
63875506588.htm
17 World Bank-financed report on the Bangkok metropolitan area
18 http://go.worldbank.org/lFYZRPKI60 [email protected]
20 http://www.credit-suisse.com/researchandanalytics 21http://hdff.org/2011/12/09/follow-up-flood-analysis-%E2%80%93-november-2011/
22 http://go.worldbank.org/lFYZRPKI60