Научная статья на тему 'Таджикистан — Иран: достижения и перспективы сотрудничества'

Таджикистан — Иран: достижения и перспективы сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2057
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РТ И ИРИ / ИРАН / ТАДЖИКИСТАН / ГЭС САНГТУДА-2 / ЭМОМАЛИ РАХМОН / АНЗОБСКИЙ ТУННЕЛЬ / ШОС / ЭКО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Додихудоев Хуршед, Ниятбеков Вафо

Дипломатия независимого Таджикистана направлена на развитие отношений со всеми членами мирового сообщества. При этом многовекторность внешней политики не исключает возможности выработки приоритетного сотрудничества с рядом стран, укрепление связей с которыми имеет взаимовыгодный характер. В последнее время за многими государствами твердо закрепился термин "региональная держава", то есть страна, чье влияние не ограничивается только одним театром политической, экономической и гуманитарной активности. И в определенном регионе эти субъекты потенциально способны оказывать прямое воздействие на политические процессы. Несмотря на то что сам термин известен уже более полувека, широко популярным он стал лишь в последние 10—15 лет, поскольку порожден активизацией государств, образующих данную категорию стран. Сегодня одним из таких государств для Центральной Азии является Иран. За последнее время его воздействие на региональные процессы заметно возросло, что позволяет рассматривать ИРИ как одну из устойчивых региональных держав. После образования СССР политическое, экономическое и культурное влияние Ирана в регионе было сведено к нулю, однако и в советский период эта страна всегда стремилась зафиксировать здесь свое присутствие. Широкую известность получила ее инициатива по переводу в 1980 году консульства Ирана из Ленинграда в Душанбе. Однако тогдашние власти Советского Союза эту идею не поддержали. Ныне ИРИ — одна из четырех стран (наряду с Россией, Китаем и Афганистаном), граничащих с Центральной Азией. Появление в ЦА пяти новых независимых государств привлекло повышенное внимание иранского политического истеблишмента, что со временем стало выражаться в конкретных проектах, позволивших Тегерану заметно укрепить свои позиции в республиках региона. Благодаря богатым природным ресурсам, удобному географическому положению, значительному экспортному потенциалу и достаточно емкому внутреннему рынку Иран имеет возможность осуществлять взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество со многими странами, в том числе с центральноазиатскими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таджикистан — Иран: достижения и перспективы сотрудничества»

ТАДЖИКИСТАН — ИРАН: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Хуршед ДОДИХУДОЕВ

кандидат политических наук, заместитель начальника управления внешней политики и внешнеэкономического развития Центра стратегических исследований при Президенте РТ (Душанбе, Таджикистан)

Вафо НИЯТБЕКОВ

ведущий специалист управления внешней политики и внешнеэкономического развития Центра стратегических исследований при Президенте РТ (Душанбе, Таджикистан)

Геополитический фактор РТ и ИРИ в регионе

Дипломатия независимого Таджикистана направлена на развитие отношений со всеми членами мирового сообщества. При этом многовекторность внешней политики не исключает возможности выработки приоритетного сотрудничества с рядом стран, укрепление связей с которыми имеет взаимовыгодный характер.

В последнее время за многими государствами твердо закрепился термин «региональная держава», то есть страна, чье влияние не ограничивается только одним театром политической, экономической и гуманитарной активности. И в определенном регионе эти субъекты потенциально способны оказывать прямое воздействие на политические процессы. Несмотря на то что сам термин известен уже более полувека, широко популярным он стал лишь в последние 10—15 лет, поскольку порожден активизацией государств, образующих данную категорию стран.

Сегодня одним из таких государств для Центральной Азии является Иран. За последнее время его воздействие на региональные процессы заметно возросло, что позволяет рассматривать ИРИ как одну из устойчивых региональных держав.

После образования СССР политическое, экономическое и культурное влияние Ирана в регионе было сведено к нулю, однако и в советский период эта страна всегда стремилась зафиксировать здесь свое присутствие. Широкую известность получила ее инициатива по переводу в 1980 году консульства Ирана из Ленинграда в Душанбе. Однако тогдашние власти Советского Союза эту идею не поддержали.

Ныне ИРИ — одна из четырех стран (наряду с Россией, Китаем и Афганистаном), граничащих с Центральной Азией. Появление в ЦА пяти новых независимых государств привлекло повышенное внимание иранского политического истеблишмента, что со временем стало выражаться в конкретных проектах, позволивших Тегерану заметно укрепить свои позиции в республиках региона.

Благодаря богатым природным ресурсам, удобному географическому положению, значительному экспортному потенциалу и достаточно емкому внутреннему рынку Иран имеет возможность осуществлять взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество со многими странами, в том числе с центральноазиатскими1.

Так, если интерес ИРИ к Туркменистану обусловлен прежде всего общей сухопутной и морской границей, а к Казахстану — морской, то внимание Ирана к Таджикистану, который географически значительно отдален, объясняется принадлежностью к единой языковой и расовой группе, а также культурной и политической общностью в прошлом.

В начале построения отношений с государствами ЦА Иран выработал стратегию, в первоначальном варианте включавшую использование культурно-исторической общности народов, больше всего такому подходу соответствовал Таджикистан. Однако Тегеран не смог использовать фактор ислама в связи с исповедованием различных течений этого религиозного учения, а также политической конъюнктурой внешней политики государства, что способствовало выработке и воплощению новой прагматичной политики, направленной на реализацию экономических мер и воздействия, которое содействовало бы укреплению позиций ИРИ в регионе. Иран развивал сотрудничество во взаимовыгодных областях экономики республик ЦА, включая энергетику, транспорт, банковскую и торговую сферы.

Провозглашение государственной независимости в Таджикистане омрачилось гражданским противостоянием в стране, которое продолжалось пять лет и имело для республики трагические последствия. Своей активной, конструктивной и мирной политикой Иран внес весомый вклад в мирное урегулирование межтаджикского конфликта.

27 июня 1997 года правительство РТ и Объединенная таджикская оппозиция подписали в Москве Общее соглашение о мире и национальном согласии в Таджикистане, гарантами которого выступили РФ и ИРИ. Позиция Тегерана в данном процессе спо-

1 См.: Хаджиева Г.У. Центральная Азия и Иран: потенциал экономического партнерства. Материалы международной конференции «Историко-культурные взаимосвязи Ирана и Дашт-и Кипчака». Алматы: Дайк-Пресс, 2GG7. С. 217.

собствовала созданию доверительного отношения к Ирану со стороны государств региона.

2006 год был объявлен в Таджикистане Годом арийской цивилизации. К этому событию в стране были приурочены мероприятия, направленные на изучение вклада арийской цивилизации в мировую культуру. Современные ИРИ и РТ — прямые потомки некогда единой арийской цивилизации.

Вышеизложенное получило свое продолжение и в политической плоскости — в июле 2006 года в Душанбе встретились лидеры трех стран-преемниц данной цивилизации. Ныне эта тенденция имеет скорее геополитический, нежели исторический характер. В целом упомянутое мероприятие можно охарактеризовать как попытку руководителей Ирана и Таджикистана создать в регионе альтернативную идею в противовес идее пантюркизма, которая не отвечает национальным интересам Тегерана и Душанбе.

Геополитическим «шарниром» всей центральноазиатской геополитической стратегии теллурократии должен стать Таджикистан. Республика играет в этом процессе роль основной базы, причем ее территория трансформируется в геополитическую «лабораторию», где сходятся два разнонаправленных импульса: исламский импульс индоевропейского евразийского Юга и российский геополитический импульс, идущий из «Хартленда», с Севера. Таким образом, логично обозначить еще один вектор: Москва — Душанбе — Кабул — Тегеран, вдоль которого должна складываться небывалая геополитическая ре-альность2.

Сегодня наблюдается активное политическое взаимодействие стран указанного четырехугольника, что определяется прежде всего самой дипломатией этих государств в регионе за исключением Афганистана (в силу имеющего место в самой стране кризиса).

Внешняя политика Ирана вызывает на международной арене бурные дискуссии. Многие оценки, звучащие в мире, отражают непонимание сущности исламского государства и мотивов, которыми руководствуется Тегеран, принимая те или иные решения. Изучая современное состояние иранского общества, необходимо в равной степени учитывать три фактора: иранские традиции, культуру, ислам3.

Внешняя политика ИРИ на ее северных границах определяется четырьмя составляющими: российско-иранскими отношениями, исламским фактором, глобальным фактором (ролью США в формировании региональной политики), представлением Ирана о своей ключевой роли в развитии Центральной Азии и Закавказья4.

Возврат ИРИ в политическую, экономическую и культурную жизнь региона определяется национальными интересами Тегерана. Тесные и стабильные связи со странами ЦА приведут как к развитию приграничных государств, так и прогрессу северных провинций Ирана.

Двустороннее экономическое сотрудничество

Иран стал первой страной, открывшей свое дипломатическое представительство в таджикской столице — это произошло после того, как РТ провозгласила свою государственную независимость. А в июле 1995 года в Тегеране начало функционировать тад-

2 См.: Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М.: Арктогея, 1997. С. 354—357.

3 См.: Санаи М. Внешняя политика Ирана: между историей и религией // Россия и мусульманский мир, 2006, № 8 (170). С. 157.

4 См.: Центральная Азия в современном мире: Внешнеполитические и геоэкономические аспекты развития: Реф. сб. // РАН ИНИОН. Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отдел Азии и Африки. М., 2007. С. 89.

жикское посольство, что было приурочено к первому официальному визиту президента Республики Таджикистан в Исламскую Республику Иран. На первоначальном этапе в двусторонних отношениях превалировало гуманитарное сотрудничество; реализация конкретных экономических проектов была невозможной в силу сложной политической ситуации в РТ, вследствие чего они находились на стадии рассмотрения.

Визит президента Ирана Хатами в Таджикистан в 2002 году и ответный визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в 2003-м сдвинули двусторонние связи с мертвой точки. Так, стороны согласовали свои позиции по одному из крупнейших инвестиционных проектов ИРИ в РТ — ГЭС Сангтуда-2.

Эта гидроэлектростанция будет сооружена совместными усилиями на реке Вахш (юг РТ). Стоимость объекта составляет 220 млн долл., из них 180 млн инвестирует Иран, 40 млн — Таджикистан. Официально строительство началось 20 февраля 2006 года, а завершить его планируется через 3,5 года. В течение 12,5 лет иранцы будут получать всю прибыль, затем объект полностью перейдет в собственность Таджикистана5. Ввод в эксплуатацию этой мощной ГЭС во многом повысит энергетическую безопасность РТ и позволит ей экспортировать излишки электроэнергии.

Оказался плодотворным и январский (2006 г.) официальный визит президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Иран. По итогам встречи был подписан пакет документов, выводящий экономическое взаимодействие на качественно более высокий уровень:

— Соглашение об упрощении банковского кредитования;

— Меморандум о взаимопонимании в сфере стандартов, транспорта, грузоперевозок, энергетики и внешней политики;

— Соглашение о реализации проекта по строительству ГЭС «Сангтуда-2»;

— Дополнительный протокол к меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в осуществлении этого проекта;

— Совместная декларация о развитии взаимоотношений и сотрудничества между Ираном и Таджикистаном.

На переговорах доминировала экономическая составляющая; в частности, были рассмотрены вопросы партнерства в экономике, гидроэнергетике, на транспорте, к которым добавилась новая сфера двустороннего сотрудничества — развитие информационно-коммуникационных технологий. Было принято решение о создании совместного технического комитета по информационно-коммуникационным технологиям, учреждаемого иранской компанией «Дадепардазийе Иран» и Министерством связи Таджикистана, первостепенные задачи которого — организация курсов повышения квалификации для сотрудников Минсвязи РТ, а также внедрение новых технологий в соответствующую инфраструктуру республики.

В конце июля 2006 года Т аджикистан посетил с ответным визитом президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. По итогам переговоров на высшем уровне подписан ряд двусторонних документов социально-экономического характера: Совместное заявление по развитию двустороннего сотрудничества; Меморандумы о взаимодействии в сферах юстиции, труда и социальной защиты населения, а также о зонах свободной торговли; Программа сотрудничества в области туризма на 2006 год и Соглашение о льготной торговле.

5 См.: Курбанов И., Абдуллаев 3. Иран просит гарантии, и Таджикистан готов их дать // Факты & Комментарии, 6 июля 2006, № 11.

Глава ИРИ отметил, что за 15 лет между двумя странами подписано более 150 соглашений и их число увеличивается. Он предложил реализовать несколько двусторонних и трехсторонних проектов, в частности открыть совместный университет и новое телевидение, которое на территории Таджикистана, Афганистана и Ирана будет вести трансляции на персидском языке в целях пропаганды культуры персоязычных государств. Кроме того, Тегеран подтвердил готовность предоставить квоты 100 таджикским студентам для обучения в иранских вузах по специальности «инженер по добыче нефти и газа»6.

Важные проекты регионального значения были обсуждены в ходе очередного официального визита руководителя РТ в ИРИ (май 2007 г.); в частности, подписаны документы, представляющие взаимный интерес и нацеленные на углубление и расширение экономического взаимодействия. В их числе следующие:

— Меморандум взаимопонимания о сотрудничестве между Комитетом по телевидению и радиовещанию при Правительстве Республики Таджикистан и Организацией радио и телевидения Исламской Республики Иран;

— Меморандум взаимопонимания о двустороннем сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой Республики Таджикистан и Палатой торговли, промышленности и полезных ископаемых Исламской Республики Иран;

- Компания «Сомон-Эйр» Республики Таджикистан и фирма «Махан-Эйр» Исламской Республики Иран договорились о создании совместной авиакомпании, что будет способствовать повышению качества авиаобслуживания в РТ;

— Государственное унитарное предприятие Таджикская алюминиевая компания «Талко» и иранская алюминиевая компания «Аль-Махди» подписали договор, в соответствии с которым «Талко» сможет получать глинозем и кокс, а также обеспечивать иранскую алюминиевую компанию «Иралко» и фирму «Дубал» Объединенных Арабских Эмиратов анодными блоками.

Следует отметить, что «Талко» оснащена оборудованием и технологиями лучше, чем «Аль-Махди» или «Иралко», и производит алюминия больше, чем обе эти фирмы. К тому же «Талко» готова принять участие в инвестировании и строительстве в Иране нового предприятия по производству кокса и в оборудовании порта Бендер-Аббас для транспортировки через него алюминиевой продукции. В случае налаживания такого партнерства «Талко» обеспечит себе альтернативный вариант транзита своих грузов7.

Президент РТ предложил проект строительства железной дороги и автомагистрали Руми — Кумсангир (Таджикистан) — Кундуз — Мазари-Шариф — Герат (Афганистан) — Мешхед (Иран).

Развитие транспортной инфраструктуры ныне является для Таджикистана одной из первоочередных задач национальной экономики. РТ одновременно реализует подобные проекты и с другими приграничными государствами: Китаем и Кыргызстаном. Так, в рамках ШОС Пекин выделили значительные средства на восстановление стратегически важной автодороги Душанбе — Айни — Истаравшан — Худжанд — Бустон — Чанак (граница с Узбекистаном) протяженностью в 410 км. Относительно недавно начала посезонно функционировать и высокогорная автомагистраль Душанбе — Куляб — Каракорум — Кульма, соединяющая Таджикистан и КНР. Ее эксплуатация позволит РТ получить кратчайший выход к крупнейшим портам Индийского океана, а также будет способствовать росту товарооборота между двумя соседними странами.

6 См.: Саммит трех президентов // Факты & Комментарии, 3 августа 2006, № 15.

7 [http://www.prezident.tjVrus/novostee_Iran.htm].

Наряду с этой трассой в направлении г. Ош возобновились работы по восстановлению автомагистрали Душанбе — Вахдат — Нурабад — Таджикабад с выходом на границу с Кыргызстаном. Общая стоимость реализации проекта равна 23,6 млн долл. Основными кредиторами выступили Азиатский банк развития, выделивший 15 млн долл., и Фонд Организации государств-экспортеров нефти (ОПЭК) — 6 млн долл.; доля правительства Таджикистана — 2,6 млн долл.

В ближайшей перспективе намечено строительство автодороги Исфара — Ош, минующей узбекский анклав «Сох». Успешная реализация этого проекта избавит от многих трудностей жителей сопредельных районов двух стран, что выразится в первую очередь в сокращении до минимума числа приграничных конфликтов на рубежах с Узбеки-станом8.

Кроме того, идет строительство мостов, которые свяжут РТ с Афганистаном, занимающим в географическом плане стратегическое положение, позволяющее проникновение на территории других государств (включая Индию, Пакистан, Иран) и, соответственно, из этих стран в Таджикистан.

Пуск в эксплуатацию таджикско-иранской магистрали, связывающей юг РТ и север ИРИ, приведет к дальнейшему укреплению двустороннего экономического сотрудничества.

Строительство автомагистралей по периметру таджикской границы позволит Таджикистану укрепить связи с другими государствами обширного азиатского континента, а также обусловит независимость РТ от транспортной монополии Узбекистана, в сторону которого направлено 80% всех сухопутных дорог страны (т.е. впоследствии это лишит Ташкент важного рычага давления на Душанбе).

К настоящему времени сформировался перечень продукции, представляющей обоюдный интерес. Сегодня Иран экспортирует в Таджикистан кофе, чай, сахар-песок, шоколадные изделия, краску и лакокрасочные материалы, нефть и нефтепродукты, ковры, паласы, керамику, машины, электрооборудование, одежду, мебель, а также каучук, резину и их производные. Из РТ в ИРИ поставляют алюминий и алюминиевые изделия, хлопок, черные металлы и металлоизделия, стекло и продукцию из него9.

Однако динамика торгового оборота между Таджикистаном и Ираном, несмотря на постоянную тенденцию к его росту, до сих пор значительно слабее потенциала: 1999 год — 23,9 млн долл., 2000-й — 20,1 млн, 2001-й — 39,9 млн, 2002-й — 44,0 млн, 2003-й год — 75,1 млн, 2004-й — 55,9 млн10, а к 2007-му — свыше 100 млн долл.

Изначально правительство ИРИ поощряло своих инвесторов вкладывать средства в экономику РТ, в связи с чем иранские компании проявляют завидную активность — сегодня их капиталовложения затронули почти все отрасли экономики Таджикистана.

К крупным иранским проектам относится и Анзобский туннель «Истиклол», расположенный на севере РТ и связывающий Согдийскую область со столицей государства. Его строительство обошлось иранской стороне в 31,2 млн долл., из которых 10 млн — грант и 21,2 млн — кредит; доля правительства Таджикистана — 7,8 млн долл. Сложный географический рельеф во многом определил стоимость сооружения туннеля, протяженностью в пять километров, пролегающего на высоте 2 650 метров над уровнем моря.

Необходимо отметить стратегическое значение данного объекта, в связи с чем следует привести слова президента республики Эмомали Рахмона: «Это первый этап выхода

8 См.: Ниятбеков В.А., Додихудоев Х.А. Республика Таджикистан в региональном измерении // Центральная Азия и Кавказ, 2006, № 3 (45). С. 92.

9 См.: Аббасиан Х. Иран и Таджикистан: пятнадцать лет взаимовыгодного сотрудничества. Душанбе: Ирфон, 2006. С. 103.

10 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан, 2005. С. 256.

Таджикистана из транспортного тупика. Кончились те дни, когда мы проезжали сотни километров по территории другого государства, чтобы попасть из одного региона своей страны в другой».

Вслед за Анзобским туннелем иранская компания «Sobir International» приступит к строительству следующего — Чормагзак, на востоке республики в зоне автотрассы Душанбе — Куляб (недалеко от Нурекской ГЭС). Стоимость работ — 60 млн долл., протяженность туннеля — 4,2 км.

Однако наибольший интерес вызывает проект создания СП «ТочИрон» по производству тракторов на базе Душанбинского завода «Хумо» и Тебризского тракторного завода. Согласно договоренности 51% акций будет принадлежать иранской стороне, 49% — таджикскому предприятию «Хумо», которое обеспечит производственные мощности, а также энергетические и коммуникационные сооружения, а иранские партнеры предоставят технологии (объем инвестиций ИРИ — 10 млн долл.). Первоначально предполагается сборка 1 000 тракторов в год с последующим наращиванием производства. Имеется намерение реализовывать готовую продукцию как на внутреннем таджикском рынке, испытывающем недостаток в сельскохозяйственной технике, так и за пределами страны.

Еще одна сфера сотрудничества — аграрный сектор. Согласно достигнутым договоренностям, закрепленным в совместном меморандуме, Иран намерен модернизировать инфраструктуру, а также принять участие в создании на территории Таджикистана скотобойни, отвечающей требованиям современного рынка. В свою очередь, РТ начнет поставлять в Иран баранину, а ИРИ будет экспортировать в Таджикистан продукцию своего птицеводства.

С целью укрепления экономических связей путем поиска новых контактов в РТ регулярно организуют выставки иранских товаров, в которых традиционно участвуют десятки предприятий текстильной и пищевой промышленностей, а также фабрики и заводы, выпускающие оргтехнику и бытовое оборудование.

В 2006—2007 годах в двусторонних экономических отношениях произошли существенные сдвиги, охватившие новые сферы взаимодействия. Вслед за соглашениями, подписанными на высшем уровне, активизируются межведомственные контакты. Так, вопросы сотрудничества между иранской провинцией Хуросони Разави и Таджикистаном были обсуждены 25 мая 2007 года в Душанбе. В одном из пунктов подписанного протокола о намерениях зафиксировано стремление компании «Иран-худру» наладить выпуск автомобилей «Саманд» в Душанбе.

Для наладки линии по производству легковых автомашин иранская сторона готова инвестировать 60 млн долл., а таджикская уже в ближайшее время предполагает закупить в ИРИ две тысячи автомобилей «Саманд» для городского такси. Было также достигнуто соглашение о том, что иранская компания реализует Таджикистану автомашины с 30% скидкой от их себестоимости (приблизительно по 5—5,5 тыс. долл.).

Для одновременного сооружения больших и малых объектов необходимо много строительных материалов. В этой связи иранские партнеры выразили желание построить в Таджикистане новый цементный завод производительностью в 1 млн т в год и готовы вложить в реализацию этого проекта 140 млн долл.

Гуманитарная сфера

Как мы уже отмечали, большое политическое и экономическое доверие между Таджикистаном и Ираном во многом обусловлено единой многовековой культурой

двух стран, воплощением которой служат мавзолеи Рудаки в Пенджикенте и Хамадо-ни — в Кулябе. Архитекторы участвовали в реставрационных работах в мавзолее Ру-даки — основоположника таджикско-персидской литературы. 2008 год объявлен в Таджикистане Годом Рудаки и таджикского языка, что будет способствовать дальнейшему развитию двусторонних гуманитарных связей. Важное место во взаимоотношениях между двумя государствами занимают контакты в сфере культуры. Так, подписаны соглашения, согласно которым таджикские студенты обучаются в университетах Ирана.

Возрождение культурных связей — это, по сути, возрождение многовекового таджикско-иранского диалога, прерванного в 1920-х годах. Примечательно и то, что одним из первых зарубежных культурных центров, открытых в РТ, стал именно иранский.

ИРИ располагает широкими возможностями в плане подготовки для РТ научных кадров и квалифицированных специалистов. Пока этот процесс идет в одностороннем порядке — Иран финансирует обучение таджикских студентов в своих гражданских вузах (70 чел.) и в теологическом учебном центре в городе Кум (260 чел.)11.

Сотрудничество в рамках международных структур

Тесное взаимодействие двух государств наблюдается также в рамках международных организаций, в том числе в формате региональных структур: Организация Исламская конференция, Организация экономического сотрудничества и ШОС, в которой Иран с 2005 года имеет статус наблюдателя. Эта структура представляет наибольший интерес в связи с возможностью ее расширения за счет стран, обладающих статусом наблюдателя: того же Ирана, а также Индии, Пакистана, Монголии. Однако потенциальное вступление ИРИ в ШОС может иметь как позитивные, так и негативные последствия, способно оказать серьезное влияние на геополитические и геоэкономические процессы в Азии.

■ Во-первых, огромные углеводородные ресурсы Ирана не только укрепят энергетические проекты в рамках ШОС, но и придадут существенный импульс для их осуществления. В ближайшее время данный сектор должен стать одним из ключевых направлений деятельности Организации.

■ Во-вторых, исторически традиционное сильное влияние ИРИ в Афганистане позволит ШОС проводить более плодотворную работу по вектору Контактная группа ШОС — Афганистан (учреждена в 2005 г. в рамках Организации). Осложнившаяся военно-политическая ситуация в Афганистане требует от ШОС повышенного внимания к событиям в этой стране.

■ В-третьих, членство Ирана в ШОС трансформирует регион из Центральной Азии в Большую Центральную Азию со всеми вытекающими последствиями как позитивного, так и негативного характера.

Интерес ИРИ к ШОС обусловлен нынешней международной обстановкой вокруг Тегерана. Сложные отношения с США и странами ЕС подталкивают Иран к поискам

11 См.: Визит президента Pахмонова в Иран можно назвать историческим. Интервью Pаджаба Сафарова по итогам официального визита президента Таджикистана Э. Pахмонова в Иран в январе 2GG6 [http:// www.analitika.org/article.php?story=2GG6G212G35915491&mode], 12 февраля 2GG6.

новых партнеров. В этой связи членство в ШОС позволит ему стать одним из государств-участников интеграционной структуры наряду с двумя странами, имеющими статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, что в конечном счете приведет к формированию в ЦА нового стратегического треугольника — Москва — Пекин — Тегеран. Однако нельзя сказать, что это окажет положительное влияние на дальнейшее практическое и взаимовыгодное участие некоторых государств региона. Впоследствии, возможно, Иран использует трибуну ШОС для защиты своих национальных интересов путем декларирования собственных политических позиций в международной политике. Учитывая некоторые амбициозные высказывания лидера ИРИ, данное обстоятельство может повлиять на отношения стран Центральной Азии с США и государствами ЕС.

Еще одна интеграционная структура регионального уровня — ЭКО, возникшая на политической карте в 1964 году и являющаяся совместной производной дипломатии ИРИ, Пакистана и Турции с целью укрепления их экономического сотрудничества. В таком виде она существовала до 1992 года, когда значительно пополнилась — в нее вошли сразу семь государств: Азербайджан, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Учредители ЭКО были заинтересованы в этом ее расширении, так как новые государства-члены — не только новые рынки сбыта, но и возможность продвигать свои идеи на обширном геополитическом пространстве.

В качестве основных направлений взаимодействия определены отрасли, способствующие укреплению региональной интеграции: транспорт, торговля, энергетика. В ЭКО Иран выступает как один из ее лидеров, заинтересован в успешной реализации проектов в рамках данной организации, что в конечном счете выведет отношения Тегерана с партнерами на более высокий уровень доверия, повысит политический престиж ИРИ в регионе, снимет вопросы изоляции страны.

Республика Таджикистан и Исламская Республика Иран сотрудничают в рамках региональных структур в период усиления процессов глобализации, которые проходят параллельно с участившимися вспышками «столкновений цивилизаций». В данном контексте подразумевается сохранение традиционной исламской гуманистической идентичности, так как многие веяния иных цивилизаций несут в себе определенное негативное влияние. В формате Организации Исламская конференция ИРИ проводит политику консолидации разрозненного мусульманского мира.

В настоящее время ОИК включает в себя 57 государств, является одной из крупнейших и эффективных региональных структур. Наиболее влиятельное и продуктивное ее подразделение — Исламский банк развития, финансовые «вливания» которого имеют весомое значение для национальной экономики РТ, а многие проекты реализуются при полной политической поддержке Ирана. К основным сферам инвестирования относятся транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и банковская система.

Один из перспективных таджикско-иранских проектов в сфере гидроэнергетики, который будет осуществлен при непосредственной поддержке Исламского банка развития, — сооружение в РТ (в марте 2009 г.) восьми малых ГЭС. Эти ГЭС, проектная мощность каждой из которых составляет 8 тыс. кВт, будут сооружать в разных регионах страны. (Общая их запланированная стоимость — 10 млн долл.) Генподрядчиком строительства выступает совместное таджикско-иранское предприятие «Рохи Корвон-Гу-харруд».

Дипломатия Таджикистана в Западной Азии — с учетом современного положения дел на международной арене — определена рядом факторов. РТ осознает всю величину стратегического значения ИРИ в ее внешней политике. Сегодня территориальное влияние Ирана простирается от Ближнего и Среднего Востока до Азербайджана, включая Каспий, а также Центральную Азию. В политике государства, являюще-

гося в большей степени теллурократическим, фактор таллассократии также играет важную роль, что выражается в доступе ИРИ к морским коммуникациям и умелом их использовании.

3 а к л ю ч е н и е

В перспективе место Ирана в региональном раскладе, думается, будет значительным. Это связано с интенсификацией его торгово-экономических контактов со странами Центральной Азии. Тегеран активно наращивает свой экономический потенциал и претендует на лидерство в регионе. Экономические возможности Ирана, связанные с этими политическими механизмами, способны сделать ИРИ центром притяжения для государств ЦА, в том числе Таджикистана. По нашему мнению, практика изоляционизма, осуществляемая Вашингтоном, неспособна в перспективе — при прагматичном подходе — компенсировать в странах ЦА потенциальные дивиденды от сотрудничества, обусловленного реальным гео-экономическим и геополитическим весом ИРИ в региональном балансе12.

Нынешний уровень таджикско-иранских отношений позволяет сделать вывод об их дальнейшем развитии. В ближайшие 5—10 лет они будут неуклонно укрепляться, что связано с рядом причин.

■ Во-первых, Тегеран зарекомендовал себя как надежный и стабильный партнер Душанбе, став, наряду с Москвой, гарантом мирного соглашения в Таджикистане.

■ Во-вторых, Иран создал с РТ весьма солидную договорно-правовую базу, регламентирующую все стороны общественной жизни, причем многие из них ориентированы на далекую перспективу.

■ В-третьих, Узбекистан и Кыргызстан — два из четырех приграничных государств, в которых проживает многочисленная таджикская диаспора, — лингвистически принадлежат к тюркоязычному миру, а сам Таджикистан является в регионе единственной персоязычной страной. Общность языка станет еще одной прочной основой укрепления двусторонних связей.

■ В-четвертых, в независимом Таджикистане значительно усилились позиции ряда государств: традиционного лидера — России и самой мощной азиатской державы — Китая, с которыми РТ имеет довольно протяженную границу, а также набирающей большую силу Индии. Со всеми этими странами у Ирана сложились прочные дипломатические отношения. Москва, Пекин и Дели — несмотря на все противоречия между ними — вполне спокойно воспринимают таджикско-иранский «тандем».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом можно говорить о достаточно высоком уровне двусторонних экономических, политических и гуманитарных контактов. Подтверждением тому может служить положительная и поступательная динамика сотрудничества по различным совместным проектам, выполняемым в РТ, что характеризует ИРИ как надежного и стабильного партнера.

12 См.: Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы: Казахстан, 2002. С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.