Научная статья на тему 'Табель о рангах'

Табель о рангах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7397
961
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Табель о рангах»

ПАМЯТНИКИ ПРАВА

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ1 (24 января 1722 года)

В процессе юридического оформления дворянского сословия в России ведущее место принадлежит Табели о рангах. В начале XVIII в. господствующий класс, разделенный на различные сословные группы, был сплочен в единый класс — сословие. Тогда же вырабатывается и единый термин, обозначающий это сословие. Вначале было использовано польско-немецкое слово шляхетство, но уже к 20-м гг. оно заменяется старинным русским словом — дворянство.

Табель о рангах явилась нормативным актом, который подвел итог преобразованиям государственного аппарата и законодательно закрепил новый порядок прохождения государственной службы. Вместе с тем Табель официально не отменила все старые чины. Правда, когда сенаторы в своем «Мнении по проекту Табели о рангах» предложили вставить в Табель старые чины, Петр I отказался это сделать. И тем не менее старые чины продолжали существовать в течение всего царствования Петра и даже при его преемниках почти до второй половины XVIII в.

Табель о рангах состоит из двух частей: собственно табели и пунктов к ней. Структура акта обычна для документов этого рода; соответствующее разделение встречается и в шведских уставах о чинах 1696 и 1705 гг., и в регламентах датских королей Христиана V (1699 г.), Фредерика IV (1717 г.) и др.

В Табели о рангах впервые в истории России государственная служба четко разделяется на военную и гражданскую, а гражданская, в свою очередь, — на статскую и придворную. Соответственно выделялись чины: военные, статские и придворные.

Печатается по: Законодательство периода становления абсолютизма // Российское законодательство X—XX веков : в 9 т. М. : Юрид. литература, 1986. Т. 4. С. 52—78.

Ш Я УНИВЕРСИТЕТА

™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)

1722 г., ГЕНВАРЯ 24. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ ВСЕХ ЧИНОВ, ВОИНСКИХ, СТАТСКИХ И ПРИДВОРНЫХ, КОТОРЫЕ В КОТОРОМ КЛАССЕ ЧИНЫ; И КОТОРЫЕ В ОДНОМ КЛАССЕ, ТЕ ИМЕЮТ ПО СТАРШИНСТВУ ВРЕМЕНИ ВСТУПЛЕНИЯ В ЧИН МЕЖДУ СОБОЮ, ОДНАКО Ж ВОИНСКИЕ ВЫШЕ ПРОТЧИХ, ХОТЯ Б И СТАРЕЕ КТО В ТОМ КЛАССЕ ПОЖАЛОВАН БЫЛ

Классы Воинские Статския Придворныя

Сухопутныя Гвардия Артиллерийския Морския

1: Генерал фелт маршал Генерал адмирал Канцлер

2: Генералы от Генерал фелцеих Адмиралы Действителныя тайныя Обер маршал

кавалерии и инфантерии, мейстер протчих флагов советники

штат галтер

3: Генералы Генерал Вице адмиралы, Генерал прокурор Обер стал

лейтенанты, лейтенант генерал крикс мейстер

кавалеры [ордена] фятого] Андрея [Первозванного], комисар

генерал крикс

комисар

4: Генералы маэоры Полковник Генерал маэор, генерал маэор от фортификации Шаутбенахты, обер цейх мейстер Президент от колегиев и штатс канторы, тайные советники, обер прокурор Обер гофмейстер, обер камергер

5: Брегадиры, Подполков- Подполковники Капитаны Геролд мейстер, генерал Гофмейстер,

обер штер крикс ники от артилерии командоры, рекетен мейстер, обер обер гоф

комисар, капитан церемонии мейстер или стал мейстер,

генерал правиант над портом вышней надзиратель тайный кабинет

мейстер Кроншлотским, обер сарваер от строения карабельнаго интендантцейх мейстер обер штер крикс комисар лесов, вице президенты от колегиев, генерал полицы мейстер, директор от строениев, генерал пост директор, архиатер секретарь, обер гоф мейстер при ея величестве императрице, обер шенк

6: Полковники, Маэоры Подполковники Капитаны Прокуроры в колегиях Штал мейстер,

казначеи, обер от артилерии, перваго ранга статских, президенты действителные

правиант мейстер, полковники капитаны над в надворных судах, камергеры, гоф

обер комисар, инженеры, другими канцелярии тайные маршал, обер

генералы обер комисар портами, советники Иностранной ягер мейстер,

адьютанты, прокурор, сарваэр корабельной, колегии, обер секретарь Сената, штатс камисар, первый лейб медикус

генералы квартир прокурор, обер рент мейстер в

мейстеры интендант резиденции, советники в

лейтенанты партикулярной верфи в Питербурхе, казначеи, обер правиант мейстер, обер камисар колегиях

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

7: Подполковники, генералы аудиторы, генералы правиант мейстеры лейтенанты, генералы ваген мейстеры, генералы гевалдигеры, генералы адъютанты при генерале фелт маршале, контролор Капитаны Маэоры, подполковники инженеры, обер контролор Капитаны втораго ранга, контролор Вицепрезиденты в надворных судах; Воинской, Адмиралтейской, Иностранной колегиев обер секретари; экзекутор при Сенате, обер фискал государственной, прокуроры при надворных судах, церемонии мейстер Гоф мейстер при ея величестве императрице, лейб медикус при ея величестве императрице

8: Маэоры, генералы адъютанты при генералех полных, генералы аудиторы лейтенанты, оберквартирмейстр, обер фискал, цал мейстер Капитаны лейтенанты Маэор инженер, капитаны, штал мейстер, обер цейхвартер, контролор Капитаны третьего ранга, корабельныя мастеры, цал мейстер, обер фискал Ундер стат галтер в резиденции, экономии галтер, регирунс раты в губерниях, обер директор над пошлинами и акцизами в резиденции, обер лантрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиях, асессоры в колегиях, обер правиант мейстер в резиденции, обер секретари в протчих колегиях, секретари в Сенате, обер берг мейстер, обер валдейн, обер минц мейстер, надворной советник, надзиратель лесов, воеводы Титулярные камергеры, гоф сталмейстер, надворной интендант

9: Капитаны, флигель адъютанты при генерале фелт маршале и при генералех полных, адъютанты при генералех лейтенантах, обер правиант мейстер, генерал штап квартермистр, обер аудиторы, полевые почтмейстеры, генералы профосы Лейтенанты Капитаны лейтенанты, капитаны инженеры, обер аудитор, квартирмейстер, камисары у пороховых и селитреных заводов Капитаны лейтенанты, галерные мастеры Титулярной советник; воинских двух, Иностранной колегеи секретари; обер рент мейстер в губерниях, полицы мейстер в резиденции, бургомистры от магистрата в резиденции быть непременным, лантрихтеры в провинциях, профессоры при академиах, докторы всяких факултетов, которые в службе обретаются, архиварии при обоих государственных архивах, переводчик и протоколист сенатские, казначеи при манетном деле, асесоры в надворных судах в резиденции, директоры над пошлинами в портах Надворной ягер мейстер, надворной церемонии мейстер, обер кухен мейстер, камер юнкеры

10: Капитаны лейтенанты Ундер лейтенанты Лейтенанты, капитаны лейтенанты инженерския, аудитор цейхвартеры, обер ваген мейстер, капитан над мастеровыми людми Лейтенанты Секретари протчих колегей, бургомистры от магистрата в губерниях; переводчики Воинской, Адмиралтейской, Иностранной [коллегий]; протоколисты тех же колегей, обер экономии комисары в губерниях, обер комисары в губерниях, асесоры в надворных судах в губерниях, обер цегентнер, берг мейстер, обер берг пробиер

11: Секретари карабелные

12: Лейтенанты Фендрики Ундер лейтенанты, лейтенанты инженерския, фурлецкие порутчики, ваген мейстеры Ундер лейтенанты, шхипоры перваго ранга Секретари в надворных судах и канцеляриях и /в/ губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, минц мейстер, форшт мейстер, гитен фор валтер, марк шейдер Гоф юнкеры, надворной лекарь

13: Ундер лейтенанты, флигель адъютанты при генералех маэорех Штык юнкеры, ундер лейтенанты инженерския Секретари в провинциях, механикус, пост мейстеры в Санкт-Питербурхе и в Риге

переводчики протоколисты колежские

актуариус регистратор сенатские

14: Фендрики, флигель адъютанты при генералех лейтенантех и у брегадиров, штап фуриеры Инженерския фендрики Камисары карабелные, шхипоры втораго ранга, канстапели Камисары при колегиях, фискалы при надворных судах и губерниях, камериры в провинциях, земския камисары, асесоры в провинциалских судах, архивариус, актуариус, регистратор и букгалтеры при колегиях; земския рент мейстеры, почт мейстеры в Москве и протчих знатных городех, где губернаторы; колегии юнкеры Надворной уставщик, гофмейстер пажев, гоф секретарь, надворной библиотекарь, антиквариус, надворной камерир, надворной аудитор, надворной квартир мейстер, надворной аптекарь, шлос фохт, надворной цейх мейстер, кабинет куриеры, мунт шенк, кухен мейстер, келлер мейстер, экзерцыцеи мейстер, надворной балбир

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые с нашими принцессами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпи-тальупотреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никакихуслуг не покажут, и за оныяхарактера не получат.

9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-мазора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы,

которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше под- ^

полковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстеринау ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

т

п к

права ъ

Ш Я УНИВЕРСИТЕТА

™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы — с женами брегадиров.

Гоф девицы — с женами полковников.

Гоф мейстерина у наших цесаревен — с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях, ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто, надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради кужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

годы месяцы

против капрала 1

против сержанта 1

против фендрика 1 6

против порутчика 2

против капитана 2

против маэора 2

против подполковника 2

против полковника 3 6

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до правого суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать.

Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие край по несколку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, которого предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действител-но имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойного поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашеюмилостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справ-ливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же.

В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер ко-мисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не

Ш Я УНИВЕРСИТЕТА

™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)

надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или вставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Толкование о пытанных

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто темума-ляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того мношя разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует.

По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегатся.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

ПЕТР

Табель о рангах, 1722.

Оригинал

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

КОММЕНТАРИИ

В проекте Табели о рангах, подготовленном Андреем Ивановичем (Генрихом Иоганном) Остерманом, отсутствовали воинские и морские чины, духовенство и кавалеры ордена Андрея Первозванного. Это объясняется тем, что автор не считал себя подготовленным для распределения офицеров по рангам. Помещать же в Табель духовные чины Остерман остерегался, зная о сильной оппозиции церкви государству.

За основу расположения чинов Остерман взял придворную службу. По ней строилась система чинов государственной службы (цивилной штат). Такой принцип был заимствован из законодательства западных стран, где огромное количество придворных было строго распределено по чинам. Петр I целиком изменил принцип построения Табели. В основу классификации была положена военно-морская служба, а придворная отодвинулась на последнее место.

Сохранилось четыре наброска, сделанные Петром I при исправлении первой редакции Табели о рангах. В первом перечислены чины морской и сухопутной службы, определено соответствие между ними. Во втором наброске, датированном 19 января 1721 г., чины гражданские соотносятся с чинами воинскими. Здесь ясно видно, что предпочтение отдается воинским чинам: высшему воинскому чину — генералу-фельдмаршалу — не соответствует никакой гражданский чин; канцлер, высший чин гражданской службы, имеет лишь второй ранг. На следующий день, 20 января, Петр вносит ряд исправлений в список чинов, составленный накануне. Так, в переписанном набело документе появляется вставка, сделанная рукою Петра, относящая кавалеров ордена Андрея Первозванного к третьему рангу. В наброске Табели придворных чинов высший придворный чин, обер-маршал, приравнивается Петром к чину тайных советников, т.е. третьему рангу по первой редакции Табели о рангах. Такое размещение чинов является принципиальным для законодательства Петра I, который неоднократно подчеркивал значение военной службы в Российском государстве. Даже в самом заглавии Табели о рангах, написанном лично Петром I и внесенном им в третью редакцию Табели в 1722 г., отмечается, что воинские выше протчих. В процессе обсуждения проекта Табели высшими сановниками было предложено особо выделить гвардию. Петр учел это пожелание, закрепившее привилегированное положение дворян-гвардейцев.

В проекте Табели Остерман использовал названия должностей, применяемые в других европейских странах, особенно в Пруссии и Швеции. Однако, по подсчетам исследователей, 34 должности придворного штата из 44, названных Остерманом, уже существовали при русском дворе в XVII — начале XVIII в., но под другими наименованиями. Свыше 90 % названий должностей ^

и

государственного управления, включенных в проект к весне 1719 г., можно было найти в русских официальных документах.

Некоторые должности не были включены в Табель о рангах из-за того, И

что занимались они преимущественно разночинцами. Табель же регулировала главным образом статус дворянской бюрократии. По этой же причине

п к

права

воинские чины начинались с обер-офицерских, а в статских чинах нет канцеляристов, переписчиков и других мелких служащих.

Много внимания было уделено вопросу соотнесения должностей воинских и статских. Петр I в своем проекте Табели сильно понизил статские должности по сравнению с воинскими. В ходе обсуждения проекта в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях было высказано мнение о необходимости повысить в рангах некоторые должности, главным образом высшие.

Особенно отмечалось, что должность канцлера, соответствовавшая по проекту Табели второму рангу, должна быть повышена до первого ранга. Исследователи Табели о рангах в этих замечаниях видели лишь желание высших чиновников России получить ранг повыше. Однако в таком случае не совсем ясно, почему Петр I, проигнорировавший большинство предложений Сената и коллегий, удовлетворил это: в окончательной редакции Табели канцлер имеет первый ранг. Для того чтобы царь внес такое изменение, должны были быть достаточно веские основания. Скорее всего, причина заключалась в следующем.

В мнении Сената о проекте Табели о рангах, датированном 20 сентября 1721 г., в качестве аргумента в пользу возведения чина канцлера в первый ранг приводится то, что «в регламентах о рангах: во французском, в дацком, в аглинском канцлер, а во Швеции из сенаторей старшей королевской советник написаны в первой класе». Это не просто слепое подражание: сделать все точно так же, как в законах других стран. Адмирал Апраксин от лица Адмиралтейской коллегии предложил Петру «пожаловать чин государственного канцлера с первыми чинами перваго класса, дабы з другими дворами было согласно». Упрочение международных связей России со странами Западной Европы, с одной стороны, и приведение в соответствие с западноевропейским законодательством системы гражданских чинов России — с другой, требовали учитывать систему рангов стран Европы. Иначе русские дипломаты и другие должностные лица при контактах с представителями западных держав были бы при равных должностях ниже рангами своих иностранных коллег. Именно это обстоятельство и заставило Петра I пересмотреть свой проект.

Адмиралтейской и Военной коллегиями был высказан ряд других пожеланий, некоторые из них были также учтены впоследствии законодателем. В целях повышения заинтересованности дворян в морской службе были повышены ранги морских чинов по сравнению с сухопутными. В воинских чинах были выделены гвардейские, должности которых занимали более высокие ранги.

Второй частью Табели о рангах являются так называемые пункты, в которых содержится объяснение документа и излагаются основные принципы государственной службы в России. Такие объяснительные статьи содержались и в аналогичных законах западных стран. В Табели о рангах их значительно больше. Содержание статей приспособлено к российским условиям. Петр I понимал, что, несмотря на значительные заимствования, Табель о рангах является чисто российским законом, поэтому он вычеркнул из проекта преамбулы к пунктам указание Остермана на подражательный характер закона.

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Пункт 1

В основу текста пункта был положен п. 1 датской Табели о рангах 1717 г Содержание его типично для права абсолютной монархии, в котором закрепляется превосходство царствующей фамилии. В проекте этот пункт был 12-м, однако при окончательном редактировании он переместился на первое место.

Упоминание в статье о принцах не по крови, а вследствие вступления в брак с принцессами крови было особенно злободневно для петровского двора, поскольку к моменту принятия Табели у Петра было достаточно много дочерей и племянниц при остром дефиците потомков мужского пола. Однако в российском законе, в отличие от датского, ничего не говорится о привилегированном положении внебрачных детей царских особ. Для русского права введение такого положения было просто невозможно, поскольку противоречило бы всему духу права Российского государства. На практике в будущем внебрачные дети царской фамилии пользовались определенными преимуществами, что, естественно, не афишировалось.

Пункт 2

Этот пункт был вставлен уже при окончательном редактировании проекта. Он продиктован исключительно интересами военного дела. Здесь определяется подчиненность воинских чинов в конкретной обстановке, что было особенно важно в военное время.

Пункт 3

Текст этого пункта был заимствован Остерманом из Регламента 1696 г Карла XII. В проекте его поставили первым. При редактировании пункт был существенно переработан.

В шведском Регламенте речь шла прежде всего о требовании чиновниками более высоких рангов, чем они заслуживали; в русском варианте упор сделан на незаконность требования, а по сути, присвоения чиновниками более высоких почестей, чем им давал их ранг. Во многом здесь нашла отражение борьба с местничеством, отмененным еще в 1682 г

Обращает на себя внимание упоминание в пункте денежного жалованья, которое при Петре вытесняет такое вознаграждение за службу, как раздача земли. Переход к денежной оплате способствовал формированию бюрократии, социальной группы, не принадлежавшей к классу феодалов, но стоявшей на страже интересов феодального государства.

Размер штрафа был взят Остерманом из шведского закона; согласно последнему, было предусмотрено частичное направление штрафов в богадельни (в Швеции 2/3 суммы штрафа шло в пользу церкви). Однако Петр А вместо богаделен постановил отдавать деньги в госпитали. Положение о вознаграждении доносителя является типичным для петровского законодательства.

Исключением из общего правила, требовавшего вести себя в соответствии с занимаемым положением, признавались дружеские вечера, или права1

8/2015

И I

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)

ассамблеи. Эти собрания, на которых можно было не соблюдать ранги, специально упомянуты в связи со стремлением правительства привить господствующему классу новые формы быта. Сенаторы в ходе обсуждения проекта предлагали вычеркнуть из пункта штрафы за несоблюдение субординации в церквах, мотивируя это теснотой петербургских церквей и отсутствием в них специальных мест, какие имелись в католических и протестантских соборах стран Европы, из законодательства которых было заимствовано данное положение. Однако Петр не принял это замечание во внимание.

Интересна правка в последнем предложении пункта. Остерман, желая подчеркнуть, что введение рангов наносит удар по местническим обычаям, включил в текст слова о наказании ссоролюбия, т.е. наказании тех, кто из-за местнических пережитков не желает занять то место, которое положено ему по рангу. Петр заменяет ссоролюбие словами нахалом и тунеядцом. В этой поправке видно раздражение царя на тех, кто не служит, а лишь пользуется заслугами своих отцов. Тем самым акцент переносится на очень важный в данный момент для государства вопрос: на нежелание части знати нести государственную службу.

В рассматриваемом пункте речь идет также о дамах, нарушивших нормы субординации.

Пункты 4—6

Пункты 4—5, как и предшествующие, имеют источником Регламент Карла XII, п. 6 взят из датского Регламента. Остерман только немного их подредактировал. Согласно закону, лицо не могло претендовать на ранг, не имея должности (чина), соответствующей данному рангу. Ранг, таким образом, можно рассматривать как звание, право на которое давала должность.

Пункт 7

Введение Петром I при русском дворе порядков, установившихся в других странах Европы, коренным образом изменило быт русских женщин, принадлежавших к господствующему классу. Они должны были присутствовать во дворце на торжественных церемониях вместе с мужем или отцом, посещать ассамблеи. У императрицы и царевен появился свой штат придворных дам. Настоящий пункт адресован только замужним дамам. По смыслу он должен был бы следовать за п. 3, поскольку несколько конкретизирует его содержание.

Пункт 8

Пункты с 7-го по 9-й говорят о лицах, которые сами не служат, но в силу своего семейного положения должны или могут присутствовать на различных дворцовых церемониях. Однако если жены (п. 7) и дочери (п. 9) получали ранги, соответствующие рангам своих мужей и отцов, то сыновья «знатнейшего дворянства» могли присутствовать на торжествах при дворе, но ранга ника-

Я Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

кого не получали. Здесь закреплен принцип, положенный в основу Табели о рангах: никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут.

Упоминаемые в пункте титулы графов и баронов, ранее в России не употреблявшиеся, были заимствованы Петром из Западной Европы. Во многом они должны были подчеркнуть могущество русского императора, способного любого человека сделать знатнейшим дворянином Российской империи. Помимо старинного русского титула князя, Петр ввел также титул светлейшего князя и присвоил его своему ближайшему сподвижнику А. Д. Меншикову, происходившему из незнатного дворянского рода.

Пункты 9—10

В пунктах чувствуется влияние датского законодательства, в котором довольно подробно была регламентирована придворная служба дам. Пункт 10 говорит именно о придворной службе самих женщин, независимо от положения их мужей и отцов. То, что ранги за свою службу могли получить и женщины, свидетельствует о серьезных переменах в их правовом положении. Речь, разумеется, идет о представительницах господствующего класса.

Пункт 11

Положение, согласно которому за достижение высокого чина лицу из непривилегированных сословий присваивалось дворянство, было известно европейскому законодательству. По предположению С. М. Троицкого, данная норма заимствована Остерманом из датского законодательства. Однако Остерман увеличил число рангов, дающих право потомственного дворянства, в два раза по сравнению с Данией: шесть рангов — по проекту Остермана и три ранга — по законам Дании. Причинами такого решения называют то, что, согласно перечню должностей Табели о рангах, должности первых трех рангов были бы заняты 35—40 лицами, большинство которых, если не все, уже были дворянами. При таких условиях норма оставалась бы недействующей. Между тем большое количество высших чинов в губерниях, воеводы были не дворянского происхождения. Поэтому и были понижены ранги, дающие право на потомственное дворянство, до 6-го. Петр I при редактировании проекта еще увеличил количество рангов: в окончательной редакции все чиновники статской службы получали потомственное дворянство по достижении 8-го ранга. Данный пункт существенно изменил правовое положение дворянства, которое теперь могло пополняться за счет талантливых выходцев из других сословий. По мнению А. Романовича-Славатинского, Табель о рангах «широко открыла доступ в дворянское сословие всем общественным классам». Дворянство продолжало быть замкнутым сословием, и доступ в него оставался затрудненным.

Пункт был обращен только к чиновникам, служащим по гражданскому ведомству. Это объяснялось тем, что Остерман, включивший его в проект, И

военной службы вообще не касался.

п к

права

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)

Пункт 12

В пункте говорится о случаях, когда одно и то же лицо занимает две и более должности, относящиеся к различным рангам. Возможность подобного совместительства во время правления Петра I появилась в связи с бурным ростом государственного аппарата, с одной стороны, и нехваткой людей, способных исполнять государственную службу, — с другой.

Именно этими обстоятельствами было вызвано во многом появление пп. 11 и 15 Табели о рангах. В рассматриваемом пункте вопрос решен достаточно четко: лицо во всех случаях пользуется правами, предоставляемыми ему высшим рангом, кроме случаев исполнения им низшей должности.

Пункт 13

По Табели о рангах Петр I ввел в России строгое разделение между военной и гражданской службой. До Табели чины жаловались за заслуги независимо от исполняемой службы. Новые военные чины были введены Петром раньше гражданских. Исследовавший настоящий пункт В. А. Евреинов делает вывод, что из текста «этого постановления вытекали два следующих правила по гражданской службе: (1) для повышения в должности должны быть установлены особые сроки выслуги и (2) не всегда по должности следовало предоставлять и все права, присвоенные ее рангу, таким образом, ранг как бы отделялся от должности».

Представляется, что первая половина пункта носит временный характер: пока есть нужда в годных к гражданской службе дворянах. Отсюда и определенная раздвоенность между должностью и рангом, которая не должна была быть такой резкой, если судить по п. 4 Табели. Поэтому возможно было большое количество злоупотреблений при присвоении рангов Сенатом, и Петр особо подчеркивает, что эта область деятельности Сената ставится под контроль фискалов, хотя, строго говоря, они и так должны были бы за этим следить.

Во второй части пункта устанавливается обычный порядок прохождения гражданской службы, при котором вакансии замещаются путем продвижения по службе, а не со стороны, т.е. каждое государственное учреждение должно было воспитать свои кадры. Для этого создается резерв из молодых дворян, зачислявшихся в чин коллегии юнкеров и получавших в связи с этим 14-й ранг. Число их не должно было превышать семи человек; основной их обязанностью было обучение делу. Вопрос об обучении дворян канцелярскому делопроизводству уже поднимался в петровском законодательстве, например в XXXVI главе Генерального Регламента.

Пункт 14

Этот пункт развивает положения XXXVI главы Генерального Регламента «О молодых людях для обучения при канцелярии». Но в отличие от Регламента, в котором речь шла о том, чтобы будущие чиновники прилежным спи-

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина (МГЮА)

сыванием дел в письме и в арифметике обучались, Табель о рангах предъявляет к ним более высокие требования. В основу данного пункта лег Указ Петра I о производстве в чины гражданской службы после установленных сроков службы в предыдущих чинах, с учетом полученного образования за границей и у себя в Отечестве, от 7 марта 1721 г. Петр, включивший пункт в проект уже после обсуждения его в Сенате, устанавливает в нем, что право получить чин и стать членом коллегии юнкеров имели лишь те, которые были испытаны в своих знаниях в коллегиях, а затем представлены Сенату. Такой порядок показывает, какое значение придавалось набору дворянских детей для прохождения гражданской службы. Согласно законодательству, никто в вышний градус и до министерского чина произведен быти не может, минуя нижние чины (глава XXXVI Генерального Регламента). Молодые дворяне, получившие чин коллегии юнкеров, изучали делопроизводство, экономику и право. Совершенствовать свои знания их посылали за границу. Таков идеальный порядок начала прохождения службы. Но законодатель в порядке исключения допускает нужды ради и за оскудением ученых прием лиц, которые не учились. Они зачислялись титулярными коллегии-юнкерами и чина не получали. В Табели о рангах совершенно определенно прозвучала мысль об обязательности обучения дворян для работы в аппарате государственного управления.

Пункт 15

Пункт был написан самим Петром. В нем говорится о присвоении потомственного дворянства офицерам начиная с 14-го ранга. По сравнению с п. 11, определявшим ранг, который давал возможность получить дворянство по выслуге на гражданской службе, п. 15 увеличивает на шесть рангов такое право для военнослужащих. Этот порядок был обусловлен желанием правительства укрепить армию, более всего нуждавшуюся в толковых офицерах.

При окончательной доработке пункта был использован Указ Петра I об установлении дворянства для обер-офицеров не из дворян и для их потомков от 10 января 1722 г. В Табель внесли положение, согласно которому дворянство получали все лица, ставшие обер-офицерами, а также их дети, родившиеся после присвоения отцу обер-офицерского чина. Дети же, родившиеся ранее, оставались в прежнем сословии, но отец мог ходатайствовать о записи в дворянство одного сына.

Позднее из сопоставления п. 11 и п. 15 было выведено понятие личного дворянства. Чиновники, дослужившиеся по гражданской службе до 8-го ранга, и обер-офицеры получали потомственное или, как его называли в быту, столбовое дворянство. Чиновники же 14—9-го рангов стали впоследствии рассматриваться как получившие личное дворянство, т.е. обладали рядом льгот и преимуществ потомственного дворянства: были освобождены от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от податей, но не имели права передать дворянство своим детям, не могли иметь крепостных крестьян и участвовать в корпоративной жизни дворянства.

□ >

я I

п к

права ъ

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ ^^ имениО.Е.Кутафина (МПОА)

Пункт 16

Несмотря на допущение в дворянское сословие выходцев из других, непривилегированных групп населения, абсолютизм зорко следил за законностью получения дворянства. Права и преимущества, которые давало дворянство, привлекали многих, и возникали многочисленные случаи самозванства. Для борьбы с таким явлением и предусматривается комплекс мер по проверке чистоты дворянского сословия. С этой целью используется опыт западноевропейских стран, где дворянству выдавались дипломы и присваивались гербы. Обязанность выдавать их была возложена на герольдмейстера, должность которого была учреждена в 1722 году. Герольдмейстер проверял также обоснованность выдачи дворянских дипломов.

Табель о рангах в данном пункте впервые узаконивает гербы (они упоминаются и в п. 12). До середины XVII в. Россия гербов не знала. Они пришли из Польши и Украины.

Пункт говорит и о пожаловании дворянства не за службу. Отмечается, что это исключительная прерогатива императора. Порядок рассмотрения прошений о даровании дворянства установлен следующий: в первой инстанции их должен рассматривать Сенат, а во второй — сам император. Некоторые положения сформулированы в пункте не вполне ясно, хотя он и подвергался доработке перед окончательным утверждением Табели о рангах. В практике, к примеру, возникал вопрос, что понималось под ста годами родовой выслуги для получения герба и, видимо, дворянства: нужно ли было просителю доказать, что его род служил царю уже сто лет назад, или необходимо установить сто лет непрерывной службы.

Пункт 17

Пункт был включен в проект Табели о рангах только в 1722 году. На норму, содержащуюся в нем, оказало влияние законодательство Дании и, особенно, Пруссии. Там известные должности давали определенные привилегии, пока их занимали; уходя в отставку или на другую должность, лицо лишалось всех привилегий. Пункт перечисляет аналогичные должности применительно к России и полностью соответствует пп. 4 и 6 Табели.

Пункт 18

Пункт был внесен Остерманом в проект Табели о рангах из шведского Регламента 1696 года Карла XII. Однако Петр I при редактировании внес в него существенные изменения и дополнения. Прежде всего текст пункта был приведен в соответствие с LIII главой Генерального Регламента, которая, в свою очередь, конкретизировала и изменяла арт. 209 Артикула воинского. Вместо достаточно растяжимого «в руках палача были» Петр устанавливает: публично на площади наказаны или хотя только обнажены или пытаны были.

Восстановление в ранге, согласно проекту, могло произойти по решению императора или Сената. Петр вычеркивает Сенат, оставляя решение вопроса исключительно в своих руках.

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина (МГЮА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Толкование о пытанных, также написанное Петром I, вносит существенное изменение в Артикул воинский. Если, согласно толкованию Артикула воинского, свидетельство о невиновности пытанного могло выдаваться царем или фельдмаршалом, то толкование Табели о рангах оставляет эти полномочия исключительно за императором.

Пункт 19

А. Романович-Славатинский отмечал, что Табель о рангах, обусловив внешние различия между рангами, «породила чиновничий point d'honour: в оскорблении начинают видеть обиду не лицу, не сословию, но чину». Закреплено это было в п. 19.

Вызывает интерес стиль изложения рассматриваемого пункта. Большая часть его представляется добрым советом, «милостивым напоминанием», как надо одеваться и жить в соответствии со своим чином. Причины такого попечения ясны: если лицо ведет образ жизни ниже уровня, подобающего его рангу, это принижает честь всего ранга; если же дворянин живет не по средствам, он может разориться, поскольку многие жили только на свое жалованье, а оно выплачивалось в соответствии с чином, а не с запросами дворянина или членов его семьи. Пункт содержит санкции за невыполнение «милостивого напоминания», и тем самым его содержанию придается нормативный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.