Научная статья на тему 'Сжиженный углеводородный газ как основа альтернативной энергетики и одна из гарантий экономического процветания России и мирового сообщества'

Сжиженный углеводородный газ как основа альтернативной энергетики и одна из гарантий экономического процветания России и мирового сообщества Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
282
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ / РЫНОК ГАЗА / ТОПЛИВО / LIQUEFIED PETROLEUM GAS / GAS MARKET / FUEL

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Дунин Владимир Викторович

В статье рассмотрены основные преимущества сжиженного углеводородного газа как наиболее современного, экологически чистого и коммерчески привлекательного вида топлива, а также рассмотрено текущее состояние и перспективы развития рынка сжиженного углеводородного газ как в мире в целом, так и в Российской Федерации и Северо-Западном регионе в отдельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIQUEFIED PETROLEUM GAS AS THE BASIS OF ALTERNATIVE ENERGETICS AND THE GARANTY OF ECONOMICAL PROSPERITY OF RUSSIAN FEDERATION AND ENTIRE WORLD

In the paper the advantages of liquefied petroleum gas (LPG) as the most modern, profitable and ecologically pure type of fuel. The contemporary state of LPG market in Russia is described

Текст научной работы на тему «Сжиженный углеводородный газ как основа альтернативной энергетики и одна из гарантий экономического процветания России и мирового сообщества»

О

СЖИЖЕННЫЙ УГЛЕВОДОРОДНЫЙ ГАЗ КАК ОСНОВА СЯ

АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ОДНА ИЗ ГАРАНТИЙ Е

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ И МИРОВОГО

СООБЩЕСТВА1

Keywords: liquefied petroleum gas, gas market, fuel

1 При подготовке статьи использованы материалы Всемирной ассоциации сжиженного углеводородного газа «СУГ как уникальный источник энергии» (для справки: Всемирная ассоциация СУГ (ВАСУГ) - авторитетная организация во всемирной газовой промышленности, представляющая все сектора производства. Основная цель Ассоциации заключается в том, чтобы пропагандировать ценность СУГ и развивать повышение спроса на СУГ, содействуя при этом развитию производства и безопасности использования СУГ Она объединяет частные и государственные компании, участвующие в одной, нескольких или всех мероприятиях отрасли, разрабатывает долгосрочные партнерские отношения с международными организациями и реализует проекты на местных и глобальном уровнях. Ассоциация была создана в 1987 году, ей был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций в Экономическом и Социальном Совете в 1989 году. Кроме того, в статье использованы материалы «Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2030 года», разработанной в рамках Комплекса мероприятий по развитию системы трубопроводного транспорта углеводородного сырья в Российской Федерации, утвержденного Минпромэнерго 10.09.2004, подготовленного во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25.02.2004 № Пр-313.

2

О

Дунин В.В. СЯ

Ч

В статье рассмотрены основные преимущества сжиженного углеводород- М ного газа как наиболее современного, экологически чистого и коммерчески привле- ^ кательного вида топлива, а также рассмотрено текущее состояние и перспек- д тивы развития рынка сжиженного углеводородного газ как в мире в целом, так и д в Российской Федерации и Северо-Западном регионе в отдельности °

3< Э

In the paper the advantages of liquefied petroleum gas (LPG) as the most modern, profitable and ecologically pure type of fuel. The contemporary state of LPG market in Russia is described ^

О

3

Ключевые слова: сжиженный углеводородный газ, рынок газа, топливо q

2

Характеристики сжиженного углеводородного газа д

Сжиженный углеводородный газ (СУГ), в английском варианте: liquefied petroleum gas (LPG) - горючая смесь углеводородных газов, используемая в основном в качестве топлива для отопления и в качестве моторного топлива для транспортных средств. Помимо этого, СУГ также активно используется в нефтехимической промышленности, в частности, при производстве хладагента и различных аэрозолей.

Существует большое разнообразие сжиженных углеводородных газов, но наибольшее применение в мире имеют следующие: пропан (C3H8), бутан (C4H), а также их смесь СПБТ (смесь пропана-бутана техническая), которая собственно и именуется аббревиатурой СУГ (LPG). В СУГ, в том числе, присутствуют в малых концентрациях пропилен, бутилен и одорант (вещество, имеющее резкий запах, который позволяет обнаружить утечку газа, т.к. нефтяные газы не имеют запаха).

СУГ синтезируется на нефтеперерабатывающих заводах из нефти либо на газоперерабатывающих заводах из природного газа. Впервые СУГ был получен в 1910 году Вальтером Снеллингом, а как коммерческий продукт появился в 1912 году. В настоящее время СУГ обеспечивает около 3% потребляемой в мире энергии. Основное его преимущество в том, что он сгорает чисто, без сажи и в результате горения выделяется мало серы. Таким образом, продукты сгорания не загрязняют почву и воду, что дает основание считать СУГ экологически чистым видом топлива.

Также у СУГ очень высокий показатель теплотворности - 46,1 МДж/кг. Для сравнения: у мазута - 42,5 МДж/кг, у дизельного топлива - 43,5 МДж/кг.

Транспортировка СУГ производится в герметичных стальных сосудах как железнодорожным, так и автомобильным транспортом. Сосуды заполняются до уровня 80-85% от общей емкости, что позволяет обеспечивать безопасность при тепловом расширении жидкой фазы газа. Соотношение между газообразной и жидкой фазами газа меняется в зависимости от состава, давления и температуры, но обычно составляет около 250:1, т.е. при испарении жидкой фазы происходит увеличение объема в 250 раз. Давление, при котором СУГ становится жидкостью, варьируется в зависимости от состава и температуры: это примерно 220 кПа (2,2 бар) для чистого бутана при температуре 20°C, и около 2,2 МПа (22 бар) для чистого пропана при температуре 55°C.

Основные преимущества СУГ

Дискуссия об изменении климата привлекла внимание мировой общественности к необходимости разработки новых и более экологически чистых методов удовлетворения растущих энергетических потребностей населения в мире. Производители СУГ имеют все возможности для решения этой проблемы, помогая развитию газомоторных и гибридных двигателей в автомобильной промышленности, а также оказывая помощь развивающимся странам в переходе населения от дров и керосина на СУГ для приготовления пищи и обогрева жилищ. Благодаря постоянному развитию и инновациям во всех областях производства, жизнь менее обеспеченных слоев населения может быть значительно улучшена путем перехода к экологически чистым источникам энергии, и это может помочь обуздать нанесение ущерба окружающей среде, имеющего место в результате сжигания менее эффективных источников энергии и уменьшения площади лесов на планете. Мы все несем

ответственность за будущее, и цель глобальной индустрии производства СУГ в том, чтобы помочь обеспечить доступ к чистой и безопасной энергии для всех людей, независимо от того, где они живут.

Важно отметить, что многие страны Европы в последнее время столкнулись с когда-то немыслимой ситуацией, связанной с перебоями поставок нефти и даже природного газа. И никто не может дать гарантии, что эта ситуация не повторится вновь! При этих политических и социальных предпосылках возникает вопрос: как убедить людей, политиков, что для них подходит СУГ? Чтобы дать ответ на этот вопрос, европейские производители СУГ провели некоторые исследования в шести странах Европы и в европейских международных организациях в Брюсселе. Результаты были просто удивительными - оказалось, мало кто знал о СУГ и его уникальных и привлекательных особенностях! Хорошей новостью стало то, что после объяснения некоторых фактов о преимуществах СУГ общественные и политические деятели были приятно удивлены, а один из них сказал: «это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой».

Исследования подтвердили тот факт, что потребители и политики на самом деле хотят видеть одни и те же простые вещи: безопасную энергетику, эффективную и экономичную технику и экологически чистое топливо с малыми выбросами углекислого газа. Результаты исследований были оформлены в докладах на Конгрессе Европейской Ассоциация СУГ (ЕАСУГ) в мае 2009 г. и были весьма обнадеживающими.

Было доказано, что СУГ действительно является топливом с низкими выбросами углекислого газа, использование СУГ в качестве моторного топлива экономичнее, чем использование бензина, на 20%; кроме того, было показано, что СУГ легко может заменить мазут, применяемый для отопления. Выбросы углекислого газа при сгорании древесины или угля более чем в два раза выше, чем при сгорании СУГ. При сгорании топочного мазута выбрасывается на 68% больше СО2, чем при сгорании СУГ, к тому же мазут может быть источником загрязнения почвы. Эти данные могут и должны сыграть свою роль при принятии решения о преимущественном использовании СУГ в различных областях в ближайшем будущем.

Исследования качества городского воздуха подтвердили, что использование газомоторных автомобилей в городах может привести к значительному улучшению качества воздуха. Несмотря на прогресс и совершенствование обычных автомобильных двигателей, транспортные средства на СУГ выбрасывают гораздо меньше оксидов азота и взвешенных частиц, чем дизельное топливо и бензин. Кстати, использование дров, угля и топочного мазута для отопления, приготовления пищи, выработки электроэнергии и прочего является еще более вредным для чистоты атмосферы.

Что касается автомобильных технологий СУГ, то на сегодняшний день они тщательно протестированы на автомобилях ведущих производителей и

показали, что полностью надежны. К тому же имеются разветвленные сети заправок, и, как доказано в последних исследованиях, газомоторный транспорт, безусловно, близок к транспорту, который называют «транспортом с нулевым уровнем выбросов в окружающую среду».

Таким образом, СУГ стал не только лучшим альтернативным топливом для бытовых нужд самых широких слоев населения, но и лучшим альтернативным топливом для автомобилей на данный момент и в ближайшем обозримом будущем!

Давайте посмотрим, что показывают последние сравнительные исследования характеристик СУГ и других видов топлива. Как всем известно, дизельные двигатели выбрасывают вредные токсичные пары. В выхлопных газах дизельных двигателей содержится более 40 веществ, которые по данным Агентства по охране окружающей среды США могут вызывать рак. Среди этих веществ: мышьяк, бензол, формальдегид, никель и полициклические ароматические углеводороды. При использовании гибридного топлива из смеси СУГ и дизельного топлива выбросы этих опасных паров можно значительно сократить: выбросы оксидов азота - на 25%, а взвешенных частиц - на 35%. Топливная смесь СУГ и дизельного топлива состоит из 30% сжиженного газа и 70% дизельного топлива. Этим достигается улучшение сгорания топлива и значительное снижение общих топливных затрат. Одновременно смесь уменьшает температуру двигателя и тем самым увеличивает его долговечность. Таким образом, СУГ приносит пользу экологии и как самостоятельный газовый продукт, и в составе различных смесей.

В последнее время все больше и больше увеличивается количество потребителей энергии, предпочитающих СУГ другим (традиционным) видам топлива по таким причинам, как экологичность, экономичность и эффективность. Производители СУГ развивают системы, которые могут быть использованы на двигателях с непосредственным впрыском. Такие двигатели предполагают введение топлива непосредственно в цилиндр вместо предварительного смешивания его с воздухом в отдельных впускных каналах. Это позволяет регулировать сгорание и выбросы гораздо точнее.

Новейшие системы СУГ могут легко соблюдать нормы Euro 5 по регулированию выбросов, которые приняты Евросоюзом (ЕС). Этот стандарт европейского качества был введен в 2009 году. В настоящее время имеется несколько моделей систем для использования смеси дизельного топлива и СУГ. Они успешно сертифицированы по стандарту Евро-5.

Официальные результаты испытаний показали следующие результаты:

- на 28% снижение CO;

- на 35,6% снижение HC;

- на 35% снижение неметановых HC;

- на 3,7% снижение NOX;

- на 15,5% снижение СО2.

На транспорт приходится около 25% мировых выбросов углекислого газа, при этом морские перевозки отвечают за 4,5%. Выбросы С02 от мирового морского флота растут угрожающими темпами. В самом деле, топочный мазут - основное топливо для морских судов - является одним из самых грязных и экологически вредных нефтепродуктов. Сегодня Международная морская организация (ИМО) совместно с производителями СУГ трудится над разработкой стратегии по уменьшению выбросов С02.

Согласно докладу Организации Объединенных Наций (ООН), выбросы С02 от мирового морского флота почти в три раза выше, чем считалось ранее, и на сегодняшний день они уже достигли 1120 млн. тонн в год. Это вдвое выше, чем выбросы от авиации (650 млн. тонн в год), а также выше суммарных выбросов от бытового сектора, сельского хозяйства и промышленности, вместе взятых. Последние исследования показали: если не принять срочные меры, то к 2050 году выбросы от морских перевозок могут составить около 20% глобальных выбросов в мире!

Таким образом, необходима стратегия, которая поможет уменьшить выбросы, производимые морскими судами, и существует наиболее простой путь решения этой проблемы - перевод на СУГ хотя бы части мирового морского флота.

Перевод двигателя корабля с жидкого топлива на СУГ является несложной доработкой, которая занимает всего около четырех часов, но позволит уменьшить суммарные выбросы на миллионы тонн С02 в атмосферу каждый год. Есть и дополнительные экологические выгоды для морской фауны: отсутствует опасность утечки жидких нефтепродуктов в море, как это происходит с другими видами топлива. Некоторые страны, такие, как Аргентина, Чили, Португалии и Испания, уже сегодня подтверждают преимущества СУГ на примере своих кораблей. Эти примеры уже меняют мир.

Действительно, сжиженный углеводородный газ является уникальным топливом, которое может обеспечить доступ к современному источнику энергии в любой точке мира, достигнув мест, которых не достигают сетевые источники энергии. Уникальные физические характеристики позволяют перевозить его как жидкость, а использовать как газ. Это дает преимущество относительно низкой стоимости инфраструктуры, транспортировки и хранения. Если учесть, что СУГ является одним из наиболее экономичных видов топлива и имеет самые низкие показатели выбросов парниковых газов, чем все традиционные виды топлива, становится понятно, что сжиженный углеводородный газ - действительно исключительный источник энергии.

Особенно это касается жизни людей в странах с развивающейся экономикой, где все еще готовят пищу с использованием твердого топлива и, следовательно, страдают от крайней загрязненности воздуха в помещениях. Мы должны также помнить, что загрязненный воздух чрезвычайно вреден для здоровья человека и служит причиной смерти по меньшей мере в миллионе

случаев в мире каждый год. При этом те потребители, которые активно используют СУГ для жизненных нужд, абсолютно довольны им. Будь то вождение более экономичных и экологичных автомобилей, выработка бытовой электроэнергии, отопление домов или приготовление пищи - СУГ успешно используют сотни миллионов людей во всем мире.

Рост населения, мировое экономическое развитие и все большее стремление к комфортной жизни являются движущей силой непрерывно растущего мирового спроса на источники энергии. Рост спроса во многих частях мира опережает скорость построения сети современной энергетической инфраструктуры. Возобновляемые источники энергии либо сетевые источники зачастую отсутствуют или недоступны, в результате чего потребители не имеют иного выбора, как прибегнуть к использованию биомассы - а это приводит к обезлесению и вынужденному использованию твердого топлива, что, в свою очередь, ведет к высоким уровням загрязнения воздуха, воды и почвы. Понятно, что это чрезвычайно вредно для здоровья человека.

Но, к счастью, в мире есть СУГ, который и поможет решить многие назревающие экологические и социальные проблемы.

Производство СУГ в мире

Глобальное производство СУГ в последнее десятилетие значительно увеличилось. Так, начиная с 2000 года, когда мировое производство составило 198 млн. тонн, наблюдалось ежегодное увеличение с динамикой около 2,4% в год, и к 2010 году был достигнут уровень чуть более 250 млн. тонн в

Международное аналитическое агентство Purvin&Gertz ожидает рост мирового производства СУГ до 270 млн. тонн к 2012 году (см. Рисунок 1).

Что касается отдельных стран и регионов, то крупнейшим в мире производителем СУГ является Северная Америка. Её доля составляет около 24 % мирового производства. При этом 61% валового производства СУГ в этом регионе происходит при переработке природного газа. Выпуск СУГ в Северной Америке достиг своего пика в 2000 году - более 59 млн. тонн за год, а затем снизился за следующие три года до 55 млн. тонн. С 2003 года наблюдается небольшое, но ежегодное увеличение производства, однако уровень 2000 года еще не достигнут.

Ожидается, что производство СУГ в Северной Америке останется на уровне 58-59 млн. тонн в год до 2012 года. Также эксперты прогнозируют небольшое смещение баланса в производстве СУГ от переработки природного газа к переработке нефти. В среднесрочной перспективе Северную Америку ожидает два тренда: прогнозируемое уменьшение добычи природного газа, вероятно, приведет к снижению производства СУГ, в то же время новейшие технологии по переработке сланцевого газа могут, наоборот, существенно повысить запасы СУГ в этом регионе. В любом случае, правительства США

и Канады серьезно рассчитывают на сжиженный углеводородный газ при составлении своих долгосрочных экономических программ.

пРГГм I

-1 г

-№ГРГ

11111

тт\

I I I I I I

2 ООО 2002

Сев. Америка

2007 2008

Европа/СНГ ■ Ближ

2009 2010

ток ш Лат. Америка

Рис. 1. Глобальное производство СУГ

Что касается Юго-Восточной Азии, то производство СУГ здесь увеличилась с 8,8 млн. тонн в 2000 году до 10,5 млн. тонн в 2008 году. Около 60% СУГ в регионе производится при переработке природного газа. Крупнейшими странами-производителями в регионе являются Индонезия, Малайзия и Таиланд. Прогноз производства СУГ в регионе: до 13 млн. тонн в год к 2012 году. При этом 90% от общего объема производства СУГ приходится на переработку природного газа.

Второй по величине показатель роста производства СУГ в мире в период между 2000 и 2008 годами произошел в Северо-Восточной Азии. Производство СУГ в этом регионе увеличилось с 16 млн. тонн в 2000 году до 26 млн. тонн в 2008 году. Более чем 90% роста производства СУГ произошло за счет подъема экономики Китая. Практически все производство сжиженного газа в регионе идет на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), так как практически отсутствует переработка природного газа. Ожидается, что производство СУГ в Китае и в будущем будет продолжать расти, причем значительными темпами, поскольку спрос на энергоресурсы в этой стране продолжает неуклонно увеличиваться.

На Ближнем Востоке ситуация следующая: по последним данным на этот регион приходится около 20% от общего объема производства СУГ в мире. Увеличение экспорта СУГ из региона составило в среднем чуть более 4% в год, начиная с 2000 года и по текущий момент. При этом около 66% СУГ на Ближнем Востоке получают в результате переработки попутного газа, 24% - из природного газа (в том числе из сжиженного природного газа)

и, наконец, 10% - с местных НПЗ в качестве сопутствующего продукта. В текущем десятилетии рост добычи нефти на Ближнем Востоке привел к значительному увеличению добычи попутного газа и, следовательно, к увеличению производства СУГ из попутного газа. Однако эта тенденция к росту периодически нарушается на тот период, пока действуют решения ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) о временном сокращении добычи сырой нефти. Крупнейшим производителем сжиженного углеводородного газа в регионе является Саудовская Аравия: около 43% от общего производства на Ближнем Востоке в 2008 г., что составляет 47 млн. тонн в год. Но доля Саудовской Аравии в производстве сжиженного газа на Ближнем Востоке постепенно уменьшается. ОАЭ является вторым по величине производителем СУГ на Ближнем Востоке: их показатели в 2008 году - 7,2 млн. тонн, при общей доле более 15%. На третьем месте - Иран: в 2008 году производство СУГ в этой стране составило 7 млн. тонн, что более чем в два раза выше уровня производства в 2000 году. В последнее время в Катаре начался бум сжиженного углеводородного газа из-за многочисленных газовых проектов, и ожидается, что страна станет вторым по величине производителем СУГ на Ближнем Востоке к 2012 году. По прогнозам специалистов к 2012 году производство СУГ в этом регионе достигнет отметки 65 миллионов тонн. Более 95% прироста производства СУГ будет происходить в Саудовской Аравии, Катаре, ОАЭ и Иране.

Производство СУГ в Южной и Центральной Америке (включая Мексику и страны Карибского бассейна) в 2008 году составило около 24 млн. тонн. Крупнейшие производители СУГ находятся в Аргентине, Бразилии, Мексике и Венесуэле. На эти четыре страны приходится около 83% от общего производства СУГ в Южной и Центральной Америке. Самые большие показатели роста с 2000 года в этом регионе у Бразилии - увеличение около 1,6 млн. тонн в год. Более 60% производства СУГ в Южной и Центральной Америке приходится на переработку природного газа. Прогноз производства СУГ в регионе к 2012 году - более 27 млн. тонн в год.

В Африке производство сжиженного газа увеличилась с 15 млн. тонн в 2000 году до более чем 18 млн. тонн в 2008 году, в результате чего был достигнут рост почти на 3% в год. Этот рост был обусловлен увеличением производства в Западной Африке, а именно Нигерии, Анголе и Экваториальной Гвинее. Также производство СУГ за этот период увеличилось в Египте и Ливии. Однако может произойти спад из-за серьезной политической нестабильности в этих странах. Крупнейшим же производителем СУГ в Африке по-прежнему является Алжир с мощностью производства более 9 млн. тонн в год. Это второй по величине экспортер в мире после Саудовской Аравии, но объем производства в Алжире не увеличивался с 2000 года.

Около 85% производства африканского СУГ получают при переработке природного газа. По данным агентства Pш"vm&Gertz, в ближайшее время

ожидается быстрое увеличение производства сжиженного углеводородного газа в Африке, при этом производство СУГ на континенте должно достигнуть величины более 22 млн. тонн в год к 2012 году. Ожидается, что самый больший прирост производства произойдет в Алжире и Нигерии, хотя последней могут помешать гражданские беспорядки в стране.

Что касается Европы, то в 2008 году здесь было произведено около 28 миллионов тонн СУГ. Около 35% от общего объема СУГ было получено от газопереработки с месторождений Северного моря. Остальной объем был произведен на нефтеперерабатывающих заводах. Это, пусть небольшое, но увеличение по сравнению с производством 2000 года, когда общий объем составил 26 миллионов тонн. Что касается месторождений в Северном море, то доля производства СУГ здесь достигла своего пика в 2006 году и в будущем, вероятно, будет снижаться.

Ну и, наконец, Россия вместе с государствами СНГ в последние годы переживает настоящий бум в производстве сжиженного углеводородного газа. Начиная с 2000 года и по сей день наблюдается бурный рост популярности СУГ как альтернативы дорогостоящим и экологически грязным нефтепродуктам. При этом за последнее десятилетие ежегодный прирост производства составил в среднем 9%. В 2010 году было произведено более 14 миллионов тонн СУГ. По мнению экспертов, производство сжиженного углеводородного газа в России и странах СНГ будет продолжать расти, достигнув отметки 15 миллионов тонн в год к 2012 году.

Около половины мирового потребления СУГ приходится на жилой и коммерческий рынок, т.е. для отопления жилых и производственных помещений, бытовых нужд населения и как топливо для различных производств. Общий мировой спрос на СУГ, как ожидается, вырастет с 239 млн. тонн в 2008 году до 270 миллионов тонн к 2012 году (см. Рисунок 2).

Таким образом, по прогнозам экспертов, мировой спрос на СУГ в ближайшей перспективе будет расти примерно на 3,1% в год. Хотя при общем росте мировой экономики спрос на СУГ и так был довольно сильным. Следует отметить, что темпы потребления СУГ в различных регионах мира существенно различаются. Наибольший рост происходит в развивающихся регионах мира, в первую очередь, из-за роста в сфере жилого и коммерческого потребления. В целом, начиная с 2000 года, мировой спрос возрастал примерно на 2% в год. Сравнение графиков производства и потребления СУГ в мире показывает, что в некоторых регионах существует большая разница между этими объемами, так как не все регионы одинаково развиты. Так, Азия демонстрирует большой экономический рост и, как следствие, удовлетворяет свои дополнительные потребности в СУГ за счет поставок из Африки и Ближнего Востока. В Северной Америке, Европе и странах СНГ производство и потребление примерно равны.

Потребление СУГ, мпн. тонн

1111

ишьи

1111111

2002 2005 2007

|я Америка Европа/СНГ Ш Лат. Америка

2009 2010 2012

■ Ближний Восток Другие

Рис. 2. Глобальное потребление СУГ

Потребление СУГ в России

В России СУГ имеет большие перспективы: благодаря, с одной стороны, большим запасам нефти и природного газа, а с другой стороны - огромной территории. Понятно, что подвести природный газ ко всем населенным пунктам нашей необъятной Родины просто не представляется возможным, а зачастую это еще и экономически невыгодно из-за высокой стоимости прокладки трубопроводов. В этих условиях может и должен использоваться СУГ - как современный источник энергии, легко транспортируемый и удобный в использовании.

Современное состояние газоснабжения и газификации регионов России характеризуется следующими базовыми показателями. В целом по стране газифицировано около 115 тыс. населенных пунктов, из них:

• природным газом - 38 тыс.

• СУГ - 77 тыс.

• При этом газифицировано более 40 млн. квартир и домовладений, из них:

• природным газом - 30,5 млн.

• СУГ - 9,8 млн.

• На рубеже 2010-2011 года уровень газификации в целом по России составил 62 %, в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в городах - 67%

• в сельской местности - 44%

Газификация России природным газом

Уровень газификации страны природным газом в последние 20 лет целиком и полностью зависит от нашего естественного монополиста в этой сфере - ОАО «Газпром», и на сегодня выглядит следующим образом.

Для наиболее промышленно развитых округов России - Центрального и Северо-Западного - уровень газификации составляет:

в Центральном федеральном округе - 70,4%, в том числе:

- в городах и поселках городского типа - 78,1%,

- в сельской местности - 47,7%.

в Северо-Западном федеральном округе - 47,3%, в том числе:

- в городах и поселках городского типа - 57,4%,

- в сельской местности - 11,2%.

Несмотря на определенные достижения в деле газификации регионов, существуют определенные проблемы, требующие в обозримом будущем конструктивных решений, а именно:

- наряду с высоким уровнем газификации природным газом Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов (69-74%), где уровень газификации субъектов федерации доходит до 90%, в остальных округах уровень газификации значительно ниже, причем лишь некоторые субъекты федерации, входящие в эти округа, имеют показатели, соответствующие среднему уровню по стране. В отдельных регионах еще только начинают заниматься газификацией. К ним в основном относятся различные районы Сибири и Дальнего Востока;

- существуют значительные различия между обеспечением природным газом потребителей города и села. Для многих регионов уровень газификации сел в 2-3, а порой и более раз, ниже, чем в городах;

- из-за отставания подготовки потребителей к приему природного газа построенные газопроводы-отводы и распределительные газопроводы в течение длительного времени остаются малозагруженными. Причиной отставания являются дефицит бюджетных средств, низкий уровень жизни населения, а также наличие других видов энергии в этих регионах;

- несовершенная нормативно-правовая база не обеспечивает необходимую технологическую взаимосвязь с объектами Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и оперативное внедрение современных материалов, технологий и оборудования, а также упорядоченность взаимоотношений между субъектами газификации.

Словом, проблем, связанных с газификацией российских регионов, великое множество. Решение этих вопросов напрямую зависит от совершенствования законодательной базы и увеличения финансирования газификации на местах. А это чрезвычайно сложно и неизвестно когда произойдет. Впрочем, существует радикальный вариант решения всех этих проблем - переход на снабжение сжиженным углеводородным газом. Выбор - за регионами.

Базовые направления газификации регионов России

Темпы газификации регионов зависят от уровня развития газоснабжения и газификации. Сами регионы можно дифференцировать в следующие группы.

1-я группа: регион имеет развитую систему магистральных и распределительных газопроводов. Строительство межпоселковых газопроводов требуется в незначительных объемах. Уровень потребления газа близок к уровню насыщения или уже достиг его. Доля природного газа в топливно-энергетическом балансе региона очень высока. Для этой группы основные направления развития газификации связаны:

- с повышением эффективности использования газа, улучшением энергосбережения, внедрением современного газоиспользующего оборудования;

- с вовлечением в региональный рынок местных энергоресурсов, в первую очередь, таких как СУГ и/или электроэнергия.

2-я группа: в регионе осталось небольшое число районов, не газифицированных природным газом. Дальнейшее развитие газоснабжения и газификации таких районов осуществляется, в основном, за счет:

- строительства новых межпоселковых и распределительных газопроводов от уже построенных газопроводов-отводов;

- газификации коммунально-бытового сектора и населения;

- газификации промышленных и бытовых потребителей природным газом или СУГ, в зависимости от экономической эффективности;

- перевода транспорта региона на СУГ с целью сохранения других видов топлива для региона.

3-я группа: в регионе есть значительные территории, не газифицированные природным газом. Существующие газопроводы-отводы не могут обеспечить их газификацию. Развитие газификации связано с комплексным развитием топливо- и энергоснабжения региона на основе единой региональной энергетической политики за счет:

- строительства новых газопроводов-отводов, разводящих сетей и ввода новых мощностей для потребителей;

- разработки и реализации программы использования СУГ для потребителей, удаленных от традиционных источников газоснабжения.

4-я группа: регион фактически не газифицирован. Объекты ЕСГ отсутствуют и/или значительно удалены от потенциальных потребителей. Территория слабо заселена, но в регионе есть месторождения природного газа. Газоснабжение и газификация такого региона, в первую очередь, связаны:

- с разработкой и освоением новых ресурсов газа, дальнейшей разведкой новых месторождений в регионе;

- с развитием локальных, независимых от ЕСГ, систем газоснабжения, ориентированных, в первую очередь, на использование СУГ как наиболее удобного в транспортировке вида топлива.

5-я группа: регион территориально отдален от ЕСГ. На своей территории газовых месторождений не имеет. Газоснабжение и газификация региона связаны:

- с разработкой и освоением новых ресурсов природного газа в соседних субъектах федерации и строительством от них магистральных газопроводов;

- с обеспечением потребителей, не охваченных природным газом, стабильными поставками СУГ из соседних регионов.

Производство СУГ на Северо-Западе России

Основным производителем СУГ в Северо-Западном регионе России является Киришский нефтеперерабатывающий завод (ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез»).

История Киришского нефтеперерабатывающего завода ведет свой отсчет с 22 марта 1966 года, когда потребителям были отправлены первые тонны продукции. С тех пор предприятие снабжает нефтепродуктами весь регион, и сегодня попросту невозможно представить себе Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) без Киришского НПЗ. В 1993 году завод вошел в состав одной из крупнейшей российских топливных компаний ОАО «Сургутнефтегаз». Установленная мощность по переработке нефти составляет 19,8 млн. тонн в год. По объему переработки нефти в последние годы завод вышел на рубеж, превышающий его проектную мощность. В настоящее время на заводе строится - и в 2012 году должен быть введен - новый, не имеющий аналогов в Российской Федерации, комплекс глубокой переработки нефти. В результате производимая на заводе линейка светлых нефтепродуктов будет иметь европейское качество и отвечать самым строгим требованиям ЕС. Постоянная модернизация производства, планомерное увеличение ассортимента нефтепродуктов, регулярное повышение качества продукции и четкая бесперебойная работа - все это сделало Киришский НПЗ флагманом российской нефтепереработки на Северо-Западе Российской Федерации.

Надо сказать, что ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», являясь признанным лидером по производству и сбыту нефтепродуктов в СЗФО, в настоящее время производит почти все виды топлива, включая сжиженный углеводородный газ. Общий объем выработки СУГ составляет 160 тыс. тонн в год, что вполне покрывает потребности региона. Товарную номенклатуру предприятия также составляют: неэтилированные автомобильные бензины, различные марки дизельного топлива, топливо для реактивных двигателей, мазуты, нефтяные битумы, нефтяная ароматика и растворители, полиалкил-бензол, линейный алкилбензол, АБСК (алкилбензолсульфоновая кислота), нефтяные парафины, серная кислота, техническая сера и многое другое. Всего завод производит около 80 наименований нефтепродуктов, и все они конкурентоспособны, высококачественны и экологичны. География рынка сбыта продукции чрезвычайно широка, но основные направления - Северо-Западный регион России, а также Западная и Восточная Европа.

Что касается современных инноваций и модернизации производства, то можно с уверенностью сказать, что Киришский НПЗ идет в ногу со временем.

На предприятии реализуется инновационная стратегия, которая в качестве приоритетных определила задачи поэтапной модернизации технологических мощностей предприятия с целью повышения качества выпускаемой продукции, сокращения эксплуатационных затрат, повышения безопасности производства и сохранения среды обитания. Постоянно обновляются основные фонды. Многие производственные и социальные объекты переживают вторую молодость. На сегодняшний день уровень автоматизации технологических процессов превысил 71%.

Словом, Северо-Западный регион России имеет надежный завод-производитель как традиционных видов топлива, так и СУГ. И в этом у Северо-Запада большое преимущество перед многими регионами Российской Федерации.

Снабжение СУГ на Северо-Западе России

В Северо-Западном регионе России снабжением и популяризацией сжиженного газа, как экономичного и современного вида топлива, занимается ряд компаний, безусловным лидером среди которых является ЗАО «Группа компаний «Сигма-Газ». Компания была образована в 1993 году и фактически пришла на смену советской эпохе системы снабжения СУГ на Северо-Западе страны. Слагаемые успеха «Сигмы-Газ» - 18 лет бесперебойной работы, наличие материально-технической базы, современного парка газовозов и огромный опыт работы. ЗАО «Группа компаний «Сигма-Газ» - крупнейший трейдер СУГ Северо-Запада России.

Стоит ли говорить, что, обладая таким естественным монополистом, регион не имеет дефицита сжиженного углеводородного газа. Причем, «Сигма-Газ» ежегодно увеличивает свои объемы снабжения, охватывая все новые территории и рынки сбыта. Основная деятельность компании заключается в снабжении сжиженным газом предприятий, котельных, городов, поселков, садоводств, газовых заправок и военных гарнизонов Северо-Западного федерального округа. При этом «Сигма-Газ» осуществляет доставку сжиженного газа собственными газовозами и ж/д цистернами. Помимо этого, компания реализует продукты нефтехимии, газовый конденсат, авиационный керосин, производит поставки газопромышленного оборудования, осуществляет работы по монтажу котельных, работающих на сжиженном газе, занимается переводом объектов с других видов топлива на сжиженный газ, а также осуществляет транспортировку природного газа по собственному газопроводу на территории Ленинградской области.

Залог успеха и долголетия компании на рынке СУГ основан на трех «китах» - надежность, персональный подход и гибкая ценовая политика. Остановимся на этом подробнее. Итак, первое преимущество - надежность. У «Сигмы-Газ» самые большие объемы СУГ на Северо-Западе и прямые долгосрочные договоры с десятью крупнейшими российскими

заводами-производителями сжиженного газа, а также с двумя российскими железнодорожными монополистами-перевозчиками. Поэтому компания, которая заключает с «Сигмой-Газ» договор на поставку газа, может быть уверена на 100% в том, что газ у нее будет всегда.

Второе преимущество - персональный подход. Сегодня ЗАО «Группа компаний «Сигма-Газ» - не только крупнейший трейдер на рынке сжиженного газа Северо-Запада, но и крупнейший экспедитор сжиженного газа. То есть газ продается с доставкой до конечного потребителя. И под каждого партнера вырабатывается индивидуальная, наиболее экономически выгодная логистика. К тому же весь автопарк современных газовозов, которым обладает «Сигма-Газ», персонально ориентирован на специфику каждого из потребителей.

И, наконец, третье преимущество - гибкая ценовая политика. Большие финансовые обороты, стабильные объемы газа, современная материально-техническая база, крепкие отношения с ж/д перевозчиками и современный парк собственных газовозов - все это позволяет «Сигме-Газ» вести гибкую ценовую политику и находить консенсус с каждым потребителем.

ЗАО «Группа компаний «Сигма-Газ» входит в Реестр субъектов естественных монополий и в Реестр уполномоченных газораспределительных организаций Министерства энергетики Российской Федерации.

Заключение

Анализ базовых направлений развития газификации регионов России показывает, что основное внимание в государственных программах уделяется природному газу, в то время как СУГ отводится, как правило, второстепенная роль. Хотя приведенные выше факты свидетельствуют о многих преимуществах и достоинствах СУГ - и как топлива для бытового применения, и как газомоторного топлива, особенно с учетом удаленности и разбросанности многих населенных пунктов в стране. Конечно же, без господдержки в России сжиженному углеводородному газу было очень сложно занять подобающее для себя высокое место среди всех видов топлива.

К счастью, в последнее время «лед тронулся», и многие региональные руководители выстраивают свои программы развития, ориентируясь на СУГ и его преимущества. Многие заводы, фабрики и производства сегодня выбирают своим видом топлива сжиженный углеводородный газ. И нисколько не жалеют об этом. Как говорится, дешево и сердито! Впрочем, проблем еще не мало. Например, для того, чтобы в XXI веке люди в России жили как в промышленно развитом государстве, нужно, чтобы исчезло печное отопление в деревнях и селах. Должна быть выработана программа государственного субсидирования установки систем отопления на СУГ в районах, которые не попадают в региональные программы газификации природным газом.

В последнее время регионы стали уделять большое внимание развитию газовых заправок ввиду увеличения автотранспорта на сжиженном углеводородном газе. Может быть, для жителя Москвы или Санкт-Петербурга авто на сжиженном газе и считается «дурным тоном», но Питер и Москва - это еще не вся Россия. И сегодня, по мере затухания мирового финансового кризиса, люди всерьез задумались об экономии средств. Отрадно, что известный российский бизнесмен Михаил Прохоров при внедрении в жизнь своего амбициозного проекта народного автомобиля под брендом «Ё-мобиль» изначально решил, что его детище будет использовать в качестве топлива сжиженный углеводородный газ. В общем, процесс перевода автомобилей на СУГ постепенно набирает обороты. Людям это выгодно - ведь на этом они экономят до 50% своих средств ежемесячно. К тому же, чтобы в наших городах был чистый воздух, нужно стимулировать перевод автотранспорта на сжиженный газ экономическими методами: уменьшать транспортный налог, развивать сети газовых заправок и, конечно же, переводить весь муниципальный транспорт на СУГ.

То же касается и руководителей автотранспортных предприятий: рачительный хозяин прекрасно знает, что бензиновые моторы съедают его прибыль. В то же время, они очень легко переоборудуются на сжиженный газ, который, между прочим, в два раза дешевле. Зачем платить больше? Впрочем, переоборудование малотоннажного и грузового транспорта на сжиженный газ тоже уже началось.

И, наконец, научились по-хозяйски мыслить многие муниципальные руководители. В это трудно поверить, но в большинстве регионов России до сих пор работают котельные на мазуте, дизеле, угле и даже на дровах! А ведь эти котельные также элементарно переводятся на СУГ и при таком переводе экономия составляет: по сравнению с мазутом - до 30%, а с дизельным топливом - аж до 80%! А мы постоянно говорим, что регионам не хватает денег. Легко представить, какие суммы высвободятся, например, на социальные нужды или на благоустройство. Что уж говорить об экологии и о том вреде здоровью, который несут эти «доисторические динозавры».

И отдельно - про многочисленные коттеджные поселки и садоводческие хозяйства: для них фактически и придуман СУГ. Установка газгольдера на сжиженном углеводородном газе с дальнейшей разводкой по домам - самый дешевый вариант энергоснабжения для подобных садоводств и поселков. Отрадно, что и в этой сфере экономическая выгода и здравый смысл наконец-то побеждают.

Одним словом, необходимо, чтобы власть повернулась лицом к экономически выгодным программам, связанным с увеличением использования сжиженного углеводородного газа во всех сферах нашей жизни. И тогда жизнь большого количества россиян станет дольше, чище, комфортнее и богаче.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.