Научная статья на тему 'Сжимающееся пространство смыслов и механизм восприятия: научный обзор публикаций по гражданственности и патриотизму'

Сжимающееся пространство смыслов и механизм восприятия: научный обзор публикаций по гражданственности и патриотизму Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субъективизированная включенность в мир / смыслосодержание мира / идентификация / гражданственность и патриотизм / ментальность и менталитет / духовные ценности / глобализация и противостояние. / subjectivized inclusion in the world / the meaning of the world / identification / citizenship and patriotism / mentality and mentality / spiritual values / globalization and confrontation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Григорьев А.Ф., Григорьева М.А.

В рамках данной статьи осуществляется обзор журнальных публикаций "KANT" и "KANT: Social Sciences & Humanities" за 2020-2023 годы, посвященных проблематике механизмов восприятия смыслосодерждания мира двумя отличающимися друг от друга политическими практиками: с одной стороны, механизм глобализационной унификации и универсализации мира, с другой – механизм автономизации и субъективизированной включенности в мир. Это противостояние подразумевает политическую артикуляцию со стороны сообщества и формирует процесс обсуждения пространства для действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The shrinking space of meanings and the mechanism of perception: a scientific review of publications on citizenship and patriotism

This article provides a review of the journal publications "KANT" and "KANT: Social Sciences & Humanities" for 2020-2023, devoted to the problems of the mechanisms of perception of the meaning-making of the world by two political practices that differ from each other: on the one hand, the mechanism of globalization unification and universalization of the world, on the other hand, the mechanism of autonomization and subjectivized inclusion in the world. This confrontation implies political articulation on the part of the community and shapes the process of negotiating space for action.

Текст научной работы на тему «Сжимающееся пространство смыслов и механизм восприятия: научный обзор публикаций по гражданственности и патриотизму»

The shrinking space of meanings and the mechanism of perception: a scientific review of publications on citizenship and patriotism

Grigorev Anatoly Fedorovich, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor, Professor of Cultural science MAN, Honored worker of Arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, editor-in-chief of magazine «KANT»; Professor Department of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

Grigorieva Marina Anatolievna, PhD of Political sciences, Chief-editor of the scientific journal «KANT», Director of Publishing house «Stavrolit», Stavropol

This article provides a review of the journal publications “KANT” and “KANT: Social Sciences & Humanities” for 2020-2023, devoted to the problems of the mechanisms of perception of the meaning-making of the world by two political practices that differ from each other: on the one hand, the mechanism of globalization unification and universalization of the world, on the other hand, the mechanism of autonomization and subjectivized inclusion in the world. This confrontation implies political articulation on the part of the community and shapes the process of negotiating space for action.

Keywords: subjectivized inclusion in the world; the meaning of the world; identification; citizenship and patriotism; mentality and mentality; spiritual values; globalization and confrontation.

Цитировать: Григорьев А.Ф., Григорьева М.А. Сжимающееся пространство смыслов и механизм восприятия: научный обзор публикаций по гражданственности и патриотизму // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 159-165. EDN: ZSSPMH. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.22

Григорьев Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор (ВАК), профессор культурологии МАН (Сан-Марино), заслуженный деятель искусств Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, главный редактор журнала «KANT»; заведующий Кафедрой музыки и социально-художественного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

Григорьева Марина Анатольевна, кандидат политических наук, шеф-редактор научного журнала «KANT», директор Издательства «Ставролит», Ставрополь

В рамках данной статьи осуществляется обзор журнальных публикаций «KANT» и «KANT: Social Sciences & Humanities» за 2020-2023 годы, посвященных проблематике механизмов восприятия смыслосодеждания мира двумя отличающимися друг от друга политическими практиками: с одной стороны, механизм глобализационной унификации и универсализации мира, с другой - механизм автономизации и субъективизированной включенности в мир. Это противостояние подразумевает политическую артикуляцию со стороны сообщества и формирует процесс обсуждения пространства для действия.

Ключевые слова: субъективизированная включенность в мир; смыслосодержание мира; идентификация; гражданственность и патриотизм; ментальность и менталитет; духовные ценности; глобализация и противостояние.

УДК

5.10.1

Григорьев А.Ф., Григорьева М.А.

Сжимающееся пространство смыслов и механизм восприятия: научный обзор публикаций по гражданственности и патриотизму

В одной из обзорных статей мы уже отмечали, что современные тенденции развития общества со всей очевидностью демонстрируют нам невероятную скорость изменений в обществе, которые будут только нарастать [5] на пути к открытию Вселенной с такой скоростью, что календарь начинает служить историческим ускорителем. Но ничто не может расширяться бесконечно, в конце концов, оно остановится, упершись в свое собственное измерение. Точно так же, как необъятность доступного пространства Земли с момента ее освоения начала свое знаменитое сжатие земного шара, когда расстояния стали обозреваемы, картографированы и измерены в длину и в ширину.

Измерение смыслосодержания глобализационной унификации и универсализации, в конечном итоге, тоже нащупало свою предельную точку расширения, согласно определениям Жан-Люка Нанси [35] и Жана Бодрийяра [34], который отмечает, что универсализация не способна больше длиться и поглощает саму себя. Тем временем, неизбежный переход от однополярного мира к миру многополярному предлагает освободить человека от «чувства «всеобъемлющего конца», подталкивающего его к состоянию отказа от себя, своей идентичности, своей групповой принадлежности» [24], что должно способствовать преодолению разделения мира на стран-потребителей и стран-производителей, усмирив стремление Запада к расширению гегемонии, «завоеванию и колонизации реальности» [4] и ментальной картины мира. Чтобы проследить тенденции научной мысли, мы предлагаем обзор научных публикаций журналов «KANT» и «KANT: Social Sciences & Humanities» за последние четыре года.

Предваряя обзор, следует подчеркнуть, что философское осмысление ценностных категорий ментальности, идентичности, свободы, этики и морали позволит нам отчетливее понять смыслосодержание мира и отраженное через него восприятие феномена гражданственности и патриотизма, обеспечивающих, в конечном итоге, погружение в контекст безопасности, духовного самоопределения, идентичности, свободы выбора.

Исследуя категорию патриотизма, В.С. Ромадыкина [22] определяет его в качестве «идейного основания, объединяющего этносы и нации в рамках единого государства», и «движущей силы развития общественных отношений». При этом духовным основанием является национальная идея, которая обладает огромной силой воздействия, поскольку нация, вне зависимости от исторического контекста, остаётся общностью, являющей собой высшую сакральную ценность, задавая русло этнонациональным отношениям и соединяя в коллективной памяти прошлое, настоящее и будущее.

Характеризуя современные геополитические тенденции и усматривая очевидные тенденции к обезличиванию, уплощению, упрощению человеческого измерения как результат разворачивания глобализации, многие исследователи недвусмысленно артикулируют важность подготовки тщательно и глубоко продуманной методологической основы для того, чтобы удержать и сохранить то лучшее, что несёт в себе глобализация уже сейчас, и редуцировать (купировать) все её наличные и потенциальные пороки и риски. Природа феноменов обезличивания, уплощения, упрощения, по мысли Ж.В. Андриевской [2], состоит «в стирании границ локальных культур, в взаимопроникновении по образцу взаимной нейтрализации, утраты коренных устойчивых смыслов этих культур, смешении того, что смешиваться не должно…». Сопоставляя с американской геополитикой, автор справедливо замечает «в противоположность этому, исторический опыт России (включая и советский период, что немаловажно), может предложить принципы построения международных отношений в выстраивании другой модели социума на основе предшествующего опыта («добрососедства самых различных этносов и культур, традиций и религий») в видении перспектив, принципов и архитектуры глобализации, в корне отличающейся от западной модели, предполагающей - это радикальную универсализацию.

В статье И.П. Малиновой [15] исследованы на современном материале методологические основания прогностики цивилизационных процессов. На основе кодовой теории функционирования сложных самоуправляемых систем разработана концепция синергетических подходов к купированию факторов обострения ситуаций, характерных для информационных и экономических войн, проведен критический анализ концепций цивилизационного пессимизма и их влияния на цивилизационные процессы в масштабах планетарного социума. На основе теории социальной логики Габриэля Тарда разработаны модели обоснования в общественном сознании концептов цивилизационного оптимизма.

Статья А.В. Жукова и Ю.В. Гавриловой [9] посвящена исследованию системы комплексного воздействия на личность через информационные технологии, и основанные на них психологические практики, направленные на разрушение ментальной структуры, ослабление воли личности, и в конечном итоге, нанесение ущерба системе управления государством. Авторы отмечают, что «в Интернет-среде сформировано и функционирует поколение новых акторов, отличающихся от прежних стремлением заново моделировать смыслы и ментальные комплексы.

В продолжение исследования «гибридных войн» Я.И. Стрелецкий [26] охватывает широкий спектр проблематики, выявляя роль идеологии в современном информационном противостоянии, определяет основные приемы западной стратегии, включая атаку на историческую память, концепцию двойных стандартов, информационные диверсии в экзистенциальной сфере и эксплуатацию феномена пандемии covid-19. Проблематике фальсификации истории Великой Отечественной войны посвящено отдельное исследование [27], в котором он предлагает авторскую классификацию приемов в анализе событий и намеренного искажения их содержания.

К процедурам демонтажа мировой геополитической конструкции, направленного на разрушение прежнего мира, установившегося после окончания Второй мировой войны, в своем исследовании обращаются И.А. Лукинова и С.Н. Палецкая [12]. В оценке современных геополитических реалий особая роль отведена исходу мировой войны как ключевому историческому событию и индикатору оценки сегодняшних явлений и процессов. Феномен исторического сознания как прогнозирование развития современного общества в меняющейся геополитической обстановке в мире раскрывает и дополняет исследование С.П. Золотарева [10], О.В. Ярмак, М.Г. Большаковой и З.С. Савиной [33], обращающихся к роли Севастополя в конструкции коллективной исторической памяти.

Актуализируя проблематику сохранения традиционных гуманистических ценностей в эпоху информационного общества М.В. Макаренко [13] говорит об изменениях человека, культуры, ценностных ориентаций нынешнего поколения, морально-нравственных основаниях формирования социокультурного фона. Автор высказывает предположение «о необходимости признания значения традиционных духовно-нравственных столпов развития личности, в частности значение прощения как одного из маркеров нравственного воспитания человека для возможного сохранения индивидуальной самости».

Статья О.Е. Макеевой [14] посвящена как общим тенденциям в христианстве и космизме, так и принципиальным расхождениям религии и философии, имеющих одну духовную основу. В контексте нашей проблематики, обращается внимание на один тезис, в котором автор заметила, что «человек, духовные достоинства которого способны изменить мир, является центром преобразования действительности…». В статье О.Е. Макеевой акцентировано внимание на сущности человека, предназначение которого проявляется в развитии своей созидательной и преобразующей силе, философском осмыслении миссии человека как преобразователя действительности с опорой на христианские основы и роли духовных ценностей в этом всеобъемлющем процессе.

Статья Н.А. Углинской, [29] П.П. Смольякова и Г.А. Печникова [30] посвящена исследованию ценностей современного общества в целом, и российского общества, в частности. Авторами утверждается, что культура современного общества лишается системообразующего центра, при этом ценность свободы вырождается в индивидуализацию, а ценность равенства – в нормативную ценность, в отождествление.

При изучении проблемы общественного развития невольно возникает вопрос об условиях развития цивилизаций и факторах влияния на их развитие. В контексте исследования идентичности, гражданственности и патриотизма, категории ментальности и менталитетета, проблематика взаимодействия природы и общества всегда были предметом философских дискуссий и философского анализа.

О.В. Колесова [11], осуществляя ретроспективный анализ в понимании категории ментальности, сосредотачивает внимание на ментальности как выражении наиболее существенных отношений действительности. Понятие трактуется с онтологических позиций, которые даны через функционирование ментальности как априорной структуры, имеющей уровневый характер. В результате исследования сформулирована дефиниция ментальности, выявлены субъекты ментальности, позиционируется её использование при изучении закономерностей развития культуры с учётом внутренних процессов самоорганизации и внешних конструктивных воздействий. Ментальность трактуется как «принцип мышления, подразумевающий единство биологического, психологического и культурного оснований в социокультурных субъектах».

Исследуя категории ментальности и менталитета, Е.Е. Богодухова и М.Н. Фомина [3] определяют менталитет как совокупность различных сфер жизни общества, включая географическую среду, социум, историю, культуру, которые отражают отношение людей друг к другу и миру в целом. И в этом смысле «менталитет синтезирует в себе чувственные и сознательные компоненты, бессознательное и рациональное». Следует отметить, что сегодня не существует единой трактовки ментальности и менталитета и каждое научное направление рассматривает их с разных точек зрения. А.Я. Гуревич [8], один из представителей культурологического подхода, отождествляет ментальность с картиной мира, отношением человека к миру, обществу, социуму, деятельности. В то время как Л.Н. Пушкарев [20] сводит ментальность к отражению личностной памяти человека или социума, свойственную только ему…, и может определяться историко-географическими территориями – русская ментальность, азиатская, европейская и т.д. По мнению Н.Н. Губанова [7], менталитет раскрывает реагирование на происходящие процессы в обществе, являясь средством социальной солидарности и иммунитета в условиях кризиса.

Таким образом, менталитет будучи системой качественных и количественных характеристик социально-психологических особенностей человека или социума, возникших под влиянием природной и социальной среды, формирует особый характер восприятия мира, поведения и самоидентификации личности, при этом ментальные особенности, характерные для каждого общества, являются одной из важнейших идентифицирующих черт этноса, определяющих его облик.

Теме детерминации географическим фактором русского мышления посвящена статья Ж.В. Андриевской [1], в которой она предлагает обратиться к условиям формирования таких качеств русского мышления, как максимализм, экстремальность, интенции к жёстко иерархическим моделям управления, открытость (противопоставленная изолированности), диалогичность, перманентная бдительность под определяющим влиянием различных географических (прежде всего – климатических и ландшафтных) факторов. Попутно проводится краткий экскурс в историю проблемы географического детерминизма: «русский максимализм сформировался именно на основании крайностей русского климата, резкости переходов в нём от одного состояния к другому <…>. Всякое явление русским человеком воспринимается в терминах полярных противоположностей, всякое социальное или природное явление в рецепции русским человеком всегда заряжено той или иной резкой эмоциональной валентностью; полярности при этом чаще всего характеризуются в терминах, явно выражающих и артикулирующих психическое состояние реципиента».

В условиях противостояния с западной концепцией глобализации в российском научном сообществе вновь актуализировалась проблематика образования и воспитания, вопросы философского осмысления категорий гражданственности, патриотизма, духовности, морали, нравственности и т.д. Авторы справедливо отмечают, что укрепление позиций идентичности остается ключевой фигурой. Проблемам, с которыми по-прежнему сталкивается российское общество в этой сфере, уделяется приоритетное внимание как на политическом уровне, так и в научном дискурсе. Это нашло отражение, с одной стороны, в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [17], а с другой – в возрастании числа эмпирических исследований, констатирующих уровень сформированности общероссийской идентичности в отдельных регионах или в масштабах страны.

Холодова А.А. [32] и И.Ю. Фроленкова [31] задаются целью выявить метафизическое пространство идентичности и аксиологические основания для ее укрепления. В процессе актуализации проблемы самоидентификации, вопроса формирования идентичности в условиях социальной нестабильности предпринимается попытка анализа феномена коллективной идентичности как потребности сообщества в самоотождествлении социальных групп. В результате выявлено, что структура идентичности видоизменяется, начиная от индивидуальной самоидентификации и заканчивая цивилизационной. За счет факторов, способствующих укреплению коллективной идентичности: культурное наследие, язык, - память может обогащаться ценностно-смысловое ядро культуры.

Г.Д. Гриценко [6] останавливается на особенностях формирования общероссийской идентичности в Северо-Кавказском регионе, отмечая, что основное влияние оказывают модели и образы поведения, которые закрепляются государством, реализуются в образовательной и культурной средах, осуществляются общественными организациями и транслируются через медиа. Отдельно влияние информационной среды на формирование этнокультурной идентичности молодежи многонационального Северного Кавказа, можно найти в работе А.В. Пятовой [21]. В работе П.И. Срыбной [25] представлена попытка анализа теоретико-методологических подходов к исследованию этнонациональной идеологии в условиях современной России, концептуальное переосмысление сложившихся представлений о социальном развитии этноса и динамики межэтнических взаимодействий. Е.Н. Пацева [19], а также О.Н. Омаров, С.З. Закарьяева и Р.В. Сулейманова [18] ставят акцент на необходимости приобщения учащихся к культурно-историческому наследию, формирования чувства гражданской ответственности за историческую судьбу страны. В статье Р.И. Серопян и Л.Я. Хоронько [23] предложены методы гражданского воспитания, обеспечивающие влияние на сознание личности как целостного субъекта как носителя моральных и этических норм и ценностей. Статья Масловой Т.Ф. и Смагиной М.В. [16] посвящена проблеме Русского мира, связанной, по мысли авторов, с решением задач социальной консолидации и институционального обеспечения его развития в российских условиях. Авторы представляют актуализацию Русского мира в качестве организационного процесса и направления работы образовательных организаций разного уровня. На основе анализа результатов эмпирических исследований, в том числе местного характера, обозначена модель сопровождения актуализации Русского мира, включающая систему поддержки, обеспечения и мониторинга. В ходе анализа Е.В. Туфанов и И.Н. Кравченко [28] актуализируют применение профессиональных компетенций в процессе преподавания в высшей школе философии и истории как предметов, динамизирующих процессы самостоятельного осмысления событий в историческом и прогностическом ключе.

Обзор публикаций журнала «KANT» и «KANT: Social Sciences & Humanities» за 2020-2023 годы, посвященных проблематике механизмов восприятия смыслосодеждания мира предлагает упрощенный доступ для погружения в политическую артикуляцию.

Литература:

1. Андриевская Ж.В. Географическая детерминация русского мышления // KANT. – 2020. - №2(35). - С. 99-103. EDN: AVEZMP. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.20

2. Андриевская Ж.В. Российская модель глобализации // KANT. – 2022. - №1(42). – С. 91-95. EDN: QWXGNQ. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.16

3. Богодухова Е.Е., Фомина М.Н. Основные научные подходы к изучению менталитета и ментальности // KANT. – 2020. - №2(35). – С. 117-120. EDN: SEWRND. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.24

4. Григорьева М.А. Влияние потребительской культуры на человека: диверсификация ценностей, этики и смысла, упадок счастья // KANT. – 2020. - №2(35). – С. 142-147. EDN: WGTURH. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-35.29

5. Григорьева М.А., Григорьев А.Ф. Уязвимое будущее цифрового общества: научный обзор ближайших прогнозов // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2023. - №1(13). – С. 4-17. EDN: EXLUIQ. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-13.1

6. Гриценко Г.Д. Общероссийская идентичность: региональный аспект формирования // KANT: Social Sciences & Humanities. – 2021. - №3(7). – С. 61-67. EDN: PCYEKK. DOI: 10.24923/2305-8757.2021-7.6

7. Губанов Н.Н. Менталитет и его функционирование в обществе // Философия и общество. - 2006. - №4. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mentalitet-i-ego-funktsionirovanie-v-obschestve/viewer (дата обращения: 18.05.2020).

8. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. - Вып. 1. - М., 1989. - С. 75-89.

9. Жуков А.В., Гаврилова Ю.В. Проблема сохранения традиционной ментальности в условиях информационно-сетевых войн // KANT. – 2023. - №1(46). – С. 149-155. EDN: UJPJNP. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.26

10. Золотарев С.П. Историческое сознание как феномен общественного бытия // KANT. – 2021. - №2(39). EDN: WIACAS. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.31

11. Колесова О.В. Ментальность: попытка философского осмысления // KANT. – 2021. - №3(40). – С. 141-148. EDN: NOBEWT. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.26

12. Лукинова И.А., Палецкая С.Н. Философские аспекты современных геополитических реалий мира в контексте победы СССР над фашистской Германией // KANT. – 2020. - №3(36). – С. 156-159. EDN: GRLLIP. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.29

13. Макаренко М.В. Прощение как встреча и как прощание: философско-антропологический анализ // KANT. – 2022. - №2(43). – С. 125-130. EDN: EFIPVG. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.22

14. Макеева О.Е. Духовные достоинства как фактор преображения человека в русском космизме // KANT. – 2022. - №2(43). – С. 130.135. EDN: ZVWWYU. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.23

15. Малинова И.П. Информационные войны: столкновение цивилизационного пессимизма и цивилизационного оптимизма в социальной прогностике// KANT. – 2022. - №2(43). – С. 135-140. EDN: XXQJUM. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.24

16. Маслова Т.Ф., Смагина М.В. Актуализация Русского мира в современном обществе: практики образовательных организаций // KANT. – 2022. - №2(43). – С. 298-303. EDN: JROETJ DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.52

17. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 703 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902387360 (дата обращения: 18.05.2020).

18. Омаров О.Н., Закарьяева С.З., Сулейманова Р.В. Внеурочная деятельность школьников как средство гражданско-патриотического воспитания // KANT. – 2020. - №3(36). – С. 350-354. EDN: TWMXYI. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.64

19. Пацева Е.Н. Формирование национальной гордости в условиях регионального патриотического воспитания // KANT. – 2020. - №3(36). – С. 358-362. EDN: TVPZQJ. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.66

20. Пушкарёв Л.Н. Что такое менталитет? 1995. [Электронный ресурс] URL:http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Pychkarev_01.pdf (дата обращения: 20.05.2020)

21. Пятова А.В. Влияние информационной среды на формирование идентичности российской молодежи: на примере Северного Кавказа // KANT. – 2022. - №3(44). – С. 162-167. EDN: SIAYZR. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-44.29

22. Ромадыкина В.С. Патриотизм и этнонациональные отношения как составляющие элементы процесса становления правового государства // KANT. – 2022. - №2(43). – С. 175-178. EDN: JDIREP. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.30

23. Серопян Р.И., Хоронько Л.Я. Научно-педагогический подход к исследованию проблемы гражданского воспитания в педагогике ХХ века // KANT. – 2022. - №2(43). – С. 327-331. EDN: JMIPTO. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.58

24. Силаев В.И., Лолаева Д.Т. Россия и Евразия: переход от однополярного мира к многополярному // KANT. – 2023. - №1(46). – С. 207-211. EDN: ZPFVHZ. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.37

25. Срыбная П.И. Теоретико-методологические подходы к исследованию этнонациональной идеологии в условиях современной России // KANT. – 2020. - №4(37). С. 308-311. EDN: VSLTFE. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-37.63

26. Стрелецкий Я.И. Гибридная война: идеологический аспект // KANT. – 2021. - №2(39). - С. 252-257. EDN: WBJQOH. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.42

27. Стрелецкий Я.И. Историческая правда: направления и приемы ее фальсификации // KANT. – 2022. - №1(42). – С. 166-172. EDN: EJZQRW. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.31

28. Туфанов Е.В., Кравченко И.Н. Историко-философский подход в изучении феномена российского патриотизма // KANT. – 2021. - №3(40). – С. 320-325. EDN: MSOHTU. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.60

29. Углинская Н.А. Кризис культуры: кризис системы ценностей или кризис стратегий действия? // KANT. – 2020. - №3(36). - С. 191-195. EDN: GBAIPP. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.36

30. Углинская Н.А., Смольяков П.П., Печников Г.А. Противоречия современного российского общества: аксиологический аспект // KANT. – 2022. - №2(43). – С. 188-194. EDN: UDLHEH. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-43.33

31. Фроленкова И.Ю. Теоретические обоснования вопросов укрепления национально-культурной идентичности через наследие в работах широкого круга исследователей // KANT. – 2022. - №1(42). – С. 177-181. EDN: XEEIEE. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.33

32. Холодова А.А. Метафизическое пространство идентичности и идентичности личности, его границы в рамках цивилизационной парадигмы // KANT. – 2021. - №1(38). – С. 179-182. EDN: MQIAXG. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-38.35

33. Ярмак О.В., Большакова М.Г., Савина З.С. Севастополь в конструкции коллективной исторической памяти: анализ информационных потоков Рунета с использованием big data // KANT. – 2021. - №2(39). – С. 285-292. EDN: CKVDYB. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.48

34. Baudrillard J. The Spirit of Terrorism, and Requiem for the Twin Towers / trans. by Chris Turner. – London: Verso, 2002. – 52 p. - P. 32.

35. Nancy J.-L. Être singulier pluriel. - Éditions Galiléep, 1996. – 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.