Научная статья на тему 'СЫЗРАНСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЫЗРАНСКОГО УЕЗДА'

СЫЗРАНСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЫЗРАНСКОГО УЕЗДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СЫЗРАНСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЫЗРАНСКИЙ УЕЗД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирончева Екатерина Александровна

Данная статья посвящена социокультурной жизни женских православных монастырей как одному из важных направлений развития Русской православной Церкви (на примере Сызранского Сретенского женского монастыря).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЫЗРАНСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЫЗРАНСКОГО УЕЗДА»

-т

SCIENCE TIME

СЫЗРАНСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЫЗРАНСКОГО УЕЗДА

Мирончева Екатерина Александровна, Самарский государственный аэрокосмический

университет, г. Самара

E-mail: ekaterina. тironcheva@ya.ndex. ги

Аннотация. Данная статья посвящена социокультурной жизни женских православных монастырей, как одному из важных направлений развития Русской православной Церкви, на примере Сызранского Сретенского женского монастыря.

Ключевые слова: Сызранский Сретенский женский монастырь, социокультурное пространство, Сызранский уезд.

Женский монастырь, социокультурное пространство города, благотворительность, богадельни, больницы.

Недостаточно изученным феноменом Русской Православной Церкви (РПЦ), не получившим должной оценки в исторической литературе, является русское монашество и монастыри. Однако именно они оказывали значительное влияние на формирование духовно-нравственной культуры населения страны. Монастыри - это некое отражение культурных традиций русского народа. Они являются носителями его исторической памяти, его повседневной жизни, этических устоев. Бесспорно, монастырь способен аккумулировать исторические, культурные, традиционные, этнические начала. Деятельность монастырей не ограничивалась послушничеством. Монастыри имели свои архивы и библиотеки, занимались различными видами искусств, создавали приюты и больницы, помогали школам. Анализ просветительской деятельности, которую вели монастыри, понимание роли, которую она играла в истории России, представляется особенно актуальным. Различные выставочные социокультурные мероприятия, устраиваемые с их участием, свидетельствуют о разнообразной деятельности в этом направлении.

В результате проведённого историографического анализа можно сделать вывод о том, что данной проблеме уделяется очень малое внимание со стороны исторической науки, в научной литературе история женских монастырей

затрагивается крайне фрагментарно.

Объектом исследования в данной работе является социокультурное пространство Сызранской Епархии.

Предметом исследования является Сызранский Сретенский женский монастырь.

Цель исследования - проследить, какое влияние оказывала деятельность Сызранского Сретенского женского общежительного монастыря на формирование социокультурного пространства Сызранского уезда.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- выделить основные этапы становления историографии проблемы;

- ознакомиться с источниковой базой для исследования;

- изучить деятельность, которую вел монастырь;

- выделить основные направления социокультурной деятельности, которую вел монастырь.

«В научной литературе религиозная деятельность традиционно подразделялась на культовую и внекультовую. Под культовой понималась та деятельность, которая была непосредственно направлена на отправление культа - проведение богослужений, организация религиозных празднеств, строительство и украшение храмов. К внекультовой относилась деятельность, напрямую не связанная с отправлением культа - хозяйственная, социальная и культурная. Именно этот вид деятельности имел наиболее значимую роль для общества, т.к. в ней реализовывались функции, имеющие социальный характер» [4, с.1].

Социокультурная деятельность РПЦ объединяет социально-политическую, мировоззренческую, морально-этическую, благотворительную и даже повседневно-бытовую [1, с.3].

В данной работе будет освящена социокультурная деятельность Сызранского Сретенского женского монастыря в конце XIX - начале XX веков. С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Они были не только местом духовного воссоединения человека и Бога, но и центром книжности, образования и нравственного воспитания.

Многие монастыри, в том числе и Сызранский Сретенский женский монастырь, игравший заметную и значимую роль не только в жизни Сызранского уезда, но и всей Симбирской Епархии, сочетали в себе и благотворительную, и просветительскую деятельность. Морально-психологическая атмосфера, царившая в женской обители, создавала благотворное влияние на пребывающих в храме, а также служила хорошей основой для ведения просветительско-каритативной деятельности. Следует отметить, что социальная деятельность Сретенского монастыря имела

миссионерскую направленность. Для сирот и детей малоимущего населения получение образование в стенах монастыря - это была часто единственная возможность получить начальное образование и работу в будущем. На территории Сретенского монастыря воспитывались малолетние девочки, частно обучались грамоте и рукоделию под руководством старших монахинь и содержались на средства монастыря. Девочек обучали Закону Божьему, церковному пению, славянскому языку, чистописанию, русскому языку [3, с. 196]. Тем самым монастырь осуществлял не только миссионерскую деятельность, но и приобщал учениц к русской православной культуре, проводил религиозно-нравственное воспитание, прививал любовь к усидчивому и разностороннему труду.

Помимо образовательной деятельности, так же женский монастырь нес в себе и просветительскую. Никого не принуждали силой получать образование при монастыре и, если ребенок не хотел оставаться в обители, то его с молитвою и напутственным благословением отпускали домой. Оказание поддержки, внушение надежды на будущее, моральная помощь и дельные советы, умелое применение методов трудового воспитания, характеризуют Сретенский женский монастырь как новатора в сфере социально-каритативной деятельности. На территории монастыря имелась своя библиотека с книгами религиозно-нравственного содержания и школа иконописи [3, с. 198].

Стараниями и заботами игуменьи Марии в Сызранском Сретенском женском монастыре были сосредоточены благотворительные учреждения: на средства монастыря содержались больница и богадельня, в которых размещались лица разных сословий, попавших туда за наличием душевных и телесных недугов, имелась своя аптека, а во время военных действий монахинь обучали лечебному делу [3, с. 196]. Сретенский женский монастырь вел различного рода хозяйственную деятельность, которая давала средства на благотворительность. Просветительская деятельность, благотворительность, социально-миссионерская деятельность и отклик на нужды общества во время войны - все это и послужило рождению искренней любви населения Сызранского уезда к данной обители.

Большую часть средств, полученных от хозяйственной деятельности, женский монастырь переводил в общество Красного Креста в пользу раненых и больных воинов во время русско-турецкой войны: «Было сшито 97 сорочек, халатов, 200 штук разного белья, изготовлено 250 бинтов. Монахини обители работали сестрами милосердия в лазарете, устроенным Сызранским комитетом Общества попечения о больных и раненых воинах» [3, с. 32]. Помимо нужд, вызванных военными действиями в стране, монастырь регулярно переводил средства на строительство приютов, духовных семинарий, храмов, терпящих бедствия и финансовые трудности, как на территории Симбирской Епархии, так

и за ее пределами [3, с. 198].

Православную веру в народе всегда укрепляло монашество. Своим примером послушания, смирения, служения Богу и духовными подвигами игуменья Мария и монахини Сретенского монастыря являли народу истинную веру христианским заповедям и высокую нравственность. На территории Сызранского Сретенского женского монастыря существовала практика духовно-нравственного перевоспитания. В качестве наказания в монастырь ссылались заключенные из тюрем за различные совершенные противозаконные деяния. Из письма игуменьи Марии: «Анастасия Карпова Пименова, крестьянка, несовершеннолетняя преступница села Малого Нагаткина Симбирского уезда, которая выдержала в Монастыре заключение в течение 3 лет, во время коего вела себя хорошо, с покорностью трудилась и работала в богадельне» [3, с. 32].

Активная социокультурная деятельность Сызранского Сретенского женского монастыря была отмечена не только в Сызранском уезде, но и на территории всей Симбирской Епархии. Она производилась в рамках социальной политики, которую вело государство в то время. Следует отметить, что просветительская деятельность при монастыре не была всеобъемлющей, однако эти показатели были значимы и весомы.

Литература:

1. Курышова Л.В. Социокультурная деятельность женских монастырей во второй половине XIX - начале XX вв. (На материалах женских монастырей Волгоградской области): Автореф. дис. канд. ист. наук. - Волгоград, 2010. - 24 с.

2. Кузнецова Т.Ф. Социокультурные аспекты промысловой деятельности монастырей в XIX - начале XX века (На примере художественных промыслов женских монастырей Московского региона): Дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01 Москва, 2005 130 с.

3. Центральный Государственный Архив Самарской Области (ЦГАСО) Ф. 26. Оп. 1. Д. 28, 32, 196, 198.

4. Курышова Л.В. Социокультурная деятельность женских монастырей во второй половине XIX - начале XX вв. (На материалах женских монастырей Волгоградской области) // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2010. - № 2.

5. Монашество и монастыри в России. XI - XX века: Исторические очерки/ [Отв. ред. Н.В. Синицына]; Ин-т российской истории. - М.: Наука, 2002 - 346 с.

6. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908 - 407 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.