Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевые игры как средство социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом'

Сюжетно-ролевые игры как средство социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
111
13
Поделиться
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / МОРАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА В СОЦИУМЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ROLE-PLAYING GAME / MORAL AND ETHICAL VALUES / THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION AND INTERACTION OF THE CHILD IN SOCIETY / SOCIALIZATION OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Тарасова Е.А.

В статье рассматриваются актуальные методологические вопросы, оценивается роль и значение сюжетно-ролевых игр для социального развития детей, которые рассматриваются как способ социализации личности и адаптации детей при взаимодействии их с социумом. Исследуются адаптационные проблемы при формировании личности в детском возрасте, имеющие социально-экономическое значение в процессе реализации общественных отношений.

PLOT AND ROLE-PLAYING GAMES AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND ADAPTATION OF CHILDREN IN INTERACTION WITH SOCIETY

This paper discusses the current methodological issues, evaluated the role and significance of the plot-role-playing games for the social development of children, which are regarded as a way of socialization and adaptation of children during their interaction with society. We study the adaptation problems in the formation of personality in children with socio-economic importance in the implementation of public relations.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевые игры как средство социализации личности и адаптации детей при взаимодействии с социумом»

УДК 331

Е. А. Тарасова 1

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СОЦИУМОМ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные методологические вопросы, оценивается роль и значение сюжетно-ролевых игр для социального развития детей, которые рассматриваются как способ социализации личности и адаптации детей при взаимодействии их с социумом. Исследуются адаптационные проблемы при формировании личности в детском возрасте, имеющие социально-экономическое значение в процессе реализации общественных отношений.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка в социуме, социализация личности.

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях

Согласно «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 2, сюжетно-ролевая игра отнесена к «Социально-коммуникативному» направлению, которое направлено

1 Аландаров РА. Разработка современной модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследований // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 2. С. 126—135.

2 Полякова О.А. Особенности финансовой системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2011. № 5 (437). С. 21-27.

1 Тарасова Елена Анатольевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ «Детский сад

№ 58» города Костромы; tarasova.e.a.0802@mail.ru

на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

В условиях реформирования образования, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом 2, осваивая которое дошкольное учреждение становится мощным средством социализации личности 3.

Социальное развитие рассматривается как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимо для его включения в систему общественных отношений 4.

Проблемы социального развития личности рассматривались зарубежными и отечественными исследователями: Л.И. Божович, Э. Дюрк-гейм, Ч. Кули, А.Н. Леонтьев, Дж. Мид, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. особенности социального развития детей в сюжетно-ролевой игре изучали Л.А. Вен-гер, Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.

Сюжетно-ролевая игра, независимо от темы, в наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном — как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном — как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.

Обогащение социального опыта детей, через чтение художественной литературы, ознакомление с окружающей действительностью, обще-

1 Федорова И.Ю., Крутень С.А. Совершенствование финансового обеспечения образовательных услуг / под ред. д.п.н., проф. Штоль В.В. // Обозреватель — Observer. 2013. № 11. С. 95-105.

2 Козлова С.А. Я—человек: программа социального развития ребенка. М.: Школа-Пресса, 2003. 186 с.

3 Седова, М.Л. Критерии оценки эффективности управления системой обязательного социального страхования // Вестник Финансового университета. 2012. № 1 (67). С. 34—41.

4 Dudin M.N., Kutsuri G.N., Fedorova I.J., Dzusova S.S., Namitulina A.Z.The Innovative Business Model Canvas in the System of Effective Budgeting / Asian Social Science; Vol. 11, No. 7; 2015.

ние со сверстниками и взрослыми ведет к развитию сюжетно-роле-вой игры дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей, познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней 1. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

Центральным моментом сюжетно-ролевой игры в социальном развитии ребенка является роль, которую берет на себя 2. При этом ребенок не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял. Действуя как взрослый, ребенок отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно она в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка.

Исходя из этого можно определить пути социального развития детей старшего дошкольного возраста: проведение комплексной педагогической диагностики, направленной на выявление индивидуальных особенностей социального развития детей, разработка и реализация программы социального развития детей3 посредством сюжетно-ро-

1 Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С. 7—14.

2 Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 208с.

3 Федорова И.Ю. Совершенствование механизма финансового обеспечения образовательных услуг в России (монография). М: АП «Наука и образование», 2013. С. 58—89.

левой игры, активное взаимодействие участников образовательного процесса.

Организация педагогической работы направленной на формирование социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре направлена на разработку и реализацию развивающей программы в течение учебного года, включающую тему на ознакомление с окружающей действительностью («Семья», «Поликлиника», «Магазин», «Почта», «Путешествие», «Ателье», «Зоопарк», «Школа» и др.).

Организация работы с родителями создание условий для повышения уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре в домашних условиях через взаимодействие с родителями (консультации «Условия социального развития детей», «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома»; собрание «Игра — дело серьезное»; наглядная информация «Ролевая игра — полет фантазии» и др.).

Таким образом, благодаря проведению комплекса мероприятий направленных на ознакомление с социальной действительностью ', помощь в повышении игровых умений дают положительный результат в социальном развитии детей старшего дошкольного возраста, что благотворно отражается на их умении успешно взаимодействовать с социумом.

Список литературы

1. Аландаров, Р.А. Разработка современной модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследований // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 2. С. 126—135.

2. Балабанова А.В., Федорова И.Ю. Эмерджентность как проявление особых свойств системы финансирования образовательных услуг // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XL. М.: Российская академия предпринимательства, 2014. С. 200—216.

1 Балабанова А.В., Федорова И.Ю. Эмерджентность как проявление особых свойств системы финансирования образовательных услуг // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов. Выпуск XL. М.: Российская академия предпринимательства, 2014. С. 200—216.

3. Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сидоренко В.Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 20. С. 98—106.

4. Евдокимова С.Ш., Щербакова А.С., Красниковский В.Я. Взаимодействие управления организацией и организационно-культурного фактора // Экономика и социум: современные модели развития. 2011. № 2. С. 43—50.

5. Козлова С.А. Я—человек: программа социального развития ребенка. М.: Школа-Пресса, 2003. 186 с.

6. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. 2002. № 4. С. 7—14.

7. Красниковский В.Я., Евдокимова С.Ш. Организационно-технологические особенности функционирования системы оперативного сбора и обработки экспертной информации // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2008. № XII. С. 254—261.

8. Красниковский В.Я., Евдокимова С.Ш. Проблемы и ситуация в области российского высшего финансового образования // Экономика и социум: современные модели развития. 2012. № 3. С. 142—152.

9. Седова М.Л. Критерии оценки эффективности управления системой обязательного социального страхования // Вестник Финансового университета. 2012. № 1 (67). С. 34—41.

10. Полякова, О.А. Особенности финансовой системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2011. № 5 (437). С. 21—27.

11. Федорова И.Ю., Крутень С.А. Совершенствование финансового обеспечения образовательных услуг / под ред. д.п.н., проф. Штоль В.В. // Обозреватель — Observer. 2013. № 11. С. 95—105.

12. David Kucera and Leanne Roncolato. Informal employment: Two contested policy issues // International Labour Review, Vol. 147 (2008), No. 4.

13. Dudin M.N., Kutsuri G.N., Fedorova I.J., Dzusova S.S., Namitulina A.Z. The Innovative Business Model Canvas in the System of Effective Budgeting // Asian Social Science; 2015. Vol. 11, No. 7, pp. 290—296.

14. Williamson O.E. The New Institutional Economics: Taking Stocks, Looking Ahead // Journal of Economic Literature. 2000. № 3. pp. 595—613.

Elena A. TARASOVA 1

PLOT AND ROLE-PLAYING GAMES AS A MEANS OF SOCIALIZATION AND ADAPTATION OF CHILDREN IN INTERACTION WITH SOCIETY

Annotation. This paper discusses the current methodological issues, evaluated the role and significance of the plot-role-playing games for the social development of children, which are regarded as a way of socialization and adaptation of children during their interaction with society. We study the adaptation problems in the formation of personality in children with socio-economic importance in the implementation of public relations.

Keywords: role-playing game, the moral and ethical values, the development of communication and interaction of the child in society, socialization of the individual.

1 Tarasova Elena A., educator, MBDOU «Kindergarten № 58» city of Kostroma; tarasova.e.a.0802@mail.ru