Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста'

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозёрова А. П.

В статье исследуется вопрос относительно возможностей использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста»

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Белозёрова А.П.*

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

В статье исследуется вопрос относительно возможностей использования сюжетно-ролевой игры в процессе развития диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, слабослышащие дети, диалогическая речь, диалог.

Одной из важных целей специального образования является интеграция в обществе ребёнка с нарушениями развития. Устная коммуникация является одним из условий успешного взаимодействия с окружающими и успешной адаптации для ребёнка с нарушенным слухом [3]. В большинстве случаев она осуществляется через диалог. Диалог - особая цепь последовательных реплик и речевых реакций двух и более участников речевого общения (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, В.П. Глухов, М.М. Бахтин). В зависимости от условий и ситуации общения диалогические реплики могут выступать в следующих функциональных парах: вопрос - ответ, утверждение -возражение, побуждение - реакция на побуждение (выполнение или отказ), сообщение (утверждение) - реакция на сообщение (согласие, оценка, возражение, добавление).

Изучая проблему интеграции детей с нарушенным слухом в обществе исследователи большое внимание уделяют проблеме их речевого развития [1, 3]. Проблема развития устной речи детей с нарушенным слухом изучалась такими исследователями как РМ. Боскис, А.Г Зикеев, И.М. Соловьёв, Ж.И. Шиф, А.М. Леушина, Ф.Ф. Рау и др. Однако, анализ исследований показал, что проблема развития диалогической речи исследована в большей степени в отношении детей, не имеющих отклонения в развитии, а также в отношении детей с нарушениями речи. Значительно меньше уделяется внимания данной проблеме в отношении детей с нарушениями слуха.

Ведущей деятельность старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра [2]. Ее изучением занимались такие авторы, как, Н.Ф. Комарова Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Выготская. Сюжетно-ролевую

* Магистрант кафедры Специальной педагогики и психологии. Научный руководитель: Ворошнина О.Р., заведующий кафедрой Специальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент.

48

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

иргу часто рассматривают в качестве средства нравственного воспитания, либо познавательного развития, но исследования ее возможностей в качестве средства развития и коррекции речи детей отсутствуют.

Исследование проходило на базе ГКБС (К) ОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха 1, 2 вида» дошкольного отделения.

Для установления уровня развития диалогической речи мы использовали методику В.П. Глухова. Данная методика была модифицирована (изначально методика В.П. Глухова направлена на исследование связной речи детей с ОНР). Для оптимального изучения диалогической речи детей с нарушенным слухом мы считаем целесообразным использование также метода наблюдения за детьми в свободной и в игровой деятельности. Именно в игре организуется естественное речевое общение ребёнка с другими детьми или взрослыми. Для установления уровня развития сюжетно-ролевой игры мы использовали методику Н.Ф. Комаровой.

Результаты исследования диалогической речи показали, что у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста наблюдаются 3 уровня ее развития: низкий, ниже среднего, средний. У большинства детей наблюдаются низкие показатели развития диалогической речи в свободной деятельности и в игре. Результаты исследования сюжетно-ролевой игры показали, что у детей наблюдаются средний и чаще низкий уровни развития:

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам: дети владеют ограниченным объёмом фраз речевого этикета, не умеют выразить просьбу, приветствие, согласие, отношение к предмету обсуждения, не умеют задавать вопросы, не умеют договариваться по поводу действий; во время игры действия выполняются в соответствии с принятой ролью, часто встречается повторение определенной последовательности заученных действий, без внесения разнообразия; ролевые реплики в основном возникают по инициативе взрослого, не обозначают в речи правила игры и редко обозначают роль речью; редко используют фразовую речь в свободной и в игровой деятельности, у детей не сформирована способность употреблять связные высказывания при общении.

Анализ полученных результатов свидетельствует о необходимости поиска и изучения потенциальных возможностей педагогических средств, способствующих эффективному развитию диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Часто в качестве основного средства развития диалогической речи рассматриваются общение педагога с детьми, через разговоры и беседы. Мы же в своем исследовании предполагаем, что с целью развития диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста возможно и необходимо использовать сюжетно-ролевые игры. Как и диалогическая речь, ролевая игра приобретает социальную направленность в дошкольном возрасте. Дети воспроизводят не только жизнь и деятельность взрослых

Коррекционная педагогика

49

людей, но и их взаимоотношения, принимают на себя роль и действуют исходя из этой роли и контекста игры. Именно в игре организуется естественное речевое общение ребёнка с другими детьми или взрослыми.

Выявленные особенности диалогической речи слабослышащих детей вызывают трудности при интеграции в общество, мешают успешной адаптации и успешному взаимодействию со здоровыми сверстниками и взрослыми. Ограниченность детей в устной коммуникации негативно влияет на понимание инструкций педагога, что приводит к неправильному выполнению заданий и не успешности ребёнка. Также отрицательное влияние оказывает на количественные и качественные показатели контактов со здоровыми сверстниками, взрослыми и на развитие игровой деятельности.

Практика показывает, что у ребенка с нарушенным слухом достаточно скудные возможности развития диалогической речи в дошкольном учреждении. Педагоги используют лишь форму общения «педагог - воспитанник», никак не организовывая форму общения «воспитанник - воспитанник». Педагоги редко уделяют внимания устным диалогам среди детей, никак их не симулируя и не поощряя. В связи с этим мы разработали комплексное занятие по развитию диалогической речи слабослышащих дошкольников в сюжетно-ролевой игре, состоящее из двух вариантов предварительной работы и двух сюжетно-ролевых игр по теме «Магазин». С помощью этого занятия мы планируем решать следующие коррекционно-развивающие задачи: учить детей пользоваться речевым этикетом в процессе сюжетно-ролевой игры: под руководством взрослого, в самостоятельной игре; учить детей выполнять действия и поступки в соответствии с ролью; побуждать детей общаться в ходе игры с помощью речи, выражать просьбы, задавать вопросы, пояснять свои действия; побуждать детей самостоятельно использовать в быту и на занятиях ранее усвоенный речевой материал; упражнять формировать ролевой диалог в процессе сюжетно-ролевой игры, упражнять в использовании диалогических единств в соответствии с их функциональным назначением; учить обозначать роль для партнера в процессе игры; знакомить детей с правилами поведения в магазине.

Также разработаны методические рекомендации для воспитателей по развитию диалогической речи в самостоятельной деятельности детей: прописали возможные диалоги детей в течение дня, роль педагога и педагогические условия развития диалогической речи.

Мы считаем, что наше комплексное занятие послужит для педагогов неким алгоритмом для подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр, направленных именно на развитие диалогической речи слабослышащих детей, а методические рекомендации лягут в основу взаимодействия с ребенком, тем самым обеспечит детям необходимые условия и возможность научиться пользоваться диалогом как средством общения и коммуникации.

50

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозайка-Синтез; 1999. - 272 с.

2. Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М., 1995.

3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА В ДОУ

© Парамонова О.Н.*

Детский сад № 53, г. Энгельс

В публикации описана одна из моделей организации работы логопедического пункта в ДОУ. Показана эффективность индивидуально-под-групповой формы проведения занятий с детьми, состоящими на логопедическом учете. Отмечена необходимость взаимосвязи в работе учителя-логопеда, педагогического коллектива и родителей для получения положительных результатов в исправлении речевых нарушений у детей.

Дошкольный логопедический пункт - одна из наиболее молодых форм организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. В настоящее время дошкольные логопедические пункты получают все более широкое распространение. Этому способствует целый ряд причин. Прежде всего, это резкое увеличение числа детей с разнообразными речевыми нарушениями, это стремление ДОУ соответствовать потребностям современных требований к дошкольному образованию и запросам родителей. Но при организации этой модели логопедической помощи детям у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как в организации, так и в отборе содержания коррекционно-педагогической работы.

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений. В ДОУ разрабатывается « Положение о логопедическом пункте» в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:

У читель-логопед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.