СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
© Филипович Е.И.*, Душина А.А.*
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
В статье уделено внимание сюжетно-ролевой игре как ведущему виду деятельности у детей старшего дошкольного возраста и ее значению в развитии навыков формирования диалогической речи у детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: игра, сюжетно-ролевая игра, задержка психического развития, диалогическая речь.
Игра - это обязательно совместная деятельность, предполагающая общение детей друг с другом. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя, диалогической речи). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. Следовательно, игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Особенно важную роль игра занимает в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии разговорной речи, так как именно игра обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участникам [2].
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В советской психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития [1].
* Доцент кафедры Дефектологии, кандидат психологических наук.
* Студент. Научный руководитель: Филипович Е.И., доцент кафедры Дефектологии, кандидат психологических наук.
Психологические науки
59
Существенным моментом является то, что игра в ее развернутой форме требует от ребенка видения предметов в соответствии с взятой на себя ролью и согласования своей точки зрения с точками зрения других играющих. На этой основе у ребенка развивается новая система операций, осуществляется переход от дооперационного мышления к конкретным операциям [6].
Выготский Л.С. писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития [7]. Однако создавать зону ближайшего развития может лишь полноценная игровая деятельность. В тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений, навыков.
Для развития коммуникативных навыков, сплочения группы, а также для развития диалогической речи и общей координации движений в работе с детьми с ЗПР педагог использует театрализованные игры и упражнения, игры-хороводы, сопровождающиеся пением (часто повторяющимися словами) [3]. Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы театрализованных игр. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, что помогает формировать диалогическую речь; их значение в данном отношении трудно переоценить. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма.
При выполнении игровых упражнений у детей совершенствуются навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развиваются умения поддерживать беседу на определенную тему.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [5].
В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок устанавливает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации [8].
Ролевая игра не является продуктивной деятельностью, мотив игры заключен в самом ее процессе. При этом развитие мотивов игры просматривается в изменении содержания. На ранних этапах детства мотив игры реализует потребность в действиях с предметами. Затем в ходе формирования потребности действовать как взрослый и вычленения взрослого в качестве образца мотивом становятся не игровые действия, а воспроизведение роли.
60 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
В развитой игре именно воображаемая ситуация и роль становятся центральным смыслообразующим мотивом, с помочью возложенной на него роли ребенок взаимодействует с другими участниками игры.
Меджерицкая Д.В. доказывала, что именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, что с первых лет жизни ребенок не копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения. Поэтому ее интересовали игры, отражающие современность [4].
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду детской деятельности.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
2. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Избр. психологические произведения. - 1983. - Т. 1.
3. Локтева Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2006. -№ 4. - С. 22-26.
4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982.
5. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1998. - С. 12.
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Римис 2008.
7. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990. - 96 с.
8. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.