Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА'

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИГРОВЫЕ УМЕНИЯ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джиоева Айна Руфиновна, Бесаева Аза Герсановна, Гассиева Натали Константиновна

В статье рассматриваются особенности сюжетно-ролевой игры как основы деятельности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Анализируются точки зрения ученых относительно сущности данного вида игр. Характеризуются структурные составляющие сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, замысел, сюжет, игровые действия, ролевое поведение участников. Данные компоненты могут выступать в качестве критериев и показателей сформированности игровых умений дошкольников. При участии в сюжетно-ролевых играх дети приобретают умения и навыки совершенствования известных им способов решения игровых задач. Исполняя игровые роли, дети глубже осмысливают собственную гендерную идентичность. В ходе выполнения игровых действий у них формируется эмоциональная выразительность речи, движений, жестов, мимики. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с ровесниками и взрослыми. Они учатся самоутверждению, обогащают свой кругозор, познают особенности социальной реальности, осваивают морально-этические нормы и правила поведения. Все это призвано обеспечивать привитие каждому ребенку общечеловеческих нравственных ценностей, формирование у него активной жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS THE BASIS OF A CHILD'S ACTIVITY DUR-ING PRESCHOOL CHILD-HOOD

The article discusses the features of the plot-role-playing game as the basis of a child's activity in a preschool educational institution. The points of view of scientists regarding the essence of this type of games are analyzed. The structural components of the plot-role-playing game are characterized: an imaginary situation, a plan, a plot, game actions, role-playing behavior of participants. These components can act as criteria and indicators of the formation of game skills of preschoolers. While participating in plot-role-playing games, children acquire the skills and abilities to improve the ways they know how to solve game problems. Performing playing roles, children comprehend their own gender identity more deeply. In the course of performing game actions they form emotional expressiveness of speech, movements, gestures, facial expressions. Preschoolers gain invaluable experience of interacting with peers and adults. They learn self-affirmation, enrich their horizons, learn the peculiarities of social reality, master moral and ethical norms and rules of behavior. All this is designed to ensure the inculcation of universal moral values in every child, the formation of an active life position in him.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА»

воспроизвели эти результаты, потребуется более разнообразная выборка, которая будет более репрезентативной. Еще одно ограничение было связано с возрастным диапазоном респондентов (в исследовании участвовали только дети 6-7 лет). К сожалению, это было связано с ограниченностью существующих организационных ресурсов. Если мы хотим изучить возрастную динамику в отношении словарного запаса и беглости речи, а также ее связь с регуляторным функционированием одноязычных и двуязычных детей, необходимо новое исследование с более широким возрастным диапазоном выборки. Тем не менее, несмотря на указанные ограничения, это исследование вносит важный вклад в область исследований, посвященных языковому развитию детей-билингвов. Это связано с полученными нами данными о положительном влиянии вербальной рабочей памяти на словарный запас и беглость речи детей (возраст, пол и невербальный интеллект контролируются).

Выводы. Результаты настоящего исследования подтвердили, что билингвизм в дошкольном возрасте отрицательно связан с развитием речи, и показали, что способность сохранять и воспроизводить вербальную информацию более значима для словарного запаса и беглости речи детей, чем языковая группа ребенка. Полученные результаты могут быть полезны при разработке программ, направленных на снижение трудностей обучения детей-билингвов.

Литература:

1. Bukhalenkova, D.A. Do preschool teachers' beliefs about age-related emotional development impact preschoolers' emotional understanding? / D.A. Bukhalenkova, M.S. Aslanova, Z.V. Airapetyan, M.N. Gavrilova // Russian Psychological Journal. - 2021. - № 18(2). - Р. 53-66

2. Veraksa, A.N. Interconnection of metacognition and executive functions in childhood: cultural-historical context / A.N. Veraksa, N.E Veraksa // Vestnik Moskovskogo Universiteta. - Moscow University Psychology Bulletin. - 2021. - № 1. -Р. 79-113

3. Выготский, Л.С. (1896-1934). Мышление и речь [Текст]: [16+] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2019. - 431 с.

4. Kovyazina, M. Executive Functions' Impact on Vocabulary and Verbal Fluency among Mono- and Bilingual Preschool-Aged Children / M. Kovyazina, E. Oschepkova, Z. Airapetyan, M. Ivanova, M. Dedyukina, M. Gavrilova // Psychology in Russia: State of the Art, 14(4). - 2021. - P. 66-78

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования Джиоева Айна Руфиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Бладикавказ); кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Бесаева Аза Герсановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова (г. Цхинвал);

кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка Гассиева Натали Константиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова (г. Цхинвал)

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО

ДЕТСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности сюжетно-ролевой игры как основы деятельности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Анализируются точки зрения ученых относительно сущности данного вида игр. Характеризуются структурные составляющие сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, замысел, сюжет, игровые действия, ролевое поведение участников. Данные компоненты могут выступать в качестве критериев и показателей сформированности игровых умений дошкольников. При участии в сюжетно-ролевых играх дети приобретают умения и навыки совершенствования известных им способов решения игровых задач. Исполняя игровые роли, дети глубже осмысливают собственную гендерную идентичность. В ходе выполнения игровых действий у них формируется эмоциональная выразительность речи, движений, жестов, мимики. Дошкольники приобретают бесценный опыт взаимодействия с ровесниками и взрослыми. Они учатся самоутверждению, обогащают свой кругозор, познают особенности социальной реальности, осваивают морально-этические нормы и правила поведения. Все это призвано обеспечивать привитие каждому ребенку общечеловеческих нравственных ценностей, формирование у него активной жизненной позиции.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, игровые действия, ролевое поведение, игровые умения, игровая деятельность.

Annotation. The article discusses the features of the plot-role-playing game as the basis of a child's activity in a preschool educational institution. The points of view of scientists regarding the essence of this type of games are analyzed. The structural components of the plot-role-playing game are characterized: an imaginary situation, a plan, a plot, game actions, role-playing behavior of participants. These components can act as criteria and indicators of the formation of game skills of preschoolers. While participating in plot-role-playing games, children acquire the skills and abilities to improve the ways they know how to solve game problems. Performing playing roles, children comprehend their own gender identity more deeply. In the course of performing game actions they form emotional expressiveness of speech, movements, gestures, facial expressions. Preschoolers gain invaluable experience of interacting with peers and adults. They learn self-affirmation, enrich their horizons, learn the peculiarities of social reality, master moral and ethical norms and rules of behavior. All this is designed to ensure the inculcation of universal moral values in every child, the formation of an active life position in him.

Key words: plot-role-playing game, preschool age, game actions, role-playing behavior, game skills, game activity.

Введение. Игровая деятельность, являясь основной в дошкольном возрасте, характеризуется, как известно, солидным познавательным потенциалом, ей принадлежит ведущая роль в воспитании развивающейся личности. В психолого-педагогическом знании имеется немало дефиниций понятия игры. Одни ученые трактуют его как моделиррование социального взаимодействие людей за пределами границ их чисто прагматической деятельности» [7, С. 34; 10, С. 139; 12, С. 30]. По утверждению других - это механизм приобретения и выражения дошкольником его непосредственных взглядов и представлений, его отношения к обстоятельствам, которые он моделирует с позиции собственного видения действительности [1, С. 17-18; 4, С. 27; 9, С. 125]. Игра рассматривается как действенное средство

переноса ребенком усваиваемых моральных норм и правил взаимодействия в социуме, приобретаемых представлений на реальное взаимодействие с окружающими.

Своеобразие игровой деятельности детей данного возрастного диапазона, выражается в их способности к воспроизведению обстоятельств, явлений, условий взаимодействия в окружающем мире. Оригинальность действий дошкольника определяется особенностями его восприятия, постижения и осмысления им тех или иных явлений и фактов, наличием или отсутствием опыта, естественностью переживаний и пр.

При этом особого внимания в педагогическом плане заслуживает игра сюжетно-ролевая как наиболее привлекательная в деятельности индивида, в которой он приобретает внутреннюю свободу, демонстрирует подвластность ему тех объектов, действий, отношений, - что в реальной жизненной практике требует немалых усилий. Этим обусловливается высокая значимость данного вида игр именно в период дошкольного детства.

Изложение основного материала статьи. В современном психолого-педагогическом знании справедливо подчеркивается, что в сюжетной игре от индивида не требуется создания какого-либо реального, ощущаемого объекта. В ее содержании все происходит «как будто», «понарошке», однако это значительно расширяет его кругозор, обогащает его жизненный опыт, способствует созданию эмоционально комфортной обстановки [9, С. 771. Эти игры конструируются, как правило, самими дошкольниками. В них воспроизводятся их знания, впечатления, представления об окружающей действительности, осуществляется их виртуальное преобразование, включающее проектирование желаемого характера взаимодействия между представителями социальной общности. Постепенно совершенствуются как сюжеты, так и содержание детских игр. Сюжетно-ролевая игра занимает главное место в деятельности дошкольников, выступает ее основой и представляет собой, по выражению Д.Б. Эльконина, наиболее совершенную, развернутую форму игры, способствующую полноценному развитию всех аспектов психики индивида [12, С. 351.

В сюжетно-ролевой игре ребенок ощущает себя свободным от ограничительных назиданий со стороны взрослых, от жестких правил деятельности. Однако он не может быть свободен от социальной общности, членом которой является. Именно эта общность и обусловливает содержание игры, основанной на игровых традициях, сформировавшихся в социуме в целом и в детской группе в частности. Исходя из этих традиций обычно осуществляются отбор и организация содержания игр.

В конструировании содержания сюжетно-ролевой игры ребенок отражает известные ему свойства человеческого взаимодействия, взаимоотношения между людьми. В содержании игровой деятельности и находит проявление осознание дошкольником сути этого взаимодействия. Однако отражение получает при этом лишь внешнее проявление поведения индивида, включающее то, с кем, с чем и каким образом он имеет дело, каков характер его взаимодействие с окружающими.

Специфика взаимодействия людей, находящая отражение в игре, может оказываться совершенно различной и детерминируется реальными отношениями взрослых из непосредственного окружения ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может значительно разниться по содержанию, обусловленному житейскими обстоятельствами, эмоциональными переживаниями ребенка, во многом предопределяющими и сюжеты, и содержание детских игр [9, С. 1381.

Исследователи Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко считают, что игра для ребёнка не выступает подобием реальности, а является ее креативным воссозданием.

В процессе игры в сознании ребенка воссоздаётся его, пусть ещё и небольшой, жизненный опыт, который приобретается на основе восприятия окружающего мира, сказок и прочих художественных произведений.

Чем старше становится ребёнок, чем богаче приобретенный им опыт, тем будет более разнообразно содержание игры [9, С. 421.

Выдающийся исследователь в области детской психологии Д.Б. Эльконин выделял следующие компоненты структуры сюжетно-ролевой игры:

• воображаемая ситуация;

• замысел;

• сюжет;

• собственно игровые действия;

• правила поведения, детерминированные соответствующей ролью.

Перечисленные структурные составляющие, по утверждению ученого, могут выступать в качестве критериев и показателей сформированности игровых умений дошкольников [121.

Креативная специфика данного вида игр обусловливается присутствием игрового замысла, реализация которого связана с активной деятельностью воображения, со способностью и готовностью ребенка к воспроизведению собственных впечатлений [10, С. 1431.

В качестве ключевого компонента сюжетно-ролевой игры выступает сюжет, без которого она была бы просто невозможна.

Сюжет - это область действительности, совокупность жизненных обстоятельств, которые воспроизводятся детьми в процессе игры и модифицируются исходя из круга их интересов, личного опыта, представления об окружающем мире [1, С. 631.

Сюжеты данного типа детских игр отличаются богатством и разнообразием. Игровой сюжет обычно определяется непосредственно в ходе игры через исполнение ее участниками ролевых игровых действий в контексте взаимодействия с партнерами по игре, и их ответных действий. [2; 5; 6; 7; 91. Таким образом, «игровые действия представляют собой основообразующий механизм реализации сюжета игры. Чем многообразнее игровые действия, тем более увлекательной для ребенка оказывается сама игра и тем более эффективно решаются ее познавательные и воспитательные задачи [3, С. 1451.

Рассмотрим четыре уровня развития ролевых отношений дошкольников, выделенные Р.И. Жуковской [4, С. 861:

1 уровень. Игровые роли еще не получают названий, и дети пока не принимают на себя имена действующих лиц, которых они для себя выбрали. Даже если в игре присутствует ролевое распределение участников, характерное для реальной жизни взаимодействие между ними пока не устанавливается.

2 уровень. Осуществляется распределение функций. Исполнение роли каждого из участников предполагает выполнение связанных с ней действий. Характерная ролевая речь пока отсутствует.

3 уровень. Начинает осуществляться обозначение специальных действия, отражающих характер взаимодействия между участниками игры. Начинает формироваться свойственная конкретной ситуации ролевая речь, обращенная к партнёру по игре в соответствии с ролью каждого из участников.

4 уровень. Ребенок выполняет действия, мотивированные его отношением к людям, роли которых исполняются другими субъектами игры. Ролевые функции всех участников находятся в тесной взаимосвязи. Речь имеет выраженный ролевой характер, обусловленный функциональными позициями говорящего и того, кому она адресована.

В пределах возрастного диапазона от пяти до шести лет у дошкольников может вырабатываться относительно новый, гораздо более сложный метод структурирования сюжетной игры, определенный Н.И. Непомнящей как «коллективное

сюжетосложение» [35, С. 1391. Формирование ролевой игры в данном случае осуществляется в направлении конкретизации образов персонажей. Параллельно с ролевой игрой начинают складываться новые формы сюжетной игры - игра режиссерская и игра-фантазирование. При этом сюжеты, разворачиваемые детьми в одиночных, парных и групповых играх, порой отличаются некоторым однообразием, схематичностью. Дошкольники сталкиваются с трудностями в совместном структурировании сюжета. Вследствие этого усилия взрослого должны быть направлены на содействие им в формировании навыков использования наиболее сложного способа проектирования игры - совместного сюжетосложения, состоящего в выделении целостных сюжетных событий и комбинировании их в определенной последовательности в согласовании с участниками-партнерами.

Крайне важным является умение воспитателя не пропустить возникающих у ребенка вопросов, готовность своевременно и обстоятельно отвечать на них. Эти вопросы не всегда бывают адресованы педагогу, но ему следует обращать серьезное внимание на познавательную настроенность играющих и постоянно стимулировать ее. Наблюдая за играми детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, педагог должен понимать, чем они более всего заинтересованы в настоящий момент, и знать, о чем лучше в связи с этим побеседовать с ними.

Если для решения игровой задачи ребенок старшего дошкольного возраста не может выбрать нужную ему игрушку или требуется какой-либо особенный предмет, отсутствующий в имеющемся ассортименте, он без особого труда находит и использует предмет-заместитель. [10, С. 351. При этом в качестве заместителей могут выступать не только уже известные, но и новые для дошкольника предметы. По мере необходимости они включают в игру и воображаемые объекты, а в отдельных случаях заменяют невыполняемые действия их словесными описаниями.

Сюжетно-ролевая игра проходит в активном взаимодействии ее участников, поэтому они не испытывают необходимости в предметах для самостоятельных игр. Продуктивному осуществлению такого взаимодействия способствует использование крупного игрового материала. Это могут быть, например, игрушки большого размера - машины, поезда, вагоны, ящики, строительный инвентарь и пр. Применяя их, дошкольники могут использовать в своей игре как одиночные объекты, так и целые их комплексы. Например, разноцветные крупные и мелкие кубики и пирамидки, расставленные ими вокруг построенного плывущего по морю корабля, служат заместителями рыбацких лодок, ныряющих дельфинов, льдин, выступающих из-под воды скал и пр., помогают воссоздать определённый образ, воображаемую картину событий.

Чем более разнообразно игровое воссоздание воображаемых образов и событий, тем более обобщается дошкольниками привлекаемый для этого игровой материал. Ролевые действия в подобных играх обычно сопровождаются соответствующими высказываниями, посредством которых индивид обращается к игрушке-собеседнику, к воображаемому партнеру - взрослому или сверстнику.

Для конструирования детьми развернутых ролевых высказываний требуется обустроенное и специально оборудованное предметно-игровое пространство, располагающее разнообразными игрушками-партнерами. Девочки обычно общаются с куклами, ведут с ними диалог, в ходе которого и конструируют обращенные к ним речевые произведения. У мальчиков в качестве таких партнеров могут выступать игрушки-животные: мишка, конь, собака и др.

Неоспоримо велика роль игры и в гендерном воспитании дошкольников. Согласно положению концепции Д.В. Менджерицкой [81, высокой значимостью в данном контексте характеризуются детские игрушки. Гендерное маркирование игровых материалов создает условия для четкого и конкретного определения гендерных ролей, соответствующих реальным гражданским запросам и морально-нравственным нормам существования социума.

Ролевые действия, выполняемые в играх, сопровождаются, как уже отмечалось, соответствующими речевыми высказываниями, обеспечивающими общение, диалог ребенка с игрушкой-партнером. Со временем совокупность ролевых речевых высказываний дошкольников трансформируется в ролевую беседу, отличающуюся тем, что участники игры обмениваются фразами, логически взаимосвязанными по своему содержанию.

Начинается ролевая беседа обычно по инициативе взрослого. Затем, накопив некоторый опыт ее ведения, дошкольники, беседуют друг с другом как с игровыми партнерами. Выбрав себе роль, каждый самостоятельно обдумывает, что он может говорить от имени соответствующего действующего лица, какие доступные средства языковой выразительности можно использовать для изображения данного персонажа. Иными словами, они сами выбирают способы ролевого выражения в игре того, что их окружает, волнует, интересует в жизни. Определенная мера самостоятельности необходима и в детерминировании индивидом партнеров по игре.

Для проектирования и конструирования ролевых высказываний, адресованных воображаемому собеседнику, целесообразно предложить ребенку игрушечный телефон или смартфон и небольшой детский игровой домик или палатку, где он может на короткое время уединиться и, преодолев стеснительность, спокойно сосредоточиться на содержании и ходе беседы. Такой домик может использоваться во время игровых действий и по другому назначению - например, как рабочий кабинет, мастерская, магазин как отдельная комната и пр.

Согласно концепции Н.Я. Михайленко, сопровождение дошкольника в овладении игровым опытом в условиях ДОУ требует следования определенным правилам руководства сюжетной игрой [9, С. 221]. Во-первых, педагог должен участвовать в игре совместно с детьми. Он должен находиться в роли «партнёра», придающего детскому взаимодействию неординарный, занимательный, заманчивый характер, умеющего так организовать игровую деятельность, чтобы ее участники с самого начала почувствовали потребность в использовании не совсем привычного, более сложного способа создания игры. Таким образом, педагог, являясь непосредственным участником игры, еще и выступает в роли ее руководителя, вдохновителя, организатора. При этом совершенно необходимо, чтобы ребенок видел не приоритетность взрослого, которому следует подчиняться, а его умение увлекательно играть.

Во-вторых, педагог должен строить игру с детьми (особенно старшего дошкольного возраста) так, чтобы они могли быстро воспринимать и усваивать оригинальный способ её структурирования и овладевать более совершенными игровыми умениями и ролевыми действиями [9, С. 222].

В-третьих, в процессе формирования игровых умений следует направлять ребенка не только на выполнение того или иного действия, но и на объяснение его сути другим участникам игры - как взрослым, так и сверстникам. Следование данному правилу способствует достижению высокой продуктивности в речевом развитии дошкольников. [9, С. 2231. Ведь известно, что дети, у которых недостаточно развиты речевые навыки, не могут хорошо говорить и, следовательно, не в состоянии играть в сюжетно-ролевые игры: они не могут проектировать сюжет, неспособны исполнять игровую роль, содержание их игровых действий имеет довольно ограниченный характер и представляют собой в основном лишь манипуляции с предметами. Умение же играть в ролевые игры требует достаточно высокого уровня речевого развития ребенка.

Необходимо также отметить, что вышеизложенные правила руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников направлены не только на речевое развитие детей в пределах рассматриваемого возрастного диапазона. Их соблюдение способствует формированию у дошкольников умения строить самостоятельную игру исходя из собственных интересов и стремлений.

Выводы. Подводя итоги исследования, отметим, что в процессе участия в игре (сюжетно-ролевой - более всего) у дошкольников формируются умения и навыки преобразования и совершенствования ранее усвоенных способов решения игровых задач. Выбирая и исполняя разные игровые роли, дети глубже осмысливают собственную гендерную идентичность. В ходе выполнения игровых действий в роли тех или иных персонажей у них формируется эмоциональная выразительность речи, движений, жестов, мимики.

Через участие в сюжетно-ролевых играх ребенок приобретает опыт взаимодействия с ровесниками и взрослыми, учится самоутверждению, обогащает свой кругозор, познает особенности окружающей его социальной реальности, осваивает морально-этические нормы и правила поведения.

Поэтому одной из важнейших задач воспитателя является непременное наполнение детских игр положительным содержанием, способствующим привитию каждому ребенку общечеловеческих нравственных ценностей, формированию у него активной жизненной позиции.

Литература:

1. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 285 с.

2. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 128 с.

3. Гейдельбах, С.С. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников / С.С. Гейдельбах - URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/223 (дата обращения: 01.09.2022).

4. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 224 с.

5. Ивакина, И. О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников: Учеб.-метод. пособие / И.О. Ивакина. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 64 с.

6. Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2018. - 176 с.

7. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 34-36.

8. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 156 с.

9. Михайленко, Н.Я. Формирование сюжетной игры у детей шестого года жизни / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. -М.: Детство-Пресс, 2016. - 264 с.

10. Непомнящая, Н.И. О природе детской игры и ее роли в развитии ребенка / Н.И. Непомнящая // Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Детство-Пресс, 2017. - С. 139-143.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

12. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 358 с.

Педагогика

УДК 37.013

адъюнкт Дзгоев Батырбек Михайлович

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов); кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии Ценцеря Сергей Владимирович

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Саратов)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВООВО ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье отмечается актуализация опыта самостоятельной образовательной деятельности военнослужащих ВНГ РФ, в связи с изменениями, проходящими во всех сферах современного общества, в связи с повышением потока информации и проходящей цифровой трансформацией. Проводится анализ и детально раскрываются педагогические условия, при создании и реализации которых, повышается эффективность работы по формированию опыта самостоятельной образовательной деятельности курсантов ВООВО войск национальной гвардии, уточняется определение. Раскрываются факторы, оказывающие негативное влияние на эффективность данного процесса.

Ключевые слова: педагогические условия, самостоятельная образовательная деятельность, курсант, формирование опыта самостоятельной образовательной деятельности.

Annotation. The article notes the actualization of the experience of independent educational activities of servicemen of the National Guard of the Russian Federation, in connection with the changes taking place in all spheres of modern society, in connection with the increased flow of information and the ongoing digital transformation. The analysis is carried out and the pedagogical conditions are revealed in detail, during the creation and implementation of which, the efficiency of work on the formation of the experience of independent educational activity of cadets of higher education institutions of the National Guard of the Russian Federation is increased, the definition is clarified. The factors that have a negative impact on the effectiveness of this process are revealed.

Key words: pedagogical conditions, independent educational activity, cadet, formation of experience of independent educational activity.

Введение. Современный этап исторического развития характеризуется коренными преобразованиями, происходящими во всех государственных и общественных институтах. Эти преобразования обусловлены ускорившимся технологическим прогрессом, многократным увеличением потока информации, массовым распространением IT-технологий, цифровой трансформацией. Происходящие процессы влекут изменения, в том числе, системы образования. В условиях новой образовательной парадигмы, задачей современных учебных заведений является подготовка специалистов, готовых адаптироваться к стремительно меняющимся условиям обстановки, творчески подходить к решению поставленных задач, перестраивать свою деятельность. По мнению исследователей, для современного специалиста в любой области, все большее значение приобретает познавательная самостоятельность, опыт самостоятельной образовательной деятельности (далее СОД). В последние годы этому вопросу было уделено внимание А.Г. Кравченко, А.Г. Скрябиной, К.С. Лебедевой, О.Ю. Ужан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.