ответственность перевозчиков явится мощным стимулом к развитию рынка страхования грузов их владельцами в силу отсутствия полной ответственности перевозчика за несохранную доставку груза.
В настоящий момент состояние российского рынка грузоперевозок, очевидно таково, что обеспечить полную защиту груза возможно только с помощью страхования как ответственности, так и груза. Однако российские грузовладельцы не спешат страховать груз - и не только по причине того, что ответственность за него возложена, главным образом, на перевозчика. Кроме этого, в сфере грузоперевозок степень доверия к страхованию в целом достаточно низка, поскольку зачастую страховщики отказываются от выплат, отрицая наступление страхового случая. Причина этому - несовершенство законодательства.
УДК 656.22.073
СЮРВЕЙЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК А.Н. Рахмангулов1, И.С. Смирнова2
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ), 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, 1 кафедра «Промышленный транспорт»,
2кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью», ёт1у2003@тт1.ги
Аннотация
Сюрвейерское обслуживание - деятельность по осмотру судов, транспортных средств, грузов, контейнеров, тары и упаковки, а также независимой экспертной оценки качества и количества груза, готовности транспорта к его приему и перевозке, размеров повреждений при авариях. Институт сюрвейеров функционирует в системе товаропроизводства, внешней и внутренней торговли и транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса, поэтому качественная оценка состояния объектов и оценка рисков на начальном этапе позволяют существенно снизить возможные убытки в будущем.
Актуальность
На сегодняшний день предстраховая экспертиза является неотъемлемой частью любого страхования, в частности, в сфере железнодорожных грузоперевозок. Для того чтобы качественно и количественно оценить все возможные риски и последствия их наступления, все чаще требуется высококвалифицированная помощь специалистов, обладающих специфическими знаниями, а именно сюрвейеров, являющихся посредниками между страхователями и страховщиками.
Транспортный процесс - довольно длинная цепочка: отправитель,
перевозчик, получатель, а также немалое количество вовлеченных в него на разных этапах смежных структур - товаропроизводитель, фрахтователь, экспедиторы, страховщик, хранилища, гидротехнические сооружения. Необходимость оценки процесса транспортировки груза может возникнуть на самых разных этапах, и зачастую вину за убытки возлагают совсем не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Часто им становится перевозчик, хотя истинная причина может находиться совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза. Участие в оценке независимого сюрвейера помогает установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.
Кто виноват и что делать - наиболее актуальные вопросы в транспортной промышленности в части грузовых перевозок, когда возникают случаи неисправностей, пожаров и аварий, влекущих к финансовым потерям участников грузоперевозок. Величина и спектр риска в транспортной отрасли не уступают другим отраслям, например промышленной, но если одним из решений проблемы в последней является качественный риск-менеджмент, присутствующий практически в каждой структуре современных предприятий, то сфера грузоперевозок, в свою очередь, специфична количеством участников с различными обязанностями, их уровнем ответственности, а главное - мобильностью самой отрасли. Один из самых эффективных способов снижения рисков в данном случае является страхование. Но прежде чем застраховать тот или иной груз или сам процесс грузоперевозки, необходимо получить объективную оценку и экспертное мнение, которое позволит сформировать четкое представление о предмете страхования, состоянии объекта, размере риска и его вероятности. Сегодня на рынке среди представленных услуг актуальными и востребованными экспертизами транспортных грузоперевозок являются сюрвейерские услуги. Появление данных услуг было обусловлено требованиями времени уже в 18 веке, когда транспортные перевозки грузов стали неотъемлемой частью производственного процесса, а, значит, появился риск финансовых убытков для собственников и предпринимателей. На сегодняшний день качество и объем сюрвейерских услуг в сфере транспортных грузоперевозок позволяет на различных этапах транспортировки провести оценку самого процесса в целом либо его отдельных аспектов со стороны компетентного независимого органа или лица -сюрвейера.
Таким образом, сюрвейер - эксперт, обладающий профессиональными знаниями в сфере грузоперевозок, и осуществляющий надзор за точным и своевременным исполнением всех требований к грузоперевозке. Данное определение не единственное, и разные словари дают широ-
кий круг характеристик сюрвейеру, позволяющих более полно охарактеризовать специалиста, объем его услуг и требований, предъявляемых к нему.
Необходимо также выделить два этапа, которые качественно различают направленность деятельности сюрвейера в данной области: в первую очередь, это предстраховой сюрвей грузов и непосредственно страховой сюрвей грузов (услуга, предоставляемая страховым компаниям в случае уже произошедшей аварии, при этом производится оценка ущерба и анализ обстоятельств, приведших к аварии, и выдается соответствующее заключение). Принципиальное отличие экспертиз заключается во временном аспекте: проведение непосредственно до или после наступления страхового случая. А, значит, и цели экспертиз отличаются, что определяет и направленность самой экспертной оценки, и ее процедуру.
В данной статье речь пойдет о предстраховом сюрвее грузов, то есть непосредственно экспертизе до заключения договора страхования. Хотя сам сюрвейер, как специалист широкого профиля, что подтверждают различные источники, дающие определение данному термину, - лицо независимое и может проводить экспертизу как до, так и после страхования объекта экспертизы, тем не менее, он не всегда является независимым лицом. Если быть точнее, то независимость сюрвейера прекращается с момента принятия решения о предоставлении услуг определенному лицу - потенциальному страхователю или страховщику. Страховые компании в первую очередь заинтересованы в их услугах, ведь принять на страхование риски, заведомо высокие и вероятные, для страховой компании означает нерентабельность и непродуманную бизнес-стратегию. Сюрвейерский отчет позволяет страховщику получить информацию о потенциально опасных объектах и избежать финансовых потерь. Поэтому для страховщика сюрвейер - независимый эксперт, а чаще - сотрудник страховой компании, определяющий основные технические характеристики объекта страхования, а также все риски, связанные со страхованием данного объекта.
Но необходимость экспертизы очевидна не только для страховщика. Обычно сюрвей организует самостоятельно и за свой счет страхователь, то есть участник грузоперевозки, чаще всего грузополучатель или грузоотправитель. Но не всегда страхователь понимает необходимость привлечения сюрвейера и пытается избежать дополнительных расходов. Между тем, экономя на независимом сюрвейере, он лишает себя ряда преимуществ. Без ущерба объективности отчет сюрвейера может представлять объект страхования в выгодном для него свете, что дает шанс заключить страховой договор на лучших условиях. В то же время страховщики готовы сами за свой счет организовывать сюрвейерскую ин-
спекцию, особенно в том случае, если уверены, что им удастся заключить выгодный страховой договор. Когда страховщик нанимает сюрвейера, страхователь лишь обязан предоставить ему доступ к предмету сюрвея и оказать необходимое содействие. Стоимость услуг сюрвейера включается в сумму страхового возмещения как «необходимые и целесообразно произведенные расходы по установлению размера убытка».
Деятельность сюрвейера распространяется не только на участников грузоперевозок и страховщиков. В более широком определении сюрвейерская экспертиза, являясь негосударственной, независимой и компетентной оценкой, представляет собой один из важнейших методов регулирования и контроля при проведении внешнеторговых операций. Актуальность обусловлена рыночными отношениями, либерализацией внешней торговли и ослаблением административной регулирующей роли государства. Более того, для того чтобы российские компании могли быть востребованы на мировом рынке и представлять достойную конкуренцию, необходимо соответствовать высокому уровню качества и гарантии надежности грузоперевозок. Это является еще одной причиной востребованности данных услуг, а также важности своевременно и качественно реагировать на риски, относящиеся к внешнеторговым операциям.
Также, еще одной областью, в которой сюрвейерская экспертиза нашла свое обязательное применение, является таможенный контроль за количеством и качеством товаров, инструкции которого предписывают ссылаться на акты сюрвейерской экспертизы, составляемые для официального определение количества и качества товаров на основании таможенного досмотра и сюрвейерской экспертизы. Последняя осуществляется уполномоченным и зарегистрированным в соответствие с Положением о порядке регистрации сюрвейерских организаций для целей таможенного оформления и контроля лицом в порядке, установленном для проведения таких работ. Сюрвейерская организация, проводящая сюрвейерскую экспертизу, принимает на себя обязательства указывать в актах экспертизы точные количества и конкретные наименования товаров, незамедлительно предоставлять результаты экспертизы грузополучателю. В случае, когда организация, осуществившая экспертизу, не является зарегистрированной таможней, акты экспертизы и результаты не могут официально признаваться и использоваться для целей таможенного оформления и контроля партии и носят лишь информативный характер.
Затрагивая основные требования, предъявляемые к профессиональному сюрвейеру, следует отметить, что с 1 января 2006 г. в Российской Федерации отменено лицензирование сюрвейерской деятельности. Поэтому заказчик услуг вправе по своему усмотрению выбрать в качестве сюрвейера любое лицо или компанию на рынке этих услуг - руко-
водствуясь соображениями деловой репутации и профессионального качества сюрвейера.
Очевидным является высокая квалификация сюрвейера, ведь каждая сфера специфична и требует наличия специализированных знаний. Г оворя о железнодорожных перевозках, необходимо отметить две основные области знаний, к которым профессиональный эксперт прибегает в своей работе: это, в первую очередь, техническое образование, включающее понимание специфики отрасли грузоперевозок, особенностей погрузки и выгрузки, оценки состояния транспортного средства, знание стандартов и требований, предъявляемых к упаковке и таре, а также качеству перевозок, а, во-вторых, - экономическое образование, которое позволит ему объективно и последовательно оценить возможные убытки в отношении повреждения или недостаче груза, дать характеристику рискам и определить их уровень.
Если сюрвейера нанимает страхователь, то основной целью его работы является, в конечном итоге, отчет с рекомендациями по снижению рисков для уменьшения страховых взносов в случае страхования, а в любом другом случае - для предотвращения возможных рисковых событий, влекущих убытки и финансовые потери. Если сюрвейер является сотрудником страховой компании, то он должен действовать в рамках своих обязанностей в целях сохранения интересов страховщика, обеспечивая оценку потенциального ущерба, принимая меры по предотвращению и снижению ущерба, обеспечивая превентивные меры по недопущению возникновения ущерба, собирая и передовая всю информацию страховщику.
В рамках технического аспекта сюрвейер должен знать всю необходимую информацию о предмете сюрвея, которая касается следующих вопросов:
• знать терминологию соответствующей отрасли. Грузовому сюрвейеру в силу профессиональных обязанностей необходимо знать основные положения ИНКОТЕРМС (международные торговые термины), чтобы разбираться в терминологии и вопросах установления отношений сторон и условиях осуществления торговых операций, избегая при этом недопонимания, споров и потери времени. Г оворя о международных стандартах, также необходимо упомянуть и Соглашение социалистических стран о международном железнодорожном грузовом сообщении 1974 г. (СМГС), Конвенцию о международных железнодорожных перевозках в редакции 1980 года (КОТИФ), которые также необходимо знать квалифицированному грузовому сюрвейеру;
• знать требования, предъявляемые к упаковке груза. Грузовому сюрвейеру следует понимать отличия между терминами «упа-
ковка груза» и «транспортная упаковка», понятиями размещения и закрепления груза в транспортном средстве. Эксперт должен четко понимать, что упаковка груза - это способ его сохранения продолжительное время, например, на складе, а транспортная тара, закрепление и размещение груза - это средство его сохранения во время транспортировки. Требования к транспортной упаковке должны обуславливаться многими факторами, и их необходимо также учесть и проверять на соответствие стандартам (ГОСТу 18106-72, ГОСТу 18338-73, СТ СЭВ 441-77). Даже при соответствующей международным стандартам упаковке товара среди причин возникающих повреждений может быть незнание отправителем условий перевозки, в частности состояния дорог в различных климатических зонах и регионах, зависимости состояния этих дорог от погоды и сезона и т.д.;
• осуществлять контроль погрузочно-разгрузочных работ. Проверка качества поставляемых товаров во время их погрузки и выгрузки визуальным, инструментальным или органолептическими методами, в конечном счете, позволит экспертно установить максимальный ущерб в случае последующей кражи или гибели, а также исключить возможные случаи мошенничества. При выгрузке может возникнуть ситуация, когда получатель груза не может принять решение о приеме поврежденного груза, и часто промедление в приеме провоцирует увеличение ущерба. Здесь эксперт, понимая ответственность сторон, должен контролировать ситуацию с точки зрения недопущения увеличения возникшего ущерба, а также в рамках своей ответственности предлагать разумные меры для решения возникшей проблемы;
• знать формы и содержание транспортных документов, которые легитимно определяют ответственность отправляющей стороны при исполнении своих обязательств по отношению к принимающей стороне.
• уметь проводить экспертизы технического состояния транспортного средства. Грузовой сюрвейер должен знать в общем виде и конструктивно, что из себя представляют транспортные средства, в которых осуществляется перевозка грузов, поскольку большая часть повреждений грузов связана прямо или косвенно именно с транспортным средством, в котором они перевозились;
• знать основы складского хозяйства. Сюрвейеру, проводящему осмотр грузов, уже размещенных на складах или подготовленных к размещению, следует иметь вполне конкретное представление о видах и типах существующих складов, их конструкции, технической оснащенности и обеспеченности, ведь от условий
хранения грузов зависит появление или отсутствие угроз их порчи или гибели, что будет следствием убытка для грузополучателя.
В рамках экономического аспекта грузовой сюрвейер должен иметь достаточную базу знаний, для того чтобы своевременно и объективно дать:
• стоимостную оценку возможного ущерба в случае наступления тех или иных рисковых событий;
• классификацию и характеристику всех рисков, которые могут иметь место в каждом конкретном случае;
• оценку уровня рисков, для того чтобы дать рекомендации страховщику к заключению договора страхования;
• оптимальные рекомендации по проведению превентивных мероприятий, направленных на снижение или предотвращение наступления рисковых событий.
Необходимость страхования грузоперевозок очевидна, и это связано с рядом фактов, рано или поздно приводящих руководителя любого предприятия к такому решению. Риски, относящиеся к сфере грузоперевозок, специфичны и выделяются в отдельные группы по своей природе. Классификация транспортных рисков впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда были обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС. После последних коррекций (1990 г.) различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах E, F, С и D. Если классифицировать риски по природе возникновения, то риски порчи, частичной утраты или полной потери груза можно классифицировать в зависимости от природы их возникновения, то есть можно выделить следующие группы причин:
1. Противоправные действия третьих лиц - риск хищения, кражи, грабежа, мошенничества.
2. Аварии на транспорте и ДТП, возникающие по причине:
• действий или упущений отправителя или получателя;
• особых естественных свойств груза (самовозгорание, ржавление);
• дефектов тары, несоответствия упаковки стандартам, ненадлежащего крепления груза в транспортном средстве;
• неисправности транспортного средства, дефектов вагонов или контейнеров;
• небрежной погрузки или выгрузки, неправильной перевозки.
Данный риск пропорционально возрастает в зависимости от сложности и дальности грузоперевозки.
3. Пожары, самовозгорание транспорта.
4. Обстоятельства непреодолимой силы:
• стихийные бедствия;
• военные действия;
• гражданские волнения;
• решения правительственных органов;
• забастовки и т.д.
Согласно статистике данные риски расположены по частоте их наступления в сторону уменьшения.
В целом последовательность проведения предстрахового сюрвея грузов в случае ж/д перевозок может быть представлена следующим образом:
• предпогрузочная инспекция груза, подсчет перевозимого товара, его характеристика, требования к транспортировке и контроль за их соблюдением;
• проверка состояния транспортного средства, участвующего в перевозке, качества пломбировки контейнеров, вагонов, определение технического состояния ж/д вагонов, дефектации корпусных конструкций вагонов всех типов;
• определение пригодности транспортных средств к погрузке;
• осмотр контейнеров, транспортной тары, проверка качества упаковки и крепления груза;
• сертификация и декларирование опасных грузов;
• контроль качественного взвешивания груза при погрузке и выгрузке, контроль погрузочно-разгрузочных работ;
• контроль доставки груза по назначению, контроль сохранности груза на всех этапах пути, включая перевалку на разнообразные транспортные средства, а также самих транспортных средств, вовлеченных в процесс перевозки;
• подтверждение отсутствия груза после выгрузки;
• наблюдение и управление складами;
• инспекция условий хранения товаров и имущества;
• идентификация рисков, их характеристика и оценка;
• разработка рекомендаций на уменьшение коммерческих потерь;
• составления официального рапорта, то есть письменного свидетельства того, что были установлены факты несоответствия условиям перевозки, повреждение груза, упаковки, транспорта, указаны размеры и характер повреждений, количество и качество товара или, что такие факты отсутствуют на данной стадии перевозки.
Заключение или рапорт сюрвейера, составленный на определенной стадии перевозки, позволяет установить время и место хищения или по-
вреждения груза, а также является доказательством в судебном разбирательстве. Какой-либо официально закрепленной формы сюрвейерского заключения на данный момент не существует.
Сюрвей позволяет обезопасить юридических и физических лиц от претензий со стороны контрагентов. Посреднические торговые компании используют сюрвей как гарантию того, что возможная претензия по количеству и качеству груза будет выставлена отправителям и не вовлечет их в претензионные споры. Экспертиза грузов на каждой стадии транспортировки выгодна как отправителю и получателю груза, так и перевозчикам, так как она непосредственно позволяет избежать хищений, повреждений товара при транспортировке и неправильной укладке, а в целом качественно улучшить показатели данной отрасли по частоте наступления рисковых событий и совокупному ущербу по наступившим страховым событиям.
Заключение
На сегодняшний день грузового сюрвейера следует рассматривать как беспристрастного специалиста-эксперта в области грузоперевозок, дающего своё суждение на основании профессиональных знаний, опыта и собранных или предоставленных объективных данных: результатов измерений, расчетов, фотографий, чертежей, документов, а его письменно оформленный сюрвейерский отчет следует считать одним из объективных доказательств при установлении истины - например, в суде. И любое заключение или суждение сюрвейера может быть разумно оспорено или подвергнуто сомнению. Сила позиции сюрвейера - в его крепком профессиональном подходе и в обоснованности его заключения. Библиографический список
1. Страховая экспертиза грузов: практ. пособие / М.Н. Селиверстов. - М.: Анкил, 2007.
2. Иловайский Н.Д., Киселёв А.Н. Сервис на транспорте (железнодорожном): Учебник для вузов. - М.: Маршрут, 2003.
3. http://www.transportmm.ru/svurveierskie-uslugi/ ЗЗ-кЮЧаксн-
svurveier.html
4. http://www.rusregister.com/survev.html