Горчаковский П.Л. Широколиственные леса и их место в растительном покрове Южного Урала. М.: Наука, 1972. 146 с.
Горчаковский ПЛ. Растительность и ботанико-географическое деление Башкирской АССР // Определитель высших растений Башкирской АССР. М.: Наука, 1988. С.5-13.
Заугольнова Л.Б., Морозова О.В. Типология и классификация лесов Европейской России: методологические подходы и возможности их реализации // Лесоведение. 2006. №1. С.34—48.
Игошина К.И. Опыт ботанико-географического районирования Урала на основе зональных флористических групп // Ботан. журн. 1961. Т.46, №2. С.183— 200.
Колесников Б.П. Очерк растительности Челябинской области в связи с ее геоботаническим районированием /7 Флора и лесная растительность Ильменского государственного заповедника: Тр. Ильмен. заповедника. Свердловск, 1961. Вып.8. С, 105-129.
Мартыненко В.Б., Широких П.С., МулдашевАА. Синтаксономия лесной растительности // Флора и растительность Южно-Уральского государственного природного заповедника. Уфа: Гилем, 2008. С.124-240.
Смирнова О.В., Бобровский М.В., Ханина Л.Г. и др. Биоразнообразие и сукцессионный статус темнохвойных лесов Шежимопечорского и Болыпепо- рожного ботанико-географических районов Печоро-Илычского заповедника // Тр. Печоро-Илычского заповедника. 2007. Вып.15. С.28-47.
Соколова Л.А. Основные черты растительности западного склона (северной части) Южного Урала // Тр. Ботан. ин-та им. B.J1. Комарова АН СССР. Сер.З. 1951. Вып.7. С. 134-180.
Сукачев В Н., Зонн С В. Методические указания к изучению типов леса. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 144 с.
УДК [581.6:615.32:582.675.1]:470.57
СЫРЬЕВАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ ГОРЦА ПЕРЕЧНОГО И ГОРЦА ПОЧЕЧУЙНОГО В РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ БАШКИРСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ
С.Н. Жигунова, Н.И. Федоров, О.И. Михайленко, Я.О. Гуркова
Институт биологии Уфимского научного центра РАН, 450054, г. Уфа, пр. Октября 69; e-mail:
fedo [email protected]
В настоящее время на территории Республики Башкортостан заготавливается ежегодно более 200 т растительного сырья для использования в фитотерапии и производства медицинских препаратов. В наибольших количествах (ежегодные заготовки свыше 5 т в сухом весе) заготавливается 20 видов, в том числе горец перечный и горец почечуйный. Водные и спиртовые вытяжки горца перечного применяют как кровоостанавливающее средство, отвар обладает бактериостатическими свойствами; его принимают при затруднении мочеиспускания, сыпях, опухолях и ушибах, при язве и раке желудка, а также как вяжущее и болеутоляющее средство. Отвары и настои горца почечуйного обладают выраженными кровоостанавливающими свойствами, проявляющимися в повышении вязкости и свертываемости крови, а также заметно повышают сократительную способность гладкомышечных органов, оказывают слабительное, мочегонное и незначительное противовоспалительное действие (Растительные ресурсы..., 1985).
Целью работы является оценка распространения и сырьевой продуктивности горца перечного и горца почечуйного на территории Предуралья.
Материалы и методы
В качестве объектов исследования были выбраны два вида семейства Гречишные (Polygonaceae Juss.) - горец перечный (водяной перец) (Persi- caria hydropiper (L.) Spach) и горец почечуйный (Persicaria maculaia (Ra- fin.) A. et D. Love).
Их распространение на территории Предуралья анализировалось по базе данных растительных сообществ Республики Башкортостан, описанных в системе эколого-флористической классификации (Ямалов и др., 2004). В этой базе данных насчитывается для Предуралья 133 ассоциации растительных сообществ луговой, лесной, степной, рудеральной, болотной растительности и растительности засоленных почв.
Для оценки продуктивности был использован метод оценки фито- массы по проективному покрытию с некоторыми модификациями, делающими возможным применение его результатов для вычисления сырьевой продуктивности лекарственных видов в растительных сообществах, описанных в системе единиц эколого-флористической классификации (Жигу- нова и др., 2008). Он предусматривает заложение серии площадок с различным участием ресурсного вида, на которых оценивается его проективное покрытие и вес на единицу площади. Далее проводился регрессионный анализ линейной зависимости фитомассы вида на единицу площади от его проективного покрытия. Расчеты проводились в статистическом пакете «Statistica 6.О.».
Отработка методики определения зависимости фитомассы надземной части видов от их проективного покрытия проводились в Иглинском районе на двух участках в поймах мелких рек и одном - на краю небольшого болота. Было заложено для горца перечного и горца почечуйного, соответственно, 59 и 57 площадок размером 1 м . Для оценки продуктивности изученных видов в типичных для них растительных сообществах Предуралья использованы данные об их обилии и постоянстве в ассоциациях эколого-флористической классификации с участием этих видов.
Результаты и их обсуждение
Растения горца перечного в сообществах распределены мозаично и различаются по высоте. Тем не менее, как показывает корреляционный и регрессионный анализ, между надземной фитомассой горца перечного (М, ц/га) и проективным покрытием существует сильная прямая связь (коэффициент корреляции г = +0,94) (рис. 1).
Проективное покрытие, % Рис. 1. Регрессионная зависимость надземной фитомассы горца перечного от его проективного
покрытия
В результате регрессионного анализа получено уравнение зависимости надземной фитомассы горца перечного (М, ц/га) от проективного покрытия (Пп,%): М = -0,06 + 0,46 Пл.
Для второго вида - горца почечуйного - при корреляционном и регрессионном анализе выявлена еще более сильная зависимость между надземной фитомассой и проективным покрытием (коэффициент корреляции г = +0,97) (рис. 2).
Было получено регрессионное уравнение зависимости надземной фитомассы горца почечуйного (М, ц/га) от проективного покрытия (Пп,%): М = 0,21 +0,20 Пп.
Далее было проанализировано распространение этих видов на территории Предуралья и рассчитана их продуктивность в типичных для них растительных сообществах. Оба вида предпочитают влажные местообитания и часто произрастают совместно. Горец перечный встречается во всех зонах Предуралья, где произрастает в составе травяного яруса растительных сообществ 14 ассоциаций, относящихся к 9 союзам 7 порядков 5 классов луговой, лесной, рудеральной и болотной растительности. Основное
Проективное покрытие, %
Рис. 2. Регрессионная зависимость надземной фитомассы горца почечуйного от его проективного
покрытия
его распространение связано с луговой растительностью. С постоянством до 40% и обилием до 5% этот вид встречается на влажных низкотравных пастбищах (союз Potentillion anserinae). С тем же постоянством и обилием горец перечный встречается в некоторых сообществах сырых заболоченных лугов (асс. Scirpetum sylvatici союза Calthion). В этих местообитаниях продуктивность надземной фитомассы вида достигает 0,25 ц/га в сухом весе. В остальных сообществах последнего союза его постоянство не превышает 20%, а обилие - 1%. При этом продуктивность также ниже и составляет не более 0,08 ц/га. Тем не менее, учитывая характер произрастания горца перечного (локальными куртинами), заготовка его в этих местообитаниях также возможна.
В лесной растительности распространение вида ограничено пойменными сероольховыми (союз Alnion incanae), ивово-тополевыми лесами (союз Salicion albae) и прирусловыми зарослями ивовых кустарников (союз Salicion triandrae). Постоянство вида в этих сообществах может достигать 60%, а обилие - 25%. Продуктивность надземной фитомассы вида в этих местообитаниях составляет до 0,98 ц/га в сухом весе. С постоянством до 20%, низким обилием и небольшой продуктивностью надземной массы (до 0,08 ц/га) вид встречается в заболоченных черноольховых и пушистобере- зовых лесах (союз Alnion glutinosae) и в сообществах кустарниковых низинных болот (союз Salicion cinereae).
Горец почечуйный на территории Предуралья встречается в составе травяного яруса меньшего числа растительных сообществ - в 9 ассоциациях, относящихся к 8 союзам 7 порядков 6 классов луговой и рудеральной растительности. Его распространение связано с рудеральными и луговыми сообществами, в которых вид встречается мозаично, иногда небольшими зарослями. С постоянством до 40% и обилием до 1% вид встречается в пойменных рудеральных сообществах (союз Agropyro-Rumicion crispí). В этих местообитаниях продуктивность надземной фитомассы горца почечуйного в сухом весе достаточна для заготовок и составляет до 0,16 ц/га. В сообществах однолетников и многолетников на залежах и пустырях (союз Sisymbrion officinalis, Arction
lappae, Onopordion acanthii), на скатах насыпей железнодорожных и шоссейных дорог (союз Convolvulo-Agropyrion) вид встречается редко с постоянством не более 20%. Продуктивность этого вида в этих сообществах составляет до 0,06-0,08 ц/га. В северных районах Предуралья вид встречается с постоянством до 20% в некоторых сообществах на сырых пойменных лугах (асс. Vicio craccae-Caricetum vulpinae союза Calthion), где его продуктивность достигает 0,08 ц/га. С теми же постоянством и продуктивностью вид может встречаться на низкотравных влажных пастбищах (асс. Rumici crispi-Agrostietum stoloniferae союза Potentillion anserinae), которые встречаются по всем районам Предуралья, но, как правило, не занимают больших площадей.
Таким образом, горец почечуйный приурочен преимущественно к рудеральным влажным местообитаниям, а горец перечный встречается в сообществах влажных лесов и лугов. На заболоченных лугах оба вида часто произрастают совместно. Наиболее перспективными местообитаниями для заготовки обоих видов являются заболоченные луга и сырые сбитые пастбища.
Список литературы
Жигунова С.Н., Федоров Н.И., Михайленко О.И. и др. Распространение и сырьевая продуктивность Thalictrum minus L. (Ranunculaceae) в растительных сообществах Республики Башкортостан // Аграрная Россия. 2008. №11. С. 16-17.
Растительные ресурсы СССР: Цветковые растения, их химический состав, использование; Семейство Magnoliaceae-Limoniaceae: В 7 т. Л.: Наука, 1985. Т.1. 460 с.
Ямалов С.М., Мартыненко В.Б., Голуб В.Б., Баишева Э.З. Продромус растительных сообществ Республики Башкортостан: Препринт. Уфа: Гилем, 2004. 64 с. УДК 635 92.05
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИАН В СИСТЕМЕ ОЗЕЛЕНЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ СТЕПИ И ЛЕСОСТЕПИ ПОВОЛЖЬЯ
АЛ. Калмыкова
Саратовский государственный аграный университет им НИ. Вавилова, 410012, г. Саратов,
Театральная пл, 1
Наиболее действенно позволяют контролировать и регулировать содержание парниковых газов и углекислоты в атмосфере зеленые насаждения. Их основная санитарно-гигиеническая функция как раз и состоит в кислородопродуктивности и депонировании углерода. Показатели этих процессов являются индивидуальными для каждого вида растений.
При условии выращивания лиан на незастроенной территории площадью 1 га с соблюдением стандартной схемы посадки показатели их сре- дозащитных свойств значительно уступают аналогичным показателям по древесно-кустарниковой растительности, так как площадь питания древесных растений значительно больше. Однако данный показатель не может являться объективным, поскольку в условиях селитебной застройки городов лианы размещаются, как правило, только вдоль стен жилых домов и строений, т.е. имеют свою экологическую нишу в местах, непригодных для произрастания древесно-кустарниковой растительности.
Целью данного исследования было сравнение средозащитных свойств отдельных видов лиан между собой при произрастании в условиях городов степного (г. Саратов) и лесостепного (г. Сызрань) Поволжья.
Показано, что наибольшей способностью депонировать углерод характеризуются виноград амурский (в условиях г. Саратова - 8,15 т/год на 1 га), девичий виноград (в