ФИЛОСОФИЯ СЕГОДНЯ: ПРОСТРАНСТВО КОММУНИКАЦИИ
УДК 1 (73) + 150.2:8
С. М. Левин
Сёрл в Москве: фрагменты события
Данные заметки рассказывают о визите в Москву в июне 2011 г. одного из наиболее известных сегодня американских философов - Джона Сёрля.
These notes describe the visit to Moscow of one of the most prominent American philosophers today - John Searle in June 2011.
Ключевые слова: современная американская философия, Дж. Сёрл, философия языка, философия сознания.
Key words: contemporary American philosophy, John Searle, philosophy of language, philosophy of mind.
Одна беседа с мудрецом стоит многих книг.
Китайская поговорка
В июне 2011 г. Москву посетил выдающийся американский философ Джон Сёрл. В этих кратких заметках хочется рассказать не только об основном содержании московских выступлений Сёрла, но и поделиться впечатлениями от личной беседы с философом. Учитывая то, что Сёрл ещё не стал обязательным для изучения «бессмертным», и его фамилия даже не имеет устоявшейся традиции написания (Сирл, Сёрль, Сёрл), мы начнем с его краткой биографии.
Джон Роджерс Сёрл (Searle, John Rogers) родился в Денвере в 1932 г. Начинал он свое обучение в колледже университета Висконсин-Мэдисон. Затем, став стипендиатом
Родса1, Сёрл отправился учиться в Оксфорд, где получил впоследствии степени бакалавра, магистра и доктора. В Оксфордском университете его учителями были Джон Остин2 и Питер Стросон3. В 1959 г. Сёрл устроился в Калифорнийский университет в Беркли, где работает до сих пор и почётным профессором которого является. Главным образом Сёрл известен как философ языка и сознания, так как наибольшую славу ему принесла его теория речевых актов и «аргумент китайской комнаты», в котором доказывается невозможность создания искусственного интеллекта на основе вычислительных машин. Более поздние работы Сёрла исследуют природу рациональности и социальной реальности. На русский язык полностью пока переведены только две книги Сёрла: «Открывая сознание заново»4 и «Рациональность в действии»5.
Еще студентом философского факультета СПбГУ я удивлялся обилию отсылок к Сёрлу в самых разных областях философского знания. После поступления в аспирантуру на кафедру «онтологии и теории познания» философия Сёрла оказалась в самом фокусе моих научных интересов, так как она предоставляет теоретический инструментарий для комплексного решения разнообразных проблем, напрямую ею не затронутых. Поэтому, узнав о скором приезде Сёрла в Москву, я решил, что это отличный шанс воочию увидеть классика.
Профессор Сёрл дал две публичные лекции: на философском факультете МГУ и в Институте философии РАН. Оба выступления собрали большое количество слушателей и носили пропедевтический характер, что подчеркивалось наличием перевода. Если в МГУ техническое оснащение зала позволяло сделать перевод синхронным и даже двухголосным, то в ИФ РАНе переводчик Андрей Веретенников столкнулся со сложной задачей реферативного пересказа длинных пассажей Сёрла, насыщенных шутками и неизвестными нам культурными референциями.
Первая лекция «Как решить проблему сознание-тело?» в МГУ в основном повторяла идеи, высказанные в книге «Открывая сознание заново». По Сёрлу, сознание - это такой же естественный процесс, как пи-
1 Стипендия Родса (Rhodes Scholarship) - одна из старейших международных стипендий для обучения в Оксфордском университете. Стипендия учреждена в 1902 г. бизнесменом и инициатором английской колониальной экспансии в Южной Африке Сесилем Родсом для студентов из Британской империи, США и Г ермании.
2 Остин (Austin) Джон (1911-1960) - британский философ, основоположник теории речевых актов.
3 Стросон (Strawson) Питер (1919-2006) - британский философ, профессор в Оксфорде с 1968 по 1987 г. Широкую известность Стросон получил после публикации статьи «О референции» (1950), где раскритиковал теорию дескрипций Бертрана Рассела.
4 Сёрл Дж. Открывая сознание заново / пер. с англ. А.Ф. Грязнова. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
5 Сёрль Дж. Рациональность в действии / пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. -М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 336 с.
щеварение или фотосинтез, оно свойственно всем соответствующим образом устроенным животным. В частности, его псу Гилберту, в чем может убедиться любой, кто проведет с Гилбертом несколько минут. И дело не в выдающихся способностях Гилберта, сознание так же присутствовало у всех предыдущих собак Сёрла Фреге, Рассела и Людвига, так как все они имели необходимую для этого телесную организацию. Несмотря на биологическую природу сознания, оно не может быть адекватно изучено, если мы будем игнорировать его субъективную природу. Свою философию сознания Сёрл, хотя он и не любит подобных ярлыков, называет биологическим натурализмом. На вопрос о том, что он добавляет как философ к взглядам на сознание, если его ответ совпадает с ответом биолога, Сёрл ответил, что, во-первых, его больше волнует истинность его суждений, а не их дисциплинарная принадлежность и что ему уже много раз бросали упрек в том, что он занимается не философией, а, допустим, лингвистикой или социологией. Во-вторых, Сёрл справедливо отметил, что занятия биологией не гарантируют правильного натуралистического взгляда на сознание и что он встречал биологов, которые были дуалистами. К ним Сёрл относит также и тех, кто уподобляет мозг компьютерному железу, а сознание - программам.
Лекция в ИФ РАНе была посвящена «Онтологии социальной реальности». Сёрл постулирует существование только одной реальности, которая вмещает в себя все разнообразие бытия, включая социальный мир. Но как возможно сосуществование элементарных физических частиц с общественными институтами, которые реализуются мыслящими, рациональными, этическими агентами? Грубый физический мир существует независимо от нас, а социальная реальность появляется только благодаря нашим субъективным представлениям о ней. Тем не менее, обретя статус реальности, общественные институты перестают зависеть от мнения отдельных индивидов. Мы можем выносить объективно истинные суждения о классе фактов, зависящих от субъективных представлений. Но как только эти объективно познаваемые факты теряют коллективное признание субъектов, они рассыпаются с необычайной скоростью. Это показали последние события на Ближнем Востоке, когда режимы, просуществовавшие десятилетия, исчезли в течение нескольких недель.
Одна из причин популярности Сёрла состоит в том, что он приводит простые и доходчивые примеры. Продемонстрировав десятирублевую купюру и раскладной нож, он сказал, что купюра в отличие от ножа выполняет свои функции независимо от её физических свойств. Такие функции называются статусными функциями, и из них состоит всё разнообразие нашей общественной жизни - от выборов президента, законов и вечеринок до наступления фашистских войск на Советский союз. Статусные функции создаются посредством такого вида речевых актов, как декларации. Примерами деклараций может служить объявление о заклю-
чении брака, вынесении приговора или об открытии заседания. Декларации делают что-то фактом, описывая это как факт. Таким образом, проблема включения социальной реальности в физическую разрешается тем, что декларации - это один из видов речевых актов, а язык - это натуральный феномен.
Как и в МГУ, представленный доклад вызвал шквал вопросов из зала, на большинство из которых ответить не позволял регламент мероприятия. Сёрл специально формулировал свои утверждения предельно сильно, заботясь о том, чтобы их было легче опровергнуть. Поэтому тем, кто с ним не согласен, было довольно легко определить предмет своего несогласия. Наибольшее отторжение во взглядах Сёрла, как мне показалось, вызывает реализм, противопоставляемый им социальному конструктивизму. Высказывания о существовании одной независимой от нас реальности и том, что наши суждения о ней могут быть истинными, до сих пор у многих прочно ассоциируется с «единственно верным учением» и сопутствующим ему тоталитарным дискурсом.
* * *
Отдельный интерес в визитах подобного рода заключается в неформальном общении, обладающим особым шиком прикосновения к живой интеллектуальной истории. Не претендуя на статус светского хроникера, опишу свои впечатления от услышанной застольной беседы Сёрла после его доклада на Волхонке.
Первое, что заинтересовало самого Джона, так это какие философские направления сегодня наиболее популярны в России. Нина Степановна Юлина1 сказала, что самым популярными направлением философии в России парадоксальным образом является история философии, что, конечно, не есть сама философия. Второе место после истории философии было отдано постмодернистам, что стало для Сёрла неприятным сюрпризом. В связи с этим он пожалел, что недостаточно много времени уделил опровержению Жака Деррида. Сильным препятствием в споре с идеями Деррида выступает для Сёрля то, что ему решительно непонятно, в чем же они заключаются. А те релятивистские идеи постмодернистов, которые всё-таки доступны внешней экспертизе, чересчур абсурдны для серьезного обсуждения. В Америке релятивизм, со слов Сёрля, тоже популярен, но преимущественно среди студентов младших курсов.
Не менее резок Сёрл в оценках своих коллег из аналитического лагеря и их исследований. Проблема «квалиа» надуманна и не существует,
1 Юлина Н.С. (р. 1927) - доктор филос. наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Автор ряда работ по современной американской философии, среди которых «Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета» (М., 2004).
так как полностью совпадает с проблемой сознательных восприятий. Даниэль Деннет1, по мнению Сёрля, вообще не имеет связной теории. Многие другие аналитики скорее относятся к тем, кто получает известность, выбрасывая провокативные мнения, нежели занимаясь продуктивной работой (думаю, уместно печатать, только те из критических замечаний Джона, что он сам публично воспроизводил в интервью или статьях). Отвечая на вопрос о том, кого же из философов сознания Сёрл рекомендует кроме себя, в качестве достойных он назвал Неда Блока2 и Томаса Нагеля3. Из новых авторов не был упомянут никто. Отчасти такой ответ объясняется тем, что Сёрл считает, что проблема сознания уже принципиально решена, и его сейчас больше заботят вопросы социальной онтологии.
За обедом Сёрл был весел, не ограничивал себя в выборе блюд, прилично выпивал, но, подражая Сократу, не напивался. С юмором относился к медленному обслуживанию, встречал криками «Ура!» напитки и называл великим достижением человечного гения способность их принести спустя полчаса после заказа. Попытки остальных участников объяснить администрации общемировую значимость гостя не вызвали требуемого эффекта. Вероятно, менеджеру зала было тяжело всерьёз воспринимать профессора после того, как тот заявил, что у него нет РЬР.
В свободное время Сёрл катается на лыжах и много путешествует по миру. В университете у него, выражаясь нашим языком, полная ставка аудиторной нагрузки. Свои книги Сёрл не печатает, а диктует. Потом, читая, что выходит и, удивляясь тому, что кто-то мог додуматься до такой ерунды, он диктует по новой. Из-за такого способа производства текста речь Сёрла не только содержательно, но часто дословно повторяет то, что напечатано в его книгах, которые, несмотря на простоту стиля, считаются образцом академического письма. Как лингвистический философ он выверяет каждый термин, иногда посвящая целые главы обоснованию замены одного технического термина на другой.
Визит Сёрла в Москву вызвал двойственные чувства. С одной стороны, этот визит подчеркнул нашу глубокую философскую провинциальность. Какого русского философа сегодня мы могли бы предложить как оппонента для потенциальной дискуссии с Сёрлом так, чтобы упо-
1 Денет (Dennett) Дэниел (р. 1942) - американский философ, сторонник функционалистской концепции сознания, учился в Гарварде и Оксфорде, профессор философии и директор Центра когнитивных исследований.
2 Блок (Block) Нед (р. 1942), профессор нью-йоркского университета, последователь-
ный критик функционального подхода к мышлению. Автор работы «Психологизм и бихевиоризм» (1981), получившей известность в связи к критикой теста Тьюринга. Нагель (Nagel) Томас (р. 1937) - американский философ, профессор нью-йоркского университета, автор нашумевшей статьи «Каково быть летучей мышью?» (1974), в которой на примере летучей мыши критикуется редукционистский подход к проблемам сознания.
минание имени оппонента вызвало бы широкое внимание за пределами России? Провидите забавный мыслительный эксперимент, сравните: Сёрл и Хабермас или Сёрл и «любая фамилия соотечественника». С другой стороны, само приглашение такой знаковой фигуры и присутствие, хотя и непродолжительное, на нашей философской сцене свидетельствуют о наметившемся движении отечественного философского сообщества в сторону актуального мирового контекста, что, конечно, не может не радовать и рождает определённые надежды.
Избранные работы Дж. Серля на русском языке
1. Сёрль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. - М., 1986. - С. 151-169.
2. Сёрль Дж. Р. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М., 1987
3. Сирл Дж. Разум мозга - компьютерная программа? // В мире науки (Scientific American. Изд. на рус. яз.). - 1990. - № 3.
4. Сёрль Дж. Р. Метафора // Теория метафоры. - М., 1990.
5. Сёрль Дж. Р. Сознание, мозг и наука // Путь. - М., 1993. - № 4. - С. 3-66.
6. Сёрль Дж. Р.Сознание, мозг и программы // Аналитическая философия: становление и развитие (антология) / под ред. А.Ф. Грязнова. - М.: ДиК, 1998.
7. Сёрл Дж. Открывая сознание заново / пер. с англ. А.Ф. Грязнова. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
8. Сёрль Дж. Рациональность в действии / пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 336 с.