Научная статья на тему 'Сын об отце'

Сын об отце Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сын об отце»

Наша презентация

К юбилею

Артура Владимировича Петровского: российскому психологу 90 лет со дня рождения

Вадим Петровский

СЫН ОБ ОТЦЕ

Артур Владимирович Петровский (14 мая 1924 г. — 2 декабря 2006 г.) родился в Севастополе в семье библиотекарей, но с первых месяцев жил в Москве. Его отец был одним из зачинателей библиотечного дела в России, основателем детской библиотеки им. А. Гайдара, в послеоктябрьские годы работал вместе с Н. К. Крупской. В 1941 г. после окончания девятого класса Артур Петровский ушел добровольцем на фронт. Однако был комиссован, работал на лесоповале.

В 1943 г. был принят на факультет Чкаловского (ныне Оренбургского) педагогического института. Вернувшись в Москву, в 1947 г. он окончил факультет русского языка и литературы Московского городского педагогического института им. В. П. Потемкина и там же поступил в аспирантуру по кафедре психологии. В 1950 г. с блеском защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические воззрения А. Н. Радищева», выполненную под руководством Григория Алексеевича Фортунатова (об этой защите появилась статья в журнале «Вопросы философии», что являлось редким для тех времен случаем; оппонентом на защите

кандидатской диссертации, как, впрочем, потом и докторской, был Борис Михайлович Теплов).

Профессиональную деятельность А. В. Петровский начал преподавателем кафедры психологии Вологодского пединститута (1950—1952). С 1952 г. он был ассистентом, а затем доцентом кафедры психологии М1ПИ им. В. П. Потемкина. В 1956—1957 гг. А. В. Петровский был командирован в Китайскую Народную Республику, где читал лекции преподавателям педагогических вузов. В 1960 г. (после слияния МГПИ им. В. П. Потемкина и Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина) он стал доцентом кафедры психологии МГПИ им. В. И. Ленина, руководимой проф. Николаем Федоровичем Добрыниным. В тот период вышел его первый учебник «Психология» (М., 1956, 1957, 1958), написанный совместно с Г. А. Фортунатовым, о котором все годы говорил как о своем учителе.

В 1965 году А. В. Петровский защитил докторскую диссертацию на тему «Пути формирования основ советской психологии». Уже в начале 60-х годов он отвергал представление о педологии как о «лженауке» и пересматривал другие позиции, утвердившиеся в советской психологической историографии. Впервые он поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки объявленных «лженауками» педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, трудов В. М. Бехтерева, В. А. Вагнера, П. П. Блонского и др. В 1966 г. А. В. Петровский получил звание профессора и стал заведующим кафедрой психологии МГПИ.

В 1968 г. А. В. Петровского избирают членом-корреспондентом АПН СССР, затем — академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии. С 1971 года он действительный член АПН СССР. Параллельно он работает в редколлегиях журналов «Вопросы психологии» и «Вестник МГУ». В 1972 г. А. В. Петровский стал руководителем лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (с 1999 г. — лаборатория теории и истории психологии).

В 1972—1973 гг. А. В. Петровский — член Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования, соавтор коллективной монографии "Learning to be" (1972), которая была издана в 40 странах мира (за исключением СССР).

В 1976 г. А. В. Петровский становится вице-президентом АПН СССР, а с 1978 по 1985 г. также руководителем кафедры педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ.

Артур Владимирович Петровский — основатель научной школы и выдающийся организатор науки. Под руководством А. В. Петровского состоялась защита 63 кандидатских и докторских диссертаций. А. В. Петровский — редактор и соавтор ряда учебников по общей, социальной, возрастной, педагогической и теоретической психологии.

Артур Владимирович Петровский в области социальной психологии предложил теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений, позволяющую дифференцировать группу по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей, трехфакторную модель

лидерства, возрастную периодизацию развития личности, проект хроно-психологии и, совместно с В. А. Петровским, концепцию персонализации и категориального строя психологии.

Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского при составительстве Л. А. Карпенко подготовлены: «Краткий психологический словарь» (1985), «Психология. Словарь» (1990). Артур Владимирович работал над созданием «Психологической энциклопедии» и серии справочных изданий «Лексикон» (серия из шести словарей, составленных по тематическому принципу), был консультантом фильмов «Семь шагов за горизонт», «Я и другие» (реж. Феликс Соболев), «Чучело» (реж. Ролан Быков).

За время своей научной деятельности А. В. Петровский опубликовал свыше 1500 статей, учебников, учебных пособий, монографий, популярных книг (среди которых ставшая настольной для нескольких поколений психологов «Беседы о психологии»), справочных изданий, многие из которых были переведены на иностранные языки.

А. В. Петровский — заслуженный деятель науки РФ (1994), награжден орденом Великой Отечественной войны, орденом Почета (1999) и медалями.

Совместно с М. Г. Ярошевским разработал многоуровневую систему психологической подготовки в вузах, за что в 1997 г. был награжден премией Правительства РФ в области образования.

В 1989 г. А. В. Петровский — один из руководителей ВНИК «Школа», где разрабатывались принципы и основ реформирования системы образования в СССР.

В декабре 1991 г. по поручению Правительства РФ был назначен президентом-организатором Российской академии образования, а с 1992 по 1997 г. — был ее президентом.

Жизненный путь и путь в науке Артура Владимировича Петровского отражен в книге «Психология и время», последняя точка в которой была поставлена в ночь его ухода из жизни.

Юбилей. Девяносто лет... Странно! Годы идут, а отец в моей памяти все моложе.

Когда читаю его книги и статьи, говорю с людьми, знавшими его, чувствую, что все во мне живо, никакого расставания с ним не произошло, и все то, что мы писали с ним о земной продолженности человека в человеке - все это - правда...

Но, вот, чтобы люди, живущие в нас, с возрастом молодели... Об этом мы с ним никогда прежде не разговаривали.

Валерия Сергеевна Мухина, главный редактор Журнала, оказала мне большую честь, предложив подготовить выпуск, полностью посвященный 90-летию со дня рождения Артура Владимировича Петровского.

Предваряя статьи, написанные учениками, коллегами и друзьями моего отца, я хочу рассказать читателям об основных исследованиях, проводимых им в последние три десятилетия своей жизни.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ЖИЗНИ ОТЦА

Отнюдь не всегда он формулировал их вслух... Будучи человеком принципиальным, он не любил высокопарных слов, и, возможно, как жесткий редактор, предложил бы сыну поискать что-нибудь вместо «принципов». Но, по-моему, это все-такипринципы, — ты уж прости!

Принцип 1: «Быть человеком "Да"». Отец говорил о людях: «Этот — Человек-"Да"», «Этот — Человек-"Нет"». Сам он был, безусловно, человеком «Да». Поддерживать людей — тот принцип жизни, от которого не отступал никогда (я подчеркиваю это курсивом).

Принцип 2: «Прощать». Он часто напоминал нам о том, что наказание не должно быть весомее самого проступка. Он мог рассердиться и сильно. Однако умел прощать. Описывая семейные отношения в своих книгах, он говорил: «Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви.» Он настаивал: «Не надо преследовать!», «Умей прощать!», «Не казни!» Чаще всего мы слышали от него именно: «Не казни.»

... Написал эти слова вот только что. Открываю почту. Письмо от Людмилы Карпенко, коллеги, к которой Артур Владимирович относился исключительно хорошо. Она пишет о «непроговоренных ситуациях»: «Я вспомнила в позапрошлом году слова А. А. Бодалёва, когда мы у него дома работали над словарём по общению. Он мне сказал, что очень был благодарен Артуру Владимировичу, когда он позвонил ему, извинился и выразил своё сожаление о некоторых разногласиях, которые были между ними. Надо было видеть посветлевшее лицо Алексея Александровича... Мы спохватываемся, что не разрешили или не завершили позитивно свои отношения с другими людьми. А потом оказывается, что поздно... »

Принцип 3. Принимать в расчет обстоятельства. Есть люди, для которых «неисполнение своих обязанностей» равносильно преступлению. Не знаю, вникал ли маршал Жуков «в обстоятельства», прежде чем решать вопрос о запятой в словах «казнить нельзя помиловать». На моей памяти не было случая, чтобы отец не принимал в расчет обстоятельства людей, даже тогда, когда те его подводили.

Принцип 4. «Бесстатусность» (= «Никакого снобизма!», «Каждый человек интересен!»). Начиная общаться с незнакомыми людьми, он полагал, что каждый обязательно обладает «чем-то таким» (компетентность, черты характера), что превосходит его собственные достижения и возможности. Все люди интересны и уважаемы a priori. Различия в социальном статусе ничего не значат. Не случайно одна из диссертаций, защищенных под его руководством, называлась «Авторитет подчиненного в глазах руководителя»...

Принцип 5. Баланс податливости и твердости. Артур Владимирович был человеком «уступчивым». Часто говорил «Не спорю» (правда, это иногда означало «я с вами в дискуссию не вступил»). Временами, он даже радовался, когда его переубеждали, умел сделать «шаг назад», не избегал компромиссов, словом, был дипломатичен, и при том весьма. Но его уступчивость в разногласиях — сродни «податливости» бойцов айкидо. Он мог быть неожиданно очень твердым, совершенно несгибаемым, шокирующе непреклонным. Тогда, когда всерьез кто-то задевал его принципы.

P.S. О девяностолетии А. В. Петровского я опубликовал заметку на ленте фейсбука. Сотни откликов! Спасибо друзьям отца, моим друзьям, коллегам, ученикам, людям, знающим и узнающим его по работам...Столько людей чувствуют его реальное присутствие в их жизни!

Конечно, не думаю, что все дело впринципах жизни.

Он просто сегодня живой человек.

Его тепло ощущается многими.

Теми, кто знал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.