Научная статья на тему 'SWOT И PEST-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ ГРАМОТНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ'

SWOT И PEST-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ ГРАМОТНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / PEST-АНАЛИЗ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прядко С.Н., Курилова М.С.

Для выбора и применения эффективных управленческих решений, представления наглядной экономической картины деятельности предприятия руководителю необходимы "опорные точки", т.е. инструменты анализа сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды, а также политических, экономических, социальных и технологических сторон воздействия. Статья наглядно демонстрирует возможности применения SWOT и PEST-анализа в целях принятия грамотных управленческих решений.To select and use the right managerial decisions represent a clear economic picture of the enterprise activities a Manager must "control points", i.e. the strengths and weaknesses of the organization, opportunities and threats from the external environment, as well as political, economic, social and technological sides of the impact. The article demonstrates the possibility of applying SWOT and PEST analysis for the adoption of competent management decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SWOT И PEST-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ ГРАМОТНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

УДК 339.138

Прядко С.Н. кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры "Менеджмента и маркетинга "

Белгородский государственный национально-исследовательский университет

Россия, г.Белгород Курилова М.С. студент 4 курс Институт Экономики Россия, г.Белгород SWOT И PEST-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИНЯТИЯ ГРАМОТНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация. Для выбора и применения эффективных управленческих решений, представления наглядной экономической картины деятельности предприятия руководителю необходимы "опорные точки", т.е. инструменты анализа сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды, а также политических, экономических, социальных и технологических сторон воздействия. Статья наглядно демонстрирует возможности применения SWOT и PEST-анализа в целях принятия грамотных управленческих решений.

Ключевые слова: SWOT-анализ,PEST-анализ, методика анализа.

Abstract. To select and use the right managerial decisions represent a clear economic picture of the enterprise activities a Manager must "control points", i.e. the strengths and weaknesses of the organization, opportunities and threats from the external environment, as well as political, economic, social and technological sides of the impact. The article demonstrates the possibility of applying SWOT and PEST analysis for the adoption of competent management decisions. Abstract:

Keywords: SWOT-analysis, PEST -analysis integrated medium, technique of analysis.

Положение организации обусловлено его успешной реакцией на различные внешние факторы. Поэтому, при анализе таких факторов, выделяют наиболее важные моменты. Взаимосвязь при рассмотрении этих факторов с возможностями компании помогает решать зарождающиеся проблемы [1]. Следовательно, для решения всевозможных вопросов необходимо иметь представление, подчинены ли критические факторы контролю со стороны компании. Внутренние они, поддающиеся изменениям усилиями компании или внешние события, на которые компания влиять не в состоянии [2]. Так, наиболее распространенными методами, влияющими на развитие компании можно назвать SWOT и PEST-анализ.

SWOT-анализ - важный элемент исследований; обязательный предварительный этап при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате данного анализа, выступают базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.

В статье представлен SWOT-анализ Группы компаний «ЭФКО». Выполняя SWOT-анализ на примере Группы компаний «ЭФКО», можно выявить следующие аспекты влияния:

• Возможности на рынке:

Группа компаний «ЭФКО» - важнейший российский производитель жиров специального назначения и маргаринов, используемых как ингредиенты для производства продуктов питания в кондитерской, хлебопекарной, молочной и других отраслях пищевой промышленности. Ассортимент продукции «ЭФКО» достаточно разнообразен: кондитерские и универсальные жиры; жиры для производства спрэдов, творожных и сырных продуктов; заменители масла какао лауринового и нелауринового типов; промышленные маргарины.

ТМ «Слобода» - ведущий бренд Группы Компаний, популярный помимо России ещё и в 20 других странах мира. Под этой маркой компания производит и реализует обширную линейку товаров: майонезы, растительные масла, кетчупы, соусы, йогурты [3].

Сегодня «ЭФКО» - это крупнейший переработчик масличных в России и Республике Казахстан. Активы находятся в высокоперспективных сырьевых зонах и обеспечены наилучшим оборудованием. Этот аспект - один из стратегических преимуществ Компании.

• Угрозы на рынке:

Критерии конкуренции на рынке фасованного подсолнечного масла: цена, качество, система распределения товара, рекламная поддержка, имидж товара. К основным конкурентам на рынке по данным критериям относят следующие компании: компания «Петросоюз» (торговая марка «Моя семья», «Мечта хозяйки»), «Юнилевер» (торговая марка «Calve», «Delmy» «Hellmans»), Жировой комбинат г.Екатеринбург, Нижегородский масложировой комбинат (торговая марка «Ряба», «Заправский»), Московский жировой комбинат (торговая марка «Россиянка») [3].

Компании «Юнилевер», «Петросоюз», «Демиург», «ЕвроОйл», «Родос» являются крупнейшими конкурентами на рынке мягкого масла, специализированных жиров - группа компаний «Инфорум», «Союзснаб», «Петроимпорт», «Унигра», «Новые масла и технологии», «Союз», «Орхус Олие», Нижегородский масложировой комбинат, ОАО «МЖК Краснодарский».

• Сильные стороны:

Группа компаний «ЭФКО» - российский вертикально-интегрированный производитель жиров специального назначения, применяемых в кондитерской, хлебопекарной и других отраслях пищевой промышленности. Широко известны такие выпускаемые бренды, как «Слобода» и Altero.

Основные черты Компании - это качественно новый подход к производству, высокое качество продукции и бережное отношение к окружающей среде. Подразделения «ЭФКО» самостоятельно организуют выполнение полного цикла работ.

Тесное сотрудничество с единственным в России глубоководным морским маслоналивным терминалом в порту Тамань на Черном море обеспечивает логистические преимущества компании.

Инновационная деятельность «ЭФКО» содержит широкий спектр разработок продуктов и технологий производства, внедрение и совершенствование системы управления качеством, автоматизацию бизнес-процессов.

В тоже время, компания предоставляет своим сотрудникам максимально удобные условия для развития своего творческого и профессионального потенциала с помощью разработки детальных схем мотивации и программ карьерного роста, открытия специализированных учебных центров для подготовки кадров.

«ЭФКО» старается минимизировать отходы собственного производства, применяя ресурсосберегающие технологии. Таким образом, компания проявляет бережное отношение к окружающей среде.

Без внимания не остается и реализация социальных программ помощи детям с ограниченными возможностями, поддержка возрождения духовного и культурно-исторического наследия, искусства и спорта, а также ряд других проектов осуществляемых при поддержке Группы Компаний «ЭФКО».

• Слабые стороны:

В наши дни уровень развития масложировой промышленности России отстает от зарубежного, в основном, по технологическому фактору.

Финансовая стратегия группы компаний основана на увеличении объемов продаж при выпуске новых видов продукции. Большая необходимость в оборотном капитале негативно влияет на возможности компании оперативно реагировать на снижение объема продаж.

Группа компаний «ЭФКО» имеет свою региональную сбытовую сеть, а именно 11 торговых домов в 10 основных экономически развитых районах России.

Таким образом, только при систематическом отслеживании конкурентных изменений на рынке фирма может правильно оценить возможности конкурентов и собственные силы, выработать наиболее

рациональную и приемлимую маркетинговую стратегию, помогающую создавать или поддерживать свои конкурентные преимущества. Поэтому, для правильной оценки своих собственных возможностей, компания должна ввести регулярные маркетинговые исследования.

Использованные источники:

1.Тхориков Б.А. Методология индикативного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 10. - С. 154-157

2.Прядко С.Н. Оценка факторов поведения потребителей на рынке образовательных услуг в маркетинговом планировании вуза//Научные ведомости БелГУ. -2010. -№ 19 (90). -Выпуск 16/1. -С. 80-87

3. Официальный сайт Группы компаний ЭФКО. Официальный ресурс. Режим доступа: http://www.efko.ru/

УДК 001.201

Прядко С.Н., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Менеджмента и маркетинга» Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород Лютых М.П. студент Амирханова А.С.

студент Магамедова Н.К. студент

4 курс, кафедра «Финансов, инвестиций и инноваций»

Институт экономики Россия, г. Белгород МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ШОКОЛАДА Данная статья посвящена анализу предпочтений потребителей рынка шоколада в Белгородской области. Цель работы: изучить отношение жителей области к шоколаду. Для достижения цели были осуществлены следующие действия: разработана анкета, проведен опрос и подведены итоги. Выборка исследования составила 52 участника.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, анализ, рынок шоколада, анкетирование, сегментация рынка.

This paper focuses on the analysis of preferences of consumers of chocolate market in the Belgorod region. Objective: to study the attitude of residents of the area for chocolate. For this purpose we carried out the following actions: developed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.