SWOT-анализ в процессе разработки стратегии социально-экономического развития
муниципального образования SWOT-analysis in the process of developing a strategy for the socio-economic development
of the municipality
УДК 330.322
Вершинин Юрий Борисович,
к.э.н., доцент Института экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет (УлГУ), г. Ульяновск
Вершинина Е.Л.,
доцент Института экономики и бизнеса, декан Заволжского экономико-гуманитарного факультета (ЗГВФ) Ульяновского государственного университета (УлГУ), г. Ульяновск
Vershinin Jury,
assistant professor, Ulyanovsk state university, Ulyanovsk
Vershinina Elena,
assistant professor, the dean of Ulyanovsk state university, Ulyanovsk
Аннотация: Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, разработанная компанией Strategy Partners Group (г.Москва) в сотрудничестве с авторами данной статьи, большое внимание уделяет диагностике уровня развития муниципалитета. Следующим этапом разработки Стратегии является формирование Стратегического видения и Стратегических целей развития муниципального образования «город Ульяновск» на 2030 год, в том числе SWOT-анализ и оценка ключевых внешних «движущих сил». Оценка качества жизни в городе по мнению его жителей и оценка инвестиционной привлекательности и качества предпринимательского климата в Ульяновске проводились на основе опроса населения и предпринимателей города.
Summary: The strategy-2030 of the socio-economic development of the municipality "Ulyanovsk City", developed by the Strategy Partners Group (Moscow) in cooperation with the authors of this article, pays great attention to the diagnostics of the municipality development level. The next stage in Strategy development is the formation of Strategic Vision and Strategic
Objectives for the development of municipality "Ulyanovsk City" for 2030, including SWOT analysis and assessment of the key external "driving forces". The assessment of the quality of life, the investment attractiveness and the quality of the business climate in Ulyanovsk were carried out on the survey of the common citizens and entrepreneurs of the city.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития муниципального образования, первичная диагностика уровня развития муниципалитета, инвестиционная привлекательность, стратегическая диагностика, SWOT-анализ, внешние «движущие силы».
Keywords: the strategy of the socio-economic development of the municipality, primary diagnostics of the municipality development level, the investment attractiveness, the strategic diagnosis, SWOT analysis, external "driving forces".
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, разрабатывалась компанией Strategy Partners Group (г.Москва) в сотрудничестве с авторами данной статьи в 2015-16 гг. Она легла в основу всех дальнейших разрабатываемых инвестиционных стратегий города Ульяновска [1].
Город Ульяновск расположен в центре промышленного развитого и густонаселенного Приволжского федерального округа, в центре Европейской части Российской Федерации на пересечении важных международных транспортных коридоров №№2, 3 «Транссибирский» и №9 «Север-Юг».
Город Ульяновск — административный центр Ульяновской области, входящий в состав Приволжского федерального округа. Расположен в центре европейской части России на Приволжской возвышенности, на берегах рек Волга (Куйбышевское водохранилище) и Свияга, в 893 км к востоку от Москвы.
Город Ульяновск расположен на двух берегах реки Волга в окружении зон лесостепи и лиственных лесов, разделён на четыре района: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский. Территория города (общая площадь в пределах городской черты) — 625,0 км2.
Городу Ульяновску присущи большинство проблем, имеющиеся у муниципальных образований ПФО [2], а также он во многом является специфической городской агломерацией, расположенной в регионе Среднего Поволжья и «зажатой» между сильными в экономическом плане соседями - Татарстаном и Самарской областью.
Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года была предпринята руководством МО с целью повышения хозяйственной самостоятельности и «...реализации права и реальной
способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [3]. Кроме того, преследовалась цель выработки самостоятельной инвестиционной политики [4], являющейся в условиях несовершенства законодательной базы местного самоуправления эффективной частью политики региона
[5].
Разработка Инвестиционной стратегии города складывалась из трех последующих этапов:
1. Анализ текущего социально-экономического состояния города
2. Стратегическая диагностика конкурентоспособности города
3. Разработка стратегического видения развития города Ульяновск до 2030 года и плана реализации стратегии.
Стратегическое видение и Стратегические цели развития муниципального образования «город Ульяновск» на 2030 год включали в себя:
1. SWOT анализ и ключевые внешние «движущие силы»
2. Концепция стратегии развития Ульяновска до 2030 года
3. Описание приоритетных стратегических инициатив
4. Описание отдельных стратегических инициатив второго приоритета
SWOT анализ и ключевые внешние «движущие силы» Сильные стороны
- Наличие «анонсированного будущего» по ключевым направлениям развития города;
- Город в целом привлекателен для привлечения целевых инвесторов и имеет хорошие возможности для продвижения в этом направлении;
- Процесс привлечения инвесторов в области на уровне лучшей российской практики;
- Наличие сильных кластеров российского уровня и предприятий с сильными международными и российскими брендами;
- Система управления городом уникальна для РФ и способствует внедрению методов стратегического управления и общественного контроля;
- Эффективное управление бюджетом города в условиях ограниченности ресурсов;
- Качественная система образования, позволяющая готовить кадры для промышленности;
- Сравнительно высокий уровень безопасности в городе;
- Наличие достаточно привлекательных туристических активов
Слабые стороны
- Нехватка высокопроизводительных рабочих мест в экспортирующих секторах экономики, и, как следствие, низкий уровень собственных доходов города и высокая зависимость от финансирования из федерального бюджета;
- Проблемы в качестве медицинского обслуживания для жителей города;
- Отток наиболее высококвалифицированного и активного населения из-за проблем с работой и слабыми возможностями для самореализации;
- Проблемы с содержанием многоквартирных домов, в т.ч. связанные с избытком мелких управляющих компаний;
- Сравнительно низкое качество автомобильных дорог;
- Недостаточное развитие авиационного сообщения;
- Низкая предпринимательская активность населения;
- В городе мало привлекательных архитектурных объектов и комплексов, общественных пространств, совершенно не развита набережная Волги;
- Имеются проблемы с транспортной связностью районов (Рис.3).
По результатам диагностики в число ключевых задач вошли: повышение доступности жилья, развитие МСБ, повышение качества дорог, здоровья населения, качества СПО и ВПО, наведение порядка в сфере ЖКХ и ряд других (Рис.1.)
Возможности и угрозы для развития Ульяновска Возможности
- Участие в импортозамещении за счет низкой стоимости рабочей силы и технологических компетенций в некоторых отраслях;
- «Против течения»: активизация сотрудничества с ЕС в поиске ПИИ, при развитии «китайского вектора»;
- Развитие инженерного и естественнонаучного, практико-ориентированного университетского образования;
- Формирование центра компетенций в области «бережливого городского хозяйства»;
- Развитие города как площадки для взаимодействия Приволжского федерального округа;
- Развитие исторического центра города, усиление индивидуальности районов и микрорайонов города;
- Формирование центра компетенций в области современного муниципального управления;
- Поддержка и лоббирование ульяновских авиа- и автопроизводителей;
- Развитие МСБ и формирование «компаний-газелей» в стройматериалах, мебели, пищевой промышленности, легкой промышленности
Угрозы
- Активизация крупных соседних городов в борьбе за ПИИ (Самара, Казань, Нижний Новгород и другие);
- Неэффективность федеральной политики по поддержке производств, включая авиапром, автопром, импортозамещение;
- Захват ключевых рынков для ульяновской продукции производителями из КНР и ЮВА;
- Отток критической массы лучших специалистов и как следствие нехватка резервов для дальнейшего развития;
- Дальнейшее усиление разрозненности города, обособление Заволжья, стагнация Правобережья;
- Потеря специальностей магистратуры и аспирантуры вузами Ульяновска с учетом политики Минобрнауки;
- Долгосрочная стагнация потребительского спроса в России;
- Усиление пессимистических и деструктивных настроений в городе, возвращение в «замкнутый круг неудачника»
- Уход ключевых иностранных инвесторов из-за усиления кризисных и политических факторов.
Выбор основных «движущих сил» (Рис.2.), влияющих на стратегическое развитие Ульяновска:
- Стоимость ресурсов/энергоносителей на мировом рынке
- Качество институциональной среды в России
- Долгосрочные тенденции валютного рынка
- Активное развитие импортозамещения в России
- Качество государственного управления в России.
- Уровень международной изоляции России
- Активизация «азиатского вектора» в международном сотрудничестве России
- Уровень развития инфраструктуры в России
- Рост привлекательности соседних регионов
- Уровень развития инфраструктуры в РФ
Ряс 3 Рк-потожышг (хиовяых раАоиеа г У лимки
Стратегическое партнерство России: с ЕС или Китаем Основные причины выбора «движущей силы»:
- Оказывает стратегическое значение на внешнюю, транспортную, инфраструктурную, промышленную и технологическую политики РФ,
- Крайне важно для Ульяновска как промышленного города,
- Является ключевым «внешним» фактором
Условия реализации:
- Нацеленность России на партнерство с Китаем и способность договориться с Китаем
- Способность Китая сохранить экономический рост и стать самостоятельным центром науки и технологий
Качество государственного управления в России: улучшение или торможение Основная причина выбора «движущей силы»:
- Ряд прочих движущих сил (активное развитие собственной промышленности, качество институциональной среды, уровень развития инфраструктуры и т.п.) - зависят от воздействия данной ДС
- Влияет на справедливость и сбалансированность межрегиональной конкуренции
- Является ключевым «внутренним» факторов
Условия реализации:
- Осознание на всех уровнях власти важности фактора для развития страны
Сценарии развития Ульяновска зависят от стратегического внешнего партнерства России и повышения качества государственного управления (Рис.2.): Стратегическое внешнее партнерство РФ На уровне РФ определяет:
- Технологическую и промышленную стратегию
- Энергетическую и транспортную стратегию
- Стратегию привлечения внешних инвестиций
- Стратегию в области науки и инноваций
Как следствие, на уровне города влияет на:
- Конкуренцию по ключевым товарным группам, производимым в городе;
- Источник ключевых инвестиций, приходящих в город
Основная причина выбора «движущей силы»:
- Ряд прочих движущих сил (активное развитие собственной промышленности, качество институциональной среды, уровень развития инфраструктуры и т.п.) - зависят от воздействия данной ДС
- Влияет на справедливость и сбалансированность межрегиональной конкуренции
- Является ключевым «внутренним» факторов
Условия реализации:
- Осознание на всех уровнях власти важности фактора для развития страны
Стратегическое внешнее партнерство РФ на уровне РФ определяет:
- Технологическую и промышленную стратегию
- Энергетическую и транспортную стратегию
- Стратегию привлечения внешних инвестиций
- Стратегию в области науки и инноваций
Как следствие, на уровне города влияет на:
- Конкуренцию по ключевым товарным группам, производимым в городе;
- Источник ключевых инвестиций, приходящих в город
Качество гос. управления в РФ на уровне РФ определяет:
- Качество условий для развития бизнеса
- Способность реализовывать результативную промышленную политику
- Способность развивать инфраструктуру
- Межрегиональную конкуренцию
Как следствие, на уровне города влияет на:
- Эффективность государственной поддержки в ключевых секторах экономики
- Качество инфраструктуры «федерального» значения и качество административных условий
- Справедливость межрегиональной конкуренции.
Сектора, уже имеющие благоприятные условия для развития в городе, не рассматриваются в качестве приоритетных, поскольку на уровне города недостаточно инструментов для их поддержки [6], [7].
Сценарии развития Ульяновска и возможные действия городских властей в зависимости от внешнего партнерства и качества госуправления в РФ (описываются основные результаты для Ульяновска к 2030 году): Сценарий «Базовый»
- ЕС остается главным источником внешних инвестиций в производство, недвижимость, инфраструктуру и сферу услуг
- Россия продолжает ориентироваться на ЕС как главный внешний источник технологий и компетенций в производстве и инфраструктуре
- Российские предприятия и кластеры не способны эффективно конкурировать и сотрудничать с европейскими, сохраняется характер партнерства «сырье в обмен на технологии»
- Несмотря на конструктивные политические отношения, Россия остается малопривлекательной для европейцев с точки зрения туризма и проживания
- Ключевые инфраструктуры постепенно обновляются, сохраняется отставание в эффективности и качестве
- Конкурентная борьба с другими регионами за привлечение наиболее качественных инвестиций из ЕС
- Интеграция привлеченных предприятий-инвесторов в приоритетные кластеры
- Средний рост экономики Ульяновска и доходов населения, преимущественно на базе приоритетных кластеров
- Сокращение оттока населения, рост числа профессионалов-«экспатов»
- Усиливающаяся конкуренция за инвесторов с соседними регионами
- Необходимость значительных инвестиций в привлечение ПИИ.
Сценарий «Конкуренция по цене»
- Китай становится главным источником внешних инвестиций и диктует свои условия
- Значительно растет влияние государства на экономику
- Первостепенными становятся социальная и экономическая стабильность. Увеличивается доля социальных расходов, а также финансовая поддержка неэффективных градообразующих предприятий
- Развития институциональной среды не происходит, идет возврат к «неформальным» механизмам деятельности на различных уровнях власти
- Предприятия конкурируют с китайскими производителями по цене, за счет низкой зарплаты и 1еап-методов
- Реализация пакета антикризисных мероприятий, в том числе сокращение непроизводительных расходов
- Компенсация «не эффективных» действий федеральных институтов
- Стагнация экономики Ульяновска
- Потеря позиций в высокотехнологичных секторах
- Опора на локальные и инфраструктурные сектора
- Снижение доли малого и среднего бизнеса в экономике
- Отток профессиональных кадров из региона
- Снижение доходов населения.
Сценарий «Конкуренция по качеству»
- Китай становится главным источником внешних инвестиций в производство, недвижимость, инфраструктуру и сферу услуг
- Россия сохраняет отношения со странами ЕС, инвестиции;
- Основным источником технологий является Китай, в то же время имеется возможность выбора между КНР и ЕС
- Россия пытается развивать также и собственную технологическую базу на основе сотрудничества с лидирующими университетами и научными центрами ЕС и Китая, добиваясь определенных успехов
- Ключевые кластеры со-конкурируют с ЕС и Китаем
- Основной приток туристов, специалистов и предпринимателей идет из КНР, частично -и из ЕС
- Развитие производственной инфраструктуры
- Поддержка секторов обрабатывающей промышленности
- Ориентация на поддержку экспорта
- Активное привлечение иностранных инвестиций
- Стимулирование развития малого и среднего бизнеса
- Развитие социальных секторов
- Рост экономики Ульяновска и рост доходов населения выше среднего
- Значительный вклад роста человеческого капитала в рост экономики региона
- Рост экспорта продукции
- Умеренный рост доли малого и среднего бизнеса
- Сокращение оттока населения
- Активная конкуренция производителей.
Сценарий «Разделение труда»
- ЕС остается главным источником внешних инвестиций в производство, недвижимость, инфраструктуру и сферу услуг
- Россия продолжает ориентироваться на ЕС как главный внешний источник технологий и компетенций в производстве и инфраструктуре
- Политические отношения остаются конструктивными, социальные и культурные связи усиливаются, растет приток туристов, высококвалифицированных специалистов и предпринимателей из ЕС
- Российские кластеры и предприятия активно встраиваются в европейскую систему разделения труда, участвуя в европейских мегапроектах и в поставках для ключевых отраслей
- Ключевые инфраструктуры обновляются, внедряя новые технологии
- Использование одновременно возможностей господдержки и европейского сотрудничества
- Поддержка предпринимательства, инноваций, науки
- Развитие производственной и инновационной инфраструктуры
- Встраивание в цепочки ЕС в авиа- и автопроме, микроэлектронике и т.п.
- Значительный рост экономики Ульяновска и рост доходов населения
- Развитие промышленных предприятий, в т.ч. встроенных в ЕС-цепочки
- Повышение качества жизни и городской среды, формирование сильного городского сообщества Ульяновска
- Фактор «экспатов» в инновациях, предпринимательстве, сообществе
- Развитие новых кластеров, рост туристических потоков.
Опыт реализации Стратегии развития города показал на настоящий момент доминирование элементов первого и (особенно) второго сценария.
Проведение SWOT-анализа является важным этапом после проведения первичной и стратегической диагностики и предшествует процессу формирования Стратегического видения и Стратегических целей развития муниципального образования «город Ульяновск» на 2030 год.
Список использованной литературы
1. Решение Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 № 102 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года».
2. Проблемы и перспективы муниципальной реформы в Российской Федерации / Доклад Института экономики РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации / рук. авт. коллектива С.Д. Валентей, Т.Я. Хабриева. М., 2008. 100 с.
3. Европейская хартия местного самоуправления / Council of Europe. Страсбург, 1985. URL: http://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventions/ rms/090000168007a105 (дата обращения: ноябрь 2018).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Закон о местном самоуправлении: федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ // КонсультантПлюс (дата обращения: ноябрь 2018).
5. Бабун Р.В. Итоги муниципальной реформы и проблемы развития местного самоуправления в России. 2017. URL: https://refdb.ru/look/2139904.html (дата обращения: ноябрь 2018).
6. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации и предложения по совершенствованию организации и осуществления местного самоуправления. М.: Общероссийский конгресс муниципальных образований, 2016. 174 с.
7. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. Е.С. Шугриной. М.: Проспект, 2015. 240 с.