19 (202) - 2011
ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ
УДК 332.1: 330.15
SWOT-АНАЛИЗ В ИССЛЕДОВАНИИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХТЕРРИТОРИЙ
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
О. И. ПАНТЕЛЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: [email protected]
Н. М. БЕЛЯЕВА, аспирант кафедры экономики E-mail: [email protected] Костромская государственная сельскохозяйственная академия
В связи с системным кризисом в сельской местности России и негативной динамикой изменения основных ее показателей проблема эколого-экономической составляющей устойчивого развития сельских территорий приобрела в последнее время еще особую актуальность. В статье с помощью метода SWOT-анализа выявлены сильные, слабые стороны, возможности и угрозы изучаемой проблемы. Разработаны предложения по оптимизации эколого-экономической составляющей устойчивого развития сельских территорий Костромской области.
Ключевые слова: сельская территория, эколого-экономическая составляющая, устойчивое развитие, SWOT-анализ.
В последние десятилетия проблематика устойчивого развития активно обсуждается в научных и политических кругах, на различных международных и национальных конференциях и форумах. Как отмечают ученые и специалисты в этой области, фундаментальное отличие концепции устойчивого развития от традиционных воззрений и практики хозяйствования — интегральный подход к развитию как целостному процессу. Именно поэтому он и
является основой для обеспечения комплексного территориального развития [1]. Применение концепции устойчивого развития в практической деятельности является наиболее актуальным именно по отношению к сельским территориям, где в процессе социально-экономического развития в максимальной мере задействованы природные факторы.
Особенностью современного сельскохозяйственного производства является необходимость формирования оптимальной взаимосвязи экономики и окружающей среды. Однако следует согласиться с тем, что проводимые в последние полтора десятилетия либерально-экономические реформы в аграрной экономике были сосредоточены нареформировании собственности, земельных отношений, проведении институциональных преобразований, однако на экологический фактор сельскохозяйственной деятельности внимания не обращалось. Это привело к ухудшению агроэко-логического состояния земель и экологической ситуации на сельских территориях [4].
В ряде регионов Российской Федерации накоплен положительный опыт в комплексном
развитии сельских территорий, расширении сферы занятости и повышении уровня жизни сельского населения: Белгородская, Орловская, Тамбовская области, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Татарстан и другие субъекты Российской Федерации [2]. Однако экологический аспект устойчивого сельского развития часто не принимается во внимание, за исключением ликвидации несанкционированных свалок и улучшения качества питьевой воды.
К типично сельским территориям относится Костромская область, которая характеризуется давним заселением и хозяйственным освоением. Многие существующие здесь производства возникали на основе старинных промыслов и ремесел. В отличие от молодых промышленных районов регион формировался не единовременно, а в ходе длительного хозяйственного освоения, которое отражает особенности его природных, демографических и прочих ресурсов. Основной отраслью экономики области является промышленность, формирующая 27% валового регионального продукта (ВРП), второе место занимает сельское хозяйство (14,5), далее следуют торговля и общественное питание (11), транспорт (9,8) и строительство (5,1 %).
По типологии Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А. А. Нико-нова, Костромская область относится к числу 40 регионов России с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии [8]. Так, численность сельского населения Костромской области в 2009 г. сократилась на 45 % по сравнению с 1970 г. и на 17 % по сравнению с 1995 г.
Смертность сельского населения в области превышает рождаемость в 2,3 раза, в некоторых районах — в 3—4 раза, а в некоторых поселениях — в 5 раз и более. В отдельных районах области число сельских населенных пунктов без жителей составляет более 30 % от общего числа населенных пунктов [3].
Более низкое по сравнению с городской местностью качество оказания медицинских услуг отражается в более высоком уровне смертности в сельской местности. Социальная напряженность привела к тому, что уровень смертности от самоубийств и от убийств в селах выше в 1,3—1,8 раза, чем в городах.
Старение сельского населения и отток молодежи из села вызывают сокращение числа людей, имеющих желание, умения и навыки заниматься
производством сельскохозяйственной продукции. В результате недостаток профессиональных кадров в агропромышленном комплексе (АПК) Костромской области на 01.01.2009 составляет 1 186 чел., в том числе: руководителей и специалистов — 323, трактористов-машинистов — 362, рабочих животноводства — 257 чел.
Одной из причин оттока молодежи из сельской местности является ухудшение социальной инфраструктуры. За последние 12 лет в сельской местности Костромской области ликвидировано 97 общеобразовательных учреждений, число дошкольных учреждений сократилось практически в два раза, число учреждений культуры — на 40 %, число киноустановок с платным показом — в 20 раз [3].
Один из основополагающих принципов концепции устойчивого развития предполагает, что для его достижения защита окружающей среды должна рассматриваться как неотъемлемая часть процесса развития. Даже с учетом всех экономических и социальных проблем в сельской местности нельзя не учитывать экологическую составляющую.
В Костромской области слабо развиты процедуры экологического аудита, включая системы управления качеством окружающей среды, экологической сертификации и страхования экологических рисков. Нет эффективных механизмов доступа к достоверной экологической информации. Имеется множество проблем, связанных с управлением отходами, о чем свидетельствует наличие значительного количества несанкционированных свалок.
Проведение SWOT-aнaлизa позволяет выявить и последовательно рассмотреть сильные, слабые стороны, возможности и угрозы изучаемой проблемы с целью разработки предложений по оптимизации эколого-экономической составляющей устойчивого развития сельских территорий Костромской области.
Для проведения SWOT-aнaлизa ситуации к факторам, оказывающим прямое воздействие на проблему, выбраны: природопользователи; наличие природных ресурсов; обеспеченность финансовыми средствами; трудовые ресурсы; система законов, регулирующих эту сферу. Косвенное воздействие оказывают политические и социо-культурные факторы, уровень используемой техники и технологии.
Выбор SWOT-aнaлизa как метода исследования обусловлен тем, что это один из универсальных инструментов анализа ситуации, который можно
использовать для выработки стратегических решений, в том числе относительно устойчивого развития сельских территорий Костромской области. SWOT-анализ позволяет с помощью экспертных оценок систематизировать всю имеющуюся информацию и представить ее в наглядной, доступной для понимания форме [5].
Сильные стороны (Strengths) заключаются в наличии ценных и значительных ресурсов в регионе, их видовом многообразии и опыте использования. Они условно обозначаются буквой S и последовательно пронумерованы следующим образом: лесистость Костромской области;
S2 — разнообразие видов минерального сырья для успешного развития собственной промышленности;
S з — ресурсы животного мира.
Слабые стороны (Weaknesses) — это уровень финансирования природоохранных и сопутствующих им мероприятий, характеристики плотности и распределения регионального населения и степень ответственности природопользователей за действия в отношении природной среды. К ним относятся:
Wx — уровень финансирования природоохранных и сопутствующих им мероприятий;
W2 — степень ответственности природопользователей за действия в отношении природной среды;
Wi — плотность населения и равномерность его распределения.
Возможности (Opportunities) означают потенциал использования природных ресурсов, нахождения полезных ископаемых, эффективность организации и управления эколого-экономической составляющей Костромской области:
01 — имеющийся потенциал использования природных ресурсов в промышленных и сельскохозяйственных масштабах;
02 — использование природных ландшафтов и культурного наследия;
03 — организация и управление рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.
Угрозы (Threats) определяются степенью потребления природных ресурсов, наличием планов по строительству масштабных промышленных проектов, влиянием глобализации и межрегионального, межстранового, межконтинентального распространения эколого-экономических проблем. Угрозы условно обозначаются буквой Т и последовательно нумеруются следующим образом:
Т1 — масштабы потребления природных ресурсов;
Т2— экологические характеристики строительства новых промышленных объектов;
Тъ — обострение сырьевых, топливных, энергетических, водных и экологических проблем.
Все выявленные сильные, слабые стороны, возможности и угрозы устойчивого развития сельских территорий сведены в таблицу SWOT-aнaлизa (табл. 1).
Посредством анализа составляющих рис. 1 определяются связи, возникающие между сильными сторонами и возможностями, с одной стороны, слабыми сторонами и угрозами — с другой. Затем заполняется матрица из четырех ячеек, в которых во взаимосвязи фиксируются сильные, слабые стороны, возможности и угрозы среды (рис. 2). В результате построения SWOT-мaтpицы в ней выделяются различные по своей сущности и значимости поля.
Поле вО (сила и возможности). Используя значительные лесные и животные ресурсы Костромской области, разнообразные виды минерального сырья, значимого в промышленных и сельскохозяйственных масштабах, в регионе имеется потенциал для внедрения стратегии устойчивого развития сельских территорий в практику регионального развития.
Поле WO (слабость и возможности). Финансирование природоохранных и сопутствующих им мероприятий может быть увеличено перераспределением бюджетных средств. Экологические платежи, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, природная рента, поступающие в бюджет, должны быть затребованы из областного бюджета региональным исполнительным природоохранным органом — департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области. Размеры направляемых бюджетных средств должны соответствовать размерам экологических поступлений от природопользователей, если этот принцип будет соблюдаться, то острота вопроса о недостаточном финансировании снизится.
Степень ответственности природопользователей за действия в отношении природной среды может быть повышена с помощью таких возможностей, как грамотная организация и управление рациональным использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды, процесс обеспечения экологической безопасности общества.
Поле вТ (сила и угрозы). Лесистость Кост-
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
— лесистость Костромской области одна из самых высоких в России — низкий уровень финансирования природоохранных и сопутствующих им мероприятий Ох — огромный потенциал использования природных ресурсов в промышленных и сельскохозяйственных целях Тх — возрастающие масштабы потребления природных ресурсов
— разнообразие видов минерального сырья для успешного развития собственной промышленности Ж2 — низкая степень ответственности природопользователей за действия в отношении природной среды 02 — использование природных ландшафтов и культурного наследия как ресурса для развития туристической отрасли Т2 — новые проекты — строительство Буйской АЭС, Мантуровского целлюлозно-бумажного комбината, Солигаличского цементного завода
— значительные ресурсы растительного и животного мира — низкая плотность населения и неравномерность его распределения 03 — грамотная организация и управление рациональным использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности общества Г3 — обострение сырьевых, топливных, энергетических, водных и экологических проблем приобрели глобальный масштаб
Рис. 1. SWOT-aнaлиз эколого-экономической составляющей устойчивого развития сельских территорий Костромской области
ромской области (74%) является одной из самых высоких в России. Это позволит удовлетворить все возрастающие масштабы потребления природных ресурсов. Существенным условием здесь является необходимость своевременного и полноценного лесовосстановления, строгого контроля за процессом лесопользования.
Разнообразие местных видов минерального сырья для успешного развития собственной промышленности Костромской области позволит оценить целесообразность новых проектов — строительства Буйской АЭС, Мантуровского целлюлозно-бумажного комбината, Солигаличского цементного завода [7]. Последние исследования ученых региона показали, что благодаря использованию местных ресурсов можно полностью покрыть потребность Костромской области в строительных материалах. Целесообразность строительства Буйской АЭС экологами отрицается, так как произведенной в регионе электроэнергии более чем достаточно для внутренних нужд области.
В строительстве АЭС на территории Костромской области более заинтересованы федеральные власти, видя в ней резервные мощности для возрастающих потребностей главного мегаполиса страны — города Москвы. Помня трагичный опыт Чернобыля и Японии, Москва не хочет иметь АЭС на небезопасной для себя территории, отодвигая ее строительство в Костромскую область.
Значительные ресурсы животного мира, пополняемые ежегодно, и имеющие тенденции к росту, могут быть использованы для устранения обострившихся глобальных сырьевых и экологических проблем Костромской области.
Поле WT (слабость и угрозы). Необходимо повышать уровень финансирования природоохранных и сопутствующих им мероприятий, предотвращая этим обострение глобальных сырьевых, топливных, энергетических, водных и экологических проблем.
Ответственность природопользователей за воздействия на природную среду должна быть повышена. Решающим моментом здесь может стать общегражданский вопрос о строительство в регионе новых проектов — Буйской АЭС, Мантуровского целлюлозно-бумажного комбината, Солигаличского цементного завода.
Общество должно обратить внимание на проблемы экологии, решая для себя вопрос о степени вмешательства в природу, о допустимости риска производства атомной энергии в Костромской области. Важно осознавать, что частью общества также является система управления изучаемой проблемой: государс-
Стороны Возможности (0) Угрозы (7)
Сильные (5) Поле 50 -сила и возможности (СИВ) ¿2о2 ¿3о3 Поле БТ— сила и угрозы (СИУ) V. 52г2 53Г3
Слабые (Щ Поле,№0-слабость и возможности (СЛВ) ж2о3 Ж302 Поле^-слабость и угрозы (СЛУ) " Из жт 2 2 ,у Ъ1 1
Рис. 2. Матрица SWOT-aнaлизa
твенный и муниципальный аппарат администрации региона.
Сокращение численности сельского населения и неравномерность его распределения на территории Костромской области — одна из сложнейших выявленных проблем. По всей России происходит уменьшение численности сельского населения и, по оценкам специалистов-демографов, этот процесс уже не остановить за счет коренного населения. При этом имеется большое количество политических и экономических беженцев из стран бывшего СССР, которые желают остаться жить в России. Давая им работу в непривлекательных для местного населения отраслях или принимая на работу квалифицированных специалистов (которыми они часто и являются), необходимо решить сразу несколько проблем. Существенным фактором здесь является необходимость выработки такой стратегии, которая позволила бы предотвратить нависшую угрозу все возрастающих масштабов потребления природных ресурсов.
Решая обозначенную проблему, необходимо учесть, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Например, нереализованная возможность по грамотной организации и рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности общества может стать угрозой непомерного роста масштабов потребления природных ресурсов, если возможность используют неправильно, например, нарушая законодательство. И наоборот, своевременно предотвращенная угроза строительства масштабных промышленных проектов сохранит окружающую среду региона для будущих поколений, создав дополнительную сильную сторону при разработке стратегии устойчивого развития сельских территорий. Так же, как дефицит финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия не всегда является слабой стороной с точки зрения SWOT-aнaлизa. Слабой стороной это становится в тот момент, когда появляется благоприятная возможность, связанная с необходимостью инвестировать значительную финансовую сумму в природоохранный проект, либо возникает угроза, которую можно преодолеть только с помощью финансирования.
Степень влияния возможностей соотносительно с вероятностью их использования в достижении устойчивого развития сельской местности Костромской области характеризуется следующим образом:
• сильное влияние возможностей с высокой
степенью вероятности использования отмеча-
ется в направлении огромного потенциала использования природных ресурсов в промышленных и сельскохозяйственных масштабах. Историческая тенденция такова, что общество находит применение всем видам ресурсов, и практика этого применения только расширяется. В обществе заявлен принцип сбережения окружающей среды в процессе использования природных ресурсов, который в целом соблюдается. Важно не нарушать его, создавая новые проекты, технологии исключительно с учетом их воздействия на природу, сохраняя сельскую местность, реально экономя ресурсы на благо будущих поколений; • сильное влияние возможностей со средней степенью вероятности использования имеется по фактору грамотной организации и управления рациональным использованием природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности общества. Гражданское общество, к укреплению которого стремится и Костромская область, не только удовлетворяет свои насущные потребности, но и думает о благоприятной окружающей среде для будущих поколений. Менталитет провинциального населения русской глубинки изучаемого региона-реципиента очень консервативен, ориентирован на «великого единого отца» (царя, президента, премьера и т.д.), который одним изъявлением воли решит все проблемы. Поэтому люди всегда чего-то ждут, по привычке не решаясь принять меры к самостоятельному изменению ситуации. С таким подходом ситуацию практически невозможно изменить. Поэтому рекомендуется повышение эффективности работы управленца, отвечающего за вопросы эколого-экономической составляющей устойчивого развития сельской местности Костромской области, прием на его должность человека, не только высокопрофессионального, но и лично заинтересованного в решении проблемы.
Исследование последствий реализации угроз эколого-экономической составляющей устойчивого развития сельской местности Костромской области, соотнесенных со степенью их реализации, выявило следующие закономерности.
Разрушение системы с высокой степенью вероятности произойдет под влиянием фактора обострения и глобализации сырьевых, топливных, энергетических, водных и экологических проблем. Объемы ввода в действие мощностей и инвестиций
в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, недостаточны. Экологические платежи за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов) возросли с 19 до 50 %, азадопустимые — снизились с 80 до 40%.
При этом договорами на комплексное природопользование охвачены лишь крупные природо-пользователи, подчас предпочитающие платить штрафы за превышение нормативов. Несмотря на рост экологических платежей в абсолютном выражении, их объем с учетом инфляции, кризисных явлений в экономике и все возрастающего антропогенного воздействия, недостаточно высок. Из общей суммы областных текущих затрат на охрану окружающей среды лишь 11,5% направлено в сельскую местность. За размещение отходов платежи взимаются в недостаточном объеме, ситуация усугубляется наличием несанкционированных свалок. Распределение экологических платежей за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов) выявляет крупнейшие источники их поступления: воздух и размещение отходов. Это связано с ростом количества автомобилей, с моральным и физическим износом сельских котельных и несоответствием действующих полигонов размещения отходов (свалок) нормам действующего законодательства [6]. Уже сегодня следует повсеместно внедрять в регионе новые ресурсосберегающие технологии, иначе завтра будет уже поздно.
Система с высокой степенью вероятности придет в критическое состояние при сохранении возрастающих масштабов потребления природных ресурсов. Большинство ресурсов, используемых в сельской местности Костромской области, ограничено и исчерпаемо. Например, практически по всем показателям, характеризующим состояние лесных ресурсов, происходит ухудшение. Лишь по заготовке семян лесных растений, защите леса от вредных организмов наземными биологическими мерами борьбы и объему вырубленной ликвидной древесины изменения идут в позитивном ключе. Объем оборотной и повторно используемой воды на селе составляет всего 0,4 %от городского уровня.
На сельскохозяйственное водоснабжение на селе используется непропорционально мало воды — 18%, что свидетельствует о его несовершенстве. Объем выбросов веществ, загрязняющих атмосферу, отходящих от стационарных источников выделения без очистки, составляет 16,1 %. В сель-
ской местности используется устаревшее котельное оборудование, серьезно загрязняющее среду. Объемы улавливания, обезвреживания и утилизации выбросов незначительны.
Все полигоны размещения и постоянного хранения отходов находятся в сельских районах. Требуются меры по достижению полного использования и обезвреживания образуемых отходов. Объем размещения отходов на объектах, принадлежащих предприятиям, также возрос на 23,7% [6]. В целом ситуация с управлением отходами достаточно сложная.
Система со средней степенью вероятности придет в критическое состояние при введении в действие новых проектов — строительстве Буйс-кой АЭС, Мантуровского целлюлозно-бумажного комбината, Солигаличского цементного завода. Подход к устранению такой угрозы должен быть целенаправленным и ответственным. Целесообразно возводить АЭС только в тех регионах, где существует недостаток энергии, а не в Костромской области, отправляющей производимую ГРЭС г. Волгореченска энергию в другие регионы.
Следует учиться производить бумагу из отходов производства, которых на сегодняшний день накоплено в изобилии. Необходимо производить цемент в замкнутом цикле, исключая выбросы в воздух, сбросы загрязненных вод в водные объекты и хранение отходов без строительства специальных полигонов. Рекомендуется применять только такие способы ведения хозяйственной деятельности, ведения промышленного и сельскохозяйственного производства, которые наиболее эффективно используют имеющиеся в распоряжении ресурсы в интересах населения региона на стратегическую перспективу.
Слабые стороны эколого-экономической составляющей устойчивого развития сельских территорий Костромской области можно нейтрализовать следующим образом:
• увеличить финансирование природоохранных и сопутствующих им мероприятий перераспределением бюджетных средств;
• степень ответственности природопользовате-лей за действия в отношении природной среды может быть повышена с помощью грамотной организации и управления рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, процессом обеспечения экологической безопасности общества;
• низкая плотность населения и неравномерность его распределения могут быть компен-
сированы привлечением квалифицированных сторонних специалистов, а также инновационных технологий, в которых трудовые ресурсы требуются в минимальном количестве. С целью обеспечения защиты от угроз рекомендуется следующее:
• сдерживать антропогенное воздействие на окружающую среду посредством усиления экологического контроля и повышения его эффективности;
• усилить контроль за выполнением природоохранного законодательства, строго соблюдать баланс «экономика — экология»;
• с повышенной внимательностью относиться ко всем ресурсопотребляющим и особенно ресурсоемким проектам;
• внедрять в регионе новые ресурсосберегающие технологии;
• по действующим производствам и технологиям составить программу модернизации на ближайшее десятилетие, в которой посредством использования механизмов эффективного природопользования стимулировать этот процесс во всех секторах экономики.
• применять только такие способы ведения хозяйственной деятельности, которые наиболее эффективно используют имеющиеся в распоряжении ресурсы в интересах населения региона на стратегическую перспективу.
В результате реализации предлагаемых мероприятий сильные стороны перекроют слабые, возможности будут эффективно использоваться, а угрозы нейтрализуются. Это позволит оптимизировать эколого-экономическую составляющую устойчивого развития сельских территорий Костромской области.
Список литературы
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года (проект). 63 с.
2. Костромская область. Стат. ежегодник 2009. Стат. сборник. Кострома: Костромастат, 2009. 438 с.
3. ЛысенкоЕ. Г. Эколого-экономические проблемы земледелия в рыночных условиях // Многофункциональность сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий. М.: ВИАПИ им. A.A. Никонова: Энциклопедия российскихдеревень, 2007. С. 40—42.
4. Мескон Майкл X., Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента. 3-е изд. М.: Вильяме, 2007. 672 с.
5. Окружающая среда: Костромская область и регионы Центрального федерального округа России. Стат. сборник. Кострома: Костромастат, 2009. 59 с.
6. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века //Артамонов А.Д., Бетин О. И., Богданов И. Я., Гордеев А. В., Мерзлое A.B., СергеевИ.И. Тамбов: Юлиус, 2005. 384 с.
7. Региональный доклад Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области за 2008 год. Кострома. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, 2009. 59 с.
8. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект. Науч. труды ВИАПИ им. А. А. Никонова/ под общ. ред. А. В. Петри-кова. Вып. 25. М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: ЭРД, 2009. 271 с.