Научная статья на тему 'SWOT-анализ как современный инструмент упраленческого анализа: сущность, проблемы и пути их решения'

SWOT-анализ как современный инструмент упраленческого анализа: сущность, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
924
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина Г.В., Коршуневская Н.М.

В статье рассмотрены понятие, специфика, преимущества и недостатки, проблемы SWOT-анализа и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «SWOT-анализ как современный инструмент упраленческого анализа: сущность, проблемы и пути их решения»

SWOT-АНАЛИЗ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© Вершинина Г.В., Коршуневская Н.М.

Сыктывкарский лесной институт - филиал Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова, г. Сыктывкар

В статье рассмотрены понятие, специфика, преимущества и недостатки, проблемы SWOT-анализа и возможные пути их решения.

В управленческом анализе и в целом по управлению главную роль играют экспертные методы оценок, которые также являются его инструментами. Примеры таких инструментов: SNW-анализ, STEP-анализ, PEST-анализ, балансовый метод, SWOT-анализ и многие другие. По нашему мнению, самым понятным и наиболее наглядным является SWOT-анализ.

Аббревиатура SWOT была впервые введена в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. В 1965 году четверо профессоров Гарвардского университета - Leraned, Christensen, Andrews, Guth - предложили технологию использования SWOT модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов приводящих к выбору стратегии. Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности [1].

В настоящее время он достаточно широко применяется в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: для анализа продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и так далее. Этот метод как инструмент управленческого анализа можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию [2].

SWOT-анализ изучает как внешнюю, так и внутреннюю бизнес-среду, и представляет собой матричный анализ функционирования системы, интегрирующий в себе исследование её возможностей в контексте вызовов среды и ответов бизнеса. Его задачи - оценка конкурентных позиций. Результаты анализа - определение базового стратегического вектора развития [3, С. 36].

SWOT-анализ подчёркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности (сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (отражённую в возможностях и угрозах):

- сильные стороны (Strengths) - преимущества, достоинства;

- слабости (Weakness) - недостатки;

- возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества на рынке;

- угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение на рынке [4, С. 18].

SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами всего мира. Кроме того, её нужно рассматривать как бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния субъекта исследования, незадействованных ресурсов и угроз деятельности [4, С. 18].

Рассмотрим поподробнее, что представляют собой сильные и слабые стороны, возможности и угрозы:

1. Сильные стороны - это то, что выявляется при анализе территориально-экономических особенностей субъекта исследования: уникальные ресурсы, имеющийся опыт, наличие передовой технологии и современного оборудования, высокая квалификация персонала, высокое качество выпускаемой продукции.

2. Слабые стороны - это отсутствие чего-то важного для функционирования субъекта исследования или то, что пока не удаётся осуществить (оно и ставит в неблагоприятное положение).

3. Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для получения преимущества. С точки зрения SWOT-анализа это не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать для обеспечения устойчивости.

4. Угрозы - это события, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функционирование субъекта исследования [4, С. 19].

Для успешного применения методологии SWOT-анализа важно уметь не только оценить возможности, вскрыть угрозы, но и попытаться на основании этого учесть полученную информацию в будущих стратегиях развития. SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы [4, С. 19].

Результаты проведённого анализа сводятся в таблицу, которая даёт наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учётом выявленных возможностей и угроз [5, С. 51].

Наиболее часто SWOT-анализ используется предприятиями в следующих случаях:

- разработка стратегии предприятия, в том числе финансовой. SWOT-матрица составляется, как правило, раз в год, а также в момент создания или пересмотра стратегии;

- анализ рынка продукта/услуги. Практически все бизнес-планы, составленные как для внутреннего использования, так и для представления инвесторам или в кредитные учреждения, должны содержать SWOT-анализ проекта;

- выбор из нескольких стратегических альтернатив [6].

Выделим основные преимущества и недостатки самого метода SWOT-

анализа.

Сильные стороны:

1. Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.

2. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).

3. Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.

4. Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период [2].

Недостатки:

1. Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.

2. Результаты SWOT-анализа, как неформализованного метода, представлены в виде качественного описания, что затрудняет его использование в процессе мониторинга.

3. SWOT-анализа является довольно субъективным, и исследовательская значимость результатов анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.

4. Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что повышает его стоимость.

5. Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат [2].

Ниже рассмотрены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании SWOT-анализа, и возможные пути их решения:

Проблема 1: выбор предмета анализа.

Для начала необходимо выбрать, что оценивать: общую конкурентоспособность компании, ее инвестиционную привлекательность, привлекательность отрасли, рынок, проект, направление деятельности, продукт и т.д. При проведении анализа от предмета оценки часто отклоняются. Например, оценивая конкурентоспособность компании, рассматривают факторы конкурентоспособности продукции или же путают стоимость компании и ее инвестиционную привлекательность. Итогом такого отклонения обычно является неточная оценка. Важно также понимать, в отношении кого оцениваются факторы внешней и внутренней среды в качестве преимуществ и слабостей, возможностей и угроз. Интересы собственников и менеджмента компании или интересы собственников и персонала компании, интересы поставщиков и клиентов могут не совпадать. Например, более низкие цены, чем у конкурентов, могут быть преимуществом компании с точки зрения клиентов и слабостью из-за упускаемой выгоды и недополученной прибыли с точки зрения собственников [6].

Возможные пути решения:

1. Правильный и чёткий выбор предмета анализа, определение его специфических свойств.

2. Контроль за поведением предмета анализа в экономической ситуации на рынке.

3. Корректная оценка предмета специалистами, работающими с данным видом анализа.

4. Добавление дополнительного составляющего для полноты анализа.

5. Правильное формулирование выводов по проведённому анализу предмета исследования.

Проблема 2: недостаток информации.

Проблема заключается в том, что менеджеры часто оценивают важные для анализа факторы, не имея достоверной информации о них. SWOT-анализ конкурентоспособности продукции компании, даже проведенный с учетом мнения всех менеджеров, будет неполным без опроса потребителей.

Возможные пути решения:

1. Привлечение большего количества экспертов и менеджеров компании.

2. Установка аналитических программ для сбора и обобщения информации, собранной для анализа.

3. Добавление в должностную инструкцию менеджеров пункта об обязанности предоставления достоверной информации для проведения анализа.

Таким образом, для получения полной картины о деятельности предприятия и его конкурентоспособности, которую необходимо всегда удер-

живать при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, именно SWOT-анализ позволяет выявить имеющиеся или вероятные проблемы предприятия, тенденции и перспективы его развития, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия в целях предотвращения кризиса организации или вывода из него.

Список литературы:

1. http://ru.wikipedia.org.

2. http://www.ma-journal.ru.

3. Филобокова Л.Ю. SNW-, STEP- и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством [Текст] / Л.Ю. Филобокова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 17 (98). - С. 36-39.

4. Андреева И.Г., Павлов К.В. Использование SWOT-анализа малого предпринимательства региона при разработке сценариев его развития [Текст] / И.Г. Андреева, К.В. Павлов // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 19 (100). - С. 18-23.

5. Четверина Е.В. Управленческий анализ доходов: стратегический аспект [Текст] / Е.В. Четверина // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 2 (59). - С. 49-52.

6. www.fd.ru.

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Гудкова В.В/

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Основной целью предпринимательской деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли, не зависимо от отрасли народного хозяйства, в которой организация осуществляет свою деятельность, при этом прибыль является одной из разновидностей финансового результата деятельности (другая - убыток). Однако в условиях современной рыночной экономики большинство предприятий стремятся снизить уровень налогооблагаемой базы.

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета

♦ Кафедра Бухгалтерского учета и аудита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.