SWOT-АНАЛИЗ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
© Вершинина Г.В., Коршуневская Н.М.
Сыктывкарский лесной институт - филиал Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии им. С.М. Кирова, г. Сыктывкар
В статье рассмотрены понятие, специфика, преимущества и недостатки, проблемы SWOT-анализа и возможные пути их решения.
В управленческом анализе и в целом по управлению главную роль играют экспертные методы оценок, которые также являются его инструментами. Примеры таких инструментов: SNW-анализ, STEP-анализ, PEST-анализ, балансовый метод, SWOT-анализ и многие другие. По нашему мнению, самым понятным и наиболее наглядным является SWOT-анализ.
Аббревиатура SWOT была впервые введена в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях. В 1965 году четверо профессоров Гарвардского университета - Leraned, Christensen, Andrews, Guth - предложили технологию использования SWOT модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов приводящих к выбору стратегии. Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности [1].
В настоящее время он достаточно широко применяется в различных сферах экономики и управления. Его универсальность позволяет использовать его на различных уровнях и для различных объектов: для анализа продукции, предприятия, конкурентов, города, региона и так далее. Этот метод как инструмент управленческого анализа можно использовать для любого предприятия, чтобы предотвратить его попадание в кризисную ситуацию [2].
SWOT-анализ изучает как внешнюю, так и внутреннюю бизнес-среду, и представляет собой матричный анализ функционирования системы, интегрирующий в себе исследование её возможностей в контексте вызовов среды и ответов бизнеса. Его задачи - оценка конкурентных позиций. Результаты анализа - определение базового стратегического вектора развития [3, С. 36].
SWOT-анализ подчёркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности (сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (отражённую в возможностях и угрозах):
- сильные стороны (Strengths) - преимущества, достоинства;
- слабости (Weakness) - недостатки;
- возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества на рынке;
- угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение на рынке [4, С. 18].
SWOT-анализ - это одна из важнейших диагностических процедур, используемых консультационными фирмами всего мира. Кроме того, её нужно рассматривать как бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния субъекта исследования, незадействованных ресурсов и угроз деятельности [4, С. 18].
Рассмотрим поподробнее, что представляют собой сильные и слабые стороны, возможности и угрозы:
1. Сильные стороны - это то, что выявляется при анализе территориально-экономических особенностей субъекта исследования: уникальные ресурсы, имеющийся опыт, наличие передовой технологии и современного оборудования, высокая квалификация персонала, высокое качество выпускаемой продукции.
2. Слабые стороны - это отсутствие чего-то важного для функционирования субъекта исследования или то, что пока не удаётся осуществить (оно и ставит в неблагоприятное положение).
3. Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для получения преимущества. С точки зрения SWOT-анализа это не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать для обеспечения устойчивости.
4. Угрозы - это события, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на функционирование субъекта исследования [4, С. 19].
Для успешного применения методологии SWOT-анализа важно уметь не только оценить возможности, вскрыть угрозы, но и попытаться на основании этого учесть полученную информацию в будущих стратегиях развития. SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы [4, С. 19].
Результаты проведённого анализа сводятся в таблицу, которая даёт наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учётом выявленных возможностей и угроз [5, С. 51].
Наиболее часто SWOT-анализ используется предприятиями в следующих случаях:
- разработка стратегии предприятия, в том числе финансовой. SWOT-матрица составляется, как правило, раз в год, а также в момент создания или пересмотра стратегии;
- анализ рынка продукта/услуги. Практически все бизнес-планы, составленные как для внутреннего использования, так и для представления инвесторам или в кредитные учреждения, должны содержать SWOT-анализ проекта;
- выбор из нескольких стратегических альтернатив [6].
Выделим основные преимущества и недостатки самого метода SWOT-
анализа.
Сильные стороны:
1. Метод применим в самых разнообразных сферах экономики и управления.
2. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.).
3. Свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей.
4. Может использоваться как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования на длительный период [2].
Недостатки:
1. Основным недостатком SWOT-анализа является то, что он принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.
2. Результаты SWOT-анализа, как неформализованного метода, представлены в виде качественного описания, что затрудняет его использование в процессе мониторинга.
3. SWOT-анализа является довольно субъективным, и исследовательская значимость результатов анализа чрезвычайно зависит от уровня компетенции и профессионализма аналитика.
4. Проведение качественного SWOT-анализа требует привлечения достаточно большого количества специалистов из соответствующих областей, что повышает его стоимость.
5. Для реализации SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации, что требует значительных усилий и затрат [2].
Ниже рассмотрены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании SWOT-анализа, и возможные пути их решения:
Проблема 1: выбор предмета анализа.
Для начала необходимо выбрать, что оценивать: общую конкурентоспособность компании, ее инвестиционную привлекательность, привлекательность отрасли, рынок, проект, направление деятельности, продукт и т.д. При проведении анализа от предмета оценки часто отклоняются. Например, оценивая конкурентоспособность компании, рассматривают факторы конкурентоспособности продукции или же путают стоимость компании и ее инвестиционную привлекательность. Итогом такого отклонения обычно является неточная оценка. Важно также понимать, в отношении кого оцениваются факторы внешней и внутренней среды в качестве преимуществ и слабостей, возможностей и угроз. Интересы собственников и менеджмента компании или интересы собственников и персонала компании, интересы поставщиков и клиентов могут не совпадать. Например, более низкие цены, чем у конкурентов, могут быть преимуществом компании с точки зрения клиентов и слабостью из-за упускаемой выгоды и недополученной прибыли с точки зрения собственников [6].
Возможные пути решения:
1. Правильный и чёткий выбор предмета анализа, определение его специфических свойств.
2. Контроль за поведением предмета анализа в экономической ситуации на рынке.
3. Корректная оценка предмета специалистами, работающими с данным видом анализа.
4. Добавление дополнительного составляющего для полноты анализа.
5. Правильное формулирование выводов по проведённому анализу предмета исследования.
Проблема 2: недостаток информации.
Проблема заключается в том, что менеджеры часто оценивают важные для анализа факторы, не имея достоверной информации о них. SWOT-анализ конкурентоспособности продукции компании, даже проведенный с учетом мнения всех менеджеров, будет неполным без опроса потребителей.
Возможные пути решения:
1. Привлечение большего количества экспертов и менеджеров компании.
2. Установка аналитических программ для сбора и обобщения информации, собранной для анализа.
3. Добавление в должностную инструкцию менеджеров пункта об обязанности предоставления достоверной информации для проведения анализа.
Таким образом, для получения полной картины о деятельности предприятия и его конкурентоспособности, которую необходимо всегда удер-
живать при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, именно SWOT-анализ позволяет выявить имеющиеся или вероятные проблемы предприятия, тенденции и перспективы его развития, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия в целях предотвращения кризиса организации или вывода из него.
Список литературы:
1. http://ru.wikipedia.org.
2. http://www.ma-journal.ru.
3. Филобокова Л.Ю. SNW-, STEP- и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством [Текст] / Л.Ю. Филобокова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 17 (98). - С. 36-39.
4. Андреева И.Г., Павлов К.В. Использование SWOT-анализа малого предпринимательства региона при разработке сценариев его развития [Текст] / И.Г. Андреева, К.В. Павлов // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 19 (100). - С. 18-23.
5. Четверина Е.В. Управленческий анализ доходов: стратегический аспект [Текст] / Е.В. Четверина // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 2 (59). - С. 49-52.
6. www.fd.ru.
МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
© Гудкова В.В/
Белгородский государственный университет, г. Белгород
Основной целью предпринимательской деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли, не зависимо от отрасли народного хозяйства, в которой организация осуществляет свою деятельность, при этом прибыль является одной из разновидностей финансового результата деятельности (другая - убыток). Однако в условиях современной рыночной экономики большинство предприятий стремятся снизить уровень налогооблагаемой базы.
Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета
♦ Кафедра Бухгалтерского учета и аудита