Пакшина М.В.
студент 3 курса экономического факультета Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
г. Саранск
SWOT - АНАЛИЗ КАК МЕТОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
В данной статье дается краткая характеристика такого метода стратегического планирования как SWOT-анализ. Основной акцент делается на применение данного метода на заводе по производству вентиляционного оборудования.
This article provides a brief description of the method of strategic planning as a SWOT-analysis. The main emphasis is on the application of this method in the factory for the production of ventilation equipment. Ключевые слова: внутренняя среда, SWOT-анализ, диверсификация Key words: internal environment, SWOT-analysis, diversification
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации [1, 196]. Она является источником ее жизненной силы и заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Для того чтобы компания успешно развивалась необходимо исследовать ее внутреннюю среду. Существует несколько методов ее исследования, возьмем наиболее распространенный -SWOT анализ. Аббревиатура метода происходит от английских слов: Strengths - Weaknesses - Opportunities - Threats, что в переводе означает: сила - слабости - возможности - угрозы.
Сила — это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более хороший товар, совершенная технология).
Слабость — это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия - это пассивы [2]
Анализ силы и слабости организации дает возможность установить связь между потенциалом и проблемами организации, с одной стороны, а с другой - установить связи между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет найти варианты успешного существования и определить перспективы развития организации.
Цель данного анализ - провести исследование, направленное на определение и оценку сильных и слабых сторон ООО «Завода НЭПТ», а также на оценку его возможностей и угроз.
Для начала нужно определить сильные и слабые стороны ООО «Завод НЭПТ», они представлены в таблице 1
Таблица 1 -Сильные и слабые стороны ООО «Завод НЭПТ»
Параметры оценки Сильные стороны Слабые стороны
1.Маркетинг -сформулированные каналы сбыта; -широкий ассортимент выпускаемой продукции - недостатки в рекламной политике; -недостаточные маркетинговые исследования
2. Финансы - ООО «Завод НЭПТ» остается финансово независимым; - достаточно быстрая оборачиваемость средств - недостаток финансовых средств на реализацию стратегических инициатив
3. Производство - высокое качество выпускаемых товаров; - проверенный и надежный поставщик комплектующих; -отлаженная технология производства -высокие издержки производства; -недостаток в инновациях
4. Персонал -стабильная оплата труда; -высокий профессионализм сотрудников; -участие персонала в доходах и прибыли компании -высокий уровень текучести кадров; -недостаточная мотивация сотрудников
5. Культура и имидж компании -пунктуальность сотрудников; -сплоченность сотрудников; - вера в руководство -слабая информационная открытость руководства
Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство ООО «Завод НЭПТ» определяет функциональные зоны, требующие немедленного вмешательства или могущие подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии предприятия.
Теперь рассмотрим возможности и угрозы ООО «Завод НЭПТ», представленные в таблице 2, т.е. произведем оценку рынка. Таблица 2- Возможности и угрозы ООО «Завод НЭПТ»
Параметры оценки Возможности Угрозы
1. Конкуренция - расширить ассортимент вентиляционного оборудования за счет внедрения новых технологий - выход на рынок иностранных конкурентов; - уменьшение цен на оборудование со стороны конкурентов
2. Сбыт -улучшение рекламной компании; - увеличение объемов поставок и продаж в условиях растущего рынка - задержка материалов и комплектующих
3. Спрос - увеличение спроса в летний период времени; - с увеличением доходов населения спрос на продукцию увеличивается - падение спроса из-за роста цен на продукцию
4. Научно-технические факторы - совершенствование технологии производства -недостаточная государственная поддержка развития науки
5. Экономические факторы -приток частного и иностранного капитала - рост темпов инфляции; - падение спроса по причине снижения доходов населения
Теперь необходимо ответить на вопросы - «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на организацию?». После ответа на данные вопросы выберем 3-4 события, которые произойдут с большой долей вероятности и занесём в соответствующие ячейки SWOT анализа, который изображен в таблице 3
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития ООО «Завод НЭПТ»:
1. Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны ООО «Завод НЭПТ»?
2. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
3. Какие слабые стороны ООО «Завод НЭПТ» могут помешать воспользоваться возможностями?
4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами ООО «Завод
НЭПТ» нужно больше всего опасаться?
_Таблица 3 - Матрица SWOT-анализа ООО «Завод НЭПТ»
ВОЗМОЖНОСТИ - приток частного и иностранного капитала; - увеличение объемов поставок и продаж в условиях растущего рынка; - увеличение спроса в летний период времени УГРОЗЫ - выход на рынок иностранных конкурентов; - падение спроса из-за роста цен на продукцию; - рост темпов инфляции
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ -высокий профессионализм сотрудников; -широкий ассортимент выпускаемой продукции; -высокое качество выпускаемых товаров; -отлаженная технология производства Как воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны ООО «Завод НЭПТ»? -увеличить объем поставок и продаж за счет высокого профессионализма сотрудников и широкого ассортимента продукции; - привлечь капитал за счет отлаженной технологии производства; - для увеличения спроса в летний период времени, использовать высококачественное вентиляционное оборудования За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? -удержать покупателей от перехода к конкуренту, за счёт высокого качества продукции ООО «Завод НЭПТ»; - снижение себестоимости вентиляционного оборудования за счёт использования новых технологий
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ - высокие издержки производства; - недостаточные маркетинговые исследования; - высокий уровень текучести кадров Какие слабые стороны ООО «Завод НЭПТ» могут помешать воспользоваться возможностями? - из-за высоких издержек и текучести кадров иностранный капитал может быть направлен к конкурентам; - недостаточные маркетинговые исследования могут помешать увеличению объему поставок и продаж; - из-за высоких издержек производства цены на продукцию увеличатся и, соответственно, спрос может упасть Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами ООО «Завод НЭПТ», нужно больше всего опасаться? - появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам. - спрос может упасть из-за недостаточных маркетинговых исследований
Заполнив данную матрицу можно обнаружить, что:
1. Определены основные направления развития ООО «Завод НЭПТ».
2. Сформулированы основные проблемы ООО «Завод НЭПТ». ООО «Завод НЭПТ» выбрало стратегию диверсификации. Скорее
всего, это правильное решение, т. к. оно даст возможность предприятию «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекроются прибылью от других видов продукции [3]
Диверсификация - это процесс, который касается, прежде всего перехода на новые технологии, предполагает вторжение в новые отрасли. Предприятию необходимо пытаться завоевать новые рынки с помощью ранее не производимых товаров, а также постоянно модифицировать основной вид продукции.
Таким образом, проведение SWOT - анализа ООО «Завод НЭПТ», в ходе которого были определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, построена матрица SWOT - анализа, позволило сформулировать стратегические проблемы данного предприятия, определить стратегию развития для ООО «Завод НЭПТ». Это стратегия диверсификации.
Использованные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 5-е изд. — М.: Экономистъ, 2009.— 670 с.: ил.
2. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. - 704 с.: ил. - Парал. тит. англ.
3. ООО «Завод НЭПТ» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: //www. zavodnept. ru.
Палькина Е. А. студент 5 курса «Финансы и кредит» Макейкина С.М., доц. ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» Россия, г. Саранск СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ В современных условиях рынок розничного страхования связан с большими внутренними и внешними рисками в сфере тарифной политики и большой конкуренции в данном сегменте.
Розничные страховщики вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции и высокой убыточности. Тогда как усиление защиты прав страхователей - новая тенденция на российском рынке розничного страхования. В 2009 году в период падения взносов и роста обращений по