средства являются важным экономическим показателем эффективности стратегии развития, так как они представляют собой потенциальные возможности для развития предприятия и могут быть направлены на обновление производственной базы, повышение квалификации работников, маркетинговые исследования и т.д.
Кроме того, говорить о временном факторе можно и в отношении открытия кредитной линии в банке. Если своевременно будет принято решение об использовании именно такого инструмента решения проблемы потребности в оборотных средствах, то можно получить необходимые денежные средства в срок. Кроме того, открытие кредитной линии в банке предполагает возможность в будущем возобновлять ее без лишних затрат времени. Другими словами, данный инструмент управления оборотными средствами является стратегическим, использование которого возможно ежегодно.
Реализация разработанной стратегии развития ООО «Комплект М» будет способствовать улучшению показателей его финансово-хозяйственной деятельности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, а также увеличению рентабельности его активов.
Таким образом, разработанная стратегия развития ООО «Комплект М» учитывает особенности функционирования данного предприятия, его сильные и слабые стороны, а также условия внешней среды. Она позволяет решить основные проблемы, связанные с внутренним состоянием дел, а также дает возможность развиваться, осваивать новый сегмент рынка, приобретать новые конкурентные преимущества, усиливать существующие, а также привлекать дополнительных потребителей.
Коломытцева М.К. магистрант
Омский Государственный Аграрный Университет
имени П.А. Столыпина Россия, г. Омск
8^^Т-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению SWOT-анализа как инструмента стратегического менеджмента. Выявлены преимущества и недостатки данной матрицы «качественного» стратегического анализа, проведена оценка позиции сельскохозяйственного предприятия ООО «Дружба» Марьяновского района Омской Области.
Ключевые слова: стратегия предприятия, стратегический анализ, SWOT-анализ.
Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности,
системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Цель - это конечный, желаемый результат, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя перед предприятием определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива. Важным источником информации, для формирования стратегических целей, является информация о внутренней и внешней среде предприятия, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения, угрозы, которые могут помешать и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Если предприятие будет чаще прогнозировать и проводить анализы, тем больше вероятности того, что она будет держать под контролем будущую ситуацию и быть более устойчивой к изменениям.
Стратегический анализ - это комплексное исследование положительных и отрицательных факторов, которые могут повлиять на экономическое положение предприятия в перспективе, а также путей достижения стратегических целей предприятия. С помощью стратегического анализа разрабатывается комплексный стратегический план развития предприятия, осуществляется научно обоснованная, всесторонняя и своевременная поддержка принятия стратегических и управленческих решений.
К основным задачам стратегического анализа относится: определение уровня конкурентоспособности и преимущества других предприятия; проблемы, с которыми сталкивается предприятие, их возникновение и разрешение; анализ внешней среды, макроэкономические тенденции и их влияние на будущее компании; анализ внутренней среды, кадровый потенциал компании и его структура; прогнозирование предприятия.
В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако, в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Поэтому как основной инструмент регулярного стратегического управления многие компании выбирают матрицу «качественного» стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы).
Эта матрица предоставляет руководителям
компании структурированное информационное поле в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.
Самое привлекательное, в этом методе то, что информационное поле формируется непосредственно самими руководителями, а также наиболее
компетентными сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации.
Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон проекта, оценку его возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее проекту шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т. п. Угроза - то, что может нанести ущерб проекту, лишить его существующих преимуществ: появление новых конкурентов, появление товаров-заменителей и т. п. (таблица 1). _Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа_
Сильные стороны: - высокое качество продукции фирмы; - правительственная помощь; - квалифицированный персонал. Слабые стороны: - отсутствие новых видов продукции; - слабый маркетинг; - недостаток финансов.
Угрозы: - жесткая конкуренция; - покупатели ожидают разнообразного дизайна Возможности: - в данном регионе много озер, прудов и водоемов; - увеличение числа желающих провести досуг на воде.
Преимуществами SWOT-анализа принято считать возможность применения метода в самых разнообразных сферах экономики и управления, адаптацию к объекту исследования любого уровня, свободный выбор анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей, а также использование, как для оперативного контроля деятельности организации, так и для стратегического планирования. К недостаткам метода относится неточная оценка (итог отклонения от предмета оценки), а также невозможность учитывать риски.
Для того, чтобы точно понять метод SWOT-анализа, оценим позицию сельскохозяйственного предприятия ООО
«Дружба» Марьяновского района Омской Области (таблица 2).
Таблица 2 - SWOT - анализ ООО «Дружба» Марьяновского района Омской Области
Сильные стороны: Слабые стороны:
- Достаточная обеспеченность рабочей - Отсутствие новой
силой; специализированной техники для
- Невысокая текучесть кадров; проведения обработки почвы;
- Высокая квалификация рабочих и - Зависимость конечного финансового
аппарата управления; результата от внешних условий;
- Наличие положительной репутации в - Не применяются минеральные
районе; удобрения;
- Производство продукции хорошего - Низкая заработная плата, а
качества; следовательно: пассивность работников,
- Наличие складских и подсобных низкая производительность, небрежное
помещений для хранения продукции; отношение к технике, нарушение
- Многолетние прочные договорные дисциплины;
отношения с потребителями продукции; - ООО «Дружба» связан с пунктами реализации основных видов продукции асфальтированными дорогами; - Производственная и социальная инфраструктура в хозяйстве хорошо организована; - Оптимальное сочетание растениеводства и животноводства; - Самообеспеченность кормами; - Обеспеченность финансовыми ресурсами; - Льготное налогообложение и кредитование. - Наличие на рынке сильных конкурентов; - Отсутствие собственных земельных площадей; - Высокий уровень себестоимости производства мяса крупного рогатого скота; - Отдаленность предприятия от основных пунктов реализации; - Высокий уровень износа МТБ в растениеводстве; - Необходимость совершенствования каналов реализации производимой продукции.
Возможности: - Увеличение уровня государственной поддержки, предоставление новых видов государственной помощи; - Снижение ставок на кредитные ресурсы; - Появление новых ресурсосберегающих технологий и возможности их использования; - Расширение рынка сбыта, выход на новые рынки; - Повышение мотивации молодёжи к сельскому труду; - увеличение уровня дотации из бюджета на животноводческую продукцию, средства защиты растений, семена элиты, техническое перевооружение, страхование посевов. Угрозы: - Инфляция и усиление диспаритета цен в товарном обмене между хозяйством и другими отраслями народного хозяйства; - Увеличение числа конкурирующих хозяйств; - Отток кадров из сельской местности; - Расположение хозяйства в зоне рискованного земледелия; - Увеличение налогового бремени; - Нестабильная экономическая ситуация в стране, которая может привести к дефициту финансовых ресурсов; - Увеличение тарифов на тепло-, электроэнергию и потребление воды; - Расширенное производство у хозяйств-конкурентов; - Вступление России в ВТО может усилить влияние конкурентов.
Таким образом, по результатам SWOT-анализа текущей стратегии предприятия, можно выделить следующие основные направления его развития, направленные на усиление конкурентной позиции предприятия на рынке и, соответственно, на увеличение доли рынка ООО «Дружба»: расширение рынка сбыта, выход на новые рынки, расширение ассортимента, формирование лояльности потребителей.
Сильные стороны компании превращены в ее исключительные конкурентные преимущества. Угрозы для предприятия являются сходными с угрозами для всех предприятий на рынке сельскохозяйственной продукции. Слабости ООО «Дружба» не имеют стратегического значения в
конкурентной борьбе, и не относятся к факторам, снижающим конкурентоспособность.
Главной целью предприятия должно стать укрепление своего положения в регионе (увеличение доли рынка).
Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.
Использованные источники:
1. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Глумаков, М.М.Максимов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 29-30 с.
2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник / М.И.Бухалков. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.
Кравченко Е.А., кандидат сельскохозяйственных наук
ассистент
кафедра «Экономическая теория и социально-экономические проблемы АПК» Волгоградский государственный аграрный университет
Россия, г. Волгоград РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка персонала - определение профессиональных и личностных качеств сотрудников по заранее установленным критериям, исходя из требований организации, должностных требований и предоставление рекомендаций по более эффективному управлению персоналом и раскрытию и развитию личностного потенциала сотрудников на основе результатов этой процедуры.
Эффективность современной экономики все в большей степени определяется интеллектуально-творческим и информационным потенциалом, нежели традиционными факторами экономического развития общества. В связи с этим сегодня на первый план выходит проблема оценки профессиональных и личностных качеств работников, применения современных методов, позволяющих получить достоверную информацию об эффективности их труда, выявить их потенциал, уровень подготовки, знания и навыки.
Качество людских ресурсов во многом определяет возможности и эффективность последующего их использования. Кадровые службы нуждаются в обоснованных и надежных процедурах оценки персонала, в повышении эффективности отбора посредством последовательного проведения оценки деловых и личностных качеств, оценки качества труда и его результативности с использованием взаимодополняющих методов и источников информации. Объективная оценка работников на стадиях найма,