Научная статья на тему 'SWOT-АНАЛИЗ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ'

SWOT-АНАЛИЗ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агилбаева А.А., Нургалиева А.К.

Любое планирование необходимо начинать с анализа внешней среды и анализа потенциальных возможностей организации, намечающей осуществление конкретных действий. Таким образом, непосредственному планированию должен всегда предшествовать анализ факторов внешней среды и SWOT-aнaлиз деятельности предприятия. Использование SWOT-aнaлиза на практике, положительные и отрицательные стороны этого метода можно найти в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT-ANALYSIS AS AN EFFECTIVE TOOL IN STRATEGICALLY MANAGEMENT

Any planning must begin with an analysis of the external environment and an analysis of the potential of the organization that plans the implementation of specific actions. Thus, direct analysis should always be preceded by an analysis of external factors and SWOT-analysis of the enterprise. Using SWOT-analysis in practice and the positive and negative aspects of this method can be found in this article.

Текст научной работы на тему «SWOT-АНАЛИЗ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

УДК 3977

Агилбаева А.А., магистр экономических наук

преподаватель кафедра «Экономика и Финансы» Нургалиева А.К., магистр экономических наук

старший преподаватель кафедра «Менеджмент и Бизнес»

РГП «КГИУ» Республика Казахстан SWOT-АНАЛИЗ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Аннотация. Любое планирование необходимо начинать с анализа внешней среды и анализа потенциальных возможностей организации, намечающей осуществление конкретных действий. Таким образом, непосредственному планированию должен всегда предшествовать анализ факторов внешней среды и SWOT-aнaлиз деятельности предприятия. Использование SWOT-aнaлиза на практике, положительные и отрицательные стороны этого метода можно найти в этой статье.

Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегический менеджмент, стратегический план, стратегия компании

Agilbaeva A.A., master of economic sciences Teacher at the Department of Economics and Finance

RGP "KGIU" The Republic of Kazakhstan Nyrgalieva A.K., master of economic sciences Senior Lecturer at the Department of Economics and Finance

RGP "KGIU" The Republic of Kazakhstan SWOT-ANALYSIS AS AN EFFECTIVE TOOL IN STRATEGICALLY MANAGEMENT Annotation: Any planning must begin with an analysis of the external environment and an analysis of the potential of the organization that plans the implementation of specific actions. Thus, direct analysis should always be preceded by an analysis of external factors and SWOT-analysis of the enterprise. Using SWOT-analysis in practice and the positive and negative aspects of this method can be found in this article.

Key words: SWOT-analysis, strategically management, strategically plan, company strategy

В научной практике существуют множество видов анализа, которые успешно выполняют свои функции. Также анализ является неотъемлемой частью во многих сферах нашей жизни, начиная от домашнего хозяйства до мировой экономики.

Необходимо заметить, что успех организации во многом зависит от внешней среды организации, умения приспособиться к состоянию и изменениям во внешнем окружении, а также осуществить соответствующие изменения во внутренней среде.

SWOT-анализ предполагает потенциал оценки фактического положения и стратегических перспектив предприятия, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон предприятия, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся предприятию в будущем.[1]

SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы). Внутренняя обстановка предприятия отражается в S и W, а внешняя - в О и Т.[2]

Целью SWOT-анализа является субъективная оценка текущего положения предприятия, выраженное во внутренних преимуществах и слабостях, оценить его способность предотвращать угрозы и использовать возможности, которые возникают в его конъектуре рынка.

В мировой практике SWOT-анализ применяется в процессе стратегического планирования, начиная с 60-х годов. С появлением SWOT -модели аналитики получили набор экономических механизмов для анализа состояния предприятия и выбора его стратегии.

Сильные стороны предприятия - это особенность предприятия, предоставляющая дополнительные возможности. Сила предприятия может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.[3]

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести - плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, и т.п.[3]

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы: используются ли сильные стороны как преимущества компании; являются ли слабости компании ее уязвимыми местами; какие благоприятные обстоятельства дают шансы на успех; на какие угрозы обратить внимание в первую очередь.[4]

Хорошо проведенный управленческий анализ (или бизнес-диагностика деятельности предприятия), дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии предприятия. Акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления.[5]

Самое главное достоинство SWOT-анализа - простота использования,

а также простота восприятия. Для SWOT-анализа нет необходимости прибегать к сложным вычислениям и дорогостоящим маркетинговым процедурам, этот метод доступен каждому кто осведомлен о положении своего предприятия на рынке и ситуации сложившейся внутри него. Но говоря о простоте важно заметить, что при самом анализе важна компетентность самих менеджеров, то есть правильность их субъективной точки зрения на конъектуру окружающего рынка.

Второй немаловажный плюс SWOT-анализа - это широкое применение этого метода. Не имеет значения каким видом экономической деятельности вы занимаетесь или какую долю рынка имеете, этот анализ применим абсолютно везде, не важно, оцениваете ли вы все предприятие или только хотите выяснить эффективность того или иного отдела организации. SWOT-анализа - универсальный маркетинговый инструмент.

SWOT-анализ помогает выявить внушительную информационную базу, которая позволяет проанализировать прошлую стратегию, изучить сложившуюся в организации ситуацию, а также разработать стратегию действия на будущее.

SWOT-анализ позволяет выявить все факторы, влияющие на организацию, а значит позволяет обобщить и сопоставить данные совершенно разного типа и назначения. Поэтому данные матрицы SWOT-анализа являются незаменимой информационной базой для проведения дальнейшего, более глубокого, анализа по тем или иным факторам влияния.

Но, как и в любом другом анализе, SWOT-анализ имеет свои недостатки. К минусам этого метода можно отнести отсутствие динамики во времени, ведь ситуация на рынке меняется стремительно, соответственно и реакция предприятия должна быть молниеносной. В противном случае, бездействие может обернуться полным крахом предприятия в условиях сложившейся ситуации. Отсутствие каких-либо количественных или оценивающих показателей делает метод простым, но и в тоже время недостаточно информативным для решения конкретных задач. Этот анализ лишь обозначает, не позволяя при этом сопоставлять и оценивать.

Еще один из минусов метода такого анализа является субъективность. В большинстве случаев приходится полагаться на мнение аналитиков, которые, в свою очередь, могут не до конца понять и разобраться в предложенной им ситуации из-за чрезмерной разносторонности участвующих факторов.

Подводя итоги, можно сказать SWOT-анализ как и любой другой вид анализа имеет свои плюсы и недостатки, и каждая компания в праве сама решать, какой вид анализа проводить, чтоб достигнуть своих определенных целей и задач.

Использованные источники:

1. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. с. 122

2. Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент ТРТУ. //Сб. "Отчет

ректора ТРТУ за 1998 г.". Таганрог: ТРТУ, 1999, с. 49-53.

3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

4. Филинов Н. Б. Стратегический подход к управлению компанией. Материалы по программе TACIS. М.: ГАУ, 1998.

5. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, с. 30-31.

УДК 618.2

Адонина А.Ю. студент 5курса факультет лечебного дела и педиатрии Медицинский институт НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ - ЗДОРОВЬЕ РАСТУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ГРУДНОГО

ВСКАРМЛИВАНИЯ Аннотация: в статье обосновываются проблемы грудного вскармливания как неблагоприятный фактор развития современного общества. Приведены рекомендации о внедрении в практическое здравоохранение современных методов пропаганды грудного вскармливания как здорового развития нации.

Ключевые слова: здоровье, грудное вскармливание, золотой стандарт , организация питания.

Adonina A. Yu. student

5 year, Medical Institute, Faculty of Curative Medicine and Pediatrics

National University of BelSU Russia, Belgorod BREAST FEEDING - THE HEALTH OF A GROWING GENERATION. THE REASONS FOR THE DECLINE OF BREAST

FEEDING.

Abstract: in the article the problems of breastfeeding as an unfavorable factor in the development of modern society. Provides guidance on the implementation of modern methods of promoting breastfeeding as the healthy development of the nation.

Keywords: health, breastfeeding, the gold standard, nutrition.

Одной из самых эффективных мер, которая является успешным залогом здоровья детей, является правильная организация питания ребенка, особенно первого года жизни. Нет сомнений в том, что приоритет естественного вскармливания и рационального питания детей раннего возраста является ведущим, что в последующем обеспечивает оптимальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.