«
SCIENCE TIME
■
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В НЕККОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Платицына Анастасия Алексеевна, Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов
E-mail: nastuff-ka@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам связей с общественностью в некоммерческих организациях. Рассмотрены основные источники литературы по данной теме. Специализированной литературы на тему связей с общественностью много, данная тема достаточно хорошо проработана разными авторами.
Ключевые слова: связи с общественностью, некоммерческая организация, «третий сектор», литература.
Сегодня во всем мире, и в частности, в России public relations (связи с общественностью) применяются во всех сферах деятельности: не только в политике и бизнесе, но и в некоммерческом секторе. Рост значимости связей с общественностью в XX-XXI вв. обусловлен самим процессом формирования среды, которая становится все более зависимой от общества, его мнения и поведения общества в отношении организации. Именно принципы связей с общественностью, характерные для открытой системы, которая адаптируется для общества и ответственна перед обществом, должны стоять во главе угла управления НКО. PR в некоммерческом секторе заметно отстает от политического и бизнес-консалтинга, но все предпосылки к развитию этой деятельности существуют.
Связи с общественностью необходимы «третьему сектору», чтобы сформировать общественное мнение по отношению к некоммерческим организациям. Успех деятельности все больше зависит от позитивного отношения к ней окружающих. Таким образом, хорошо организованная, систематическая PR-деятельность становится стратегическим ресурсом некоммерческой организации. С использованием инструментов связей с общественностью эффективность деятельности НКО повышается. Главное, позволяет привлечь общественный интерес к той или иной проблеме.
1 SCIENCE TIME 1
Также PR-технологии позволяют сектору НКО стать понятнее и ближе общественности для достижения общих целей. Бюджет, выделяемый на осуществление мероприятий в сфере связей с общественностью для коммерческих организаций, не сопоставим с бюджетами некоммерческих организаций. НКО всегда имеют «преимущество» ограниченных финансовых ресурсов.
Кроме того, все чаще PR-отделы коммерческих организаций прибегают к технологиям, используемых для сектора НКО, так как главным критерием для общественного признания становится социальная ответственность организации, ее вклад в развитие общества.
Для сектора НКО специфика PR-работы заключается в том, что изначально социальная направленность некоммерческих организаций открывает широкий простор для работы с общественностью.
Общественными некоммерческими организациями признается важность связей с общественностью в своем развитии, но анализ литературных источников показал, что тема предоставляет возможность
для более углубленного исследования, так как изучена недостаточно. Существуют практические статьи в специализированных журналах и учебниках (Т. Юрьева, Р. Уткин, А. Нездюров). Вместе с тем, следует отметить, что вопросы комплексного анализа у названных авторов не нашли достаточного отражения.
Специализированной литературы на тему связей с общественностью много, данная тема достаточно хорошо проработана разными авторами.
С. Катлип,А. Сентер, Г. Брум [3] в своей книге «Паблик рилейшнз. Теория и практика» выявили теоретические положения, описание принципов и процессов, которые лежат в основе деятельности специалистов по связям с общественностью. Наличие большого количества примеров позволяет читателю глубоко и основательно уяснить концепции и модели, практические методы и проблемы современных связей с общественностью. Они знакомят читателей с опытом Запада, раскрывают основы деятельности по связям с общественностью в образовании на примерах колледжей и университетов США.
А.И. Чумиков с соавтором М.П. Бочаровым [15] являются авторитетами теории и практики связей с общественностью. В их книге есть разделы, посвященные политическим, экономическим, социальным аспектам связей с общественностью. Основное внимание уделяется технологиям универсального характера, которые могут быть востребованы в различных сферах деятельности специалиста по связям с общественностью. В книге посвящен целый раздел управлению информацией, в котором автор представляют новую концепцию методов управления информационными потоками и их организации.
В книге И.В. Алешиной [1] представлены современные концепции,
«
1 SCIENCE TIME 1
методические основы и практические рекомендации построения и ведения коммуникации организации с общественностью. Рассмотрены цели, методы, формы и конкретные инструменты планирования и реализации отношений организации с внутренней и внешней общественностью. Особую ценность представляет информация об организационной структуре подразделения по связям с общественностью, проиллюстрированная в подробной схеме.
Настольная энциклопедия Public Relations под редакцией Д. Игнатьева и А. Бекетова [9] описывает основные инструменты связей с общественностью и дает практические рекомендации по ключевым направлениям PR-деятельности. Все приемы деятельности проиллюстрированы большим количеством оригинальных примеров, что облегчает восприятие материала и делает книгу незаменимой для специалистов по связям с общественностью, независимо от области деятельности.
В книге Р.Ю. Почекаева [16] изложена история становления связей с общественностью на Западе, в России. Книга содержит ценную информацию о периодах институционализации, становлении отечественной теории связей с общественностью.
с.а. Алябьева [2] в своем методическом пособии «Связи с общественностью в «третьем секторе» выделяет базовые понятия, знание которых необходимо специалистам по связям с общественностью в некоммерческих организациях. В отдельный раздел выделен перечень профессиональных терминов по данной теме. Также дана полная информация по внутрикорпоративным коммуникациям в некоммерческом секторе; спонсорство, благотворительность и фандрайзинг для НКО; государственная поддержка некоммерческих организаций.
Н.М. Дорошева [8] подготовила книгу «Все, что вы хотели знать о некоммерческом секторе, но боялись спросить» в рамках проекта «Российские СМИ и НКО: мостик через пропасть». Задача проекта заключается в том, чтобы преодолеть барьер непонимания между журналистами и представителями некоммерческих и благотворительных организаций.
Подводя итог обзора литературы по данной теме «Связи с общественностью в некоммерческих организациях» можно сказать, что обобщенные исследования на тему есть, но не так много, как по коммерческому сектору. Таким образом, тема недостаточно изучена.
Автор статьи, считает, что постепенно данная тема приобретет популярность среди ученых и будет изучена до конца. Потому что необходимость использования PR- технологий в некоммерческом секторе очевидна. Основное отличие этой темы от других в том, что здесь продвигается не товар или услуга, и не организация, а идея. Работа по продвижению организации также необходима, но преимущественно для поддержания
»
391
1 SCIENCE TIME 1
репутации в профессиональной среде.
Создание положительного образа, формирование общественного мнения, процесс информирования и привлечения внимания СМИ и общественности- это направления работы СО- специалиста. Многие проблемы «третьего сектора» могут быть решены PR- методами, а хорошо организованная, систематическая PR- деятельность может стать стратегическим ресурсом НКО.
Необходимость использования технологий связей с общественностью в некоммерческом секторе очевидна, так как от эффективности воздействия на целевые группы общественности и общества в целом зависит количество и качество реализуемых данной организацией социальных проектов.
Литература:
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В.Алешина. - М.: ИКФ ЭКМОС, 2008.- 130 с.
2. Алябьева С.А. Связи с общественностью в «третьем секторе»: уч.-метод. реком / С.А.Алябьева - Тамбов: ТГТУ, 2012 - С. 23
3. Брум Г.М., Катлип С.М., Сентер А.Х., «Паблик рилейшнз. Теория и практика» / Брум, Г.М., Катлип С.М., Сентер А.Х., М.: Изд. дом Вильямс, 2011.247 с.
4. Варакута С.А., Егоров Ю. Н. Связи с общественностью / Варакута С.А. М.;
2011.-176с.
5. Вебстерский иллюстрированный энциклопедический словарь на английском языке. Четвертая редакция. 2012.- 346 с.
6. Гражданский кодекс (ГК РФ) N 51-ФЗ от 30.11.1994 (п. 3 ст. 50 ГК)
7. Джефкинс Ф. Ядин Д. Паблик рилейшнз. Учеб.пособие для вузов / Ф. Джефкинс, Д. Ядин; пер. с англ. под ред. Б.Л. Ерёмина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2012.- 120 с.
8. Дорошева Н. М., Все, что вы хотели знать о некоммерческом секторе, но боялись спросить: Пособие для журналистов. М.: CAF, 2002- С.89
9. Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия Public relations/ Д. Игнатьев, А. Бекетов. - 2-е изд. - М.: Альпина бизнес Букс, 2004.- С.74
10. Нездюров А. Л. «PR-обеспечение деятельности Уполномоченных по правам человека и их аппарата» // Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учебное пособие / Под редакцией А.Ю.Сунгурова. - СПб: , 2008.120 с.
11. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз для профессионалов / Почепцов Г.Г. - М.: Рефл-бук, Ваклер,2007.- 130 с.
12. Почекаев Р.Ю. История связей с общественностью / Р.Ю. Почекаев. - СПб.: Питер, 2007.- 150 с.
»
392
1 SCIENCE TIME 1
13. Уткин Р.В. Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций / Уткин Р.В.- Бюл. Министерства юстиции РФ. - №5. - 2005.- 78 с.
14. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление / Юрьева Т.В. - М.: Русская Деловая Литература, 2008.- 75 с.
15. Чумиков А.И., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика / А.И. Чумиков, М.П. Бочаров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2006.- 145 с.
16. Почекаев Р.Ю. История связей с общественностью / Р.Ю. Почекаев. - СПб.: Питер, 2007.- С. 67