Научная статья на тему 'Связи между Коптской и Русской церквями в XX веке'

Связи между Коптской и Русской церквями в XX веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
480
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аджбан Исхак Ибрагим

Предлагаемая вниманию читателей публикация фрагмент готовящейся к печати в каирском издательстве «Анба Русия» («Новости России») книги на арабском и русском языках об истории связей Коптской и Русской церквей. Публикуемая подборка материалов носит протокольный характер, но она показывает, что с 1945 г. и по наши дни между двумя церквами поддерживались стабильные связи. Перевод с арабского Д.В. Микульского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Аджбан Исхак Ибрагим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связи между Коптской и Русской церквями в XX веке»

От редакции. Предлагаемая вниманию читателей публикация - фрагмент готовящейся к печати в каирском издательстве «Анба Русия» («Новости России») книги на арабском и русском языках об истории связей Коптской и Русской церквей. Публикуемая подборка материалов носит протокольный характер, но она показывает, что с 1945 г. и по наши дни между двумя церквами поддерживались стабильные связи.

Перевод с арабского Д.В. Микульского.

Визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия I к Папе Макарийусу (Макарию) III

Визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (1945-1970) к Папе Макарийусу (Макарию) III, Патриарху 114-му (1944-1945), состоялся утром, в пятницу, 8 июня 1945 г. Его Святейшество сопровождал Греко-Православный Патриарх Анти-охийский Александр III Таххан (1931-1958) и Греко-Православный Патриарх Александрийский Христофор II (1939-1966). Этот визит состоялся в рамках поездки Патриарха Московского и всея Руси Алексия I на Ближний Восток в мае и июне 1945 г. В ходе этой поездки Его Святейшество посетил Александрийскую, Антиохийскую и Иерусалимскую Церкви.

Визит Митрополита Ленинградского и Новгородского к Папе Йусабу (Иосафу) II

В ноябре 1946 г. состоялся визит Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова; 1945-1955) и сопровождавших его лиц к Папе Йусабу (Иосафу) II, Патриарху 115-му (1946-1956). Этот визит привлек внимание тогдашних официальных кругов египетского государства. Митрополит Ленинградский и Новгородский также нанес визит Греко-Православному Патриарху Александрийскому Христофору II (1939-1966)1.

Поздравительная телеграмма Патриарха Алексия I в связи с возведением Папы Кириллоса (Кирилла) VI на Патриарший престол

Его Святейшество Патриарх Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси (19451970), направил поздравительную телеграмму в связи с возведением Папы Кириллоса (Кирилла) VI на Патриарший престол Святого Марка (в воскресенье, 10 мая 1959 г.). Его Святейшество Папа Кириллос VI направил благодарственную телеграмму в ответ на поздравительную телеграмму Патриарха Алексия I, пожелав процветания Русской Православной Церкви.

Визит Русского Патриарха Алексия I к Папе Кириллосу (Кириллу) VI и упрочение отношений между двумя Церквами

Русский Патриарх Алексий I (19451970) посетил Его Святейшество Папу Кириллоса VI, 116-го Патриарха Александрийского (1959-1971) в Патриаршей резиденции в пятницу, 25 ноября 1960 г. Русский Патриарх был принят самым сердечным образом по прибытии своем в Собор Святого Марка. Его Святейшество Папа Кириллос преподнес Патриарху Московскому и всея Руси собрание старинных коптских книг. Его Святейшество же преподнес Папе Ки-риллосу VI хоругвь Русской Церкви и икону Владычицы нашей Пресвятой Девы2.

20 мая 1963 г. Папа Кириллос VI принял архимандрита Матфея, который в то время представлял Русскую Церковь в Египте, в связи с отъездом русского иерарха на месяц в Москву3.

14 сентября 1966 г. Папа Кириллос VI принял архиепископа Русской Православной Церкви Владимира, прибывшего, чтобы передать приветствия от Патриарха Алексия I, а также устное послание предстоятеля Русской Православной Церкви, во имя укрепления исторических взаимоотношений и укрепления связей между обеими Церквами, Коптской и Русской4.

Участие представителей Русской Церкви

в торжествах по поводу освящения Собора Святого Марка

Делегация Русской Православной Церкви, состоявшая из высокопоставленных ее служителей, во главе с архиепископом Антонием (Секановым), Архиепископом Минским и Белорусским, приняла участие в торжествах Коптской Церкви в связи с прошествием девятнадцати столетий со дня мученической кончины Святого Мар Маркуса Апостола (Святого Апостола Марка) и освящением Собора Святого Марка 25 июля 1968 г. в присутствии президента Гамаля Абдель Насера (1956-1970) и императора Хайле Селассие, императора Эфиопии (1930-1974). Глава русской делегации произнес речь во время торжества, а также прочитал послание Патриарха Алексия I (19451970) Папе Кириллосу VI (1959-1971) от 17 июня 1968 г. Кроме того, архиепископ Антоний передал позолоченное металлическое покрытие для Священного Жертвенника Собора Святого Марка в Монастыре Аввы Ра-виса в каирском районе Эль-Аббасиййа.

Из послания Патриарха Алексия I к Папе Кириллосу VI: «Мы со всею ясностью осознаем, что первейшая сегодняшняя задача Христианского Мира заключается в том, чтобы идти по пути мира, о чем завещал Бог Мира. Мы полагаем, что это соответствующий день для того, чтобы создавать основополагающие братские взаимосвязи между нашими Церквами, которые отличаются

друг от друга. Традиционная братская молитва, совместно совершаемая Коптской Православной5 Церковью и Русской Православной Церковью, станет укрепляться и усиливаться. Мы уповаем на упрочение взаимосвязей между нашими двумя Церквами в будущем».

Из речи архиепископа Антония (Сека-нова), произнесенной во время торжественного освящения Собора Святого Марка: «Русская Православная Церковь обладает древними и прочными братскими связями с Коптской Православной Церковью. Эти связи упрочаются в нынешние дни по причине тесного взаимодействия между русским и египетским народами и в силу той братской поддержки, которую русский народ оказывает египетскому народу. Русская церковь настаивает на обсуждении тех церковных проблем, которые были признаны церквами до созыва Халкидонского Собора6. Мы должны сделать все возможное для осуществления христианского единства под покровительством Единого Бога, Источника Любви»7.

Участие Русской Церкви в торжествах по поводу интронизации Папы Шенуды III

Русский Патриарх Пимен (1971-1990) направил высокопоставленную церковную делегацию для участия в торжествах Коптской Церкви в связи с интронизацией и коронацией Папы Шенуды III, проводившихся в воскресенье, 14 ноября 1971 г. Делегацию возглавлял епископ Гермоген (Орехов), Епископ Виленский и Литовский (19711972). Впоследствии этот иерарх Русской Православной Церкви возглавил Калининскую и Кашинскую епархию (1972-1978). Позже он был Архиепископом Краснодарским и Кубанским (1978-1980). В состав делегации входил также священник отец Анатолий.

Первый визит Папы Шенуды III к Русской Церкви

Визит Трижды блаженнейшего Папы Шенуды III (1971-2012) к Русской Церкви проходил 3-9 октября 1972 г. Тогда же про-

изошла встреча Папы с Патриархом Пименом, Патриархом Московским и всея Руси (1971-1990). Это первый визит коптского патриарха к Русской Церкви. Визит продолжался со вторника, 3 октября, по понедельник, 9 октября 1972 г.<...>8

Встретить Его Святейшество в аэропорту прибыли Патриарх Пимен, Патриарх Московский и всея Руси, постоянные члены Святейшего Синода Русской Православной Церкви, председатель Совета по делам религий, посол Египта в Москве и сотрудники Посольства Египта в Москве.

Его Святейшество присутствовал на торжественной службе, посвященной поминовению Святого Сергия Радонежского, молитвенника о Русской Церкви, состоявшейся 8 октября 1972 г. Служил сам Патриарх Пимен, коему сослужили около 25 митрополитов и епископов Русской Церкви. Праздничная служба проходила в Троице-Сергие-вой лавре (словом «лавра» обозначается большой монастырь). Это монастырь, основанный в четырнадцатом столетии, в коем имеется двенадцать храмов. Лавра считается крупнейшим из русских монастырей. Предстоятели обеих Церквей обменялись речами и дарами. Скопление народа было огромным - собралось около ста тысяч человек.

Русский Патриарх вручил Папе Шенуде III Орден Святого Владимира, названный в честь Святого князя Владимира Первого (960-1015), который уверовал во Христа, принял христианство и ввел его в России в 988 г.

Во время путешествия Его Святейшество посетил Патриаршую резиденцию, резиденцию Митрополита Крутицкого и Коломенского, резиденцию Митрополита Ленинградского и Ладожского, гробницу Патриарха Алексия I, Духовную Академию, Издательский отдел Московской Патриархии и предприятия, обслуживающие нужды Русской Православной Церкви.

Его Святейшество также посетил Храм Воскресения9, Храм Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы10 и Храм Всех Свя-

Его Святейшество также посетил Кремль, Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Комитет солидарности с народами Азии и Африки, Библиотеку имени В.И. Ленина, Посольство Египта и Музей авиации и космонавтики.

В речах, произносившихся во время этого визита, Папа Шенуда говорил об экуменическом движении и его значении, о степени открытости и готовности к взаимодействию с экуменическим движением со стороны Коптской Церкви; о практических шагах, направленных на осуществление церковного единства. Его Святейшество высказался также по проблеме единой Природы Спасителя (монофизизма). Патриарх подчеркнул, что Коптская Церковь не следует учению Евтихия12, но отвергает его.

Его Святейшество выразил благодарность Русской Церкви за радушное гостеприимство и за ту любовь, которая была явлена ею во время визита делегации Коптской Церкви.

Его Святейшество Патриарх Пимен отметил в произносившихся им речах ту поддержку, которую Русская Церковь оказывает Египту в решении ближневосточной проблемы; затрагивал вопросы экуменического движения и сотрудничества между Русской Церковью и Коптской Церковью.

Пимен, Патриарх Московский и всея Руси, предоставил Папе Шенуде и сопровождающей Его Святейшество делегации особый самолет для перелета в Армению, а затем в Румынию. Там было завершено вселенское путешествие Святейшего Папы, продолжавшееся с 3 по 30 октября 1972 г.13

Второй визит папы Шенуды III к Русской Церкви

Второй визит Папы Шенуды III к Русской Церкви проходил со среды, 1 июня, по понедельник, 20 июня 1988 г., для участия в празднествах, проводившихся Русской Церковью в связи с тысячелетием крещения Руси. Официальные торжества, посвященные этой годовщине, начались в субботу, 4 июня, и продолжались две недели.

-о£>

<$о-

В делегацию, сопровождавшую Его Святейшество, входили Его Высокопреосвященство Авва Бишва, Митрополит Дамьет-ты (Думйата) и Кафр-эш-Шейха, настоятель Монастыря Святой Дамйаны (Дамианы)14, и Его Преосвященство Серапион, Епископ Лос-Анжелесский.

Его Святейшество Папа Шенуда III присутствовал на торжественном богослужении, которое проводилось в Большом соборе в Москве15 в воскресенье, 5 июня 1988 г. Равным образом Его Святейшество присутствовал на первом заседании, открывшем Собор епископов Русской Церкви в Троице-Сергиевой лавре. Святейший Папа участвовал также в церемонии закладки нового собора в Москве. Его святейшество посетил многие храмы и монастыри, а также предприятия, где изготавливается церковная утварь - распятия, иконы, свечи и прочее.

Его Святейшество принял участие во встрече Советского Президента Андрея Громыко16 в Кремле с участвовавшими в торжествах делегациями, а также во встрече, проведенной советским руководителем Горбачевым.

В рамках торжественных мероприятий Его Святейшество провел встречи с Предстоятелями восточных православных церквей. В честь Его Святейшества Папы в египетском Посольстве в Москве был устроен прием, в котором приняли участие главы дипломатических миссий, аккредитованные в Москве.

Во время этого визита в Москву в рамках торжеств Его Святейшество трижды выступал с речами, в которых Святейший Папа затронул следующие темы: приветствие Русской Церкви и высокая оценка ее деятельности, так как она сумела сохранить Веру в трудных и жестоких условиях; приветствие русским матерям и бабушкам и высокая оценка их трудов за то, что они сумели привить веру своим детям и внукам; ликование, охватившее Россию во времена так называемой перестройки и гласности.

Визит Русского Патриарха Алексия II к Коптской Церкви

Во время визита Русского Патриарха Алексия II (1990-2008) к Коптской Церкви Предстоятель Русской Церкви был принят 30 сентября 1991 г. в монастыре Аввы Биш-вы Папой Шенудой III. 2 октября 1991 г. Его Святейшество присутствовал на встрече Его Святейшества Папы Шенуды III с чадами Коптской Православной Церкви. Предстоятель Русской Православной Церкви был восхищен тем обстоятельством, что на это духовное собрание пришли тысячи верующих, а также тем радушным приемом, который был оказан ему коптским народом и Коптской Церковью.

Участие Коптской Церкви в совершении панихиды по Патриарху Алексию II

Когда пришло сообщение о кончине Русского Патриарха Алексия II в пятницу, 5 декабря 2008 г., Коптская Церковь направила церковную делегацию высокого уровня для присутствия на панихиде, которая была совершена в Храме Христа Спасителя в Москве в среду, 9 декабря 2008 г. В состав делегации входили: Авва Дамйан (Дамиан), Епископ Германский (в то время епископ всея Германии); Авва Барнаба (Варавва), Епископ Туринский и Римский; Авва Анги-лус (Ангелос), Епископ г. Стифтига (Англия).

В соответствии с завещанием Патриарха Алексия II тело его было погребено в Богоявленском Елоховском соборе в Москве. В церемонии прощания с покойным Предстоятелем Русской Православной Церкви приняло участие более двухсот религиозных деятелей, прибывших из различных концов Земли, Президент России Дмитрий Медведев, Премьер-министр Владимир Путин, ряд руководителей зарубежных государств и видных общественных и политических деятелей и тысячи россиян.

В церемониях прощания с покойным Патриархом участвовали Предстоятели всех пятнадцати поместных (автокефальных) православных халкидонских церквей во гла-

ве с Вселенским Патриархом Константинопольским.

Помимо того, в церемониях прощания с Патриархом Алексием II приняли участие делегации российских мусульман, а также представители зарубежных последователей ислама.

Заупокойная служба началась ночью, до зари, в главном соборе России, Храме Христа Спасителя. Беспрестанно шел дождь, однако, несмотря на это, в храм пришли десятки тысяч верующих, дабы проститься со своим Пастырем и духовным Наставником.

Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский (впоследствии Его Высокопреосвященство стал Патриархом Кириллом), сказал в проповеди, которую произнес во время заупокойной службы, что Патриарх Алексий II был выдающейся личностью. Его Святейшество играл значительную роль и в России, и в мировом масштабе. Благодаря усопшему Патриарху произошло возрождение Русского Православия и возвысился общественный статус этой религии.

Следует отметить, что российский президент Дмитрий Медведев прервал официальный визит в Индию, а также отложил визит в Италию, чтобы вернуться в Москву по причине смерти Патриарха Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси. Президент Медведев сказал, что кончина Русского Патриарха - это великое бедствие, которое поразило Россию. Глава Российского государства подчеркнул, что смерть Патриарха Алексия - потеря для всей российской нации.

Со своей стороны, тогдашний российский Премьер-министр Владимир Путин отметил, что кончина Пастыря Русской Православной Церкви - это великая трагедия в жизни России и ее народа. Далее Владимир Путин сказал, что кончина Патриарха - это действительно бедственное событие и что потеря Святителя - большая потеря для страны. Дело в том, что покойный был благородным человеком, обладавшим прекрасными личными качествами. Усопший Пат-

риарх был не только одним из крупнейших церковных деятелей, но также и выдающимся государственным деятелем. Он вносил весьма весомый вклад в организацию взаимодействия между различными религиями, а также сохранял прекрасные, дружественные отношения и самые теплые отношения с руководителями крупнейших религиозных общин России.

Участие Коптской Церкви в торжествах, устроенных в связи с интронизацией Патриарха Кирилла

Церковный Собор избрал большинством голосов своих участников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского, Патриархом Московским и всея Руси. Об избрании 16-го Патриарха возвестили колокола Храма Христа Спасителя. Сначала гулко зазвонил большой колокол, именуемый Императорским, затем же подали голоса и прочие колокола. Мелодия колокольного звона восходит к семнадцатому столетию.

Итоги выборов были объявлены вечером. Более 70% участников Собора отдали голоса митрополиту Кириллу, именно - 508 голосов из всех 677. 169 голосов, то есть около 24%, были отданы в поддержку другого кандидата, митрополита Климента, Митрополита Калужского и Боровского.

Избранный Патриарх обратился ко всем участникам Церковного Собора с приветственным словом, в котором сказал, что со всею скромностью и пониманием осознает степень ответственности, которая выпала на его долю и которая предполагается в связи с пасторским служением в чине Патриарха. Далее Патриарх сказал, что это действительно великая служба. Чтобы нести ее, следует вооружиться духом ответственности. Основа этого служения - Крест Господень. Осознать или постичь всю тяжесть его в состоянии лишь тот, кто понесет его. Давайте, сказал далее новый Патриарх, вспомним речения почившего Патриарха Алексия, который не раз говорил о великом кресте, возлагаемом на Патриаршее служение. Крест этот

несет земной глава Церкви, но один человек не способен выполнить подобную задачу. Однако Патриарх способен нести этот крест потому, что богословы и пастыри церковные несут крест вместе с Предстоятелем. Они несут этот крест, потому что сама Церковь несет его вместе с Патриархом. Патриарх Кирилл сказал далее, что принимает из рук церковных людей это проявление Божественной воли и просит их снисходительно относиться к проявлениям его слабости, помогать ему мудрыми советами и пребывать вместе с ним при исполнении им Патриаршего служения. Ведь Патриарх просит у паствы своей лишь молитвы за него.

На церемонию интронизации Патриарха Кирилла, которая произошла 1 февраля 2009 г. в Храме Христа Спасителя в Москве, Коптская Церковь отправила высокопоставленную делегацию. В состав делегации входили Его Высокопреосвященство Авва Биш-ва, Митрополит Дамьетты и Кафр-эш-Шей-ха, настоятель монастыря Святой Дамйаны (Дамианы), Его Преосвященство Авва Сара-бийун (Серапион), Епископ Лос-Анжелесский, и Его Преосвященство Авва Ангилус (Ангелос), Епископ г. Стифтига (Англия).

Церемонии интронизации Святейшего Кирилла, 16-го Патриарха Московского и всея Руси, проходили в рамках божественной литургии. Во время этой службы новый Патриарх был облачен в патриаршее одеяние. Ему были вручены знаки церковной патриаршей власти. В осуществлении этих обрядов участвовали посланцы православных церквей; при этом присутствовали Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Владимир Путин.

В ходе церемонии Патриарху Кириллу был вручен посох Митрополита Петра (ум. 1326), первого Митрополита Московского17, изготовленный в начале XIV в. В те времена Москва сделалась городом, где находилась резиденция Предстоятеля Русской Православной Церкви, и обрела почетное прозвание Первопрестольной18. Таким образом, была подчеркнута преемственность русского патриаршего служения.

Патриарх Кирилл обратился с речью к чадам и гостям Русской Церкви, собравшимся в Храме Христа Спасителя. Главным образом Его Святейшество обратил внимание на необходимость ведения диалога между государством и Церковью на основе Конституции, способствуя упрочению гражданского мира и согласия. Предстоятель отметил, что в жизни Патриарха нет и не может быть никакого личного дела, которое касалось бы лишь только его, поскольку и сам он, и вся его жизнь полностью принадлежат Господу и Церкви. Эти слова были произнесены Патриархом, когда он говорил первую свою Патриаршую проповедь. Святейший особо подчеркнул, что Господь возложил на Патриарха тяжкий крест. Чтобы нести его, требуется абсолютное самоотречение и полная отдача души своей этому служению, к которому Патриарх был призван в тот момент, когда произошло возведение его на Патриарший Престол.

В поздравительной речи, обращенной к Патриарху, Президент Дмитрий Медведев отметил, что данная интронизация кладет начало новой эпохе в распространении православной религии и подготавливает прекрасные условия для ведения всеобъемлющего взаимного диалога меж -ду Русской Православной Церковью и государством.

Обращаясь к Патриарху Кириллу, Президент Медведев сказал, что патриаршее служение - действительно великий крест, нести который тяжело. Благочестие и воздержанность Патриархии от мирских благ является свидетельством чрезвычайного внимания Патриарха к народу своему, особого отношения Предстоятеля к пастве своей и покровительства, что оказывалось простым людям в крайне сложных, почти трагических, условиях. Сегодня же, когда Россия пребывает в состоянии роста, а весь мир остается в плену противоречий и тех же проблем, что и на протяжении столетий, такая совместная деятельность государства и Русской Православной Церкви окажется безусловно востребованной. Россия - сложная страна, где обитают дети различных на-

родов и приверженцы разнообразных верований. В связи с этим российский президент отметил, что миссия, возлагаемая на Патриарха, имеет чрезвычайно большое значение.

До избрания на Патриарший Престол Патриарх Кирилл был Митрополитом Смоленским и Калининградским и возглавлял Отдел внешних сношений Московской Патриархии. Благодаря этому Его Святейшество известен во всем мире. Патриарх Кирилл принимал активное участие в восстановлении единства Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Русской Православной Церкви за границей. Патриарху принадлежит большая заслуга в организации диалога с Католической Церковью. Новому Патриарху шестьдесят два года. Он принял монашество сорок лет тому назад и всецело отдает себя служению Православной Церкви.

Визит Русского Патриарха Кирилла к Коптской Церкви

Визит Русского Патриарха Кирилла к Коптской Церкви в Египте проходил с субботы, 10 апреля, по понедельник, 12 апреля 2010 г. Предстоятеля Русской Православной Церкви в субботу, 10 апреля 2010 г., принял Папа Шенуда III в Папской Резиденции в Александрии. На встрече присутствовал российский посол в Каире Михаил Богданов. Среди присутствующих были также коптские епископы Их Преосвященства Авва Бишва, Авва Бутрус (Петр), Авва Йу'анус (Иона) и Авва Ирмийа (Иеремия), а также начальник канцелярии Александрийской Патриархии.

Помимо того, Патриарх Кирилл возглавил в воскресенье, 11 апреля, проведение священной литургии в Храме Святого Димитрия Солунского в Каире - это храм, который окормляет русскую православную общину в Египте.

Его Святейшество посетил храм Мар Гиргис (Святого Георгия) в Старом Каире, а также греческое кладбище, располагающееся по соседству с храмом - там похоронен ряд подданных Российской империи, которые нашли прибежище в Египте после революции 1917 г.

Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил божественную литургию в греко-православном Соборе Госпожи Благовещения на площади Эль-Маншия (Площади Мухаммада 'Али) в Александрии. Сослужил ему Патриарх Феодосий II, Греко-Православный Патриарх Александрийский.

В речи, обращенной к Патриарху Кириллу, Его Святейшество Папа Шенуда III, в частности, сказал: «Добро пожаловать в Александрийскую Церковь, из которой вышли руководители монашества всего мира, основанного Святым Антонием, из которой вышли руководители вселенских соборов, такие, как Афанасий Александрийский и Святой Кирилл Александрийский Столп Веры».

Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Во время посещения Александрийской Церкви мне довелось ступать по земле, которая исполнена глубины древней православной веры. Наши церкви ведут богословский диалог. Развитие диалога с Коптской Церковью чрезвычайно важно. В России появились богословы, интересующиеся ве-роучительными принципами и богословскими установлениями, выработанными чадами Коптской Церкви в Египте».

Послание Патриарха Кирилла, выражающее соболезнование в связи с кончиной Папы Шенуды III

Послание Патриарха Кирилла египетским коптам от 18 марта 2012 г., направленное после кончины его Святейшества Папы Шенуды III, последовавшей 17 марта 2012 г., в котором сказано следующее:

«Священному Синоду Коптской Церкви.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, братья во Христе!

С глубоким прискорбием узнал я печальное известие о кончине Его Святейшества Патриарха Шенуды III, который отвечал перед Богом за Коптскую Церковь более сорока лет. Кончина Предстоятеля Коптской Церкви - великая потеря для всего христианского мира. Папа Шенуда, много лет пребывавший во главе Коптской Церкви, был выдающимся богословом и красноречивым проповедником.

Одно из важных личных качества покойного Патриарха заключалось в том, что он был выдающимся руководителем Коптской Церкви и всего христианского мира. Это действительно великий человек. Ведь мы помним его упорные труды на ниве строительства Коптской Церкви в странах рассеяния, борьбу за права христианского меньшинства в Египте, искреннее его желание обрести взаимопонимание с другими христианскими церквами, многие его богословские труды, его проповеди и наставления, благодаря которым Коптская Церковь обрела добрую славу во всех концах света.

Мы ценим труды Патриарха Шенуды III. С великой любовью и самыми теплыми чувствами вспоминаю я свою встречу с ним во время посещения Египта в апреле 2010 г., которая свидетельствует о подлинном и глубоком уважении, которое Его Святейшество питал к Русской Православной Церкви. Со своей стороны, наша Церковь постоянно и непрестанно говорит о своей поддержке египетским христианам, которые подвергаются угнетению по религиозным причинам. Наша Церковь с глубочайшим уважением признает роль Коптской Церкви в сохранении традиционного египетского монашества и коптской духовной культуры. Таким образом, мы убеждены в необходимости продолжения нашей общей работы во имя установления мира и утверждения справедливости на Ближнем Востоке и на всей Земле, во имя защиты прав христиан там, где они попираются.

Да сотворит Милосердный Господь душе служителя Своего, которая недавно покинула мир наш, душе Патриарха Шенуды III, вечную память!»

С любовью во Христе

Кирилл,

Патриарх Московский и всея Руси.

Поздравительное послание Русской

Церкви в связи с интронизацией Его Святейшества Папы Тавадруса (Теодора) II

12 ноября 2012 г., перед началом церемонии возложения папского венца на главу избранного Папы (18 ноября 2012 г.), Пат-

риарх Московский и всея Руси Кирилл направил поздравительное послание Его Святейшеству Папе Авве Тавадрусу (Теодору) II в связи с избранием его 118-м Патриархом Коптской Церкви. В послании говорилось:

«Ваше Высокопреосвященство Епископ Авва Тавадрус, избранный Папой Александрийским и Патриархом Коптской Церкви,

Прошу принять поздравления в связи с избранием Вас 118-м Патриархом Коптской Церкви.

На Вас выпал заалтарный жребий, дабы Вы приняли служение Патриархии в трудный период истории Египта и его древней Церкви, поскольку экономические, политические и социальные испытания, через которые проходит ваша страна, требуют проявления мудрости, терпения и духовной проницательности от всех религиозных руководителей.

Верю, что молитва и духовный труд на благословенной египетской земле будут способствовать умиротворению страны, распространению мира и согласия. Русская Православная Церковь искренне сострадает своим христианским братьям и всегда с настойчивостью возносит молитвы за воцарение мира в ближневосточном регионе.

Искренне желаю Вам доброго здоровья во имя продолжения шествия путем свиде-тельствования о Христе. И да дарует Вам помощь сила Божия, дабы нести возлагаемую на Вас ответственность».

С любовью во Христе

Кирилл,

Патриарх Московский и всея Руси.

Участие Русской Церкви в интронизации

Его Святейшества Папы Тавадруса (Теодора) II

Русский Патриарх Кирилл направил представительную церковную делегацию для участия в торжествах Коптской Церкви в связи с интронизацией и увенчанием Его Святейшества Папы Тавадруса (Теодора) II, проводившихся в воскресенье, 18 ноября 2012 г. В состав делегации входили: архиепископ Елисей, архимандрит Леонид Гор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бачев, представитель Московской Патриархии при Александрийской Патриархии, протопресвитер Димитрий Сизоненко, служитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Делегация преподнесла Его Святейшеству Папе Тавадрусу (Теодору) II дар Русской Церкви - икону Богородицы, изготовленную в мастерских Московской Патриархии.

Примечания

1 Священник Басилийус (Василий) Субхи. Краткий очерк русско-коптских отношений на протяжении веков. Статья в бейрутской газете «Ан-Нахар», 2001. (На арабском языке).

2 Аль-Ахрам, 28 ноября 1960.

3 Аль-Ахрам, 2 июля 1963.

4 Аль-Ахрам, 15 сентября 1966.

5 Коптская монофизитская церковь не относится к православным церквам, но традиционно именует себя таковой. - Прим. ред.

6 Халкидонский собор (451 г.) - Четвертый Вселенский Собор. Осудил несторианство и мо-нофизитство, утвердил православный догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств - божественного и человеческого. -Прим. ред.

7 Авва Григурийус. Документы для истории: Церковь и проблемы Отечества, государства и Ближнего Востока. Часть вторая. Возвращение мощей Святого Апостола Марка. Сентябрь 1977. С. 205-215. (На арабском языке).

8 Опущен состав делегации. - Прим. ред.

9 По всей видимости, имеется в виду Храм Воскресения Словущего. - Прим. переводчика.

10 Возможно, имеется в виду Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. - Прим. переводчика.

11 Видимо, Храм Всех Святых, который расположен рядом со станцией метро «Сокол». -Прим. переводчика.

12 Евтихий (370 - после 454) - константинопольский пресвитер и архимандрит; считается основоположником монофизитского учения. -Прим. переводчика.

13 Д-р Йусуф Мансур. Встреча с Русской Церковью. Журнал «Ал-Караза». Пятый год издания. № 2. 12 октября 1974 г. С. 6-7 (на арабском языке); Авва Григурийус. Документы для истории Церкви, Отечества, государства и Ближнего Востока. Часть четвертая. Июль 1992 г. (на арабском языке).

14 Этот монастырь находится в городе Билкас (провинция Дахаклия), в Дельте Нила. - Прим. переводчика.

15 Имеется в виду Елоховский собор (Богоявленский кафедральный собор в Елохове). -Прим. переводчика.

16 Допущена ошибка: Андрей Громыко в 1988 г. занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР. - Прим. переводчика.

17 На самом деле, Святитель Петр был Митрополитом Киевским и всея Руси; однако первым из Предстоятелей Русской Церкви он поселился в Москве. - Прим. переводчика.

18 Первопрестольной Москва называется потому, что в ней произошло венчание на царство первого русского царя (Ивана Грозного). По всей видимости, само наименование «Первопрестольная» возникло при Анне Иоанновне (1730— 1740). - Прим. переводчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.