Научная статья на тему 'Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв.'

Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
585
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОЛДАВИЯ / ГАЛИЦКАЯ РУСЬ / РУСИНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кишка Людмила

Участие крестьян земли Молдавской и Галицкой Руси в общих восстаниях, симпатии к православной Молдавии, проявляемые также русской шляхтой Галицкой земли, общая позиция православного духовенства Молдавии и русских земель Польско-Литовского государства дают основания утверждать, что в XIV-XV вв. раздел Западной Руси между различными государствами еще не привел древнерусскую народность к этнокультурному расколу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связи Галицкой Руси и Земли Молдавской в XIV-XV вв.»

менования древнерусского населения региона, связанные с родом их занятий. В Карпато-Днестровских землях периодически кочевали также тюрки-болгары, венгры, печенеги, половцы, торки. Древнерусские страницы истории нашего края заслуживают дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ткачук Е. Что ищем мы во дне вчерашнем? // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. №9 2 (2). С. 107.

2. Тельнов Н., Степанов В., Русев Н., Рабинович Р. «И...разошлись славяне по земле». Кишинев, 2002. С. 72.

3. Суляк С. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. №9 2 (2). С. 41.

4. Цит. по: «И.. .разошлись славяне по земле». С. 56.

5. История Молдавской ССР. Т. I. Кишинев, 1965. С. 68.

6. Рабинович Р. Проблема присутствия Галицкой Руси в Карпато-Днестровских землях в 1140-1240 гг. // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. №> 2 (2). С. 74.

7. Слово о полку Игореве. М., 1978. С. 83.

8. См.: МоховН.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 81-82.

9. ПСРЛ. 1962. С.496-497. Цит. по: «И.. .разошлись славяне по земле». С. 137.

10. «И.. .разошлись славяне по земле». С.139, 192.

11. Там же. С. 138.

12. Суляк С. Указ. соч. С. 14,15.

13. Плетнева С.А. Половецкая земля // Древнерусские княжества Х-ХШ вв. М., Наука, 1975. С. 281.

14. «И .разошлись славяне по земле». С. 196.

15. Суляк С. Указ. соч. С. 36.

16. Цит.по: . «И .разошлись славяне по земле». С. 203.

17. Суляк С. Указ. соч. С. 18.

18 «.И разошлись славяне по земле». С. 209.

19. Суляк С. Указ. соч. С. 35.

АААААААААА

Людмила КИШКА

СВЯЗИ ГАЛИЦКОЙ РУСИ И ЗЕМЛИ МОЛДАВСКОЙ В XIV-XV вв.

Молдавское государство возникло в период поглощения южнорусских земель Литовским княжеством и Польшей. Поскольку Русь была

ослаблена монголо-татарским нашествием, особого сопротивления русских князей эта политика не встречала. Маленькая Литва присоединила почти половину территории Руси. В 40-50-е гг. XIV в. Польское королевство и Литва после многолетней войны поделили территорию Галицко-Волынского княжества. Литва получила Волынь, а Польша захватила Галицкую Русь. Как сказались эти события на этнокультурных процессах в Молдавском княжестве, возникшем в 1359 г.?

В Литве русские люди составили около 90 процентов населения, и Литовское государство даже официально стало называться Великим княжеством Литовским и Русским. Литовской письменности еще не существовало, и русский язык стал также официальным языком государства. Именно на русском языке велись дебаты в виленском сейме и официальное делопроизводство1. Будучи до начала XV в. язычниками, литовские князья не навязывали свою веру православным подданным. Несколько иную политику уже в этот период проводили в Галицкой Руси короли Польши. В 1385 г. Литва и Польша оказались под одним скипетром. И все же политические перемены не изменили этнического облика бывшей территории Древней Руси.

Создание Молдавского государства также не повлекло смены этнического состава населения Карпато-Днестровских земель. В XIV-XVII вв. территорию, ограниченную с севера и востока Днестром, а с юго-востока - в основном линией Тягина-Яссы-Сучава - населяли русины, потомки древнерусского населения этих земель. В 1500 г. они составляли почти 40 процентов населения Молдавии2. За следующие полтора века часть русинов была ассимилирована молдаванами, и все же, отмечал во второй половине XVII столетия летописец Григоре Уреке, треть жителей говорила на русском языке3.

Что это был за язык? Как известно, Павел Берында - составитель «Словаря славянорусского» (1637 г.), возможно, уроженец Молдавии, - положил начало общерусскому литературному языку. Его родной язык, видимо, стал основой создаваемого им общерусского языка. «В основу [книжного русского] языка Молдавии XIV-XVII вв., - утверждал знаток славянской письменности А.И. Яцимирский, - был положен русский: с одной стороны официальный западнорусский, а с другой -устный галицко-волынский говор»4. Языковая общность свидетельствует о том, что до середины XIV в. на территории между Днестром и Карпатами проживала часть населения Галицкой Руси.

На русском книжном языке того времени - молдавские летописцы называли его славянским или сербским - в Молдавии проводилось богослужение. На нем же велось государственное делопроизводство, молдаване пользовались им в частной переписке. Это дает основания полагать, что русским языком владела очень большая часть молдаван. И, конечно, знание русского языка упрощало молдаванам связи с

Галицкой Русью. Другим фактором, облегчавшим населению Молдавии связи с Галицкой Русью, являлась общность православной веры. В XIV в. Молдавская церковь подчинялась митрополиту Галича. В 1387 г. молдавский господарь Петр Мушат сам поставил главу молдавской церкви - епископа (до этого священники назначались из соседних стран). Это вызвало резкое противодействие константинопольского патриарха. Дело дошло до того, что патриарх предал Молдавию проклятию5. Для урегулирования конфликта в 1401 г. из Константинополя в Молдавию был направлен специальный патриарший посол, ученый-богослов, болгарин по происхождению Григорий Цамблак. От имени константинопольского патриарха Григорий Цамблак утвердил ставленника молдавского господаря6.

С деятельностью Григория Цамблака связана яркая страница истории культурных связей Молдавии и Галицкой Руси. Это был человек разносторонних талантов и большой образованности. Григорий Цам-блак родился в 1364 г. в Болгарии. В историю он вошел как болгарский писатель, церковный деятель, иерарх Византии, Болгарии, Сербии, Молдавии, Белоруссии и Украины, автор многочисленных проповедей, имевших широкий отклик. После урегулирования конфликта между церковной и светской властью он по просьбе господаря Александра Доброго взялся за написание жития молдавского святого Иоанна Нового. До 1406 г. служил в соборной церкви Сучавы, руководил перепиской богослужебных книг. Церковные связи между Молдавией и русскими землями были достаточно интенсивными. В 1409 г. Григорий Цамблак переехал в Киев и вскоре стал участником борьбы между Москвой и Литвой, распространившейся и на дела церкви. В 1415 г. Цамблак был избран митрополитом Киевским7.

В силу политических причин Григорий Цамблак выступил за достижение унии с католической церковью. Во главе большой группы православного духовенства он прибыл на собор и вел с Римским папой переговоры, но в Киеве эта инициатива не нашла поддержки. Несмотря на церковно-политические разногласия с митрополитом Киевским, в Москве сохранилось уважительное к нему отношение. О его смерти в 1419 г. в Никоновской летописи сказано: «Той же зимой умер Григорий митрополит Цамблак в Киеве, родом болгарин, книжный очень, обучен был книжной мудрости всякой с детства и много писаний, сотворив, оставил». За всю свою жизнь он составил и переписал около 30 книг и проповедей8. Характерно, что в вопросе об унии с католиками молдаване заняли ту же позицию неприятия, как и православное духовенство Киевской митрополии. Митрополит Молдавии, под давлением патриарха Константинопольского поддержавший унию на Флорентийском соборе, не посмел возвратиться в княжество9.

Самому существованию Молдавского государства угрожали турки и татары. Много раз вторгались в княжество также войска соседней Валахии. Галицкая Русь в этих условиях была прибежищем молдаван, где они находили спасение. Господари Молдавии были вынуждены искать поддержки у королей Польши. В Галицкой Руси разыгрывались немаловажные события молдавской истории. В 1415 г. господарь Александр Добрый прибыл в город Снятин, где королю, «сидящему на возвышении и с короной на голове, принес вместе со всеми боярами валашской земли торжественную присягу подданства и клятву верности, бросая под ноги короля свои знамена»10. 29 сентября 1436 г. ленную присягу на верность польскому королю Владиславу принес во Львове господарь Илияш. Владислав, отмечено в летописи, «во всем величии восседал на городской площади на специально сооруженном возвышении, прекрасно убранном». Илияш и 35 бояр, «упав на колени в знак верности и послушания, ломали древки хоругвей и бросали их под ноги королю»11.

Однако вассалитет Молдавии во многом был формальным. В XV -XVI вв. земли Западной Руси, особенно Буковина, Щепеницкая земля и Покутье, были объектом борьбы между Молдавией и Польшей. По-кутье господарь Петр Мушат получил в 1388 г. от польского короля под залог одолженных ему 3000 рублей серебром. Деньги возвращены не были, тем не менее, польские короли требовали возврата этой области. Но ее население, православные русские люди, предпочитало власть православных молдавских воевод, а не королей-католиков. В конце 1456 г. на севере Молдавии произошло крестьянское восстание под предводительством Льва. Начавшись в Молдавии, оно перекинулось в польские владения, и «дружина» Льва дошла до Снятина. Петр Арон договорился с польскими панами о совместных действиях против повстанцев. Но вскоре, в апреле 1457 г., он был свергнут новым претендентом на молдавский престол - Стефаном III12. О Льве никаких упоминаний в документах больше нет13. Можно предположить, что он был сторонником Стефана, а целью его действий в Галицкой Руси было лишить Петра Арона поддержки польского короля.

О том, что Стефан III мог применить такой метод борьбы, можно судить и по другому эпизоду польско-молдавских отношений. При встрече с польским королем в Коломые в 1485 г. Стефан был обманут в своих ожиданиях и унижен. Отношения между монархами ухудшались год от года. Молдавский господарь принял участие в формировании антиягеллонской коалиции14, а в «Молдавско-немецкой летописи» времен Стефана Великого под 1488 г. находим невероятный рассказ. В этом году «послал воевода Стефан одного боярина в землю русинов и [он] занял ей вплоть до Галича, а на четвертый год пришел пан Ни-

колай Галицкий и разбил его войско у Рогатина.». Далее сказано, что тот самый боярин бежал в Белгород. Стефан, узнавши об этом, тайно послал за ним погоню, и его схватили под Белгородом с его 36 конными слугами. Боярина доставили в Сучаву, там он просидел год в заключении. Затем Стефан выпустил его и послал опять в Галицкие земли. Боярин вновь занял эти земли вплоть до Галича. Но у Коломыи поляки напали на него, схватили вместе с пятью соратниками и сбросили со стены замка Коц15.

Очевидно, речь идет о восстании Мухи, которое принято датировать 1490-1492 гг. Руководитель выступления предстает в сообщении как исполнитель воли молдавского господаря. Именно так, как «вторжение молдавского господаря», трактовал это восстание польский король. И основания подозревать диверсию у него имелись. Вождя восстания, якобы плененного, Стефан III не казнил, а укрыл от наказания. Через год господарь предоставил мятежнику возможность вновь поднять восстание и вторгнуться в польские владения. Но можно ли считать, что Муха просто выполнял приказ Стефана Великого? В польской летописи епископа Перемышля Яна из Торговиска отмечен социальный характер восстания: «Некий Муха из Молдавии в короткое время собрал толпу войска из сельских людей в 9000 человек. Он вторгся в ту часть русской земли, где лежит Снятин. Город был взят и разрушен. Потом он захватил многие города и села вплоть до Галича и подчинил себе»16. Можно ли допустить, что молдавский господарь организовал крестьянское восстание? Молдавский историк Н.А. Мохов, рассматривая эти события, не высказывает такого предположения, но оно, на наш взгляд, вытекает из приведенных фактов.

Восстание было крестьянским, и восстали русины Буковины. Но если его инициировал Стефан Великий, то он нанес немалый ущерб и местным феодалам. Секретарь гроссмейстера Тевтонского ордена Л.Наккер, побывавший в Буковине и Покутье через семь лет после восстания под руководством Мухи, отметил: «Страна была так опустошена, что большие господа, те, которые остались живы и не были убиты, потеряли все имущество и, ничего не имея, вынуждены были идти просить милостыню». Итак, восстали крестьяне-русины, а распространилось восстание среди крестьян-русинов Галицкой земли. Схватили Муху (или Андрея Борулю) тоже местные шляхтичи. Польский летописец XVI в. Михал Стрыйковский, рассказывая о восстании, не упоминает об участии в нем молдаван. А потомки видели в Мухе своего, русина. Желая отметить чье-либо мужество, они говорили «Як козак Муха»17.

Позднее, в 1509 г., во время похода молдавского воеводы Богдана в польские владения к нему присоединилось много галицких дворян, которых молдавские летописцы именовали русской шляхтой. Когда по-

ход не удался, предвидя репрессии и конфискацию имений, они ушли вместе с молдавским войском в Молдавию. Таким образом, в Галицкой Руси тогда также имелись люди, в том числе из знатных родов, которые стремились избавиться от католической власти с помощью православной Молдавии. Но эти надежды не осуществились, так как Молдавия была слишком слаба, чтобы поддерживать население Га-личины. Миграции эти оказались столь массовыми, что уже в XV в. привели к исчезновению в Галицкой Руси сословия великих бояр. Они бежали либо утратили свои владения в польских конфискациях18. Но взаимодействие населения Молдавии и Галицкой Руси не прекратилось. В новом веке молдавско-русинские связи приобрели иные формы.

Участие крестьян земли Молдавской и Галицкой Руси в общих восстаниях, симпатии к православной Молдавии, проявляемые также русской шляхтой Галицкой земли, общая позиция православного духовенства Молдавии и русских земель Польско-Литовского государства дают основания утверждать, что в XIV-XV вв. раздел Западной Руси между различными государствами еще не привел древнерусскую народность к этнокультурному расколу.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Статуты Великого княжества Литовского и Русского. Т.1-2. Одесса, 2002.

2. Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII-XV вв. Кишинев, 1979. С.90.

3. УрекеГригоре. Летописецул Цэрий Молдовей. Кишинэу, 1971. П.110. Цит. по: ШорниковП.М. Молдавская самобытность. Тирасполь, 2007. С. 33.

4. Исторические корни связей и дружбы украинского и молдавского народов. Киев, 1980. С. 48.

5. МоховН.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 165.

6. Стати В. История Молдовы. Кишинев, 2003. С. 60.

7. Советская Молдавия. Краткая энциклопедия. Кишинев, 1982. С. 667.

8. Руссев Н. Житие Иоанна Нового и жизнь Григория Цамблака в связи с формированием российского идейно-политического пространства // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. №9 2 (8). С. 12.

9. Кантемир Д. Описание Молдавии. Кишинев, 1973. С.179.

10. Цит. по: Шорников П.М. Указ. соч., С.116.

11. Цит. по: Стати В. История Молдовы. Кишинев, 2002. С. 213.

12. Stati V Istoria Moldovei in date. Chisinau, 2007. P.85.

13. Мохов Н.А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964. С. 146.

14. См.: Шорников П.М. Указ. соч. С. 117,118.

15. Славяно-молдавские летописи XV-XVI вв. М.,1976. С.53.

16. Цит. по: МоховН.А. Указ. соч. С. 149.

17 . Там же. С. 148-150. Показательно, что крестьянское восстание 1563-1566 гг. также началось в окрестностях Хотина, и подняли его также местные русины. В 1671 г. севернее линии Тягина-Яссы-Сучава, в Оргееве, вспыхнуло еще одно восстание, возглавляемое молдаванином Михалчей Хынку и русином Апостолом Дураком. Восставшие заняли столицу княжества Яссы и изгнали господаря Георгия Дуку.

18. Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. Донецк, 2003. С. 160, 163.

АААААААААА

Юлия БОРОДИНА, Татьяна КУРОПАТКИНА

ДОБРОВЕЦ, КАШИН, КНЕЖА... Миграции населения Южной и Западной Руси в Х1-ХШ вв. (по данным топонимики)

На территории современных России, Украины, Белоруссии, Польши, Молдавии и Румынии есть немало городов и сел с одинаковыми или похожими названиями. Наиболее правдоподобное объяснение этого явления заключается в том, что города Северо-Восточной (Московской) Руси, возникшие позднее городов Руси Западной и Южной, были основаны переселенцами с юга и запада. Как известно, при древнерусских князьях Святославе Храбром, Владимире Святом, Ярославе Мудром, Владимире Мономахе граница Руси проходила по Дунаю. В конце XII столетия на земли до Дуная распространил свою власть галицкий князь Ярослав Осмомысл. В XII-XIII вв. насельников Карпа-то-Днестровских земель называли берладниками, бродниками, галицкими выгонцами. Это не были названия племен, скорее, они отражают род их занятий. Имелись у них и города. Это позволяет нам ответить на вопрос об участии в миграциях также населения этих земель. Но начнем с городов с одинаковыми названиями, возникновение которых с миграциями явно не связано.

Самыми известными из них являются Владимир-Волынский, основанный в 988 г., впоследствии столица Волынского княжества, и Владимир-Залесский - на северо-востоке Руси, известный с 990 г. Оба они основаны Владимиром Красное Солнышко, находятся на берегах рек и имеют круговое строение. Первый, Владимир-Волынский,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.