Научная статья на тему 'СВЯЗАННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ РФ И ИНТЕГРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ'

СВЯЗАННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ РФ И ИНТЕГРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
293
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗАННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / МАКРОРЕГИОН / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Писковая Екатерина Андреевна, Файзрахманова Екатерина Владимировна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия территорий РФ в транспортной системе. Раскрывается содержание понятия «связанность территорий» и обозначается его важность в процессе интеграции в мировую транспортную систему. Описан один из вариантов интеграции транспортной системы РФ в мировую транспортную систему - международные транспортные коридоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTIVITY OF RUSSIAN TERRITORIES AND INTEGRATION INTO THE INTERNATIONAL TRANSPORT SYSTEM

The article is devoted to the current problem of interaction of the territories of the Russian Federation in the transport system. The content of the concept of «connectivity of territories» is revealed and its importance in the process of integration into the world transport system is indicated. One of the options for integrating the Russian transport system into the world transport system-international transport corridors - is described.

Текст научной работы на тему «СВЯЗАННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ РФ И ИНТЕГРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ»

DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.027 СВЯЗАННОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ РФ И ИНТЕГРАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИСТЕМУ Писковая Екатерина Андреевна, студент (e-mail: piskovayae@mail.ru) Файзрахманова Екатерина Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: e.faiz@yandex.ru) Иркутский государственный университет путей сообщения,

г.Иркутск, Россия

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия территорий РФ в транспортной системе. Раскрывается содержание понятия «связанность территорий» и обозначается его важность в процессе интеграции в мировую транспортную систему. Описан один из вариантов интеграции транспортной системы РФ в мировую транспортную систему - международные транспортные коридоры.

Ключевые слова: связанность территорий, международная транспортная система, интеграция, макрорегион, транспортный потенциал, международный транспортный коридор.

Транспорт - крупнейшая составная часть экономической инфраструктуры страны, одна из важнейших отраслей хозяйства. Он оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие отдельных регионов и страны в целом, играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производственных сил, обеспечивая потребности населения в грузовых и пассажирских перевозках.

В современном мире транспортные перевозки имеют огромное значение в экономической и политической системах страны. Большинство регионов страны выполняют важную роль в обеспечении станы определенными видами ресурсов (человеческие, финансовые, производственные и др.). Недостаточное развитие взаимодействия этих регионов накладывает ограничения на организацию перевозок не только внутри РФ, но и за пределы страны для обмена необходимыми ресурсами с соседними странами Европы и Азии. Для обеспечения качественных перевозок необходима организация взаимодействия всех территорий страны посредством развития транспортной системы. Чем лучше это взаимодействие, тем эффективнее работа транспортной системы как внутри страны, так и в интеграции ее в мировую.

Транспортная система - это совокупность различных видов транспорта, которые эффективно взаимодействуют между собой независимо от формы собственности, ведомственной подчиненности и обеспечивают выполнение различных погрузочно-разгрузочных, строительных работ, а также перемещение грузов и пассажиров в целях удовлетворения спроса на транспортные услуги.

Транспортная система Российской Федерации включает в себя все виды современного транспорта. В рамках транспортной системы Российской Федерации каждый вид транспорта выполняет определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическим и историческим развитием.

Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя:

- 87 тыс. км железных дорог;

- более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием;

- свыше 600 тыс. км воздушных линий;

- 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов;

- около 140 тыс. км магистральных газопроводов;

- 115 тыс. км речных судоходных путей и морских трасс [1].

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

Развитие мировой транспортной системы осуществляется путём синхронизации совместного функционирования различных видов транспорта, их коллективной деятельности, при реализации смешанных перевозок.

Мировая транспортная система неоднородна. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, несколько региональных неоднородных транспортных систем. Густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50-60 км на 100 км территории, а в развивающихся - 5-10 км. В экономически развитых странах сосредоточено более 80% мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота [2].

Расширение участия России в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта является инструментом интеграции России в мировую транспортную систему, повышения конкурентоспособности российских перевозчиков, унификации технических и технологических норм и стандартов в транспортной сфере, а также гармонизации законодательства РФ в области транспорта с общепринятой в мире практикой [3].

Для большинства российских регионов, в особенности городов федерального значения, характерно приоритетное развитие транспортной инфраструктуры центра, а это приводит к неравномерности инфраструктурной обеспеченности центральной и периферийной зон, вследствие чего, как правило, фактически отсутствует кратчайшее транспортное сообщение между перифериями соседних регионов.

Одним из основных недостатков российского транспорта являются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных составов и другой транспортной техники привело в по-

следние годы к существенному ухудшению их технического состояния и работоспособности.

Для улучшения состояния транспортной системы необходима модернизация транспортной инфраструктуры страны, требуется принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. С этой целью был создан документ - Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [4].

Основными приоритетами развития транспортной системы являются:

- формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;

- обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;

- обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения, которые будут соответствовать социальным стандартам;

- интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;

- повышение уровня безопасности транспортной системы;

- снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

- развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.

Главные механизмы реализации Стратегии - федеральные и региональные целевые программы.

Правильный учет регионального фактора при развитии транспортной системы способствует:

- преодолению существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов и инфраструктурных ограничений;

- развитию единого экономического пространства;

- рациональному межрегиональному разделению труда.

Оптимальным уровнем для увязки стратегии развития транспортной

системы с региональными приоритетами является уровень федерального округа (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный).

Помочь в реализации направлений стратегии транспортного развития может такое направление, входящее в Стратегию научно-технологического развития (далее - НТР) Российской Федерации [3], как связанность территорий.

Стратегия научно-технологического развития РФ - документ, определяющий цель и основные задачи научно-технологического развития РФ. Он устанавливает принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в области НТР, а также ожидаемые результаты, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие РФ на долгосрочный период.

Для реализации приоритетов, входящих в Стратегию, создаются советы по приоритетам. Это коллегиальные органы, набираемые из ведущих учёных, представителей бизнеса и федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций. Основной целью советов по приоритету является выявление, отбор, формирование и мониторинг реализации комплексных научно-технических программ и проектов, внесение предложений по их корректировке или прекращению, а также экспертное и аналитическое обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития.

Связанность территории - это её качество, позволяющее осуществлять своевременное и экономически эффективное перемещение людей, грузов, информации.

Приоритет «Связанность территории» создан на основании необходимости эффективного освоения и использования пространства, в том числе путем преодоления диспропорций в социально- экономическом развитии территории страны, а также укрепления позиций Российской Федерации в области экономического, военного и научного освоения космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.

С учетом специфических задач, вытекающих из существенных особенностей территории (географических, природно-климатических, социально-демографических, хозяйственно-экономических), а также наличия у территории особого экономического и/или геостратегического статуса в приоритете НТР «Связанность территорий» выделены три типа связанности территорий: внутрирегиональная, межрегиональная и глобальная.

В рамках реализации Стратегии пространственного развития [5] территория Российской Федерации делится на макрорегионы.

Макрорегион - экономическая зона страны, для которой характерны определенные природные и экономические условия развития производительных сил, зависящих от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения.

Основными принципами выделения макрорегионов являются:

- территориальная общность субъектов Российской Федерации, их соседское положение;

- значительный потенциал межрегионального взаимодействия;

- наличие в составе каждого макрорегиона одного или нескольких крупнейших и (или) крупных центров экономического роста;

- наличие (или возможность создания) объектов инфраструктуры, обеспечивающих связанность субъектов и выход к международным рынкам или транспортным коридорам «Запад - Восток», «Север - Юг»;

- наличие (создание) объектов отраслей социальной сферы федерального значения, способствующих повышению транспортной доступности оказания услуг указанных отраслей в пределах макрорегиона.

В Стратегии пространственного развития предложено деление территории РФ на 12 макрорегионов: Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный, Волго-Уральский, Волго-Камский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ан-гаро-Енисейский, Дальневосточный.

Одним из важнейших для интеграции в мировую транспортную систему является глобальный тип связанности. Глобальная связанность необходима для взаимодействия между странами путем организации пассажиро- и грузоперевозок. Она реализуется при помощи международных транспортных коридоров (далее - МТК).

Транспортный потенциал и транзитные возможности Российской Федерации дают основание полагать, что вложения средств в международную транспортную сферу, главным образом в развитие МТК и морских портов, принесут отличные плоды. Качественная реализация межрегиональной и внутрирегиональной связанности территорий может поспособствовать развитию глобальной связанности.

Для качественного выполнения государственных задач по разработке инноваций на транспорте, внедрению и эксплуатации инновационных технологий, актуализируется проблема совершенствования существующих и создание новых социально-экономических и правовых условий, направленных на оптимизацию затрат и повышение уровня безопасности транспортных систем [6].

Международные транспортные коридоры, проходящие через территорию Российской Федерации, задействуют на своем пути множество регионов (см. рис. 1). Однако не все территории, через которые (или вблизи которых) проходит МТК, тесно с ним взаимодействуют. А ведь на территории некоторых из них есть множество ресурсов, которые могли бы способствовать увеличению грузопотока и грузооборота. Если развить качественную связанность между такими регионами, то их можно будет подключить к МТК и, как следствие, увеличить возможность интеграции в международную транспортную систему.

Интеграция региональной транспортной системы в мировую реализуется при ее эффективном участии в различных формах международной транспортной кооперации, включая:

1. Глобальные логистические системы.

Они нацелены на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей. В условиях современной экономики они позволяют найти наиболее оптимальные варианты и формы организации товарно-материальных потоков.

Глобальная логистическая система решает задачи более эффективного распределения ресурсов внутри конкретного региона в целом и управления международным бизнесом.

Порты Ненимградской

^ОППЛ^ГГИ

Красноярск

в - ЛпгрЯ НкМИЛЖ^ПуНКТЯ!

. р ПНЫВ П осты

• -Друшеюр'-на — Транссиб

- (ри: ю-Ая-ютами яоридос

- Юлдаый ТАЖМ

1 (орты 11р и ь-орья

Рисунок 1 - Международные транспортные коридоры на территории России и Евразии

2. Мультимодальные перевозки.

С их помощью перевозка грузов трансформировалась в единый управляемый транспортный процесс при сочетании различных видов транспорта.

3. Международные транспортные коридоры.

В маршрутах МТК функционируют фактически все виды транспорта -железнодорожный, автомобильный, морской и внутренний водный. Значительная часть перевозок оформляются как мультимодальные [7].

4. Транспортные хабы.

Транспортный хаб - транспортный пересадочный узел, в котором на компактной территории сконцентрировано большое количество функций -транспортная, деловая, сервисная, иногда жилая. Такие узлы обеспечивают удобную пересадку с одного вида транспорта на другой.

Хабы создаются в виде крупных транспортно-логистических центров на базе аэропортов. Такие центры совмещают в себе авиационных, автомобильный и железнодорожный виды транспорта. Крупнейшими мультимо-дальными авиационными хабами являются аэропорты Московского транспортного узла и аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге [8].

Еще один вид транспортных хабов - транспортные пересадочные узлы на базе российских портов. Они создаются с целью минимизации времени обработки грузов в портах, обеспечения достаточных портовых мощностей для увеличения показателей развития экспорта и связи страны с внешними рынками. Для их развития имеется необходимость организации автодорожных и/или железнодорожных подходов к ним. В настоящее время существуют проекты по модернизации портовых мощностей. Например, развитие портов на Дальнем Востоке (г. Находка) или развитие портов Санкт-Петербурга.

Список литературы

1. Транспортная система России [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia.org

2. Владимиров С.А. Мировая транспортная система и логистика: основные направления развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016, №2 (46) [Электронный ресурс] - URL: https://eee-region.ru/article/4602/

3. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития РФ» [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/71551998/

4. Транспортная стратегия развития России на период до 2030 г. [Электронный ресурс] - URL: https://mintrans.gov.ru

5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] - URL: https://clck.ru/Sbfxn

6. Файзрахманова Е.В., Царегородцева Е.Ю., Безматерных А.О. Перспективы инновационного развития транспорта // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). - С. 1235-1238

7. Комов М.С. Интеграция национальных транспортных комплексов в региональную транспортную систему: анализ форм и механизма // Вестник Евразийской науки, 2018, №4, [Электронный ресурс] - URL: https://esj.today/PDF/20ECVN418.pdf

8. Фадеев М.С., Дмитриев М.Э. Интегрированная транспортная система 2018. [Электронный ресурс] - URL: https://infraeconomy.com/its2018

Piskovaya Ekaterina Andreevna, student (e-mail: piskovayae@mail.ru)

Fayzrahmanova Ekaterina Vladimirovna, Cand. Econ. Sci., associate professor

(e-mail: e.faiz@yandex.ru)

Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russia

CONNECTIVITY OF RUSSIAN TERRITORIES AND INTEGRATION INTO THE INTERNATIONAL TRANSPORT SYSTEM

Abstract. The article is devoted to the current problem of interaction of the territories of the Russian Federation in the transport system. The content of the concept of «connectivity of territories» is revealed and its importance in the process of integration into the world transport system is indicated. One of the options for integrating the Russian transport system into the world transport system-international transport corridors - is described. Keywords: connectivity of territories, international transport system, integration, macroregion, transport potential, international transport corridor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.