Научная статья на тему 'Связана ли демографическая модернизация с общей модернизацией общества: эмпирическое исследование демографических и социокультурных ценностей в России'

Связана ли демографическая модернизация с общей модернизацией общества: эмпирическое исследование демографических и социокультурных ценностей в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурные ценности / репродуктивное поведение / рождаемость / традиционные ценности / модернизационные ценности / демографическая модернизация / sociocultural values / reproductive behavior / fertility / traditional values / modern values / demographic modernization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калабихина И.Е., Горбачева Д.Д., Сахбетдинова К.И.

Вопрос о связи демографической модернизации с модернизацией всего общества имеет важное теоретическое и практическое значение, однако эмпирическое доказательство такой связи на российских данных пока не выполнено. В статье проводится анализ демографических и социокультурных ценностей россиян, а также выявляются взаимосвязи между различными категориями ценностей с помощью эконометрических моделей, построенных на основе данных Всемирного обследования ценностей. В результате проведения эмпирического анализа выявлена связь между традиционными социокультурными ценностями и традиционными ценностями в репродуктивном поведении. И наоборот, сторонникам прогрессивных общественных, культурных и политических взглядов свойственны более модернизационные репродуктивные ценности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о тесной связи демографической модернизации с модернизацией общественного развития в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Калабихина И.Е., Горбачева Д.Д., Сахбетдинова К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is demographic modernization related to general modernization of the society: an empirical study of demographic and sociocultural values in Russia

The question of the connection between demographic modernization and the modernization of the whole society is of great theoretical and practical importance, but empirical evidence of such connection has not yet been completed in Russia. The article analyzes the demographic and sociocultural values of Russians, as well as identifies the relationships between different categories of values using econometric models based on data from the World Values Survey. As a result of the empirical analysis, the relationship between traditional sociocultural values and traditional values in reproductive behavior was revealed. Conversely, proponents of progressive social, cultural, and political views tend to have more modernizing reproductive values. The results obtained allow us to conclude that demographic modernization is closely related to the modernization of social development in general.

Текст научной работы на тему «Связана ли демографическая модернизация с общей модернизацией общества: эмпирическое исследование демографических и социокультурных ценностей в России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2021

ВОПРОСЫ ДЕМОГРАФИИ

И.Е. КАЛАБИХИНА

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Д.Д. ГОРБАЧЕВА

бакалавр экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

К.И. САХБЕТДИНОВА

аспирант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

СВЯЗАНА ЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ С ОБЩЕЙ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕСТВА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ

Вопрос о связи демографической модернизации с модернизацией всего общества имеет важное теоретическое и практическое значение, однако эмпирическое доказательство такой связи на российских данных пока не выполнено. В статье проводится анализ демографических и социокультурных ценностей россиян, а также выявляются взаимосвязи между различными категориями ценностей с помощью эконометрических моделей, построенных на основе данных Всемирного обследования ценностей. В результате проведения эмпирического анализа выявлена связь между традиционными социокультурными ценностями и традиционными ценностями в репродуктивном поведении. И наоборот, сторонникам прогрессивных общественных, культурных и политических взглядов свойственны более модернизационные репродуктивные ценности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о тесной связи демографической модернизации с модернизацией общественного развития в целом.

Ключевые слова: социокультурные ценности, репродуктивное поведение, рождаемость, традиционные ценности, модернизационные ценности, демографическая модернизация.

1БЬ: 113, 116, 111.

ЭО1: 10.52180/2073-6487_2021_3_158_184.

Введение

Незавершенная демографическая модернизация в России в значительной степени опирается на незавершенную модернизацию всего общества [1]. Симпатии к традиционным консервативным семейным ценностям, развивающиеся в 2010-ые годы (см., например, Концепцию семейной политики 2014 года), видимо, не могут существовать без консервативных взглядов на общественное развитие.

Процесс модернизации идет постоянно от одних социальных инноваций к другим [1]. Однако существуют определенные ступени в таком развитии. Можно предположить, что в демографической модернизации в области репродуктивного поведения и семейной жизни каждый этап модернизации можно отмечать ростом свободы в принятии решений человеком и ростом вариативности исходов в демографической истории поколений. С каждым новым этапом уходит в прошлое общественное порицание людей, принимающих те или иные модернизационные формы поведения. Например, малодетность, планирование семьи, развод, аборт, секс до брака, рождение ребенка вне брака становятся вариантом нормального демографического поведения людей с точки зрения признания такого поведения обществом в качестве одного из признанных исходов. Дебюты демографических событий перестают быть последовательными (например, рождение ребенка после заключения официального брака у большинства представителей поколения), а линии демографических судеб похожими.

Но теоретически демографическая модернизация происходит только вместе с общей модернизацией общества [1]. Наша цель -эмпирически подтвердить этот тезис. Основная гипотеза заключается в том, что сторонники модернизационных демографических ценностей будут прогрессивны и в социокультурных, политических взглядах; а традиционные взгляды на недемографические ценности совпадут с традиционными демографическими ценностями.

Мы не ставим перед собой цель определить первенство демографических или недемографических ценностей и направление влияния связи между ними, утверждая наличие демографического или экономического детерминизма [2]. Наша задача - доказать существование связи между степенью консервативности демографических и социокультурных ценностей на примере репродуктивного поведения.

Напомним, что репродуктивное поведение включает в себя установки, ценности, намерения и фактические действия людей относительно рождения определенного количества детей [3]. В нашем случае мы рассматриваем демографические ценности в области репродуктивного поведения, используя Всемирное обследование ценностей, а именно: отношение людей к искусственному прерыванию беремен-

ности, к сексуальным отношениям до брака и к рождению определенного количества детей.

Под недемографическими ценностями в данном случае понимаются социокультурные установки по вопросам религии и науки, гендерного равенства, толерантности, уровня доверия и готовности помочь, политических предпочтений и отношения к свободе и ответственности, а также выбор более традиционного или модернизацион-ного образа жизни (см. Таблицу 1).

Вклад данной работы в тему исследования связи социокультурных и демографических детерминант основан на комплексном подходе к исследованию данной связи, позволяющем изучать не только отдельные социокультурные факторы, но и целый комплекс социокультурных ценностей человека. Авторы проверяют наличие взаимосвязей между различными социокультурными характеристиками и репродуктивным поведением современных россиян, доказывая гипотезу о том, что традиционность или модернизационность свойственна всей системе ценностей человека.

Обзор литературы по социокультурным факторам

репродуктивного поведения

В литературе по данному вопросу наиболее часто встречаются исследования таких социокультурных факторов, как религиозность, отношение к гендерному равенству, политические взгляды и различные культурные ценности. В качестве прокси-переменной социокультурных установок иногда рассматривают уровень образования, поскольку он является самым доступным для наблюдения.

Рост уровня образования женщин, как правило, приводит к снижению рождаемости [4]. Одной из причин этой взаимосвязи является то, что женщина вынуждена тратить время на получение новой ступени образования, в связи с чем она позднее выходит замуж и задумывается о семье. Еще одна сфера влияния образования - это просвещенность в области своего репродуктивного здоровья и методов контрацепции. Противозачаточные средства чаще применяются образованными женщинами, а также теми, кто знает о методах планирования семьи, и теми, кто сталкивался с половым воспитанием [5; 6]. Женщины с академическими и карьерными амбициями с большей вероятностью совершат аборт при внебрачной беременности [7].

Ранее гендерное равенство также отрицательно влияло на репродуктивное поведение (выраженное, например, в числе рожденных детей, в возрасте дебюта), а затем связь стала положительной. Почему это происходит? Гендерное равенство проявляет себя сначала в отношении получения образования и занятости, затем и в рамках инсти-

тута семьи. Имея возможность работать наравне с мужем, женщины стали разделять и домашние обязанности с партнером. Таким образом, происходит переход от традиционного, патриархального типа семьи к современному - эгалитарному (гендерный переход). Если в начале гендерного перехода связь между уровнем женской занятости, доходами, образованием и ценностями семьи и родительства была отрицательной, то в постмодернистских обществах ценности гендерного равенства могут положительно влиять на репродуктивные намерения, поскольку распространение гендерного равенства не только на рынке труда, но и в семье увеличивает свободу выбора жизненного пути для женщин и мужчин, улучшает баланс профессиональных и семейных обязанностей [8].

К настоящему времени снижается положительное влияние на рождаемость при традиционном гендерно-ролевом поведении и делении обязанностей между мужчинами и женщинами [9]. Несоответствие взглядов относительно распределения обязанностей пары заставляет женщин пересматривать свое отношение к рождению последующих детей в сторону отказа от них [10; 11]. В то же время результаты исследования, проведенного в Швеции и Венгрии, показали, что при распределении домашних обязанностей между обоими партнерами вероятность рождения второго ребенка в такой семье возрастает [12].

Согласно теории потребности в детях, описанной А.И. Антоновым, именно эта потребность и определяет характер репродуктивного поведения [13]. Тем не менее потребности могут меняться в зависимости от обстоятельств, к которым человек вынужден приспосабливаться, и сама ориентация репродуктивных установок трансформируется в процессе культурных изменений. Постепенный процесс модернизации общества спровоцировал усиление гендерного равенства [14] и пересмотр женщинами вопроса распределения времени между семьей и другими сторонами своей жизни [15]. У женщин появилось больше возможностей получить хорошее образование, построить карьеру, а также вариативность доступного досуга стала шире.

Смена ценностей может и вовсе подавить в человеке потребность в детях, делая людей приверженцами идеологии «чайлдфри», при которой они отказываются от рождения детей. Причем речь идёт не о тех людях, которые не могут иметь детей по причине проблем с репродуктивным здоровьем, а о тех, кто решает быть бездетным в силу своих убеждений. Чаще всего эти убеждения связаны с ценностью собственного времени и комфорта, с нелюбовью к детям на психологическом уровне, с финансовой несостоятельностью или нежеланием вложения в детей [16], а также с боязнью родов как физического процесса и возможными изменениями в теле женщины, делающими его менее привлекательным [17]. Такие люди чаще всего отвергают

традиционные семейные ценности, и их действия в обществе более эгоистичны [18].

По мере своего развития общество пересматривает взгляды и в отношении сексуального поведения в целом - происходит процесс сексуальной либерализации [14]. Все чаще вступление в половой контакт не связано с намерением завести ребенка, а скорее выступает как самоцель или способствует установлению более близких отношений с партнером. В этом случае секс до брака перестает быть табуированным.

Гендерное неравенство влияет и на контрацептивно-абортивное поведение. Это хорошо видно в развивающихся странах. В Индии, например, женщины, которые отмечают давление со стороны мужа, с меньшей вероятностью применяют противозачаточные средства, чтобы доказать свою плодовитость [6]. Гендерное неравенство и ущемление прав женщины на уровне семьи мешают самостоятельному принятию ею решения о проведении аборта и, как следствие, вредят репродуктивному здоровью [19].

Одним из наиболее значимых социокультурных факторов, влияющих на репродуктивное поведение, является религия. Причем это влияние рассматривается разными авторами и с точки зрения степени религиозности, и с точки зрения принадлежности к той или иной конфессии. Например, были сделаны выводы о том, что, религиозность семьи повышает вероятность появления еще одного ребенка [20]. Обследования среди молодого поколения показали, что религиозность задерживает начало половой жизни девушек-подростков, но слабо влияет на поведение юношей [21]. Также среди религиозных студентов отмечается низкий уровень знаний о сексуальном и репродуктивном здоровье, и они более консервативны в своем отношении к сексу [22].

При отсутствии моральных и религиозных установок, порицающих искусственное прерывание беременности, люди считают аборт и контрацепцию абсолютными субститутами и готовы в равной степени к ним прибегать при контролировании рождаемости [23; 24].

В то же время не все религии одинаково относятся к аспектам сексуальной либерализации и репродуктивному поведению. Например, в России среди всех религиозных групп самый высокий уровень рождаемости наблюдается у людей, исповедующих ислам, в то время как у представителей других конфессий рождаемость ниже [25].

Отношение к абортам также неодинаково для представителей разных религий. Женщины, принадлежащие к консервативной протестантской конфессии, с меньшей вероятностью прервут внебрачную беременность, чем женщины основной протестантской конфессии и католички [7]. В работе, написанной в 1964 г. было выявлено, что наиболее благосклонны к искусственному прерыванию беременности

представители иудаизма, а католики, наоборот, в большей степени выступают против абортов [26].

Степень религиозности оказывает большее влияние на репродуктивное поведение, чем принадлежность к той или иной религии. В частности, среди мусульман, обычно считающихся приверженцами более традиционных взглядов, аборт и секс до брака считаются более допустимыми, чем в религиозных христианских группах [27].

С традиционным отношением к совместному проживанию, семье и гендерным ролям связаны и консервативные политические убеждения [28].

В данной работе мы выявляем связь между репродуктивным поведением и недемографическими ценностями, рассматривая влияние целого комплекса социокультурных ценностей на репродуктивное поведение.

Для изучения взаимосвязи репродуктивных установок и социокультурных ценностей мы поделили репродуктивные и недемографические ценности на две большие группы - традиционные и модерни-зационные, следуя методологии Инглхарта [29; 30].

Методология классификации традиционных и модернизационных ценностей в решении вопроса о наличии связи между социокультурными и репродуктивными ценностями

Суть методологии Инглхарта заключается в рассмотрении изменения социокультурных ценностей общества в процессе его модернизации, которая проходит в два этапа и, соответственно, по двум направлениям. Первый этап связан с индустриализацией и рационализацией власти, при которых происходит постепенная смена традиционных ценностей светскими. На втором этапе происходит постиндустриальная трансформация экономики и «освобождение» от власти. В связи с этим ценности выживания сменяются ценностями самовыражения. Инглхарт с помощью факторного анализа выделяет блоки ценностей в рамках следующих направлений: «традиционные - секулярно-рациональные» и «ценности выживания - ценности самовыражений» и показывает, что в результате социально-экономического развития во всех странах наблюдается тенденция движения в одном общем направлении на карте ценностей несмотря на различия в культурном наследии каждой из них [30].

Поэтапность общественной модернизации по Р. Инглхарту созвучна с идеями постоянной демографической модернизации А.Г. Вишневского [1] и нашим предположением о росте свободы в принятии репродуктивных решений человеком и ростом вариа-

тивности исходов в демографической истории поколений в процессе модернизации. Свобода и плюрализм определяют либеральный тип демографических ценностей, а также соответствуют толерантности, ответственности, либеральным политическим ценностям. Но демографические, как и социокультурные, инновации распространяются постепенно. Например, на первом этапе происходит снижение религиозности, на втором - поддержка гендерного равенства. Для демографической модернизации: на первом этапе происходит принятие малодетности и абортов, на втором - секса до брака.

Инглхарт на карте системы ценностей ставит Россию на относительно высокое место по распространению секулярно-рациональных ценностей, но на низкое место - по ценностям самовыражения1.

Поскольку для России модернизация в настоящее время определяется секулярно-рациональными ценностями, мы объединили традиционные ценности и ценности выживания по Инглхарту в традиционные ценности, а секулярно-рациональные и ценности самовыражения - в модернизационные ценности. Такое объединение необходимо для дальнейшего эмпирического анализа. Если первый этап модернизации пройден и поддерживается большинством, а второй этап модернизации охватывает только некоторые социальные группы, мы имеем разнообразие, позволяющее изучать связи между разными типами ценностей. Опора только на ценности второго этапа существенно сокращает возможность изучения наиболее полной системы ценностей индивида.

Следовательно, мы не выделяем этапы демографической модернизации в данной работе, а рассматриваем два возможных типа демографических и общих ценностей человека - традиционный и модерниза-ционный тип.

Основываясь на высказанных соображениях, мы распределяем репродуктивные ценности и социокультурные ценности по двум укрупненным группам - традиционные и модернизационные ценности. Для краткости изложения представим данное распределение в табл. 1.

Важный вопрос в анализе системы ценностей индивида - как формируются и передаются репродуктивные и другие ценности. Многие работы подтверждают тот факт, что репродуктивные нормы подростков формирует обстановка, в которой они растут и чаще всего определяются нормами родительской семьи [31; 32]. Однако они не остаются неизменными в течение всей жизни. В своей работе К. МакДональд [33] сделал вывод, что социальный контроль над сексуальным пове-

1 Findings and Insights // World Values Survey. www.worldvaluessurvey.org/ WVSContents.jsp (дата обращения 03.05.2021).

£ со

Г)

ся го п н

К> Я о а £2 *

и

п н ел а

^ н

оо 3

^ ш

я о а о £ а

я =

о п п

а а<

п я о

а< »

я в> ь го ¡2 а а

в »

"с я

Таблица 1

Классификация традиционных и модернизационных репродуктивных и социокультурных ценностей

СТ\

СП

Традиционные ценности Модернизационные ценности

Традиционные Выживания Секулярно- Самовыражения

рациональные

Репродуктив- - много детей - секс до брака недопустим - мало детей - секс до брака допускается

ные ценности - аборт недопустим - аборт допускается

Социокуль- Религия: Тендерное равенство: Религия: Тендерное равенство:

турные цен- - религиозность - не поддерживается - нерелигиозность - поддерживается

ности Важность тради- Толерантность: Важность модернизацион- Толерантность:

ционных сторон - отсутствие толерантности ных сторон жизни: - толерантность к мигрантам

жизни: Доверие близким: - важность досуга и пр.

- важность семьи - недоверие семье Наука: - толерантность к алкоголи-

- важность Готовность помочь: - доверие к послед- кам, наркоманам и пр.

работы - не участие в благотвори- ствиям развития науки Доверие близким:

Наука: тельности - доверие семье

- развитие науки Политические предпочтения, Готовность помочь:

может привести отношение к свободе и ответ- - участие в благотворитель-

к размытию поня- ственности: ности

тия морали - рассчитывает на государ- Политические предпочтения,

ство в вопросах материаль- отношение к свободе и ответ-

ного обеспечения ственности:

- рассчитывает на полицию - человек сам несет ответ-

в вопросах безопасности ственность за свое благососто-

- удовлетворенность властью яние (а не государство)

- совместное проживание - демократические полити-

с родителями ческие взгляды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предпочитает телевидение, - стремление к конкуренции

как информационный ресурс - предпочитает интернет как

информационный ресурс

Г)

Сй

Источник: составлено авторами по: классификация ценностей Р. Инглхарта [30].

дением и культурные сдвиги в нем оказывают влияние на стратегии в репродуктивном поведении людей.

Социальные нормы могут демонстрировать значительную стабильность во времени. Однако с распространением скоростного интернета изменения стали происходить быстрее. В своих работах С.К. Уоткинс [34] описывает влияние цифровизации и растущего спроса на средства массовой информации на нашу повседневную жизнь. Людям становятся доступны информационные материалы со всего мира, что способствует перенятию социокультурных особенностей других стран.

Социокультурные факторы влияют на ценностные ориентации индивидов, под воздействием которых впоследствии формируются их репродуктивные установки. А происходящие по мере модернизации общества изменения в ценностных ориентациях влекут за собой смещение потребностей в детях на более незначимые позиции по сравнению с другими потребностями индивидов [3].

Рассматривая аспекты репродуктивного поведения, которые отражают репродуктивные ценности (отношение к абортам и сексу до брака), одновременно с социокультурными ценностями индивида, которые он(а) определяет в рамках социологического опроса, мы можем полагать, что исследуем систему ценностей индивида, сформировавшуюся на момент проведения опроса2, что снимает с нас задачу определения механизмов формирования и передачи различных ценностей и установок для их сопоставления в рамках единой системы ценностей человека.

Данные и методы эмпирического исследования

Для изучения взаимосвязей между социокультурными недемографическими ценностями и репродуктивными ценностями используется регрессионный анализ. Все вычисления производятся с помощью программ Gretl версии 1.9.4 и R-Studio версии 4.0.2 с использованием микроданных, опубликованных в рамках международной программы по исследованию ценностей Всемирное обследование ценностей (World Value Survey, WVS). Для понимания актуальных на сегодняшний день взглядов и ценностей были использованы последние данные по России, а именно 7 волна опроса, которая в России прошла в ноябре и декабре 2017 г. В опросе приняли участие 1810 респондентов старше 18 лет.

Чтобы выяснить, какие факторы в большей степени связаны с интересующими нас репродуктивными ценностями, были построены регрессионные модели на основе МНК.

2 Переменная «количество детей» имеет ряд дополнительных предположений, о чем мы повествуем в следующем параграфе.

В качестве зависимых переменных, представляющих репродуктивное поведение, были использованы: отношение к аборту, отношение к сексу до брака, количество детей.

Абортивное поведение выражается через переменную «отношение к аборту». Под ней понимается субъективная оценка респондентов степени того, насколько может быть оправдан аборт, по шкале от 1 до 10, где «1» - никогда не может быть оправдан, а «10» - всегда может быть оправдан.

Отношение респондентов к добрачным половым связям выражается через переменную «отношение к сексу до брака». Это порядковая переменная со шкалой от 1 до 10, где «1» - секс до брака никогда не может быть оправдан, «10» - всегда может быть оправдан.

Установки на рождение определенного количества детей описываются прокси-переменной «количество детей». Это количественная переменная, принимающая значения от 0 (нет детей) до 6 (6 и более детей) и показывающая, сколько детей у респондента на момент проведения опроса. Стоит учитывать, что эта переменная используется на суженной выборке, поскольку мы можем измерять репродуктивные ценности через наличие детей только у людей, завершивших свою репродуктивную историю, - в данном случае это женщины в возрасте старше 40 лет (граница конца репродуктивного возраста снижена для обеспечения большей выборки). При использовании этой дополнительной зависимой переменной делается еще одно допущение - репродуктивные ценности не менялись у людей с момента принятия решения о рождении ребенка до проведения соответствующей волны опроса.

Каково в среднем отношение россиян к аборту, сексу до брака и сколько детей рожают в среднем? Согласно нашим расчетам, по данным всех волн WVS, в которых участвовала страна (2, 3, 5, 6 и 7 волны), в России последних трех десятилетий в среднем достаточно устойчивое нейтральное отношение к аборту. Отношение к сексу до брака также в среднем нейтральное. Возраст имеет значение только для оправдания секса до брака - молодежь более толерантна к этому явлению (представлены данные по двум последним волнам). Итоговая рождаемость практически не изменилась, но распределение женщин по числу детей слегка меняется в сторону увеличения однодетных женщин.

В данной работе мы исследовали, как отличаются репродуктивные установки людей с разными системами ценностей в нейтральной в среднем социокультурной среде

В качестве независимых переменных были рассмотрены 23 переменные, отражающие социокультурные ценности. Также были добавлены 10 демографических и социально-экономических характеристик респондентов в качестве контрольных переменных. Из модели были исключены ответы тех респондентов, которые пропустили часть рас-

сматриваемых переменных, в результате чего выборка составила 704 наблюдения.

Независимые переменные интереса характеризуют следующие социокультурные ценности индивидов: установки по вопросам религии, науки, гендерного равенства, толерантности, уровня доверия и готовности помочь, выбор традиционного (указание важности семьи или работы) или модернизационного (указание важности досуга) образа жизни, политических предпочтений и отношения к свободе и ответственности. Описание переменных см. в табл. 2.

При построении всех моделей использовался метод пошагового исключения незначимых переменных интереса с использованием двусторонних р-значений.

Опишем гипотезы исследования. Напомним, что основная гипотеза исследования заключается в следующем: приверженцы недемографических традиционных ценностей менее склонны воспринимать модер-низационные репродуктивные ценности, то есть не оправдывают аборты и добрачные сексуальные отношения, а также имеют больше детей; а их оппоненты также имеют стройную систему ценностей, демонстрируя приверженность к модернизации как в демографических, так и в социокультурных установках.

Частные гипотезы касаются отдельных переменных интереса и согласуются с основной гипотезой в соответствии с делением ценностей на традиционные и модернизационные. Например, поддержка гендерного равенства и науки, доверие близким и склонность к благотворительности, симпатии к демократическим ценностям, самостоятельности и ответственности идут рука об руку с либеральными демографическими ценностями - одобрение внебрачных сексуальных отношений, признание прав на аборт. Либеральные социокультурные ценности также связаны с меньшим числом детей у респондента.

Гипотеза относительно толерантности усложнена для рассмотрения российского общества по сравнению с взглядами Инглхарта. Для россиян мы изучаем толерантность двух типов. Толерантность первого типа описывается отношением к таким характеристикам других людей, как национальность, миграционный статус, религия, сексуальная ориентация. Толерантность второго типа - отношение к людям, больным наркоманией, алкоголизмом, ВИЧ. Выделение таких характеристик связано с потенциальными рисками в отношение здоровья партнеров, что, согласно нашему предположению, менее терпимо воспринимается в нашем обществе. Толерантность второго типа еще не стала признаком модернизации общества, не распространяется в большинстве социальных групп. Соответственно, толерантность первого типа будет соответствовать либеральным взглядам, толерантность второго типа не обнаружит такой связи.

¡с? П5 0-> п н

К> Я о а

£ Я

Пи ел а

^ н

оо 3

^ ш

я о и о £ а

я =

о п п

а а<

п я о а<

м я м

ь го ¡2 а а в

м

"С я

Таблица 2

Описание социокультурных переменных моделей

Ценность Переменная Описание переменной или вопрос анкеты Минимальные и максимальные значения

Социокультурные переменные (переменные интереса)

Религия Степень религиозности Как часто молится человек (не считая похорон и венчаний) 1 - несколько раз в день, 8 - почти никогда или и вовсе не молится

Наука Отношение к технологическому прогрессу и науке Одним из негативных последствий развития науки является то, что люди перестают различать добро и зло, развитие науки может нести негативные последствия и размывать понятия морали 1 - полностью не согласен(на), 10 - полностью согласен(на)

Приоритет одной из сторон жизнедеятельности Важность семьи, досуга или работы (3 переменные) Важность одной из трех сторон жизнедеятельности 1 - данная сторона жизни очень важна, 4 - совсем не важна

Тендерное равенство Отношение к тендерному равенству Когда рабочих мест недостаточно, мужчины должны иметь больше прав на работу, чем женщины 1 - полностью согласен(на), 5 - полностью не согласен(на)

Толерантность Толерантность к людям другой национальности, религии, сексуальной ориентации, к мигрантам (тип 1) Назовите группы, с представителями которых Вы не хотели бы жить по соседству 1 - толерантное отношение, 0 - не толерантное отношение

Толерантность к наркоманам, к алкоголикам и к больным ВИЧ (тип 2) Назовите группы, с представителями которых Вы не хотели бы жить по соседству 1 - толерантное отношение, 0 - не толерантное отношение

Доверие близким Доверие своей семье Уровень доверия семье 1 - полностью доверяю, 4 - совсем не доверяю

СТ\

ЧО

о

Окончание табл. 2

Ценность Переменная Описание переменной или вопрос анкеты Минимальные и максимальные значения

Готовность помочь Отношение к пожертвова- Готовность делать денежные пожертвования 1- делал(а),

ниям в различные фонды 2-3- мог(ла) бы делать, не стал(а) бы

Политические Предпочтение демокра- Установление демократической политиче- 1- хорошая идея,

предпочтения тической политической ской системы в России 4- очень плохая идея

и предпочтения по системы

новостным источ- Удовлетворенность суще- Уровень политической удовлетворенности 1- совершенно не

никам ствующей политической респондентов удовлетворен(а),

системой 10 - полностью удовлетворен(а).

Доверие телевидению Уровень доверия телевиденью 1-4- полностью доверяю, совсем не доверяю

Частота использования Уровень использования интернета 1- каждый день,

интернета 5- никогда

Ощущение без- Доверие полиции Уровень доверия полиции 1- полностью доверяю,

опасности 4- совсем не доверяю

Уровень преступности Частота сексуальных домогательств в регионе 1-4- очень часто, никогда

Ответственность Ответственность за благо- На ком лежит ответственность за материаль- 1- на государстве,

состояние ное обеспечение населения - на государстве или на самих гражданах 10 - на самих гражданах

Жизнь с родителями Респондент живет со своими родителями или 1- с родителями,

родителями партнера о- живет отдельно

Отношение к конкурен- Уровень позитивного отношения к конкурен- 1- хорошо,

ции ции 11) - плохо

Р

И

а

я

в

Р

а

^

н в> ш я о в о

а я а

|-а о п п

а а<

п я о

а< »

я в> ь го

^ а

ел а

00 «

1 ?

00

^ я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза для контрольных переменных: мужчины, очень молодые и пожилые люди, индивиды с детьми, состоящие в официальном браке, мигранты, незанятые, люди без высшего образования, с плохим здоровьем, сельские жители3 будут высказывать более консервативные взгляды.

Взаимосвязь социокультурных ценностей и репродуктивных установок: результаты исследования

По исходной выборке в 704 наблюдения были построены две модели (1), (2) с включением всех переменных интереса для выявления связи между блоками демографических, социально-экономических и социокультурных факторов и отношением к аборту и к сексу до брака соответственно.

и . ч т

у,= .+!(„ (^ (2)

к=1 7=1

где: у - отношение респондента I (I = 1, ..., 704) аборту/сексу до брака (2);

- факторы, влияющие на отношение к аборту/сексу до брака (2); |Зг - коэффициенты перед контрольными переменными; уг - коэффициенты перед переменными интереса; ei - случайные ошибки; п -количество контрольных переменных (п = 1, ..., 11); т - количество переменных интереса (т = 1, ..., 23).

Среди социокультурных факторов абортивного поведения, после исключения из модели незначимых переменных, статистически значимыми оказались 9 из них (см. табл. 3).

Ответы респондентов распределились достаточно логичным образом, подтвердив основную гипотезу исследования. Как показали результаты, против совершения аборта выступают приверженцы более традиционных взглядов, а именно: религиозные люди; те, для кого семья важнее других сторон жизни, и те, кто с осторожностью относится к развитию науки.

С другой стороны, оправдывают аборты чаще индивиды с более современными взглядами. К ним относятся люди, выступающие за гендерное равенство, сторонники демократической политической системы и те, для кого важен досуг. Заметим, что оправдывают аборт и те, у кого низкий уровень доверия внутри своей семьи, что характерно уже не для модернизационных взглядов, а для традиционных, с преобладанием ценностей выживания.

3 Мнение и действия могут не совпадать. Протогенетический интервал (число месяцев между заключением официального брака и рождением первого ребенка) у сельских жителей меньше, чем у городских [35].

Таблица 3

Факторы, влияющие на отношение к абортам в современной России

Переменная Коэффициент Ст. ошибка Ьстатис-тика Р-зна-чение Значимость

(Константа) 1,32003 1,23999 1,065 0,2875

Возраст 0,0342772 0,0456657 0,7506 0,4531

Возраст2 -0,000298222 0,000499186 -0,5974 0,5504

Уровень образования 0,0587685 0,0724695 0,8109 0,4177

Количество детей -0,253914 0,120370 -2,109 0,0353 **

Брак 0,585578 0,256829 2,280 0,0229 **

Тип поселения: город 0,534788 0,258483 2,069 0,0389 **

Пол: женский 0,600327 0,227374 2,640 0,0085 ***

Миграция -0,259754 0,483357 -0,5374 0,5912

Занятость 0,0681159 0,282079 0,2415 0,8093

Уровень дохода 0,174702 0,0618840 2,823 0,0049 ***

Уровень здоровья 0,00768995 0,170445 0,04512 0,9640

Важность семьи 0,471960 0,226887 2,080 0,0379 **

Важность досуга -0,456928 0,153376 -2,979 0,0030 ***

Толерантность к иммигрантам -0,407381 0,237550 -1,715 0,0868 *

Терпимость к наркоманам -0,819927 0,314191 -2,610 0,0093 ***

Гендерное равенство 0,373056 0,0956508 3,900 0,0001 ***

Доверие в семье 0,523991 0,217282 2,412 0,0161 **

Отношение к развитию науки -0,131166 0,0417596 -3,141 0,0018 ***

Религиозность 0,171387 0,0454882 3,768 0,0002 ***

Демократические политические взгляды -0,250528 0,131065 -1,911 0,0564 *

*** Коэффициент значим на уровне 1%.

** Коэффициент значим на уровне 5%.

* Коэффициент значим на уровне 10%.

Окончание табл. 3

Среднее зав. перемен 4,680398 Ст. откл. зав. перемен 2,981472

Сумма кв. остатков 5204,054 Ст. ошибка модели 2,760327

И-квадрат 0,167230 Испр. И-квадрат 0,142844

Б(20, 683) 7,952916 Р-значение (Б) 6,09е-21

Лог. правдоподобие -1703,079 Крит. Акаике 3448,157

Крит. Шварца 3543,850 Крит. Хеннана-Куинна 3485,138

Модель 1: МНК, Метод пошагового исключения, п = 704. Зависимая переменная: отношение к аборту.

Источник: составлено авторами по: данные 7-ой волны опроса ШУБ в России.

При рассмотрении толерантности подтвердилась гипотеза относительно толерантности второго типа, заключающаяся в том, что оправдывающие аборт, скорее всего, не терпимы к наркоманам. Однако гипотеза относительно толерантности первого типа не подтвердилась. Люди, поддерживающие возможность проведения аборта, чаще не толерантны к иммигрантам, что противоречит модернизационным взглядам.

Что касается демографических и социально-экономических характеристик, большинство дополнительных гипотез подтвердились. Женщины, горожане, люди, проживающие с партнером, и те, кто имеет относительно высокий уровень доходов оправдывают аборт чаще.

Общая тенденция разделения ответов респондентов в зависимости от традиционных и более современных ценностей прослеживается и в отношении к сексу до брака (см. табл. 4).

Внебрачные половые отношения, как и аборт, не оправдываются гражданами, ведущими религиозный образ жизни; людьми, для которых важна семья, а также теми, кто с осторожностью относится к развитию науки и рассматривает этот процесс с точки зрения размывания морали.

И наоборот, люди, имеющие в целом более либеральные жизненные взгляды, чаще допускают сексуальные отношения вне брака. К этой категории относятся, например, те, кто выступает за демократическую политическую систему и гендерное равенство, а также те, кто предпочитает самостоятельное проживание, то есть отдельное от родителей своих или партнера. Подтвердилась гипотеза и по поводу толерантности второго типа: оправдывающие секс до брака чаще всего нетерпимы к наркоманам.

Статистически значимой в данной модели оказалась взаимосвязь с конкуренцией и благотворительностью. Добрачный секс оправдывается людьми, которые часто делают пожертвования в различные

Таблица 4

Факторы, влияющие на сексуальные отношения до брака в современной России

Переменная Коэффициент Ст. ошибка Ьста-тис-тика Р-зна-чение Значимость

(Константа) 7,80118 1,24267 6,278 <0,0001 ***

Возраст 0,0713935 0,0448888 1,590 0,1122

Возраст2 -0,00102320 0,000469275 -2,180 0,0296 **

Уровень образования -0,0875553 0,0704881 -1,242 0,2146

Количество детей -0,330735 0,133718 -2,473 0,0136 **

Брак -0,0871331 0,281059 -0,3100 0,7566

Тип поселения: город 0,876420 0,271582 3,227 0,0013 ***

Пол: женский -0,301746 0,236699 -1,275 0,2028

Миграция -0,169854 0,550704 -0,3084 0,7578

Занятость 0,129363 0,287990 0,4492 0,6534

Уровень дохода -0,0490338 0,0608480 -0,8058 0,4206

Уровень здоровья -0,0555565 0,164645 -0,3374 0,7359

Важность семьи 0,480390 0,262535 1,830 0,0677 *

Терпимость к наркоманам -0,798857 0,321784 -2,483 0,0133 **

Гендерное равенство 0,189677 0,0946332 2,004 0,0454 **

Отношение к конкуренции -0,124248 0,0461419 -2,693 0,0073 ***

Отношение к развитию науки -0,127620 0,0423418 -3,014 0,0027 ***

Религиозность 0,0863683 0,0478945 1,803 0,0718 *

Благотворительность -0,492350 0,155716 -3,162 0,0016 ***

Демократические полит. взгляды -0,360300 0,145740 -2,472 0,0137 **

Жизнь с родителями -0,810867 0,320139 -2,533 0,0115 **

*** Коэффициент значим на уровне 1%.

** Коэффициент значим на уровне 5%.

* Коэффициент значим на уровне 10%.

Окончание табл. 4

Среднее зав. перемен 6,106534 Ст. откл. зав. перемен 2,987649

Сумма кв. остатков 5240,463 Ст. ошибка модели 2,769966

И-квадрат 0,164868 Испр. R-квадрат 0,140413

Б(20, 683) 7,852103 Р-значение (F) 1,26e-20

Лог. правдоподобие -1705,533 Крит. Акаике 3453,066

Крит. Шварца 3548,758 Крит. Хеннана-Куинна 3490,047

Модель 2: Метод пошагового исключения, п = 704.

Зависимая переменная: отношение к сексуальным отношениям до брака. Источник: составлено авторами по: данные 7-ой волны опроса ШУБ в России.

фонды и общественные организации. Такая же зависимость наблюдается и для людей, склонных к конкуренции (склонность к конкуренции мы рассматриваем как прокси ответственности за свои поступки).

Если рассматривать демографические характеристики респондентов, то городские жители чаще оправдывают секс вне брака, по сравнению с сельскими. А с ростом количества детей у респондента его отношение к подобному явлению становится хуже. В данной модели выявилась и обратная U-образная связь с возрастом: сначала с увеличением возраста отношение к добрачным половым связям улучшается, но после определенного возраста становится хуже. Пол респондента в данном случае не является статистически значимым фактором. Следовательно, описанные взаимосвязи характерны и для мужчин, и для женщин.

Аналогичным образом рассматривается отношение людей к рождению детей.

В данной модели (3) зависимой выступает переменная «количество детей» на основе выборки женщин в возрасте старше 40 лет, что составляет 204 наблюдения.

Children, = 0 + У + Т i. (3)

где: Children - количество детей у респондента i (i = 1, ..., 204); x{ - факторы, влияющие на количество детей; в - коэффициенты перед контрольными переменными; yi - коэффициенты перед переменными интереса; - случайные ошибки; n - количество контрольных переменных (n = 1, ..., 7); m - количество переменных интереса (m = 1, ..., 23) В связи с тем, что здесь присутствуют ограничения по полу и возрасту, из блока контрольных переменных были убраны возраст, квадрат возраста, пол, а также количество детей у респондента, выступающее в данной модели в качестве объясняемой переменной.

Результаты построенной модели (см. табл. 5) говорят о том, что значимыми социально-демографическими факторами репродуктивного поведения среди российских женщин являются тип поселения, уровень здоровья опрашиваемых и их миграция. Таким образом, если человек является иммигрантом, то есть приехал в Россию из другой страны, то при прочих равных детей у него больше, чем у коренных жителей. Меньше детей у городских жителей, чем у тех, кто живет в сельской местности. И чем лучше респондентки оценивают свое здоровье, тем больше у них детей. Все полученные результаты подтвердили раннее выдвинутые гипотезы.

Среди социокультурных ценностей в первую очередь оказалась значимой важность работы (традиционная ценность). Причем эта зависимость прямая, что подтверждает выдвинутую ранее гипотезу: больше детей у тех, для кого работа является важной стороной жизни. Полученный результат может служить подтверждением упомянутого в теоретическом обзоре исследования, где положительная корреляция между заработной платой и числом детей объяснялась уверенностью женщин в своем финансовом состоянии и готовностью содержать большее число детей. Но стоит отметить, что здесь может иметь место и обратная причинно-следственная связь, когда работа становится важной составляющей жизни женщин вследствие рождения детей и необходимости дополнительного заработка для их обеспечения. Однако такое объяснение возможно только в том случае, если нарушается предпосылка о консервации ценностей.

Вторым значимым фактором оказалась удовлетворенность существующей политической системой. Гипотеза подтвердилась: при прочих равных больше детей у тех, кто доволен проводимой на данный момент политикой государства. Причем в данном контексте подразумевается, что в России на сегодняшний день пропагандируются традиционные ценности. Для остальных категорий ценностей гипотезы не подтвердились, так как соответствующие факторы не являются статистически значимыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что полученные результаты в третьей модели распространяются только на женщин и не могут характеризовать поведение мужчин.

Таким образом, для всех трех переменных, обозначающих в нашем исследовании демографические ценности в области репродуктивного поведения, подтвердилась основная гипотеза о связи модернизацион-ных демографических и социокультурных ценностей и о связи традиционных демографических и социокультурных ценностей. В каждом случае мы получили набор переменных, подтверждающих единство системы ценностей индивидов в контексте традиционных или модер-низационных взглядов человека. Демографические ценности являются

Таблица 5

Детерминанты количества детей у вышедших из репродуктивного возраста женщин в России в 2017 г.

Переменная Коэффициент Ст. ошибка Ьстатис-тика Р-зна-чение Значимость

(Константа) 2,10950 0,515226 4,094 <0,0001 ***

Уровень образования -0,0164728 0,0377307 -0,4366 0,6629

Брак 0,0855736 0,127528 0,6710 0,5030

Тип поселения: город -0,424437 0,139751 -3,037 0,0027 ***

Миграция -0,708129 0,304690 -2,324 0,0212 **

Занятость -0,172478 0,129971 -1,327 0,1861

Уровень дохода -0,0121902 0,0307158 -0,3969 0,6919

Уровень здоровья 0,221375 0,0933206 2,372 0,0187 **

Важность работы -0,128429 0,0590851 -2,174 0,0309 **

Удовлетворенность политикой 0,0569917 0,0252186 2,260 0,0249 **

*** Коэффициент значим на уровне 1%. ** Коэффициент значим на уровне 5%.

Среднее зав. перемен 1,588235 Ст. откл. зав. перемен 0,834631

Сумма кв. остатков 118,1072 Ст. ошибка модели 0,780256

И-квадрат 0,164799 Испр. И-квадрат 0,126053

Б(9, 194) 4,821403 Р-значение (Б) 8,08е-06

Лог. правдоподобие -233,7177 Крит. Акаике 487,4354

Крит. Шварца 520,6166 Крит. Хеннана-Куинна 500,8578

Модель 3: МНК, Метод пошагового исключения, п = 204. Зависимая переменная: количество детей.

Источник: составлено авторами по: данные 7-ой волны опроса WVS в России.

неотъемлемой частью системы ценностей, демографическая модернизация связана с общей модернизацией общества.

Заключение

В результате проведенного исследования эмпирически доказана общая взаимосвязь между традиционными репродуктивными ценностями и традиционными социокультурными ценностями, такими как высокая степень религиозности, удовлетворенность консерватив-

ной политикой государства, важность традиционных сторон жизни -семьи и работы, осторожное отношение к развитию науки. Для людей, имеющих модернизационные взгляды относительно репродуктивного поведения, то есть оправдывающих аборты, секс до брака и имеющих относительно меньше детей, характерны современные взгляды и в других сферах жизни. Например, они с большей вероятностью будут выступать за гендерное равенство и демократическую политическую систему, будут более независимы в плане самостоятельного проживания и самообеспечения, будут чаще участвовать в благотворительности и стремиться к конкуренции.

Редкие исключения в данной связке «модернизационные репродуктивные ценности - модернизационные социокультурные ценности» все же выявлены. Модернизационные ценности в нашей стране все еще не поддерживаются полностью даже людьми более прогрессивных взглядов, что объясняется нынешним положением России на международной карте ценностей Инглхарта. Это связано с преобладанием ценностей выживания по сравнению с ценностями самовыражения. Так, одобряющие аборт и секс до брака остаются нетолерантными к наркоманам и к мигрантам, они реже доверяют своей семье.

Исследование имеет и ограничения, которые могут служить стимулом для продолжения изучения темы. В первую очередь стоит отметить, что в рамках проведенного регрессионного анализа нельзя говорить о влиянии одних ценностей на другие, так как по ряду переменных нельзя отрицать вероятность наличия обратной причинно-следственной связи. Имеющиеся эмпирические данные не могут показать, определяется ли указанное людьми отношение к рассматриваемым явлениям личными убеждениями или же нормами, установленными в обществе и влияющими на индивида посредством социального взаимодействия. Кроме того, полученные взаимосвязи характерны именно для России в 2017 г., и не все из них могут быть обобщены на весь мир, в силу индивидуальных культурных особенностей каждой из стран. Поэтому мы полагаем, что необходимо и дальнейшее изучение трансформации взглядов и поведения населения России в следующих волнах обследования по причине продолжающейся модернизации общества.

Перспективным теоретическим вопросом является вопрос об идентификации этапов демографической модернизации в области репродуктивного поведения, которая строится на росте уровня свободы в принятии решений человеком и росте вариативности исходов в демографической истории поколений. Это позволит изучать связь ценностей в единой системе ценностей на разных этапах демографической модернизации.

Тем не менее данное исследование может служить основой для дальнейшего более детального изучения социокультурных факто-

ров и выявления степени их влияния на репродуктивное поведение, а полученные уже на этом этапе результаты могут служить важным дополнением в разработке научно обоснованной демографической и семейной политики, поскольку понимание о связанности демографических и социокультурных ценностей поможет разрабатывать меры и концептуальную рамку демографической политики, которые не будут противоречить общей системе ценностей людей в репродуктивном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишневский А.Г. Незавершенная демографическая модернизация в России // SPERO. 2009. №. 10. С. 55-82.

2. Vishnevsky A.G. Unsolved problems in the theory of demographic revolution // Population and Economics. 2017. Т. 1. №1. С. 136-151.

3. Архангельский В.Н. Факторы рождаемости. М.: ТЕИС, 2006.

4. Coale A.J. The decline of fertility in Europe. Princeton University Press, 2017.

5. Caldwell J.C. Mass education as a determinant of the timing of fertility decline // Population and development review. 1980. С. 225-255. doi.org/10.2307/1972729.

6. Jejeebhoy S.J., Santhya K.G., Zavier A.J.F. Demand for contraception to delay first pregnancy among young married women in India // Studies in family planning. 2014. Т. 45. №. 2. С. 18-3201. doi.org/10.1111/j.1728-4465.2014.00384.x.

7. AdamczykA. The effects of religious contextual norms, structural constraints, and personal religiosity on abortion decisions // Social Science Research. 2008. 37 (2). С. 657-672. doi.org/10.1016/j.ssresearch.2007.09.003.

8. Калабихина И.Е. Гендерный переход и демографическое развитие // Российский экономический интернет-журнал. 2009. №. 2. С. 540-554.

9. Zhou M, Kan M.Y. A new family equilibrium? Changing dynamics between the gender division of labor and fertility in Great Britain, 1991-2017 // Demographic Research. 2019. Т. 40. С. 1455-1500. doi.org/10.4054/DemRes.2019.40.50.

10. Goldscheider F, Bernhardt E., Branden M. Domestic gender equality and childbearing in Sweden // Demographic Research. 2013. Т. 29. С. 1097-1126. doi.org/10.4054/ DemRes.2013.29.40.

11. Mann S.K., Roberts L.R., Montgomery S. Conflicting cultural values, gender role attitudes, and acculturation: Exploring the context of reproductive and mental health of Asian-Indian immigrant women in the US // Issues in mental health nursing. 2017. Т. 38. №. 4. С. 301-309. doi.org/10.1080/01612840.2017.1283376.

12. Olah L.S. Gendering fertility: Second births in Sweden and Hungary // Population research and policy review. 2003. Т. 22. №. 2. С. 171-200. doi. org/10.1023/A:1025089031871.

13. Антонов А.И. Социология рождаемости. М.: Статистика, 1980.

14. Inglehart R. et al. Rising tide: Gender equality and cultural change around the world. Cambridge University Press, 2003.

15. Hagqvist E. Toward Gender Equality in Practice? Cross-National Patterns of Change in the Gendered Division of Housework Over Two Decades // Journal of Comparative Family Studies. 2018. Т. 49. №. 3. С. 355-377. doi.org/10.3138/jcfs.49.3.355.

16. Park K. Choosing childlessness: Weber's typology of action and motives of the voluntarily childless //Sociological inquiry. 2005. Т. 75. №. 3. С. 372-402. doi. org/10.1111/j.1475-682X.2005.00127.x.

17. Morell C. Saying no: Women's experiences with reproductive refusal //Feminism & Psychology. 2000. Т. 10. №. 3. С. 313-322. doi.org/10.1177/0959353500010003002.

18. ГрицайЛ.А. Некоторые аспекты научного изучения феномена «чайлдфри» // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». 2013. №. 2. С. 12.

19. Frederico M. et al. Factors influencing abortion decision-making processes among young women // International journal of environmental research and public health. 2018. Т. 15. №. 2. С. 329. doi.org/10.3390/ijerph15020329.

20. Philipov D, Berghammer C. Religion and fertility ideals, intentions and behaviour: A comparative study of European countries // Vienna yearbook of population research. 2007. С. 271-305. doi.org/10.1553/populationyearbook2007s271.

21. Rostosky S.S. et al. The impact of religiosity on adolescent sexual behavior: A review of the evidence // Journal of Adolescent Research. 2004. Т. 19. №. 6. С. 677-697. doi. org/10.1177/0743558403260019.

22. Coleman L.M., Testa A. Sexual health knowledge, attitudes and behaviours: variations among a religiously diverse sample of young people in London, UK // Ethnicity and Health. 2008. Т. 13. №. 1. С. 55-72. doi.org/10.1080/13557850701803163.

23. Bongaarts J., Westoff C.F. The potential role of contraception in reducing abortion // Studies in family planning. 2000. Т. 31. №. 3. С. 193-202. doi.org/10.1111/j.1728-4465.2000.00193.x.

24. Marston C, Cleland J. Relationships between contraception and abortion: a review of the evidence //International family planning perspectives. 2003. С. 6-13. doi. org/10.2307/3180995.

25. Малева Т.М., Синявская О.В. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2006. № 5. С. 70-97.

26. Westoff C.F., Moore E.C., Ryder N.B. The structure of attitudes toward abortion //The Milbank Memorial Fund Quarterly. 1969. Т. 47. №. 1. С. 11-37. doi. org/10.2307/3349129.

27. Лопатина С.Л., Костенко В.В., Понарин Э.Д. Дело не в исламе: отношение

к абортам, разводам и добрачному сексу в девяти постсоветских государствах // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. 19. №. 3. C. 95-114.

28. Lye D.N., Waldron I. Attitudes toward cohabitation, family, and gender roles: Relationships to values and political ideology // Sociological Perspectives. 1997. Т. 40. №. 2. С. 199-225. doi.org/10.2307/1389522.

29. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American sociological review. 2000. С. 19-51. doi. org/10.2307/2657288.

30. Inglehart R., Welzel C. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. Cambridge university press, 2005.

31. Ryder N.B. A critique of the National Fertility Study // Demography. 1973. С. 495-506. doi.org/10.2307/2060877.

32. Singh S., Darroch J.E., Frost J.J. Socioeconomic disadvantage and adolescent women's sexual and reproductive behavior: the case of five developed countries // Family planning perspectives. 2001. С. 251-289. doi.org/10.2307/3030192.

33. MacDonald K. Life history theory and human reproductive behavior // Human Nature. 1997. Т. 8. №. 4. С. 327. doi.org/10.1007/BF02913038.

34. Watkins S.C., Cho A. The digital edge: How Black and Latino youth navigate digital inequality. NYU Press. 2018. Т. 4.

35. Авдеев А.А. Браки и разводы в России // Народонаселение. 1998. №. 2. С. 3-13.

REFERENCES

1. Vishnevsky A.G. Incomplete demographic modernization in Russia // SPERO. 2009. No. 10. Pp. 55-82.

2. Vishnevsky A.G. Unsolved problems in the theory of demographic revolution // Population and Economics. 2017. V. 1. No. 1. Pp. 136-151.

3. Arkhangelsky V.N. Fertility Factors. TEIS, 2006.

4. Coale A.J. The decline of fertility in Europe. Princeton University Press, 2017.

5. Caldwell J.C. Mass education as a determinant of the timing of fertility decline // Population and development review. 1980. Рp. 225-255. doi.org/10.2307/1972729.

6. Jejeebhoy S.J., Santhya K.G., Zavier A.J.F. Demand for contraception to delay first pregnancy among young married women in India // Studies in family planning. 2014. Vol. 45. №. 2. Рp. 183-201. doi.org/10.1111/j.1728-4465.2014.00384.x.

7. Adamczyk A. The effects of religious contextual norms, structural constraints, and personal religiosity on abortion decisions // Social Science Research. 2008. 37 (2). Рp. 657-672. doi.org/10.1016/j.ssresearch.2007.09.003.

8. Kalabikhina IE Gender transition and demographic development // Russian Economic Internet Journal. 2009. No. 2. Рp. 540-554.

9. Zhou M., Kan M.Y. A new family equilibrium? Changing dynamics between the gender division of labor and fertility in Great Britain, 1991-2017 // Demographic Research. 2019. V. 40. Рp. 1455-1500. doi.org/10.4054/DemRes.2019.40.50.

10. Goldscheider F, Bernhardt E., Branden M. Domestic gender equality and childbearing in Sweden // Demographic Research. 2013. Vol. 29. Рp. 1097-1126. doi.org/10.4054/ DemRes.2013.29.40.

11. Mann S.K., Roberts L.R., Montgomery S. Conflicting cultural values, gender role attitudes, and acculturation: Exploring the context of reproductive and mental health of Asian-Indian immigrant women in the US // Issues in mental health nursing. 2017. Vol. 38. №. 4. Рp. 301-309. doi.org/10.1080/01612840.2017.1283376.

12. Olah L.S. Gendering fertility: Second births in Sweden and Hungary // Population research and policy review. 2003. V. 22. №. 2. Рp. 171-200. doi. org/10.1023/A:1025089031871.

13. Antonov A.I. Sociology of fertility. Moscow: Statistics, 1980. P. 271.

14. Inglehart R. et al. Rising tide: Gender equality and cultural change around the world. Cambridge University Press, 2003.

15. Hagqvist E. Toward Gender Equality in Practice? Cross-National Patterns of Change in the Gendered Division of Housework Over Two Decades // Journal of Comparative Family Studies. 2018. Vol. 49. №. 3. Рp. 355-377. doi.org/10.3138/jcfs.49.3.355.

16. Park K. Choosing childlessness: Weber's typology of action and motives of the voluntarily childless //Sociological inquiry. 2005. Vol. 75. №. 3. Pp. 372-402. doi. org/10.1111/j.1475-682X.2005.00127.x.

17. Morell C. Saying no: Women's experiences with reproductive refusal //Feminism & Psychology. 2000. Vol. 10. №. 3. Pp. 313-322. doi.org/10.1177/0959353500010003002.

18. Gritsay L.A. Some aspects of the scientific study of the phenomenon of "childfree" // Electronic scientific and practical journal Culture and Education. 2013. No. 2. Р. 12.

19. Frederico M. et al. Factors influencing abortion decision-making processes among young women // International journal of environmental research and public health. 2018. Vol. 15. №. 2. Pp. 329. doi.org/10.3390/ijerph15020329.

20. Philipov D, Berghammer C. Religion and fertility ideals, intentions and behaviour:

A comparative study of European countries //Vienna yearbook of population research. 2007. Pp. 271-305. doi.org/10.1553/populationyearbook2007s271.

21. Rostosky S.S. et al. The impact of religiosity on adolescent sexual behavior: A review of the evidence // Journal of Adolescent Research. 2004. V. 19. №. 6. Pp. 677-697. doi. org/10.1177/0743558403260019.

22. Coleman L.M., Testa A. Sexual health knowledge, attitudes and behaviours: variations among a religiously diverse sample of young people in London, UK // Ethnicity and Health. 2008. Vol. 13. №. 1. Pp. 55-72. doi.org/10.1080/13557850701803163.

23. Bongaarts J., Westoff C.F. The potential role of contraception in reducing abortion // Studies in family planning. 2000. Vol. 31. №. 3. Pp. 193-202. doi.org/10.1111/j.1728-4465.2000.00193.x.

24. Marston C, Cleland J. Relationships between contraception and abortion: a review of the evidence // International family planning perspectives. 2003. Pp. 6-13. doi. org/10.2307/3180995.

25. Maleva T.M., Sinyavskaya O.V. Socio-economic factors of fertility in Russia: empirical dimensions and challenges to social policy // Social policy: expertise, recommendations, reviews. 2006. No. 5. Pp. 70-97.

26. Westoff C.F, Moore E.C., Ryder N.B. The structure of attitudes toward abortion // The Milbank Memorial Fund Quarterly. 1969. Vol. 47. №. 1. Pp. 11-37. doi. org/10.2307/3349129.

27. Lopatina S.L., Kostenko V. V, Ponarin E.D. It's not about Islam: attitudes towards abortion, divorce and premarital sex in nine post-Soviet states // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2016. Vol. 19. No. 3. Pp. 95-114.

28. Lye D.N., Waldron I. Attitudes toward cohabitation, family, and gender roles: Relationships to values and political ideology //Sociological Perspectives. 1997. Vol. 40. №. 2. Pp. 199-225. doi.org/10.2307/1389522.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Inglehart R., Baker W.E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American sociological review. 2000. Pp. 19-51. doi. org/10.2307/2657288.

30. Inglehart R., Welzel C. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. Cambridge university press, 2005.

31. Ryder N. B. A critique of the National Fertility Study // Demography. 1973. Pp. 495506. doi.org/10.2307/2060877.

32. Singh S., Darroch J.E., Frost J.J. Socioeconomic disadvantage and adolescent women's sexual and reproductive behavior: the case of five developed countries // Family planning perspectives. 2001. Pp. 251-289. doi.org/10.2307/3030192.

33. MacDonald K. Life history theory and human reproductive behavior // Human Nature. 1997. T. 8. №. 4. Pp. 327. doi.org/10.1007/BF02913038.

34. Watkins S.C., Cho A The digital edge: How Black and Latino youth navigate digital inequality. NYU Press. 2018. Vol. 4.

35. Avdeev A.A. Marriages and divorces in Russia // Population. 1998. No. 2. Pp. 3-13.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание демографических и социально-экономических (контрольных) переменных

Демографические и социально-экономические (контрольные) переменные

Возраст Возраст респондента на момент проведения опроса

Уровень образования I - нет образования, II - имеет научную степень

Количество детей Число детей у респондента

Брак 1 - респондент женат/замужем или живет вместе с партнером, 0 - холост/разведен/овдовел(а).

Тип поселения 1 - живет в городе, 0 - в сельской местности

Пол 1 - женщина, 0 - мужчина

Миграция 1 - респондент родом из России, 0 - родился в другой стране и впоследствии эмигрировал

Занятость 1 - полный или неполный рабочий день, самозанятый(ая), 0 - безработный(ая)

Уровень дохода (субъективная оценка) 1 - группа с самым низким уровнем дохода, 10 - с самым высоким

Самооценка здоровья 1 - плохое здоровье, 4 - очень хорошее здоровье

Источник: составлено авторами.

ABOUT THE AUTHORS

Kalabikhina Irina Evgenievna - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Population of the Faculty of Economics of M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia kalabikhina@econ.msu.ru

Gorbacheva Darya Dmitrievna - Student, Faculty of Economics of M.V. Lomonosov

Moscow State University, Moscow, Russia

gorbachevadaria@bk.ru

Sakhbetdinova Kamilya Insurovna - Postgraduate Student, Faculty of Economics of M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia k.sahbetdinova@gmail.com

IS DEMOGRAPHIC MODERNIZATION RELATED TO GENERAL MODERNIZATION OF THE SOCIETY: AN EMPIRICAL STUDY OF DEMOGRAPHIC AND SOCIOCULTURAL VALUES IN RUSSIA.

The question of the connection between demographic modernization and the modernization of the whole society is of great theoretical and practical importance, but empirical evidence of such connection has not yet been completed in Russia. The article analyzes the demographic and sociocultural values of Russians, as well as identifies the relationships between different categories of values using econometric models based on data from the World Values Survey. As a result of the empirical analysis, the relationship between traditional sociocultural values and traditional values in reproductive behavior was revealed. Conversely, proponents of progressive social, cultural, and political views tend to have more modernizing reproductive values. The results obtained allow us to conclude that demographic modernization is closely related to the modernization of social development in general.

Keywords: sociocultural values, reproductive behavior, fertility, traditional values, modern values, demographic modernization. JEL: J13, J16, J11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.