Научная статья на тему 'Связь видов направленности педагогической деятельности с уровнем эмпатии'

Связь видов направленности педагогической деятельности с уровнем эмпатии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / EMPATHY / PERSONALITY ORIENTATION / PEDAGOGICAL ACTIVITY / DIAGNOSTICS / EDUCATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пунтус Олеся Владимировна, Смовдер Валерия Вадимовна, Токманенко Ирина Александровна

В статье приведены результаты междисциплинарного исследования, направленного на установление взаимосвязи между эмпатией и направленностью личности в педагогическом контексте. Способом выявления уровня эмпатии была выбрана методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Для изучения направленности личности была использована методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пунтус Олеся Владимировна, Смовдер Валерия Вадимовна, Токманенко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of interdepartmental research aimed at establishing the relationship between empathy and the orientation of the individual in the pedagogical context. Method for determining the level of empathic abilities V.V. Boyko. To study the orientation of the individual, the Bass method was used (Smekal-Kucher Questionnaire).

Текст научной работы на тему «Связь видов направленности педагогической деятельности с уровнем эмпатии»

УДК 378

СВЯЗЬ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УРОВНЕМ ЭМПАТИИ

Пунтус Олеся Владимировна, Смовдер Валерия Вадимовна, Токманенко Ирина Александровна, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск

E-mail: masu@masu.edu.ru

Аннотация. В статье приведены результаты междисциплинарного исследования, направленного на установление взаимосвязи между эмпатией и направленностью личности в педагогическом контексте. Способом выявления уровня эмпатии была выбрана методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко. Для изучения направленности личности была использована Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера).

Abstract. The article presents the results of interdepartmental research aimed at establishing the relationship between empathy and the orientation of the individual in the pedagogical context. Method for determining the level of empathic abilities V.V. Boyko. To study the orientation of the individual, the Bass method was used (Smekal-Kucher Questionnaire).

Ключевые слова: эмпатия, направленность личности, педагогическая деятельность, диагностика, образование, педагог.

Key words: empathy, personality orientation, pedagogical activity, diagnostics, education, teacher.

Профессия педагога сложна и многогранна как с физической, так и с психической стороны. Отдавая своих детей в школу, родители порой не задумываются о том, как тяжело учителям справляться с большим количеством учащихся, подбирать к каждому индивидуальный подход, а также всегда быть готовым уловить малейшее изменение в настроении и поведении ребёнка. Последнее занимает особое место в системе отношений «учитель-ученик», так как находится на пересечении двух наук — психологии и педагогики. Это связано с наличием таких явлений человеческой психики, как эмпатия и направленность личности, а именно — направленность личности в педагогическом контексте. В то время как уровень эмпатии позволяет определить способность человека к сопереживанию, направленность личности педагога позволяет выявить объект, на который человек будет больше всего настроен работать: на себя и собственное самосовершенствование, на

взаимодействие с обучающимися и рабочим коллективом или на преподаваемую дисциплину. Разные комбинации результатов уровня эмпатии и направленности личности формируют разные подходы педагога к процессу обучения и к самому объекту учебной деятельности — учащемуся. Для получения данной информации было проведено несколько исследований среди группы студентов 1 курса. Результаты исследовательских работ должны послужить своеобразной базой, опираясь на которую будущий педагог будет способен скорректировать свою учительскую деятельность и расставить акценты для наиболее продуктивного процесса обучения и лучшего взаимодействия с учениками в дальнейшем.

В процессе исследований также была выявлена взаимосвязь уровня эмпатии и направленности личности.

В ноябре 2018 года было проведено исследование на установление уровня эмпатических способностей. Эмпатия — это некое чувство, включающее в себя восприятие другого человека, интуитивный контакт, эмоциональную отзывчивость, готовность помочь другому в любых ситуациях. Принято выделять несколько её уровней: очень высокий, средний, заниженный и очень низкий. Выборка составила 17 человек, обучающихся на 1 курсе направления подготовки педагогическое образование. Проблема исследования заключалась в том, что в современной школьной практике взаимоотношения педагога с учащимися далеки от идеальных. Большинство проблем возникает из-за неумения учителя встать на позицию учащегося, отсутствие того, что называется эмпатией. Целью исследования являлось определение уровня развития эмпатии в группе. Для изучения были использованы теоретические методы: анализ; эмпирические методы: анкетирование и беседа, а также математические методы: регистрация и шкалирование. Практическая значимость заключается в том, что знание уровня эмпатии помогает распознать, какие чувства испытывает человек, как нужно отреагировать в той или иной ситуации, как разрешить сложившийся конфликт с наименьшим эмоциональным напряжением обеих сторон.

По итогам исследования в группе первокурсников преобладает средний уровень эмпатии (8 человек), заниженный уровень обнаружился у 5 человек, очень высокий и очень низкий имеют по 2 человека из группы. Результаты исследования были доведены до сведения студентов и представлены на диаграмме 1.

Уровень эмпатии

2

с

■ очень высокий

■ средний

■ заниженный

очень низкий

Рис. 1 Уровень эмпатии у студентов 1 курса направления подготовки педагогическое образование

Следующее исследование было направлено на выявление направленности личности в педагогическом контексте. Направленность личности — это совокупность определённых ориентиров, способов взаимодействия человека с другими людьми. От этого будут зависеть его способности и успешность в каком -либо виде деятельности. В 1967 году опубликовали «Ориентационную анкету», созданную Б. Бассом для определения направленности личности и позволяющую выделить 3 типа направленности: на себя, на взаимодействие, на сотрудничество. В данном исследование была использована методика Смекала-Кучера, которая была основана на анкете Б. Басса, но подвергнута некоторым изменениям.

Цель исследования заключалась в создании информационной базы для студентов по вопросу, касающемуся направленности их личности как будущих педагогов, в помощи в корректировании педагогической деятельности и в преодолении страха перед предстоящей практикой. Методы исследования: опрос, анализ, беседа, регистрация. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что в группе первокурсников будет преобладать направленность личности на себя, так как отсутствует опыт взаимодействия с обучающимися и знания о профильных предметах в широком смысле. Данная гипотеза была опровергнута. 5 человек из опрошенных имеют направленность на себя, 6 на взаимодействие и 6 на предмет.

Данное исследование поможет привести человека к лучшему пониманию себя как личности и как педагога, а также даст возможность, узнав результаты, акцентировать своё внимание на аспектах, которые по итогам теста оказались не в доминирующей позиции, для того чтобы создать базис для наиболее гармоничной и полноценной педагогической деятельности. Полученные результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выявления типа направленности личности в рамках исследования

Тип направленности личности Направленность на себя Направленность на взаимодействие Направленность на предмет

Количество человек 5 человек 6 человек 6 человек

После анализа двух проведённых работ была выявлена связь между уровнем эмпатических способностей и направленностью личности и выдвинута новая гипотеза: у людей с очень низким уровнем эмпатии не может быть направленности личности на взаимодействие с обучающимися и наоборот: у людей с очень высоким уровнем эмпатии направленность личности будет на взаимодействие. Данное исследование может помочь будущим педагогам не только определить своё приоритетное направление деятельности, которое будет подходить для более успешного взаимодействия с обучающими, но и лучше узнать себя и свои склонности. Объектом исследования были студенты 1 курса, предметом — возможная взаимосвязь эмпатии и направленности личности. Из методов были выбраны анализ, синтез, индукция и регистрация. Гипотеза была подтверждена, но при большей выборке опрашиваемых итоги могут измениться. У двух человек с очень высоким уровнем эмпатии направленность оказалась на взаимодействие, а у двух людей с очень низким — на себя. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь уровня эмпатии и направленности личности

Уровень эмпатии и количество человек 2 человека с очень высоким уровнем 2 человека с очень низким уровнем

Направленность личности на себя - +

Направленность личности на взаимодействие + -

Для изучения вопроса о взаимосвязи уровня эмпатических способностей и направленности личности было проведено три исследования. На их основе можно сделать вывод о том, что эти два явления действительно связаны. При дальнейшей работе с данным материалом можно составить список рекомендаций для разных типов направленности и эмпатии.

Совокупность результатов данных исследований важна не только для людей, которые хотят или уже являются педагогами, но и для людей других профессий. На основе данной работы человек сможет лучше понять себя, наметить ориентиры для будущего, а также скорректировать деятельность или личностные установки в настоящем.

Список использованных источников:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. - М.: Просвещение, 2006. - 75 с.

2. Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 380 С.

3. Ярматов Р.Б. Психолого-педагогические особенности подготовки и развития личности будущего учителя. - 2012. - № 12. - С. 535-537

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.