Научная статья на тему 'Связь уровня понимания эмоций дошкольниками и эмоциональных особенностей родителей'

Связь уровня понимания эмоций дошкольниками и эмоциональных особенностей родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / EMOTIONS / EMOTIONAL / UNDERSTANDING EMOTIONS / EMOTIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гераськина Оксана Алексеевна

В статье раскрывается понятие эмоций и их функции, характеризуются возрастные особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста, приводятся результаты эмпирического исследования по изучению связи между уровнем понимания эмоций в дошкольном возрасте и эмоциональными свойствами личности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN LEVEL OF UNDERSTANDING OF EMOTIONS BY PRESCHOOLERS AND EMOTIONAL PARENTS

The article reveals the concept of emotions and their functions, are characterized by the age characteristics of emotional development of children of preschool age, are acceptable result of an empirical study examining the relationship between level of emotion understanding at preschool age the emotional and personality traits of the parents.

Текст научной работы на тему «Связь уровня понимания эмоций дошкольниками и эмоциональных особенностей родителей»

УДК 159.922.6

Гераськина Оксана Алексеевна,

НОДУ «Тверской православный детский сад Святой Анны Кашинской», г. Тверь

e-mail: geraskina.ok@yandex.ru

СВЯЗЬ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье раскрывается понятие эмоций и их функции, характеризуются возрастные особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста, приводятся результаты эмпирического исследования по изучению связи между уровнем понимания эмоций в дошкольном возрасте и эмоциональными свойствами личности родителей. Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, понимание эмоций,

эмоциональное развитие.

Geraskina Oksana Alekseevna,

"Tver Orthodox kindergarten St. Anna of Kashin",

Tver

e-mail: geraskina.ok@yandex.ru

THE RELATIONSHIP BETWEEN LEVEL OF UNDERSTANDING OF EMOTIONS BY PRESCHOOLERS AND EMOTIONAL PARENTS

Abstract. The article reveals the concept of emotions and their functions, are characterized by the age characteristics of emotional development of children of preschool age, are acceptable result of an empirical study examining the relationship between level of emotion understanding at preschool age the emotional and personality traits of the parents.

Keywords: emotions, emotional, understanding emotions, emotional

development.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие психических процессов и свойств личности. Эмоции выполняют в этом процессе важнейшую роль. Так, например, Выготский Л.С. считал, что «эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка» [1, с. 58 ]. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие высших, социальных эмоций,

таких как сопереживание, сочувствие, соучастие другим людям. Поэтому представляется очень важным умение дошкольников распознавать эмоции, выражаемые их близкими, сверстниками. Эмоциональное, развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют конечный результат. Ближайшее социальное окружение оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. Влияние родителей особенно значимо на ранних этапах развития ребенка. Исследователями доказана связь между особенностями эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и основными параметрами общения между их родителями (сходство во взглядах, доверительность, взаимопонимание, лёгкость общения) [2].

Известно, что эмоции представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, которые отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений, отношения человека к миру и людям. Эмоциональные явления включены во все психические процессы и состояния человека и сопровождают любые проявления его активности. Эмоции выполняют ряд важных функций: оценочную, организующую/ дезорганизующую, регуляторную, предвосхищающую, экспрессивно-коммуникативную. Данные функции находятся в тесной взаимосвязи. Различные виды эмоциональных состояний могут выполнять специфичные именно для них функции. В целом анализ функционального назначения эмоций позволяет определить их как совокупность процессов внутренней регуляции психической деятельности.

Как психические явления эмоции очень разнообразны имеют свои особенности: носят субъективный характер; вызывают удовольствие или неудовольствие; отражают особенности взаимодействия организма со средой; могут активизировать или затруднять деятельность[5].

2

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте имеет закономерности. Развитие эмоций в онтогенезе неразрывно связано с общим ходом психического развития. Основой эмоционального развития является деятельность ребенка, присущая каждому возрастному этапу. В процессе онтогенеза эмоциональная сфера ребенка последовательно расширяется и усложняется. В целом для дошкольного возраста характерно значительное разнообразие эмоциональных состояний и чувств, их углубление и повышение уровня их устойчивости, продолжительности, интенсивности и четкости проявления, постепенное совершенствование произвольной эмоциональной саморегуляции [3,4].

Понимание эмоций детьми - это уровень сформированности представлений об эмоциях, знаний об эмоциональных явлениях. Понимание эмоций дошкольниками характеризуется рядом возрастных особенностей. Формирование представлений об эмоциях связано с объемом и спецификой индивидуального эмоционального опыта ребенка, находится в зависимости от возрастной динамики способности к переживанию той или иной эмоции, способности к осознанию и вербализации переживаний. Способность к пониманию и распознаванию эмоций детьми возникает не с рождения. В раннем возрасте слабо выражена способность адекватно воспринимать эмоции других людей. К старшему дошкольному возрасту повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний; различия в понимании разных эмоций становится менее значимыми; восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживания человека; увеличивается активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний; к шести годам состояние человека становится объектом познания, а экспрессия выполняет роль значимых сигналов.

Процесс эмоционального развития ребенка опосредуется общением с взрослым, в первую очередь с родителями. В ходе развития ребенка и

3

принятия культурно-исторического опыта человечества в общении с взрослым ребенок усваивает и учится различать эталоны эмоциональной экспрессии (мимика, жесты, речь). В семье формируются понимание эмоциональных состояний окружающих, осознание своих эмоций и овладение их названиями, система знаний об эмоциональных явлениях. На развитие способности к пониманию эмоций оказывают влияние эмоциональный климат присущий семье, эмоциональные особенности родителей, их способность к экспрессивному выражению эмоций, способам выражения, содержанию эмоций.

Цель нашего исследования заключалась в анализе связи между уровнем понимания эмоций в дошкольном возрасте и эмоциональных свойств личности родителей. Объектом исследования является эмоциональная сфера личности. Предмет исследования - связь понимания эмоций дошкольниками и эмоциональных свойств личности родителей. Гипотеза исследования заключалась в предположении того, что уровень понимания эмоций у дошкольников связан с эмоциональными особенностями их родителей.

Для диагностики понимания эмоций дошкольниками использовалась стандартизированная методика Изотовой Е.И. и Никифоровой Е.В. «Эмоциональная идентификация» [5, с. 200]. Методика направлена на выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития.

Для диагностики эмоциональных особенностей родителей использовались методики изучения эмоциональной экспрессии: Ильин Е.П. Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности) [6, с. 550]; Вопросник по

4

эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) (выявляет предпочитаемые средства (каналы) выражения тех или иных эмоций, а также интегральные характеристики: интенсивность экспрессии, двигательная активность при эмоциональных переживаниях и нарушения речи и поведения при эмоциональных переживаниях) [6, с. 593]; Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма) по Айзенку Г.» (представляет собой часть методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии - интроверсии и нейротизма) [6, с. 551].

В исследовании принимали участие дети 5-6 лет (12 детей), а также 6-7 лет (12 детей), посещающих НДОУ «Тверской православный детский сад Святой Анны Кашинской» города Твери и их родители (мамы). Всего в исследовании приняли участие 24 ребенка дошкольного возраста и 24 родителя. По результатам исследования наибольшее количество детей с высоким уровнем наблюдается по результатам диагностики восприятия эмоций и идентификации (по 33%). При этом наблюдается наибольшее количество детей с низким уровнем способности к идентификации эмоций (46%), и значительный процент детей с низким уровнем понимания эмоций (33%). Способность к пониманию эмоций дети проявили в большей степени на среднем уровне (42%). Структура эмоциональных представлений: большинство детей со среднем уровнем,

что является возрастной нормой, и составляет 67%.

Анализ результатов диагностики родителей показал, что по методике «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма) по Айзенку Г.» один из родителей имеет низкий уровень стабильности, большинство родителей (58%) имеют высокий уровень эмоциональной стабильности. По результатам самооценочного теста «Характеристики эмоциональности» - у 54% родителей, что больше половины их числа, значение по показателю «Длительность эмоций» от 1 до 2; по показателю «Интенсивность эмоций» у подавляющего числа родителей (88%)

5

значение более 4; по показателю «Эмоциональная возбудимость» у большинства, родителей (80%) значения от 2 до 4. По результатм диагностики с помощью вопросника по эмоциональной экспрессии - по показателю «Мимика» у всех родителей средний и высокий уровень; по показателям «Интонация» и «Образность речи» только у одного человека низкий уровень; по показателю «Двигательная активность» у 63 % респондентов средний уровень; по показателю «Сбой речи» у 78% средний уровень; по показателю «Темп речи» 63% - средний уровень, у 30% - низкий уровень; по показателю «Громкость речи» у 63% респондентов -средний уровень и у 37% - высокий.

Проведена статистическая обработка результатов исследования. Данным результатов тестирования эмоциональной сферы детей и их родителей, выраженным в уровнях - Высокий, Средний, Низкий , присвоили числовые значения - 1, 2, 3 соответственно. Получили две

зависимые выборки нормальных метрических величин. Каждому испытуемому одной выборки (ребенок дошкольного возраста) поставлен в соответствие испытуемый из другой выборки (родитель). Данные обрабботаны в среде Excel с применением процедуры пакета анализа Корреляция. Рассчитаны выборочные коэффициенты корреляции Пирсона между всеми парами метрических переменных (каждому из показателей диагностики детей поставим в пару показатель диагностики родителя).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что с показателем «Восприятие экспрессии» коррелируют показатели по шкалам «Эмоциональная стабильность», «Мимика», «Двигательная активность», «Сбой речи», «Образность речи». С показателем «Понимание эмоций» коррелирует показатель по шкале «Образность речи». С показателями «Идентификация эмоций» и «Структура эмоциональных представлений» коррелируют показатели по шкалам «Мимика», «Сбой

6

речи», «Образность речи». Во всех случаях выявлена положительная связь, кроме коэффициента корреляции между переменными «Восприятие экспрессии» и «Эмоциональная стабильность» он отрицательный, т.е. чем меньше эмоциональная стабильность родителя, тем выше способность ребенка к восприятию эмоций. Можно отметить что наибольшее влияние на способность детей к восприятию, идентификации, пониманию эмоций, оказывают особенности эмоциональной сферы родителей по шкалам «Мимика» (3 значимых значения из четырех), «Сбой речи» (2 значимых значения из четырех) , «Образность речи» (3 значимых значения из четырех). Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. Уровень понимания эмоций у дошкольников связан с эмоциональными особенностями их родителей. Полученные результаты могут выступать основой для составления практических рекомендаций по реализации индивидуального подхода к детям с различными характеристиками эмоциональной сферы; могут использоваться при построении программ по эмоциональному развитию дошкольников: могут быть использованы при определении содержания специальных тем, определяющих направление в работе по психолого-педагогическому просвещению педагогов ДОУ и родителей.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собр. соч., т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 400 с.

2. Г онина О. О. Влияние особенностей общения между родителями на

эмоциональную сферу их детей дошкольного возраста // Концепт. -2014. - № 03 (март). - ART 14071. - URL: http://e-

koncept.ru/2014/14071. htm

3. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и

практикум для бакалавров. М.: Юрайт, 2015.- 465 с.

7

4. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. М.: ООО «Издательство Спутник+». - 141 с.

5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. - 752 с.

7. Косякова О.О. Развитие эмоциональной устойчивости педагогов.: учебное пособие. Тверь, ТвГУ, 2007. - 167 с.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.