Научная статья на тему 'Связь топикального ритма с содержанием произведения'

Связь топикального ритма с содержанием произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПИК / ТОПИКАЛЬНЫЙ РИТМ / ДИКТЕМА / МАКРОСИТУАЦИЯ / КУЛЬМИНАЦИЯ / TOPIC / TOPICAL RHYTHM / DICTEME / MACROSITUATION / CLIMAX

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартиросян Анна Арменовна

В статье рассматривается коррелятивная связь топикального ритма с концептуальным смыслом, содержанием основной идеи художественного прозаического произведения. Раскрываются понятия топика, диктемы, глобальной ситуации-события в литературном произведении. Материалом исследования является роман современного британского писателя М. Фрейна «Одержимый».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the correlative link between topical rhythm and conceptual content, i.e. the main idea in fiction. It reveals the concepts of topic, dicteme, global situation-event in a bell-letter work. The material of our research is novel “Headlong” written by modern British writer Michael Frayn.

Текст научной работы на тему «Связь топикального ритма с содержанием произведения»

ревенских забот, и о «черствости и грубости» крестьянской жизни. В очерках писатель показывает цельность характера и мироощущения человека-труженика, красоту его души, в глубине которой «всегда теплился огонек христианской любви» [4, с. 58], с горечью напоминает о том, как много мы потеряли, предав забвению народные традиции и обычаи, сам дух народной жизни.

Многие произведения Вячеслава Арсентьева драматичны. Однако в основе его творчества лежит жизнеутверждающий пафос, поскольку все, о чем с болью говорит автор, воспринимается им как личная драма, воспринимается сердцем, любя-

щим родную землю не показной, не поверхностной, а искренней, глубокой, страдающей, а потому - истинной любовью.

Библиографический список

1. Арсентьев В. Провинциальные истории. Рассказы. - Шарья, 2001. - 107 с.

2. Арсентьев В. Фролов день на родине. Рассказы. - Шарья, 2003. - 80 с.

3. Арсентьев В. И заглянул я в даль светлую. Рассказы. - Шарья, 2006. - 88 с.

4. Арсентьев В. От первого лица. Рассказы. Очерки. Миниатюры. - Шарья, 2009. - 88 с.

УДК 82.01

Мартиросян Анна Арменовна

Институт гуманитарного образования и информационных технологий

annamartirossian@mail.ru

связь ТОПИКАЛЬНОГО РИТМА С СОДЕРЖАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В статье рассматривается коррелятивная связь топикального ритма с концептуальным смыслом, содержанием основной идеи художественного прозаического произведения. Раскрываются понятия топика, диктемы, глобальной ситуации-события в литературном произведении. Материалом исследования является роман современного британского писателя М. Фрейна «Одержимый».

Ключевые слова: топик, топикальный ритм, диктема, макроситуация, кульминация.

Настоящее исследование посвящено изучению смысловой организации текста и определению роли и места топикаль-ных единиц в передаче концептуальной информации. Актуальность темы обусловлена интересом исследователей к организации способов передачи авторского замысла в художественном произведении. В качестве основополагающего тезиса выдвигается положение о связи между топикальным ритмом и главной темой произведения.

Связь между топикальным ритмом и содержанием художественного произведения рассматривается на примере романа «Одержимый» современного британского писателя Майкла Фрейна. Идея произведения заключается в том, что сильная страсть к искусству, как и страсть к чему бы то ни было, может полностью подчинить себе человека. Название романа отражает характеристику героя, который полностью охвачен идеей понять одну из картин Брейгеля и стать ее обладателем.

Большое значение в исследовании особенностей художественного произведения имеет анализ системы топиков и топикального ритма текста.

Под «топиком» подразумевается тема, идея, заключенная в каждой диктеме. По определению М.Я. Блоха, диктема - это «элементарная тематическая единица текста, которая может быть выражена либо объединением предложений, либо од-ним-единственным предложением, поставленным в позицию особой информативной значимости» [3, с. 145]. Диктема монотематична, не слагается из более мелких тем, заключенных в предложениях,

составляющих ее, и не раскладывается на еще более дробные темы.

Топикальный ритм является основным стиле-образующим фактором художественного текста, с помощью которого производятся эмоционально-смысловые сопоставления и повышается семантическая емкость художественного произведения. Топикальный ритм выражается в периодических повторах однотипного сюжетного хода - стилистического приема, в схожей пространственной или временной модификации образа. Ритм помогает выстроить течение сюжетного времени внутри глав и эпизодов, то есть его замедление, ускорение или уплотнение.

В романе «Одержимый» выявляются сорок два топика, в совокупности передающие идею произведения. Ниже приведена таблица, где указан процент встречаемости каждого топика в тексте произведения и коррелятивный кумулятивный показатель распределения концептуальной информации (КИ).

В первом столбце таблицы представлены все топики (в порядке убывания частотности появления), встречающиеся в анализируемом произведении. Второй столбец указывает частотность повторяемости каждого топика в романе. Например, наиболее часто в тексте встречается топик «hero's emotions» - 190 раз. В столбце три приводится процент встречаемости каждого выделенного топика. Так, топик «hero's emotions» встречается в произведении в 13,24% случаев. В четвертом столбце приводятся данные о том, какой процент от исполь-

152

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

© Мартиросян А.А., 2014

Таблица 1

Название топиков в произведении Частотность появления топика % встречаемости топика Кумулятивный показатель распределения КИ

hero's emotions 190 13,24% 13,24%

Laura 125 8,71% 21,95%

research 119 8,29% 30,24%

neighbour 96 6,69% 36,93%

Kate's disapproval 82 5,71% 42,65%

hero's anxiety 82 5,71% 48,36%

plans 60 4,18% 52,54%

Bruegel's lost picture 59 4,11% 56,66%

supposition 58 4,04% 60,70%

hero's inner speech 52 3,62% 64,32%

Bruegel 51 3,55% 67,87%

«Helen» 49 3,41% 71,29%

young couple 40 2,79% 74,08%

Bruegel's pictures 37 2,58% 76,66%

uncertainty 35 2,44% 79,09%

Insight 35 2,44% 81,53%

Shock 31 2,16% 83,69%

internal struggle 19 1,32% 85,02%

art dealer 17 1,18% 86,20%

Distrust 15 1,05% 87,25%

eccentric couple 14 0,98% 88,22%

Debate 14 0,98% 89,20%

Cheating 13 0,91% 90,10%

hero's aspirations 12 0,84% 90,94%

Country 11 0,77% 91,71%

picture 11 0,77% 92,47%

Baby 10 0,70% 93,17%

confession 10 0,70% 93,87%

neighbour's brother 10 0,70% 94,56%

estate 9 0,63% 95,19%

Bruegel & the man of power 9 0,63% 95,82%

art expert 9 0,63% 96,45%

the man of power 8 0,56% 97,00%

Kate's assistance 7 0,49% 97,49%

Policy 7 0,49% 97,98%

art expert's anxiety 7 0,49% 98,47%

neighbour's favorite picture 5 0,35% 98,82%

rector man 5 0,35% 99,16%

hero's fantasies 4 0,28% 99,44%

Art 3 0,21% 99,65%

workshop 3 0,21% 99,86%

Kate's suggestion 2 0,14% 100,00%

Итого 1435 100%

зованных топиков передает основное содержание произведения, то есть концептуальную информацию (для каждого топика суммируются проценты встречаемости всех топиков, расположенных выше его). Сумма этих процентов встречаемости обозначена как кумулятивный показатель распределения КИ. Так, второй по частоте использования топик «Laura» имеет процент встречаемости 8,71%, а его кумулятивный показатель равен 21,75% (13,24% + 8,71%). Фактически это процент повторяемости в тексте первых двух наиболее часто встречающихся топиков. Аналогично в следующей строке

указана сумма трех наиболее часто встречающихся топиков.

Данные четвертой колонки показывают коррелятивное убывание значимости каждой диктемы в передаче главной темы произведения. Отрицательная значимость (ее практическое отсутствие) наблюдается в последнем элементе (то есть почти 100% смысла передано другими диктемами), а максимально значимый для этого произведения показатель представлен в первом элементе (13,24%). Данные анализа текста, представленные в таблице, позволяют сделать следующий вывод: чем больше

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2014

153

График 1

коррелятивный кумулятивный показатель распределения КИ, тем меньшую значимость представляет данная диктема для текста.

Последний столбец таблицы показывает также, что 9 топиков (21% от всех топиков) охватывают 61% всех диктем, а 15 топиков (36% от всех топиков) охватывают 79% всех диктем. Опираясь на эти данные, можно предположить, что основное содержание данного произведения, охватывающее порядка 60-80% от всех диктем, передается с помощью 20-40% от всех топиков.

Наглядно представить соотношение частотности топиков и кумулятивного показателя распределения концептуальной информации позволяет График №1: чем «круче» линия в начальной части графика, тем меньшим количеством топиков писатель передает основное содержание или концептуальную информацию.

Согласно таблице 1, наиболее часто встречающиеся топики в романе - это hero's emotions, Laura, research, neighbour, Kate's disapproval, hero's anxiety. Эти шесть топиков охватывают более 48% всех диктем, то есть почти половину произведения и, являясь ключевыми топиками, участвуют в формировании концептуального смысла произведения. В романе параллельно представлены две сюжетные линии: первая посвящена событиям жизни главного героя (топики hero's emotions, Laura, neighbour, Kate's disapproval, hero's anxiety),

вторая - художнику Питеру Брейгелю Старшему (топик research). Живопись для автора произведения не просто сюжетная линия, а целое искусствоведческое расследование, где автор мимоходом описывает подробную биографию Брейгеля.

В таблице 2 приводятся результаты анализа частотности употребления в каждом разделе произведения наиболее значимых топиков.

Цифровые данные наглядно представляют соотношение двух ведущих сюжетных линий hero's emotions и research. В основной части романа, то есть со 2 по 5 часть, идет ритмичное чередование этих топиков 2h:1r (где 2h - это hero's emotions, а 1r - research) во второй части; 3h:1r в третьей части; 1h:2r в четвертой части; 1h:1r в пятой части. Тема hero's emotions включает в себя целую гамму характеристик героя (которые определяются с помощью слов, выражений, метафор, относящихся к одному семантическому полю), где ключевыми являются obsession, insane behaviour, показывающие степень его «одержимости». Не случайно этот ключевой атрибут вынесен в сильную позицию текста, в его заголовок.

В пространстве текста главная тема и идея литературно-художественного произведения раскрываются через отображение «глобальной ситуации, состоящей из макроситуаций и микроситуаций, связанных определенными отношениями» [1, с. 89]. Под глобальной ситуацией мы понимаем

Таблица 2

Топики в произведении Частотность Части произведения

топика 1 2 3 4 5 6 7 8

hero's emotions 190 10 8 23 13 37 64 23 12

Laura 125 15 0 0 0 17 35 15 41

research 119 0 4 6 29 37 0 43 0

neighbour 96 23 0 13 2 14 14 4 24

Kate's disapproval 82 21 5 18 0 15 16 6 1

hero's anxiety 82 2 2 4 0 4 35 13 22

154

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2014

График 2

кульминацию произведения, в формировании которой участвуют ключевые топики, а под макроситуацией - «денотативные компоненты, складывающиеся из нескольких микроситуаций, которые связываются между собой неким общим содержанием» [5, с. 280].

В романе «Одержимый» выделяется несколько основных макроситуаций: приезд главного героя и Кейт в деревню (топики: neighbour, Kate's disapproval); ужин у соседа (топики: Laura, neighbour, Kate's disapproval, hero's anxiety); исторические ссылки (топики: research, Bruegel, Bruegel'spictures); побег Лауры и героя, авария (топики: hero's emotions, Laura, Buregel's lost picture). При этом определяется неразрывная связь между основными макроситуациями и ключевыми топиками. Каждая последующая макроситуация, приближающая события к кульминации, раскрывает прогрессирующую одержимость героя, его постепенное превращение из нудного книжного червя в красноречивого авантюриста.

Сравнение первых трёх наиболее часто встречающихся топиков: hero's emotions, Laura, research -со следующими тремя наиболее часто встречающимися топиками: neighbor, Kate's disapproval, hero's anxiety (таблица 2) - позволяет сделать вывод о том, что основные топики раскрываются ближе к середине произведения (см. график 2).

В данном графике ряд 1 - топики hero's emotions, Laura, research; ряд 2 - топики neighbor, Kate's disapproval, hero's anxiety; по горизонтали представлены 8 частей произведения, по вертика-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ли - суммы процентов первых трех и вторых трех наиболее часто использованных топиков. Темы, представленные рядом 1, начинают доминировать с четвертого раздела и сохраняют такую позицию до конца романа. Автор постепенно вводит основные топики, тогда как в первой трети произведения доминируют другие топики; таким образом, основная сюжетная линия начинает проявляться после первой трети романа.

Таким образом, анализ романа Майкла Фрейна «Одержимый» позволил сделать вывод о существовании коррелятивной связи между топикаль-ным ритмом и идеей, главной темой художественного произведения.

Библиографический список

1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 496 с.

2. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. - 2000. - № 4. - С. 56-67.

3. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. - М.: Высшая школа, 2000. - 160 с.

4. Гумовская Г.Н. Ритм прозаического текста: проблемы, поиски, решения // Сборник научных трудов. - Вып. 11. - М.: ИГУМО, 2008. - 148 с.

5. Петров С.В. Денотативная ситуация как конспект художественного текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. - 2008. - Т. 76. - №1. - С. 278-281.

6. MichaelFrayn. Headlong. - L.: Faber and Faber, 1999. - 394 p.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .(& № 5, 2014

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.