Научная статья на тему 'СВЯЗЬ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ДИАЛОГИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ'

СВЯЗЬ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ДИАЛОГИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самопрезентация / тактикисамопрезентации / диалогичность в межличностных отношениях / конструктивность отношений / самоценность отношений / self-presentation / tactics of self-presentation / dialogicity in interpersonal relationships / constructiveness of relationships / self-worth of relationships

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даукша Л.М.

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи тактик самопрезентации и диалогичности в межличностных отношениях учителей. Выявлена отрицательная связь между диалогичностью в межличностных отношениях и следующими тактиками самопрезентации учителей: оправдание с отрицанием ответственности, сообщение о своих достижениях, преувеличение своих достижений, запугивание, препятствование самому себе, негативная оценка других. Установлена положительная связь диалогичности учителя и тактиками самопрезентации: извинение, желание понравиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF SELF-PRESENTATION AND DIALOGICITY IN TEACHERS' INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

The article presents the results of an empirical study of the relationship between the tactics of self-presentation and dialogicity in the interpersonal relationships of teachers. A negative relationship has been revealed between dialogic interpersonal relationships and the following tactics of teachers' self-presentation: justification with denial of responsibility, reporting on their achievements, exaggerating their achievements, intimidation, hindering oneself, negative evaluation of others. A positive relationship has been established between the dialogic nature of the teacher and the tactics of self-presentation: an apology, a desire to please.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ДИАЛОГИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ»

СВЯЗЬ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ И ДИАЛОГИЧНОСТИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ

Даукша Л.М. (Беларусь, Гродно,ГрГУ им. Янки Купалы) dauksha_L@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи тактик самопрезентации и диалогичности в межличностных отношениях учителей. Выявлена отрицательная связь между диалогичностью в межличностных отношениях и следующими тактиками самопрезентации учителей: оправдание с отрицанием ответственности, сообщение о своих достижениях, преувеличение своих достижений, запугивание, препят-ствование самому себе, негативная оценка других. Установлена положительная связь диа-логичности учителя и тактиками самопрезентации: извинение, желание понравиться.

Ключевые слова: самопрезентация,тактикисамопрезентации, диалогичность в межличностных отношениях, конструктивность отношений, самоценность отношений.

THE CONNECTION OF SELF-PRESENTATION AND DIALOGICITY IN TEACHERS' INTERPERSONAL RELATIONSHIPS Dauksha L. M. (Belarus, Grodno, GrSUim. YankaKupala) dauksha_L@mail.ru

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the relationship between the tactics of self-presentation and dialogicity in the interpersonal relationships of teachers. A negative relationship has been revealed between dialogic interpersonal relationships and the following tactics of teachers' self-presentation: justification with denial of responsibility, reporting on their achievements, exaggerating their achievements, intimidation, hindering oneself, negative evaluation of others. A positive relationship has been established between the dialogic nature of the teacher and the tactics of self-presentation: an apology, a desire to please.

Keywords: self-presentation, tactics of self-presentation, dialogicity in interpersonal relationships, constructiveness of relationships, self-worth of relationships.

Проблема самопрезентации, формирования социально привлекательного образа учителя, несомненно, является актуальной и значимой. Действительно, учитель вовлечен в процесс профессионально-педагогического общения с учениками, родителями, коллегами, и от того каким образом, с помощью каких средств он презентирует себя другим, от того, какое впечатление складывается о нем у окружающих, во многом зависит успех его профессиональной деятельности.

Вслед за О.А. Пикулевой мы рассматриваем самопрезентацию личности как в различной мере осознаваемый, и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации (Пикулева, 2020). О.А. Пикулевойраскрыты механизмы, виды, средства, стратегии и тактики самопрезентации и представлены результаты изучения особенностей самопрезентации в связи с полом, возрастом, профессией, статусом, кросс-культурными, личностными и ситуационными факторами (Пикулева, 2020)

В отечественной психологии изучена самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте (Соколова-Бауш, 1999); осуществлен сравнительный анализ психологических особенностей лиц, успешных и неуспешных в опосредованной и непосредственной самопрезентации (Хороших, 2001); выявлены личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации (Федорова, 2007); проанализированы социально-психологические особенности самопрезентации военно-

служащих-женщин (Пономаренко, 2008). Самопрезентация личности учителя и ее связь с диалогичностью в общении не являлась предметом специального изучения.

Как известно, наиболее эффективным является диалогическое педагогическое общение, которое характеризуется низкой стереотипностью, более высокой когнитивной сложностью, выраженной рефлексией в понимании учеников; адекватным осознанием своего отношения к ученику, доминированием положительных и организующих педагогических воздействий (Кондратьева, 2003).

Целью нашего исследования являлось изучение связи самопрезентации личности и диалогичности межличностных отношений учителей. В качестве методов сбора эмпирического материала использовались:

1. «Шкала диалогичности межличностных отношений» (С.В. Духновского), диагностирующая самоценность отношений (Со), конструктивность отношений (Ко), диа-логичность отношений (До) (Духновский, 2009)

2. «Шкала измерения тактик самопрезентации» (С. Ли, Б. Куиглив адаптации О.А. Пикулевой), которая позволяет эмпирически изучить двенадцать самопрезентационных тактик (желание/старание понравиться, пример для подражания, приписывание себе достижений, преувеличение своих достижений, просьба/мольба, запугивание, негативная оценка других, оправдание с отрицанием ответственности, оправдание с принятием ответственности, отречение, препятствование самому себе, извинение) (Пикулева, 2010).

Выдвинутая гипотеза о связи самопрезентации личности и диалогичности межличностных отношений учителей проверялась в специальном эмпирическом исследовании, которое охватило выборку численностью 81 человек в возрасте от 25 до 58 лет (средний возраст 42 года), в том числе 9 мужчин и 72 женщины.

Диалогичность учителей в межличностных отношениях отрицательно коррелирует со следующими тактиками самопрезентации: «оправдание с отрицанием ответственности» (г = - 0,23, р < 0,05); «сообщение о своих достижениях» (г = - 0,38, р < 0,05); «преувеличение своих достижений» (г = - 0,41, р < 0,05); «запугивание» (г = - 0,42, р < 0,05); «препятствование самому себе» (г = - 0,26, р < 0,05); «негативная оценка других» (г = - 0,47, р < 0,05). Таким образом, выявлена наиболее сильная отрицательная связь между диалогич-ностью в межличностных отношениях и тактикой самопрезентаци учителей «негативная оценка других». Нами выявлена положительная корреляция между диалогичностью в межличностных отношениях и тактикой самопрезентации «извинение» (г= 0,46, р < 0,05), «желание понравиться» (г = 0,36, р < 0,05).

Как подчеркивает С. В. Духновский, диалогичность отношений - это характеристика, в которой реализуется стремление видеть и учитывать уникальность своего партнера, которая предполагает ценность и значимость отношений для взаимодействующих субъектов (Духновский, 2009). Нами установлено, что чем в большей степени учитель диалогически ориентирован, тем реже он использует вербальные заявления, отрицающие ответственность за негативные поступки или события; тем в меньшей степени он создает препятствия для собственного успеха. Диалогичный в межличностных отношениях учитель в меньшей степени убеждает других, что результаты его поведения более позитивны, чем они могут быть определены в действительности; в меньшей степени заостряет внимание на своих достижениях; не стремится демонстрировать себя как личность, которая несет угрозу и не характеризуется негативной оценкой других. Учителя с высоким уровнем диалогичности характеризуются признанием ответственности за любые обиды и вред, нанесенные другим; в большей степени они совершают действия и поступки для вызова симпатии к себе у окружающих.

На следующем этапе нашего исследования мы установили корреляции между конструктивностью в межличностных отношениях и различными тактиками самопрезентации учителей. Конструктивность учителя отрицательно коррелирует с «запугиванием» (г = -0,35, р < 0,05); «сообщением о своих достижениях» (г = - 0,27, р < 0,05); «преувеличением своих достижений» (г = - 0,33, р < 0,05); «негативной оценкой других» (г = - 0,38, р

<0,05). Выявлена положительная корреляция конструктивности в межличностных отношениях учителя и тактик самопрезентации: «извинение» (г = 0,29, р < 0,05); «желание понравиться» (г = 0,28, р < 0,05).

Конструктивность отношений является когнитивной стороной, а самоценность отношений - эмоциональной стороной диалогичности. По С. В. Духновскому конструктивность отношений заключается в стремлении достичь общие совместные цели, что предполагает свободное выражение мнений и позиций субъектами отношений, конфронтацию между ними и стиль взаимоотношений, который удовлетворяет субъектов и соответствует ситуации межличностного взаимодействия, с учетом статусно-ролевых особенностей друг друга (Духновский, 2009). Как показали наши эмпирические исследования, учитель с высоким уровнем конструктивности в межличностных отношениях не стремится запугивать других в самопрезентации, не акцентирует внимание собеседника на сообщениях о своих достижениях, не характеризуется преувеличение своих достижений и негативной оценкой других. Учитель, характеризующийся конструктивностью в межличностных отношениях, стремится понравиться субъектам взаимодействия и признает ответственность за любые обиды и вред, нанесенные другим.

Нами выявлена отрицательная связь самоценности в отношениях и следующих тактик самопрезентации учителей: «оправдание с отрицанием ответственности» (г = - 0,31, р < 0,05); «оправдание с принятием ответственности» (г = - 0,32, р < 0,05); «сообщение о своих достижениях» (г = - 0,36, р < 0,05); «преувеличение своих достижений» (г = - 0,35, р < 0,05); «запугивание» (г = - 0,36, р < 0,05); «препятствование самому себе» (г = - 0,29, р < 0,05); «негативная оценка других» (г = - 0,41, р < 0,05).

Самоценность отношений - это важность и значимость отношений для человека в силу их позитивного содержания. Самоценность отношений свойственна эмоционально зрелым, оптимистичным людям, готовым преодолевать препятствия. Мы установили, что учителя с высоким уровнем самоценности отношений в меньшей степени используют вербальные заявления, отрицающие ответственность за негативные поступки или события; в меньшей степени объясняют негативное поведение как оправданное и принимают ответственность за него; не создают препятствия для собственного успеха; не стремятся демонстрировать себя с позиций силы и запугивания. Чем выше уровень самоценности у учителей, тем меньше они заявляют об ответственности за позитивные достижения; тем меньше убеждают других, что результаты их поведения более позитивны, чем они могут быть определены в действительности; тем в меньшей степени они дают негативные оценки другим людям.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Диалогичность, конструктивность, самоценность отношений учителей прежде всего отрицательно связаны с такими тактиками самопрезентации как сообщение о своих достижениях, преувеличение своих достижений, запугивание, препятствование самому себе, негативная оценка других. Учителя с высоким уровнем диалогичности и конструктивности отношений чаще используют извинение и желание понравиться субъектам взаимодействия.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в работе психолога с учителями в учреждениях образования с целью формирования диалогичности педагогического общения через развитие самопрезентационного поведения учителей.

Литература

1. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.

2. Кондратьева С.В. Профессионализм в педагогическом общении / С.В. Кондратьева, П.А. Ковалевский, Б.П. Ковалев, Л.М. Даукша. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2003. 272 с.

3. ПикулеваО.А.Психологиясамопрезентации личности. М.: ИНФРА-М, 2020. 320 с.

4. Пикулёва О.А. Тактики самопрезентации / О.А. Пикулёва, В.А. Чикер // Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2010. С. 305-317.

5. Пономаренко И.В. Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин: автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 2008. 20 с.

6. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. 1999. №3. С. 132-139.

7. Федорова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации: автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 2007. 29 с.

8. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентацииавтореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 2001. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.