Научная статья на тему 'Связь регионов с иностранными инвесторами: коммуникативный аспект'

Связь регионов с иностранными инвесторами: коммуникативный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / REGION'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / DIRECT INVESTMENTS / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / FOREIGN INVESTMENTS / СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION SYSTEM / МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ ЛАССУЭЛА / LASSWELL COMMUNICATION MODEL / ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ / ELEMENTS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фадеева Алиса Юрьевна

Статья посвящена исследованию системы коммуникации между региональными органами власти и иностранными инвесторами. В основу анализа была положена классическая модель коммуникации Гарольда Лассуэла, результатом которого стало четкое определение каждого из элементов коммуникации, а также связей между ними. Это дает возможность управлять данной системой и строить ее наиболее эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN REGIONS AND FOREIGN INVESTORS: COMMUNICATIVE ASPECT

This article investigates the communication between regional administration and foreign investors. The classical communication model by Harold Dwight Lasswel was taken as basis for the analysis. The result of this study is a clear determination of communication elements, as well as how they relate to each other, therefore, it gives you the opportunity to manage this system and build it most effectively.

Текст научной работы на тему «Связь регионов с иностранными инвесторами: коммуникативный аспект»

Связь РЕГИОНОВ

С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТОРАМИ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

INTERACTION BETWEEN REGIONS AND FOREIGN INVESTORS: COMMUNICATIVE ASPECT

УДК 330.322

г*. ФАДЕЕВА Алиса Юрьевна

аспирантка Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Kallista89@ mail.ru

У

^ FADEEVA, Alisa Yurievna

^В Ш Post-graduate student of the Lomonosov Moscow State University, Kallista89@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена исследованию системы коммуникации между региональными органами власти и иностранными инвесторами. В основу анализа была положена классическая модель коммуникации Гарольда Лассуэла, результатом которого стало четкое определение каждого из элементов коммуникации, а также связей между ними. Это дает возможность управлять данной системой и строить ее наиболее эффективно.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, прямые инвестиции, привлечение иностранных инвестиций, система коммуникации, модель коммуникации Лассуэла, элементы коммуникации.

Abstract.

This article investigates the communication between regional administration and foreign investors. The classical communication model by Harold Dwight Lasswel was taken as basis for the analysis. The result of this study is a clear determination of communication elements, as well as how they relate to each other, therefore, it gives you the opportunity to manage this system and build it most effectively.

Key words: the region's investment attractiveness, direct investments, foreign investments, communication system, Lasswell communication model, elements of communication.

Ключевым элементом любого успешного бизнеса является профессионально построенная система коммуникации, которая во многом определяет эффективность взаимодействия экономических партнеров. Если же в качестве партнеров выступают региональные органы власти и иностранные инвесторы, то важность коммуникации становится крити-

ческой. И дело вовсе не в языковом барьере и различии культур, а в острой конкуренции между различными регионами за привлечение и установление партнерских отношений с потенциальными инвесторами.

Дело в том, что определение инвестиционной привлекательности региона уже давно выходит за рамки оценки таких базовых кри-

108

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2015

териев, как экономические, политические, социальные и другие показатели. Иностранные инвесторы все активнее отмечают в качестве важнейшего индикатора успешности сотрудничества с регионом возможность построения продуктивной коммуникации. В инвестиционном процессе, как и во многих других сферах бизнеса, своевременность, полнота и достоверность информации выходят на первый план. Обеспечить достижение этих характеристик способна только профессионально построенная система коммуникации.

В связи с этим понимание того, как грамотно строить и управлять системой коммуникации, становится крайне важным. Для этого необходимо определить, что же такое коммуникация, из каких элементов состоит ее система и как они связаны между собой.

Понятие «коммуникация» является крайне многогранным и динамичным, в силу чего выработалось множество подходов к его определению.

Наиболее простым и в то же время информативным является определение, предложенное С. В. Борисневым: «Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств» [1, с. 14].

Существует множество видов коммуникации, условно их можно разделить на два блока: межличностная и организационная. Поскольку при взаимодействии между государственными органами власти и иностранными инвесторами устанавливается организационный вид коммуникации, то именно он представляет наибольший интерес в рамках данной статьи.

Как следует из определения, коммуникация -это процесс, следовательно, как и любой процесс, она состоит из определенных элементов, образующих модель коммуникации.

На сегодняшний день разработано огромное количество моделей, объясняющих процесс коммуникации, но, как правило, все они соотносятся с одной из трех основополагающих моделей. Модель Лассуэлла, шумовая модель К. Шеннона и У. Уивера и социаль-

но-психологическая модель коммуникации Т. Ньюкомбо.

Первой и наиболее известной считается модель, предложенная в 1948 году известным американским политологом и социологом Гарольдом Лассуэлом в статье «The Structure and Function of Communication in Society». Как утверждает сам Г. Лассуэл, для того, чтобы описать процесс коммуникации, необходимо ответить на следующие пять вопросов:

• кто? (передает сообщение) - коммуникатор;

• что? (передается) - сообщение;

• как? (осуществляется передача) - канал;

• кому? (направлено сообщение) - аудитории;

• с каким эффектом? (эффективность сообщения) - результат [2].

Поскольку данная модель имеет статус классической в коммуникационной практике, то именно она была взята за основу при анализе элементов коммуникационного процесса между региональными органами власти и иностранными инвесторами в целях управления и оптимизации данного взаимодействия.

Начнем с определения Коммуникатора, то есть того, кто передает сообщение.

В данном случае в качестве Коммуникатора выступают органы региональной власти. И здесь важно понимать, что существуют органы власти, которые регулируют данный процесс, а есть те, которые вступают в непосредственное взаимодействие с иностранными инвесторами.

Что касается второй группы, то ее, как правило, составляют региональные агентства, которые относятся к исполнительным органам власти. Они создаются по инициативе Правительства РФ, либо главы субъекта. Основная цель таких агентств - улучшение инвестиционного климата в регионе и привлечение инвесторов.

Чтобы лучше понять специфику их работы, рассмотрим несколько примеров.

В Калужской области в 2000 году по инициативе правительства области было учреждено агентство регионального развития области (Агентство), а, начиная с 2009 года, агентство является государственным автономным

учреждением и функционирует в структуре министерства экономического развития Калужской области.

Миссией Агентства является создание благоприятного климата для привлечения инвесторов. Именно Агентство регионального развития является основной структурой, обеспечивающей взаимодействие с инвесторами на всех стадиях инвестиционного процесса [3].

Для развития инвестиционной среды в Республике Татарстан было создано Агентство инвестиционного развития. Приоритетными задачами для Агентства являются: генерирование инвестиций, сопровождение и реализация инвестиционных проектов, формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региона, государственно-частное партнерство [4].

Агентство инвестиционного развития Ростовской области было основано в 2004 году и считается одним из первых агентств данного профиля в России, по итогам 2007 года его признали лучшим. В качестве приоритетной задачи Агентство обозначило привлечение новых инвесторов и инвестиций в регион [5].

Подобные агентства созданы во многих других регионах, таких как Астраханская, Челябинская, Новосибирская область, Удмуртская республика и т. д.

В некоторых субъектах создают не агентства, а так называемые советы по инвестициям.

Подобный совет функционирует на территории Свердловской области. Задачами совета являются: улучшение инвестиционного климата в регионе, создание условий для проведения политики эффективного размещения производительных сил в области, обеспечение взаимодействия органов власти различного уровня, специализированных организаций и предпринимателей, участвующих в инвестиционных процессах, взаимодействие с губернатором Свердловской области по вопросам повышения инвестиционной привлекательности региона, а также развитию государственно-частного партнерства [6].

Как видно из обозначенных задач, несмотря на различие в названиях, и агентства, и советы выполняют одни и те же функции.

Таким образом, в качестве коммуникатора в коммуникационном процессе между региональными органами власти и иностранными инвесторами выступают агентства по инвестиционному развитию, советы по инвестициям либо другие специально созданные организации, основная цель которых заключается в улучшении инвестиционного климата, привлечении инвесторов и непосредственной работы с ними на протяжении всего цикла взаимодействия.

Теперь необходимо перейти к определению того, кому направлено сообщение - аудитории. В данном случае в качестве аудитории выступают иностранные инвесторы.

В соответствии с Федеральным законом об иностранных инвестициях иностранным инвестором признается:

• иностранное юридическое лицо;

• иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом;

• иностранный гражданин;

• лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации;

• международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

• иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

При этом гражданская правоспособность (дееспособность) иностранного инвестора определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации [7].

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным признакам, однако, с точки зрения взаимодействия с инвесторами, наиболее показательным будет деление иностранных инвестиций на прямые; портфельные и прочие.

Как известно, только прямые иностранные инвестиции предполагают непосредственное

110

петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2015

участие инвестора в процессе управления, следовательно, будем рассматривать именно этот тип инвесторов и инвестиций.

Кроме того, прямые инвестиции имеют ряд существенных преимуществ:

• долгосрочный и стабильный характер;

• высокий объем вложений;

• возможность контролировать или принимать участие в управлении объектом инвестирования со стороны инвестора;

• трансфер технологий производства и новых методов управления;

• повышение квалификации местной рабочей силы и т. д.

Именно из-за высокой значимости прямых иностранных инвестиций для успешного и прогрессивного развития региона их привлечение стало одним из критериев оценки эффективности деятельности региональных властей в России.

Осуществление прямых иностранных инвестиций возможно различными способами, основными из которых являются:

1. Организация новой компании за границей, полностью принадлежащей иностранному инвестору.

2. Приобретение существующих организаций за рубежом.

3. Учреждение совместных компаний с различной долей иностранной собственности.

Таким образом, в модели коммуникации элемент «Кому?» представлен иностранными инвесторами, которые ориентированы на взаимодействие посредством прямых инвестиций. При этом им доступны три основных метода реализации прямых инвестиций: учреждение новой компании, покупка существующих либо создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия.

Следующий элемент Сообщение передается от региональных органов власти иностранным инвесторам, и его содержание напрямую зависит от стадии взаимодействия между субъектами.

Попробуем разграничить стадии взаимодействия региональных органов власти и иностранных инвесторов, а также определить, какие особенности свойственны каждой из них.

Первая стадия

Иностранный инвестор принял решение о необходимости организовать бизнес за границей посредством прямых инвестиций на определенных условиях. Конкретная страна и субъект еще не определены, оценка и отбор регионов еще не производились. Органы региональной власти знают о решении иностранного инвестора, их устраивают условия, на которых инвестор готов сотрудничать, есть твердое намерение привлечь данного инвестора в регион для осуществления проекта.

Вторая стадия

Инвестор ознакомился с возможностями и условиями различных регионов в различных странах. После чего сократил список потенциальных партнеров, оставив только самых подходящих, среди которых есть российский регион. Окончательное решение по выбору партнера еще не принято.

Третья стадия

Инвестор принял решение о выборе региона - партнера. Заключены необходимые соглашения, которые определяют условия сотрудничества. Инвестор приступает к реализации проекта, то есть непосредственной реализации прямых инвестиций одним из трех вышеописанных способов.

Четвертая стадия

Иностранный инвестор прекращает деятельность в данном регионе. Бизнес либо ликвидируется, либо переходит под управление экономических агентов - резидентов.

Таким образом, можно перейти к анализу элемента Сообщение на различных стадиях коммуникационного процесса.

На первой стадии взаимодействия задача региональных властей состоит в том, чтобы сообщить иностранным инвесторам о существовании данного региона как потенциального партнера в инвестиционном процессе и дать краткую характеристику того, почему данный субъект подходит для реализации инвестиционного проекта. Здесь крайне важно не только предоставить необходимую информацию о регионе, но и продемонстрировать открытость и желание сотрудничать.

Поскольку выбор региона для сотрудничества представляет собой довольно длительный

процесс (кроме случаев, когда субъект должен обладать какой-то уникальной характеристикой, которая не присуща другим регионам либо представлена в гораздо меньшем объеме или уровне качества), то основная цель взаимодействия на данной стадии - войти в список потенциальных партнеров.

Специфика второй стадии заключается в том, что иностранный инвестор определил для себя несколько наиболее подходящих регионов и теперь стоит перед выбором, кого из них утвердить в качестве окончательного партнера. Инвесторы сравнивают различные характеристики субъектов, которые могут повлиять на реализацию и успешное функционирование бизнеса. Взвешивают возможности и угрозы, которые присущи каждому региону, оценивают потенциал развития. На данном этапе главная цель региона - проявить себя как наиболее подходящего для сотрудничества. Это не значит, что необходимо фальсифицировать данные, если они менее презентабельны, чем у регионов-конкурентов. Скорее, необходимо определить, какие из критериев являются ключевыми для иностранного инвестора и оперировать исключительно этими данными. Если же по определенным показателям регион проигрывает своим конкурентам, то можно использовать сравнение не с конкурирующими субъектами, а с собственными прошлыми показателями, подчеркивая положительную динамику. Содержание Сообщения должно убедить инвесторов в том, что данный регион является лучшей альтернативой из возможных и определить выбор в его пользу.

На третьей стадии отношения между инвестором и регионом уже характеризуются как партнерские. Однако наиболее распространенной и грубой ошибкой считается прекращение активного взаимодействия с инвестором. Некоторые представители региональной власти убеждены в том, что их основная задача заключается в привлечении инвесторов, забывая, что не получив необходимого уровня взаимодействия, даже привлеченные инвесторы могут отказаться от сотрудничества и свернуть проект. На этой стадии инвесторы как никогда нуждаются в качественной коммуникации с региональными органами

власти, поскольку именно они представляют для них основной источник информации. Иностранные инвесторы должны чувствовать поддержку и внимание со стороны представителей власти. Поэтому основной посыл со стороны региональных органов должен заключаться в том, что иностранный инвестор может обратиться к ним по любым вопросам, в любое время. Также необходимо продемонстрировать, что данный проект важен на всех уровнях региональной власти, в том числе для главы региона. Ощущение поддержки со стороны главы субъекта, безусловно, скажется благоприятным образом на общем впечатлении от сотрудничества с регионом.

Четвертая стадия характеризуется тем, что инвестор больше не осуществляет бизнес на территории данного региона. Подобный результат не всегда является следствием негативного опыта работы в субъекте. Зачастую инвестиционный проект имеет определенные сроки и цели, по достижении которых инвестор уходит из региона. Однако бывают ситуации, при которых инвестор сталкивается с некоторыми сложностями, которые вынуждают его либо закрыть бизнес, либо продать. В любом случае процесс взаимодействия с инвестором не должен прекращаться. При этом содержание Сообщения будет разным. В случае ухода инвестора из-за негативного опыта важно сохранять с ним взаимодействие для того, чтобы информировать о тех улучшениях, которые удалось достичь, тем самым демонстрируя не только постоянную работу над совершенствованием условий для инвесторов, но и важность данного инвестора как партнера. Во втором случае важно ком-муницировать с инвестором для того, чтобы оставаться в поле его зрения на случай нового проекта, а также использовать преимущества «сарафанного радио», когда инвестор, имевший положительный опыт работы с регионом, сообщает об этом другим инвесторам.

Несмотря на то, что процесс коммуникации с инвесторами делится на несколько стадий и представляет собой отдельные интеракции, существует так называемый общий посыл Сообщения, который выражается в идее того, что региональные власти готовы приложить

все возможные усилия для того, чтобы сделать сотрудничество максимально выгодным и эффективным для обеих сторон.

Следующий элемент модели Канал можно определить, как реальную или воображаемую линию связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуникатора к реципиенту.

При взаимодействии с инвесторами используются различные каналы коммуникации. Можно представить их следующим образом.

Передача сообщения в устной форме

В данном случае происходит непосредственное общение с инвестором «с глазу на глаз». То есть региональные власти передают сообщение в устной форме, находясь в непосредственном контакте с инвестором. Такой канал коммуникации возможен в случае, если инвестор и региональные власти договорятся о личной встрече, либо посредством организации групповых семинаров и форумов, на которых будут присутствовать обе стороны.

Передача сообщения в документальной форме

Это может быть напечатанный текст либо различного рода напечатанные изображения (графики, рисунки, чертежи, схемы, фотографии и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передача сообщения в электронном виде

Передать информацию в электронном виде можно двумя способами: посредством электронных носителей информации либо используя Интернет. К электронным носителям относят носители для однократной или многократной записи электронным способом: CD-ROM, DVD-ROM, полупроводниковые (флеш-память и т. п.), дискеты. Такой способ передачи информации имеет значительное преимущество перед документальным по объему и уровню сохранности информации. Кроме того, помимо текстовой информации и изображения, посредством электронных носителей можно передать информацию в аудио и видеоформатах.

Что касается передач информации через Интернет, то это один самых современных и популярных каналов передачи сообщения, поскольку он стирает границы пространства, позволяя коммуникатору вступать во взаи-

модействие с аудиторией даже на огромном расстоянии. Существуют различные способы взаимодействия через Интернет, такие как: электронная почта, системы мгновенного обмена сообщениями, взаимодействие через сайт инвестора (например, на сайте инвестора можно оставить заявку о том, что данный регион заинтересован в сотрудничестве) и другие.

Интернет-технологии связи находятся в постоянном развитии, в силу чего регулярно появляются новые способы взаимодействия.

Передача сообщения в устной форме на расстоянии

Особенность данного канала заключается в том, что, с одной стороны, региональные власти и инвесторы находятся на удаленном расстоянии друг от друга, с другой стороны, современные средства связи позволяют им коммуницировать в режиме реального времени. К таким средствам можно отнести телефон, аудиосвязь и видеосвязь. В отличие от передачи информации в электронном виде, данный канал коммуникации является более интерактивным, поскольку можно мгновенно отследить реакцию на сообщение и получить ответ.

Таким образом, можно выделить четыре основных канала коммуникации между региональными органами власти и иностранным инвестором: передача сообщения в устной форме, передача сообщения в документальной форме, передача сообщения в электронном виде, передача сообщения в устной форме на расстоянии. При выборе канала необходимо учитывать обстоятельства и характер передаваемого сообщения.

Последний элемент коммуникационной модели необходим для того, чтобы определить, каких результатов удалось достичь по итогам взаимодействия. Оценка результата напрямую зависит от поставленной цели.

Безусловно, цель каждой конкретной коммуникации будет своя, однако всегда есть основополагающая идея - то, ради чего региональные власти вступают во взаимодействие с иностранными инвесторами. Для того чтобы определить эту цель, обратимся к тем задачам, которые ставят перед собой региональные

инвестиционные агентства, поскольку они создаются и функционируют исключительно для осуществления данной деятельности.

Так, например, цель агентства регионального развития Калужской области - привлечение инвестиций в экономику Калужской области [8]. Целью создания Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан является сопровождение и реализация инвестиционных и бизнес-проектов в республике [9]. Приоритетной задачей для Агентства инвестиционного развития Ростовской области является привлечение в регион новых инвестиций и инвесторов [10]. Основная цель агентства по инвестиционному развитию Удмуртской области определена как привлечение инвестиций в регион, устранение административных барьеров, формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики [11]. Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики было создано с целью содействия развитию инвестиционных процессов на территории республики и продвижения ее инвестиционной привлекательности [12].

Резюмируя описанные выше примеры, можно сделать вывод о том, что главной целью функционирования данных агентств является привлечение инвесторов на долгосрочной основе и повышение инвестиционной привлекательности региона.

Однако наряду с общей целью коммуникации можно выделить цели на каждой из стадий взаимодействия, что позволит получать оперативную информацию о промежуточных результатах коммуникации.

Так, на первой стадии цель агентства состоит в том, чтобы заинтересовать инвесторов в возможности сотрудничества и войти в список потенциальных партнеров. Соответственно, результат определяется тем, вошел регион в список потенциальных партнеров или нет. На второй стадии основная задача сводится к тому, чтобы стать официальным партнером для инвестора, при этом результативность подобных действий довольна очевидна. Активность третьей стадии характеризуется степенью удовлетворенности инвесторов от поддержки и помощи со стороны региональ-

ных властей во время реализации проекта. При этом результаты третьей стадии определяют стратегию поведения во время четвертой стадии, когда в случае положительного опыта сотрудничества цель агентства заключается в том, чтобы оставаться в постоянном близком взаимодействии с инвесторами, стимулировать к возобновлению сотрудничества. В случае отрицательного опыта сотрудничества - смягчить негативное отношение, убедить в возможности дальнейшего успешного сотрудничества

Таким образом, результат коммуникации определяется достижением поставленной цели. Основополагающей целью взаимодействия для агентств инвестиционного развития регионов является привлечение инвесторов на долгосрочной основе и повышение инвестиционной привлекательности региона. При этом помимо основной цели коммуникаторы должны осознавать стоящие перед ними задачи на каждой стадии взаимодействия, чтобы оценивать эффективность своей работы оперативно, корректируя стратегию коммуникации в случае необходимости.

Итоговые результаты анализа автором элементов коммуникации между региональными органами власти и иностранными инвесторами по модели Лассуэла представлены в таблице.

Таким образом, в статье был исследован один из важнейших факторов инвестиционной привлекательности региона - система коммуникации. Для анализа данного фактора была использована классическая модель коммуникации, предложенная Г. Лассуэлом, которая включает пять элементов (Коммуникатор, Аудитория, Сообщение, Канал, Результат).

Каждый из элементов был исследован в рамках системы взаимодействия между региональными органами власти и иностранными инвесторами. По результатам удалось определить, что в качестве Коммуникатора выступают агентства инвестиционного развития регионов, а в роли Аудитории - прямые иностранные инвесторы. При этом для анализа таких элементов, как Сообщение и Результат, необходимо было разграничить процесс коммуникации на отдельные стадии. В результате удалось выде-

Элементы коммуникации между региональными агентствами и прямыми иностранными инвесторами по модели Лассуэла [13]

Коммуникатор Региональные агентства инвестиционного развития Стадии Сообщение Канал Результат Аудитория Прямые иностранные инвесторы

1 Наш регион заинтересован в сотрудничестве и обладает рядом подходящих характеристик для данного проекта Передача сообщения в устной форме Передача сообщения в документальной форме Передача сообщения в электронном виде Передача сообщения в устной форме на расстоянии Регион вошел/не вошел в список потенциальных партнеров

2 Наш регион является наиболее подходящим партнером для сотрудничества Регион стал/не стал партнером

3 Мы готовы помогать по любым вопросам в любое время Инвесторы довольны/недовольны уровнем поддержки

4 Мы крайне заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве по новым проектам Инвесторы рассматривают/не рассматривают регион как потенциального партнера для будущего сотрудничества

Основная идея Мы готовы приложить все возможные усилия для того, чтобы сделать сотрудничество максимально выгодным и эффективным для обеих сторон Выбрать наиболее подходящий канал для каждой коммуникационной итерации Привлекли/не привлекали инвесторов на долгосрочной основе, повысили/ не повысили инвестиционную привлекательность региона

лить четыре стадии взаимодействия, для каждой из которой формируется свое Сообщение и существует своя система оценки Результата. Что касается Каналов передачи сообщения, то все они делятся на четыре вида, среди которых самым сильным по воздействию является передача сообщения в устной форме.

Результатом проведенного исследования является четкое определение того, что представляет собой система коммуникации и каждый из ее элементов, а также как они связаны между собой, следовательно, это дает возмож-

ность управлять данной системой и строить ее наиболее эффективно.

Необходимо также подчеркнуть, что несмотря на признание модели Г. Лассуэла классической, она не включает в себя ряд элементов, которые также играют важную роль в процессе коммуникации (барьеры, посредники и т. д.), в том числе при взаимодействии между агентствами инвестиционного развития регионов и иностранными инвесторами. В связи с этим данные аспекты нуждаются в дальнейшем исследовании.

Список литературы

1. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 270 с.

2. Lasswell, Harold (1948). Bryson, L., ed. The Structure and Function of Communication in Society. The Communication of Ideas. New York: Institute for Religious and Social Studies. P. 117.

3. Сайт агентства регионального развития Калужской области URL: http://www.arrko. ru/ob-agentstve/glavnoe1/ (дата обращения: 26.06.2015).

4. Сайт агентства инвестиционного развития Республики Татарстан. URL: http:// tida.tatarstan.ru/rus/about.htm (дата обращения: 26.06.2015).

5. Сайт агентства инвестиционного развития Ростовской области. URL: http://www. ipa-don.ru/agency/about (дата обращения: 27.06.2015).

6. Указ губернатора Свердловской области «О Совете по инвестициям в Свердловской области» от 28.03.2012 № 180-УГ.

7. ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999).

8. Сайт агентства регионального развития Калужской области. URL: http://www. arrko.ru/ob-agentstve/glavnoe1/ (дата обращения: 26.06.2015).

9. Сайт агентства инвестиционного развития Республики Татарстан. URL: http:// tida.tatarstan.ru/rus/about.htm (дата обращения: 26.06.2015).

10. Сайт агентства инвестиционного развития Ростовской области. URL: http://www. ipa-don.ru/agency/about (дата обращения: 3.07.2015).

11. Сайт агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики. URL: http:// www.udminvest.ru/air/ (дата обращения: 20.06.2015).

12. Сайт агентства инвестиций и развития Кабардино- Балкарской Республики. URL: http://airkbr.com/agenstvo/ob-agentstve (дата обращения: 14.06.2015).

петербургским экономическим журнал • № 4

2015

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.