научно-методический электронный журнал ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - ART 13151. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13151.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
Новикова Ксения Андреевна,
студентка IV курса факультета психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров пузИа1907@уапЬех.ги
Касимова Светлана Геннадиевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров entrance@vshu.kirov.ru
Аннотация. В статье рассматривается связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости личности. Эмпирическое исследование, проведенное на выборке студентов, показало, что между различными параметрами позитивного мышления, смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов имеются положительные корреляции.
Ключевые слова: позитивное мышление, оптимизм, смысложизненные ориентации, осмысленность жизни, жизнестойкость.
Большинство жизненных ситуаций имеют как позитивные, так и негативные стороны. Позитивное мышление помогает человеку адаптироваться к реальности и её трудностям. Ценность оптимистического взгляда на жизнь никогда не подвергалась сомнению, но лишь сравнительно недавно оптимизм стал предметом научных исследований [1].
Исследователи уделяют значительно больше внимания негативным аспектам функционирования человека, чем позитивным. Проблема оптимизма стала остро актуальной в последние десятилетия, когда распространение депрессии приняло характер эпидемии [2]. В последнее десятилетия в рамках позитивной психологии стала интенсивно разрабатываться проблематика позитивного мышления. Позитивное мышление определяется как «специфический вид мышления, характеризующийся положительной эмоциональной окраской, стремлением решить проблему». Основным признаком такого вида мышления, как указывает Л. С. Колмогорова, являются позитивные установки в анализе ситуации, в планировании предстоящих действий, в осмыслении собственной жизни, когда мыслительная работа по интерпретации того или иного события приводит к положительной эмоции или к изменению знака эмоции - с отрицательного на положительный [3].
Попытки понять смысл и содержание позитивного мышления предпринимались и предпринимаются как в зарубежной (Д. Джампольски, М. Джеймс, Дж. Капрара, К. Петерсон, М. Селигман и др.), так и в отечественной науке (Т. О. Гордеева, И. В. Дубровина, А. И. Захаров, В. Леви, Е. Н. Осин, С. Л. Рубинштейн и др.).
Исследования психологов, направленные на изучение позитивного мышления, обнаружили множество преимуществ оптимистичного взгляда на жизнь. Оптимисты лучше адаптируются к негативным ситуациям. Оптимизм благоприятствует целенаправленному решению проблем, чувству юмора, планам на будущее, позитивной переинтерпретации и принятию ситуации, если та не поддается контролю. Таким образом, когда речь идет о преодолении трудностей, у оптимистов есть преимущества. Следует заметить, что оптимисты не склонны отрицать существование проблемы, в
Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
научно-методический электронный журнал ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - ART 13151. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13151.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
то время как пессимисты часто стараются дистанцироваться от нее. Оптимисты прилагают больше усилий для достижения цели и не склонны сдаваться, полагая, что с ситуацией можно успешно справиться тем или иным способом. Оптимисты ведут более здоровый образ жизни и находятся в лучшей физической форме, чем пессимисты. Оптимисты демонстрируют и большую производительность труда [4]. Позитивное мышление дает человеку жизнерадостное мироощущение, способность воспринимать, аккумулировать и распространять положительные мысли и эмоции. Радость обостряет восприимчивость человека к миру, позволяет восхищаться и наслаждаться им. Оптимистичный человек видит мир в его красоте и гармонии, ощущает сопричастность к окружающей действительности [5].
Позитивное мышление и уверенность в собственный успех создают положительный настрой, что представляется существенным этапом самоопределения человека, а одним из важнейших результатов самоопределения личности является нахождение смысла жизни.
А. А. Бодалев под смыслом жизни понимает отраженную в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимую для него и превратившуюся в главный регулятор его поведения какую-то ценность, ставшую его собственной, самой большой ценностью [6].
В ряде работ (В. Э. Чудновский, Д. А. Леонтьев, Г. В. Акопов, А. В. Горбачева, З. К. Голышева) понятие смысла жизни отождествляется с понятием смысложизненных ориентаций. При этом Д. А. Леонтьев раскрывает содержание данного феномена следующим образом. По мнению Д. А. Леонтьева смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей - ценностей [6].
Смысложизненный выбор у каждого индивидуален, скопировать с кого-то и построить жизнь по чужому сценарию невозможно: смысл жизни должен быть осознан, определен, намечен самим индивидом. Смысложизненная ориентация - это основной стержень убеждений человека, его принципов, целей, который является импульсом, толчком всей жизнедеятельности, вне зависимости от мировоззренческих установок. Смысложизненный выбор - это стратегическая линия, проходящая через всю жизнь человека, подчиняющая его поступки и поведение, и отклонение от нее или ее потеря могут привести к внутренним конфликтам индивида или к нравственной, а то и физической гибели [7].
Смысложизненные ориентации рассматриваются как многоуровневая психическая система с шестью подсистемами: осмысленность жизни, эмоциональная насыщенность жизни или процесс, определенность будущего или цели жизни, удовлетворенность самореализацией или результат, вера в управляемость жизни или локус контроля-Жизнь, способность управлять событиями собственной жизни или локус «контроля-Я [8].
Наряду с оптимизмом, успешное противостояние личности стрессовым ситуациям, чувство опоры и уверенность в себе и своих силах обеспечивает такая личностная переменная как жизнестойкость.
Жизнестойкость в психологии понимается как способность нормально функционировать и развиваться, несмотря на явно неблагоприятные условия. В переводах иногда данное понятие синонимично термину «жизнеспособность». Жизнеспособные
пи пи
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
КОНТ ТЕПТ
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - АКТ 13151. - 0,5 п. л. - 1т: Ь|Нр://е-
научно-методический электронный журнал issN^Sofllox^"1' “ Г°С' Р8Г' ЭЛ №Ф°
ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07 ’
дети справляются с опасной средой благодаря твердой уверенности в своих силах, навыком преодоления трудностей и умению избегать опасных ситуаций, они способны противостоять подстерегающим их бедам или оправляться от них [9].
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром и включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Жизнестойкость, как и оптимизм, придает личности уверенность в себе, обеспечивает чувство опоры. С другой стороны, эффективное совладание со стрессовыми обстоятельствами предполагает их адекватную оценку, с чем выраженный оптимизм может рассогласовываться [10].
Целью исследования явилось изучение и анализ взаимосвязи позитивного мышления со смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов. Гипотеза исследования, сформулированная на основе работ Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева, состояла в предположении о том, что позитивное мышление взаимосвязано со смысложизненными ориентациями и жизнестойкостью у студентов, чем выраженнее позитивное мышление, тем более выраженными и осозознанными будут смысложизненные ориентации и жизнестойкость у студентов.
Методы исследования: опросник стиля объяснения успехов и неудач для взрослых (СТОУН-В) Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина и В. Ю. Шевяховой; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой. Для математической обработки данных применялись коэффициент ранговой корреляции Спирмена; непараметрический ^-критерий Манна-Уитни; непараметрический Н-критерий Крускала Уолиса; обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS версия 14.0.
В качестве респондентов выступили студенты факультета психологии I-III курсов ВятГГУ (N = 82) в возрасте от 16 до 2l года, в том числе 1б юношей и 66 девушек.
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе был проведен анализ особенностей выраженности позитивного мышления у студентов. Результаты представлены в табл. 1.
По результатам проведенного сравнительного анализа выраженности показателей оптимистического атрибутивного стиля, между студентами I, II, III курсов психологического факультета (непараметрический Н-критерий Крускала-Уоллиса, можно заметить, что студенты I-III курсов не имеют существенных различий по всем исследуемым показателям позитивного мышления.
Таблица 1
Нормы по опроснику СТОУН-В
Показатель Средние значения Достоверность различий
I курс II курс III курс
Параметр стабильности 61,88 60,63 63,71 p < 0,244
Параметр глобальности 67,88 72,88 73,10 p < 0,150
Параметр контроля 80,00 70,88 76 p < 0,082
Общий показатель оптимизма 209,47 204,38 212,81 p < 0,309
Оптимизм в ситуации успеха 90,47 88,88 95,26 p < 0,232
Оптимизм в ситуации неудачи 119,00 115,50 117,55 p < 0,634
Оптимизм в сфере достижений 122,59 118,50 125,93 p < 0,185
Оптимизм в межличностной сфере 86,88 85,88 86,88 p < 0,833
Для более качественного анализа была применена стратегия попарного сравнения данных, а именно результатов I и II курсов, I и III курсов, II и III курсов факультета психологии. Результаты представлены в табл. 2.
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
КОНТ ТЕПТ
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - ART 13151. - 0,5 п. л. - URL: http://e
научно-методический, электронный журнал кддщ^з/^гзо^гох^™. Г°с. ^ Эл № ФС 77 ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07 . ' .
Таблица 2
Результаты попарного сравнительного анализа выраженности показателей позитивного мышления у студентов 1-111 курсов (непараметрический ^-критерий Манна - Уитни)
Показатели I и II курс I и III курс II и III курс
U -эмп. Достовер- ность различий U -эмп. Достовер- ность различий U -эмп. Достовер- ность различий
Параметр стабильности 172 p < 0,396 331 p < 0,765 364 p < 0,081
Параметр глобальности 142 p < 0,100 241 p < 0,066 479 p < 0,854
Параметр контроля 129 p < 0,046 281 p < 0,249 374 p < 0,107
Общий показатель оптимизма 173 p < 0,404 344 p < 0,932 375 p < 0,110
Оптимизм в ситуации успеха 195 p < 0,801 292 p < 0,330 369 p < 0,094
Оптимизм в ситуации неудачи 167 p < 0,327 313 p < 0,544 459 p < 0,649
Оптимизм в сфере достижений 174 p < 0,427 334 p < 0,798 347 p < 0,049
Оптимизм в межличностной сфере 182 p < 0,559 348 p < 0,993 455 p < 0,615
Было выявлено, что студенты I и II курсов различаются только по сформированное™ контроля (среднее арифметическое значение соответственно равно 80,00 и 70,88). Причем у студентов - первокурсников контроль в начале учебного года значительно выраженнее; между студентами II и III курсов существенные различия были выявлены по параметру оптимизм в сфере достижений, причем среднее арифметическое значение у студентов III курса (125,93) по данному параметру выше, чем у студентов II курса (118,50). Между студентами I и III курса существенных различий не выявлено ни по одному из показателей.
Полученные данные позволили выделить три уровня выраженности отдельных показателей оптимизма у студентов (низкий, средний и высокий) и рассчитать процентные соотношения этих уровней по каждой из шкал (табл. 3).
Таблица 3
Выраженность позитивного мышления (стиля объяснения успехов и неудач) у студентов
Шкала Уровень выраженности показателей оптимизма, %
Низкий Средний Высокий
Общий показатель оптимизма 14,6 72,0 13,4
Параметр стабильности 15,9 69,5 14,6
Параметр глобальности 18,3 64,6 17,1
Параметр контроля 12,2 74,4 13,4
Оптимизм в ситуации успеха 9,8 70,7 19,5
Оптимизм в ситуации неудачи 14,6 70,8 14,6
Оптимизм в ситуациях достижения 12,2 72,0 15,8
Оптимизм в межличностных ситуациях 17,1 65,8 17,1
ГУ /j ги
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
КОНТ ТЕПТ
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - АКТ 13151. - 0,5 п. л. - 1т: Ь|Нр://е-
научно-методический электронный журнал issN^Sofllox^"1' “ Г°С' Р8Г' ЭЛ №Ф°
ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07 ’
Проанализировав выраженность позитивного мышления по различным шкалам, можно отметить, что наиболее ярко выраженным параметром позитивного мышления является «оптимизм в ситуациях успеха», т. к. у большей части респондентов (90,2%) данный параметр имеет средний и высокий уровень выраженности. Также ярко выраженными параметрами оказались «оптимизм в ситуациях достижения» и параметр контроля, связанные с восприятием успехов и результатов деятельности, т. к. высокий и средний уровень выраженности эти параметры имеют у 87,8% респондентов. «Общий показатель оптимизма» имеет среднюю степень проявления, так как у достаточно большой части респондентов этот показатель определяется как средне и сильно выраженным (85,4% респондентов).
Второй этап эмпирического исследования представлял собой анализ особенностей выраженности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов. Были получены следующие данные (табл. 4).
Таблица 4
Средние по тесту смысложизненных ориентаций и методике для изучения жизенстойкости личности
Показатель Средние значения Достоверность различий
I курс II курс III курс
Осмысленность жизни 103,47 108,17 103,93 p < 0,602
Цели 32,94 32,54 32,07 p < 0,685
Процесс 29,65 32,38 31,19 p < 0,541
Результат 25,24 26,67 26 p < 0,803
Локус контроля - Я 21 22,50 21,26 p < 0,479
Локус контроля - жизнь 31,94 32,29 31,48 p < 0,648
Вовлеченность 36,06 37,92 34,90 p < 0,549
Контроль 32,06 31,04 29,38 p < 0,688
Риск 19,59 19,71 17,33 p < 0,146
Жизнестойкость 87,70 89,08 81,64 p < 0,393
По результатам проведенного сравнительного анализа выраженности показателей смысложизненных ориентаций и жизнестойкости, между студентами I, II, III курсов психологического факультета (непараметрический Н-критерий Крускала Уол-иса), можно заметить, что студенты ММ курсов также не имеют существенных различий по всем исследуемым показателям.
Полученные данные позволили выделить три уровня выраженности отдельных показателей смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов (низкий, средний и высокий) и рассчитать процентные соотношения этих уровней по каждой из шкал (табл. 5).
Проанализировав выраженность отдельных показателей осмысленности жизни можно сказать, что наиболее ярко выраженным параметром смысложизненных ориентаций является «локус контроля - Жизнь», так как высокий и средний уровень выраженности проявляется у 90,2% респондентов. Высокие баллы по данному параметру свидетельствует об убеждении о том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Проанализировав данные о параметрах жизнестойкости, можно отметить, что наиболее ярко выраженными являются параметры «принятие риска» и «вовлеченность», высокий и средний уровень выраженности выявлено у 86,6% испытуемых. В соответствии с этим, можно утверждать, что данным испытуемым характерна убежденность о том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
КОНТ ТЕПТ
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - ART 13151. - 0,5 п. л. - URL: http://e
научно-методический, электронный журнал кддщ^з/^гзо^гох^™. Г°с. ^ Эл № ФС 77 ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07 ’
Таблица 5
Выраженность смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов
Шкала Уровень выраженности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости, %
Низкий Средний Высокий
Осмысленность жизни 11,0 74,4 14,6
Цели 12,2 72,0 15,8
Процесс 11,0 72,0 17,0
Результат 12,2 74,4 13,4
Локус контроля - Я 11,0 76,8 12,2
Локус контроля - жизнь 9,8 73,1 17,1
Жизнестойкость 14,6 65,9 14,6
Контроль 20,7 59,8 19,5
Риск 13,4 74,4 12,2
Вовлеченность 13,4 70,7 15,9
знаний, извлекаемых из опыта - неважно, позитивного или негативного, а вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.
Третий этап эмпирического исследования был нацелен на выявление наличия и характера взаимосвязей между показателями оптимизма, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов.
При анализе связей общего показателя оптимизма с его параметрами, параметрами смысложизненных ориентаций и жизнестойкости были получены множественные положительные корреляции (табл. 6), что свидетельствует о существовании значимых связей между исследуемыми параметрами.
Таблица 6
Корреляции общего показателя оптимизма у студентов
Показатели з Спирмена Уровень значимости
Оптимизм в ситуациях достижения 0,927 p < 0,01
Оптимизм в межличностных ситуациях 0,856 p < 0,01
Оптимизм в ситуации неудачи 0,828 p < 0,01
Оптимизм в ситуациях успеха 0,795 p < 0,01
Параметр стабильности 0,759 p < 0,01
Параметр глобальности 0,686 p < 0,01
Параметр контроля 0,663 p < 0,01
Локус контроля - жизнь 0,531 p < 0,01
Цели в жизни 0,521 p < 0,01
Результативность жизни 0,496 p < 0,01
Локус контроля - Я 0,493 p < 0,01
Осмысленность жизни 0,479 p < 0,01
Жизнестойкость 0,419 p < 0,01
Контроль 0,411 p < 0,01
Процесс жизни 0,399 p < 0,01
Вовлеченность 0,379 p < 0,01
Принятие риска 0,367 p < 0,01
Следует отметить, что общий показатель оптимизма имеет более значимые корреляции с ее составляющими, наиболее значимыми среди которых является оптимизм в различных ситуациях, и параметрами смысложизненных ориентаций, то есть опти-
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
КОНТ ТЕПТ
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - ART 13151. - 0,5 п. л. - URL: http://e
4996eP-ISSN023043120)<1 t ^ ~ Гос. РеГ. Эл № ФС
ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07 ’
мизм в большей степени зависит оттого, как он проявляется в различных жизненных ситуациях, в которые вовлечен человек; насколько определенным для человека является его будущее; достаточно ли удовлетворен человек своей самореализацией, верит в управляемость собственной жизни и способен управлять ее событиями.
В ходе анализа связей осмысленности жизни и параметров оптимизма и жизнестойкости (табл. 7), выявлено, что осмысленность жизни имеет более значимые корреляции с ее составляющими и параметрами жизнестойкости, менее значимые связи обнаружены между осмысленностью жизни и шкалами оптимистического атрибутивного стиля. Таким образом, осмысленность различных сторон жизнедеятельности в большей степени зависит оттого, имеются ли у человека конкретные цели в жизни; воспринимает человек процесс своей жизни интересным и эмоционально насыщенным, либо неудовлетворен своей жизнью; обладает ли свободой в выборе необходимых путей действия, либо не способен контролировать и управлять происходящими с ним процессами; получает человек удовольствие от проделанной им работы, или ощущает себя «вне» жизни и др.
Таблица 7
Корреляции параметра осмысленность жизни у студентов
Показатели з Спирмена Уровень значимости
Локус контроля - жизнь 0,919 p < 0,01
Процесс жизни 0,897 p < 0,01
Результативность жизни 0,891 p < 0,01
Локус контроля - Я 0,880 p < 0,01
Жизнестойкость 0,843 p < 0,01
Цели в жизни 0,814 p < 0,01
Контроль 0,800 p < 0,01
Вовлеченность 0,791 p < 0,01
Принятие риска 0,717 p < 0,01
Параметр глобальности 0,573 p < 0,01
Общий показатель оптимизма 0,479 p < 0,01
Параметр стабильности 0,479 p < 0,01
Оптимизм в межличностных ситуациях 0,467 p < 0,01
Оптимизм в ситуации неудачи 0,436 p < 0,01
Оптимизм в ситуациях достижения 0,410 p < 0,01
Оптимизм в ситуациях успеха 0,387 p < 0,01
Параметр контроля - p < 0,01
В ходе анализа связей жизнестойкости и параметров оптимизма и смысложизненных ориентаций (табл. 8), можно выделить, что жизнестойкость имеет более значимые корреляции с ее составляющими и параметрами смысложизненных ориентаций.
Интересным является тот факт, что осмысленность жизни и жизнестойкость не имеют значимых взаимосвязей с такой составляющей позитивного мышления как параметр контроля. Значит, на данные аспекты не влияет то, как объясняются индивидом успехи (зависящие или независящие от собственных усилий) и неудачи (подверженные или неподверженные изменению).
Исходя из полученных при анализе данных можно с уверенностью говорить о тесных взаимосвязях позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов.
PU "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13151 УДК 159.923.2:159.9.07
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - ART 13151. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13151.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Корреляции жизнестойкости у студентов
Таблица 8
Показатели з Спирмена Уровень значимости
Вовлеченность 0,944 p < 0,01
Контроль 0,932 p < 0,01
Осмысленность жизни 0,843 p < 0,01
Принятие риска 0,843 p < 0,01
Результативность жизни 0,800 p < 0,01
Локус контроля - Я 0,797 p < 0,01
Локус контроля - жизнь 0,795 p < 0,01
Процесс жизни 0,768 p < 0,01
Цели в жизни 0,693 p < 0,01
Параметр глобальности 0,570 p < 0,01
Параметр стабильности 0,458 p < 0,01
Оптимизм в межличностных ситуациях 0,441 p < 0,01
Оптимизм в ситуации неудачи 0,426 p < 0,01
Общий показатель оптимизма 0,419 p < 0,01
Оптимизм в ситуациях достижения 0,348 p < 0,01
Оптимизм в ситуациях успеха 0,274 p < 0,05
Параметр контроля - p < 0,01
Таким образом, при анализе связи общего показателя оптимизма и параметров позитивного мышления были получены множественные положительные корреляции, что свидетельствует о существовании значимых связей между позитивным мышлением и такими показателями как стабильность, глобальность, контроль, а также оптимизмом в ситуациях успеха, неудачи, достижений и межличностных взаимодействий.
Также в процессе эмпирического исследования было выявлено, что осмысленность жизни имеет более значимые корреляции с ее составляющими и параметрами жизнестойкости, менее значимые со шкалами оптимистического атрибутивного стиля и не имеет взаимосвязей с такой составляющей позитивного мышления как параметр контроля.
С практической точки зрения из полученных данных следует актуальность проведения психологических тренингов, формирующих у школьников и студентов умение мыслить позитивно, гибко, оптимистично и конструктивно интерпретировать как трудности и неудачи, так и позитивные жизненные ситуации.
Ссылки на источники
1. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С. 24-33.
2. Перова Е. А., Ениколопов С. Н. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 51-57.
3. Колмогорова Л. С., Лычева М. В. Позитивное мышление в свете отечественных и зарубежных исследований // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2006. - № 6. - С. 4-10.
4. Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. - М.: Время, 2009. - 192 с.
5. Ромах О. В., Лапухина М. В. Позитивное мышление в интеллектуально-культурологическом аспекте. - иРЬ: http://www.analiculturolog.ru.
6. Чулкова М. А. Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 260 с.
7. Хвоина Т. В. Особенности смысложизненных ориентаций у юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных средах // Молодежь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской
IV! 0 IV!
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm
научно-методический электронный журнал ART l3lSl УДК lS9.923.2:lS9.9.G7
Новикова К. А., Касимова С. Г. Связь позитивного мышления, смысложизненных ориентаций и жизнестойкости у студентов // Концепт. - 2013. - № 07 (июль). - ART 13151. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13151.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011.
8. Чернов Д. Ю. Смысложизненные ориентации и профессиональное становление педагогов // Ученые записки СПбГИПСР. - 2010. - Вып. 1, Т. 13. - С. 22-27.
9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ
МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
10. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
11. Новикова К. А. Связь позитивного мышления и учебных достижений у старшеклассников // Вест-
ник ВятГГУ. Педагогика и психология. - 2012. - № 2(3). - С. 11-15.
Novikova Ksenia,
IV year student of the Faculty of Psychology of Vyatka State University of Humanities, Kirov
nvsha1907@vandex.ru
Kasimova Svetlana,
Ph.D., Associate Professor, Department of Applied Psychology Vyatka State University of Humanities, Kirov entrance@vshu.kirov.ru
Communication of positive thinking, orientation of meaning and viability of students
Abstract. The article is concerned with the problem of positive thinking, orientation of meaning and person viability. It is shown by the empirical study on a sample of students that various parameters of positive thinking, orientation of meaning and viability of students are positively correlated.
Keywords: positive thinking, optimism, orientation of meaning, meaningfulness of 9 772304 120135
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
life, viability.
pu Q fu
977230412013507
http://e-koncept.ru/2013/13151.htm