Сибирский психологический журнал.
2024. № 93. С. 170-188. DOI: 10.17223/17267080/93/10
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.07
СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОГНИТИВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-ЛЕТНЕГО
ВОЗРАСТА, ЗАЧАТЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ1
Т.Г. Бохан1, С.Б. Лещинская1, А.В. Силаева1, М.В. Шабаловская1' 2
1 Томский государственный университет, Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 36
2 Сибирский государственный медицинский университет, Россия, 634050, Томск, Московский тракт, 2
Резюме
Когнитивное развитие ребенка тесно взаимосвязано с его физическим развитием и состоянием здоровья. Исследовательский интерес к выявлению особенностей связей когнитивного и физического развития детей, рожденных с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), определяется существованием противоречивых на сегодняшний день данных в отношении их психического и физического здоровья. Методологические недостатки исследований связывают с тем, что большинство из них являются срезовы-ми и ограничены периодом раннего детства, а исследования взаимосвязи физического и когнитивного развития проведены преимущественно на выборке детей, не отобранных по типу зачатия. Цель нашего исследования - выявление особенностей когнитивного и физического развития детей в возрасте 5 лет, зачатых посредством ЭКО, с последующим определением взаимосвязей показателей когнитивного и физического развития. Данные были собраны у семей, участвующих в проспективном лонгитюдном междисциплинарном исследовании детского развития, по достижении детьми возраста 5 лет. Выборку составили 81 ребенок, зачатый посредством ЭКО, и 130 детей, зачатых естественным способом. Были использованы методики Parent-Administered PARCA и Parent-Reported PARCA для диагностики когнитивного развития и познавательной мотивации, анкеты, разработанные исследовательской группой Квебекского лонгитюдно-го исследования детского развития для диагностики показателей сна, питания, физического развития и здоровья. Дети, зачатые посредством ЭКО, демонстрировали значимо более высокий уровень общей осведомленности, испытывали менее выраженные трудности, связанные с питанием, ложились спать в более раннее время, реже болели кожными инфекциями по сравнению с контрольной группой. Девочки, зачатые посредством ЭКО, имели более низкий индекс массы тела по сравнению с естественно зачатыми девочками. В семьях, зачавших детей посредством ЭКО, обнаружены значимые корреляционные связи длительности сна, трудностей кормления и ИМТ с показателями когнитивного развития.
1 Исследование выполнено при поддержке Программы развития Томского государ-
ственного университета (Приоритет-2030).
Ключевые слова: экстракорпоральное оплодотворение; естественное зачатие; ЭКО; дошкольный возраст; интеллектуальное развитие; когнитивное развитие; физическое развитие; здоровье
Введение
Развитие ребенка является комплексным процессом, все составляющие которого взаимосвязаны. В дошкольном детстве взаимосвязь когнитивного и физического развития становится особенно выраженной и значимой (Эльконин, 2007; Стародубцева, 2009; Hinkley, Teychenne, Downing, Ball, Salmon, Hesketh, 2014).Так, например, в научной литературе представлены данные о взаимосвязи двигательных навыков с показателями когнитивного развития в дошкольном возрасте: вниманием, восприятием, памятью, логическим мышлением, речью, а также с интеллектуальной зрелостью ребенка (Latorre-Romän, Mora-Lopez, Garcia-Pinillos, 2016; Безруких, Филиппова, Верба, Иванов, Сергеева, 2020). В лонгитюдных исследованиях выявлено, что уровень развития крупной моторики, измеренный в раннем детстве, является значимым предиктором когнитивного развития в раннем школьном возрасте - в частности, таких его компонентов, как уровень рабочей памяти и скорость обработки информации (Piek, Dawson, Smith, Gasson, 2008).
Реже изучалась связь когнитивного развития с физическими параметрами: ростом, весом, индексом массы тела (ИМТ). При этом были представлены противоречивые данные. Так, показано, что в раннем детстве и дошкольном возрасте показатель соответствия роста ребенка возрастной норме является значимым предиктором когнитивного развития наряду с посещением ребенком учреждений раннего развития и психосоциальной стимуляцией в семейной среде (Warsito, Khomsan, Hernawati, Anwar, 2012). В другом исследовании выявлено, что значимым предиктором навыков чтения и математических способностей в дошкольном возрасте является рост ребенка, измеренный в этом же возрасте (Murasko, 2013). Интересно, что при учете в регрессионной модели роста, измеренного в двухлетнем возрасте, именно он становился значимым предиктором когнитивного развития дошкольника, а предиктивная роль роста, измеренного в дошкольном возрасте, становилась незначимой (Murasko, 2013). В другом исследовании не было выявлено значимых различий в уровне интеллекта между двумя группами детей, сформированными на основании их роста и веса, что, однако, не доказывает отсутствия корреляции между физическим и когнитивным развитием (Bordic, Tubic, Jaksic, 2016). Также показано, что ИМТ значимо не коррелирует с интеллектуальной зрелостью детей раннего и дошкольного возраста (Latorre-Romän et al., 2016).
Еще одним аспектом, рассматриваемым в числе физиологических предикторов развития детей дошкольного возраста, является длительность сна. Так, например, представлены данные о взаимосвязи длительности сна с более высоким уровнем развития вербальных способностей (Vaughn,
Elmore-Staton, Shin, El-Sheikh, 2015). Кроме того, приводятся данные о связи длительности сна в младенческом возрасте с более высоким уровнем развития исполнительных функций в дошкольном возрасте при отсутствии взаимосвязей с общими когнитивными способностями (Bernier, Beauchamp, Bouvette-Turcot, Carlson, Carrier, 2Q13). При этом показано, что дети с длительностью ночного сна более В часов демонстрируют более развитые когнитивные способности по сравнению с детьми, которые спят У часов или менее, а дети, которые спят дольше 10 часов, более успешны, чем дети с продолжительностью ночного сна 9 и менее часов (Jung, Molfese, Beswick, Jacobi-Vessels, Molnar, 2QQ9). Кроме того, выявлена корреляция длительности сна с такой характеристикой развития автобиографической памяти дошкольников, как ее специфичность (Nieto et al., 2019). Однако получены и противоположные данные об отсутствии значимых взаимосвязей длительности сна в раннем детстве и дошкольном возрасте с когнитивным развитием при наличии взаимосвязи с ИМТ (Zhang et al., 2021).
Категорией детей, в которой данные взаимосвязи в настоящий момент практически не изучены, являются дети, которые были зачаты посредством экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Развитие таких детей активно изучается в связи с увеличением доступности и распространенности ЭКО, а также с отсутствием однозначных данных о влиянии процедур лечения бесплодия на последующее развитие детей. Так, согласно большинству исследований, ЭКО повышает риск неблагоприятных перинатальных исходов и врожденных пороков развития (von Wolff, Haaf, 2020; Zhao, Yan, Huang, Li, 2020). Однако долгосрочные эффекты неоднозначны. В ряде исследований показано отсутствие значимых отличий развития дошкольников, зачатых посредством ЭКО, от естественно зачатых детей (Turkgeldi, Yagmur, Seyhan, Urman, Ata, 2016; Cozzani, Aradhya, Goisis, 2021). При этом имеются данные о том, что в сравнении с естественно зачатыми детьми дети, которые были зачаты посредством ЭКО, могут быть предрасположены к нарушениям физического и когнитивного развития в связи с такими факторами, как зачатие в позднем возрасте, многоплодная беременность, преждевременные роды и др., часто сопровождающими беременность, наступившую посредством ЭКО (Лещинская, 2020; Wang, Yu, Chen, Luo, Mu, 2021). Так, получены данные, свидетельствующие о менее благоприятном речевом развитии (Суманеева, Муц, Макарова, 2016; Vo, Le, Le, Do, Ngo, 2021), более выраженных интеллектуальных нарушениях (Hansen, Greenop, Bourke, Baynam, Hart, Leonard, 2018), более низкой академической успешности в математике, физике и химии (Spangmose et al., 2017). Отдельно подчеркивается роль эпигенетических механизмов, связанных с повышением у детей, зачатых посредством ЭКО, рисков нарушений когнитивного развития в долгосрочной перспективе (Faa, Manchia, Fanos, 2024; Zeng et al., 2024).
Таким образом, имеющиеся научные данные об особенностях и взаимосвязях физического и когнитивного развития детей дошкольного возраста являются разрозненными и противоречивыми. Помимо этого, можно отме-
тить недостаток данных, полученных с участием детей, зачатых посредством ЭКО. Большинство исследований посвящено раннему постнаталь-ному периоду и является срезовыми, что не позволяет оценить характер развития детей в динамике. Также отмечается дефицит исследований, проведенных с участием российской выборки. Поскольку данные о специфике развития детей могут отличаться в зависимости от культурных, социальных особенностей, от подходов к реализации ЭКО, а также от используемого в исследовании диагностического инструментария, подобные исследования представляются необходимыми. В связи с тем, что в большинстве исследований взаимосвязей физического и когнитивного развития не были выделены группы детей в зависимости от типа зачатия, ограничены возможности разработки программ ранней диагностики и превенции нарушений развития в детском возрасте.
Для преодоления обозначенных выше дефицитов и противоречий в существующих данных было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязей между показателями когнитивного и физического развития детей дошкольного возраста (5 лет), зачатых посредством ЭКО. Цели исследования: выявить особенности когнитивного и физического развития детей дошкольного возраста (5 лет), зачатых посредством ЭКО, в сравнении с детьми, зачатыми естественным способом; проанализировать взаимосвязи между показателями когнитивного и физического развития детей дошкольного возраста, зачатых посредством ЭКО.
Материалы и методы исследования
В представленном исследовании были проанализированы показатели развития детей, участвующих в проспективном междисциплинарном лон-гитюдном исследовании (PLIS) (Воронина, Бохан, Терехина, Уайт, Малых, Ковас, 2016). В исследовательском срезе приняли участие дети, достигшие возраста 5 лет: 81 ребенок, зачатый посредством ЭКО (из них 47% мальчиков), и 130 детей, зачатых естественным способом (ЕЗ, из них 52% мальчиков). Было получено одобрение от Этического комитета междисциплинарных исследований.
Использованные методики были основаны на материалах, разработанных в рамках масштабных зарубежных лонгитюдных исследований, в переводе и адаптации для русскоязычной выборки. Внутренняя согласованность всех шкал являлась достаточной для проведения дальнейшего анализа (а > 0,6).
Когнитивное развитие изучалось с помощью методик Parent-Administered PARCA и Parent-Reported PARCA (Oliver, Dale, Saudino, Petrill, Pike, Plomin, 2002). В первом разделе представлены интерактивные задания, направленные на диагностику следующих сфер: 1) способности к обобщению (выбор двух наиболее похожих изображений, 0-16 баллов); 2) зрительно-моторной координации (копирование фигур, 0-9 б.; рисунок человека, 0-12 б.); 3) логического мышления (сокращенный детский вариант Прогрессивных матриц Равена, 0-12 б.); 4) пассивного словарного запаса
(выбор названного предмета из четырех изображений, 0-8 б.); 5) дефицита познавательной мотивации (нежелание выполнять каждое из заданий, 0-4 б.). Второй раздел включал анкеты, направленные на диагностику общей осведомленности (16 вопросов, 0-16 б.), речевого развития (соответствие речевого развития возрастной норме, 0-7 баллов; активный словарный запас, 0-14 б.; суммарный показатель, 0-21 б.), навыков счета (0-5 б.), навыков чтения и письма (0-14 б.). На основе всех показателей вычислялся общий показатель когнитивного развития ребенка (0-105 баллов).
Физическое развитие изучалось при помощи анкет, разработанных коллективом Квебекского лонгитюдного исследования детского развития (ELDEQ / QLSCD): 1) особенности сна (длительность и режим сна; частота невротической симптоматики, связанной со сном (0-24 б.)); 2) трудности питания (0-21 б.); 3) физические параметры: рост, вес, индекс массы тела (ИМТ); 4) состояние здоровья: а) общее здоровье и активность за последние 2 месяца; б) частота инфекционных заболеваний за последние 3 месяца (желудочно-кишечные; ушные; инфекции мочевыводящих путей; кожные инфекции; бронхит или пневмония; ОРВИ; другие инфекции); в) частота каждой из 14 видов травм и несчастных случаев за год; г) наличие каждого из 15 представленных хронических заболеваний; д) влияние заболеваний на активность ребенка; е) частота госпитализации за предыдущий год; 5) здоровье зубов (чистка зубов перед сном, частота чистки зубов, причина посещения стоматолога). Вычислен общий балл нарушений здоровья ребенка как сумма всех баллов по разделу 4, 1 балл присваивался, если ИМТ отличался от нормы.
Статистическая обработка данных осуществлялась в SPSS Statistics 26. Использованы следующие методы: описательная статистика, вычисление а-Кронбаха для проверки шкал на внутреннюю согласованность; критерий Колмогорова-Смирнова для проверки данных на соответствие нормальному распределению (распределение соответствовало нормальному только для роста и ИМТ девочек); критерии для сравнительного анализа (критерий Манна-Уитни, критерий j2 Пирсона, t-критерий Стьюдента); корреляционный анализ критерием Спирмена.
Результаты
Описательные статистики показателей когнитивного развития представлены в табл. 1.
На первом этапе были проанализированы результаты выполнения интерактивных заданий. Согласно описательной статистике, у большинства детей уровень когнитивного развития соответствовал возрастной норме. Более 75% детей выполнили большую часть предложенных интерактивных заданий, и более 25% детей выполнили все задания на диагностику пассивного словарного запаса.
На основании частотного анализа были выделены группы детей, набравшие баллы ниже средних значений по выборке. В группе детей дошколь-
ного возраста основной эмпирической группы более низкий уровень развития способностей к обобщению был выявлен у 24% детей (6% дошкольников набрали менее половины баллов), низкий уровень зрительно-моторной координации - также у 24% (менее половины баллов - 9% дошкольников), логического мышления - у 23% (менее половины баллов - 8% дошкольников), пассивного словарного запаса - у 20% (менее половины баллов -4% детей). Общий балл по заданиям находился в пределах низких значений у 24% детей (менее половины баллов - 6% детей). В группе ЕЗ были выявлены сходные показатели.
Таблица 1
Когнитивное развитие детей дошкольного возраста, зачатых при помощи ЭКО
Показатели М ББ Мин. Макс. Процентили
25 50 (медиана) 75
Способность к обобщению 13,16 3,55 0 16 12,75 14,00 15,00
Зрительно-моторная координация (фигуры) 6,73 1,75 1 9 6,00 7,00 8,00
Зрительно-моторная координация (человек) 9,21 2,94 0 12 8,00 10,00 11,00
Общий показатель зрительно-моторной координации 16,05 3,95 2 21 15,00 18,00 19,00
Логическое мышление 9,89 2,39 3 12 9,00 11,00 12,00
Пассивный словарный запас 7,54 1,37 0 8 8,00 8,00 8,00
Общая осведомленность 12,80 2,56 2 16 11,00 13,00 15,00
Развитие речи в соответствии с возрастом 6,71 0,95 0 7 7,00 7,00 7,00
Активный словарный запас 11,26 3,06 1 14 10,00 12,00 14,00
Общий уровень речевого развития 17,81 3,82 1 21 17,00 19,00 20,00
Счет 3,85 1,15 0 5 3,00 4,00 5,00
Чтение и письмо 8,43 2,74 2 14 6,25 8,00 10,00
Общий показатель когнитивного развития 87,99 14,83 21 109 82,25 92,50 98,00
Различия в результативности выполнения заданий были незначимы для всех показателей: способности к обобщению (и = 4 695; р = 0,12), зрительно-моторной координации (и = 4 295,5; р = 0,15), логического мышления (и = 5 106,5; р = 0,50), пассивного словарного запаса (и = 5 117,5; р = 0,18), общего балла по заданиям (и = 5 457,5; р = 0,78).
Большая часть детей имела выраженную познавательную мотивацию. В обеих группах верхний квартиль соответствовал минимально возможному показателю отказа выполнять задания, что свидетельствует о том, что большинство детей с интересом выполняли все предложенные задания. В основной эмпирической группе максимально возможный балл отказа выполнять задания был получен только по заданию на оценку зрительно-моторной координации, в группе сравнения - по заданиям на оценку способности к обобщению, зрительно-моторной координации, логического мышления.
В группе дошкольников, зачатых посредством ЭКО, отдельные проявления нежелания выполнять задания «Найди пару» отмечены у 12,5% детей, при выполнении заданий «Нарисуй» - 16,9% детей, при выполнении задания «Головоломки» - 20,2% детей, при выполнении задания «Смотрим на картинки» - 6,1% детей. Общий балл отказа выполнять задания находился в пределах высоких значений у 18% детей. В группе ЕЗ по отдельным заданиям были выявлены сходные показатели, при этом общий балл отказа выполнять задания находился в пределах значений, превышающих средние по выборке, у 34,6% детей.
Межгрупповые различия по показателям отказа выполнять задания («Найди пару». «Нарисуй», «Головоломки», «Смотрим на картинки» и общий балл отказа выполнять задания) оказались незначимыми.
Далее были рассмотрены показатели когнитивного развития, собранные при помощи анкет для родителей. Большинство детей набрали более половины возможных баллов по показателям общей осведомленности, речевого развития, навыков счета и общему показателю когнитивного развития. Уровень общей осведомленности у 26% дошкольников основной эмпирической группы и у 22% дошкольников группы сравнения находился в пределах низких значений. Наиболее выраженные трудности дошкольники испытывали при определении времени по аналоговым часам: только 17% детей в основной эмпирической группе освоили данный навык. В группе сравнения результаты были сходными. 60% детей группы ЭКО не понимали разницу в номинале монет, среди детей группы ЕЗ данное затруднение испытывали 30% детей.
Результаты оценки уровня развития речи свидетельствуют о его нормативном уровне у большинства детей. К возрасту, в котором осуществлялась диагностика, речь была полностью сформирована у 84% дошкольников. Маркерами развития речи являлись: использование длинных предложений, использование для ответа на вопросы слов, а не жестов или действий, произношение звуков в соответствии с возрастом. У 16% дошкольников выявлены только отдельные признаки трудностей речевого развития, такие как использование фраз из нескольких слов или коротких предложений, отдельные дефекты произношения. У одного дошкольника, зачатого посредством ЭКО, в возрасте 5 лет речь отсутствовала в связи с наличием расстройства аутистического спектра. Активный словарный запас был ниже средних значений по выборке у 20% дошкольников основной эмпирической группы, 7% из которых набрали менее половины баллов. Наиболее трудным для участников исследования являлось задание назвать дату своего рождения: только 52% дошкольников основной эмпирической группы и 36% дошкольников группы сравнения назвали ее правильно.
Задания на счет вызывали трудности у 11% дошкольников, зачатых посредством ЭКО, и 16% дошкольников группы ЕЗ. Счет до 10, простые операции сравнения и сложения не вызывали трудностей у большинства детей, 51% детей группы ЭКО и 37% детей группы ЕЗ не понимали элементарное вычитание.
В обеих группах дошкольников был выявлен низкий уровень развития начальных навыков чтения и письма, о чем свидетельствует мода, равная половине от максимального балла. Определенные трудности испытывали 25% дошкольников, зачатых посредством ЭКО, и 13% дошкольников группы ЕЗ. Среди детей, зачатых посредством ЭКО, буквы алфавита знали 27% детей; умели читать простые слова 40% детей; могли самостоятельно прочитать слово и объяснить его значение 35% детей; различали сходные звуки на слух при чтении похожих слов («бочка», «точка» «кочка») 57% детей. В группе ЕЗ выявлены сходные данные. Умели писать простые предложения 29% детей, зачатых посредством ЭКО, и 14% детей группы ЕЗ. При этом большинство детей любили, когда родители им читали, умели рассказывать стихотворения и сказки, называть буквы и звуки, находить в группе слов отличающееся на основе звучания («мир», «дом», «пир»). Общий показатель когнитивного развития находился в пределах нижнего квартиля у 25% детей, зачатых посредством ЭКО, и 22% детей группы ЕЗ.
Значимые различия были выявлены только для показателя общей осведомленности: дети, зачатые посредством ЭКО, демонстрировали более высокий уровень общей осведомленности по сравнению с детьми группы ЕЗ (и = 4 670; р = 0,049; г = 0,13). Различия в соответствии речевого развития возрастной норме, активном словарном запасе, общем речевом развитии, навыках счета, чтения и письма, общем показателе когнитивного развития были незначимыми.
Описательная статистика физического развития детей представлена в табл. 2.
Таблица 2
Физическое развитие детей, зачатых при помощи ЭКО, в возрасте 5 лет (интерактивные задания)
Показатели Группы М ББ Мин. Макс. Процентили
25 50 (медиана) 75
Продолжительность сна в будние дни 9:26 0:39 8:00 11:20 9:00 9:30 10:00
Продолжительность сна в выходные дни 10:05 0:48 8:10 13:00 9:30 10:00 10:30
Трудности питания 6,53 2,61 1,00 13 5 6 8,00
Рост (в см) М 113,59 5,48 104 125 108 115,00 118,00
Д 112,24 4,68 103 120 109 112,00 116,00
Вес (в кг) М 19,20 2,82 15,00 28,50 17,00 18,70 20,63
Д 17,88 2,07 13,00 22,35 16,05 18,30 19,15
Индекс массы тела М 14,89 1,60 11,11 19,79 14,05 14,87 15,70
Д 14,20 1,31 10,27 16,78 13,60 14,35 14,98
Инфекционные заболевания 1,99 1,35 0,00 5 1 2,00 3,00
Травмы 1,36 2,40 0,00 12 0 0,00 2,00
Хронические заболевания 0,55 0,77 0,00 3 0 0,00 2,00
Общая выраженность проблем со здоровьем 6,40 3,85 1,00 22 4 5,50 8,00
Примечание. М - мальчики, Д- девочки
Большая часть детей обеих групп ложилась спать около 22:00 и в будние, и в выходные дни. Просыпались дети около 7:00 в будние дни и около 8:30-9:00 в выходные дни. Паттерн сна был сходным в обеих группах. При средней установленной норме длительности сна в возрасте 5 лет 10-13 часов, в группе ЭКО 73% детей спали менее 10 часов в будние дни; 33% детей спали меньше нормы в выходные дни. Результаты частотного анализа показателей режима сна указывают, что большинство детей группы ЭКО не просыпались или просыпались 1 раз за ночь, 8% детей просыпались 1-2 раза. 53% детей засыпали в течение 15-30 минут. Около 30% детей группы ЭКО засыпали в течение менее чем 15 минут. 15% детей засыпали в течение 3045 минут, 4% детей - в течение 45-60 минут. 55% детей группы ЭКО спали днем 1-2 часа, 22% детей не спали днем, 11% детей спали менее 1 часа, 11% детей спали днем 2-3 часа. У большинства детей не было выраженной невротической симптоматики, связанной со сном; максимальный балл по шкале был ниже половины возможных баллов. Более 90% детей имели благополучный сон: у них отсутствовали храп и внезапное ночное пробуждение, ночные кошмары, ночной энурез и др. Менее 6% детей демонстрировали отдельные невротические симптомы, не достигающие высокой степени выраженности. У четверти дошкольников основной эмпирической группы и 15% детей группы ЕЗ нарушения сна были выражены в большей степени, чем в среднем по выборке, но тем не менее находились в пределах низких значений.
Значимые различия были характерны только для времени отхода ко сну в будние дни: дошкольники основной эмпирической группы ложились спать раньше, чем дети группы сравнения ^ = 4 471; p = 0,03; г = 0,15).
Многие дети не испытывали трудностей, связанных с приемом пищи: они обычно не отказывались от еды, соблюдали режим питания, употребляли в пищу полезные продукты. Никто из детей не набрал максимально возможного балла, а верхний квартиль составлял менее половины от возможных баллов. Тем не менее по сравнению с общей выборкой трудности питания были более выражены у 23% детей, зачатых посредством ЭКО, и 24% детей группы ЕЗ. Среди трудностей приема пищи у детей выявлены: нежелание употреблять полезную пищу (18% детей, зачатых посредством ЭКО, и 20% детей группы ЕЗ), перекусы между основными приемами пищи, приводящие к снижению аппетита (11% детей, зачатых посредством ЭКО, и 15% детей группы ЕЗ), отказ от еды (6% детей, зачатых посредством ЭКО, и 15% детей группы ЕЗ). Выявлены значимые различия в трудностях приема пищи между дошкольниками, зачатыми посредством ЭКО, и дошкольниками группы ЕЗ ^ = 3 906; p = 0,02; г = 0,16). Дети группы ЕЗ испытывали более выраженные трудности, связанные с питанием. Они чаще отказывались есть полезную пищу (и = 4 495,5; p = 0,01; г = 0,17), не соблюдали режим питания (и = 4 616; p = 0,04; г = 0,14) и отказывались от еды (и = 4 422; p = 0,02; г = 0,17)
Изучение физических параметров детей показало, что в среднем дети имели нормативные показатели роста, веса и индекса массы тела (Петер-
кова, Нагаева, Ширяева, 2017). В группе дошкольников, зачатых посредством ЭКО, отклонения от нормативных значений были выявлены у следующего числа детей: рост ниже нормы имели 3% мальчиков и 9% девочек, выше нормы - 7,7% мальчиков и 9% девочек; вес ниже нормы имели 7,9 % мальчиков и 9% девочек, выше нормы - 7,9% мальчиков; ИМТ ниже нормы имели 21,1% мальчиков и 36% девочек (в группе ЕЗ - 24% девочек), выше нормы - 7,9% мальчиков. Различия в росте (и = 1 014; p = 0,55), весе (и = 1 012,5; p = 0,59) и ИМТ (и = 912; p = 0,44) мальчиков, зачатых посредством ЭКО и естественным способом, были незначимы. Девочки, зачатые посредством ЭКО, имели значимо более низкий ИМТ по сравнению с девочками группы ЕЗ = 2,54; p = 0,01; г = 0,27). Различия в росте 0: = 0,12; p = 0,90) и весе (и = 735,5; p = 0,17) были незначимы.
В группе ЭКО 68% детей демонстрировали уровень общей активности, приблизительно соответствующий активности других детей данного возраста. Межгрупповые различия в общем состоянии здоровья и активности были незначимы. За последние три месяца большинство дошкольников основной эмпирической группы не болели инфекционными заболеваниями. 27,5% детей болели желудочно-кишечными инфекциями один раз, 1,4% - два раза. 11,3 % детей один раз болели ушными инфекциями; 4,5% - инфекциями мо-чевыводящих путей; 1,5% - кожными инфекциями (в группе ЕЗ 9,6% детей болели 1 и более раз), 22% детей - ветрянкой или конъюнктивитом. Бронхитом или пневмонией один раз болели 12,5% детей, два раза - 1,6%. Наиболее часто встречающимися заболеванияим были ОРВИ: только 19,8% не болели ОРВИ; 37% детей болели один раз; 30,9% - два раза; 11,1% - три раза; 1,2% -четыре и более. Межгрупповые различия с естественно зачатыми детьми в общей заболеваемости инфекциями были незначимы. Дети из группы сравнения значимо чаще болели кожными инфекциями по сравнению с детьми, зачатыми посредством ЭКО (и = 3 846; р = 0,03; г = 0,15).
Большинство детей (более 80%) в течение последних 12 месяцев не перенесли какой-либо травмы. Ни одна из нижеописанных травм не была перенесена детьми более трех раз за год. Наиболее часто встречались падения (один раз - 8,3% детей, два раза - 4,8%, три раза - 2,4%), травмы, связанные с животным или насекомым (один раз - 7,1%, два раза - 2,4%), происшествия на велосипеде или самокате (один раз - 2,4%, два раза -4,8%, три раза - 2,4%). Ни один из детей не попадал в ДТП как пешеход, намеренно не причинял себе вред, не получал травму в связи с огнем или задымлением. Межгрупповые различия были незначимы.
Что касается показателей частоты заболеваний у детей, то наиболее часто у представителей обеих групп встречались пищевая аллергия (ЭКО: 16%), респираторная (ЭКО: 11%,) или иная аллергия (ЭКО: 12%). В группе ЭКО астма была диагностирована у двух детей, экзема - у одного ребенка, бронхит - у трех детей, заболевание сердца - у одного ребенка, нарушения процесса обучения - у одного ребенка, синдром дефицита внимания -у одного ребенка, эмоциональные, психологические или неврологические нарушения - у четырех детей, (в том числе РАС - у одного ребенка, в от-
личие от группы ЕЗ); другие хронические заболевания - у двух детей. В числе других хронических заболеваний у детей, зачатых посредством ЭКО, были диагностированы косоглазие и ортопедические нарушения. Различия в количестве хронических заболеваний были незначимы (и = 5 328; р = 0,48). Различия в частоте каждого из заболеваний были также незначимы.
Из дошкольников, лежавших в больнице в последние 12 месяцев, 16,7% детей, зачатых посредством ЭКО, были госпитализированы в связи с респираторным заболеванием, 16,7% - в связи с желудочно-кишечным заболеванием. В связи с травмой были госпитализированы 33,3% детей, зачатых посредством ЭКО, в связи с операцией или по причине дообследования - по 16,7% детей. Межгрупповые различия в причинах госпитализации были незначимы.
Данные по уходу за зубами указывают на сходные результаты в обеих группах. 64% детей, зачатых посредством ЭКО, чистили зубы перед сном после последнего приема пищи; 31% детей не чистили зубы; 5% детей непосредственно перед сном не ели. 52% родителей детей группы ЭКО чистили зубы ребенку 2 раза в день, 44% родителей - 1 раз в день, не чистили зубы ребенку 4% родителей. Большинство - 60% родителей детей группы ЭКО - отводили ребенка к стоматологу, когда им казалось, что ребенку пора на осмотр. 24% родителей детей основной эмпирической группы и 10% родителей детей группы сравнения отводили ребенка к стоматологу в случае наличия у него жалоб, 11% родителей детей основной эмпирической группы и 17% родителей детей группы сравнения - после напоминания от стоматологии. 5% родителей детей обеих групп отводили ребенка к врачу после назначения лечащего врача. Критерий %2 Пирсона выявил значимые различия между группами в причинах посещения стоматолога (х2 = 8,16; р = 0,04). Значимо большее число родителей детей группы ЕЗ отводили детей к стоматологу после напоминания стоматологии, родители детей, зачатых посредством ЭКО, чаще отводили ребенка к стоматологу при наличии у него жалоб.
В соответствии с гипотезой был осуществлен анализ связей показателей когнитивного развития с показателями физического развития детей - продолжительностью и характером сна, трудностями кормления, индексом массы тела, заболеваниями. С помощью корреляционного анализа установлено, что продолжительность сна в будние дни была отрицательно взаимосвязана с показателем пассивного словарного запаса ^ = -0,22; р = 0,049). Для проверки причин взаимосвязи было произведено сравнение длительности сна детей, посещавших и не посещавших детский сад: дети, которые дольше спали в будние дни, не посещали детский сад (и = 591; р = 0,01; г = 0,23). Выраженность нарушений сна была отрицательно взаимосвязана со способностью к обобщению ^ = -0,23; р = 0,04), речевым развитием (Я = -0,24; р = 0,03) и положительно - со зрительно-моторной координацией (Д = 0,25; р = 0,03). Трудности кормления коррелировали со сниженной познавательной мотивацией (Д = 0,23; р = 0,04), меньшим уровнем развития общей осведомленности (Я = -0,33; р = 0,00) и речи (Я = -0,31; р = 0,01),
меньшим общим уровнем когнитивного развития ^ = -0,22; р = 0,049). Индекс массы тела положительно коррелировал со способностями к обобщению (Я = 0,26; р = 0,03) и пассивным словарным запасом (Я = 0,26; р = 0,02).
Обсуждение результатов
Полученные результаты позволяют заметить, что у дошкольников, которые были зачаты посредством ЭКО, выявлен более высокий уровень общей осведомленности по сравнению с детьми, зачатыми естественным способом. Данный факт может объясняться более высокой готовностью родителей, воспользовавшихся ЭКО, заниматься его развитием (Ра:егНш е: а1., 2021), что способствует расширению кругозора детей. Исследования показывают, что родители, в особенности матери, больше включаются в воспитание детей и демонстрируют более позитивное родительское поведение. Наибольшие трудности у детей вызывало определение времени по часам, сравнение простых денежных величин. В остальных показателях когнитивного развития дошкольники, зачатые посредством ЭКО, значимо не отличались от дошкольников основной эмпирической группы, что согласуется с результатами зарубежных исследований (Cozzani е: а1., 2021), а также с данными, которые были получены нами при изучении данной выборки в возрасте 4 лет (Бохан, Силаева, Лещинская, Терехина, 2023). При этом, тогда как в возрасте 4 лет у дошкольников, зачатых посредством ЭКО, были менее развиты способности к обобщению по сравнению с группой сравнения, к возрасту 5 лет различия стали незначимыми, что свидетельствует о компенсации данных нарушений. Тем не менее в дошкольном детстве в обеих эмпирических группах были выявлены группы риска: почти четверть дошкольников нуждаются в занятиях, направленных на развитие когнитивных способностей, поскольку имеют отдельные трудности, а менее 10% входят в группу риска формирования более выраженных интеллектуальных трудностей (дошкольники, набравшие менее половины возможных баллов по заданиям).
У большинства дошкольников выявлен нормативный уровень развития речи, отдельные признаки речевых нарушений преимущественно проявлялись в легкой форме: нарушения произношения, использование коротких предложений. Выполняя задания, большая часть детей обеих групп проявляла выраженную познавательную мотивацию. Несмотря на отсутствие значимых различий, выявлено, что в процентном соотношении меньше дошкольников основной группы демонстрировали отрицательное отношение к выполнению заданий по сравнению с группой сравнения. Это может быть связано с большей включенностью родителей, воспользовавшихся ЭКО, в развивающие занятия с детьми, поскольку познавательная мотивация формируется у детей дошкольного возраста преимущественно под влиянием родителей.
В качестве показателей здоровья и физического развития были проанализированы особенности сна, питания, физические параметры ребенка,
частота и характер перенесенных заболеваний и травм, здоровье зубов. Несмотря на то, что большинство детей обеих групп ложились спать около 22:00 часов, что соответствует норме, продолжительность ночного сна у 74% детей была меньше необходимых 10-13 часов. Установлено, что дети, зачатые посредством ЭКО, в будние дни ложились спать раньше, чем дети, зачатые естественным способом, что, вероятно, отражает более выраженную готовность родителей следить за соблюдением детьми режима дня. Некоторые исследователи отмечают, что для родителей, использовавших ЭКО, особое значение имеет достижение родительской компетентности (Якупова, Захарова, 2016), они уделяют повышенное внимание здоровью своих детей, проявляют более выраженную тревожность по отношению к детям и демонстрируют включенность в проблемы ребенка (Fata, Alu§ Tokat, Temel Ugur, 2021). Половина детей обеих групп имели дневной сон (1-2 часа), что могло компенсировать дефицит ночного сна. Более 90% родителей отметили отсутствие у детей невротической симптоматики (разговор во сне, снохождение, ночные кошмары), связанной со сном, а отдельные проявления не имели высокой степени выраженности и заключались преимущественно в храпе или изредка возникающих ночных кошмарах.
Дошкольники основной эмпирической группы в меньшей степени испытывали трудности кормления по сравнению с основной группой, что проявлялось в большей готовности к приему пищи, положительном отношении к употреблению полезной пищи, соблюдении режима питания. Данный результат дополняет данные о более благоприятном режиме сна детей, зачатых посредством ЭКО, и подчеркивает, вероятно, более выраженную готовность их родителей контролировать питание детей, делать его более сбалансированным. У девочек, зачатых посредством ЭКО, выявлен значимо более низкий индекс массы тела по сравнению с естественно зачатыми девочками. В некоторых исследованиях указывается на отставание детей группы ЭКО по весу и росту в связи с относительно высокой долей многоплодных беременностей и преждевременных родов (Koivurova, Harti-kainen, Sovio, Gissler, Hemminki, Jarvelin, 2003). Определено, что общее состояние здоровья у большинства детей являлось в целом благополучным, в отличие от результатов зарубежных исследований, согласно которым дошкольники, рожденные после ЭКО, могут быть подвержены инфекционным заболеваниям, нарушениям работы ЖКТ, бронхиальной астме (Koivurova et al., 2003). Примечательно, что родители дошкольников, зачатых посредством ЭКО, чаще отводили ребенка к стоматологу при наличии у него жалоб на болевые ощущения, тогда как родители дошкольников, зачатых естественным способом, - после напоминания стоматологии о необходимости осмотра. Данный результат может быть обусловлен как вниманием родителей, воспользовавшихся ЭКО, к здоровью своих детей, так и более частыми стоматологическими проблемами у представителей данной группы.
Выявленные значимые корреляции подтверждают связь между когнитивным и физическим развитием детей. Так, было установлено, что нару-
шения сна, трудности кормления, снижение индекса массы тела были сопряжены с менее благоприятным когнитивным развитием, что подчеркивает важность соблюдения режима питания и сна для поддержания оптимального физического и когнитивного развития детей. Дошкольники, зачатые посредством ЭКО, которые в будние дни спали дольше, имели более ограниченный пассивный словарный запас. Возможно, это было связано с тем, что дети, которые посещали детский сад, значимо меньше спали в будние дни и имели более широкую и профессионально организованную среду для коммуникации и развития речи. Неожиданной явилась положительная связь между выраженностью нарушений сна и зрительно-моторной координацией, диагностируемой посредством рисунка человека. Поскольку нарушения сна также коррелировали и с более выраженной изоляцией от сверстников, мы предполагаем, что положительная взаимосвязь со зрительно-моторной координацией может объясняться общей психологической чувствительностью. При этом рисунок человека может быть индикатором не столько зрительно-моторной координации, сколько склонности ребенка к самостоятельной и уединенной творческой активности. Кроме того, в целом в данном возрасте рисование является личностно значимым видом деятельности, интересным для большинства детей. Особенно эффекты творческого самовыражения у дошкольников связаны с психотерапевтической возможностью снятия психоэмоционального напряжения, которое в данном случае может возникать у детей, переживающих изоляцию со стороны сверстников, т. е. испытывающих коммуникативные трудности.
Выводы
Большинство детей пятилетнего возраста, зачатых при помощи ЭКО, имели нормативный уровень когнитивного развития, при этом около четверти детей демонстрируют недостаточно выраженный уровень развития компонентов когнитивного развития, что указывает на необходимость своевременной развивающей работы с детьми. Также выделена группа детей (4-9%) с риском формирования когнитивных трудностей, требующих комплексного обследования и создания соответствующих условий для развития. Они отличались от естественно зачатых детей в когнитивном развитии более высоким уровнем общей осведомленности, в образе жизни -более благоприятным для дошкольников режимом сна и бодрствования, менее выраженными трудностями кормления, более частым обращением к стоматологу с жалобами на болевые ощущения. Что касается состояния здоровья и физического развития, - они реже болели кожными инфекциями, у девочек отмечен более низкий ИМТ. Нарушения сна, трудности кормления, снижение ИМТ сопряжены с менее благоприятным когнитивным развитием у детей группы ЭКО, что подчеркивает важность взаимосвязи физического и когнитивного аспектов в целостном процессе психического развития детей в дошкольном возрасте и создает основу для целенаправленной коррекции психического и физического развития.
Литература
Безруких, М. М., Филиппова, Т. А., Верба, А. С., Иванов, В. В., Сергеева, В. Е. (2020). Особенности фунционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения. Новые исследования, 1 (61), 1 (61). Бохан, Т. Г., Силаева, А. В., Лещинская, С. Б., Терехина, О. В. (2023). Особенности психического и физического развития детей дошкольного возраста, рожденных с помощью ВРТ. СибСкрипт, 25(5(99)), 606-614. doi: 10.21603/sibscript-2023-25-5-606-614
Воронина, И. Д., Бохан, Т. Г., Терехина, О. В., Уайт, Э. К., Малых, С. Б., Ковас, Ю. В. (2016). Демографические показатели, образ жизни и здоровье в семьях с естественной и индуцированной беременностью в России и Великобритании. Теоретическая и экспериментальная психология, 9(4), 4. Лещинская, С. Б. (2020). Факторы, влияющие на развитие детей при вспомогательных репродуктивных технологиях: обзор литературы. Вестник психотерапии, 75, 130-146. Петеркова, В. А., Нагаева, Е. В., Ширяева, Т. Ю. (2017). Оценка физического развития детей и подростков: методические рекомендации. М.: НМИЦ эндокринологии Минздрава России.
Стародубцева, И. В. (2009). Изучение взаимосвязи интеллектуального развития и физического здоровья детей дошкольного возраста. Образование и наука, 10(67), 113120.
Суманеева, А. С., Муц, У. Ю., Макарова, Ю. В. (2016). Состояние здоровья детей дошкольного возраста, рожденных путем экстракорпорального оплодотворения. Смоленский медицинский альманах, 1, 234-237. Эльконин, Д. Б. (2007). Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия.
Якупова, В. А., Захарова, Е. И. (2016). Особенности внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО. Культурно-историческая психология, 12(1), 46-55. doi: 10.17759/chp.2016120105
Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.
Поступила в редакцию 16.05.2024 г.; повторно 14.06.2024 г.;
принята 08.07.2024 г.
Бохан Татьяна Геннадьевна - заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Лещинская Светлана Борисовна - доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Томского государственного университета, кандидат психологических наук.
E-mail: [email protected]
Силаева Анна Владимировна - доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Томского государственного университета, кандидат психологических наук.
E-mail: [email protected]
Шабаловская Марина Владимировна - доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Томского государственного университета; доцент кафедры фундаментальной психологии и поведенческой медицины Сибирского государственного медицинского университета, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
For citation: Bokhan, T. G., Leshchinskaia, S. B., Silaeva, A. V., Shabalovskaya, M. V. (2024). The Relationship between Cognitive and Physical Development of 5-year-old Children, Conceived through in Vitro Fertilization. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 93, 170-188. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/93/10
The Relationship between Cognitive and Physical Development of 5-year-old Children, Conceived through in Vitro Fertilization1
T.G. Bokhan1, S.B. Leshchinskaia1, A.V. Silaeva1, M.V. Shabalovskaya1- 2
1 Tomsk State University, 36, Lenin Ave., Tomsk, 634050, Russian Federation
2 Siberian State Medical University, 2, Moskovsky Tract, Tomsk, 634050, Russian Federation
Abstract
The cognitive development of children is closely related to their physical development and health. The scientific interest to identifying the relationships between cognitive and physical development of children born after in vitro fertilization (IVF) is based on the contradictory data about their mental and physical development. Methodological limitations are related to the fact that most studies are cross-sectional and are limited to early childhood, and studies of the relationship between physical and cognitive development have been mostly conducted on a sample of children not selected by conception method. The aims of this study were: to identify the characteristics of the cognitive and physical development of children aged 5 years conceived through IVF and to assess the relationship between their cognitive and physical development. The data were collected from the families participating in the Prospective Longitudinal Interdisciplinary Study of child development when their children reached the age of 5 years. The sample included 81 children conceived through IVF and 130 children conceived spontaneously. The Parent-Administered PARCA and Parent-reported PARCA were used to diagnose cognitive development and cognitive motivation, and the questionnaires by the Quebec Longitudinal Study of Child Development research group were used to diagnose sleep, nutrition, physical development, and health. Children conceived through IVF demonstrated significantly higher levels of general knowledge, experienced fewer feeding difficulties, went to bed at an earlier time, and suffered less skin infections compared to the control group. Girls conceived through IVF had a lower body mass index (BMI) compared to spontaneously conceived girls. In families who conceived children through IVF, significant correlations of sleep duration, feeding difficulties and BMI with indicators of cognitive development were observed.
Keywords: in vitro fertilization; spontaneous conception; IVF; preschool children; intellectual development; cognitive development; physical development; health
References
Bernier, A., Beauchamp, M. H., Bouvette-Turcot, A.-A., Carlson, S. M., & Carrier, J. (2013). Sleep and Cognition in Preschool Years: Specific Links to Executive Functioning. Child Development, 84(5), 1542-1553. doi: 10.1111/cdev.12063 Bezrukikh, M. M., Filippova, T. A., Verba, A. S., Ivanov, V. V., & Sergeeva, V. E. (2020). Oso-bennosti funtsional'nogo razvitiya detey 6-7 let i prognozirovanie riskov dezadaptatsii i trudnostey obucheniya [The functional development of children aged 6-7 years and forecasting the risks of maladaptation and learning difficulties]. Novye issledovaniya, 1(61).
1 This study was supported by the Tomsk State University Development Programme (Priority-
2030.
Т.Г. Eoxan, C.E. fle^mcKax, A.B. Cunaeea, M.B. №a6anoecKax
Bokhan, T. G., Silaeva, A. V., Leshchinskaya, S. B., & Terekhina, O. V. (2023). Osobennosti psikhicheskogo i fizicheskogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta, rozhdennykh s pomoshch'yu VRT [Mental and physical development of preschool children born with the help of ART]. SibSkript, 25(5(99)), 606-614. doi: 10.21603/sibscript-2023-25-5-606-614 Cozzani, M., Aradhya, S., & Goisis, A. (2021). The cognitive development from childhood to adolescence of low birthweight children born after medically assisted reproduction -A UK longitudinal cohort study. International Journal of Epidemiology, 50(5), 15141523. doi: 10.1093/ije/dyab009 Dordic, V., Tubic, T., & Jaksic, D. (2016). The Relationship between Physical, Motor, and Intellectual Development of Preschool Children. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 233, 3-7. doi: 10.1016/j.sbspro.2016.10.114 Elkonin, D. B. (2007). Detskayapsikhologiya [Child Psychology]. Moscow: Akademiya. Faa, G., Manchia, M., & Fanos, V. (2024). Assisted Reproductive Technologies: A New Player in the Foetal Programming of Childhood and Adult Diseases? Pediatric Reports, 16(2), Article 2. doi: 10.3390/pediatric16020029 Fata, S., Alu§ Tokat, M., & Temel Ugur, G. (2021). Does conception spontaneously or with ART affect postpartum parenting behaviors? Psychology, Health & Medicine, 26(6), 755763. doi: 10.1080/13548506.2020.1799044 Hansen, M., Greenop, K. R., Bourke, J., Baynam, G., Hart, R. J., & Leonard, H. (2018). Intellectual Disability in Children Conceived Using Assisted Reproductive Technology. Pediatrics, 142(6), e20181269. doi: 10.1542/peds.2018-1269 Hinkley, T., Teychenne, M., Downing, K. L., Ball, K., Salmon, J., & Hesketh, K. D. (2014). Early childhood physical activity, sedentary behaviors and psychosocial well-being: A systematic review. Preventive Medicine, 62, 182-192. doi: 10.1016/j.ypmed.2014.02.007 Jung, E., Molfese, V. J., Beswick, J., Jacobi-Vessels, J., & Molnar, A. (2009). Growth of Cognitive Skills in Preschoolers: Impact of Sleep Habits and Learning-Related Behaviors. Early Education & Development, 20(4), 713-731. doi: 10.1080/10409280802206890 Koivurova, S., Hartikainen, A.-L., Sovio, U., Gissler, M., Hemminki, E., & Jarvelin, M.-R. (2003). Growth, psychomotor development and morbidity up to 3 years of age in children born after IVF. Human Reproduction (Oxford, England), 18(11), 2328-2336. doi: 10.1093/humrep/deg445 Latorre-Roman, P. A., Mora-Lopez, D., & Garcia-Pinillos, F. (2016). Intellectual maturity and physical fitness in preschool children. Pediatrics International, 58(6), 450-455. doi: 10.1111/ped.12898
Leshchinskaya, S. B. (2020). Faktory, vliyayushchie na razvitie detey pri vspomogatel'nykh reproduktivnykh tekhnologiyakh: obzor literatury [Factors influencing the development of children with assisted reproductive technologies: a literature review]. Vestnik psikhoterapii, 75, 130-146.
Murasko, J. E. (2013). Physical growth and cognitive skills in early-life: Evidence from a nationally representative US birth cohort. Social Science & Medicine, 97, 267-277. doi: 10.1016/j.socscimed.2012.12.006 Nieto, M., Ricarte, J. J., Griffith, J. W., Slesinger, N. C., Taple, B. J., Fernandez-Aguilar, L., Ros, L., & Latorre, J. M. (2019). Sleep and cognitive development in preschoolers: Stress and autobiographical performance associations. Journal of Applied Developmental Psychology, 63, 16-22. doi: 10.1016/j.appdev.2019.05.005 Oliver, B., Dale, P. S., Saudino, K. J., Petrill, S. A., Pike, A., & Plomin, R. (2002). The validity of a parent-based assessment of cognitive abilities in three-year olds. Early Child Development and Care, 172(4), 337-348. doi: 10.1080/03004430212713 Paterlini, M., Andrei, F., Neri, E., Trombini, E., Santi, S., Villani, M. T., Aguzzoli, L., & Agostini, F. (2021). Maternal and Paternal Representations in Assisted Reproductive Technology and Spontaneous Conceiving Parents: A Longitudinal Study. Frontiers in Psychology, 12, 635630. doi: 10.3389/fpsyg.2021.635630
Peterkova, V. A., Nagaeva, E. V., & Shiryaeva, T. Yu. (2017). Otsenkafizicheskogo razvitiya detey i podrostkov: metodicheskie rekomendatsii [Assessment of the physical development of children and adolescents: methodological recommendations]. Moscow: NMIC of Endocrinology of the Ministry of Health of the Russian Federation. Piek, J. P., Dawson, L., Smith, L. M., & Gasson, N. (2008). The role of early fine and gross motor development on later motor and cognitive ability. Human Movement Science, 27(5), 668-681. https://doi.org/10.1016/j.humov.2007.11.002 Spangmose, A. L., Malchau, S. S., Schmidt, L., Vassard, D., Rasmussen, S., Loft, A., Forman, J., & Pinborg, A. (2017). Academic performance in adolescents born after ART -a nationwide registry-based cohort study. Human Reproduction, 32(2), 447-456. doi: 10.1093/humrep/dew334 Starodubtseva, I. V. (2009). Izuchenie vzaimosvyazi intellektual'nogo razvitiya i fizicheskogo zdorov'ya detey doshkol'nogo vozrasta [A study of the relationship between intellectual development and physical health of preschool children]. Obrazovanie i nauka, 10(67), 113-120.
Sumaneeva, A. S., Muts, U. Yu., & Makarova, Yu. V. (2016). Sostoyanie zdorov'ya detey doshkol'nogo vozrasta, rozhdennykh putem ekstrakorporal'nogo oplodotvoreniya [Health status of preschool children born through in vitro fertilization]. Smolenskiy meditsinskiy al'manakh, 1, 234-237.
Turkgeldi, E., Yagmur, H., Seyhan, A., Urman, B., & Ata, B. (2016). Short and long term outcomes of children conceived with assisted reproductive technology. European Journal of Obstetrics & Gynecology and Reproductive Biology, 207, 129-136. doi: 10.1016/j.ejogrb.2016.10.010 Vaughn, B. E., Elmore-Staton, L., Shin, N., & El-Sheikh, M. (2015). Sleep as a Support for Social Competence, Peer Relations, and Cognitive Functioning in Preschool Children. Behavioral Sleep Medicine, 13(2), 92-106. doi: 10.1080/15402002.2013.845778 Vo, M. T., Le, T. M. C., Le, T. Q., Do, D. V., & Ngo, M. X. (2021). Comparison of psycho-motor development among children conceived through icsi in-vitro-fertilisation and naturally at 5 through 30 months of age, Vietnam. European Journal of Obstetrics, Gynecology, and Reproductive Biology, 258, 157-161. doi: 10.1016/j.ejogrb.2020.12.027 von Wolff, M., & Haaf, T. (2020). In Vitro Fertilization Technology and Child Health.
Deutsches Ärzteblatt International, 117(3), 23-30. doi: 10.3238/arztebl.2020.0023 Voronina, I. D., Bokhan, T. G., Terekhina, O. V., White, E. K., Malykh, S. B., & Kovas, Yu. V. (2016). Demograficheskie pokazateli, obraz zhizni i zdorov'e v sem'yakh s este-stvennoy i indutsirovannoy beremennost'yu v Rossii i Velikobritanii [Demographic indicators, lifestyle and health in families with natural and induced pregnancy in Russia and the UK]. Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsikhologiya, 9(4), 4. Wang, F.-F., Yu, T., Chen, X.-L., Luo, R., & Mu, D.-Z. (2021). Cerebral palsy in children born after assisted reproductive technology: A meta-analysis. World Journal of Pediatrics: WJP, 17(4), 364-374. doi: 10.1007/s12519-021-00442-z Warsito, O., Khomsan, A., Hernawati, N., & Anwar, F. (2012). Relationship between nutritional status, psychosocial stimulation, and cognitive development in preschool children in Indonesia. Nutrition Research and Practice, 6(5), 451-457. doi: 10.4162/nrp.2012.6.5.451 Yakubova, V. A., & Zakharova, E. I. (2016). Osobennosti vnutrenney pozitsii materi u uchastnits programmy EKO [The mother's internal position in IVF program participants]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 12(1), 46-55. doi: 10.17759/chp.2016120105 Zeng, Z., Wang, Z., Yu, P., Wang, Y., Pei, Y., Dai, Y., Liu, Y., & Yang, Y. (2024). The Association between Assisted Reproductive Technologies and Neurodevelopmental Disorders in Offspring: An Overview of Current Evidence. Journal of Integrative Neuroscience, 23(1), Article 1. doi: 10.31083/j.jin2301015 Zhang, Z., Adamo, K. B., Ogden, N., Goldfield, G. S., Okely, A. D., Kuzik, N., Crozier, M., Hunter, S., Predy, M., & Carson, V. (2021). Associations between sleep duration, adiposi-
T.r. EoxaH, C.E. fle^mcKax, A.B. Cunaeea, M.B. №a6anoecKax
ty indicators, and cognitive development in young children. Sleep Medicine, 82, 54-60. doi: 10.1016/j.sleep.2021.03.037 Zhao, J., Yan, Y., Huang, X., & Li, Y. (2020). Do the children born after assisted reproductive technology have an increased risk of birth defects? A systematic review and meta-analysis. The Journal of Maternal-Fetal & Neonatal Medicine, 33(2), 322-333. doi: 10.1080/14767058.2018.1488168
Received 16.05.2024; Revised 14.06.2024;
Accepted 08.07.2024
Tatiana G. Bokhan - Head of the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling, Tomsk State University. D. Sc. (Psychol.), Professor. E-mail: [email protected]
Svetlana B. Leshchinskaia - Associate Professor, Department of Psychotherapy and Psychological Counseling, Tomsk State University. Cand. Sc. (Psychol.). E-mail: [email protected].
Anna V. Silaeva - Associate Professor, Department of Psychotherapy and Psychological Counseling, Tomsk State University, Cand. Sc. (Psychol.). E-mail: [email protected]
Marina V. Shabalovskaya - Associate Professor, Department of Psychotherapy and Psychological Counseling, Tomsk State University, Associate Professor, Department of Fundamental Psychology and Behavioral Medicine, Siberian State Medical University. Cand. Sc. (Psychol.). E-mail: [email protected]