Научная статья на тему 'Связь подготовки специалистов с производством - ведущий фактор становления опорного вуза'

Связь подготовки специалистов с производством - ведущий фактор становления опорного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / СВЯЗЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПОДГОТОВКА / ПРОИЗВОДСТВО / РАЗВИТИЕ / ДОГОВОР / СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / ФАКТОР / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА / РЕАЛИЗАЦИЯ / CORE UNIVERSITY / COMMUNICATIONS / SPECIALIST / TRAINING / PRODUCTION / DEVELOPMENT / CONTRACT / COOPERATION / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CONDITIONS / FACTOR / FORMS / METHODS / MEANS / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустов Юрий Андреевич, Лившиц Юрий Анатольевич

В статье раскрывается один из важнейших факторов становления Опорного Тольяттинского государственного университета, обогнавшего в своем развитии многие вузы Самарской области, а именно: непрерывная связь подготовки специалистов с производством и производительным трудом. Раскрываются объективные условия реализации этой связи, состоящие в соответствии профилей обучения студентов динамике развития отраслей промышленности и строительства в регионе. Наряду с этим дано обобщение субъективных условий реализации связей подготовки специалистов с производством, к которым, прежде всего, относится инициатива работников университета и местных предприятий по заключению договоров о всестороннем сотрудничестве в подготовке специалистов. В статье раскрываются также инновационные методы, формы и средства взаимовыгодного сотрудничества коллективов университета и местных предприятий по совместной деятельности в деле повышения качества специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF TRAINING WITH PRODUCTION AS A LEADING FACTOR IN THE FORMATION OF REFERENCE OF THE UNIVERSITY

The article reveals one of the most important factors in the formation of the Supporting Togliatti State University, which overtook many universities in the Samara Region in its development, namely: the continuous connection of training of specialists with production and productive work. The objective conditions for the implementation of this connection are revealed, consisting in accordance of the student learning profiles to the dynamics of the development of industries and construction in the region. Along with this, a generalization of the subjective conditions for the implementation of relations of training specialists with production is given, to which, above all, the initiative of employees of the university and local enterprises to conclude agreements on comprehensive cooperation in the training of specialists. The article also reveals innovative methods, forms and means of mutually beneficial cooperation between university teams and local enterprises in joint activities in improving the quality of specialists.

Текст научной работы на тему «Связь подготовки специалистов с производством - ведущий фактор становления опорного вуза»

Kustov Yury Andreevich, Livshits Yury Anatolyevich pedagogical

THE CONNECTION OF TRAINING WITH PRODUCTION ... sciences

УДК 378

СВЯЗЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПРОИЗВОДСТВОМ -ВЕДУЩИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ОПОРНОГО ВУЗА

© 2017

Кустов Юрий Андреевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и методики преподавания» Лившиц Юрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, заместитель ректора -директор гуманитарно-педагогического института Тольяттинский государственный университет (445040, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 16 в, e-mail: yurij-livshic@yandex.ru)

Аннотация. В статье раскрывается один из важнейших факторов становления Опорного Тольяттинского государственного университета, обогнавшего в своем развитии многие вузы Самарской области, а именно: непрерывная связь подготовки специалистов с производством и производительным трудом. Раскрываются объективные условия реализации этой связи, состоящие в соответствии профилей обучения студентов динамике развития отраслей промышленности и строительства в регионе. Наряду с этим дано обобщение субъективных условий реализации связей подготовки специалистов с производством, к которым, прежде всего, относится инициатива работников университета и местных предприятий по заключению договоров о всестороннем сотрудничестве в подготовке специалистов. В статье раскрываются также инновационные методы, формы и средства взаимовыгодного сотрудничества коллективов университета и местных предприятий по совместной деятельности в деле повышения качества специалистов.

Ключевые слова: Опорный университет, связь, специалист, подготовка, производство, развитие, договор, сотрудничество, объективные и субъективные условия, фактор, формы, методы, средства, реализация.

THE CONNECTION OF TRAINING WITH PRODUCTION AS A LEADING FACTOR IN THE FORMATION OF REFERENCE OF THE UNIVERSITY

© 2017

Kustov Yury Andreevich, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department «Pedagogy and methods teaching» Livshits Yury Anatolyevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Rector - Director of the Humanities and Pedagogical Institute Togliatti State University (445040, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 16v, e-mail: yurij-livshic@yandex.ru)

Abstract. The article reveals one of the most important factors in the formation of the Supporting Togliatti State University, which overtook many universities in the Samara Region in its development, namely: the continuous connection of training of specialists with production and productive work. The objective conditions for the implementation of this connection are revealed, consisting in accordance of the student learning profiles to the dynamics of the development of industries and construction in the region. Along with this, a generalization of the subjective conditions for the implementation of relations of training specialists with production is given, to which, above all, the initiative of employees of the university and local enterprises to conclude agreements on comprehensive cooperation in the training of specialists. The article also reveals innovative methods, forms and means of mutually beneficial cooperation between university teams and local enterprises in joint activities in improving the quality of specialists.

Keywords: Core University, communications, specialist, training, production, development, contract, cooperation, objective and subjective conditions, factor, forms, methods, means, implementation.

В 2017 году Тольяттинский государственный университет решениями Министерства образования и науки Российской Федерации признан Опорным университетом региона и центром инновационного и технологического развития Самарской области.

Возникает вопрос - что способствовало такому динамичному развитию Тольяттинского государственного университета, который за 66 лет из филиала Куйбышевского индустриального института (открыт в 1951 году) и Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета (открыт в 1988 году) достиг столь высокого статуса?

В 2017 году отмечался 100-летний юбилей со дня открытия в Самарской области университетского образования, которое «старше» начала основания ТГУ на 34 года.

Благодаря чему коллективу ТГУ удалось в своем развитии обогнать другие вузы области? Ответ на этот вопрос позволит коллективу университета сохранить темпы своего развития, а остальным коллективам вузов ускорить динамику своего становления. Ответ на поставленный вопрос будет неоднозначным.

Существуют объективные и субъективные предпосылки темпов развития Тольяттинского государственного университета.

Среди объективных условий его становления является непрерывного развитие в г. Тольятти строительства и открытие ведущих предприятий страны: Жигулевской ГЭС, Волжского автомобильного завода, Волгоцеммаша, предприятий большой химии, жилья и объектов соцкультбыта, технопарка «Жигулевская до-14

лина» - регионального оператора фонда «Сколково» и др.

Непрерывный социально-экономический рост региона требовал обеспечения его кадрами, который мог быть выполнен в полной мере их подготовкой на месте, рядом с предприятиями и в тесной связи с их деятельностью.

Далее вступают субъективные предпосылки развития высшего образования в г. Тольятти, приоритетной из которых являлось обеспечение соответствия специальностей, получаемых студентами, местным отраслям промышленности и производства.

Открытие в 1951 году в г. Ставрополе-на-Волге (ныне г. Тольятти) филиала Куйбышевского индустриального института было вызвано необходимостью подготовки инженеров-гидротехников и специалистов в области гражданского строительства при возведении Жигулевской ГЭС.

Строительные площадки гидроузла были лабораториями невиданных масштабов, где проводились испытания поступавшей на строительство гидростанции новой техники. В процессе строительства гидроэлектростанции новаторами, среди которых многие были студентами, было предложено много интереснейших инженерных решений.

Среди них: автоматизация управления земснарядами, укрупнение блоков бетонирования, ванный способ сварки арматуры, укрупнение сборки гидроагрегатов, использование предварительно напряженных железобетонных конструкций и многое другое.

В тоже время, развивающийся ТГУ обеспечивал все этапы модернизации экономики города в сфере подго-Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1

педагогически науки

Кустов Юрий Андреевич, Лившиц Юрий Анатольевич СВЯЗЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПРОИЗВОДСТВОМ ...

товки кадров и выполнения научных исследовании для нужд не только строящейся ГЭС, но и автомобильной промышленности, машиностроения, энергетики, химической промышленности.

За прошедшие 66 лет в ТГУ подготовлено свыше 80 тысяч специалистов, соответствующих потребностям предприятий региона. Уже тогда, во время строительства Жигулевской ГЭС, ведущие специалисты и ученые дали высокую оценку необходимости обобщения передового опыта строительства в повышении качества готовящихся кадров.

Так, начальник строительства Жигулевской ГЭС, первый профессор открывшегося филиала Куйбышевского индустриального института в г. Ставрополе И.В. Комзин отмечал, ссылаясь на академика А.В. Винтера: «Днепрострой был университетом гидротехнического строительства. А вот строящийся сегодня Куйбышевский гидроузел - это неизмеримо новое, новое по технике, по приемам работ, по проекту. Это Академия гидротехнического строительства. Изучайте всемерно все то новое, что рождалось у вас в процессе строительства и монтажа, записывайте, суммируйте, собирайте всюду драгоценные крупицы всего нового и передового в вашем замечательном опыте» [1].

Развитие в Тольятти отраслей тяжелого машиностроения, электротехнической промышленности сопровождалось подготовкой в вузе инженеров по многим специальностям: «Технология машиностроения», «Металлорежущие станки и инструменты», «Оборудование и технологии сварочного производства», «Электрические машины и аппараты».

С началом строительства Волжского автомобильного завода здесь были открыты такие специальности как «Автомобили и тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания», «Автомобили и автомобильное хозяйство» и др.

Опыт сотрудничества коллектива Тольяттинского государственного университета с предприятиями и производственными объединениями показывает, что его развитию, совершенствованию учебно-воспитательного процесса в нем способствуют такие организационно-педагогические меры:

- ориентация университета на участие в развитии города и региона;

- обеспечение соответствия специальностей, получаемых студентами, местным отраслям промышленности и производства, направлениям развития культуры городского сообщества;

- совершенствование структуры и содержания подготовки студентов на основе дидактически целесообразного сочетания теоретической и практической подготовки и профессиональной направленности обучения;

- совместная с предприятиями корректировка содержания обучения в соответствии с новейшими достижениями науки, техники и производства;

- разработка и реализация технологии системы соединения учебно-воспитательного процесса в университете с производством и производительным трудом студентов;

- освоение работниками университета методик анализа рынка труда и использование его результатов в планировании стратегии развития университета;

- закрепление связей университета с предприятиями долговременными договорами о всестороннем и взаимовыгодном сотрудничестве.

Опыт показал, что управление сотрудничеством вуза с производством должно состоять в определении основных направлений, в соответствии с которыми должны развиваться связи [2-5]. Оказалось целесообразным основные положения взаимосвязей закрепить документально в виде долгосрочных договоров вуза с предприятиями.

Примером такого документа является Генеральный договор о сотрудничестве между университетом и Волжским объединением по производству легковых ав-

томобилей.

Министр высшего и среднего специального образования академик И.Ф. Образцов дал высокую оценку договору о содружестве института с автозаводом. Он писал: «Для улучшения профессиональной подготовки студентов между институтом и Волжским автомобильным заводом заключен договор о содружестве. В договоре отражены взаимные обязательства по учебной, научной и воспитательной работе. Предусматривается систематическая совместная работа над совершенствованием учебных программ. Учебный процесс в институте ориентируется на его непосредственную связь с производственной практикой студентов на базе Волжского автомобильного завода. При этом особое внимание уделено разработке и внедрению единых программ обучения по фундаментальным дисциплинам как средству повышения уровня общетеоретической подготовки, с одной стороны, и с другой - привлечению к активному участию в учебном процессе вуза крупных специалистов с Волжского автозавода, что позволяет повысить уровень подготовки студентов к решению конкретных задач в своей будущей деятельности» [6].

На основе договора разработаны конкретные планы его выполнения факультетами, кафедрами и подразделениями предприятия, установлены деловые связи между ними.

Например, учебная часть института установила прямую связь с отраслевым учебным центром автозавода, кафедра «Авиационное и автотракторное оборудование» - с отделом испытания электрооборудования управления главного конструктора, кафедра «Экономика промышленности и организация труда» - с планово-экономическими службами завода.

Тесное сотрудничество установилось между инженерно-техническими работниками кузнечно-прессового производства с кафедрой «Машины и технологии обработки металлов давлением». Со многими производствами и цехами связана кафедра «Автомобили и тракторы» института».

Подразделения ВАЗа являются своеобразной школой повышения квалификации прежде всего для преподавателей университета.

Преподаватели, проходя стажировку на автозаводе, не только знакомятся с его передовой техникой и технологией, но и проводят тщательный педагогический анализ техники и технологических процессов, а затем вносят уточнения и дополнения в программы читаемых курсов.

Так были уточнены программы курсов «Теория конструирования и расчет автотракторного электрооборудования», «Технология автотракторного электрооборудования» и др. Преподавателями кафедры «Автомобили и тракторы» внесены изменения в программы курсов по расчету и конструированию автомобилей с учетом технических условий автозавода.

Преподаватели кафедры «Экономика промышленности и организация труда» при чтении лекций особое внимание уделяют раскрытию таких вопросов, как «Применение АСУП в условиях ВАЗа», «Организация нормирования и оплаты труда на ВАЗе», «Управление качеством продукции на ВАЗе» и т.д.

Такого рода изменения, внесенные в программы, позволяют приблизить обучение студентов к последним достижениям техники, технологии и организации производства.

Многие преподаватели в процессе ознакомления с техникой и технологией автозавода вносят ценные предложения в методику подготовки инженеров. Так, например, доцент кафедры «Металлорежущие станки и инструменты» И.С. Ногин, изучив особенности технологии сборки автомобилей «Жигули», пришел к выводу о возможности привлечения студентов в процессе ознакомительной практики к работе на конвейерах и автоматических линиях.

Kustov Yury Andreevich, Livshits Yury Anatolyevich

THE CONNECTION OF TRAINING WITH PRODUCTION ..

pedagogical sciences

Старший преподаватель кафедры «Машины и технология обработки металлов давлением» Л.Н. Цой, изучив прессовое производство ВАЗа, нашел возможным организовать часть лабораторно-практических работ на прессовом оборудовании завода, которого нет в лаборатории вуза.

Кафедрой «Технология машиностроения» занятия по курсу «Автоматика и автоматизация производственных процессов» проводятся непосредственно на действующих автоматических линиях.

Особенно широко используется материальная база автозавода по организации и проведению производственной практики студентов.

Более половины студентов всех специальностей проходят производственную практику в цехах и подразделениях автозавода.

С целью подготовки студентов к условиям, в которых им придется работать после окончания вуза, согласовываются индивидуальные задания для студентов, предварительно намеченных к направлению на автозавод.

В вузе широко ведется разработка тематики курсовых и дипломных проектов, связанных с решением актуальных производственных вопросов автозавода. На кафедрах «Машины и технология обработки металлов давлением», «Авиационное и автотракторное электрооборудование», «Автомобили и тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания» более 50% курсовых и дипломных проектов непосредственно связаны с автозаводом.

Специалисты предприятия не только помогают разрабатывать тематику студенческих проектов, но и выступают в качестве руководителей этих работ, читают лекции студентам, проводят лабораторные и практические работы.

Значительную помощь в осуществлении связи преподавания с задачами производства оказывает руководство ВАЗа, передавая для учебных целей техническую документацию, относящуюся к конструкциям оригинальных изделий, к новейшим технологическим процессам, к организации и экономике производства. Оказывается помощь в оснащении лабораторий и кабинетов передачей вузу образцов продукции, деталей, инструментов.

В частности, благодаря помощи автозавода в вузе за короткий срок оборудованы лаборатории по циклу автомобилестроительных специальностей, обновлено оборудование в лабораториях кафедр «Оборудование и технология сварочного производства», «Оборудование и технология пайки».

Преподаватели и студенты совместно с работниками завода проводят исследования по повышению надежности и долговечности деталей и узлов автомашин. Результаты исследований внедряют в производство, издают научно-технические сборники, проводят совместные научно-технические конференции по освещению и пропаганде результатов научных исследований и передового опыта производства.

Кафедры вуза оказывают значительную помощь курсам повышения квалификации автозавода, отделу технического обучения в составлении перечня и подбора необходимого оборудования для лабораторий учебного центра ВАЗа.

Университетом совместно с отделом технического обучения ВАЗа составлены и выполняются подробные планы стажировки выпускников. За ее организацию ответственны заведующие профилирующих кафедр. Руководя стажировкой, они лучше видят недостатки в подготовке выпускников и вносят изменения в учебный процесс.

Договоры о всестороннем сотрудничестве между вузами и передовыми предприятиями в значительной степени способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов широкого профиля.

С каждым годом растут формы сотрудничества подразделений ТГУ с местными предприятиями, направленные на обеспечение связи подготовки специалистов

с производством.

Так, корпорация «Тольяттиазот» передала университету партию нового оборудования для оснащения корпоративной лаборатории «Машины и аппараты химических производств» на сумму 800 000 рублей. Кафедра «Прикладная математика и информатика» университета получила в подарок оборудование для компьютерных классов от компании EPAM Syetems (ES), которое помогает актуализировать учебные программы для студентов.

Участие специалистов «Роструда» в работе кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью» позволило открыть в опорном вузе новую магистерскую программу «Надзорная и инспекционная деятельность в сфере труда».

Преемственность в системе подготовки «вуз-производство» имеет огромное значение [7-18]. Благодаря установлению тесной связи подготовки специалистов с производством в ТГУ с каждым годом растет качество его выпускников.

Здесь неукоснительно выполняется наказ одного из ведущих педагогов высшей школы профессора К.Г. Марквардта: «Основой для подготовки инженера должно являться, наряду с непрерывным изучением дисциплины гуманитарного и социально-экономического циклов, изучение специальности по восходящей спирали: от уровня наиболее простой для вуза модели (на базе математических представлений, обеспечиваемых звеньями средней школы, первый курс), до самой сложной (на базе современной системно-кибернетической подготовки, пятый курс). Такая подготовка специалистов совпадает с развитием науки и отражает основной принцип научного познания - движения вглубь: от явлений к сущности, от сущности первого порядка и сущности второго порядка и т.п. [19].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Комзин И.В. Организация строительства Куйбышевского гидроузла// Производственный бюллетень. Куйбышевгидрострой. 1959. № 10. С. 5-12.

2. Лившиц Ю.А. Анализ высшего образования как института профессиональной социализации (теоретический аспект) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 4752.

3. Зверева И.А. Система высшего образования нижегородской области: реалии и тенденции // Вестник НГИЭИ. 2014. № 5 (36). С. 148-170.

4. Ульянина О.А., Исаев Р.А. Современные тенденции модернизации высшего профессионального образования в россии и за рубежом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 127-130.

5. Платонова Р.И., Бубякина Е.В., Парфенов И.Я. Состояние и перспективы региональных вузов в современной системе высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 153-157.

6. Образцов И.Ф. ХХУсьезд КПСС и новые проблемы образования //Вопросы философии. 1976. № 4. С. 18.

7. Лизунов П.В. Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений спо и вузов как ведущая проблема профессионального образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 81-84.

8. Мишин А.В. Значение учебных мастерских в профессиональной подготовке студентов средних специальных учебных заведений // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 132-135.

9. Каплина С.Е. Результаты анализа региональных сетевых моделей интеграции в различных субьектах Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 44-49.

10. Савченков А.В. Преемственность ссуза и вуза, как форма ите-грации в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 146-149.

11. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления деятельности технического вуза по реализации непрерывного образования в условиях интеграции спо и впо // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 275-278.

12. Петриченко Л.А. Методологические аспекты эффективного управления качеством образования в высшем педагогическом учебном заведении //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 52-56.

13. Герасименко В.Г. Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 34-37.

14. Казакова Н.Д., Денисова Ж.А., Малеева Р.Ф. Тенденции и резервы развития системы высшей школы современной России //

16

Scientific Vector of the Balkans. 2017. № 1

педагогически науки

Кустов Юрий Андреевич, Лившиц Юрий Анатольевич СВЯЗЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПРОИЗВОДСТВОМ ...

Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 83-87.

15. Алехина М.А., Федосеев В.М. Математика в системе многоуровневого инженерного образования: актуализация интеграции с техническими науками //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 58-62.

16. Цветкова И.В. Проблемы реализации инновационного потенциала инженерно-технических работников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 270-274.

17. Бахарев Н.П., Бахарева Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 38-40.

18. Люсев В.Н., Чапаев Н.К., Шевченко К.В. Теоретико-методологические аспекты интеграции педагогических и производственных факторов в профессиональном образовании //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 126-132.

19. Марквардт К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. М.: Знамя, 1986. 61 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.