Научная статья на тему 'Связь научных исследований и образовательного процесса в вузах'

Связь научных исследований и образовательного процесса в вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / RESEARCH POTENTIAL / PERSONNEL SATISFACTION / MANAGERIAL DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагинова Ольга Витальевна, Завьялова Надежда Борисовна, Штыхно Дмитрий Александрович

В статье представлены результаты научного исследования по оценке удовлетворенности персонала медицинского учреждения, выполненного преподавателями, студентами и аспирантами РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сагинова Ольга Витальевна, Завьялова Надежда Борисовна, Штыхно Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents findings of the research dealing with satisfaction appraisal of the medical institution personnel, which was carried out by lecturers, students and post-graduate students of the Russian Plekhanov University of Economics.

Текст научной работы на тему «Связь научных исследований и образовательного процесса в вузах»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Д-р экон. наук О. В. Сагинова

канд. техн. наук Н. Б. Завьялова канд. экон. наук Д. А. Штыхно

СВЯЗЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ВУЗАХ

В статье представлены результаты научного исследования по оценке удовлетворенности персонала медицинского учреждения, выполненного преподавателями, студентами и аспирантами РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова и словосочетания: исследовательский потенциал, удовлетворенность персонала, управленческие решения.

Современные требования к специалистам в области экономики чрезвычайно велики. Это обусловлено, с одной стороны, значительным воздействием конкуренции, в жестких условиях которой организации не в состоянии выжить без экономически взвешенных и сбалансированных решений. С другой стороны, от специалистов требуются генерация новых идей и подходов, нестандартный взгляд на проблемы, наличие инновационной культуры, что в совокупности обеспечит опережающее и устойчивое развитие организаций. Очевидно, что удовлетворение этих требований возможно только через процесс интеграции образования и бизнеса. Наиболее эффективным решением этой задачи является проведение инициативных или заказных научных исследований с максимальным привлечением студентов и аспирантов вуза для их выполнения.

Такой подход обеспечивает:

1) наращивание исследовательского потенциала, что позволит стать вузу компетентным органом в области научной экспертизы, консалтинга, аутсорсинга и др.;

2) формирование компетенций современных кадров;

3) трансфер знаний вузовской науки в организации.

В качестве примера можно привести опыт сотрудничества РЭУ им. Г. В. Плеханова с одним из высокотехнологичных медицинских учреждений Москвы, чей уровень зрелости определяется спецификой оказываемых уникальных медицинских услуг, наличием масштабных научных проектов, реализуемых персоналом организации, значительным интеллектуальным капиталом, накопленным за многие десятилетия плодотворной работы, впечатляющими результатами, признанными во всем мире. Концентрируя внимание на основной деятельности организации - оказании качественных медицинских услуг, менеджмент медицинского учреждения оказался не готов к работе в условиях рыночной экономики и изменений в законодательстве, отразившихся на финансировании организации. Следует отметить, что данная категория медицинских учреждений занимает особое место в устойчивом развитии отрасли и регионов и требует пристального к ней внимания. В первую очередь это связано с изменением потребительских предпочтений и ростом спроса на

предоставление комплексных высокотехнологичных медицинских услуг. Население РФ стареет быстрыми темпами и, как следствие, растет потребность в стационарной хирургической медицинской помощи и реабилитации. Кроме того, сегмент высокотехнологичной медицинской помощи - не только социально значимый, но и конкурентоспособный элемент современной российской экономики. Однако накопленный за многие годы опыт, технологии, методы и методики, уровень квалификации персонала требуют постоянной поддержки и совершенствования. В этом случае мониторинг и оценка значимых для медицинских учреждений показателей являются эффективным инструментом менеджмента.

Факультет бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова инициировал исследование в высокотехнологичном медицинском учреждении, направленное на анализ достижимости трех неразрывно связанных ключевых целей, характерных для большинства сервисных компаний, оказывающих высокопрофессиональные услуги: удовлетворенность клиентов, удовлетворенность персонала, прибыльность. В результате была разработана методика исследования, создана информационная система, обеспечивающая ввод и хранение первичных данных, выполнен анализ полученных результатов, сформулированы основные направления в области совершенствования процессов управления организацией.

В рамках первого этапа научно-исследовательской работы «Совершенствование системы управления организацией» рассматривались вопросы удовлетворенности персонала высокотехнологичного медицинского учреждения с целью:

- определить уровень удовлетворенности и лояльности сотрудников;

- выявить факторы, повышающие/понижающие уровень удовлетворенности;

- выявить факторы удовлетворенности и лояльности, влияющие на эффективность процессов в организации;

- выработать решения, направленные на повышение удовлетворенности;

- оценить социально-психологический климат в коллективе;

- выявить риски в управлении персоналом.

Многомерный анализ степени удовлетворенности персонала выполнялся по таким направлениям, как уровень материального вознаграждения, эффективность системы мотивации труда, условия труда, система обучения и переподготовки персонала. В основу легли результаты анкетирования, проводимого студентами и аспирантами с участием квалифицированных преподавателей факультета бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова на территории медицинского учреждения. При анкетировании использовался метод квотной выборки, когда модель структуры генеральной совокупности строится пропорционально численности персонала в каждой категории служащих организации (администрация, врачи, средний и младший медицинский персонал, сервисный персонал). Вопросы анкеты были структурированы по группам, включающим многоуровневую оценку общей удовлетворенности персонала, оценку удовлетворенности персонала организацией и содержанием трудовой деятельности, а также оценку мотивации и текущего уровня лояльности персонала медицинского учреждения.

Поддержка исследования осуществлялась информационной системой, разработанной студентами факультета информатики, на базе которой аккумулировались результаты анкетирования и многомерного анализа для формирования управленческих решений.

Определение уровня удовлетворенности осуществлялось по модифицированной шкале Лайкерта от одного («не согласен») до шести («согласен»). Специфические характеристики персонала, сформированные под воздействием профессиональной деятельности, возраста, пола, стажа работы в организации, отслеживались путем уточнения объекта исследования в разрезе категории служащих (администрация, врач, средний и младший медицинский персонал, персонал сервисных служб) и демографических характеристик.

Результаты оценки общей удовлетворенности персонала эффективностью работы представлены на рис. 1.

Большинство сотрудников организации делают все возможное для обеспечения высокого качества услуг

Я хорошо представляю цели и задачи моего отделения

Функциональность оборудования используется в полном объеме

Уровень профессионализма сотрудников соответствует самым высоким требованиям

Сотрудников поощряют находить новые и эффективные пути решения задач организации управления

Сотрудники берут на себя ответственность за результаты работы

В организации налажена коммуникация между руководителями и сотрудниками

В организации налажено взаимодействие между подразделениями

В подразделениях развита практика делегирования полномочий

Низкая эффективность работ у нас недопустима

Отделения хорошо оснащены высокотехнологичным оборудованием

I Дцминистрация И Врачи А Медицинский персонал к Сервисный персонал

Рис. 1. Оценка степени общей удовлетворенности персонала

Анализ выявил единодушие и высокую степень удовлетворенности сотрудников по таким ключевым вопросам, как недопустимость низкой эффективности работ, знание задач коллектива, стремление коллектива обеспечить высокое качество услуг. Однако по вопросам использования функциональных возможностей оборудования только 72% опрошенных респондентов из категории «Врачи» и 66% из числа администрации утвердительно ответили на данный вопрос, что может свидетельствовать как о недостаточной подготовке персонала, так и о сбоях в службах, обеспечивающих настройку сложного специализированного оборудования.

Детальный анализ степени удовлетворенности реализацией процессов в организации (рис. 2) выявил проблемы в процессах закупок оборудования и

развития инфраструктуры организации, планирования и принятия управленческих решений.

Диагностика Оценка качества работы персонала

Оценка эффективности лечения -

Подбор персонала f

Степень новизны контрольных измерительных приборов, наличие документации и '

Обеспечение условий для работы (помещения, оборудование) н i ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ^^ Закупка расходных материалов :: ИТ-поддержка ;

Связь с отделом кадров Закупка оборудования Процесс принятия управленческих решений и Планирование, внедрение новых технологий Осуществление краткосрочного планирования Управление запасами

Инвестиционный процесс (закупка оборудования, развитие инфраструктуры и т. д.) ,-) .— Расчет заработной платы из внебюджетный средств г

0% IOS 20% ''С1: 50% 60% 70% S0%

Степень удовлетворенности персоналом

Рис. 2. Степень удовлетворенности персонала деятельностью организации и содержанием процессов

По результатам исследования были выделены группы процессов с учетом признака его значимости для организации по мнению респондентов (таблица) и выявлены проблемы по каждой из них. Такой подход позволяет выявить проблемы настоящего периода, а также спрогнозировать возникновение возможных проблем из-за недостаточного внимания к тем или иным процессам.

Проведенные исследования позволили предложить руководству медицинского учреждения систему мероприятий, направленных на устранение существующих недостатков, согласовать их исполнение не только с учетом специфики текущего момента, но и с целью реализации стратегических задач. Например, оперативные мероприятия в части управления персоналом должны включать решения, направленные:

- на оптимизацию постоянной части заработной платы на основе оценки должностей и формирования системы категорий;

- анализ традиционных схем оплаты труда и разработку альтернативных эффективных схем вознаграждения;

- разработку системы вознаграждения (переменной части) по результатам на основе ключевых показателей эффективности (KPI);

- формирование системы переподготовки кадров немедицинского персонала;

- формирование системы рейтингов и оценки уровня переподготовки (повышения квалификации) сотрудников, а также учета уровня квалификации персонала как элемента в сбалансированной системе оплаты труда;

- формирование социального пакета для сотрудников и членов их семей.

Проблемные зоны в управлении организацией

Процессы, определенные как значимые в настоящее время для деятельности организации

Направление исследования Выявленные проблемы

Материальные факторы • Отсутствие системы мотивации персонала. • Низкая удовлетворенность персонала материальным вознаграждением. • Низкая удовлетворенность расчетом и начислением заработной платы по бюджету. • Низкая удовлетворенность расчетом заработной платы из внебюджетных средств

Инвестиции и закупки • Низкая удовлетворенность инвестиционными процессами. • Низкая удовлетворенность процессом принятия инвестиционных решений по закупке оборудования. • Низкая удовлетворенность управлением запасами. • Низкая удовлетворенность процессом закупки оборудования

Процессы планирования • Низкая удовлетворенность планированием внедрения новых технологий. • Низкая удовлетворенность осуществлением краткосрочного планирования

Процессы, определенные как незначимые в настоящее время для деятельности организации

Направление исследования Выявленные проблемы

Маркетинг и продажи • Отсутствие маркетинговых исследований и мероприятий. • Проблемы продаж через страховые компании. • Проблемы продажи платных услуг

Планирование и бюджетирование • Неудовлетворенность подготовкой аналитической информации для принятия управленческих решений. • Неудовлетворенность подготовкой и принятием инвестиционных решений. • Реализация долгосрочного планирования и бюджетирования

Повышение квалификации • Слабая связь с отделом кадров. • Отсутствие внутреннего аудита. • Неудовлетворенность обучением/переподготовкой персонала сервисных служб

Оценка процесса закупок оборудования и медикаментов показала крайнюю степень неудовлетворенности практически по всем параметрам процесса: почти 50% респондентов не удовлетворены или скорее не удовлетворены организацией и содержанием закупок как медикаментов и расходных материалов, так и оборудования, процессом принятия инвестиционных решений, бюджетным планированием. Поскольку рассматриваемое медицинское учреждение является бюджетной организацией, то механизм расходования денежных средств на приобретение оборудования и расходных материалов достаточно сложный и регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, ока-

зание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данный закон, ориентированный на обеспечение эффективного использования средств бюджета, требует определенной дисциплины от менеджмента организации - правильного и четкого планирования закупок, распределения средств, своевременной их реализации с учетом всех факторов, в том числе и рисков при совершении тех или иных сделок.

Важным этапом является разработка плана закупок, задача которого состоит не только в выявлении потребностей организации, но и в определении объемов финансирования, т. е. происходит формирование бюджетов доходов и расходов учреждения. При реализации плана закупок необходимо определить параметры закупок, формулирующих требования к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке товаров или требования к результатам работ (услуг). Для бесперебойной поставки оборудования, товаров или услуг, а также с целью минимизации складских запасов необходимо иметь четкий график размещения заказов с учетом того, что конкурсная или котировочная документация проходит согласование в ряде инстанций, например, у распорядителя бюджетных средств, в органе казначейского исполнения, агентствах по госзаказу и др. Учитывая, что интересы медицинских учреждений в части закупок имеют специфические особенности, весьма полезной может оказаться разработка документа, поясняющего специфику заказа по определенной форме, что дисциплинирует составителя заявки, а также снижает риски несоответствия поставки требованиям заказчика.

Представленные фрагменты исследования показывают значимость полученных результатов и подтверждают необходимость регулярного мониторинга удовлетворенности персонала, который может быть выполнен службами самого медицинского учреждения, что позволит регулярно отслеживать расхождение между текущим и желаемым состоянием удовлетворенности персонала, эффективностью принятых мер и управленческих решений.

Не менее значимые результаты получил и вуз. Методика исследования, опыт консалтинга, опыт практической разработки студентами и аспирантами информационной системы, вовлечение молодых ученых и магистров в социально значимый научный проект, формирование базы данных для выполнения проектных и самостоятельных работ - все это в очередной раз подтверждает необходимость конвергенции реальной экономики и образовательных учреждений.

Список литературы

1. Актуальные вопросы управления персоналом : сборник / под ред. В. И. Данилова. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2008.

2. Дубина И. Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. - М. : Academia, 2009.

3. Завьялова Н. Б., Сагинова О. В., Мельников М. С. Удовлетворенность персонала в устойчивом развитии организации // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2012. - Специальный выпуск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.