Связь качества образовательной среды и психического развития ребенка
Веракса А.Н.
МГУ имени М.В.Ломоносова
г. Москва (Россия)
Бухаленкова Д.А.
МГУ имени М.В.Ломоносова
г. Москва (Россия)
Мартыненко М.Н.
МГУ имени М.В.Ломоносова
г. Москва (Россия)
Вопросы качества образования приобрели в современных исследованиях статус самостоятельного направления [1], [2], [3]. Только за последние десять лет опубликовано более двухсот работ, посвященных изучению различных параметров качества образования дошкольного учреждения. Достаточно интенсивно развивается практика оценки качества образовательной среды и в России [4], [5]. Однако задача понимания того, как связано качество образовательной среды дошкольного учреждения с психическим развитием ребенка, сохраняет свою актуальность. Целью настоящего обзора является рассмотрение и систематизация результатов, полученных в современных эмпирических исследованиях.
В рамках проведенного теоретического исследования был проведен обзор 23 работ, посещённых анализу связи качества образовательной среды с когнитивным, эмоционально-личностным и регуляторным развитием детей дошкольного возраста. В первой части обзора представлены результаты мета-анализа 8 корреляционных исследований, а во второй - систематический обзор 15 исследований с использованием дисперсионных и регрессионных процедур анализа данных. Для оценки качества образовательной среды в рассмотренных исследованиях использованы методики ECERS-R [6] и CLASS [7].
Мета-анализ 8 корреляционных исследований позволил выявить наличие слабых связей качества образовательной среды с когнитивным и социальным развитием. В результате систематического обзора исследований с использованием регрессионных и дисперсионных процедур анализа данных было обнаружено значительное количество положительных связей между качеством образовательной среды и показателями психического развития детей. В большинстве рассмотренных исследований обнаружены результаты,
свидетельствующие о том, что дети с опытом длительного посещения детского сада с высокой оценкой по методикам ECERS-R или CLASS, имеют меньше поведенческих проблем и более высокие показатели речевого развития, чтения и счета, чем воспитанники групп с низким качеством образовательной среды. Методика CLASS, в отличие от ECERS-R, выступает предиктором также и для развития регуляторных функций. В нескольких исследованиях с применением методик CLASS и ECERS-R уровень развития регуляторных функций у детей был связан только с
параметрами CLASS. В работе приведены возможные объяснения того, почему корреляционный тип исследований оказался недостаточно эффективным в исследованиях связи качества образовательной среды и психического развития детей.
В дальнейшем необходимо проведение крупномасштабного исследования связи качества образовательной среды с психическим развитием детей дошкольного возраста на российской выборке.
Работа выполнена при поддержке Гранта РНФ №17-78-20198.
Литература
1. Pianta R., Burchinal M., Barnett E., Thornburg K. Preschool in the United States: What we know, what we need to know, and implications for policy and research // Psychological Science in the Public Interest. - 2009. -V. 10.
- P. 49-88.
2. Burchinal M., Kainz K., Cai Y. How well do our measures of quality predict child outcomes? A meta-analysis and coordinated analysis of data from large-scale studies of early childhood settings // Quality measurement in early childhood settings. Baltimore, MD: Brooks. - 2011.
3. Camilli G., Vargas S., Ryan S., Barnett W. Meta-analysis of the effects of early education interventions on cognitive and social development // Teachers College Record. - 2010. - P. 579-620.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - №3.
5. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013.
- №5.
6. Harms T., Clifford R.M., Cryer D. Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R) Revised Edition // - 2005.
7. Pianta R., LaParo K., Hamre B. Classroom Assessment Scoring System PreK manual // Baltimore, MD: Brookes. - 2008.