Научная статья на тему 'Связь гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток, обучающихся в вузе'

Связь гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток, обучающихся в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / МАТЕРИНСТВО / GENDER IDENTITY / HARDINESS / CRISIS OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Михаил Юрьевич, Гусев Алексей Николаевич, Конопак Игорь Александрович

Статья посвящена проблеме связи гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток различного возраста. Рассматриваются возможные причины, ведущие к кризисным изменениям гендерной идентичности. На выборке студенток вуза (168 чел.) при помощи Теста жизнестойкости (Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова), методики М. Куна «Кто я» и шкалы тревожности Дж. Тейлора рассматривается связь жизнестойкости и гендерной идентичности в зависимости от отношения к ней. Показано, что связь между жизнестойкостью и гендерной идентичностью не является однозначной и зависит в значительной мере от семейного статуса студенток. Материнство является фактором, детерминирующим существенные изменения в гендерной идентичности. В результате позитивное восприятие себя как женщины у студенток, имеющих детей, оказывается связанным с аттитюдом Контроля, а у остальных с аттитюдами Включенности и Принятия риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин Михаил Юрьевич, Гусев Алексей Николаевич, Конопак Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relation of Gender Identity and Vitality of High School Girl Students

This article is devoted to the problem of the relation of gender identity and hardiness of the girl students of different age. The causes leading to the crisis and changes in gender identity are examined. The author studies this relation of hardiness and attitudes towards gender identity using the sample of 168 girls students of a higher school with the help of Test of hardiness (Leontiev D.A. Rasskazova E.I.), M.Kuns technique Who am I and J. Teylors schedule of anxiety. The author comes to the conclusion that this relation is not a simple one and depends greatly on the family status of the girls. Motherhood is the factor determining important changes in gender identity, increasing the role of its family component. As a result mothers posititive perception of herself as a female turns out to be connected with the Attitude of control when other girls and womens perception is connected with attitudes of commitment and challenge

Текст научной работы на тему «Связь гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток, обучающихся в вузе»

Психологические науки

УДК 159.9.G1

Кузьмин

Михаил Юрьевич Mihail Kuzmin

Гусев

Алексей Николаевич Alexsey Gusev

Конопак Игорь Александрович Igor Konopak

СВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

RELATION OF GENDER IDENTITY AND VITALITY OF HIGH

SCHOOL GIRL STUDENTS

Статья посвящена проблеме связи гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток различного возраста. Рассматриваются возможные причины, ведущие к кризисным изменениям гендерной идентичности. На выборке студенток вуза (168 чел.) при помощи Теста жизнестойкости (Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова), методики М. Куна «Кто я» и шкалы тревожности Дж. Тейлора рассматривается связь жизнестойкости и гендерной идентичности в зависимости от отношения к ней. Показано, что связь между жизнестойкостью и гендерной идентичностью не является однозначной и зависит в значительной мере от семейного статуса студенток. Материнство является фактором, детерминирующим существенные изменения в гендерной идентичности. В результате позитивное восприятие себя как женщины у студенток, имеющих детей, оказывается связанным с аттитюдом Контроля, а у остальных — с аттитюдами Включенности и Принятия риска

Ключевые слова: гендерная идентичность, жизнестойкость, кризис идентичности, материнство

This article is devoted to the problem of the relation of gender identity and hardiness of the girl students of different age. The causes leading to the crisis and changes in gender identity are examined. The author studies this relation of hardiness and attitudes towards gender identity using the sample of 168 girls students of a higher school with the help of Test of hardiness (Leontiev D.A. Rasskazova E.I.), M.Kun’s technique “Who am I” and J. Teylor’s schedule of anxiety. The author comes to the conclusion that this relation is not a simple one and depends greatly on the family status of the girls. Motherhood is the factor determining important changes in gender identity, increasing the role of its family component. As a result mother’s posititive perception of herself as a female turns out to be connected with the Attitude of control when other girls and women’s perception is connected with attitudes of commitment and challenge

Key words: gender identity, hardiness, crisis of identity

Современность предъявляет особые требования к изучению проблемы кризиса социальной идентичности. По определению, предложенному Г.М. Андреевой, кризис социальной идентичности — это особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность [3]. Реакцией на потерю социальных ориентиров может стать деструктивное поведение личности. В связи с этим, на наш взгляд, важно изучить предпосылки к конструктивному переживанию кризиса социальной идентичности.

Одним из компонентов социальной идентичности личности является гендерная идентичность, кризис которой понимается неоднозначно в различных подходах. Так, связывается с изменениями самокатегори-зации себя под влиянием внешних причин [3] или с переструктурированием всех личностных смыслов [5].

Отдельно изучают факторы и способы конструктивного преодоления кризиса гендерной идентичности. Среди них Л.Н. Ожигова выделяет как внешние, так и внутренние механизмы. Среди последних она рассматривает значение смысловых механизмов реализации гендерной идентичности как одних из важнейших внутренних факторов [5].

По нашему мнению, среди факторов, способствующих конструктивному разрешению кризиса гендерной идентичности, можно выделить жизнестойкость личности, предложенную С. Мадди [8]. Согласно его гипотезе, жизнестойкость состоит из трех аттитюдов: вовлеченности, контроля и вызова. Вовлеченность, или включенность определяется как уверенность человека в том, что его включенность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное. Аттитюд контроля представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результаты происходящего, пусть и без гарантии. Наконец, атти-тюд вызова, или принятия риска представляет собой убежденность человека в том,

что любые изменения вокруг способствуют его развитию [8].

В исследованиях связи жизнестойкости с различными явлениями психической жизни установлено, что она оказывается фактором, предотвращающим развитие аддикций и способствующим социальной адаптации в трудных жизненных ситуациях [8; 4]. В связи с этим мы рассмотрим жизнестойкость как фактор преодоления кризиса гендерной идентичности студенток различного возраста и установим характер ее связи с гендерной идентичностью.

Методика

В исследовании приняли участие 168 студенток очного и заочного отделений различных факультетов ИГУ в возрасте 17.. .43 лет. Выбор группы для исследования обусловлен тем, что на этот период приходится основной этап развития кризиса, связанный с началом трудовой деятельности.

На основании анализа подходов к проблеме кризиса социальной идентичности нами выделены следующие критерии, позволяющие утверждать наличие кризиса:

— приписывание личностью себе негативных черт или низкая оценка актуального развития имеющихся черт (Г. Тэджфел, Дж. Тернер);

— категоризация себя исключительно в групповых терминах («мать», «девушка») без их оценки (Э. Эриксон, Дж. Марсиа);

— высокий уровень тревожности (Э. Эриксон) [по 2].

Для исследования кризиса гендерной идентичности использовалась методика М. Куна «Кто я» в обработке Т.В. Румянцевой [7]. Мы учитывали многогранный характер категории «гендерная идентичность» и поэтому выделяли собственно гендерную идентичность ( указание студентками качеств личности, традиционно поощряемых у женщин и семейный ее компонент (указание на свою роль в семье) [2].

Для исследования жизнестойкости и образующих ее аттитюдов использовался «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [4]. В методике представлены четыре показателя — Вовлеченность,

Контроль, Принятие риска и Жизнестойкость, выделенные С. Мадди [4; С. 5].

Для оценки уровня тревожности, являющегося еще одним показателем переживаемого кризиса идентичности, использовалась шкала тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчина [1].

Учитывая характер распределения данных испытуемых, для межгруппового сравнения мы использовали и-критерий Манна-Уитни, для оценки степени связи — ранговой корреляции Спирмена.

Результаты

1. Выраженность кризиса гендерной идентичности у студенток различного возраста.

На первом этапе исследования мы устанавливали наличие или отсутствие кризисных явлений в гендерной идентичности студенток 17.18 лет. Для этого мы разделили всю выборку на две возрастные группы, используя в качестве основания деления медиану. Медиана оказалась равной 18. В одну группу вошли студентки 17.18 лет (средний возраст — 17,6) количеством 104 человека, в другую — 19.40 лет (средний возраст — 21,2) количеством 64 человека.

Используя и-критерий Манна-Уитни, мы установили, что между выделенными группами существуют значимые различия в выраженности тревожности по шкале Тейлора (и=1410, р<0,01). Студентки младших курсов демонстрируют сравнительно более высокий уровень тревожности. Кроме того, у них позитивное отношение к своей гендерной идентичности оказывается выше, чем у испытуемых более старшего возраста (и=1365, р<0,01). Одновременно более выраженным оказывается и негативное отношение к своей гендерной идентичности (и=1670, р<0,05). Таким образом, среди студенток 17.18 лет сравнительно больше как испытуемых, принимающих свою гендерную идентичность, так и отвергающих ее. Исходя из этого, мы сделали вывод, что гендерная идентичность испытуемых 17.18 лет оказывается неоднозначной и неустойчивой, зачастую оцениваемой или крайне позитивно, или,

наоборот, негативно. Учитывая выделенные нами критерии кризиса идентичности, мы сделали вывод, что кризисные явления в гендерной идентичности среди испытуемых младших курсов выражены больше, чем среди испытуемых старших курсов и заочного отделения.

2. Изучение связи гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток различного возраста.

В ходе корреляционного анализа в группе девушек 17.18 лет выявлена положительная связь между позитивной оценкой своей гендерной идентичности и такими шкалами Теста жизнестойкости, как Жизнестойкость (р=0,41; р<0,001) и Включенность (р=0,38; р<0,001). Таким образом, для испытуемых 17.18 лет с положительной оценкой своей гендерной идентичности характерно стремление быть максимально включенной в происходящие вокруг нее процессы, равно как и высокий уровень жизнестойкости. Вместе с тем, у студенток более старшего возраста никаких статистически значимых корреляций между гендерной идентичностью и аттитюдами жизнестойкости выявлено не было. Таким образом, оказалось, что у испытуемых, у которых отсутствуют признаки кризиса гендерной идентичности, последняя не связана ни с жизнестойкостью, ни с ее аттитю-дами.

Мы предположили, что определенная связь между жизнестойкостью и гендерной идентичностью существует тогда, когда она претерпевает изменения. Таким образом, у студенток, не переживающих кризиса гендерной идентичности, связь между ней и жизнестойкостью должна отсутствовать. С другой стороны, с возрастом у студенток должна была бы возрастать актуальность такого важного компонента, как семейная идентичность, зачастую сливающаяся с гендерной идентичностью [по 5]. Тем не менее, мы не обнаружили какой-либо связи между семейной идентичностью и жизнестойкостью ни у студенток 17.18 лет, ни у студенток более старшего возраста. Дополнительный анализ показал, что нельзя сделать однозначный вывод о преобладании

студенток 17.18 лет или студенток более старшего возраста среди тех, кто выражает крайне позитивное или, наоборот, негативное отношение к своей гендерной или семейной идентичности. В целом мы сделали вывод об отсутствии определенной связи между возрастом и характером отношения к своей гендерной идентичности, включая как собственно гендерный, так и семейный ее компоненты.

3. Связь гендерной идентичности и жизнестойкости у студенток, имеющих и не имеющих детей.

На наш взгляд, полученные результаты можно объяснить следующими соображениями. Помимо нормативных кризисов на развитие гендерной идентичности влияют и события, прямо не связанные с возрастом [2], [5]. К ним относятся момент образования семьи, рождения ребенка и т. д. [5]. Без учета семейного статуса мы выделили достаточно неоднородную группу студенток старше 18 лет, которые, возможно, наполняют понятие гендерной идентичности различным содержанием. Это, вероятно, и не позволило выявить какие-то однозначные связи гендерной идентичности с аттитюда-ми жизнестойкости. В связи с этим мы ввели новый критерий для разделения выборки — наличие детей. В соответствии с ним в одну из групп вошли студентки различного возраста, имеющие детей (48 человек), а в другую — студентки, не имеющие детей (120 человек).

Используя и-критерий Манна-Уитни, мы выявили целый ряд значимых различий. Так, было обнаружено, что группа испытуемых, не имеющая детей, отличается большей выраженностью гендерной идентичности, а также таких аттитюдов жизнестойкости, как Включенность и Принятие риска (и=544, и=917, и=656, р=0,001 соответственно) . Наоборот, группа женщин, имеющая детей, отличается большей выраженностью семейной идентичности и такого аттитюда жизнестойкости, как Контроль (и=754; и=751; р=0,001).

Согласно результатам корреляционного анализа, в группе студенток, имеющих детей, обнаружена отрицательная корре-

ляция между позитивным отношением к своей семейной идентичности и аттитюдом Принятия риска (р=-0,39; р<0,05) и положительная корреляция между положительным отношением к семейной идентичности и аттитюдом Контроля (р=0,48; р<0,01). В группе студенток, не имеющих детей, обнаружена положительная корреляция между позитивным отношением к гендерной идентичности и такими аттитюдами жизнестойкости, как Включенность и Принятие риска (р=0,28; р=0,31; р<0,01).

Таким образом, рождение ребенка является определяющим фактором изменения отношения женщины к своей гендерной идентичности. Это влияет и на характер связи жизнестойкости и гендерной идентичности: женщина после рождения ребенка оценивает себя как хорошую мать, если ей удается сохранять контроль над окружающей ее саму и ребенка ситуацией. Наоборот, девушки, не имеющие детей, поддерживают позитивное отношение к себе за счет аттитюдов Включенности и Принятия риска: оценивается, насколько женщина способна обращать себе на пользу проблемные ситуации (быть «настоящей стервой», как указала одна из испытуемых, не имеющая детей) и насколько эффективно она развивает свои социальные связи и отношения.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) связь между жизнестойкостью и гендерной идентичностью у студенток вуза не является однозначной и зависит в значительной мере от их семейного статуса;

2) материнство является фактором, детерминирующим возрастание роли семейного компонента гендерной идентичности. В результате позитивное восприятие себя как женщины у матерей оказывается связанным с аттитюдом Контроля, со способностью управлять ситуацией вокруг себя и ребенка, а у остальных девушек и женщин

— с аттитюдами Включенности и Принятия риска, подразумевающими активное расширение социальных связей и готовностью к риску.

Литература

1. Дермаиова И.Б. (ред) Диагностика эмоционально-нравственного развития. — СПб., 2GG2.— С.126-128.

2. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. д-ра психол. наук. — Ярославль, 2GG3. — 399 с.

3. Клецина И.С. Геидериая социализация: учеб. пособие. — СПб.: СПбГУ, 1998. — 228 с.

4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2GG6. — 63 с.

5. Ожигова Л.Н. Геидериая идентичность личиости и смысловые механизмы ее реализации: автореф. дис. каид. психол. иаук. — Краснодар, 2GG6. — 47 с.

6. Радииа Н.К. К проблеме использования геидериого анализа в психологических исследованиях // Вопр. психологии. — 1999. — № 2. — С. 22-28.

7. Румянцева Т.В. Трансформация идентичности студентов медицинского вуза в меняющихся социальных условиях: автореф. дис. каид. психол. иаук. — Ярославль, 2GG5. — 28 с.

8. Khoshaba, D., & Maddi, S. (1999) Early Antecedents of Hardiness. Consulting Psychology Journal, Spring 1999. Vol. 51, (n2); Ш6-117.

Коротко об авторах

Briefly about the authors

Кузьмин М. Ю., преподаватель кафедры социальной психологии ИГУ 89149451552

M. Kuzmin, teacher, Social Psychology department, lrkutsk State University

Научные интересы: социальная идентичность, жизнестойкость

Scientific interests: social identity, vitality

Гусев А.Н., д-р психол. наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова 89149451552

A. Gusev, Doctor of Philosophical Sciences, professor of Psychology faculty, Moscow State University

Научные интересы: психодиагностика

Scientific interests: psycho diagnosis

Конопак И.А., канд. филос. наук, доцент кафедры

общей психологии ИГУ

89149451552

I. Konopak, Candidate of Philosophical Sciences, associate professor, General Psychology department, Irkutsk State University

Научные интересы: общая психология, психология личности, история психологии

Scientific interests: general psychology, psychology of personality, history of psychology

б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.